Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация и значение документационного обеспечения дипломатической службыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Дипломатическое делопроизводство представляет собой систему документационного обеспечения дипломатической службы, организацию работы с дипломатическими и служебными документами в системе Министерства иностранных дел. При этом надо иметь в виду, что дипломатическое делопроизводство отнюдь не ограничивается формально-бюрократическим составлением официальных международных документов или дипломатической перепиской — этой совокупности различных видов официальной корреспонденции и документации дипломатического характера, посредством которой осуществляются официальные сношения между субъектами международных отношений. Диппереписка, как и во все времена, остается важнейшим элементом дипломатической деятельности. Понятие документационного обеспечения дипломатической службы гораздо шире. Это прежде всего система получения и обработки информации, доведение ее до политического руководства страны и использование в целях управления внешнеполитическими процессами. В этом смысле документационное обеспечение дипломатической деятельности выступает как один из важнейших инструментов осуществления внешней политики государства. Ее организационное построение призвано создать максимально благоприятные информационные условия для принятия оптимальных внешне— и внутриполитических решений, реализации конкретных дипломатических инициатив. С учетом исторически сложившейся в Российской Федерации практики общую систему делопроизводства внешнеполитического характера можно разделить на следующие разделы: — документационное обеспечение внешнеполитической деятельности главы государства: встречи в верхах, обмены посланиями и письмами, беседы по телефону, направление специальных представителей и другие внешнеполитические мероприятия на высшем уровне; — документационное обеспечение подготовки и заключения двусторонних и многосторонних международных договоров и соглашений, регламентирующих широкий круг вопросов межгосударственных отношений; — дипломатическая переписка, в которую входит документационный обмен Министерства иностранных дел с аккредитованными в стране посольствами и миссиями, переписка посольств и миссий с Министерством иностранных дел, другими ведомствами и частными лицами страны пребывания, а также с дипломатическим корпусом в этой стране; — делопроизводство постоянных представительств государства за границей, осуществляемое посольствами, представительствами, консульствами и другими миссиями, поддержание через них на регулярной основе контактов с властями и дипломатическим ведомством страны пребывания; — документация представителей государства в работе международных организаций, конференций, дипломатических конгрессов; — официальная переписка центральных министерств и ведомств Российской Федерации с министерствами и ведомствами других стран в пределах предоставленных им полномочий; — международная переписка субъектов Российской Федерации и их официальных органов с органами государственной власти иностранных государств по вопросам международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральным законом «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»; — материалы, касающиеся работы со средствами массовой информации, продвижение через них официальной позиции государства по тем или иным внешнеполитическим вопросам, публикация официальной информации о международных событиях, официальное издание международных документов. К служебному делопроизводству внешнеполитического характера может быть отнесена также документация, предназначенная для внутреннего пользования, которая разрабатывается во внешнеполитическом ведомстве и в его зарубежных представительствах. В основном она носит организационно-распорядительный и спра-вочно-информационный характер и включает шесть основных групп документов: — переписка с высшими органами государственной власти Российской Федерации (докладные записки Президенту и Председателю Правительства, переписка с Федеральным Собранием, отчеты о выполнении поручений и т.п.); — документация организационного характера (положения, уставы, инструкции, положения, определяющие статус как центрального ведомства, так и дипломатических представительств за рубежом, их структурные звенья и порядок работы); — документация распорядительная (постановления, распоряжения, приказы по министерству и заграничным представительствам, различные указания, определяющие деятельность структурных подразделений министерства и загранпредставительств); — документация справочно-информационная (годовые отчеты, политические письма, шифртелеграммы, докладные записки, справки, записи бесед и т.п.); — документация по личному составу (приказы по личному составу, личные дела, приказы о назначениях и переводах, характеристики, удостоверения, заполнение трудовых книжек и т.