Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информация и ее роль в системе государственного управления

Поиск

 

Человечество давно знало, что успех любой практической дея­тельности определяется множеством факторов и прежде всего ка­чеством ее информационного обеспечения. Пренебрежение ин­формацией или ее недостаток непременно ведут к просчетам и по­ражениям. В Ветхом и Новом заветах, древних эпосах, мифах и сказаниях многих народов мы находим немало примеров того, что боги праведникам и героям помогали главным образом путем передачи им информации.

Информация — это совокупность сведений о внутреннем и внеш­нем состоянии управляемой системы, используемых для оценки си­туации и выработки управленческих решений. Она обладает таки­ми ценными свойствами, как накопляемость, подвижность, со­хранность при движении, коммуникативность, высокая стоимость. Причем это касается не только информации об экономической или оборонной мощи государства, но и научно-технической, по­литической, социально-гуманитарной и других видов информации. Именно поэтому информация, ее полнота, достоверность, своевре­менность и точность определяют силу государства, его междуна­родный потенциал.

Люди с незапамятных времен понимали, что информация несет в себе секрет силы и власти. Кто лучше осведомлен о реаль­ном состоянии окружающей среды, тот имеет значительно больше возможностей выбрать наиболее правильный вариант решения своей проблемы. Не случайно с годами наиболее важная и «чувст­вительная» информация стала охраняться как особое государствен­ное достояние. Доступ к ней стал ограничиваться.

Если социальная пирамида, имея широкое основание, посте­пенно сужается по мере продвижения вверх, и в конечном итоге венчается своего рода «шпилем» — главой государства, то инфор­мационная пирамида выглядит как бы перевернутой основанием вверх. Наиболее полно информированные социальные слои и уп­равленческие структуры находятся наверху, здесь же и принима­ются важнейшие решения по управлению государством.

В полной мере эта закономерность характерна и для диплома­тической службы. Молодой дипломатический работник проходит свою первичную информационную подготовку в соответствующем департаменте центрального аппарата МИД. Причем подготовку достаточно основательную — в аппарате для этого имеются все не­обходимые условия, технические средства, источниковая база.

По усмотрению руководства департамента (или соответствую­щего отдела) готовящийся к выезду в долгосрочную командировку дипломатический сотрудник может знакомиться с основными ин­формационными материалами, поступившими от зарубежных представительств, работающих в интересующем его географичес­ком регионе. Уровень полноты указанной информации, степень ее секретности определяются руководством департамента в зависи­мости от должности и ранга конкретного сотрудника: сотрудник получает доступ только к той информации, которая ему действи­тельно необходима для высококачественного исполнения долж­ностных обязанностей.

Источник же этой информации достаточно широк. Это прежде всего Информационный бюллетень Департамента информации и печати, информационные материалы департаментов внешнеполи­тического планирования, информационного обеспечения, по меж­дународному гуманитарному сотрудничеству и правам человека, Историко-документального департамента и других. По общегосу­дарственной проблематике наиболее полезны пресс-релизы Пра­вительства Российской Федерации, сообщения пресс-служб минис­терств и ведомств. Традиционно особое внимание в МИДе обра­щается на сообщения, поступающие из Совета Безопасности при Президенте Российской Федерации, Государственной думы и Со­вета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Нет никаких ограничений для работников дипломатического ведомства в получении и использовании информации из новост­ных лент информационных агентств, сайтов газет, научных анали­тических центров. Главное, «не утонуть» в огромном потоке ин­формации, научиться четко формулировать задачу информацион­ного поиска и анализа, диктуемую производственными потребнос­тями.

