Научный руководитель - Габитов И.М.,



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научный руководитель - Габитов И.М.,



Канд. экон. наук, доц. кафедры ОЭТ БашГУ, г. Уфа

КОРРУПЦИЯ И ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА –

ДВЕ ГЛАВНЫЕ БЕДЫ РФ

Современная экономика развитых стран находится на довольно высоком уровне, но несмотря на это, экономическая ситуация в России оставляет желать лучшего. Причин тому множество: зависимость от мировых цен на сырьё, интенсивный путь развития, слабая инфраструктура и многое другое. Не последнее место в этом списке занимают коррупция и теневая экономическая деятельность-об этих бедах экономики Российской Федерации. Для лучшего понимания проблемы рассмотрим подробнее два этих понятия.

Что входит в определение коррупции? Как правило, под этим термином понимается использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Понятие теневой экономики более обширно. Теневая экономика – это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются, и не является налогооблагаемой экономической деятельностью. По сути, любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов, или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневой экономической деятельностью. «Теневую» экономику также можно охарактеризовать как совокупность разнотипных экономических отношений и неучтенных, нерегламентированных и противоправных видов экономической деятельности. Но, прежде всего, «теневая» экономика – это неконтролируемые обществом и скрываемые от него производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег и услуг. [1,225 стр.]

Данные проблемы характерны не только для России, но и для многих других стран, однако как показывает статистика, именно в нашей стране эти два фактора наносят самый ощутимый удар по развитию бизнеса, сельского хозяйства и национальной экономики в целом. По статистике на период 2011-2012 годов Россия занимает 154 место из 178 в мировом рейтинге состояния коррупции, который был предоставлен международной организацией Transparency International. В течение 2010 года Россия опустилась в этом списке на 8 позиций, что говорит о том, что проблема взяточничества лишь процветает. В качестве образца, к которому нужно стремиться, можно привести Сингапур, занимающий третье место в этом списке. Что же касается теневой экономики, то её доля в России составляет, без малого от 25 до 50 процентов ВВП. Речь идет уже не об отдельном теневом секторе, а о теневой составляющей в деятельности очень многих российских предприятий. Отличительной чертой теневых процессов явилось и то, что они не ограничились экономикой, а проникли практически во все сферы общественной жизни. По некоторым подсчетам, прямые потери бюджета вследствие коррупции и теневой экономической деятельности составили 20 миллиардов долларов в год. Причины развития теневой экономики разнообразны. Учёные выделили 6 основных групп: 1) антропологические; 2) экономические; 3) социальные; 4) правовые; 5) социокультурные; 6) политические. Рассмотрим подробнее эти группы. Первая группа причин связана с личным интересом человека, который часто приходит в противоречие с интересами общества. В этом случае человек нарушает сложившийся в обществе порядок, что может повлечь разрушительные последствия для социальной жизни. Вторая группа причин связанна со стихийным характером рыночной экономики, для которой, характерно неравномерное развитие различных секторов, инфляция, резкие колебания обменных курсов и прочее. Все это является благоприятной почвой для преступлений. Теневая составляющая усиливается, когда государство не может регулировать эти явления и создавать благоприятные условия для функционирования предпринимательства. В периоды кризисов, когда нарушается зыбкое равновесие рыночного хозяйства, теневая экономика получает дополнительный толчок для своего развития. Третья группа - это проблемы социального характера. Российская власть в последние годы столкнулась с рядом обострившихся социальных проблем, главной из которых явилась социальная дифференциация общества. В теневую экономику вовлекались представители малоимущих и маргинальных слоев – молодежь, безработные, рабочие-мигранты и т.п. По своей численности они составили наиболее массовую прослойку участников теневой экономики. К четвёртой группе факторов влияющих на теневую экономику можно отнести несовершенство правовой базы предпринимательства. Противоречия между быстро меняющимися условиями рыночного хозяйства и существующей законодательной базой позволяют теневой экономике использовать прорехи, которые образуются в правовой сфере. Пятая группа включает в себя противоречия между законодательством и морально-этической составляющей предпринимательства. Наконец в шестую группу входят противоречия в политической системе [2,45-50 стр.].