д.); — документация, связанная с заявлениями и обращениями граждан. Важной стороной дипломатического делопроизводства и документирования является непосредственная организация работы с документами: регистрация, учет и прохождение дипломатических и служебных документов в рамках единой системы делопроизводства МИД России, в структурных подразделениях министерства и в заграничных учреждениях; контроль и организация исполнения документов и поручений; систематизация документов, составление номенклатуры дел и их формирование; машинопись и копировально-множительные работы; подготовка для передачи дел в архив. Министерство иностранных дел Российской Федерации, будучи федеральным органом исполнительной власти, обладает правом издавать собственные нормативные акты в виде постановлений, решений, приказов и распоряжений, правил, инструкций и положений. Соответствующие полномочия в пределах их компетенции. имеют также загранучреждения — посольства, представительства при международных организациях, консульствах. Однако принципиальные вопросы, относящиеся к документированию управленческой деятельности, регулируются федеральным законодательством в рамках единой государственной системы. Закон Российской Федерации «О стандартизации» от 10 июня 1993 г. устанавливает правовые основы стандартизации документов и принципы их применения, предусматривает осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением требований государственных стандартов в области документационного обеспечения государственной службы. Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ утвержден правовой режим создания, хранения и использования информации, порядок ее документирования и доступа к ней. В законе Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485 определены полномочия государственных органов и должностных лиц по обеспечению сохранения и защиты государственной тайны, содержится перечень представляющих государственную тайну сведений, порядок их засекречивания и рассекречивания, контроля за обеспечением государственной тайны. Порядок формирования, организации хранения, учета и использования архивов и архивных фондов и управления ими определен основами законодательства Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах, принятым Верховным Советом Российской Федерации 7 июля 1993 г., а также Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 г., утвердившим «Положение об Архивном фонде Российской Федерации и Государственной архивной службе России» и Постановлением Совета министров — Правительства Российской Федерации от 3 марта 1993 г. «О порядке ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве». Сегодня наиболее полным документом по делопроизводству является утвержденная в 1989 г. «Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения (ГСДОУ)». В ней изложены единые требования к организации делопроизводства, которые распространяются на все системы документации органов государственного управления, включая документы, создаваемые с помощью средств вычислительной техники и автоматизированную систему документационного обеспечения. В соответствии с требованиями и рекомендациями ГСДОУ разработана «Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации». В соответствии с ее нормами и требованиями в Министерстве иностранных дел разработаны свои инструкции по делопроизводству, включая унифицированные формы документов (УФД), с учетом специфики и требований дипломатической службы. Система дипломатического документирования носит строго официальный характер, что предусматривает точное следование утвержденным формам документов, обязательное удостоверение всех документов в установленном порядке и в точном соответствии с должностными инструкциями. Не случайно дипломатический документ рассматривается как один из основных элементов дипломатической переписки. Его формы: послания, личные и вербальные ноты, памятные записки, меморандумы, заявления, а также личные письма, которыми обмениваются официальные лица по вопросам, относящимся к международным отношениям. Документы в целом должны отвечать ряду важнейших требований. Прежде всего это: Достоверность — важнейший критерий любого дипломатического и служебного документа. Документ должен содержать только проверенную информацию. Любые сомнения, возможные неопределенности, информационные пробелы должны специально оговариваться. Достоверность документа, четкость и определенность содержащейся в нем аргументации во многом зависит от использованной при подготовке документа системы фактов. Набор фактов даже тщательно отобранных и выверенных, сам по себе не может служить критерием достоверности дипломатического документа. Факты должны находиться в логической взаимосвязи между собой, быть соразмерными логике формулировок и выводов документа. Только в этом случае они работают на достижение главной цели дипломатического документа — сделать его содержание достоверным, ясным и убедительным. Целенаправленность. Дипломатический документ готовится не сам по себе, а в расчете на достижение заранее поставленных конкретных целей. Именно цель документа обуславливает объем документа, характер изложения материала, внутреннюю структуру, подбор информационных источников, характер выводов и рекомендаций. В этом отличие дипломатического документа от научного, к примеру, отчета, целью которого является оригинальное описание результатов проведенных исследований в определенной области человеческой деятельности. Жесткие формальные требования к составлению такого рода документов мало применимы. Убедительность. Аргументы, выводы, а также конкретная информация, содержащаяся в дипломатическом документе, не должны давать повода для сомнений или двусмысленных толкований. В целях достижения большей убедительности и доходчивости