Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эффективность государственного регулирования в переходной экономикеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Объектами государственного регулирования экономики являются 1. Национальная экономика: Во-первых, национальную экономику можно рассматривать как синтез хозяйственных систем различных форм собственности Во-вторых, в составе национальной экономики можно выделить хозяйственные системы, соответствующие уровням управления экономикой и различающиеся степенью свободы действий и сложностью решаемых задач 2. Основные отрасли, регионы, 3. условия социально-экономического развития страны. В рыночных условиях, когда значение частной собственности существенно, государство не может и не должно контролировать весь процесс воспроизводства (как это происходит в административно-командной системе управления), и поэтому задачей государства является создание так называемых «рамочных» (принципиальных) условий, в пределах которых хозяйствующие субъекты должны сами находить наиболее рациональные решения, Одновременно государственное регулирование экономики в современных условиях охватывает лишь те общие экономические процессы, в управлении которыми заинтересованы и государство, и общество в целом. Конкретными объектами государственного регулирования экономики являются: экономический цикл; секторная, отраслевая и региональная структуры хозяйства; экономический потенциал; занятость населения; денежное обращение; платежный баланс; ценовая политика; научно-технический прогресс; условия конкуренции; социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также: социальное обеспечение; образование; здравоохранение; культура; окружающая среда; внешнеэкономическая политика и др. 4. Особняком стоит государственный сектор, являющийся одновременно и объектом, и инструментом государственного регулирования. Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся предметом купли-продажи и прибыли (земли, леса, воды, парки, музеи и др.). Под эгидой государства часто находятся важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, институты кредитно-денежной сферы (Центробанк), часть промышленности. В государственном ведении находятся обычно стратегические запасы и отдельные предприятия. Государственное участие осуществляется также через смешанные корпорации и другие формы общественного контроля. В отечественной литературе под субъектами государственного регулирования экономики понимают, как правило, само государство. Однако такое понимание является весьма упрощенным. Представляется, что субъектами государственного регулирования экономики являются носители, выразители и исполнители экономических (хозяйственных) интересов. Последними являются юридические и физические лица, а также образуемые ими группы (союзы, объединения). Другими словами, в сферу государственного регулирования попадает все экономически активное население страны. 1. Государственные органы. На высшем государственном уровне осуществляется разделение функций между законодательной и исполнительной ветвями власти. Характер разделения функций зависит от организационно-политического типа самого государства (федерация или централизованное государство). Субъектами государственного регулирования экономики являются также негосударственные субъекты. К ним относятся различного рода объединения, которые выражают интересы определенных слоев и групп населения. Это главным образом профсоюзы и различного рода союзы предпринимателей. Государственное регулирование экономики предполагает обоснование и достижение определенных целей. Мировой опыт свидетельствует о том, что развитие общества требует одновременного решения целого комплекса различных целевых установок. Для государственной экономической политики характерна иерархическая подчиненность целей, которая может быть представлена как «дерево» или «пирамида» целей (рис. 1). Рисунок1 - Схема формирования системы целей государственной экономической политики Исходя из функций государства и основных принципов формирования экономической политики, можно выделить следующие уровни в системе национальных интересов. 1. На глобальном уровне принято выделять высшую (глобальную) цель развития национальной экономики, которая предполагает обеспечение максимального благосостояния общества. Эту цель трудно однозначно сформулировать и оценить количественно, то есть в определенной мере она имеет условный характер. 2. Высшая цель развития общества конкретизируется в системе целей второго уровня, которые условно называют главными (генеральными) целями, В специальной литературе эти цели часто трактуются как функции государства. Достижение этих целей является своеобразным средством для реализации глобальной цели развития общества. 