Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы и методы профессионального совершенствования работников дипломатической службыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Поддержание высокого квалификационного уровня, обогащение профессиональных знаний и навыков — это не только субъективное желание работника, обусловленное его карьерной или личностной мотивацией. Это законное право и обязанность каждого государственного служащего. Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» от 3 сентября 1997 г. № 983 уточняет это положение и ориентирует на: — обязательную профессиональную переподготовку лиц, впервые назначенных на государственные должности федеральной государственной службы не ниже заместителя начальника отдела (руководящие должности) в течение первого года работы в указанных должностях; — обязательное повышение квалификации (не реже одного раза в три года) лиц, замещающих руководящие должности; — направление на подготовку (стажировку) за рубеж лиц, в возрасте не старше 40 лет, замещающих государственные должности федеральной государственной службы[139]. Непрерывное повышение профессиональной квалификации рассматривается в качестве базового фактора повышения эффективности государственной службы и успешности служебной карьеры. Особая роль в этом деле отводится Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и подведомственным ей образовательным заведениям, Академии народного хозяйства и Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. В сфере дипломатической службы — Дипломатической академии при Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Именно на это специальное высшее учебное заведение возложена задача подготовки и систематической переподготовки руководящих дипломатических кадров, повышения квалификации специалистов всех уровней, прежде всего в политологической, международно-правовой, международно-экономической, регионоведческой, консульской, информационно-аналитической и языковой сферах. Причем не по произвольным программам, а в соответствии с принципами и нормами, определенными соответствующими государственными образовательными стандартами. Основные принципы организации профессиональной учебы дипломатических кадров следующие: — обучение за счет государственного бюджета, в том числе по системе государственного заказа; — обязательность профессионального совершенствования — важнейший фактор эффективного исполнения должностных полномочий, непременное условие пребывания на дипломатической службе; — периодичность стажировок и стационарных форм обучения в специализированных учебных заведениях. Выполнение указанных принципов не только обязательно, но и полностью соответствует потребностям каждого государственного служащего, серьезно относящегося к своему профессиональному долгу. Периодическое подтверждение квалификации — насущная необходимость. Без этого невозможны ни служебный рост, ни другие карьерные перемещения, включая загранкомандировки. Копии действующих сертификатов Высших курсов иностранных языков, копии дипломов и свидетельств о профессиональной переподготовке и повышении квалификации входят в перечень документов, без которых вопросы рангирования, назначения на более высокую должность или командирования за рубеж аттестационными и конкурсными комиссиями не рассматриваются. В этом контексте вполне понятно, почему в Министерстве иностранных дел самое пристальное внимание уделяется подготовке, переподготовке и повышению квалификации дипломатических работников. Финансирование этого направления кадровой работы рассматривается не как источник дополнительных расходов, а как эффективный и оправданный вид государственных инвестиций в развитие ведомства. Деятельность на этом направлении постоянно и планово совершенствуется. В результате в стране создана уникальная школа подготовки высококвалифицированных специалистов-международников, опирающаяся на богатейшее наследие и многовековые традиции российской дипломатии. По сути дела в стране сложилась многоуровневая система подготовки дипломатических кадров по программам базового высшего образования, профессиональной переподготовки дипломатических работников среднего и высшего звена, повышения квалификации. Все эти программы составляются с учетом запланированных кадровых перестановок, наличия условно-вакантных должностей и соответствующего резерва на выдвижение. Профессиональная и языковая специализации определяются по согласованию с руководством соответствующих учебных заведений. Базовым учебным заведением по подготовке дипломатических кадров для российской внешнеполитической службы является Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России (МГИМО) — настоящая кузница кадров для