Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Применение дорожных карт в России как метода исследований в области инновацийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В начале XXI века значительное внимание уделяется методу научного предвидения (форсайт) – систематически организованному процессу, направленному на выявление долгосрочных перспектив развития науки, технологий, экономики и общества, с целью определения стратегических направлений исследований и новых технологий, способных принести наибольшие социально-экономические выгоды. В рамках этого метода широкое распространение получают так называемые «дорожные карты». Во многих развитых странах технологическое картирование признано одним из самых эффективных методов планирования, прогнозирования и управления деятельностью как активно внедряющих нововведения компаний, так и отраслей и секторов промышленности, входящих в состав национальных инновационных систем. Под этим термином обычно подразумевают достаточно широкий класс различных аналитических методик, позволяющих прогнозировать развитие инноваций и новых технологий. Известно, что впервые технологические дорожные карты широко начали использоваться компанией Motorola свыше 30 лет назад. Суть технологического картирования состоит в создании визуального представления плана-сценария развития технологий, на котором отражены возможные сюжеты развития и точки критических решений. Технологическое дорожное картирование (ТДК) – систематический подход, позволяющий выявить критические потребности в технологиях, для того чтобы удовлетворить спрос на них. Цель ТДК – проанализировать конкретные производственные сектора в терминах технологий и ресурсов для удовлетворения спроса на новые продукты и услуги. Технологическое картирование включает анализ рыночных или отраслевых тенденций, текущих и будущих технологических возможностей и выявление взаимосвязей между тенденциями, необходимыми продуктами, технологиями и текущими возможностями [1]. Большинство форсайт-проектов в качестве центрального компонента включают перспективы развития науки и технологий. Обычно эти вопросы становятся предметом обсуждения не только ученых, но и политиков, бизнесменов, специалистов-практиков из разных отраслей экономики. Результатом таких обсуждений становится появление новых идей, связанных с совершенствованием механизмов управления наукой, интеграцией науки, образования и промышленности и, в конечном счете, повышение конкурентоспособности страны, отрасли или региона. Кроме того, уже сама организация систематических попыток «заглянуть в будущее» приводит к формированию более высокой культры управления и в итоге — к формированию более обоснованной научно-технической и инновационной политики. Форсайт-проекты ориентированы не только на получение нового знания в форме докладов, набора сценариев, рекомендаций и т.п. Важным результатом является развитие неформальных взаимосвязей между их участниками, создание единого представления о ситуации. В ряде проектов формирование горизонтальных сетей, площадок, в рамках которых ученые и бизнесмены, преподаватели вузов и чиновники, специалисты смежных областей могут систематически обсуждать общие проблемы, рассматривается как один из главных эффектов. Форсайт рассматривает возможные альтернативы и выбирает наиболее предпочтительные из них. В процессе выбора применяются различные критерии для определения наиболее предпочтительных вариантов. Технологическая дорожная карта является одной из наиболее перспективных методик, с помощью которой осуществляется выявление потенциальных рыночных ниш и выбор технологий, позволяющих максимально быстро разработать конкурентоспособные продукты для возникающих рынков. Выбор стратегии развития производится на основе последовательности широких экспертных консультаций, что позволяет предвидеть самые неожиданные пути развития событий и возможные «подводные камни». Термин «Science and technology roadmapping» (возможные переводы — «технологические дорожные карты», «технологическая стратегическая маршрутизация») объединяет ряд исследовательских подходов, направленных на прогноз технического развития, инновационных продуктов и рамочных условий в будущем. При всем различии определений, результатом исследования выступает графическое представление, которое охватывает важнейшие узлы развития (пройденные, настоящие и будущие шаги в развитии науки и технологии), соединенные причинными или временными «цепочками». При создании дорожных карт учитываются научные и производственные возможности в целом, а не возможности отдельных производителей или научных коллективов. Методика «технологических дорожных карт» развивается уже более 20 лет и является основным инструментом концентрации усилий государства и бизнеса на наиболее перспективных направлениях развития наноиндустрии [2]. Так, например, ОАО «РОСНАНО» активно использует данную методику в научном прогнозировании. Дорожная карта ОАО «РОСНАНО» содержит набор (спектр) конкретных