Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научный руководитель – Шарафуллина Р.Р.,

Поиск

Канд. экон. наук, доц. кафедры ОЭТ БашГУ, г. Уфа

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ

И БОРЬБА С НЕЙ В РОССИИ

Не секрет, что в настоящее время коррупция относится к числу наиболее опасных социальных явлений, которая приводит к разрушению основ правопорядка. Это явление способствует созданию негативного имиджа России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

Согласно современному российскому законодательству, коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Коррупция существует постольку, поскольку должностное лицо может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами. Должностное лицо обязано принимать решения, исходя из целей, установленных правом (конституцией, законами и другими нормативными актами) и общественно одобряемых культурными и моральными нормами. Коррупция начинается тогда, когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях.

К сферам деятельности, которые наиболее подвержены коррумпированности, относятся:

- таможенные службы: пропуск через границу запрещённых к перевозке товаров; возврат конфискованных товаров и валюты; занижение таможенных пошлин; просто отсутствие необоснованных задержек груза; необоснованные отсрочки таможенных платежей;

- налоговые органы: невзимание налогов в полном объёме; возвращение НДС; «закрытие глаз» на налоговые правонарушения; непроведение контрольных мероприятий; вызванная конкурентами проверка и остановка производства;

- правоохранительные органы: возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование; отсутствие законного наказания за правонарушения различной тяжести;

- бюрократия: взятки за оформление справок, разрешений, прочих документов; создание аффилированных коммерческих фирм, ускоряющих за дополнительную плату оформление документов;

- борьба с коррупцией: иногда является прикрытием для воровства средств, выделенных на её реализацию;

- ВУЗы: покупка и продажа дипломов; завышение результатов экзаменации; поступление в ВУЗ людей с недостаточным уровнем знаний.

Для наибольшего понимания проблемы коррупции в России рассмотрим график, демонстрирующий место России в списке коррумпированных стран:

 

 

Рисунок 1. Место России в списке коррумпированных стран 1996- 2010 гг.

Место в списке коррумпированных стран определяется исходя из индекса восприятия коррупции. Если коррупции нет вообще, то индекс равен 10, а если она беспредельна, то индекс - 0.

 

 

Рисунок. 2. Индексвосприятиякоррупции TransparencyInternational

 

Российский индекс восприятия коррупции, рассчитанный, начиная с 1996 года, то есть со второго президентского срока Ельцина, свидетельствует о следующем. Среднее значение индекса за поздние годы правления Ельцина составило 2,4. После отставки Ельцина, когда к власти пришел Путин, ситуация с коррупцией стала улучшаться, среднее значение индекса достигло 2,6 (1-ый срок президентства Путина). На это повлияло обновление госаппарата, упрощение налогообложения, сокращение административного регулирования, числа разрешений и лицензий. [1]

Однако начиная со второго срока Путина и по нынешнее время ситуация стремительно ухудшалась. Индекс восприятия коррупции в 2010 году рухнул с 2,6 до рекордно низкой величины — 2,1. Такого воровства, и взяточничества Россия не знала за всю свою историю. Если обратиться к данным Росстата о количестве преступлений коррупционной направленности, то динамика очевидна — рост с 2700 в 1990 году до 13 100 в 2009 году.[2] Ежегодный коррупционный оборот в нашей стране достиг 300 млрд. долл., что сопоставимо с годовым российским бюджетом и составляет 25% ВВП страны.

В 1995 году было зарегистрировано 4,7 тыс. случаев взяточничества, в 2000 году — 7,0 тыс., в 2005 году — 9,8 тыс. В 2006—2009 годах происходило ежегодное увеличение числа зарегистрированных случаев взяток, к 2009 году оно достигло пика в 13,1 тыс. Затем началось его снижение. В 2010 году число зарегистрированных взяток опустилось до 12,0 тыс., в 2011 году — до 11,0 тыс.

В январе-сентябре 2012 года в России было зарегистрировано 8,4 тыс. случаев взяток, что на 13 % меньше аналогичного периода 2011 года и на 29 % меньше аналогичного периода 2010 года.