Министерства иностранных дел. За более чем полувековой период своего существования МГИМО направил на работу в главное внешнеполитическое ведомство страны почти пять тысяч своих воспитанников, из которых двое длительное время занимали пост Министра иностранных дел, тридцать пять — должности заместителей министра, более 600 выполняли и выполняют в настоящее время обязанности посла, почти 1000 — функции советника-посланника. Среди выпускников — члены Правительства Российской Федерации и депутаты Государственной думы, видные политические и государственные деятели, более 20 действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии наук. МГИМО(У) внимательно следит за протекающими процессами в мировой политике и дипломатической практике, оперативно адаптирует учебные программы к требованиям современных международных отношений и российской внешней политики, осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с Министерством иностранных дел. Этому способствует совместная договорно-правовая база двустороннего сотрудничества, рассчитанная на долгосрочную перспективу. Подготовка молодых специалистов для МИД ведется на совместно разработанных образовательных стандартах нового поколения в области международных отношений, юриспруденции, политологии, государственного управления, международной информации и журналистики. Учебные планы и программы преподаваемых курсов регулярно обновляются, ориентируясь на самые востребованные практикой дипломатической службы специализации. Немало спецкурсов ведут видные российские дипломаты, которые щедро делятся со студентами не только практическим опытом работы, но и помогают разобраться в теории и истории международных отношений, дипломатии и дипломатической службы. По инициативе МИД в учебные планы университета введены курсы «Государственное управление», «Основы государственной службы», «Современные информационные технологии в деятельности МИД России». Активно развиваются учебно-научные контакты с университетами Германии, Великобритании, Канады, Китая, США, Франции и многих других стран. В соответствии с требованиями об усилении экономической подготовки дипломатических кадров разработаны для внедрения новые спецкурсы: «Экономическая дипломатия», «Энергетическая дипломатия», «Международные финансовые рынки», «Международные экологические стандарты». Ведется преподавание курсов по всем важнейшим аспектам деятельности Всемирной Торговой Организации и Международной Организации Труда. В целях совершенствования языковой подготовки на всех факультетах введена новая учебная дисциплина — «Русский язык и культура речи», особое внимание уделяется преподаванию иностранных языков. Языковая подготовка выпускников МГИМО(У) постоянно совершенствуется, особенно с учетом потребностей МИД в дипломатах, в совершенстве владеющих методикой и техникой перевода. Постоянно расширяется и номенклатура изучаемых иностранных языков. Создана учебно-методическая база для преподавания языков стран СНГ и Балтии. Тематика дипломных и диссертационных работ на плановой основе согласовывается с потребностями МИД России. В ходе защиты дипломов в качестве второго научного руководителя или оппонента нередко выступают сотрудники МИД. По сложившейся традиции Государственные аттестационные комиссии возглавляют руководители департаментов министерства. Важнейшее значение в подготовке будущих дипломатов имеет прохождение студентами практики в подразделениях Центрального аппарата Министерства иностранных дел и его загранучреждениях Российской Федерации. Ежегодно в МИДе преддипломную практику проходят не менее 100 студентов выпускных курсов, в порядке ознакомительной практики его департаменты посещает не менее 200 студентов II—IV курсов. Попав на службу в Министерство иностранных дел, все сотрудники (в том числе и недавние выпускники МГИМО(У)) оказываются включенными в действующую систему непрерывного образования дипломатических работников по «цепочке» от программ первого высшего образования, через курсы переподготовки и повышения квалификации до аспирантуры и докторантуры. Эта система достаточно эффективна и ежегодно обеспечивает обучение не менее 600 работников оперативно-дипломатического состава. В целом система непрерывного образования предполагает следующие основные этапы обучения кадров: — первичное обучение для лиц, впервые принятых на дипломатическую службу (в течение первого года работы). Ускоренная адаптация к новым условиям профессиональной деятельности требует предметного ознакомления с законодательной и нормативной базой, структурой, документооборотом, информационными потоками МИД. Примером может служить обучение в Учебно-консультационном центре МИД по информатике, которое нацелено