У рядового обывателя нередко создается впечатление, что он живет в чрезвычайно насыщенном информационном поле. Обилие и разнообразие телевизионных и радиопрограмм, газет и журна­лов, свободный доступ к практически неограниченным информа­ционным ресурсам Интернета формируют ошибочное представле­ние о том, что любой человек может иметь достаточное количест­во адекватной информации, чтобы принимать правильные реше­ния. На самом же деле это не совсем так. Безбрежный океан от­крытой для всех информации чаще всего является важнейшим ин­струментом для управления обществом, формирования у людей та­кого мировоззрения и таких концептуальных установок, которые соответствуют политическим целям правящих кругов. Чаще всего огромные массивы информации создаются и вбрасываются в ин­формационное поле с одной целью — развлечь читателей или зри­телей, помочь убить свободное время, отвлечь от серьезных вопро­сов политической или социально-экономической жизни.

Используя практическую незащищенность рядового граждани­на от лавинообразного информационного потока, военно-полити­ческие блоки государств, отдельные страны, транснациональные экономические структуры, крупные монополии, политические партии, религиозные организации целенаправленно моделируют сознание потребителей информации в нужном им направлении. Смысл и цели всего этого хорошо понимают политики и общест­венные деятели, не говоря уже о политтехнологах, которые про­фессионально занимаются манипулированием общественным со­знанием. Не случайно, в свое время Р.Никсон, выступая в Совете Национальной Безопасности США, утверждал, что гораздо выгод­нее вложить один доллар в пропаганду, чем десять в оружие, ибо оружие вряд ли будет пущено в ход, а пропаганда работает еже­дневно и ежечасно.

Поэтому можно сформулировать жесткое требование, предъяв­ляемое к информационному обеспечению дипломатической служ­бы и информационной деятельности дипломатических служащих: каждый работник дипломатического представительства должен знать особенности информационного поля страны пребывания, подлинных хозяев тех или иных средств массовой информации, их социально-политические ориентации и приоритеты, степень ангажированнос­ти перед правительством или альтернативными политическими си­лами. Профессионализм дипломатического служащего в сфере ин­формационных технологий — наиболее надежная его защита от непроизвольного попадания в информационные ловушки, защиты государства, которое он представляет, от опрометчивых решений и шагов. Дипломатическая информация — это информация особого рода. Это не просто передача сообщений из страны пребывания в Центр. Независимо от ее источников, видов и степени достовер­ности она нередко кардинальным образом меняет отношения между государствами. Главное чтобы в нужный момент она была актуальной и звучала убедительно.

Что касается непосредственно внешнеполитической проблема­тики, то ее освещение в СМИ наиболее крупных устоявшихся де­мократических стран (США, их союзники по НАТО, Япония и др.) отличается ситуативностью, нацеленностью на получение поддержки большинства населения тех или иных военно-полити­ческих или дипломатических акций. Именно в этом состоит глав­ная отличительная черта и социально-политическая роль инфор­мации.

Правительства как бы заранее раскрывают свои замыслы, разу­меется, не в полной мере, всячески стараются получить общест­венное одобрение своих действий. Пропаганда идет впереди поли­тики, она как бы разрыхляет почву для нее. Раньше часто исполь­зовалась специальная формула: «Идеологическое (пропагандист­ское) обеспечение политики государства». Это особенно было за­метно в годы холодной войны. Но и в последнее время, например, при подготовке и проведении военных операций против Ирака («Буря в пустыне») или Югославии массированный информационный поток предварял непосредственное применение вооруженных сил.

Поэтому внимательное отслеживание тончайших нюансов от­ражения внешней политики в СМИ даст немалую возможность предвидеть в каком направлении могут развиваться события. Не­редко военно-политические блоки и правительства не столь могу­щественных в военном отношении стран умело и активно исполь­зуют средства массовой информации для демонстративного оказа­ния давления на какую-либо строптивую страну или группу стран, добиваются неплохих результатов. Причем в ход пускают фальси­фицированные факты, слухи, угрозы и даже ультимативные требо­вания. Расчет делается на то, что оппонирующая сторона не вы­держит морально-политического давления и примет навязанные ей условия и даже решения.

Таким приемом в свое время активно пользовалась гитлеров­ская Германия, когда решались проблемы Судетской области и Данцигского коридора в 30-е годы. США и НАТО применили его в отношении Ливии в 80—90-х годах прошлого века. Аналогично они действовали в наши дни в отношении Ирака и Югославии. Не являются исключением и страны СНГ. И такого рода фактов можно привести немало.