можно пойти на определенное упрощение структуры документа и даже на придание изложенному в нем материалу более контрастного, как бы черно-белого характера. Дипломатические документы, как правило, не пишутся в серых тонах. Своевременность. Отличительная черта любого дипломатического документа — его оперативность и своевременность. Временной рубеж при подготовке дипломатического документа всегда имеет первостепенное значение. В этом смысле полезность и степень востребованности дипломатического документа заключаются в его своевременности. К дипломатическим и информационным документам как нельзя лучше подходит старая народная мудрость «Дорого яичко к Христову дню». Доступность. Потребители дипломатических информации, как правило, перегружены документационными потоками, нередко испытывают серьезный цейтнот времени. К тому же во многих случаях бывает очень важно получить незамедлительную реакцию собеседника на тот или иной документ (например, при передаче информации в ходе беседы, при вручении меморандума или памятной записки). Отсюда необходимость в ясной и доходчивой редакции документа, отказе от усложненных грамматических и смысловых конструкций, неоправданного использования специальной терминологии. При подготовке текста документа, предназначенного для вручения иностранным представителям, всегда полезно учитывать, как документ будет восприниматься в переводе на иностранный язык. Лаконичность. Краткость дипломатического документа во многом является условием его доступности и воспринимаемости. Краткость, однако, не должна негативно сказываться на полноте и точности содержащейся в документе информации. В значительной степени эта двойная цель достигается посредством продуманного изложения материала. Важно при этом не уходить в сторону от основной темы документа, тщательно формулировать выводы и предложения, использовать только те факты, которые действительно необходимы для раскрытия содержания документа. Обращенность в будущее. Акции современной дипломатии носят, как правило, многоходовой характер, что во многих случаях превращает дипломатический документ в полноценное научное исследование. Задача в том, чтобы при составлении документа верно расставить акценты и совместить реализм и прагматизм при анализе политической действительности с прогнозированием развития событий и поиска оптимальных вариантов, ведущих к достижению поставленных целей и реализации выдвинутых инициатив. Если главными средствами дипломатии являются убеждения, диалог, поиски компромисса и, по мере надобности, жесткость в защите национальных интересов, то дипломатический документ должен создавать уверенность в стабильности, последовательности и предсказуемости дипломатических шагов. Порядок и особенности оформления и использования документов во многом зависят от их типологии. По способу документирования среди документов дипломатической службы преобладают письменные документы. Другие их разновидности — изобразительные, графические, фото— и фотодокументы, кинодокументы, документы, созданные с помощью компьютерной техники, занимают сравнительно небольшое место и используются в ограниченных масштабах. Фотодокументы применяются в основном при пересылке информации между центральным ведомством и загранучреждениями. В зависимости от источника поступления документы бывают: а) входящие, б) исходящие и в) внутренние. К входящим относятся только те документы, которые поступают во внешнеполитическое ведомство, его структурные подразделения и в загранучреждение извне. Исходящие отправляются по внешним адресам. Внутренние документы — приказы, распоряжения, переписка между департаментами и другими структурными учреждениями, служебные записки, внутренние информационные документы предназначаются для внутреннего пользования и носят, как правило, директивный, информационный и организационно-управленческий характер. По срокам хранения документы делятся на документы постоянного, долговременного (свыше десяти лет) и временного (до десяти лет) хранения. Сроки хранения документов утверждаются перечнями, составленными Государственной архивной службой России, а также внутриведомственными инструкциями МИД России. По критериям же гласности и доступности документы подразделяются на секретные, для служебного пользования и обычные. Секретность и доверительность при документационном обеспечении дипломатической службы и, особенно, защита сведений, составляющих государственную тайну, являются важнейшим и самостоятельным направлением работы с документами. Напомним, что это и важнейшая обязанность дипломатического служащего. Секретность в делопроизводстве не противоречит демократическим принципам государственной службы, скорее наоборот, режим секретности обеспечивает необходимый уровень эффективности государственного управления, означает не закрытость государства, а всего лишь сохранение в тайне тех сведений государственного и служебного характера, которые могут быть использованы в ущерб интересам государства. Защита государственной тайны и обеспечение конфиденциальности делопроизводства во всех структурах и подразделениях дипломатической службы осуществляются в соответствии с федеральными законами «О безопасности» и «О государственной тайне», а также внутриведомственными распоряжениями и инструкциями. Перечень сведений конфиденциального характера государственного уровня утвержден