на приобретение вновь принятыми работниками специальных навыков по использованию программных средств, используемых в общеминистерской информационной системе по внешнеполитическим вопросам; — периодическое обучение (не реже 1 раза в 5 лет) по дополнительным или основным профессиональным образовательным программам переподготовки и повышения/поддержания квалификации на уровне, достаточном для эффективного исполнения должностных обязанностей. Эта работа осуществляется в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих, утвержденного приказом Минобразования России от 1 августа 2000 г. № 2370; — постоянное обучение иностранному языку по программам ВКИЯ; Основным центром периодического повышения квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников МИД является Дипломатическая Академия МИД Российской Федерации. На ее базе ежегодно обучается, осваивая различные программы и курсы, не менее 300 дипломатических и консульских работников. Делается это на основе принципов: — преемственности по отношению к базовому образованию, которое получили дипломатические работники в МГИМО(У) или другом высшем учебном заведении; — совместимости по видам, срокам и формам обучения; — учета интересов внешнеполитического ведомства и личностных особенностей обучающихся; — комплексного подхода к организации учебного процесса. На факультете повышения квалификации дипломатических кадров организованы краткосрочные курсы с программами объемом от 72 до 150 учебных часов по наиболее важным проблемам и направлениям дипломатической деятельности: внешняя политика, мировая экономика и международные экономические отношения, дипломатическая и консульская служба, международное право, проведение миротворческих операций, многосторонняя дипломатия, разоружение и ограничение вооружений. Повышение квалификации направлено на обновление теоретических и практических знаний, овладение дополнительными навыками трудовой деятельности в соответствии с изменяющимися условиями работы и требованиями государственных образовательных стандартов. Программы и учебно-тематические планы курсов постоянно корректируются с учетом категории обучающихся, направления их служебной деятельности, запросов департаментов, посольств, консульств и других структур. Кроме того, планы и программы проходят предварительную апробацию и при необходимости корректируются в соответствии с требованиями министерства. Особое место в системе повышения квалификации занимают Высшие дипломатические курсы (ВДК) Дипломатической Академией для руководящих работников дипслужбы, назначаемых на должности послов, постоянных представителей, советников-посланников и генеральных консулов. Занятия на курсах ведут не только академические профессора и преподаватели, для встреч со слушателями приглашаются руководители федеральных органов исполнительной и законодательной власти, религиозные и общественные деятели, заместители министра, директора департаментов МИД. При этом учитывается, что государством нормативно установлены сроки непрерывного обучения. В случае повышения квалификации — от двух до шести недель с полным или частичным отрывом от работы или от шести недель до шести месяцев без отрыва от государственной службы. По итогам обучения выпускникам вручаются удостоверения и свидетельства о повышении квалификации государственного образца. По специальным программам организована профессиональная переподготовка специалистов дипломатической службы. Она позволяет (в объеме от 500 до 1000 часов аудиторного времени) получить дополнительные знания, умения и навыки для выполнения нового вида профессиональной деятельности, т.е. обрести практически новую специальность на базе уже имеющегося высшего образования с целью адаптации государственных служащих «к новым экономическим условиям и ведению новой профессиональной деятельности»[140]. Основные задачи такого рода обучения — углубленное изучение национально-государственных интересов России, соотнесение внутренних и внешних аспектов ее развития с обстановкой на мировой арене; отработка технологий согласования ведомственных и иных интересов с общегосударственными, при координирующей роли МИДа; Изучение российского законодательства и международно-правовых документов, определяющих деятельность дипломатов; отработка навыков управления персоналом[141]. Срок обучения — от трех до шести месяцев с полным или частичным отрывом от работы или от шести месяцев до одного года без отрыва от государственной службы. По итогам обучения выпускникам вручаются дипломы о профессиональной переподготовке государственного образца. Значительная часть действующих дипломатических кадров имеет возможность в процессе обучения в Дипломатической академии по