Эти особенности следует учитывать, работая с открытыми ис­точниками информации. Но не только. Средствами массовой ин­формации не ограничивается поле зрения дипломатических и кон­сульских работников в период их пребывания в загранкомандиров­ках. Широкие связи с коллегами по дипломатическому и консуль­скому корпусу в стране пребывания, официальные и неофициаль­ные беседы с политическими и общественными деятелями страны аккредитации, журналистами, деятелями науки и культуры откры­вают простор для обмена мнениями по самому широкому кругу вопросов. В ходе бесед нередко всплывают очень важные и крайне интересные проблемы в ином информационном преломлении, не­жели их подают средства массовой информации. Такая информа­ция (после соответствующего осмысления и обработки, а также оформления в дипломатических структурах) считается конфиден­циальной информацией ограниченного доступа. Доступ к ней оп­ределяется особыми грифами: «Для служебного пользования», «Секретно», «Совершенно секретно», «Особой важности».

Чем суровее звучит ограничительный гриф, тем уже становится круг лиц, которым такая информация докладывается. Похожие или аналогичные ограничительные грифы для информации име­ются во всех без исключения странах мира. Это общепринятая практика. Такая информация хранится и пересылается в Минис­терство иностранных дел с соблюдением необходимых мер секрет­ности. Для этого существует шифрованная связь между загранпредставительствами и МИД, периодически совершают поездки дипломатические курьеры, перевозящие различного рода докумен­ты, в том числе и секретную дипломатическую почту.

Министерство иностранных дел Российской Федерации не яв­ляется единственным органом, снабжающим внешнеполитической информацией руководство государства, правительство, другие ор­ганы государственной власти и управления. В органы государст­венной власти страны поступает информация международного ха­рактера из таких структур как Служба внешней разведки Россий­ской Федерации, Главное разведывательное управление Генштаба Министерства обороны Российской Федерации, Федеральная по­граничная служба, Федеральная служба безопасности, Федераль­ное агентство правительственной связи и информации, а также не­которых других. Поэтому принято говорить, что в Российской Фе­дерации действует система множественности «информационных окон», каждое из которых самостоятельно направляет свой про­дукт конечному адресату и получает от него оценку и соответст­вующие указания по уточнению целей и технологий дальнейшей информационно-аналитической работы.

Принципы же информационной работы для всех указанных ве­домств одни:

— не дублировать сообщения средств массовой информации;

— вести сбор фактических данных своими специфическими средствами;

— давать свой собственный анализ полученных данных и фак­тов;

— формулировать предложения о целесообразности тех или иных шагов не из конъюнктурных соображений, а на основе науч­но выверенных выводов и только вытекающие из существа сооб­щаемой информации.

В условиях заграницы работа дипломатических представи­тельств в информационном плане приобретает огромную важ­ность. И не только в плане «распространения официальной ин­формации по вопросам, касающимся внешнеполитического курса Российской Федерации, социально-экономической, культурной и духовной жизни страны»[179], но и сбора информации и информиро­вание директивных органов России «о государстве пребывания, его внешней и внутренней политике, а также изучение деятельнос­ти других государств, международных организаций и союзов в ре­гионе, в котором расположено государство пребывания»[180].

После непосредственно представительских функций и решения вопросов оперативного характера, пожалуй, самой важной функ­цией является именно сбор, обработка и направление в соответст­вующие структуры МИД России оперативно-информационных ма­териалов. Эта работа поглощает не менее половины всего времени дипломатического состава. По уровню организации и эффектив­ности информационно-аналитической работы диппредставительств судят о политической зрелости и профессиональной квалифика­ции кадров дипломатического корпуса. Мало того, умение рабо­тать с информацией часто лежит в основе успешной служебной карьеры дипломата.

