Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль дипломатии в современной экономике

Поиск

В наше время глобализации мира, характеризующееся экономической взаимозависимостью государств друг от друга, важным элементом в международных взаимоотношениях стала экономическая дипломатия. Это — «измерительный прибор», с помощью которого определяется уровень взаимоотношений между странами. Поэтому, экономика приобрела центральную роль в дипломатических отношениях. Границы между традиционными политическими и экономическими дипломатическими действиями становятся более тонкими и «экономическая дипломатия» все больше внедряется в области применения классической дипломатии.

Сегодня, экономическая дипломатия становится дисциплиной, объединяющей понимание динамики международных взаимодействий в политических и экономических сферах. Она определяет развитие их взаимоотношений и взаимозависимость друг от друга. Функциональные возможности объединенной дипломатии многоэквивалентны, потому что каждая специфическая дипломатическая деятельность на политическом или экономическом уровне связана друг с другом. Этот подход появляется в двусторонних и многосторонних взаимоотношениях государств. Яркий пример тому недавний «газовый кризис» между Россией и Украиной.

То что экономическая дипломатия становится наиболее важной сферой в системе современных международных экономических отношений не для кого не секрет и с каждым годом она будет занимать все более значимое место тоже не вызывает сомнений.

Примером этому могут послужить переговоры между вице-премьерами России и Польши, на которых были подписаны протоколы о внесении изменений в двустороннее газовое соглашение, предусматривающие увеличение объема поставок в Польшу природного газа.

Словосочетание “экономическая дипломатия” предполагает под собой дипломатические служебные действия, сконцентрированные на увеличении экспорта, привлечения иностранных инвестиций и участия в работе международных экономических организаций, т.е., действия, сосредоточенные на подтверждении экономических интересов страны на международном уровне.

Роль экономической дипломатии стала возрастать после Второй мировой войны. Увеличение значения международных экономических проблем в мировых делах, развитие и углубление международного разделения труда, ускорение и последствия НТР - все это привело к значительному расширению экономических функций и задач дипломатии.

Функции экономической дипломатии охватывают многообразие торговой, экономической, научно-технической, исследовательской, политической деятельности, включая:

а) анализ экономического и финансового положения других стран;

б) установление контактов и связей с их деловыми кругами и фирмами;

в) изучение состояния рынков различных товаров, цен;

г) разработку и осуществление мер по продвижению собственного экспорта;

е) участие в деятельности экономических органов ООН и других международных Организаций;

ж) разработку соответствующих международных договоров.

Существенной задачей экономической дипломатии является привлечение иностранных инвестиций. Для этого необходимо создать благоприятную среду для экспортеров, показать все выгодные стороны технологий и товаров, детально разработать экспортную стратегию государства, определяющую основные направления экспорта товара.

Важным является привлечение новых технологий, сберегающих энергию и ресурсы, которые способствуют удешевлению конечного продукта и улучшение его доступа на внешние рынки, привлекая тем самым зарубежных инвесторов в национальные компании. Главной задачей дипломатических миссий является создание положительного имиджа своей страны. Так же это входит и в обязанности министерства иностранных дел и всех дипломатов. Но, к сожалению, их возможности часто ограничены. По мнению аналитиков, основной причиной (более 70%) для принятия решений по экономическому сотрудничеству или вложению инвестиций является восприятие страны.

Основными методами работы экономической дипломатии является помощь участникам в их работе на рынке страны пребывания, соблюдение интересов страны в процессе деятельности. Для профессии дипломата следует использовать ведущих специалистов, экспертов и аналитиков для анализа общественной и политической жизни страны пребывания.

На международном уровне главным координатором экономических интересов является министерство иностранных дел страны. Приоритеты и стратегия в сотрудничестве в странах пребывания – его главная миссия. А министерство экономики выполняет приоритеты деятельности торгово-экономической миссии.

Ключевым инструментом для эффективного сотрудничества между регионами и странами на глобальном уровне является экономическая дипломатия. Она присутствовала с самого зарождения внешней политики. Несмотря на существующие различия между странами, вызванные различными путями развития экономики, где имеет место экономическая дипломатия происходит эффективный процесс более сильного экономического, социального и политического взаимоотношения в мире.

Повышению эффективности экономической дипломатии способствует целый ряд факторов. Ключевой среди них - последовательно проводимая развитыми и многими новыми индустриальными странами политика по укреплению конкурентоспособности, служащая материальной основой успешной экономической дипломатии. В числе других важных факторов - разработка национальной внешнеэкономической стратегии, правильное выстраивание приоритетов экономической дипломатии, ее надлежащее финансовое, организационное и кадровое обеспечение.

В настоящее время экономическая дипломатия, как одна из важнейших функций государства в условиях глобализации, приобретает комплексный, системный характер, опирается на тесное взаимодействие государства, общественных организаций и деловых кругов.

Таким образом, экономическая дипломатия является основным механизмом достижения плодотворных торгово-экономических связей на двусторонних и многосторонних уровнях — это ключевой инструмент для развития эффективного сотрудничества между странами и регионами на глобальном уровне.

