ТОП 10:

Денежно-кредитная политика в современной России



Подденежно-кредитной политикой понимается целена­правленное управление государством банковским процентом, де­нежной массой и кредитами. В отличие от бюджетной, кредитно-денежная политика оказалась обоюдоострым оружием, с помощью которого можно справиться и со спадом производства, и с инфляци­ей. Суть этой политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, - на потребительский и инвестиционный спрос.

Главную роль в реализации кредитно-денежной политики игра­ет Центральный банк России. Регулируя процентную ставку в зави­симости от сложившейся экономической ситуации, он тем самым расширяет или сужает возможности выдачи кредитов коммерче­ским банкам.

Центральный банк может воздействовать и при помощи нормы обязательных резервов. Снижение этой нормы создает большие воз­можности коммерческим банкам для выдачи кредитов и наоборот.

Государство может существенно влиять на экономический рост и инфляцию при помощи скупки или продажи своих ценных бумаг. При помощи скупки своих ценных бумаг у их держателей появля­ются денежные средства, что может стимулировать экономический рост. Если государство борется с инфляцией, то оно продает свои ценные бумаги, тем самым уменьшая в обороте денежную массу.

Как показала мировая практика, бюджетная и кредитно-денеж­ная политика должна проводиться государством совместно и сбалансированно, ибо только в этом случае оно может эффективно влиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны.

Денежно-кредитная политика акцентирует свое внимание на процессах перераспределения общественных благ, регулировании денежного оборота в наличной и безналичной форме, достаточных для совершения кругооборота и оборота капиталов. Банки, обслуживая воспроизводственный процесс в целом, работают главным образом в сфере обмена, другие же финансовые институты решают задачи в сфере распределения общественного продукта.

Инструменты денежно-кредитного регулирования представлены в таблице 1.


Таблица 1 - Инструменты денежно-кредитного регулирования

Инструменты Денежно-кредитная политика Денежно-кредитное регулирование
Определение   Стратегия государства в области регулирования денежной массы   Мероприятия, проводимые Центральным банком РФ, для достижения целей ДКП  
Субъект   Государство   Центральный банк  
Объект   Денежная система   Уровень инфляции, ставка рефинансирования, нормативы обязательных резервов
Операции на открытом рыке     Ломбардные, депозитные аукционы, облигации Банка России  
Операции постоянного действия     Кредиты (внутридневные, овернайт), депозитные операции  

 

Политика, допускающая хождение в хозяйственном обороте платежных средств исключительно для целей обмена, и подкрепляющая увеличение товарного предложения, создает опасность роста инфляции. Хотя монетарная политика у нас называется «денежно-кредитной политикой», однако роль кредита в ней проявляется слабо.

По своей природе кредит является категорией обмена, разделенного во времени. Кредит увеличивает денежный оборот, предоставленный в денежной форме юридическим и физическим лицам, он создает новые деньги на депозитных счетах в банках, что дает владельцам этих счетов возможность расширения платежей по своим обязательствам.

Однако денежно-кредитная политика в России носит пассивный характер. Она направлена на снижение инфляции, обеспечение стабильности цен. А должна выполнять двуединую задачу: содействовать устойчивому экономическому росту и увеличению занятости, снижению инфляции. К сожалению, эти стимулирующие свойства кредита как ускорителя производства и обращения учитываются далеко не в полной мере. Его назначение в российской экономике реализуется крайне недостаточно. Отношение размера кредита к ВВП у нас в несколько раз меньше, чем в развитых странах. Пропорции в размещении кредитов по срокам, видам, между предприятиями и населением нарушены.

Долгосрочные кредиты (сроком свыше 3-х лет), в которых особенно нуждается национальная экономика, в последние годы занимают незначительный удельный вес (в пределах 8%). При этом кредит как источник формирования оборотного капитала предприятий составляет менее 30%.

Еще более заметны диспропорции в кредитовании населения. Доля ссуд населению в совокупных кредитных вложениях банковского сектора составляет менее 20%. Это существенно ниже мировой банковской практики, где объемы кредитования юридических и физических лиц примерно равны. Нам еще далеко до бума кредитования, мы сегодня ближе к его ограничению, нежели перенасыщению.