Но есть и другая закономерность: чем выше уровень профессио­нализма и культуры государственного аппарата, тем теснее связь между структурами, добывающими, анализирующими и потребляю­щими информацию. Это выражается в четкой постановке заданий для поиска информации, периодической оценке подготавливаемой информации, своевременной и умелой переориентации добываю­щего аппарата на решение новых информационных задач.

Сотрудники внешнеполитических ведомств, независимо от того, будут ли они работниками посольств, консульств, иных загранпредставительств либо просто экспертами в области мировой политики обязаны всеми силами и средствами собирать информа­цию о стране пребывания, о регионе и мире в целом.

Но эта работа подчинена нескольким квалификационным принципам и критериям. Дипломатов не интересует и не должна интересовать информация вообще. В поле их зрения повседневно должны находиться сведения о:

— внутренней и внешней политике государства пребывания;

— социально- экономической жизни общества;

— научной и культурно-просветительной среде;

— количественных и качественных изменениях в политическом истэблишменте;

— состоянии и перспективах отношений страны пребывания с Россией и странами СНГ;

— других проблемах, которые затрагивают интересы россий­ского государства и его граждан.

 

 

Требования к дипломатической информации

 

Дипломат должен стремиться к тому, чтобы получаемая им ин­формация была актуальной, т.е. она должна отвечать тем полити­ческим задачам, которые стоят в повестке дня деятельности Пре­зидента страны и Правительства Российской Федерации или кото­рыми интересуется общественное мнение.

Важнейшее отличительное качество дипломатической инфор­мации — ее актуальность. Ценность информации состоит не толь­ко в ее истинности, но и в том, насколько она соответствует тре­бованиям данного исторического момента, сегодняшним заботам государства и российского общества. Есть темы, которые находят­ся постоянно в перекрестии общественного прицела, такие как безопасность государства, стабильность его экономической и со­циальной систем; интересы за пределами государственных границ. Но и в рамках постоянных тем внимание переносится с одного участка на другой. Актуальность информации состоит в том, что она не только помогает сориентироваться в ситуации и разобрать­ся в проблеме в данный конкретный момент, но становится важ­нейшим фактором принятия обоснованного решения, которые требует в данное время жизнь. Вполне естественно, что встречи глав государств и правительств, крупные международные совеща­ния вызывают всплеск информационной активности. В посоль­ствах, в аппарате МИД, других информационных ведомствах гото­вятся всякого рода аналитические записки, характеристики поли­тических деятелей, другие материалы, необходимые для формиро­вания позиции страны на предстоящих переговорах.

В конечном итоге все полученные и наработанные информаци­онные материалы могут быть сконцентрированы в итоговом доку­менте, называемом «Тезисы для бесед». «Тезисы» находятся в папке у главы государства, председателя правительства или мини­стра прямо на столе переговоров. «Тезисы» по своему содержанию и структуре представляют собой небольшой по объему информа­ционно-справочный методический материал, помогающий перего­ворщикам в выборе наиболее актуальных и острых проблем об­суждения, в поиске взаимоприемлемых подходов их решения. Он содержит емкое изложение всех компонентов вопроса, вынесенно­го на обсуждение на высоком или высшем уровне, после каждой констатирующей части (обычно это один развернутый абзац) сле­дует наиболее важная часть, содержащая то, что следует сказать за столом переговоров. В «Тезисах для беседы» могут содержаться наиболее вероятные аргументы или сообщения (предложения) партнерской стороны. В этом случае должны быть предусмотрены варианты наших ответов и предложений. В случае постановки со­вершенно неожиданных вопросов как правило предусматривается формула-обещание рассмотреть поставленный вопрос и дать после его изучения ответ по установленным каналам.

