Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как фактора роста экономики регионов и страныСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одной из основных задач в современных условиях является обеспечение устойчивого роста экономик регионов, что должно привести к развитию всего национального хозяйства. Данный процесс способствует не только увеличению реального объема производства на соответствующей территории, но и модернизации предприятий, отраслей и повышению благосостояния населения. Достижение цели экономического роста территории связано, в частности, с изменением количества или качества используемых ресурсов. Однако учитывая проблему ограниченности ряда факторов производства и попытку построения экономики нового типа, первостепенное значение приобретает интенсивный путь развития. Это означает, в первую очередь, повышение производительности труда за счет научно-технического фактора, то есть на основе использования более совершенной техники и технологий (последнего поколения). С другой стороны, должно измениться содержание трудовых ресурсов региона, которые будут работать на новом оборудовании и контролировать технологические процессы. Данный фактор производства также подвергается трансформации, в результате чего он рассматривается с позиции человеческих ресурсов. В то же время повышается значимость информации, знаний и опыта в деятельности работников, что усиливает роль человеческого капитала. В целом можно выделить следующие характерные черты новой (инновационной) экономики: постоянный рост производительности труда; динамичность и изменчивость развития экономики; приобретение инновационными предприятиями и человеческим капиталом статуса основных факторов экономического роста; повышение роли информации и интеллектуальных способностей человека; усиление значимости образования в системе ценностей индивида; активизация инвестиций в человеческий капитал; рост расходов на НИОКР. [6] Таким образом, в современных условиях в качестве основного фактора, который должен обеспечить экономический рост регионов и страны, выделяют человеческий капитал. Это связано в первую очередь со спецификой построения новой системы хозяйствования, имеющей в основании разработку и внедрение инноваций. Для достижения данной цели необходимо не просто использовать имеющуюся информацию и накопленные знания, а определенным образом преобразовывать их в технологические или организационно-управленческие нововведения. Современными авторами предлагаются следующие определения человеческого капитала: 1) сформированный с помощью инвестиций в человека и накопленный самим человеком совокупный потенциал здоровья, знаний, технологических навыков, способностей, трудовых и социальных мотиваций, которые, будучи взятыми в совокупности, ведут к росту квалификации работника, содействуют увеличению производительности и качества его человека и, как результат, к повышению материального и социального статуса данного человека и формированию нового типа экономического развития общества в целом; [1] 2) основной фактор развития инновационной экономики, включающий совокупность природных способностей, знаний, профессиональных навыков, здоровья, инновационной культуры, мотивационного фактора и возможности их практического применения; [4] 3) совокупность физических, умственных, предпринимательских способностей человека, которую составляют знания, умения, навыки, профессионализм, опыт, используемые в производстве товаров и услуг и обеспечивающие получение дохода в будущем; [2] 4) имеющийся у каждого индивида долговременный запас знаний, навыков и компетенций, которые приобретаются преимущественно посредством обучения и трудового опыта; [11] 5) сформированная в результате инвестиций и накопленная человеком определенная совокупность здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере, содействуют ее развитию и росту производительности труда и тем самым влияют на увеличение заработков (доходов) человека. [8] Рассмотренные точки зрения позволяют выделить три основных подхода к пониманию категории человеческого капитала. [1] Для целей дальнейшего исследования проблемы этим подходам следует дать соответствующие названия. Первый подход можно предложить именовать качественным, так как человеческий капитал рассматривается как совокупность имеющихся у человека специфических