Социально-экономического развития региона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономического развития региона



Термин “развитие” часто употребляется в следующих сочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики России (или другой страны), развитие региона, города. В каждом случае под развитием обычно подразумевается любое прогрессивное изменение прежде всего в экономической сфере. Если изменение количественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти о структурных изменениях или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик.

Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики давно уже стали полноправными показателями, оценивающими степень развития любого региона. [2]

Регион-это определенная территория, отличающаяся от других территорий рядом признаков и обладающая некоторой целостностью. Регион характеризуется тремя основными особенностями[1,с.17]:

- ограниченностью территории с производственным наполнением, природными, трудовыми ресурсами;

- специализацией на каком-то виде деятельности;

- характерными внешними связями.

Этими особенностями и ограничивается единство в трактовке понятия «регион» учеными, занимающимися региональной проблематикой.

Под регионом рядом ученых [2,3,4] понимается территориальное, производственное и этническое образование, определение которого в современных условиях целесообразно дополнить рядом качественных характеристик социально-экономического характера:

- основной субъект социально-экономических отношений в условиях трансформации экономики, экономически и территориально обособленный, в рамках федеративного государства;

- часть политической, территориальной, экономической целостности, именуемой государством;

- образование, обладающее большей или меньшей функциональной ориентированностью в хозяйственной деятельности и определенными социально-экономическими интересами, специфика которых определяется особенностями складывающихся в них социально-экономических отношений, потребностей и выполняемых функций.

Под регионом, как субъектом развития, понимается субфедеральное образование, выполняющее социально-экономическую функцию, формирующее и реализующее стратегические цели своего развития во внутренней и окружающей среде путем интеграции целей заинтересованных сторон, а также воспроизводственных циклов региона с учетом имеющихся полномочий и ресурсов.[5,с.115]

Развитие региона - многомерный и сложный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей.

В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, географическое положение), так и субъективными факторами, и в первую очередь - методами регионального управления.

В отечественной экономике укрепляются те же тенденции современного экономического развития, которые набирают силу в странах Запада и Востока: глобализация, опережающее развитие сферы услуг, формирование постиндустриального общества, увеличение интеллектуальной составляющей в результатах любого производства, тотальная информатизация современного общества, развитие сетевых форм организации, исчерпание традиционных источников социально-экономического роста. В этих условиях все более актуальным становится поиск новых путей и решающих факторов регионального саморазвития. [2]

Саморазвитие регионов предусматривает партнерство населения, власти и капитала. Часто это партнерство подразумевает в первую очередь выполнение обычных функций регионального управления, а вопросы стратегического характера, касающиеся развития города или региона в целом, отодвигаются на второй план. В этом случае требуется определенная политическая воля органов местной власти, чтобы взять на себя выполнение функций по экономическому развитию регионов.

Развитие любого региона России в значительной мере зависит от создания в данном регионе условий для привлечения иностранных экономических агентов (партнеров, инвесторов). Создание благоприятных условий для деятельности иностранных экономических партнеров в настоящее время-один из факторов развития региона в целом.

Региональная администрация в своей деятельности, направленной на социально-экономическое развитие региона, должна широко использовать новые управленческие технологии: инструменты региональной промышленной политики, включающие в себя и широкий спектр методов привлечения инвестиций в регион; методы стратегического планирования развития региона; приемы регионального маркетинга и методы «продвижения» регионов и городов.

Таким образом:

- экономическое благосостояние российских регионов определяется не только наличием исходных преимуществ (географическое положение, наличие природных ископаемых и др.), но и качеством управления их социально-экономическим развитием;

- в управлении развитием региона целесообразно использовать современные методы регионального менеджмента – стратегическое планирование, региональный маркетинг и др. [2]

Необходимость формирования конкурентоспособной региональной экономики в условиях глобализации и интеграции предопределяет доминанту стратегического подхода к управлению социально- экономическим развитием региона. [5,с.115]

Наиболее действенными на данном этапе инструментами управления экономическим развитием региона являются стратегическое планирование и региональный маркетинг.

Некоторые приемы стратегического планирования, применяемые в бизнес-планировании, применяются и в практике работы региональных органов управления, однако, в полной мере все элементы стратегического планирования и стратегического управления еще не внедрены в практику работы администраций городов и регионов.

Ключевыми вопросами экономического развития региона являются: привлечение в регион новых производств; обновление структуры производства; развитие имеющихся производств, и прежде всего развитие инфраструктуры жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения; создание новых высокооплачиваемых рабочих мест. Наиболее характерные проблемы экономического развития российских регионов – это не только привлечение в регион экономических агентов, но и развитие инженерной инфраструктуры, строительство и обновление жилья, упорядочение землепользования, поддержание занятости на высоком уровне, решение насущных экологических проблем.

