Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информация и ее роль в системе государственного управленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Человечество давно знало, что успех любой практической деятельности определяется множеством факторов и прежде всего качеством ее информационного обеспечения. Пренебрежение информацией или ее недостаток непременно ведут к просчетам и поражениям. В Ветхом и Новом заветах, древних эпосах, мифах и сказаниях многих народов мы находим немало примеров того, что боги праведникам и героям помогали главным образом путем передачи им информации. Информация — это совокупность сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы, используемых для оценки ситуации и выработки управленческих решений. Она обладает такими ценными свойствами, как накопляемость, подвижность, сохранность при движении, коммуникативность, высокая стоимость. Причем это касается не только информации об экономической или оборонной мощи государства, но и научно-технической, политической, социально-гуманитарной и других видов информации. Именно поэтому информация, ее полнота, достоверность, своевременность и точность определяют силу государства, его международный потенциал. Люди с незапамятных времен понимали, что информация несет в себе секрет силы и власти. Кто лучше осведомлен о реальном состоянии окружающей среды, тот имеет значительно больше возможностей выбрать наиболее правильный вариант решения своей проблемы. Не случайно с годами наиболее важная и «чувствительная» информация стала охраняться как особое государственное достояние. Доступ к ней стал ограничиваться. Если социальная пирамида, имея широкое основание, постепенно сужается по мере продвижения вверх, и в конечном итоге венчается своего рода «шпилем» — главой государства, то информационная пирамида выглядит как бы перевернутой основанием вверх. Наиболее полно информированные социальные слои и управленческие структуры находятся наверху, здесь же и принимаются важнейшие решения по управлению государством. В полной мере эта закономерность характерна и для дипломатической службы. Молодой дипломатический работник проходит свою первичную информационную подготовку в соответствующем департаменте центрального аппарата МИД. Причем подготовку достаточно основательную — в аппарате для этого имеются все необходимые условия, технические средства, источниковая база. По усмотрению руководства департамента (или соответствующего отдела) готовящийся к выезду в долгосрочную командировку дипломатический сотрудник может знакомиться с основными информационными материалами, поступившими от зарубежных представительств, работающих в интересующем его географическом регионе. Уровень полноты указанной информации, степень ее секретности определяются руководством департамента в зависимости от должности и ранга конкретного сотрудника: сотрудник получает доступ только к той информации, которая ему действительно необходима для высококачественного исполнения должностных обязанностей. Источник же этой информации достаточно широк. Это прежде всего Информационный бюллетень Департамента информации и печати, информационные материалы департаментов внешнеполитического планирования, информационного обеспечения, по международному гуманитарному сотрудничеству и правам человека, Историко-документального департамента и других. По общегосударственной проблематике наиболее полезны пресс-релизы Правительства Российской Федерации, сообщения пресс-служб министерств и ведомств. Традиционно особое внимание в МИДе обращается на сообщения, поступающие из Совета Безопасности при Президенте Российской Федерации, Государственной думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Нет никаких ограничений для работников дипломатического ведомства в получении и использовании информации из новостных лент информационных агентств, сайтов газет, научных аналитических центров. Главное, «не утонуть» в огромном потоке информации, научиться четко формулировать задачу информационного поиска и анализа, диктуемую производственными потребностями. У рядового обывателя нередко создается впечатление, что он живет в чрезвычайно насыщенном информационном поле. Обилие и разнообразие телевизионных и радиопрограмм, газет и журналов, свободный доступ к практически неограниченным информационным ресурсам Интернета формируют ошибочное представление о том, что любой человек может иметь достаточное количество адекватной информации, чтобы принимать правильные решения. На самом же деле это не совсем так. Безбрежный океан открытой для всех информации чаще всего является важнейшим инструментом для управления обществом, формирования у людей такого мировоззрения и таких концептуальных установок, которые соответствуют политическим целям правящих кругов. Чаще всего огромные массивы информации создаются и вбрасываются в информационное поле с одной целью — развлечь читателей или зрителей, помочь убить свободное время, отвлечь от серьезных вопросов политической или социально-экономической жизни. Используя практическую незащищенность рядового гражданина от лавинообразного информационного потока, военно-политические блоки государств, отдельные страны, транснациональные экономические структуры, крупные монополии, политические партии, религиозные организации целенаправленно моделируют сознание потребителей информации в нужном им направлении. Смысл и цели всего этого хорошо понимают политики и общественные деятели, не говоря уже о политтехнологах, которые профессионально занимаются манипулированием общественным сознанием. Не случайно, в свое время Р.Никсон, выступая в Совете Национальной Безопасности США, утверждал, что гораздо выгоднее вложить один доллар в пропаганду, чем десять в оружие, ибо оружие вряд ли будет пущено в ход, а пропаганда работает ежедневно и ежечасно. Поэтому можно сформулировать жесткое требование, предъявляемое к информационному обеспечению дипломатической службы и информационной деятельности дипломатических служащих: каждый работник дипломатического представительства должен знать особенности информационного поля страны пребывания, подлинных хозяев тех или иных средств массовой информации, их социально-политические ориентации и приоритеты, степень ангажированности перед правительством или альтернативными политическими силами. Профессионализм дипломатического служащего в сфере информационных технологий — наиболее надежная его защита от непроизвольного попадания в информационные ловушки, защиты государства, которое он представляет, от опрометчивых решений и шагов. Дипломатическая информация — это информация особого рода. Это не просто передача сообщений из страны пребывания в Центр. Независимо от ее источников, видов и степени достоверности она нередко кардинальным