способностей, которые следует рационально использовать в производственном процессе: знания (умственные способности), навыки (практический опыт), талант, мотивацию и энергию (физическую силу). В качестве правомерности выделения данного подхода можно привести пример с предпринимателями, под которыми понимают не каждого человека, а только тех людей, которые обладают специфическими способностями или предприимчивостью: поиск возможностей, инициативность, готовность к риску, ориентация на эффективность, вовлеченность в рабочие контакты, целеустремлённость, настойчивость, стремление к информированности и т. п. При этом следует отметить, что в настоящее время в составе человеческого капитала выделяется в ряде случаев предпринимательский (или организационно-предпринимательский) капитал. Предпринимательский капитал – это один из наиболее перспективных и важных видов человеческого капитала, отличающийся достаточно редкой распространенностью. Им обладают не более 5% населения страны, а в развитых странах - не более 7-10% населения. [9; 10] Второй подход можно охарактеризовать как инвестиционный, так как человеческий капитал рассматривается как сформированный в результате вложений определенный запас врожденных и приобретенных способностей: здоровья, знаний, навыков, мотиваций, таланта. Рациональное использование этих способностей в соответствующей сфере общественного воспроизводства будет способствовать в конечном итоге росту производительности труда и производства, а также увеличению доходов данного индивида. Специфическими чертами инвестиций в человеческий капитал являются следующие: отдача от инвестиций непосредственно зависит от срока жизни его носителя; непрерывные вложения вызывают его накопление и умножение; непрерывное использование улучшает его качественные и количественные характеристики; доходность вложений повышается до определенного предела (возраста активной трудовой деятельности); инвестиции должны быть общественно целесообразны и экономически необходимы; характер и виды инвестиций обусловлены историческими, национальными, культурными факторами. [8] Третий подход можно назвать факторным, поскольку человеческий капитал рассматривается в качестве основного фактора экономического роста современных национальных и региональных хозяйственных систем. Основным моментом здесь является понимание того, что создание экономики нового типа требует вовлечения качественно новых ресурсов и факторов производства. Использовать квалифицированные трудовые или человеческие ресурсы для достижения положительного эффекта уже недостаточно, нужно перейти на иное восприятие их формы в виде капитала, но не вещественного или физического, а человеческого. В целом, человеческий капитал признается в качестве такового, то есть особой формой капитала, по следующим основаниям: он может накапливаться и образовывать определенный запас, способствует его носителю получение дополнительного дохода в будущем, связан с существенными индивидуальными и общественными инвестициями, выступает особым неотделимым элементом собственности каждого индивида, подвержен физическому и моральному износу. [1;7] Проблема структурирования человеческого капитала имеет различные аспекты. Во-первых, следует отметить, что человеческий капитал отдельных индивидов в совокупности образует человеческий капитал семьи, организации, которые, в свою очередь, выступают основой для человеческого капитала отдельных регионов и страны в целом. В итоге в зависимости от степени агрегирования человеческий капитал можно рассматривать на микроуровне (на уровне отдельных субъектов, семей и организаций), мезоуровне (на уровне отраслей (видов экономической деятельности) и регионов) и макроуровне (на уровне всей национальной экономики). В ряде случае выделяют еще мегауровень человеческого капитала, то есть уровень группы стран и всего мирового хозяйства. Во-вторых, необходимо определить составные части индивидуального человеческого капитала. Такого рода структурные элементы предлагают называть фондами человеческого капитала, так как они создают определенный запас способностей, пригодных для использования в производственной деятельности. [7] Тем не менее, основной спор возникает относительно состава отдельных элементов человеческого капитала. Существующее многообразие мнений можно представить в табл. 1.