Актуальность информации ни в коем случае нельзя понимать только как злободневность, сиюминутность. В актуальности может и вовсе отсутствовать временной компонент. Категория актуаль­ности информации носит скорее политический характер. Напри­мер, в течение более полувека в польско-советских отношениях сохранялся острый раздражитель в виде так называемого «катынского дела». Хотя сам факт расстрела польских пленных офицеров весной 1940 г. под Смоленском все дальше и дальше отдалялся во времени, сохранявшаяся неясность относительно обстоятельств этой трагедии висела черной тенью над отношениями между Польшей и СССР. И только в 1992 г., когда были преданы глас­ности секретные решения Политбюро ЦК КПСС о расстреле польских офицеров, все встало на свои места. Более полувека тема Катыни продолжала оставаться актуальной.

Приведенный случай не исключение. По сей день остаются ак­туальными такие темы как, скажем, убийство президента США Джона Кеннеди в 1963 г., события в России в 1991 г. (история ГКЧП и Беловежского соглашения) и многие другие. Здесь важно не столько временное измерение, сколько практическая политическая, экономическая или социальная значимость для государст­ва данной информации, ее реальная или потенциальная действен­ность.

С точки зрения актуальности наибольшую ценность имеет та дипломатическая информация, которая носит упреждающий харак­тер, т.е. информация, предвосхищающая события. А значит, по­могающая обеспечить грамотное и высокоэффективное решение не только ситуационных сиюминутных и текущих задач, но и про­блем стратегического характера. Например, летом 1973 г., уступая просьбам чилийского президента С.Альенде, Советский Союз со­гласился на условиях кредита поставить крупную партию оружия, включая танки. Однако своевременно полученная точная инфор­мация о неизбежности военного переворота под руководством А.Пиночета позволила приостановить отгрузку, спасти репутацию страны, не говоря уже о сохранении для страны огромных матери­альных ценностей.

Третье основополагающее качество информации — ее объек­тивность. В точном следовании правде и достоверности заключа­ется мера профессионализма и гражданской совести лица, состав­ляющего информацию. Великой привилегией свободного человека является его право и способность говорить правду. Достоверность информации — залог успешной работы внешнеполитического ведом­ства и в конечном счете — основа безопасности Отечества. В канун Великой Отечественной войны политическое руководство страны имело достаточно достоверной информации о неизбежности и даже сроках нападения Германии на СССР, но тем не менее про­должало действовать шаблонно-волюнтаристски. Тем самым оно взяло на себя ответственность за неоправданно великие потери и поражения первого периода войны. Зато — потом оно должным образом оценило информацию о разработке в США атомного ору­жия, сумело предпринять адекватные и своевременные меры от­ветного характера.

Наиболее важным критерием достоверности информации явля­ется ее получение из нескольких независимых друг от друга источ­ников либо ее документальный характер, не вызывающий подо­зрений относительно фальсификации.

Многие промахи во внешней политике объясняются не­достоверной информацией, поступавшей политическому руковод­ству страны. Достаточно вспомнить драматическую историю совет­ско-китайских отношений в 60—80-х годов, когда в Советском Союзе шарахались от всенародного распевания песен типа «Рус­ский с китайцем — братья навек...», до кровавых военных столк­новений на острове Даманском. Хотя, как сейчас понятно, ни для той, ни для другой стороны никаких сколь-нибудь существенных социальных или идеологических предпосылок для военного столк­новения с такими трагическими последствиями не было.

Четвертое важнейшее качество дипломатической информации: полнота. В каком бы виде не подавалась информация вышестоя­щему органу: в форме шифртелеграммы, письменного сообщения или устного доклада — она должна быть максимально полной. Оз­накомление с информацией не должно провоцировать желания за­давать дополнительные вопросы типа: «Откуда взялись сведения?», «Что это за организация?», «Кто это такой?» и т.д. Информация должна давать максимально полное, исчерпывающее представле­ние о предмете или событии, которого она касается.

Хотя понятно, что абсолютно полной информации ни по како­му предмету не существует в принципе — истина всегда относи­тельна. Тем не менее, при составлении информации надо уметь:

а) в предельно сжатой форме сказать об источнике и генезисе проблемы,

б) емко и адекватно оценить ее состояние на текущий момент,

в) охарактеризовать основных участников событий,

г) обратить внимание на возможные политические последствия данного явления,

д) представить прогноз развития событий на ближайшую и от­даленную перспективы,

е) обратить внимание на значимость проблемы с позиции ин­тересов России.