специальным Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188. В них сформулированы принципы обеспечения конфиденциальности делопроизводства: — персональная ответственность дипломатического служащего за сохранение государственной и служебной тайны, за обеспечение конфиденциальности служебной информации; — сокращение до минимума круга лиц, имеющих доступ к документам и базам данных рамками служебной необходимости; — систематический контроль за сохранностью и прохождением документов по служебным каналам. В зависимости от важности, ценности и ведомственной принадлежности сведений тайна подразделяется на государственную и служебную. Государственная тайна охватывает сведения, касающиеся деятельности государства в военной, внутри- и внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной областях, распространение которых может нанести серьезный ущерб безопасности Российской Федерации. Служебная тайна — охраняемая государством в любой области политики, управления, науки, техники, производства информация, разглашение которой может нанести ущерб интересам государства, отдельного ведомства или частного лица. Порядок и условия обеспечения сохранения в тайне сведений, носящих секретный характер и не подлежащих оглашению, в своей совокупности составляют режим секретности. Такой режим, в частности, предусматривает специальный порядок подготовки, размножения, учета, хранения и уничтожения секретных документов. Федеральным законом Российской Федерации «О государственной тайне» установлены три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, а также соответствующие грифы секретности: «Совершенно секретно. Особой важности», «Совершенно секретно» и «Секретно». Гриф «Совершенно секретно. Особой важности» означает наивысшую степень секретности и присваивается строго ограниченной группе документов, содержащих сведения большой государственной важности и составляющих особо охраняемую государственную тайну, к примеру, дипломатические шифры. Гриф «Совершенно секретно» распространяется на документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, однако их объем и ценность ниже документов с информацией и сведениями особой важности. Грифом «Секретно» помечаются документы, содержащие сведения служебного характера, не являющиеся государственной тайной. В ряде случаев секретные документы носят уточняющие отметки «Лично», «Только адресату». На документах, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, может также ставиться пометка «Для служебного пользования». На дипломатической службе особенно важна персональная ответственность за сохранение доверенных секретов. Служащий должен знать только те секретные сведения, которые нужны ему для выполнения непосредственных служебных функций. Сотрудники дипломатической службы допускаются к работе с секретными документами только после получения соответствующего допуска, после тщательного изучения ими требований инструкций и других нормативных документов по секретному делопроизводству. В обязанности дипслужащего с точки зрения соблюдения режима секретности в работе с документами входит: — знакомиться только с теми документами, на знакомство с которыми в силу служебных обязанностей получено разрешение; — предъявлять по первому требованию работнику секретного делопроизводства все числящиеся секретные документы для проверки их наличия и комплектности; — вести учет находящихся у него служебных документов; — ежедневно по окончании рабочего дня проверять наличие секретных документов, сдавать их на хранение в соответствующую службу; — немедленно сообщать непосредственному руководителю и в соответствующую службу об утрате или недостаче документов, обнаружении лишних или неучтенных документов или отдельных листов; — сдавать по описи все секретные материалы при уходе в отпуск, выезде в командировку или увольнении. Важным направлением совершенствования системы документационного обеспечения дипломатической службы становится все более широкое применение автоматизированных систем делопроизводства и документации, предусматривающих использование компьютерной техники и позволяющих унифицировать и стандартизировать многие процессы делопроизводства, включая подготовку и поиск документов, а также контроль за их движением и исполнением. Применительно к конкретным и весьма специфическим требованиям документационного обеспечения дипломатической службы наиболее эффективно проявляют себя интеграционные программные комплексы. Их использование существенно упрощает и ускоряет разработку, оформление и использование таких документов как стандартные справочные материалы, служебные записки, отчеты, письма, факсимильные сообщения, различные бюллетени. С другой стороны, применение компьютерных систем с коллективным доступом к единой базе данных, наряду с использованием электронного набора форм наиболее часто употребляемых документов, серьезно повышает эффективность общего документационного обеспечения дипломатической службы. В первую очередь это касается увеличения скорости поиска необходимых документов и доступа к ним, а также экономии рабочего времени, особенно в условиях совместной подготовки документов, в которой участвует целый ряд структурных подразделений министерства. Вместе с тем, повышаются требования к защите документов, находящихся в электронном обороте, от несанкционированного доступа к ним.