За прошедший год в России выявлено нарушений в сфере расходования бюджетных средств на рекордную сумму в 718,5 миллиарда рублей. Об этом сообщают "Известия" со ссылкой на отчет главы Счётной Палаты Сергея Степашина спикеру Госдумы Сергею Нарышкину. Издание приводит данные за предыдущие годы: в 2008 году было выявлено хищений на 97 млрд, в 2009-м – на 238, а в 2010-м – на 484 млрд рублей. Сумма хищений за 2011 год рекордная за десятилетие, отмечает газета. Только проверка трат на развитие и содержание транспортного комплекса Москвы выявила незаконных субсидий более чем на 7 млрд и еще 7,5 млрд "попадают в зону коррупционных рисков" в связи с избыточным администрированием и отсутствием конкретизации полномочий госорганов.

За последний год общероссийский показатель суммы взятки остался неизменным - эксперты называют цифру в 300 тыс рублей. Теневой ВВП с 2008 года также вырос на 17,6%, но с 2011 года зафиксировался на отметке 52,6%. Эксперты характеризуют это как «уникальную ситуацию». «Россия либо достигла коррупционного дна, либо зафиксировалась на критической отметке, после которой наступает стадия разложения институтов власти, экономического и политического распада», - пишут аналитики.

В рейтинге "Индекс восприятия коррупции" (Corruption Perceptions Index) 2011 года Россия заняла 143-е место13 из 183 и, таким образом, улучшила свое положение в мировом рейтинге уровня коррупции, поднявшись по сравнению с 2010 годом на 11 позиций. [4]

Одной из разнообразных форм коррупции в современной России стало трудоустройство родственников чиновников всех рангов в структуры с высоким уровнем доходов, что можно рассматривать как оплату за их лояльность в отношении «удочеривших-усыновивших» и их структур. Родственники часто становятся прикрытием для бизнеса и собственности чиновников, путем переписывания права владения.

Самым выскопоставленным чиновником-коррупционером в современной России стал министр юстиции Валентин Ковалев. Ковалев и его помощник Андрей Максимов были в 2001 году признаны судом виновными в хищении вверенного имущества и неоднократном получении взяток в крупном размере по статьям 160 и 290 УК РФ. Срок наказания Ковалеву составил 9 лет условно с испытательным сроком на 5 лет.

Следует отметить, что в 2011 году было проведено исследование о практике коррупционных взаимоотношений бизнеса и власти в России преподавателем политических и социальных наук Школы славянских и восточноевропейских исследований Лондонского университетского колледжа Аленой Ледневой и профессором предпринимательского лидерства бизнес-школы INSEAD Станиславом Шекшней. В рамках работы исследователи опросили руководителей 110 российских и зарубежных компаний, работающих в разных регионах России. Таким образом, существующие в России коррупционные схемы исследователи разделили на следующие типы: «динозавры», «хищники», «черный нал», «грызуны», «крючки» и «пингвины».

К «динозаврам» (то есть коррупционным практикам, постепенно уходящим в прошлое) исследователи отнесли: получение комиссионных или других материальных выгод от кандидатов на работу, сдачу в аренду производственных и корпоративных офисных площадей или оборудования в личных целях, выплату завышенного вознаграждения «нужным» членам cовета директоров.

«Хищники» — коррупционные схемы, основанные на вымогании денег у бизнеса органами государственного контроля. Как показал опрос, такая схема по-прежнему активно используется. Руководители признались исследователям, что они добровольно или в результате вымогательства платят таможенной службе, пожарной инспекции, правоохранительным органам. «В России невозможно иначе, — трактует этот вывод глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. — Даже западные компании, например, на таможне сами платят взятку, чтобы их товар не стоял на границе две недели».

«Черный нал». Анализ этой практики привел авторов к другому интересному выводу: форма коррупционной оплаты, принятая в прошлом в виде конвертов с кэшем, уступает свои позиции новым схемам, например получению доли в бизнесе.

Тип «Грызуны» остается актуальной коррупционной практикой в бизнесе: это использование ресурсов компании для личного обогащения, так например, сотрудники региональных подразделений компаний иногда получают комиссионные или дорогие подарки от поставщиков или покупателей, руководители региональных подразделений тратят средства компании на покупки дорогих автомобилей, организацию своих поездок и так далее.

«Пингвины» — характерный для России тип коррупции. Так именуются случаи использования в коррупционных целях дружбы и прочих личных отношений. Практика найма родственников, использование поставщиков, находящихся в дружественных отношениях с руководством, говорится в исследовании, часто даже не воспринимается как коррупционная схема самими руководителями.

Схема «крючки» также не воспринимается многими опрошенными руководителями как коррупционная практика — речь об использовании в своих интересах рычагов воздействия на сотрудников, партнеров и ответственных лиц через сбор конфиденциальной и компрометирующей информации.

