ПРИМЕНЕНИЕ ДОРОЖНЫХ КАРТ В РОССИИ КАК МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИЙ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРИМЕНЕНИЕ ДОРОЖНЫХ КАРТ В РОССИИ КАК МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИЙ



В начале XXI века значительное внимание уделяется методу научного предвидения (форсайт) – систематически организованному процессу, направленному на выявление долгосрочных перспектив развития науки, технологий, экономики и общества, с целью определения стратегических направлений исследований и новых технологий, способных принести наибольшие социально-экономические выгоды. В рамках этого метода широкое распространение получают так называемые «дорожные карты». Во многих развитых странах технологическое картирование признано одним из самых эффективных методов планирования, прогнозирования и управления деятельностью как активно внедряющих нововведения компаний, так и отраслей и секторов промышленности, входящих в состав национальных инновационных систем. Под этим термином обычно подразумевают достаточно широкий класс различных аналитических методик, позволяющих прогнозировать развитие инноваций и новых технологий. Известно, что впервые технологические дорожные карты широко начали использоваться компанией Motorola свыше 30 лет назад. Суть технологического картирования состоит в создании визуального представления плана-сценария развития технологий, на котором отражены возможные сюжеты развития и точки критических решений.

Технологическое дорожное картирование (ТДК) – систематический подход, позволяющий выявить критические потребности в технологиях, для того чтобы удовлетворить спрос на них. Цель ТДК – проанализировать конкретные производственные сектора в терминах технологий и ресурсов для удовлетворения спроса на новые продукты и услуги. Технологическое картирование включает анализ рыночных или отраслевых тенденций, текущих и будущих технологических возможностей и выявление взаимосвязей между тенденциями, необходимыми продуктами, технологиями и текущими возможностями [1].

Большинство форсайт-проектов в качестве центрального компонента включают перспективы развития науки и технологий. Обычно эти вопросы становятся предметом обсуждения не только ученых, но и политиков, бизнесменов, специалистов-практиков из разных отраслей экономики. Результатом таких обсуждений становится появление новых идей, связанных с совершенствованием механизмов управления наукой, интеграцией науки, образования и промышленности и, в конечном счете, повышение конкурентоспособности страны, отрасли или региона. Кроме того, уже сама организация систематических попыток «заглянуть в будущее» приводит к формированию более высокой культры управления и в итоге — к формированию более обоснованной научно-технической и инновационной политики. Форсайт-проекты ориентированы не только на получение нового знания в форме докладов, набора сценариев, рекомендаций и т.п. Важным результатом является развитие неформальных взаимосвязей между их участниками, создание единого представления о ситуации.

В ряде проектов формирование горизонтальных сетей, площадок, в рамках которых ученые и бизнесмены, преподаватели вузов и чиновники, специалисты смежных областей могут систематически обсуждать общие проблемы, рассматривается как один из главных эффектов.

Форсайт рассматривает возможные альтернативы и выбирает наиболее предпочтительные из них. В процессе выбора применяются различные критерии для определения наиболее предпочтительных вариантов. Технологическая дорожная карта является одной из наиболее перспективных методик, с помощью которой осуществляется выявление потенциальных рыночных ниш и выбор технологий, позволяющих максимально быстро разработать конкурентоспособные продукты для возникающих рынков. Выбор стратегии развития производится на основе последовательности широких экспертных консультаций, что позволяет предвидеть самые неожиданные пути развития событий и возможные «подводные камни».

Термин «Science and technology roadmapping» (возможные переводы — «технологические дорожные карты», «технологическая стратегическая маршрутизация») объединяет ряд исследовательских подходов, направленных на прогноз технического развития, инновационных продуктов и рамочных условий в будущем. При всем различии определений, результатом исследования выступает графическое представление, которое охватывает важнейшие узлы развития (пройденные, настоящие и будущие шаги в развитии науки и технологии), соединенные причинными или временными «цепочками». При создании дорожных карт учитываются научные и производственные возможности в целом, а не возможности отдельных производителей или научных коллективов.

Методика «технологических дорожных карт» развивается уже более 20 лет и является основным инструментом концентрации усилий государства и бизнеса на наиболее перспективных направлениях развития наноиндустрии [2]. Так, например, ОАО «РОСНАНО» активно использует данную методику в научном прогнозировании.