Если остается ощущение неполноты информации, то вполне допустимо завершить ее фразой: «В дальнейшем будут приняты дополнительные меры к получению уточняющих сведений по дан­ному вопросу». Главное, не забыть выполнить это обещание в самый короткий срок.

Полноту информации недопустимо смешивать с многословием. Глубину и действенность формационного сообщения никогда не заменит ее объем в листах. Многословие и многописание, скорее всего, лишь подчеркнет ее пустоту.

Непреложное качество информации — новизна. Каждый ин­формационный материал должен содержать какие-то новые, ранее неизвестные факты, политические нюансы, сведения о новых ли­дерах и т.д. Особенно чутко следует реагировать на малейшие из­менения в настроениях политического и общественного мнения страны пребывания в отношении России, а также стран СНГ. Здесь элементы новизны появляются непрерывно в зависимости от смены политических сил, стоящих у государственного руля в стране пребывания, от характера и направленности внутриполити­ческих событий, происходящих в самой Российской Федерации и их восприятия за рубежом, от внешнеполитических шагов россий­ской дипломатии. Поскольку Российская Федерация является час­тью мирового сообщества и взаимосвязана с ним многочисленны­ми узами, то постоянное информационное отслеживание состоя­ния международной среды является долгом всех загранпредставительств. Далеко не всегда реакция за рубежом на те или иные шаги Президента России, российского Правительства или парламента является положительной. От дипломатических представителей тре­буется определенное мужество, чтобы честно и адекватно сооб­щить в Центр об истинном характере этой реакции. Дипломат, дипломатический служащий не просто работает, а служит Отечеству, находится на службе у Родины, а не лично у посла или министра. Он не должен забывать, что в демократическом государстве прези­денты, правительства, министры, депутаты сменяемы, а Отечество и его интересы постоянны.

Ценность информации бывает особенно высокой, если она носит конфиденциальный характер, освещая факты и события, про­исходящие в так называемой закрытой зоне, обычно оберегаемой от излишнего, не всегда доброжелательного внимания отдельных личностей и средств массовой информации. Конфиденциаль­ность — это система работы с информацией, обеспечивающая отсут­ствие огласки того, что должно быть известно только строго опреде­ленному кругу лиц [181]. В этом смысле речь может идти о положении в правящей элите страны пребывания, характере взаимо­отношений между различными центрами влияния, связях между бизнесом и властью, об управлении средствами массовой инфор­мации, здоровье глав государств и правительств, «теневых кабине­тах» и «коридорах власти». Иными словами обо всем том, что со­ставляет латентную сторону и «главную мудрость управления».

Не случайно в дипломатической службе конфиденциальность, а также режим секретности как система установленных норм, пра­вил и технологий, определяющих порядок и условия обеспечения сохранения в тайне сведений, носящих секретный характер, имеют особую значимость. Любые конкретные политические планы, прежде чем лечь на бумагу и получить ограничительные грифы, проходят длительный период обсуждения на уровне идей, предло­жений, концепций и т.д.

В развитых демократических странах к участию в этих обсуж­дениях привлекаются большие группы специалистов. Уметь пой­мать на этой стадии лейтмотив будущей государственной политики страны пребывания — задача внешнеполитического работника. Ничто из вышесказанного не является формально и официально секретным, эти темы открыто обсуждаются в деловых беседах или на светских раутах, но редко выходят за рамки определенного круга доверенных лиц. Дипломатический служащий нисколько не отступит и не нарушит российское законодательство и требования Венской конвенции, если будучи одним из участников таких бесед, получит и использует в служебных целях интересные или полезные для российской стороны сведения.

В истории российской дипломатии много было примеров, когда нашим послам удавалось установить прочные конфиденци­альные отношения с главами государств и правительств, видными политическими и общественными деятелями, от которых поступа­ла важная информация.

