Проблемы развития туризма в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы развития туризма в России



Современная наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему. Туризм - это отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция которого - обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. В настоящее время, он превратился в индустрию международного масштаба, занимающую по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. Туристическую индустрию можно рассматривать как совокупность гостиниц или иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного значения, организаций, осуществляющих туристическую деятельность, организаций, предоставляющих услуги гидов-переводчиков. Выделим основные проблемы российского туризма.

Одна из проблем российского туризма – это дороговизна отдыха в собственной стране. Это касается как высоких цен на проживание в гостиницах и пансионатах, так и дорогой авиаперевозке. И этими проблемами умело пользуются зарубежные операторы, выпуская на российский рынок огромное количество предложений недорого отдыха в странах Греции, Италии, Испании, где уровень сервиса как правило превосходит тот, что могут предложить курорты Краснодарского края, причем цены из-за жесточайшей конкуренции туроператоров порой кричаще низкие. Решение данной проблемы может заключаться в пересмотре тарифов на внутренние авиаперевозки. А также формирование турпакетов по образу создание зарубежных туров, что должно удешевить в целом стоимость тура.

Вторая проблема – это слабая законодательная база. После отмены лицензирования на рынке появилось много новых туристических агентств, которые повлекли за собой необоснованные скидки для закрепления на рынке. Непрофессиональные агентства – это бич российского туризма. Один способов решения данной проблемы – это создание саморегулирующей организации. С другой стороны законодательно закрепить работу турагентств только по прямым договорам от туроператоров.

Третья проблема – появление он-лайн бронирования. С одной стороны удобство для туриста очевидно, но с другой – к кому обращаться за компенсацией, если туристу не будет оказана та или иная оплаченная услуга. Требуются законодательные решения в этом вопросе.

Четвертая проблема – туроператорский демпинг. В борьбе за рынок операторы готовы продавать туры ниже себестоимости, тем самым разрушая этот рынок собственными силами. Данный вопрос очень сложный еще и потому, что нет единого видения по решению этого вопроса. Разногласия между Роспотребнадзором и Минспорттуризма очевидны.

Пятая проблема – плохая инфраструктура в стране. Нехватка недорогих гостиниц в России, плохая инфраструктура отпугивает иностранцев от посещения нашей страны. Бюджет страны мог значительно пополниться за счет туризма. Но дальше Москвы и Санкт-Петербурга иностранные туристы практически не выезжают. Алтай, Байкал, Дальний Восток – красивейшие территории нашей страны могут поразить своим великолепием любого туриста. Очень важно активизировать при поддержке экспертов мировой туриндустрии процесс формирования современного российского турпродукта, ориентированного и на российских, и на зарубежных туристов. Необходимо расширение ассортимента столичных туристских и экскурсионных программ, оптимизацию событийного календаря, развитие туристской инфраструктуры, взаимодействия гостиниц, туроператоров, турагентов и музеев.

По-прежнему остается острой проблема подготовки кадров. В условиях лицензирования требуется, чтобы хотя бы у одного сотрудника фирмы было специальное образование либо стаж работы в данной области не менее трех лет. Для большинства организаций характерно выполнение только второго условия. Проверки жалоб клиентов показывают, что конфликты возникают, главным образом, из-за незнания работниками фирмы современных требований, правил, инструкций.

В последнее время ряд учебных заведений организует семинары, курсы переподготовки, факультативы, к проведению которых привлекаются ведущие специалисты, научные работники отрасли. Однако заинтересованность в получении знаний со стороны работников турбизнеса невелика. И в результате - нарушения и ошибки, причина которых низкий профессионализм.

В туристской сфере проблема подготовки кадров особенно острая. И если количественный показатель уже давно превысил необходимый спрос, то качественный остается под вопросом. Среди выпускников высших и средних профильных учебных заведений мало кто связывает свою карьеру с туротраслью, тогда как она остро нуждается в квалифицированных кадрах. Казалось бы - парадокс, но причина в качестве образования. Несмотря на достаточное количество факультетов и отделений, готовящих специалистов для сферы гостеприимства, проблема образования здесь еще не ушла на второй план. [2]

Препятствием для роста турпотока в Россию остается также визовая проблема.[1]

Но не только иностранцы не хотят ехать в Россию, самих россиян уже не радует отдых на черноморском побережье, лечение в санаториях или поездки с целью ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, а основной причиной является цена.