Список использованной литературы

1. Борисов Е.Ф. Экономика: учебник. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 320 с.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: практикум. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 320 с.

3. Вводный курс по экономической теории: Учебник для лицеев/Под общей ред. акад. Г.П.Журавлевой. – М.:ИНФРА – М, 2006.

4. Курс экономической теории: учебник – издание 6-е, дополненное и переработанное / под общей ред. Проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2007. –848 с.

5. Курс экономики: Учебник/ Под ред. Б.А. Райзберга. – ИНФРА – М, 2007.

6. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов / М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.

7. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. - М., 2007.

8. Экономическая теория. Учебник для вузов / под ред. Николаевой И.П. –М.: 2007.

9. Экономическая теория: Учебник / под общ.ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 714с. — (Серия «Высшее образование»).

10. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. - М., 2007.

© Халитова Р.Ю., Шарафутдинова С.А., 2012

 

УДК 330

ББК 65

Хангильдина А.Д.

БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ

Для исследования причин безработицы используют различные концепции. Нельзя не обратить внимания на то, что в концепциях, объясняющих безработицу, раскрывающих ее причины, анализируются общества с развитыми рыночными отношениями, стабильно функционирующим рынком труда. Россия же находится на стадии становления рыночной экономики, перехода от административно-командной экономики к рыночной. Это обстоятельство учитывается очень редко. Специфика ситуации в России обусловлена отличием ее социально-экономических условий, предшествующих рыночной экономике. В большинстве стран капитализм зарождался в недрах феодализма, и, следовательно, этот процесс носил эволюционный характер. В России происходит процесс перехода от "социализма" к рыночной экономике.

Мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 году, неумолимо повышает темпы роста уровня безработицы в России. Такой высокий темп роста привел к тому, что ситуация по безработице значительно превысила по всем показателям ситуацию в США, несмотря на то что как раз Штаты и являются родиной кризиса. В 2009 году по данным из официальных источников темпы роста безработицы пошли на спад. А летом того же года рост безработицы совсем прекратился. Рост прекратился, но уровень остался прежним, несмотря на все попытки правительства снизить этот показатель, путем создания новых рабочих мест. В разгаре был летний сезон, в ходе которого обычно возрастает активность в области промышленности и строительной отрасли, но показатели оставались на месте. Какие выводы можно из этого сделать? Что ожидало нас в будущем?

В Российской Федерации наблюдается высокий уровень скрытой безработицы, которая возникла в следствие к тому, что в стране действует слишком жесткое трудовое законодательство по отношению к работодателям. Стоит напомнить, что по трудовому кодексу, который действовал в 2009 году, при увольнении сотрудника работодатель обязан выплатить ему заработную плату за два месяца. Таким образом работодатели пытаются любыми способами вынудить сотрудника уйти по собственному желанию, для того чтобы не попасть под вышеупомянутую статью трудового кодекса Российской Федерации. Главным способом воздействия на сокращаемых сотрудников стал вывод их в бессрочные вынужденные отпуска и перевод на неполную рабочую неделю. Это позволяет снизить среднегодовую заработную плату сотрудника и в дальнейшем с меньшими издержками сократить штат. По данным на июнь 2009 года количество сотрудников, работающих неполное рабочее время, по официальным данным находилось в районе 9%. Но эта цифра на самом деле намного больше. Другим методом, позволяющим сократить издержки, является метод «серой» заработной платы. Но ввиду его противозаконности, работодатели чаще пользуются методами, которые повышают уровень скрытой безработицы.

Безработица – это не какой-нибудь оторванный от экономики страны показатель, а наоборот один из самых важных индикаторов, который отражает непосредственное состояние экономики страны на данный момент. Вследствие роста безработицы снижаются доходы населения страны, а это соответственно приводит к снижению покупательской способности. Резко сокращаются доходы компаний, работающих с внутренним рынком страны. Безработица также приводит к снижению заработной платы на конкурентных рабочих местах, потому что предложения превышают количество вакансий, а многие соискатели согласны работать даже за меньшую зарплату. Это конечно приводит к тому, что издержки предприятий существенно падают, но ведь экономическая ситуация в стране не меняется. Рост уровня безработицы так же уменьшает кредитование физических лиц. Кредитование уменьшается еще и за счет того, что растет число «плохих» кредитов, то есть таких, по которым значительно задерживаются выплаты.

Безработица 2010По данным Минэкономразвития пик роста безработицы пришелся на начало 2010 года. Наблюдается ухудшение ситуации на рынке труда. Среднегодовой показатель повысился на 200 тысяч человек, то есть до 7 млн. (это 9,6% экономически активного населения). По словам сотрудников Минэкономразвития, в начале этого года ситуация значительно ухудшилась засчет того, что компании продолжают снижать издержки на труд. Это является общемировой тенденцией, когда экономическая ситуация улучшается, а безработица, несмотря на это, продолжает расти. Специалисты прогнозируют оживление рынка труда во второй половине 2010 года. Но, несмотря на это, спад уровня безработицы, по мнению экспертов, возможен лишь через 2 года. А в 2010 году безработица, возможно, уже достигнет отметки в 7,3 млн. человек.

