Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы исламских банков в РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Потребность мусульманского мира в развитии национальных банков и необходимость соблюдения при этом положений шариата предрешили создание исламских банков. Основные факторы, повлиявшие на развитие исламского банка - это рост численности мусульманского населения в мире, бурное увеличение нефтяных доходов государств Востока, принятие нового финансового направления западными странами, поддержка его на законодательном уровне. На сегодняшний день в мире существует более 450 исламских финансовых институтов более чем в 50 странах. Их совокупные активы превышают 750 млрд. дол., а ежегодные темпы роста составляют 10-15%. По прогнозам аналитиков, сделанным до наступления мирового финансового кризиса, к 2015 году исламские финансовые институты при темпах роста 10-15% в год должны будут сконцентрировать у себя капитал на сумму свыше 1 трлн. дол. Предполагается, что доля исламских финансовых услуг на финансовом рынке арабских стран Персидского залива достигнет к 2015 г. 50%. В Юго–Восточной Азии аналогичный показатель при существующих темпах роста составит от 15 до 25%.[2, c.39] В России проживают представители около 57 народов мусульманского вероисповедания. Мусульманское население представлено во всех регионах России, с преимущественным расселением в Москве, Поволжье, на Кавказе, в Уральском регионе и Сибири. Именно мусульмане в первую очередь представляют спрос на исламские финансовые продукты, хотя существует и интерес со стороны представителей иных вероисповеданий.
Риуснок 1. Готовность стать клиентом исламского банка[3] Мусульманское население России составляет по наиболее объективным оценкам от 16 до 23 млн. человек. И в этом числе весьма значительна доля тех, кто придерживается принципов ислама в повседневной жизни, а значит, будет расположен к принятию халяльных банковских услуг. Наиболее перспективно развитие таких услуг в национальных республиках с преобладанием мусульманского населения. Кроме того, не стоит забывать, что исламский банк открыт не только для мусульман. Высокая степень надежности вкладов и депозитов, минимизация рисков привлекательны как для рядовых вкладчиков, так и для инвесторов. По мнению экспертов, интерес подобные услуги должны вызвать у представителей малого и среднего бизнеса, ориентированных на вложения в реальный сектор. А кого-то возможно привлечет и морально-этическая сторона исламского банкинга. Так что потенциальная база клиентов у него в России есть, и первые опыты это подтверждают. Но есть и существенные проблемы, препятствующие развитию. Одна из них – непонимание большинством наших сограждан самого термина «исламский банкинг». Но если эту проблему можно решать «по ходу», путем активной рекламы в СМИ, то другая стоит в самой основе развития исламских банков. Их деятельность встречает препятствия в системе российского законодательства (в частности, система халяльного кредитования на покупку товаров предполагает повышенное налогообложение). И поэтому успешное развитие исламского банкинга в России требует хотя и не «правки всех законов», но некоторых законодательных поправок. В Великобритании, Ирландии, Франции и некоторых других европейских странах такие поправки сделаны. Однако для этого нужна заинтересованность властей, которой у нас на данный момент не наблюдается. Препятствия на пути развития исламских финансов в России - Неясность в отношении спроса на исламские финансовые продукты – низкое количество мусульман для которых важно соблюдение норм религии в финансовых отношениях; - Правовые и налоговые препятствия внедрения исламских финансов; - Предубеждённое настроение к исламским финансам со стороны населения; - Недостаток квалифицированных кадров в сфере исламских финансов, – как экономистов, так и шариатских экспертов. [1]
Таблица 1 Национальный состав респондентов (в порядке уменьшения, до 20 человек) и готовность стать клиентом исламского банка [3]
Готовность стать клиентом исламского банка наиболее высока у представителей отдельных народов Кавказа: ингушей (92,5%), даргинцев (91,30%), карачаевцев (89,44%). Наиболее низкий уровень лояльности к исламским банкам – среди кумыков (61,29%). Средний показатель по России – 80%. 76% респондентов отмечают, что задумывались об альтернативном использовании своих финансовых средств, об альтернативном финансировании своих деловых и личных потребностей. Исламские финансовые продукты – один из альтернативных путей финансирования различных потребностей и проектов – могут иметь достаточно высокую востребованность в России при правильном информировании о них. 68% респондентов не хранят свои деньги в банках. Среди людей с высшим и средним специальным религиозным образованием таковых 76%. Среди людей со средним и начальным религиозным образованием 70% не хранит свои сбережения в банках. Среди людей, у которых нет религиозного образования, таковых - 66%. При этом почти 60% не брали кредит и не планируют пользоваться кредитами (табл. 2).
Таблица 2 Доля заемщиков банков в зависимости от уровня религиозного образования, в % по группам опрошенных [3]
Наличие религиозного образования прямо пропорционально влияет на отказ верующих от взаимодействия с традиционными финансовыми организациями, использующими в своей деятельности ростовщические проценты. В России в условиях еще до финансового кризиса интерес к исламскому банкингу в самых различных кругах повысился, несмотря на то, что отзыв Центробанком лицензии в декабре 2006 года у единственного на то время банка, позиционировавшего себя как исламский банк _ «Бадр-Форте» банка, повлек череду высказываний о том, что в России исламский банкинг - едва ли сможет полноценно воплотиться на практике, однако с наступлением кризиса интерес к исламскому банкингу в России еще более возрос. Было реализовано несколько успешных проектов в сфере исламского финансирования. Здесь можно привести в пример АК БАРС банк с их нашумевшей сделкой по привлечению исламских инвестиций, ФД «Амаль», «Юмарт-Финанс», операционный офис «Башкортостан» филиала «Восток-капитал» банка «Эллипс и другие компании. Не отстают и традиционные компании, уловившие влияние последних лет, которые вводят в список своих финансовых продуктов те, что удовлетворяют требованиям шариата. Открываются подразделения, занимающиеся исламскими финансами, разрабатываются программы, направленные на мусульманскую часть населения, к примеру, те же халяльные ПИФы. Но нехватка профессионалов, хорошо знающих как исламские, так и традиционные финансовые системы, знающих шариат, его требования и цели, привела исламскую финансовую систему к той точке, когда чувствуется необходимость качественно нового подхода к анализу и управлению хозяйственных отношений между людьми. [1] Таким образом, чтобы сделать исламские финансовые продукты привлекательными для большего числа соотечественников, нужно не только обеспечить информационную поддержку различных начинаний в этой области и развивать образовательные программы. Но реальные проекты, связанные с исламским финансированием в России, должны быть в первую очередь направлены на решение самых актуальных для людей проблем: финансирование образования, приемлемая ипотека для молодых семей, инвестиции в малый и средний бизнес на справедливых условиях, развитие тех отраслей, которые не имеют социально негативного эффекта.Исламские финансовые продукты имеют положительные перспективы развития в России. Но развитие данных продуктов должно идти параллельно с процессом просвещения и образования. Помимо этого, значительная доля населения будет основываться при принятии решений на репутации компании, предлагающей данный вид услуг. В данном вопросе велика роль шариатских экспертов, их квалификация и признанность.
Список использованной литературы 1. Калимуллина М. Исламский банк в России и странах СНГ в условиях мирового финансового кризиса: теория и практика// Проблемы современной экономики. – 2009. - №4(32). 2. Рыкова И.Н., Андреянова Е.В. Развитие исламского банкинга и новых финансовых инструментов // Банковское дело. - 2011. - №7. - С. 38-43. 3. http://www.muslimeco.ru/opubl/56/
© Акъюлова Г.И., 2012 УДК 338. 2 ББК 65. 05 Аллагулов А.Р.,
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.151.211 (0.011 с.) |