Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, типыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные методы монетарной политики. Монетарная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом. Можно выделить 4 основные звена передаточного механизма кредитно-денежной политики: 1. изменение величины реального предложения денег (М/Р) в результате проведения Центральным Банком соответствующей политики; 2. изменение ставки процента на денежном рынке; 3. реакция совокупных расходов (в особенности инвестиционных расходов) на динамику ставки процента; 4. изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов). С точки зрения проведения экономической политики, основными принципами монетаризма является 1) упорядочение на темп роста объема денежной массы, 2) отрицание использования принципа точной настройки и поддержание денежного правила, 3)большее значение придается издержкам инфляции по сравнению с издержками безработицы. Монетарное правило. Монетаристы делают вывод: руководящие кредитно-денежные учреждения должны стабилизировать не процентную ставку, а темп роста денежного предложения. В частности, Фридмэн выступает за законодательное установление монетарного правила, согласно которому денежное предложение расширяется ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп потенциального роста ВНП, т.е. денежное предложение должно устойчиво возрастать на 3-5% в год. Такое правило считают монетаристы, устраняет главную причину нестабильности экономики – изменчивое и непредсказуемое воздействие антициклической кредитно-денежной политики. Сущность денежно-кредитной политики. Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитной политики: устойчивые темпы роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса. Из их совокупности можно выделить приоритетную цель денежно-кредитной политики — стабилизацию общего уровня цен. Наряду с конечными выделяют промежуточные цели. Ими являются объем денежной массы и уровень процентных ставок. Осуществляет денежно-кредитную политику центральный банк страны. Процесс денежно-кредитного регулирования можно разделить на два этапа. На первом этапе центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т.д. На втором — изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей. Инструменты денежно-кредитной политики. Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы, влияют на рынок ссудного капитала в целом. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются изменения учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Это косвенные методы регулирования. Изменение учетной ставки — старейший метод денежно-кредитного регулирования. В его основе лежит право центрального банка предоставлять ссуды тем коммерческим банкам, которые обладают прочным финансовым положением, но в силу определенных обстоятельств нуждаются в дополнительных средствах. За предоставленные средства центральный банк взимает с заемщика определенный процент. Норма такого процента называется учетной ставкой. Таким образом, учетная ставка — это "цена" дополнительных резервов, которые центральный банк предоставляет: коммерческим. Центральный банк имеет право изменять ее, регулируя тем самым предложение денег в стране. При понижении учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды. Предоставляя их, центральный банк увеличивает на соответствующую сумму резервы коммерческих банков-заемщиков. Эти резервы являются избыточными, так как для поддержания таких ссуд, как правило, не требуется обязательных резервов. Поэтому взятые у центрального банка средства коммерческие банки могут полностью использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег ведет к снижению ставки ссудного процента, т.е. того процента, по которому предоставляются ссуды предпринимателям, населению. Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства. При повышении учетной ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссуды центрального банка, что замедляет темпы роста (или сокращает) предложение денег и повышает ставку ссудного процента. "Дорогой" кредит предприниматели берут меньше, а значит, и меньше средств вкладывается в развитие производства. Считалось, что обязательные резервы коммерческий банков необходимы, чтобы гарантировать вкладчикам выплату денег в случае банкротства. Однако, как показала практика, они оказались малоэффективным средством защиты депозитов. Поэтому для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательные резервы получили другое назначение: с их помощью осуществляется контроль за объемом денежной массы и кредитом. Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования. Предположим, центральный банк повысил резервную норму. Коммерческие банки могут, во-первых, оставить обязательные резервы прежними и соответственно уменьшить выдачу ссуд, что приведет к сокращению денежной массы. Во-вторых, они могут увеличить обязательные резервы, чтобы выполнить требования центрального банка. Для этого им понадобятся свободные денежные средства. Чтобы найти их, банки будут продавать государственные облигации, потребуют возврата денег по ссудам. Покупатели ценных бумаг, заемщики, чьи ссуды были истребованы, используют свои депозиты, потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам. Этот процесс будет вести к сокращению вкладов на текущих счетах и, следовательно, снижению способности банков к созданию денег. Как правило, в ответ на повышение нормы резервов банки одновременно увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд. Напротив, понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путем кредитования. Следует учитывать, что повышение или понижение нормы обязательных резервов изменяет также денежный мультипликатор. Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке и продаже центральным банком государственных ценных бумаг. Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг. Покупая и продавая ценные бумаги, центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку и, следовательно, на предложение денег. При необходимости увеличить денежную массу он начинает покупать государственные бумаги у коммерческих банков и населения. Если ценные бумаги продают коммерческие банки, то центральный увеличивает резервы коммерческих банков на своих счетах на сумму покупок. Это позволяет коммерческим банкам расширить выдачу ссуд и увеличить предложение денег. Покупку государственных ценных бумаг у населения центральный банк оплачивает чеками. Население приносит чеки в коммерческие банки, где ему на соответствующую сумму открывают текущие счета, а коммерческие банки предъявляют их к оплате центральному. Он оплачивает их путем увеличения резервов коммерческих банков. Рост резервов расширяет возможности создания банками кредитных денег. Если количество денег в стране необходимо сократить, центральный банк продает государственные ценные бумаги. Их покупку коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке. Последний учитывает чеки, уменьшая на сумму покупки резервные счета банков. Это ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы. Население, покупая ценные бумаги, выписывает чеки на коммерческие банки. Центральный банк учитывает эти чеки, уменьшая резервы коммерческих банков, находящиеся на его счетах, а следовательно, и предложение денег. Операции на открытом рынке являются наиболее важным, оперативным средством воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу. Наряду с косвенными инструментами могут применяться и административные методы регулирования денежной массы: прямое лимитирование кредитов, контрольно-отдельным видам кредитов и т.д. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии, ограничении размеров кредитования в тех или иных отраслях и т.д. Принцип лимитирования, как правило, используется одновременно с льготным кредитованием приоритетных секторов экономики. К селективным методам денежно-кредитного регулирования относят контроль по отдельным видам кредитов (ипотечному, под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам), установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков и т.д. Следует подчеркнуть, что при реализации денежно-кредитной политики центральный банк использует одновременно совокупность инструментов. Типы денежно-кредитной политики. Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика "дорогих денег" (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика "дорогих денег" является основным методом антиинфляционного регулирования. В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика "дешевых денег" (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги; снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам. Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности. Антиинфляционная политика Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику, т. е. комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые предпринимаются с целью стабилизации общего уровня цен. Поскольку окончательно избавиться от инфляции невозможно (рыночная экономика инфляционна по своей сути), задача антиинфляционного регулирования состоит в установлении контроля над инфляцией, снижении темпа роста цен до умеренного уровня. Поэтому антиинфляционная политика является постоянным элементом макрорегулирования. Выбор наиболее эффективных методов борьбы с инфляцией возможен только тогда, когда определены ее основные причины. Как известно, инфляция вызывается нарушениями равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением Нарушения равновесия могут быть вызваны, либо ростом спроса, либо сокращением предложения. Обе причины могут существовать либо в отдельности, либо вместе, В некоторых странах они действуют одновременно, что усложняет борьбу с инфляцией. Соответственно комплекс антиинфляционных мер условно можно разбить на две группы. К одной относятся мероприятия, которые направлены на сокращение спроса, а к другой — те, которые способствуют развитию, совершенствованию производства. Основной причиной чрезмерного спроса является наличие в экономике избыточной денежной массы, которая возникает в результате выпуска денег, не обеспеченных товарами и услугами. Поэтому важнейшим методом борьбы с инфляцией является рестрикционная денежно-кредитная политика, главная задача которой — ограничение прироста денежной массы в обращении. Следует подчеркнуть, что в условиях перехода к рыночной экономике невозможно бороться с инфляцией, используя только монетарные инструменты. Наряду с ними большое значение имеют прямые методы регулирования денежной массы, а также селективные инструменты денежно-кредитной политики. Борьба с инфляцией требует осуществления бюджетной политики, направленной на сокращение бюджетного дефицита. Во время инфляции, особенно когда она налагается на спад производства, в качестве антиинфляционной, меры может применяться политика доходов. Она заключается в одновременном сдерживании роста цен и номинальной заработной платы. Как правило, правительство замораживает их или устанавливает верхние пределы роста. Такая, политика помогает сдерживать рост совокупного спроса. Замораживание цен также позволяет преодолеть инфляционные ожидания населения, предпринимателей, которые раскручивают спираль инфляции. Применение политики доходов проблематично в связи со снижением реальных доходов населения и его обнищанием.
