Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В России и Республике БашкортостанСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В условиях рыночных отношений перед обществом возникла проблема социальной незащищенности людей. В первую очередь эта проблема затрагивает молодежь в силу ее слабой трудовой и профессиональной подготовки. Трудовая подготовка подрастающего поколения существовала во все времена, однако ее содержание, формы и методы менялись и меняются в зависимости от социально-экономических условий. Причины прежде всего объективные: кризисное состояние экономики страны, бедственное положение вузов, почти полный разрыв их связей с производством. В проведенном исследовании была выявлена низкая осведомленность населения республики об особенностях рыночных отношений, установлено восприятие преимущественно их внешних сторон, например, быстрое обогащение одних людей и столь же стремительное падение уровня жизни других. Подобные явления, сопутствующие рыночным преобразованиям, замечаются и подростками. В их сознании укореняется представление о рынке, как о легком пути добывания денег и достижения материального благополучия. Происходит “коммерциализация” подросткового сознания. От современных “митрофанушек” можно услышать: “Не хочу учиться, а хочу заниматься коммерцией”. Противостоять отрицательному воздействию рынка общеобразовательная, профессиональная и высшая школы могли бы при условии тесного, равноправного взаимодействия, сотрудничества в учебно-воспитательном процессе педагогов и их воспитанников. По данным статистики, сегодня в России два миллиона молодых людей, окончив школу, не могут ни поступить в вуз, ни устроиться на работу и оказываются в безвоздушном пространстве невостребованности. Причин молодежной безработицы несколько. Первая связана с изменением личностных приоритетов. Исследования, проводившиеся среди подростков, позволили сделать вывод об их идеалах. Оказалось, что идеальный герой много зарабатывает, причем не важно как, и тратит много. Имеет «офигенный» счет в банке, загородный дом, Мерседес или Тойоту. Он романтик: работает по настроению, круто одевается, владеет приемами боевых искусств, любит казино, красивых девушек и шоп-туры. Изучение состояния трудовой ориентации и профессионального самоопределения в республике показало, что более 45% рабочих трудятся не по своей специальности, а 39% работающей молодежи равнодушно относится к своей профессии; от 30 до 50% выпускников вузов склонны к смене специальности. Следовательно, часть средств, выделяемых государством на профессиональное обучение, тратится неэффективно. Другие причины – остановка производства и крайне низкая оплата труда в производственной сфере. От стратегических и долговременных планов отказалось государство, а затем и люди, в нем живущие. Раньше профессионала характеризовали прежде всего как человека труда, поэтому приходилось осваивать производство или заниматься наукой. Сегодня не редко профессионализм отождествляется с высоким заработком: “Если ты умный, то почему не богатый?” Заработать быстро и много можно, лишь будучи менеджером, бизнесменом, служащим банка, охранником, виртуальным клерком… Однако становится ясно, что невозможно на сфере посредничества и обслуживания создать нормально развивающееся государство. В начале должно быть производство, а затем уже – распределение и потребление. Сегодня задача профориентационной работы заключается в поиске сферы применения индивидуальных способностей и возможностей личности. Жизнь требует, чтобы выпускник был готов к самоопределению, проявлению самостоятельности, личностной активности при выборе жизненного и профессионального пути. Молодые люди, планируя свое будущее, надеются в основном на свои силы и меньше, чем кого-либо – на государство. Структура и содержание жизненных планов молодежи в значительной степени зависят от двух обстоятельств: общей ситуации в стране и в регионе и настроя личности. Особое значение имеет психологический настрой личности. В целом для сельской молодежи характерен не очень высокий собственного оптимизма (29,3 %), который заметно ниже, чем у городской (80%). Примечательно, что доля оптимистически настроенных молодых людей значительно выше, чем девушек (36,7% и 24,5 % соответственно). Ухудшение экономического и социального положения сельского населения привело к тому, что более 70% опрошенных характеризуют свой настрой как неуверенность в завтрашнем дне, страх перед будущим, пессимизм. Тенденции оттока молодежи из села сохраняется и имеет значительные масштабы. Выявлена четкая зависимость миграции и безработицы. Ориентация на миграцию не зависит ни от образования родителей, ни от рода их занятий, ни от уровня дохода. Наиболее популярные профессии, по мнению опрошенных, - юрист, экономист, предприниматель. А вот три процента респондентов считают: бандит. В числе основных факторов, оказывающих влияние на выбор профессии, - родители, представители этой профессии друзья. Продолжается активное навязывание российской молодежи западных ценностей, постоянно раздаются призывы войти в “цивилизованное общество”. В молодежной среде широко распространена уверенность в том, что стоит только вырваться за рубеж, как все блага жизни окажутся у их ног. Исследования показывают, что происходящее в российском обществе процессы значительно изменили социальный облик молодежи. Усилилось расслоение молодежи по социально-экономическим характеристикам. Это связано с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие изменения в его социальной структуре, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении. В социальной структуре появились новые группы. В каждой социальной группе есть и молодежь. Обладая социальными признаками разных общностей, молодые люди различаются материальными возможностями, личностными ориентациями, образом и стилем жизни. Недавно мне на глаза попался текст неизвестного автора: Без памяти – нет традиций, Без традиций – нет культуры, Без культуры – нет воспитания, Без воспитания – нет духовности, Без духовности – нет личности, Без личности – нет народа. Не правда ли, это похоже на