КОНВЕРТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КОНВЕРТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА



(ПРИМЕР РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)

Известно, что после распада Советского Союза Российская Федерация унаследовала огромный государственный долг. Он был представлен в виде обесценившихся вкладов населения в Сберегательном банке в период до 20 июня 1991 года и вкладов в Госстрах и в государственные ценные бумаги СССР И РСФСР до 1 января 1992 года. Согласно данным Комиссии по рассмотрению проектов федеральных программ восстановления обесценившихся в 1991-1996 годах сбережений граждан, общая сумма вкладов в Сбербанке на 20 июня 1991 года составляла 315,3 млрд. руб. в ценах соответствующего периода. Величина государственного долга по вкладам в организации государственного страхования на 1 января 1992 года оценивался в 24,0 млрд. рублей, денежных средств населения в государственных ценных бумагах на 1 января 1992 года – 342,2 млн. руб. Политическое значение необходимости компенсировать столь значительные суммы привело к тому, что Президент РФ подписал перед президентскими выборами 1996 года два указа: №494 от 6 апреля 1996года «О мерах по восстановлению граждан Российской Федерации» и №733 от 16 мая 1996 года «О мерах по предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке РФ, обесценившихся в 1992-1995 годах». 6 июля 1996 года был подписан Закон «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства РФ». Закон ввел единицу номинала целевого долгового обязательства (ЦДО) РФ – условную денежную единицу «долговой рубль». Долговой рубль выражается в валюте РФ через долговую стоимость, которая определяется исходя из изменения соотношения контрольной и базовой стоимости необходимого социального набора. Она должна была устанавливаться ежемесячно или еженедельно.

Следующим шагом должен был стать законопроект «О базовой стоимости необходимого социального набора», который утверждает величину базовой стоимости необходимого социального набора, то есть его стоимость в 1990 году. По экспертным данным на март 1998 года долговая стоимость составляла 8.6 рублей РФ за один долговой рубль.

В проекте программы восстановления сбережений, обесценившихся в 1991-1996 годах подчеркивалось, что «до перехода экономики России к устойчивому росту годовые выплаты не могут превышать 0,3-0,4% валового внутреннего продукта, а (…) на полное погашение государственного внутреннего долго РФ по гарантированным сбережениям граждан понадобится 50 лет». Авторы проекта фактически признали, что граждане старше 40 лет, отдавшие государству свои сбережения, никогда их не получат. Федеральный центр избрал путь поэтапных ежегодных компенсаций, учитывая следующие критерии выплат – возраст вкладчиков и размер вкладов.

Медлительность федерального центра в данном вопросе, а также развитие федеративных отношений в тот период, создали определенные возможности для некоторых регионов России приступить погашению внутреннего государственного долга Российской Федерации отдельными субъектами. Для этого у Республики Башкортостан имелись соответствующие ресурсы в виде республиканской собственности. Автором настоящей статьи был подготовлен проект Указа Президента Республики Башкортостан «О мерах по предварительной компенсации вкладов граждан Республики Башкортостан в Башкирском банке Сберегательного банка Российской Федерации, обесценившихся в 1992-1998 годы». (См. Приложение 1). По оценочным данным, общая сумма вкладов населения в Башкирском банке Сбербанка на конец 1990 года составлял 4,7 млрд. рублей в ценах соответствующего периода. Указом предусматривался достаточно быстрый возврат обесценившихся вкладов (3-5 лет) за счет распродажи объектов государственной собственности Республики Башкортостан. Для этого предусматривалось создание специального Фонда вкладчиков Башсбербанка при Президенте Республики Башкортостан, которому передавались бы государственные пакеты акций предприятий, находящихся в собственности республики для последующей реализации их на рынке. Средства от реализации акций предусматривалось направлять для компенсации обесценившихся вкладов.

Данный указ готовился в феврале 1998 года в период, когда в республики начиналась кампания выборов Президента Республики Башкортостан. Погашение внутреннего государственного долга Российской Федерации силами отдельно взятого субъекта Федерации прецедентов не имел. Политическая ситуация в России и республики складывалась в пользу принятия данного указа. В случае принятия и реализации данного указа часть федерального государственного долга можно бело переоформить как долг Российской Федерации перед Республикой Башкортостан. Жители республики за достаточно короткий срок получили бы компенсацию в размере примерно 41 млрд. рублей, что позволило бы оживить внутренний рынок, увеличить платежеспособный рост населения.

К сожалению, отсутствие реальной конкуренции на президентских выборах, неблагоприятная конъюнктура на рынке ценных бумаг не позволили тогдашнему Президенту Республики Башкортостан М.Г.Рахимову подписать данный указ. Однако идеи указа не пропали даром. Позднее, они были использованы М.Г. Рахимовым при создании благотворительного фонда «Урал», средства которого формировались именно посредством продажи государственного пакета акций Республики Башкортостан. Этих средств как раз хватило бы для полной компенсации обесценившихся вкладов населения республики.

 

Приложение 1

© Габитов И.М., 2012

УДК 330.322

ББК 65.01

Газизова Э.З.,

студентка БашГУ, г. Уфа



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.212.116 (0.011 с.)