Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Региональная экономическая политика, ее направления и механизмы реализации

Поиск

Под региональной экономической политикой понимается система целей и задач органов государственной власти по уп­равлению социально-экономическим развитием регионов, а так­же механизм ее реализации. Региональная политика являет­ся частью общей социально-экономической политики государ­ства. Она реализуется комплексом законодательных, админи­стративных, социально-экономических и других мероприятий, осуществляемых республиканскими и местными органами го­сударственного управления, в тесной координации с общерес­публиканскими мерами по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, обеспечению занятости населе­ния, градостроительной и социальной политикой, а также дру­гими направлениями деятельности государства.

Стратегическими принципами региональной экономической политики для центра выступа­ют сохранение единого экономического пространства стра­ны, развитие местного самоуправления, достижение бюджет­ной достаточности территории, приоритетность и субсидиарность, комплексность и партнерство, перманентность (не­прерывность воздействия) и мониторинг, а также превентивность действий.

Основной целью региональной экономической политики в Республике Беларусь является обеспечение благоприятных ус­ловий жизнедеятельности людей независимо от места прожива­ния и увеличение вклада всех регионов в решение общереспуб­ликанских задач за счет эффективного использования их кон­курентных преимуществ и формирования новых точек роста.

Основными направлениями региональной политики явля­ются:

¨обеспечение комплексности и сбалансированности разви­тия регионов и размещения производительных сил;

¨углубление специализации и повышение эффективности экономики регионов за счет создания новых экспортоориентированных производств и предприятий, применяющих ресурсо- и энергосберегающие технологии для выпуска продукции с вы­сокой добавленной стоимостью;

¨приоритетное развитие производств и видов деятельнос­ти, использующих местное сырье и ресурсы, а также связанных с переработкой сельскохозяйственной продукции, обслужива­нием сельского и лесного хозяйства;

¨создание условий для сбалансированного воспроизводства и использования возобновляемых, а также рационального рас­ходования невозобновляемых природных ресурсов;

¨обеспечение самодостаточного развития регионов, стиму­лирование их экономической активности на основе заинтересо­ванности в результатах своей деятельности; ¨стимулирование активности и ответственности региональных органов управления при решении проблем социально-эко­номического развития регионов.

Важнейшим инструментом реализации задач регионально­го развития является разработка прогнозов, программ и страте­гических планов развития регионов, городов и административ­ных районов.

Для эффективной реализации государственной региональ­ной экономической политики необходимо разграничение и за­крепление предметов ведения, полномочий и ответственности органов власти разных уровней за устойчивое социально - экономическое и экологическое развитие регионов.

В сферу ответственности республиканских экономических ведомств на региональном уровне следует включить вопросы:

¨улучшения макроэкономических условий, необходимых для функционирования экономики регионов;

¨создания регионально ориентированных рычагов и стиму­лов, способствующих эффективному развитию субъектов хо­зяйствования во всех регионах страны;

¨содействия реализации региональных программ социаль­но-экономического развития отдельных территориальных об­разований;

¨определения региональных приоритетов и отраслей спе­циализации экономики каждого региона;

¨своевременного рассмотрения и оценки предложений с мест по экономическим проблемам регионов, решение которых невозможно без содействия правительства страны.

Созданная в Беларуси система управления в целом отвечает требованиям становления страны как суверенного государства и ее устойчивого социально-экономического и экологического развития. К достоинствам нынешней системы управления сле­дует отнести эффективное функционирование управленческой вертикали и повышение уровня управляемости важнейшими сферами жизни общества и государства. Ее совершенствование целесообразно осуществлять эволюционным путем, исключающим коренную ломку, способную привести к потере управле­ния экономикой и социальной сферой в регионах.

Вместе с тем действующая в республике система региональ­ного управления не в полной мере отвечает требованиям даль­нейшего эффективного развития территориальных образований в условиях рыночной экономики. Местные органы управления не наделены необходимыми полномочиями и не обладают до­статочными финансовыми ресурсами для решения многих со­циальных, экономических, экологических и других проблем. Прежде всего, необходимы четкое разделение функций между местными органами власти, поиск наиболее рационального со­четания форм и механизмов управления внутриреспубликанскими регионами и развитием самоуправления.

 

Вопросы для самопроверки

1.Охарактеризуйте связь территориальной структуры хо­зяйства с отраслевой.

2.Назовите показатели, определяющие специализацию ре­гиона.

3.Что предполагает комплексность развития экономики ре­гиона?

4.Охарактеризуйте факторы, определяющие развитие и раз­мещение промышленности отдельных регионов.

5.Какие факторы влияют на территориальные пропорции сельскохозяйственного производства Беларуси?

6.Как изменилась отраслевая структура промышленности регионов Республики Беларусь за последние десять лет?

7.Перечислите главные особенности специализации соци­ально-экономических комплексов внутриреспубликанских ре­гионов (областей и г. Минска).

8.Каковы основные направления совершенствования струк­туры экономики регионов и повышения их конкурентоспособ­ности?

9.Что следует понимать под региональной экономической политикой?

10.Назовите основные направления региональной экономи­ческой политики в Республике Беларусь.

11.Чем определяется устойчивое развитие регионов?

12.Охарактеризуйте меры и механизмы реализации госу­дарственной экономической политики.

 

Литература

1. Концептуальные положения регионального развития Рес­публики Беларусь до 2015 года / Т.С. Вертинская [и др.]; под науч. ред. П.Г. Никитенко / Ин-т экономики НАН Беларуси. — Минск: Право и экономика, 2009.

2. Национальная экономика Беларуси: Основы стратегии развития. Курс лекций/ И.М.Лемешевский. – Минск: «ФУААинформ», 2012. 560 с. (С.286-317)

3. Национальная экономика Беларуси: учебник/В.Н.Шимов и [др.], под ред. В.Н.Шимова. – 4-е изд. перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2012.- 651с. (С.389-416).

4. Регионы Республики Беларусь, 2012: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. — Минск, 2013.

5. Статистический ежегодник Республики Беларусь: стат. сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск, 2013. - 716 с. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.

6. Фатеев, B.C. Государственное регулирование региональ­ного развития в Республике Беларусь: становление, состояние, проблемы, пути совершенствования / B.C. Фатеев // Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социаль­но-экономического развития: материалы XI Между пар. науч. конф., Минск, 1.4—15 окт. 2010 г.: в 5 т. / редкол.: А.В. Червя­ков [и др.]. — Минск: НИЭИ Минэкономики РБ, 2010. — Т. 1.

 

Тема 7. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ

РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

План

 

1. Перспективная модель национальной экономики Беларуси.

2. Институциональные преобразования и развитие институтов рынка.

3. Предпринимательство как важнейший фактор эффективного развития национальной экономики.

4. Структурная трансформация экономики и инновационно-инвестиционная политика.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.161.27 (0.012 с.)