Региональный маркетинг - одна из наиболее удачных концепций современного менеджмента. Точно так же, как маркетинг продукта выявляет и доводит до потребителя уникальные свойства продукта, региональный маркетинг выявляет и частично создает уникальные свойства региона, которые могут быть полезны для потребителей: для предпринимателей - близость рынков сбыта, квалификация рабочей силы; для туристов – климатические условия, достопримечательности; для инвесторов - цены на недвижимость, отработанность процедур купли-продажи титулов собственности.

План продвижения региона полностью аналогичен плану продвижения продукции коммерческой фирмы, с той лишь разницей, что «товаром» является сам регион вместе со сложным комплексов услуг, а потребителем - весьма разнородные группы (население региона, туристы, инвесторы, предприниматели, государственные органы власти, некоммерческие организации). Данный план представляет собой систему действий, которые создают и поддерживают конкурентные преимущества региона, способные сохраняться в течение длительного времени. План продвижения региона - один из действенных методов управления развитием региона.

С точки зрения современной российской практики региональный менеджмент - это управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям. [2]

Суть перехода от планово-директивной системы управления хозяйством региона к региональному менеджменту состоит в таких изменениях, как:

- ориентация развития региона на решение социальных проблем, на воспроизводство условий, обеспечивающих высокое качество и высокий уровень жизнедеятельности человека как наивысшей ценности общества;

- формирование организационно-экономических условий для реализации всеми хозяйствующими субъектами региона принципов экономической свободы и хозяйственной самостоятельности;

- ориентация инвестиционной и структурной политики региона на спрос и потребности рынка, на запросы внутри- и внерегиональных потребителей и организация производства тех видов продукции, которые пользуются спросом на межрегиональном и зарубежном рынках и могут способствовать повышению финансовой самостоятельности региона;

- формирование и развитие регионального маркетинга как основы разработки и реализации программ текущего и стратегического развития региона[2].

Для эффективного социально-экономического развития региона необходима реализация следующих мер: согласовывать деятельность органов государственного управления, сообщества деловых людей, общественных и политических организаций, оказывающих влияние на развитие региона, для задания единого вектора развития. Этот вектор формируется с учетом территориальныхособенностей, включая природные и трудовые ресурсы, сложившуюся производственную и сервисную специализацию, экономико-географические, конкурентные и иные преимущества; создать благоприятный деловой климат в регионе с точки зрения привлечения инвестиций. Известно, что конкуренции на рынке инвестиций становится более жесткой и интернациональной. Что бы победить в этом соревновании, инвесторам следует представить убедительные планы стратегического развитии на длительную перспективу, создать лучшие условия и гарантии, выдержать схватку за инвестора у других схожих регионов; сконцентрировать инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях. Определить «точки роста», развитие которых принесет наибольший эффект. В свою очередь, точки роста позволяют создать в регионе целые кластеры – группы взаимосвязанных, территориально сконцентрированных организаций. Развитие ключевых элементов кластера позволяет стимулировать развитие взаимосвязанных секторов экономики, эффективно концентрировать ограниченные ресурсы регионального бюджета, источники федерального центра и частных инвесторов на ключевых направлениях.

Неудачи социально-экономических преобразований в современной России, вызвавшие среди прочих проблем усиление социально-экономической дифференциации регионов, выдвинули на первый план задачу поиска новых инструментов эффективного реформирования. И в качестве одного из наиболее эффективных был выделен именно территориальный маркетинг. Территориальный маркетинг как новое направление управления территориями может содействовать повышению привлекательности региона, росту количества иностранных туристов, зарубежных бизнесменов и инвесторов. Причем это касается не только страны в целом, но и ее регионов, муниципальных образований.


 

Список использованной литературы

1. Андреев А.В. Основы региональной экономики: Учебное пособие / А.В. Андреев, Л.М. Борисова, Э.В. Плучевская. М.: КНОРУС, 2007.

2. Гаврилов А. Региональная экономика и управление [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://onby.ru/agavrilovekonomika/.

3. Гранберг Л.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

4. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2008.

5. Симкин Д.Г. Теоретические основы развития региона в современных условиях // Вестник ОГУ. - 2010. №8. - С.114-117.

 

© Баешева И.Р., 2012

УДК 330

ББК 65.01

Баймухаметова С.А.,

Магистрант БашГУ, г. Уфа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2011; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.53 (0.016 с.)