Модель IS-LM.Условие одновременного равновесия на товарном и денежном рынке. Товарный и денежный рынки взаимосвязаны. Это позволяет определить условия, при которых наступает одновременное равновесие на обоих рынках. Модель двойного равновесия была разработана известным английским экономистом Дж.Хиксом и получила название «IS-LM модели». Дж.Хикс был последователем Дж.М.Кейнса, и модель базируется на кейнсианских теоретических положениях. Согласно им национальный объем производства равен национальному доходу. Чтобы построить модель IS-LM, необходимо определить параметры, связывающие товарный и денежный рынки. Основным параметром товарного рынка является реальный объем национального производства или национального дохода. Известно, что он определяет спрос на деньги для сделок и значит общий спрос на деньги и процентную ставку, при которой достигается равновесие на денежном рынке. В свою очередь уровень процентной ставки влияет на объем плановых инвестиций, являющихся элементом совокупных расходов. Но, согласно Кейнсу, именно равенство совокупных расходов национальному доходу определяет равновесие на рынке товаров. Таким образом, денежный и товарный рынки взаимосвязаны через национальный доход Y, инвестиции процентную ставку i. Рассмотрим эти взаимосвязи графически сначала на товарном, а затем на денежном рынках. Уровень цен будем считать постоянным. Товарный рынок. Обратная зависимость между уровнем процентной ставки i и плановыми инвестициями I отражена на рис. 20.4, а. При уровне процентной ставки i1 объем плановых инвестиций будет I1. Соответственно совокупные расходы АЕ (рис. 20.4, б) показаны линией С + I1 +G, которая, пересекаясь с биссектрисой, определяет точку равновесия Е1 и равновесный объем национального дохода У1. Таким образом, при процентной ставке i 1 равновесным будет национальный доход У 1. Эти параметры определят точку A (рис. 20.4, в). Допустим, процентная ставка снизилась с i1 до i2, что приведет к росту плановых инвестиций с I1 до I2 и увеличению совокупных расходов. Кривая совокупных расходов сдвинется вверх, в положение С + I2 + G (рис. 20.4, б). Новое положение равновесия на товарном рынке будет достигнуто в точке Е2, а равновесным будет национальный доход У2. Так как инвестиции обладают мультипликационным эффектом, то определить прирост национального дохода можно умножив прирост инвестиций на мультипликатор. На рис. 20.4,в значениям i2, У2 будет соответствовать точка В. Если непрерывно изменять значения процентной «ставки и для каждого находить соответствующие значения национального дохода, то на графике получим кривую IS (рис. 20.4, в). Каждая ее точка выражает такую комбинацию i и У, при которой наступает равновесие на товарном рынке, то есть выполняется кейнсианское условие равновесия: совокупные расходы равны произведенному национальному доходу. Кривая IS имеет нисходящий вид, что объясняется обратной зависимостью между уровнем процентной ставки и величиной совокупных расходов, национального дохода. Все точки, лежащие вне кривой IS дают неравновесное состояние товарного рынка.