2. Составление и оформление документов в системе дипломатической службы
Требования к составлению и оформлению официальных документов в учреждениях дипломатической службы, как центральных, так и зарубежных, определяются государственными стандартами, общими для всей государственной системы Российской Федерации. При этом важно учитывать, что служебная переписка внешнеполитического ведомства, а отчасти и загранучреждений более чем наполовину состоит из документов внутригосударственного характера. К этой категории в документообороте МИД в частности относятся документы, поступающие из Администрации Президента и Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации; ведомственная переписка с федеральными министерствами и ведомствами, властными структурами субъектов Российской Федерации, иными государственными и общественными организациями и учреждениями. В настоящее время действует стандарт (ГОСТ Р 6. 30-97 в редакции от 21.01.2000 г.), который устанавливает обязательные для всех видов и разновидностей официальных документов требования в части: — состава реквизитов документов; — оформления реквизитов документов; — бланков и оформления документов; — изготовления, учета, использования и хранения бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Эти требования распространяются как на традиционное делопроизводство, основанное на бумажных носителях, так и на организацию работы с документами, создаваемыми при помощи средств вычислительной техники. Их выполнение обеспечивает единство правил и практики документирования и создает информационную совместимость автоматизированных баз данных в рамках всей системы делопроизводства и документационного обеспечения дипломатической службы. Дипломатический документ в его окончательном, исходящем варианте может отличаться по оформлению от документов обычного Делопроизводства. Тем не менее многие реквизиты, принятые при составлении и внутреннем согласовании дипломатических документов являются общими для всей системы делопроизводства и документационного обеспечения дипломатической службы. В настоящее время полный формуляр-схема построения такого документа, т.е. его графическая модель включает в себя следующие основные реквизиты: Государственный герб Российской Федерации. В соответствии с положением о Государственном гербе Российской Федерации изображение Государственного Герба помещается на бланках распорядительных документов министерств, ведомств, других органов власти (органов суда, прокуратуры, арбитража, внешних органов управления и др.) — постановлений, распоряжений, приказов, писем. Изображение Государственного Герба Российской Федерации помещается на верхнем поле документа — в центре или в левом углу, например:
Герб Министерство иностранных дел
Герб Посольство Российской Федерации Код формы документа. Проставляется только на унифицированных документах, форма которых предусмотрена общероссийским классификатором управленческой документации (ОКУД). Наименование организации. В этом реквизите указывается официальное наименование организации, от которой исходит документ: Министерство иностранных дел Российской Федерации или сокращенно: МИД России. Если автором документа является структурное подразделение министерства, то его наименование располагается ниже наименования министерства:
Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) I Европейский департамент