Таблица 1
Матрица мнений по структурированию человеческого капитала
Главными моментами, усложняющими изучение данного вопроса, являются: 1) Отсутствие единого понятийного аппарата, из-за чего одни и те же фонды человеческого капитала часто получают разные названия. В частности, трудовой капитал, определяемый как накопленный опыт, трудовые навыки, умения, образование, соотносится с капиталом производственной подготовки или капиталом подготовки на производстве, который включает в свой состав квалификацию, компетенции, навыки и опыт. Также можно проследить связь между капиталом мобильности и капиталом миграции, которые связаны с перемещением, перераспределением и концентрацией человеческих ресурсов в те регионы, где есть потребность в данном факторе производства и эффективность от их использования будет максимальной. Однако наибольший интерес вызывает соотношение между интеллектуальным капиталом и капиталом образования. Ряд авторов отмечают, что интеллектуальный капитал – это совокупность образовательных, научно-инновационных и культурно-нравственных характеристик людей, следовательно, его составными частями будут фонды образования, знаний, науки, инноваций. Другие исследователи указывают, что капитал образования представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в общественном производстве между его субъектами по поводу формирования, развития и потребления интеллектуальных способностей человека в виде знания, имеющего потенциальную ценность. В первом случае способность к образованию влияет на интеллектуальный уровень субъекта, во втором - интеллектуальные способности воздействуют на образовательный уровень индивида. Капитал культуры представляет собой инвестиции в человека для формирования свойств высокоинтеллектуальной личности, так как чем более сложной является деятельность, выше уровень интеллектуальности и творчества, тем более высокие требования предъявляются к уровню личности. Его отдельные характеристики (образованность, умения, навыки, моральные качества, квалификация, имидж, стиль жизни, социальные связи) тесным образом взаимодействуют с понятиями социального капитала (передачей и развитием знаний через взаимоотношения между работниками, партнерами, поставщиками и продавцами) и капитала семьи (воспитанием, мотивацией, духовными ценностями человека, имеющими социальное происхождение), а также проблемой мотивации субъекта. 2) Существование отдельных подходов к структурированию индивидуального, регионального или национального человеческого капитала. Элементы человеческого капитала в зависимости от уровня агрегирования трансформируются в новые фонды и получают иные названия и содержание. Например, индивидуальный капитал здоровья на мезоуровне и макроуровне рассматривается, соответственно, как биофизический капитал и природный потенциал нации, индивидуальный интеллектуальный капитал – как культурно-нравственный капитал и национальные интеллектуальные преимущества, индивидуальный трудовой капитал – как совокупный трудовой капитал территории и социальный капитал. [9, с. 31] Таким образом, следует отметить, что чаще всего в качестве основных элементов человеческого капитала выделяют образование или интеллект субъекта (капитал образования), его здоровье (капитал здоровья), трудовые навыки и опыт (трудовой капитал), систему ценностей индивида (капитал культуры). С учетом агрегирования данные фонды образуют региональный и национальный капиталы образования, здоровья, труда и культуры, а в совокупности, соответственно, человеческий капитал региона и национальный человеческий капитал.
Список использованной литературы
1. Асланов Д.И. Человеческий капитал - важнейший фактор экономического роста // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2010. - Т. 28. №2. - С. 71-75. 2. Борщева Ю.А. Инвестиции в обучение персонала в структуре человеческого капитала: теоретический аспект // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2011. № 3. - С. 166-171. 3. Васильев И.В. Классификация человеческого капитала и инвестиций в него// Балтийский экономический журнал. - 2010. №2. - С. 8-18. 4. Герман М.В., Помулева Н.С. Человеческий капитал как основной фактор инновационного развития // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2012. №1. - С. 149-153. 5. Грузков И.В. Идеи и опыт классификации человеческого капитала // Terra Economicus. - 2011. - Т. 9. №2-3. - С. 16-19. 6. Дорофеева Н.М. Концепция человеческого капитала как фактор инновационного развития и экономического роста // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2012. №1. - С. 25-28. 7. Курганский С.А. Структура человеческого капитала и его оценка на макроуровне // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2011. №6. - С. 15-22. 8. Маврина Н.А. Сущность человеческого капитала и особенности инвестиций в него // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. №29. - С. 10-14. 9. Минеева Н.Н., Неганова В.П. Характеристика видов человеческого капитала // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2009. - Т. 26. №4. - С. 29-35. 10. Смирнов Б.В., Ткаченко А.В. Методологические основы классификации человеческого капитала // Власть и управление на Востоке России. - 2009. №4. - С. 119-126. 11. Шафран А.М. Человеческий капитал как фактор инвестиционной привлекательности регионов России // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2011. №3-1. - С. 224-231. © Романюк А.В., 2012 УДК 330 ББК 65 Сафин Ш.Т.,
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.117 (0.008 с.) |