двухгодичной программе получить второе высшее образование по специальностям «Международные отношения» и «Мировая экономика». С 2001 г. в соответствии с решением Коллегии МИД России осуществляется дальнейшая перестройка схемы профессиональной переподготовки дипломатических кадров. Существо ее состоит в том, что для дипломатических работников, имеющих базовое образование по специальностям «международные отношения» и «мировая экономика», организуется 9-месячный курс (в объеме свыше 1000 учебных часов) с отрывом от работы с присвоением квалификации и вручением диплома, соответствующего диплому о высшем образовании. Такая система получила название дополнительного к высшему профессиональному образованию. По такой системе обучаются дипломатические работники, которые занимают высшие и главные государственные должности дипломатической службы. Для обучения персонала по системе краткосрочных стажировок используются также контакты, установившиеся более чем с 20 зарубежными учебными центрами. В них обучаются до 40 человек в год. Среди постоянных партнеров — Нидерландский королевский институт международных отношений «Клингендаль», Венская дипломатическая академия, Национальная школа администрации Франции. Основная цель стажировок — изучить передовой опыт, приобрести дополнительные профессиональные и организаторские навыки, сопоставить отечественный подход к проблемам с мнениями зарубежных коллег. Специальным подразделением Министерства иностранных дел, обеспечивающим языковую подготовку российских дипломатических работников и контроль за ее уровнем, являются Высшие курсы иностранных языков при МИД России (ВКИЯ). Курсы составляют программы обучения, а также аттестационные требования по уровням владения иностранными языками. В настоящее время установлены следующие уровни, подтверждаемые сертификатами ВКИЯ установленного образца: начальный, функциональный, оперативный, профессиональный, экспертный. Уровень владения языком принятых в МИД выпускников вузов языкового профиля, в т.ч. МГИМО(У), подтвержденный государственным экзаменом (при условии изучении иностранного языка в течение не менее 8 семестров), приравнивается к оперативному уровню ВКИЯ. Результат экзамена учитывается при рангировании, аттестации, повышении в должности, участии в конкурсе на замещение вакантных должностей. Принимаемые в МИД по конкурсу выпускники других вузов также сдают на Высших курсах соответствующий квалификационный экзамен. ВКИЯ обеспечивают послевузовское, профессионально ориентированное совершенствование языковых знаний на уровнях, следующих за оперативным. Профессиональный и экспертный уровни подтверждаются сертификатом каждые три года. В связи с необходимостью овладения спецификой языка и приобретения лингвострановедческих знаний занятия иностранными языками для впервые принимаемых на работу в МИД специалистов обязательны. Зачисление в группы ВКИЯ производится в соответствии с трехлетними планами языковой подготовки, составляемыми каждым подразделением центрального аппарата министерства с учетом служебной необходимости, характера работы, перспектив использования работника, решений конкурсных и аттестационных комиссий. Обучение на курсах очное, при экстенсивном и ускоренном обучении — без отрыва от работы. При интенсивном обучении сотрудник может частично или полностью освобождаться от работы. Дипломатическому работнику может быть предоставлена возможность одновременно изучать несколько иностранных языков, но количество занятий в служебное время в рамках экстенсивного обучения не может превышать трех раз в неделю по два академических часа каждое. Всего в течение учебного года на ВКИЯ по 54 иностранным языкам обучается более 1200 сотрудников центрального аппарата МИДа и загранучреждений. В целом же различными формами подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации ежегодно охватывается около полутора тысяч дипломатических служащих. Таким образом, работники МИД России обладают и пользуются широкой номенклатурой возможностей для реализации установленного для государственных служащих требования об обязательном повышении квалификации не реже одного раза в пять лет. В заключение следует упомянуть о неформальных методах совершенствования индивидуальных качеств и приобретения практических навыков дипломатическими работниками. Ключевым из них является самоподготовка. Сколь бы ни были талантливы преподаватели, секрет личностного и профессионального роста дипломатического работника в конечном итоге кроется в высокой требовательности к себе, постоянном стремлении к совершенству, постановке перед собой все более сложных задач и высоких целей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.79 (0.014 с.) |