Данные, полученные в результате исследования, также позволили выделить антикоррупционные стратегии, которые используют руководители компаний. Как выяснилось, для борьбы с коррупцией руководители компаний могут пользоваться методами, очень похожими на те, что применяют сами коррупционеры:

- создание сети неформальных контактов для давления на чиновников и понуждения их к применению законов,

- сбор компромата на коррумпированных, и т. д.

- Однако в последнее время, говорится в исследовании, топ-менеджеры стали обращать внимание на климат внутри своих организаций:

- развивать корпоративный аудит для выявления внутренних нарушений и службу безопасности для пресечения воровства внутри компании,

- создавать подробные правила работы с контрагентами.

«Когда компания ставит себе целью не работать по коррупционной схеме, то ее контрагентам приходится работать по таким же правилам», — говорит Кабанов.

Таким образом, системная коррупция угрожает национальной безопасности России. Бегство капиталов (в 2010 году более 38 млрд долл.), отсутствие инвестиций в первую очередь в несырьевой сектор стимулируют превращение России в сырьевой придаток не только Запада, но уже и Китая.

Казалось бы, правительство Российской Федерации «пытается» бороться с широко распространённой коррупцией. Так, в середине февраля в Госдуму был внесен законопроект, ужесточающий ответственность за получение взятки. В том числе – ответственность посредников.[3] Предложенные оправки к Уголовному Кодексу и Кодексу об административных правонарушениях предусматривает новый, «кратный» подход к борьбе со взяточничеством: штрафы предлагается брать в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не больше 500 млн рублей. Такое наказание планируется ввести за взяточничество в особо крупном размере (более 1 млн рублей). По остальным видам мздоимства (простая взятка – до 25 тыс.руб., в значительном размере – до 150 тыс., в крупном – до 1 млн.) штрафы будут составлять от 50-кратного размера взятки. Эксперты высказывают опасения: как бы запросы коррупционеров не стали расти из-за возросших «рисков». С другой стороны, ряд наблюдателей полагает, что введение стократных штрафов за взятки может остановить самых крупных коррупционеров.

В мире существует много стран, которые успешно побеждают коррупцию. Яркий пример успешной борьбы продемонстрировали Норвегия, Германия, Италия, Испания, США и Сингапур. Самый последний успешный пример — Грузия. Творец сингапурского чуда Ли Кван Ю, который сумел искоренить коррупцию и добиться фантастических успехов в экономике, выделяет три главных принципа для решения проблемы коррупции:

- чистая центральная власть;

- неотвратимость наказания;

- хорошее вознаграждение за работу и стимулирование честной работы госслужащих.

К сожалению, ни один из этих принципов в нынешней России не действует.

Эмиграция из России составляет 300 тыс. человек в год, главным образом предпринимателей, специалистов, образованной молодежи, резко снижает деловую активность в стране. Колоссальная коррупция стремительно толкает Россию в третий мир. Ни о какой модернизации, инновационной экономике при африканской коррупции не может быть и речи.

Стране срочно нужна Национальная программа борьбы с коррупцией.

Но есть и приятная новость: в конце 2011 года международная консалтинговая компания PriceWaterhouseCoopers и организация Transparency International опубликовали доклады, согласно которым масштабы коррупции в России сокращаются. В докладе PWC отмечено, что «широкий общественный резонанс, который вызывает эта тема, и меры, принимаемые российским правительством в правовом поле, а также работа внутри компаний по укреплению систем обеспечения комплаенса и формированию у сотрудников культуры этичного поведения, - все это приносит свои плоды». Поэтому, будем надеяться, что однажды Россия станет наименее коррумпированной и самой добропорядочной страной.

 

Список использованной литературы

 

1. Милов В., Немцов Б., Рыжков В., Шорина О. Путин. Коррупция. Независимый экспертный доклад. - М., 2011.

2. Интернет-ресурс: Статистика роста взяток - Российский статистический ежегодник-2010 г. (http: //www.gks.ru/bgd/regl /М0_13/IssWWW.exe/Stg/d3/10-01.htm).

3. Пятенко С. Системная проблема // Бизнес журнал. – 2011. №4. – С.12-13.

4. Доклад Общественной палаты об эффективности проводимых в Российской Федерации антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики. – М.: Общественная палата Российской Федерации, 2011. С.13.

 

© Габитова Э.А., 2012


УДК 330

ББК 65.01

Габитов И.М.,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.183.10 (0.008 с.)