В целях предотвращения роста социальной напряженности Правительством Российской Федерации еще в ноябре 2008 года был разработан и утвержден Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономки, в том числе в сфере поддержки рынка труда и социальной поддержки граждан. Среди мер, направленных на поддержку рынка труда и социальную поддержку граждан:

- проведение еженедельного мониторинга по субъектам Российской Федерации увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников организаций;

- организация работы консультационных пунктов «горячих линий» и предувольнительных консультаций для работников организаций, издание информационных буклетов и брошюр;

- увеличение объемов финансирования мероприятий активной политики занятости населения с учетом ситуации на региональных рынках труда, увеличение максимального размера пособия по безработице.

В целях реализации Закона о занятости принято постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года №1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации». Субсидии будут выделяться на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации и включающие следующие мероприятия:

- опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);

- создание работодателями временных рабочих мест (общественные работы, временное трудоустройство безработных граждан, а также работников в случае угрозы массового увольнения, стажировка в целях приобретения опыта работы);

- оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;

- содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

В рамках реализации данных программ предусматривается:

- организация опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения;

- создание работодателями временных рабочих мест;

- оказание адресной поддержки граждан, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест;

- создание новых рабочих мест в сфере малого бизнеса.

Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Она выступает как сложное социально-экономическое явление, которое в отечественной литературе, да и в практической деятельности, еще не нашло подобающего ей места. Обращение к этой форме занятости связано, прежде всего, со становлением рыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм. Самозанятость населения - это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.

К самозанятым относят: предпринимателей, лиц, работающих не по найму, членов производственных кооперативов и неоплачиваемых работников семейных предприятий. В Российской Федерации, согласно Закону о занятости, к числу самостоятельно обеспечивающих себя работой относили: предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов.

Развитие малого предпринимательства встречает определенные трудности. Они широко описаны в нашей литературе. В числе главных надо отметить неумение граждан России заниматься предпринимательством, о чем мы уже говорили. Не менее важную роль играет бюрократизация страны. Для малого бизнеса это проявляется в больших трудностях, в том числе и материальных, при открытии нового малого предприятия. Они выражаются, прежде всего, в большом числе посредников, услуги которых обязательны при регистрации и лицензировании. Такие консультанты в основном тесно связаны с местными администрациями. Именно этим в значительной мере определяется незащищенность предпринимателей и работников этих предприятий.

Другим важным направлением минимизации безработицы необходимо признать организацию подготовки и переподготовки кадров. Эта деятельность сегодня должна, прежде всего, рассматриваться как важнейшая составляющая процесса формирования человеческого капитала. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Одновременно с этим количественные и качественные характеристики процесса подготовки и переподготовки кадров должны удовлетворить потребности экономики в кадрах и обеспечить не только текущие, но и перспективные потребности при условии согласованности спроса и предложения рабочей силы. В то же время надо признать, что эта работа организована пока еще не очень хорошо. Далеко не единичны случаи, когда обучение безработных проводится по профессиям и специальностям, на которые в данном районе нет спроса. Безработным, желающим заняться предпринимательством, не дают необходимых знаний и умений и т.д.

Вполне очевидно, что широкое использование современных технологий обучения может кардинально изменить ситуацию на рынке труда за счет повышения квалификации работников, овладения ими дополнительных профессий и специальностей. В целях реализации прав граждан на полную продуктивную и свободно избранную занятость государственные органы разрабатывают соответствующие целевые программы, которые предлагают основные направления действий на рынке труда в Российской Федерации на определенный отрезок времени. Такие программы, их значимость, бесспорно, велики. Основную работу по их реализации осуществляет Государственная служба занятости. Именно она создает условия для повышения качества рабочей силы, ее конкурентоспособности, обеспечения отраслей экономики работниками, содействует возвращению безработного в экономику, развитию форм социального партнерства, формированию региональных рынков труда и т.д.

Разработка основных направлений, путей и методов сокращения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявление тех ее форм и видов, которые наносят наибольший экономический и социальный ущерб личности, обществу, препятствуют стабилизации экономики страны.

Подобный анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения безработицы на сегодняшний день являются активизация государственной политики занятости наряду с общим оздоровлением экономического климата в стране.

Новая активная политика на рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.

Крайне важно корректировать общую направленность государственной политики занятости Российской Федерации в зависимости от особенностей и перспектив региональных рынков труда.

В этом процессе необходимо учитывать уже существующий в России, хотя и не очень успешный, опыт профилактики и защиты от безработицы.

 

Список использованной литературы

 

1. Саруханов Э.Р. Проблемы занятости в период перехода к рынку. Большой экономический словарь. – М.: Фонд «Правовая культура», 1998.

2. Власова В.М. Стабилизация занятости в условиях рынка - М.: Изд-во «Питер», 2004.

3. Камаева В.Д. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов. – М.: 2002.

© Хангильдина А.Д., 2012

УДК 330

ББК 65.01

Хусаинова Л.Н.,

студентка БашГУ, г. Уфа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.50 (0.011 с.)