Денежный рынок. Допустим, произведен национальный доход Y. Его объем определяет спрос на деньги для сделок и соответственно совокупный спрос на деньги Dm1 Если предложение денег S т, то денежный рынок будет находиться равновесии в точке E1 (рис. 20.5, а). Следовательно, при национальном доходе Y1 денежный рынок будет равновесным, если процентная ставка будет i1. Значения У1, i1 определяют на рис. 20.5, б точку А. Предположим национальный доход возрос с У1 до У2 Соответственно увеличился спрос на деньги для сделок и совокупный спрос с Dт1 до Dт2 (рис. 20.5, a). Спрос на деньги превысил их предложение. Это привело к росту ставки процента до i2 i Sm а i б Dm2 B i2 i2 i1 Dm1 E2 i1 A E1 LM Y Y2 Y1 Количество денег Рис. 20.5. Равновесие денежного рынка. Кривая LM При национальном доходе У2 денежный рынок будет находиться в равновесии, когда ставка процентам будет равна i2 Значения У2 и i2 определят на графике точку B. Изменяя непрерывно объем национального дохода, можно определить множество, процентных ставок, при которых рынок денег будет находиться в равновесии и построить кривую L М (рис. 20.5, б). Каждая точка кривой показывает такую комбинацию i и У, при которой рынок денег — равновесный. Кривая LМ имеет восходящий вид, что объясняется прямой зависимостью между i и У. Модель IS-LM. Кривая IS отражает все соотношения между У и i, при которых товарный рынок, находится в равновесии. Кривая LМ — все комбинации У и i, которые, обеспечивают равновесие денежного рынка. Чтобы определить общее равновесие на товарном и денежном рынках, необходимо совместить на одном графике обе кривые (рис. 20.6.). i IS LM Рис.20.6. Модель IS-LM
iE E
YE Y
Точка Е единственная, в которой оба рынка будут находиться в равновесии. Кривые IS, LM могут изменять свое положение под воздействием различных факторов (исключая i и У). Так, изменения потребления, государственных закупок, чистых налогов приводят к сдвигам кривой IS. Изменения спроса на деньги, предложения денег сдвигают кривую LM. Наибольший интерес представляют сдвиги кривых, происходящие при изменениях государственных расходов и предложения денег, ибо они являются объектами регулирования в фискальной и денежно-кредитной политике. н предложения денег, ибо они являются объектами регулирования в фискальной и денежно-кредитной политике. Рассмотрим сдвиг кривой IS, вызванный ростом государственных расходов. Предположим, что первоначально общее равновесие на рынках товаров и денег достигалось в точке Е при процентной ставке i и национальном доходе YE (рис. 20.7). Допустим экономическая ситуация в стране потребовала увеличения государственных расходов. Они привели к увеличению совокупных расходов, что обусловливает рост национального объема производства и национального дохода (следует учитывать, что государственные расходы обладают эффектом мультипликатора). Это приводит к сдвигу кривой IS в положение IS1. Если бы при этом процентная ставка осталась прежней iE, то новое положение равновесия было бы достигнуто в точке E2, а национальный доход был бы У2. Но растущий национальный доход увеличивает совокупный спрос на деньги, который начинает превышать предложение денег, что ведет к росту процентной ставки. На товарном рынке увеличение совокупных расходов побуждает предпринимателей соответственно увеличивать объем инвестиций. Однако рост процентной ставки начинает сдерживать этот процесс, заставляя предпринимателей сокращать планируемый при процентной ставке прирост инвестиций. В результате национальный доход увеличится до Y1, а не до У2. В этом случае новое положение равновесия на рынках товаров и денег будет достигнуто в точке Е1 при знениях i1, Y1. Таким образом, модель IS-LM показывает, что рост государственных расходов вызывает как увеличение объема национального дохода с уE до Y1, так и рост процентной ставки с iE до i1.
Рис. 20.7. Модель 15-1.М Рис. 20.8. Модель 15-1.М.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.195.142 (0.014 с.) |