Справочные данные об организации. Справочные данные об организации, как правило, включают почтовый адрес, номера телефонов, телексов, адрес электронной почты. Этот реквизит присутствует только в письмах и располагается в верхнем левом углу под реквизитом «наименование организации». По своему значению он является юридическим адресом Министерства и в настоящее время имеет следующую форму: 121 200, г. Москва Г-200, Смоленская-Сенная площадь, дом 32/34. Наименование вида документа. Этот реквизит указывает на назначение документа, определяет состав его других реквизитов, содержание и структуру текста. Наименование документов всегда печатается прописными буквами, например: РАСПОРЯЖЕНИЕ, ПРИКАЗ, АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА, ЗАПИСКА. Его располагают в заголовочной части документа в центре или слева листа. Дата документа — один из основных реквизитов документа, отсутствие которого лишает его юридической силы. Датой документа является дата его подписания, утверждения или дата события, которое в нем зафиксировано. Регистрационный номер документа. Регистрационный номер документа проставляется, как правило, одновременно с его подписанием. Регистрационный номер исходящих документов включает несколько составляющих — индекс структурного подразделения и порядковый номер документа. Например: № 50/I ед., где 50 — порядковый номер, а I ед. — «I Европейский департамент» — индекс структурного подразделения. Регистрационный номер документа помещается рядом с реквизитом «Дата». Ссылка на регистрационный номер и дату документа. Этот реквизит проставляется только на ответах на ранее полученные документы. Он включает регистрационный номер и дату документа, на которой дается ответ. Помещается при обычном делопроизводстве под реквизитом «Дата». В дипломатических документах ссылка на регистрационный номер и дату документа включается непосредственно в текст документа, как правило, в его протокольную часть. Например: «Министерство иностранных дел Российской Федерации свидетельствует свое уважение Посольству Соединенных Штатов Америки и, ссылаясь на его ноту №... от 15 ноября 2000 г., имеет честь сообщить следующее». Место составления документа. Во многих случаях этот реквизит входит в почтовый адрес. В дипломатических документах указание на место составления документа предшествует дате документа и помещается в его заключительной части, к примеру: «Москва, 15 ноября 2000 г.» или «Париж, 15 ноября 2000 г.» Гриф ограничения доступа к документу. Данный реквизит предусмотрен Федеральным законодательством об информации, имеющей секретный характер, или связанной с государственной тайной. Он проставляется в случаях, когда документ содержит секретную или конфиденциальную информацию или сведения ограниченного распространения. Первая строка реквизита содержит отметку: «Секретно», «Совершенно секретно», «ДСП» («Для служебного пользования») и номер экземпляра. Реквизит помещается в верхнем правом углу первого листа выше всех других реквизитов документа. Например: Секретно. Экз. № 1. Адресат. Этот реквизит проставляется на всех исходящих документах. Его наиболее полная форма состоит из следующих частей: наименование организации, учреждения, структурного подразделения (в именительном падеже); указание должности адресата (в дательном падеже); почтовый адрес. На документах, направляемых в правительственные учреждения, как правило через фельдъегерскую связь, почтовый адрес не проставляется. Во внутригосударственной межведомственной переписке данный реквизит располагается в правой верхней части первого листа документа. Гриф утверждения документа. Этот реквизит состоит из слова «УТВЕРЖДАЮ» (прописными буквами с кавычками), указания должности утверждающего документ лица, его подписи и даты утверждения. Реквизит располагается в левом верхнем углу первого листа документа следующим образом:
«УТВЕРЖДАЮ» Министр иностранных дел Российской Федерации ________________ И.С.Иванов «_____» __________2001 г.
(подпись) «____»__________2000 года.