Дорожная карта ОАО «РОСНАНО» содержит набор (спектр) конкретных научных, технических или технологических результатов, которые определяют:

- Параметры и свойства организационных, исследовательских и технологических процессов, необходимых для того, чтобы предсказанные тенденции стали реальностью с учетом ресурсных и других ограничений;

- Целевые характеристики или свойства продуктов, которые будут востребованы рынком, либо необходимы для обеспечения национальной безопасности, либо имеют значимый социальный эффект. Одновременно с этим определяются временные горизонты, на которых наиболее вероятно получение продуктов с указанными свойствами;

- Потенциальные возможности, выгоды и угрозы, связанные с применением продуктов с данными свойствами, либо ущерб, вызванный их отсутствием, другие побочные эффекты;

- Области фундаментальной или прикладной науки, а также отрасли, которые необходимо развивать для достижения целей, определяемых данной дорожной картой;

- Потребности в ресурсах и специалистах, необходимых для реализации дорожной карты.

Дорожные карты также определяют:

- Круг возможных участников, сторон, заинтересованных в реализации данной дорожной карты (бенефициаров);

- Ресурсы, которые могут быть привлечены для решения задач, определяемых дорожной картой, и ограничения по их привлечению и/или использованию;

- Роль государственных институтов в реализации дорожной карты;

- Порядок координации усилий всех участников процесса.

Форсайт и его результаты, дорожные карты по различным направлениям развития наноидустрии требуют постоянного обновления и соответствующей актуализации стратегии [2], поэтому этот процесс ведется на постоянной основе.

Дорожные карты инновационного развития должны быть созданы для приоритетных секторов (отраслей) российской экономики, имеющих наибольшее значение для экономики в целом, и в то же время испытывающих значительную объективную потребность в разработке дорожной карты инновационного развития (другими словами, потенциально получающих значительные преимущества от разработки этой карты).

В 2011 году в России стартовали первые масштабные проекты Министерства образования и науки России [3], основанные на разработке таких дорожных карт и рассчитанные на трехлетний период. К их осуществлению привлечена консультационная компания Strategy Partners Group (входящая в Группу Сбербанка России). Для общей поддержки проектов и консультаций сформированы Наблюдательные советы, в которые входят члены РАН и отраслевых академий наук РАМН и РАСХН, имеющие научные интересы в выбранных приоритетных направлениях.

Дорожные карты инновационного развития будут разработаны для следующих секторов:

1. Производственные технологии в машиностроении;

2. Оказание высокотехнологичных медицинских услуг;

3. Сети передачи электроэнергии;

4. Выращивание зерновых культур;

5. Функциональные продукты питания;

6. Интеллектуальные транспортные системы.

Для разработки карт сформированы шесть Рабочих групп экспертов, в которые войдут наиболее компетентные отраслевые эксперты и представители ведущих российских компаний и ассоциаций. На первом этапе проекта в ходе ряда экспертных совещаний рабочие группы исследуют текущее состояние секторов и перспективы их развития. На следующих этапах эксперты сформулируют для каждого сектора видение развития, определят ключевые технологии, сформулируют детальные рекомендации в сфере отраслевой и инновационной политики, направленные на преодоление барьеров технологического развития и рост конкурентоспособности секторов.

Визуально карта состоит из нескольких уровней, которые логически связаны между собой. В зависимости от исследуемой темы уровнями дорожной карты могут быть:

- Сферы применения / рынки

- Продукты

- Технологии

- Научные исследования

- Драйверы развития

- Условия развития

- Дорожные карты, как правило, состоят из нескольких «слоев», соответствующих исследуемым группам технологий/продуктов.

В ходе работ первого этапа научно-исследовательских работ в 2011 г. были отобраны шесть приоритетных секторов (отраслей): производство машин и оборудования, электроэнергетика, транспорт, здравоохранение, сельское хозяйство, производство продуктов питания [4]. Выбор согласован с приоритетами государственной политики России.

Дорожные карты являются важным инструментом планирования научных исследований и разработок. Основным результатом их разработки будут рекомендации для органов государственной власти по приоритетам финансирования исследований и технологического развития. Кроме того, материалы дорожных карт могут быть полезны для руководителей российских компаний и исследовательских центров при принятии решений о направлениях инновационной и научной деятельности.

 

Список использованной литературы

 

1. http://www.hse.ru/data/2011/11/01/1269347478.

2. http://www.rusnano.com/investment/roadmap.

3. http://prognoz2030.hse.ru/6pr.

4. http://prognoz2030.hse.ru/12pr.

© Соловьева Е.А., 2012

УДК 338.4

ББК 65.01

Сухорукова М.М.,

студент БашГУ, г. Уфа



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.177.24 (0.01 с.)