В 2011году произошла дальнейшая стабилизация темпов роста как въездного, так и выездного туризма. Практически по всем странам продолжается наращивание показателей. Отдельные снижения показателей выездного туризма по некоторым странам объясняются, в основном, неблагоприятной политической обстановкой и природными катаклизмами. Это касается, прежде всего, Египта и Туниса, в которые из-за народные волнений и нестабильного политического режима въехало, соответственно, на 34% и 19% россиян меньше, чем в 2010 году. Стихийные бедствия и аварии на атомных станциях Японии уменьшили количество желающих посетить эту страну российских граждан сразу наполовину. Так же произошло снижение численности российских туристов, выехавших в 2011 году в Литву, Иорданию и Румынию. Снижение цен на авиаперевозки и дешевые авиабилеты сделали более доступными для жителей западной части России страны Юго-Восточной Азии. Прежде всего, это касается Таиланда, который посетило почти в 3 раза больше, чем в прошлом году, россиян. По остальным странам также наблюдается стойкой увеличение показателей, особенно прибавили в популярности у россиян Эстония, Норвегия, Словакия (более 100%).[3]

В целом, выездной туризм увеличился на 15%, что составило почти 2 млн.туристов. Всего же более 14 млн. российских туристов смогли выехать за рубеж в 2011 году.

В то же время въездной туризм увеличился на 9%, что значительно больше показателей 2010 года (2%). Более чем на 20% увеличился турпоток в Россию из Китая, Израиля, Турции, Швеции, Таиланда, Кипра, Арабских Эмиратов. В то же время более чем на 10% снизилось количество иностранных граждан из Японии, Туниса и Эстонии.[3]

Германия продолжает лидировать по количеству прибывших в нашу страну иностранцев. По прежнему, как и в прошлые годы, наибольшим спросом пользуется Россия у граждан Китая, США, Финляндии, Италии, причем Китай вышел уже на второе место по количеству посещений России гражданами этой страны.[3]

Для анализа и построения сравнительных диаграмм были использованы предварительные данные Росстата по въезу и выезду из России с целью туризма.

На 2011 год лидером по количеству туристов, приезжающих в Россию, является Германия (почти 347 тысяч человек), второе место занимает Китай (234 тысячи), а третье — США, около 170 тысяч. Въездной поток в Россию в последнее время увеличивается, прежде всего, за счет Китая, показавшего в 2011 году самый большой рост — 48 %. Внутренний туризм в России по-прежнему во много раз превышает въездной: так, в 2010 году количество внутренних туристов равнялось 32 миллионам человек, в то время как иностранные туристы составляли 2 миллиона 134 тысячи человек.[3]

 

Таблица 1

 

Основные экономические показатели развития туризма в РФ [3]

 

Показатель     Изменения значения к 2009г(%)
Доля туризма в ВВП страны, % 2,28 2,5 +9,6
Доля дохода от туризма в ВВП РФ с учетом мультипликативного эффекта, % 6,2 6,5 +1,6
Объем внутреннего туристского потока в 2009г, млн. чел. 31,7 34,7 +9,5

 

В настоящее время доля туризма в ВВП России составляет 6,5%, что на 3% меньше, чем в среднем в мире, а в рейтинге конкурентоспособности в туристическом секторе Россия занимает 59-е место из 139 стран. В связи с этим, утверждена Федеральная целевая программа (ФЦП) развития въездного и внутреннего туризма в России до 2018 года. Объем государственного финансирования предполагается в размере 96 млрд. рублей. Государство со своей стороны направит на региональные проекты 96 млрд. рублей, а частные инвесторы доведут эту сумму до 300 млрд. рублей. «Федеральная целевая программа была утверждена в полном объеме, и уже на этот год выделяется 2 млрд. рублей. Деньги начнут осваиваться с сентября семью регионами. В том числе Алтай, Ярославль и Золотое Кольцо, Ростовская область, Плес», - заявил глава Минспорттуризма РФ Виталий Мутко.[4]

По словам президента РФ Владимира Путина, к 2018 г. после реализации ФЦП въездной туристической поток должен вырасти более чем в 6 раз (с 3,6 млн человек в 2010 г. до 23 млн. человек), количество граждан, проводящих отпуск в России, должно увеличиться в 1,5 раза (с 29 млн. человек до 45 млн. человек), а объем рынка платных туристических услуг должен вырасти в 4,7 раза (с 88 млрд. рублей до 417 млрд. рублей).[3]

Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Потенциал туризма в России высоко оценивается западными экспертами. Всемирный Совет по путешествиям и туризма составил высшую лигу туристских стран мира в 2004 году и в перспективе на 2014 год Россия вошла в первую десятку самых перспективных стран. Оценки доходности от туризма также весьма высоки - 7-8 млрд. долларов.[4] Высокими темпами будут развиваться также инфраструктура туризма. Наиболее динамичный рост прогнозируется для индустрии транспортного обслуживания туристов, в частности для авиационного транспорта.

 

Список использованной литературы

 

1. Актуальные проблемы туризма: Сборник научных трудов. Вып.1-9 / Научный ред. И.В. Зорин. М.: РМАТ, 2006.

2. Туристический бизнес: основы организации / И.И. Бутко и др. Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

3. http://www.russiatourism.ru/.

4. http://tourinfo.ru/.

© Мухаметьянова А.Ф., 2012

УДК 311: 33

ББК 65.24

Мухтаров Ф.Ф.,

студент БашГУ, г. Уфа

Бурангулова Л.Ш.,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.017 с.)