Резолюция. Место резолюции — левый верхний угол документа. Она пишется от руки соответствующим должностным лицом и включает фамилию (или фамилии) исполнителя, содержание возможного поручения, сроки исполнения, подпись и дату. Резолюция может оформляться и на отдельном листе меньшего формата, который прикрепляется к документу. Заголовок к тексту. Заголовок к тексту должен отражать суть и содержания документа, его характер. В некоторых документах он может опускаться и оформляется иной раз в кратких сопроводительных письмах. Заголовок помещается после реквизитов «Дата документа» и «Регистрационный номер документа». Отметка о контроле. Реквизит, содержащий отметку о контроле, принято оформлять буквой «К», словом или специальным штампом «Контроль». Отметка о контроле, как правило, делается на левом поле документа в верхней его части. Отметка о наличии приложения. Если документ имеет приложение, упомянутое в самом тексте, то отметка о его наличии оформляется следующим образом: Приложение: упомянутое на 10 л., в 2-х экз. Если приложение в тексте не названо, то желательно указать его наименование, количество листов и количество экземпляров. Если приложение направляется не во все адреса, указанные в документе, то это обязательно отмечается в отметке о наличии приложения. К примеру: Приложение: упомянутое на 10 л., только в первый адрес. Подпись. Подпись — обязательный реквизит любого документа, относящегося к внутригосударственному служебному делопроизводству. Однако в дипломатической переписке, например при направлении вербальной ноты или памятной записки, подпись не ставится. Реквизит «Подпись» предусматривает указание должности и расшифровку подписи. Однако если документ составлен на официальном или именном бланке, то фамилия должностного лица, поставившего подпись, не расшифровывается. Реквизит «Подпись» ставится после текста документа и реквизита «Приложение». Если документ подписывается, то подпись ставится как правило на первом экземпляре. При подписании документа лицами равного должностного уровня их подписи ставятся в один ряд. Если документ подписывают должностные лица разных уровней, то их подписи размещаются одна под другой в соответствии занимаемым должностям. Гриф согласования документа. Согласование может быть внешним и внутренним. В первом в тексте документа указывается согласование содержания документа с должностным лицом или коллегиальным органом учреждения или его органа, не являющихся авторами документа. Реквизит состоит из слова «СОГЛАСОВАНО», наименования организации и фамилии должностного лица (как правило, не ниже заместителя руководителя министерства или ведомства). Внутреннее согласование предусматривает визирование документа должностными лицами (или лицом) данного учреждения. Виза означает согласие (или несогласие) конкретного должностного лица с содержанием документа и включает подпись визирующего, расшифровку подписи (инициалы и фамилия) и дату. В ряде случаев указывается также должность визирующего. Визы проставляются на последнем листе подлинника документа, а на исходящих документах — на последнем листе того экземпляра, который остается в учреждении и подшивается в дело. Внутреннее визирование документов как правило осуществляется в следующей последовательности: составитель документа; руководитель структурного подразделения, в котором составлен документ; должностные лица других заинтересованных структурных подразделений; заместитель руководителя учреждения, курирующий данное направление или структурное подразделение. При необходимости документ также согласовывается с руководством финансовой или юридической служб. Реквизит «Виза» используется и при ознакомлении с документом, включая резолюцию с соответствующим указанием о его исполнении. В этом случае необходима личная подпись конкретного сотрудника и дата ознакомления с документом и резолюцией. Печать. Наиболее важные исходящие документы, перечень которых определяется специальной инструкцией, удостоверяются печатью. Печать заверяет подлинность подписи должностного лица, либо содержания самого документа в тех случаях, когда подпись не ставится (например, на вербальных нотах министерства или посольств). Различаются гербовые печати и печати конкретных организаций. На официальных документах министерства и на дипломатических документах ставятся только гербовые печати. Печать размещается в нижней части последнего листа документа таким образом, чтобы захватить часть наименования должности лица, подписавшего документ или название места составления документа и его даты (в вербальных нотах). Отметка об исполнителе ставится только на документах, относящихся к межведомственной или внутриминистерской переписке. Она располагается на оборотной стороне последнего листа документа в левом нижнем углу и включает фамилию исполнителя и номер его служебного телефона. Отметка об исполнении документа и направлении его в дело. Эта отметка проставляется на исполненных документах, подлежащих списанию в дело. Отметка «В дело» иногда сопровождается краткими сведениями о ходе исполнения документа и номером досье или дела, в котором документ будет храниться, а также подписью исполнителя или руководителя структурного подразделения, в котором был исполнен документ и датой его списания в дело. Отметка о поступлении документа. Этот реквизит включает наименование организации, его структурного подразделения, посольства, в которые поступил докум
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.176.213 (0.019 с.) |