лестницу, каждая ступенька которой рождает энергию преодоления, ведет вперед и выше. Исследования приводят к выводу о том, что в профориентационной работе особое внимание следует обращать на молодежь до 30 лет, среди которой 48,9% составляют безработные. Эта возрастная группа проявляет особый интерес к услугам профконсультантов-психологов в вопросе выбора профессии, так как многие молодые люди этого возраста или не успелиполучить профессию, или не удовлетворены выбранной, но активно ищут работу. На профориентационную работу негативно влияют следующие факторы: во-первых, формальная работа служб занятости, центров профориентации – без учета потребностей конкретного человека, его нужд и стремлений, бездушное отношение к профориентационной работе; во-вторых, неблагоприятное экономическое положение страны: падение производства, рост безработицы. Возраст, уровень образования и состояние здоровья значительной части населения, делающих невозможной безболезненную смену профессии и специальности; в-третьих, противоречивое влияние новой системы ценностей на профессиональные предпочтения. Неправильное понимание многими ответственными лицами проблем профориентации в новых социально-экономических условиях; в-четвертых, нескоординированность в работе государственных и общественных институтов, занимающихся вопросами профориентации; Служба занятости населения действует в Башкортостане уже десять лет. С января 2001 года она перешла под юрисдикцию РФ. Рынок труда постоянно диктует свои требования и выдвигает самые разнообразные запросы, на которые необходимо оперативно реагировать. Служба занятости выступает на рынке труда как его активный участник и полноправный деловой партнер предприятий и организаций в деле решения имеющихся. Из года в год растут объемы трудоустройства граждан при посредстве органов службы занятости (для сравнения: в 1998 г. – 45,7 тыс. человек, в 1999 – 59,8 тыс.). Система организации содействия в трудоустройстве ищущих работу постоянно совершенствуется. Новые направления работы определяются конкретной ситуацией и составом зарегистрированных в поиске работы людей. Это профессионально-отраслевой принцип работы с гражданами, проведение ярмарок вакансий рабочих мест, групповые формы работы с безработными. Статистические исследования показали, что возрастная дифференциация оказывает сильное влияние на занятость людей. Наибольшее количество людей, испытывающих проблему с поиском работы и трудоустройством, в основном пребывают в возрасте от 30 до 50 лет. Результаты представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1. Возрастная дифференциация занятых в 2010г в РБ. Некоторое оживление в экономике в последнее время способствовало усилению контактов промпредприятий, строительных, транспортных и других организаций. Так, уфимской биржей труда только в 2010 г. установлены контакты с 827 предприятиями, которые ранее не использовались услугами службы занятости. В прошлом году на той же Уфимской бирже проведено 50 целевых отборов кадров для всех отраслей экономики с непосредственным участием сотен предприятий. В комплексе активной политики занятости в республике одним из важных направлений стали организация профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации безработных. Ныне для многих безработных граждан получение новой профессии, повышение квалификации стало самым оптимальным, а иногда и единственным способом повысить свою конкурентоспособность (“дикорыночный” термин) рынке труда. Не случайно среди направленных на обучение 62% - молодежь, более половины отсюда – женщины, 20% - безработные из сельской местности. Тут нужно отметить и то, что профессиональная подготовка кадров по заявкам органов занятости не только позволила учебным заведениям начального профессионального образования и дополнительного профессионального образования решить свои финансовые проблемы, выжить в наиболее сложный для них период, но и сохранить и развивать свою учебную базу, перестроить учебный процесс в соответствии с потребностями рынка труда, восстановить связи с работодателями. Это, безусловно, положительный фактор. Сложное дело – трудоустройство молодежи. Отсутствие или слабая профессиональная подготовка делают ее неконкурентоспособной на рынке труда. И даже наличие среднего специального или высшего образования далеко не всегда гарантирует получение работы: сегодняшние работодатели заинтересованы в опытных работниках. В 2000 г. при содействии органов службы при содействии органов службы занятости было трудоустроено 25 тыс. человек из числа молодежи 15-29 лет, что на 29% больше, чем в предыдущем (диагр.2). Тем не менее доля молодежи среди безработных остается достаточно высокой – 35%. Каждый четвертый молодой безработный ищет работу более 8 месяцев. Проблема занятости молодежи усугубляется несоответствием спроса и предложения на рынке труда.
Диаграмма 2. Трудоустройство молодежи службой занятости. Для расширения возможности трудоустройства выпускников учебных заведений применяется такое направление работы, как “Молодежная практика”. В рамках ее реализации органы службы занятости поддерживают тесные контакты со многими предприятиями и организациями, заключая с ними договоры на создание временных рабочих мест. В прошлом году было организованно 300 временных ученических мест для выпускников учебных заведений. По окончании “Молодежной практики” часть выпускников остаются и продолжают работать на постоянной основе. Оплата труда в период практики осуществляется службой занятости. В наше сложное время, когда на рынке труда царит высокая конкурентность, служба занятости старается помочь молодёжи преодолеть сомнения и неуверенность в себе. И тогда молодёжь должна найти работу.
Список использованной литературы
1. Вискторов С. Перед поиском работы. 2003. 2. Старые профессии на новой волне. Социальное развитие РБ. 2001. 3. Девятов А. Молодёжная занятость в РБ. 2009. 4. Федеральная служба государственной статистики РБ. 2010.
© НигматуллинЭ.М., 2012 УДК336.761+338(470) ББК 65.264+65.9(2Рос) Нигметзянов А.Р., студент БашГУ, г. Уфа
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.240 (0.01 с.) |