Как известно, любое хозяйство может развиваться по двум моделям.

Первая модель предполагает ведение производства на базе уже созданных в обществе накоплений. В этом случае развиваться экономика может только тогда, когда располагает созданными материальными благами. Отсюда акценты на сбор доходов, налоговую политику, бюджетный процесс. Считается, что вначале более существенным является накопление резервов, а затем перераспределение материальных благ. Недостаток такой модели в том, что она предполагает ожидание первоначального накопления благ, сдерживающее ускоренный рост.

Наиболее развитые государства смогли преодолеть это ожидание и связанную с ним ограниченность ресурсов. Развитие их экономик пошло по второй модели — за счет вовлечения в оборот тех стоимостей, которые были созданы, но находились в недвижимом состоянии. Данная модель несколько меняет приоритеты — на первый план выходит не политика бюджетного финансирования производственных затрат, а монетарная политика, основанная на более широком использовании кредита.

Локомотивом ускоренного экономического роста становится политика Центрального банка, всемерно поощряющего инвестиции в экономику. К сожалению, Банк России не занимает подобной позиции. Изменения, прежде всего, следует внести в каналы вхождения денег в экономический оборот. В современной российской практике деньги пускаются в оборот через покупку иностранной валюты (доллара и евро). Это означает, что деньги, пущенные в оборот, начинают обращаться как платежные средства, опосредуя обмен как деньги, а не капитал. Они, к сожалению, не становятся активным стимулом их использования в целях создания новой стоимости.

Оптимальным выходом из данной ситуации является развитие эмиссии денег не на пассивной, а на активной основе — на основе более широкого применения кредита, в том числе в порядке рефинансирования. Создается впечатление, что мы пока не знаем, как наиболее эффективно распорядиться ресурсами, имеющимися на рынке ссудных капиталов. Мы предпочитаем создавать фонды, наращивать валютные резервы.

Можно хранить золотовалютный резерв в запаснике, можно поместить на счета в зарубежных банках или покупать ценные бумаги зарубежных государств. Именно по этому пути шла российская экономика. Парадокс современного денежного обращения состоит и в том, что государство, размещая валютные резервы за рубежом, в условиях глобализации общественных отношений не может перекрыть денежные потоки в противоположном направлении. И как российским коммерческим банкам реагировать на недостаток денежного предложения, на дороговизну денежных ресурсов внутри страны? Они берут валютные кредиты за границей, компенсируя тем самым недостаток денежного предложения. Каналы денежного предложения продолжают наполняться, однако, уже без участия денежных властей. Конечно, все это требует модернизации денежно-кредитной политики.

Для повышения эффективности денежно-кредитной политики должна быть разработана современная концепция банковской политики. К сожалению, такой политики государства и банков в документальном, сводном виде не существует. В развернутом виде такая политика не планируется, нет ее и на уровне отдельных денежно-кредитных институтов.

В федеральных округах нет банков, основная функция которых состояла бы во всемерном поощрении регионального развития. Ведущие коммерческие банки на местах работают не по принципам банков развития, поощряющим развитие малого и среднего бизнеса и реализацию региональных социально-экономических программ, а как коммерческие кредитные структуры. Созданный Банк развития прикрывает лишь одно направление деятельности на уровне страны — внешнеэкономическую деятельность. Разумеется, этого недостаточно. Необходимо создать целую сеть таких банков, которые в связке с финансовой поддержкой государства будут содействовать развитию экономики. В ряде стран существует особая система сберегательных банков, обеспечивающих сохранность вкладов населения. К сожалению, в России нет собственно сберегательных банков. У нас успешно функционирует Сберегательный банк РФ. Это самый мощный в стране денежно-кредитный институт, но по своему статусу он является универсальным, а не сберегательным банком.

В ряде стран (США, Англии) сделан акцент в сторону специализированных банков. Для континентальной Европы более характерна модель универсального развития банков. При вступлении России в ВТО при условиях постоянно растущей конкуренции крайне важным станет выбор правильного и точного направления развития. Отечественным банкам предстоит не просто выживать, но и достойно соперничать с более мощными и опытными иностранными институтами, которые пробиваются на российский финансовый рынок.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.007 с.)