С первых дней поступления на дипломатическую службу буду­щий дипломат должен вырабатывать привычку регулярно и в большом количестве поглощать информацию, необходимую для вы­полнения своих профессиональных обязанностей. Насыщение и насыщенность информацией становится самой сутью жизни дип­ломатического служащего.

 

Источники информации

 

Информацию получают из многочисленных источников, глав­нейшими из которых являются:

Радио и телевидение. Это важнейший источник получения пер­вичной информации о событиях в стране пребывания и в мире в целом. Популярная американская телевизионная компания Си-Эн-Эн ведет свое вещание 24 часа в сутки в режиме мониторинго­вого анализа обстановки в мире. В большинстве стран имеются свои национальные радио- и телекомпании постоянно ведущие новостные блоки. Отсюда рекомендация дипломатическому служа­щему: утром, до начала рабочего дня, за завтраком или в автома­шине, по дороге в офис в обязательном порядке прослушать ут­ренние программы новостей. В погоне за оперативностью, а, не­редко, и сенсационностью, теле- и радиокомпании дают первич­ную, не всегда полную, иногда не совсем проверенную информа­цию. Но для дипломата такая информация является прежде всего сигналом о необходимости обратиться к другим источникам, а значит, более предметно и всесторонне осмыслить происходящее.

Газеты. Газеты выходят чаще всего один раз в день. В них по­дают материалы о тех или иных событиях более взвешенно и раз­вернуто, с привлечением дополнительных данных. Газетную ин­формацию следует читать максимально внимательно, если нужно дважды для того, чтобы не упустить важные нюансы, особенности и даже намеки. Ее можно вырезать и оставить для накопления све­дений. Особого внимания заслуживают редакционные полосы, где помещаются, как правило, наиболее важные комментарии веду­щих обозревателей, экспертов, специалистов-профессионалов. Их знания об истинном положении дел, оценки и выводы могут ока­заться полезными при выработке собственных взглядов и оценок.

Зная политическую ориентацию конкретной газеты, можно легко представить себе и отношение тех или иных политических и общественных сил, стоящих за ней.

Журналы. Общественно-политические, а тем более специали­зированные журналы являются высококачественным источником информации. Журналы издаются один раз в неделю, в месяц или квартал. В отличие от газет, журналы чаще всего публикуют не оперативно-информационные, а информационно-аналитические материалы. Более длительный период подготовки материалов уже само собой предопределяет более высокий уровень аналитичности и глубины оценок, взвешенность и всесторонность подачи инфор­мации. Редакция старается дать историческую подоплеку событий, биографические сведения об основных участках, рассмотреть ди­намику развития событий, пытается предусмотреть их дальнейшую судьбу. Факты, как правило, носят не изолированный, а комплекс­но-систематизированный характер, выстраиваются в определенной хронологической последовательности, нередко связываются при­чинно-следственными «стяжками».

Авторами журнальных статей часто являются высокопоставлен­ные государственные чиновники, профессора ведущих университе­тов и научных центров, представители интеллектуальной элиты. На страницах журналов появляются различные варианты геополи­тических построений, фундаментальные мировоззренческие кон­цепции, новые идеи трансформации международных отношений и т.д. Например, многие государственные деятели США — Г.Кис­синджер, З.Бжезинский, М.Олбрайт — привлекли к себе внимание прежде всего своими журнальными статьями и профессорскими лекциями, а только потом были приглашены на высокие посты в администрации. Изучая журналы дипломат как бы поднимается на уровень осознания и понимания проблем лучшими профессиона­лами и экспертами страны пребывания.

Публикации научно-исследовательских центров. Информационные материалы правительственных органов. В практике работы диппредставительств иногда могут возникнуть трудности с получением информации по каким-то специальным разделам знаний. Для по­добных случаев надо иметь под рукой адреса и телефоны основ­ных научно-исследовательских центров, специализированных ин­ститутов, фондов и пр., которые ведут исследовательскую работу по интересующему спектру проблем. Как правило, их работы носят открытый характер, публикации можно приобрести за плату, за их качество не придется беспокоиться.