научных, технических или технологических результатов, которые определяют: - Параметры и свойства организационных, исследовательских и технологических процессов, необходимых для того, чтобы предсказанные тенденции стали реальностью с учетом ресурсных и других ограничений; - Целевые характеристики или свойства продуктов, которые будут востребованы рынком, либо необходимы для обеспечения национальной безопасности, либо имеют значимый социальный эффект. Одновременно с этим определяются временные горизонты, на которых наиболее вероятно получение продуктов с указанными свойствами; - Потенциальные возможности, выгоды и угрозы, связанные с применением продуктов с данными свойствами, либо ущерб, вызванный их отсутствием, другие побочные эффекты; - Области фундаментальной или прикладной науки, а также отрасли, которые необходимо развивать для достижения целей, определяемых данной дорожной картой; - Потребности в ресурсах и специалистах, необходимых для реализации дорожной карты. Дорожные карты также определяют: - Круг возможных участников, сторон, заинтересованных в реализации данной дорожной карты (бенефициаров); - Ресурсы, которые могут быть привлечены для решения задач, определяемых дорожной картой, и ограничения по их привлечению и/или использованию; - Роль государственных институтов в реализации дорожной карты; - Порядок координации усилий всех участников процесса. Форсайт и его результаты, дорожные карты по различным направлениям развития наноидустрии требуют постоянного обновления и соответствующей актуализации стратегии [2], поэтому этот процесс ведется на постоянной основе. Дорожные карты инновационного развития должны быть созданы для приоритетных секторов (отраслей) российской экономики, имеющих наибольшее значение для экономики в целом, и в то же время испытывающих значительную объективную потребность в разработке дорожной карты инновационного развития (другими словами, потенциально получающих значительные преимущества от разработки этой карты). В 2011 году в России стартовали первые масштабные проекты Министерства образования и науки России [3], основанные на разработке таких дорожных карт и рассчитанные на трехлетний период. К их осуществлению привлечена консультационная компания Strategy Partners Group (входящая в Группу Сбербанка России). Для общей поддержки проектов и консультаций сформированы Наблюдательные советы, в которые входят члены РАН и отраслевых академий наук РАМН и РАСХН, имеющие научные интересы в выбранных приоритетных направлениях. Дорожные карты инновационного развития будут разработаны для следующих секторов: 1. Производственные технологии в машиностроении; 2. Оказание высокотехнологичных медицинских услуг; 3. Сети передачи электроэнергии; 4. Выращивание зерновых культур; 5. Функциональные продукты питания; 6. Интеллектуальные транспортные системы. Для разработки карт сформированы шесть Рабочих групп экспертов, в которые войдут наиболее компетентные отраслевые эксперты и представители ведущих российских компаний и ассоциаций. На первом этапе проекта в ходе ряда экспертных совещаний рабочие группы исследуют текущее состояние секторов и перспективы их развития. На следующих этапах эксперты сформулируют для каждого сектора видение развития, определят ключевые технологии, сформулируют детальные рекомендации в сфере отраслевой и инновационной политики, направленные на преодоление барьеров технологического развития и рост конкурентоспособности секторов. Визуально карта состоит из нескольких уровней, которые логически связаны между собой. В зависимости от исследуемой темы уровнями дорожной карты могут быть: - Сферы применения / рынки - Продукты - Технологии - Научные исследования - Драйверы развития - Условия развития - Дорожные карты, как правило, состоят из нескольких «слоев», соответствующих исследуемым группам технологий/продуктов. В ходе работ первого этапа научно-исследовательских работ в 2011 г. были отобраны шесть приоритетных секторов (отраслей): производство машин и оборудования, электроэнергетика, транспорт, здравоохранение, сельское хозяйство, производство продуктов питания [4]. Выбор согласован с приоритетами государственной политики России. Дорожные карты являются важным инструментом планирования научных исследований и разработок. Основным результатом их разработки будут рекомендации для органов государственной власти по приоритетам финансирования исследований и технологического развития. Кроме того, материалы дорожных карт могут быть полезны для руководителей российских компаний и исследовательских центров при принятии решений о направлениях инновационной и научной деятельности.
Список использованной литературы
1. http://www.hse.ru/data/2011/11/01/1269347478. 2. http://www.rusnano.com/investment/roadmap. 3. http://prognoz2030.hse.ru/6pr. 4. http://prognoz2030.hse.ru/12pr. © Соловьева Е.А., 2012 УДК 338.4 ББК 65.01 Сухорукова М.М., студент БашГУ, г. Уфа
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.242.160 (0.011 с.) |