3. Генеральные цели конкретизируются с помощью стратегических целей, которые неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики. Эти цели взаимосвязаны между собой. Их состав не может оставаться неизменным и должен уточняться в зависимости от изменения реальной политической и экономической ситуации в стране, системы социальных приоритетов, уровня осознания субъектами государственного регулирования системы приоритетов, установленной правительственными органами на определенный период времени, и т. п. Накопленный опыт государственного регулирования экономики в промышленно развитых странах Запада дает основание для выделения достаточно устойчивой, стандартной группы показателей, которые в совокупности довольно четко отражают внешнюю цель государственного вмешательства в экономику. Вместе с тем вполне понятно, что в отдельных странах и в различные периоды времени состав этих целей может уточняться е зависимости от количества намеченных целей и их иерархической расстановки, В специальной литературе принято выделять четыре основные стратегические цели (четырехугольник целей): - обеспечение необходимых темпов экономического роста; - обеспечение полной занятости населения страны; - стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; - поддержание внешнеэкономического равновесия. После возникновения развитого рыночного хозяйства в обществе сложились различные способы регулирования и приспособленный им механизм управления: стихийно-рыночный и планово-регулируемый. На уровне микроэкономики в условиях рынка к настоящему времени сложился механизм планового управления производством. В масштабе же макроэкономики, на уровне национальной экономики, долгое время преобладало стихийное регулирование, где не срабатывали рыночные принципы. С переходом к индивидуальной стадии производства, усложнением экономических связей, все более настоятельной становилась необходимость общенационального регулирования всего процесса общественного производства. Представление о смешанной экономике как экономике, составляющей рыночные основы и регулируемой государством, сформировалось в качестве особого научного направления в рамках теории эффективного использования ограниченных ресурсов. Нельзя не согласиться с мнением Л. Абалкина, который утверждает, что нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях социально-ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Таких примеров в мире нет. Экономическая политика государства является одним из важнейших понятий экономической теории и необходимым инструментом макроэкономического регулирования. Как официальный представитель всего общества, специально организованный устойчивый социальный институт, государство должно: обоснованно формулировать экономические, социальные, духовные и иные потребности общества с учетом интересов будущих поколений; отражать эти потребности в соответствующих экономических и политических программах; осуществлять увязку этих потребностей с наличными и перспективными ресурсами их удовлетворения; наконец, вырабатывать механизмы и создавать условия для развития институтов, способствующих удовлетворению этих потребностей. Главное назначение государства в современных условиях, характеризующихся усложнением внутренних и внешних экономических связей, глобализацией человеческих отношений состоит в регулировании этих процессов и адаптации их к динамичным изменениям в мировом развитии. Функции государства в современной рыночной экономике есть отражение переходных отношений. Роль государства качественно различается на этапах становления, формирования рыночной экономики и в условиях функционирования уже сложившейся, и отрегулированной экономики рыночного типа. Но задачи государства связаны не только с созданием условий функционирования рынка на всех этапах его деятельности, они предполагают признание его роли в соблюдении баланса общественных интересов, социальной стабильности и защите национальных интересов. Государственное регулирование - это комплекс законодательных, исполнительных и контролирующих функций государства, направленных на приспособление и развитие социально-экономических основ общества к изменяющимся условиям, а также процесс по организации общественного воспроизводства, направленный на эффективное использование ограниченных производственных ресурсов для удовлетворения потребностей членов общества. Государственные институты должны быть достаточно сильными и действенными, чтобы справиться с поддержанием эффективного состояния рыночного механизма, а это возможно при регулирующих государственных рычагах, которые дополняют рынок и конкуренцию. В результате хозяйственный механизм современной смешанной экономики выступает как единое целое, состоящее из рынка и нерыночного регулирования. Государственное регулирование есть система, включающая разнородные элементы: цели, методы и инструменты. Удачное сочетание разных ее элементов повышает эффективность, по мнению авторов, решения социально-экономических проблем, неподвластных рынку. Опыт развитых стран мира подтверждает, что чем острее экономическая ситуация в стране, тем выше роль прямых административных методов в государственном управлении экономикой, чем стабильнее положение, тем выше роль рыночных методов и косвенных регуляторов (налоги, кредит, цены и др.). Под государственным регулированием понимается процесс выработки государством системы правил, а также обеспечивающих их реализацию и защиту механизмов, которые обусловливают корректировку поведения экономических агентов и, следовательно, перевод макроэкономической системы в целом в желательное состояние.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.195 (0.007 с.) |