В большинстве стран основные правительственные информа­ционные ведомства и организации имеют свои отделы по связям с общественностью, которые готовят и бесплатно распространяют информационные материалы (вплоть до годовых отчетов) о своей работе. Сотруднику дипломатического представительства надо только взять на себя труд поехать в такой отдел и получить имею­щиеся у них материалы. Понятно, что самокритикой ведомства не занимаются, поэтому при оценке материалов следует делать соот­ветствующую поправку.

Из года в год расширяются технические возможности получе­ния информации, прежде всего по каналам системы Интернет. По мере увеличения количества соответствующего оборудования, роста числа дипломатических работников владеющих современны­ми информационными технологиями, ослабления режимных огра­ничений Интернет приобретает все большую практическую значи­мость в информационной поддержке работы диппредставительств. Все упомянутые источники информации (телевидение, радио, газеты, журналы, компьютерные каналы) можно условно отнести к категории пассивных источников, которыми следует пользоваться как данностью, но с которыми нельзя вступить в активный диало­говый контакт.

Совершенно иной характер носят посещения всевозможных публичных лекций по внешнеполитической проблематике, участие в пресс-конференциях, брифингах, «круглых столах», митингах и т.д. Участие в подобных мероприятиях может оказаться исключи­тельно полезным с точки зрения получения информации. Перед аудиторией обычно выступает весьма сведущий эксперт по данной проблеме, более того сам характер мероприятия позволяет не огра­ничиваться заслушиванием текста лекции, а инициативно задавать любые вопросы по затронутой теме. Стоящий на кафедре или три­буне докладчик или выступающий обычно охотно откликается на интерес, проявленный к его информации, его суждениям и выво­дам. Чем больше вопросов будет поставлено, чем точнее они будут сформулированы, тем больше дополнительной информации можно будет записать себе в актив. Такого рода аудитория, как правило, состоит из заинтересованных людей и представляет собой среду, где можно завести полезные и интересные знакомст­ва. В этих случаях дипломат активно взаимодействует с носителя­ми информации и побуждает их делиться дополнительными мас­сивами данных.

Важнейшим каналом получения информации являются так на­зываемые беседы со связями. Можно без колебаний назвать эту форму работы по сбору информации самой важной, наиболее про­дуктивной и требующей наибольшей подготовки. Ей можно на­звать квинтэссенцией работы сотрудника загранпредставительства. Вот почему непременным профессиональным качеством дипломата является умение вступать в контакт и доверительные отношения с иностранцами, давать точную и объективную оценку полезности этого контакта с точки зрения государственных интересов России, развивать установившуюся связь. Связи устанавливаются во время приемов, коктейлей, других протокольных мероприятий, во время посещений официальных учреждений, на выставках, лекциях и пр. Главное состоит в том, чтобы из первичных контактов отобрать наиболее интересные, важные в политическом или профессио­нальном отношении и полезные для решения задач, стоящих перед диппредставительством. В установлении и закреплении кон­тактов большую роль играют личностные качества дипломата, его эрудированность, такт, знание языка страны пребывания. Углубле­ние контакта может идти по такой цепочке: встреча на приеме — посещение в служебном кабинете — выход в кафе — выход в бар — обед в ресторане — приглашение на домашний обед или со­вместное участие в пикниках. Каждое новое звено указанной це­почки предполагает более высокий уровень неформальности обще­ния, раскованности и гораздо больший запас времени для прове­дения целенаправленных бесед.

При организации встреч и бесед дипломатический работник располагает свободой инициативы в выборе места и формы встре­чи, заранее может продумать структуру предстоящего делового разговора, мысленно сформулировать ключевые вопросы, ответы на которые соответствуют информационным потребностям. При необходимости в беседе могут принять участие и третьи лица, чей вклад в развитие и углубление разговора будет сочтен полезным.

Чем больше полезных связей сможет завести дипломатический работник и чем выше будет уровен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 884; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.154.133 (0.015 с.)