Таким образом, наличие целого ряда причин, порождающих теневую экономику, позволяет говорить о ней как об одной из подсистем рыночного хозяйства. Теневая составляющая всегда присутствовала и, по-видимому, будет в какой-то мере присутствовать в хозяйственной жизни. Все это заставляет поставить вопрос о необходимости более действенной государственной политики в отношении противодействия теневой экономике и коррупции.

В качестве примера можно привести опыт Сингапура. Для этого нам потребуется краткий экскурс в историю. К моменту обретения независимости в 1965 году Сингапур оказался в ситуации, чем-то напоминавшей картину постсоветской России. Страна находилось в крайне тяжелом экономическом положении, и была насквозь пронизана беззаконием. Законодательство было импортировано британскими колонизаторами из далекой Англии, правоохранительные органы оказались не в состоянии противостоять организованной преступности, а большинство чиновников участвовало в коррупционных схемах. Население имело низкий уровень образования и не умело отстаивать свои права. Лидеры страны пришли к пониманию насущной необходимости обуздать коррупцию и произвол, сознавая, что без этого страна не имеет будущего. Это послужило основанием для принятия целой системы мер, отличавшихся строгостью и последовательностью. Действия чиновников были регламентированы, бюрократические процедуры упрощены, был обеспечен строгий надзор за соблюдением высоких этических стандартов. Органом, воплотившим эти меры в жизнь и сохранившим свои полномочия и сегодня, стало специализированное Бюро по расследованию случаев коррупции. Граждане обращались в Бюро с жалобами на действия госслужащих и требовали возмещения убытков. Одновременно с этим было ужесточены меры уголовного наказания за коррупционные действия, повышена независимость судебной системы, резко поднята зарплата судей и обеспечен их привилегированный статус, введены чувствительные экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях. Жёсткие акции (вплоть до увольнения всех сотрудников таможни) были проведены во многих государственных ведомствах. Эти меры сочетались с уменьшением вмешательства государства в экономику, повышением зарплат чиновников и подготовкой квалифицированных административных кадров. Всё это, в конечном счёте, позволило обуздать коррупцию в Сингапуре [3].

Что же касается борьбы с теневой экономикой - то тут есть множество путей пресечения такой деятельности. Первый - придерживаться дифференцированного подхода к теневой экономике. Ее субъекты представляют разные социальные группы, преследующие неодинаковые интересы. При этом принципиально важной задачей является определение взвешенного соотношения между экономическими, и административными методами государственного воздействия. Второй - прямое государственное вмешательство, жесткая реализация принципа диктатуры закона, когда речь идет о злостных нарушениях хозяйствующими субъектами законодательства, коррупции государственного чиновничества и теневой активности олигархов. Третий - оптимизацию структуры органов государственного управления и правоохранительных органов, установление эффективного госконтроля в экономической сфере, административную реформу корпуса госчиновников[4].

Таким образом, Российская Федерация путём управленческого воздействия, последовательной политики и использования опыта борьбы с коррупцией ведущих иностранных государств, может существенно уменьшить влияние теневой экономики и коррупции на национальную экономику, и тем самым поспособствовать её росту.

Список использованной литературы

 

1. Экономика России XXI век // Журнал №5, 225 стр.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. 2-е издание. М., 2011, С.45-50.

3. Сиротин А. Опыт борьбы с коррупцией в Сингапуре.

4. http://www.klerk.ru/buh/news/232073/.

 

© Калимуллина Э.А., 2012

 

 

УДК 330

ББК 65

Кинзябулатова Э.А.,

Магистрант БашГУ, г. Уфа

Яруллин Р.Р.,



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.179.228 (0.013 с.)