образом меняет отношения между государствами. Главное чтобы в нужный момент она была актуальной и звучала убедительно. Что касается непосредственно внешнеполитической проблематики, то ее освещение в СМИ наиболее крупных устоявшихся демократических стран (США, их союзники по НАТО, Япония и др.) отличается ситуативностью, нацеленностью на получение поддержки большинства населения тех или иных военно-политических или дипломатических акций. Именно в этом состоит главная отличительная черта и социально-политическая роль информации. Правительства как бы заранее раскрывают свои замыслы, разумеется, не в полной мере, всячески стараются получить общественное одобрение своих действий. Пропаганда идет впереди политики, она как бы разрыхляет почву для нее. Раньше часто использовалась специальная формула: «Идеологическое (пропагандистское) обеспечение политики государства». Это особенно было заметно в годы холодной войны. Но и в последнее время, например, при подготовке и проведении военных операций против Ирака («Буря в пустыне») или Югославии массированный информационный поток предварял непосредственное применение вооруженных сил. Поэтому внимательное отслеживание тончайших нюансов отражения внешней политики в СМИ даст немалую возможность предвидеть в каком направлении могут развиваться события. Нередко военно-политические блоки и правительства не столь могущественных в военном отношении стран умело и активно используют средства массовой информации для демонстративного оказания давления на какую-либо строптивую страну или группу стран, добиваются неплохих результатов. Причем в ход пускают фальсифицированные факты, слухи, угрозы и даже ультимативные требования. Расчет делается на то, что оппонирующая сторона не выдержит морально-политического давления и примет навязанные ей условия и даже решения. Таким приемом в свое время активно пользовалась гитлеровская Германия, когда решались проблемы Судетской области и Данцигского коридора в 30-е годы. США и НАТО применили его в отношении Ливии в 80—90-х годах прошлого века. Аналогично они действовали в наши дни в отношении Ирака и Югославии. Не являются исключением и страны СНГ. И такого рода фактов можно привести немало. Эти особенности следует учитывать, работая с открытыми источниками информации. Но не только. Средствами массовой информации не ограничивается поле зрения дипломатических и консульских работников в период их пребывания в загранкомандировках. Широкие связи с коллегами по дипломатическому и консульскому корпусу в стране пребывания, официальные и неофициальные беседы с политическими и общественными деятелями страны аккредитации, журналистами, деятелями науки и культуры открывают простор для обмена мнениями по самому широкому кругу вопросов. В ходе бесед нередко всплывают очень важные и крайне интересные проблемы в ином информационном преломлении, нежели их подают средства массовой информации. Такая информация (после соответствующего осмысления и обработки, а также оформления в дипломатических структурах) считается конфиденциальной информацией ограниченного доступа. Доступ к ней определяется особыми грифами: «Для служебного пользования», «Секретно», «Совершенно секретно», «Особой важности». Чем суровее звучит ограничительный гриф, тем уже становится круг лиц, которым такая информация докладывается. Похожие или аналогичные ограничительные грифы для информации имеются во всех без исключения странах мира. Это общепринятая практика. Такая информация хранится и пересылается в Министерство иностранных дел с соблюдением необходимых мер секретности. Для этого существует шифрованная связь между загранпредставительствами и МИД, периодически совершают поездки дипломатические курьеры, перевозящие различного рода документы, в том числе и секретную дипломатическую почту. Министерство иностранных дел Российской Федерации не является единственным органом, снабжающим внешнеполитической информацией руководство государства, правительство, другие органы государственной власти и управления. В органы государственной власти страны поступает информация международного характера из таких структур как Служба внешней разведки Российской Федерации, Главное разведывательное управление Генштаба Министерства обороны Российской Федерации, Федеральная пограничная служба, Федеральная служба безопасности, Федеральное агентство правительственной связи и информации, а также некоторых других. Поэтому принято говорить, что в Российской Федерации действует система множественности «информационных окон», каждое из которых самостоятельно направляет свой продукт конечному адресату и получает от него оценку и соответствующие указания по уточнению целей и технологий дальнейшей информационно-аналитической работы. Принципы же информационной работы для всех указанных ведомств одни: — не дублировать сообщения средств массовой информации; — вести сбор фактических данных своими специфическими средствами; — давать свой собственный анализ полученных данных и фактов; — формулировать предложения о целесообразности тех или иных шагов не из конъюнктурных соображений, а на основе научно выверенных выводов и только вытекающие из существа сообщаемой информации. В условиях заграницы работа дипломатических представительств в информационном плане приобретает огромную важность. И не только в плане «распространения официальной информации по вопросам, касающимся внешнеполитического курса Российской Федерации, социально-экономической, культурной и духовной жизни страны»[179], но и сбора информации и информирование директивных органов России «о государстве пребывания, его внешней и внутренней политике, а также изучение деятельности других государств, международных организаций и союзов в регионе, в котором расположено государство пребывания»[180]. После непосредственно представительских функций и решения вопросов оперативного характера, пожалуй, самой важной функцией является именно сбор, обработка и направление в соответствующие структуры МИД России оперативно-информационных материалов. Эта работа поглощает не менее половины всего времени дипломатического состава. По уровню организации и эффективности информационно-аналитической работы диппредставительств судят о политической зрелости и профессиональной квалификации кадров дипломатического корпуса. Мало того, умение работать с информацией часто лежит в основе успешной служебной карьеры дипломата. Но есть и другая закономерность: чем выше уровень профессионализма и культуры государственного аппарата, тем теснее связь между структурами, добывающими, анализирующими и потребляющими информацию. Это выражается в четкой постановке заданий для поиска информации, периодической оценке подготавливаемой информации, своевременной и умелой переориентации добывающего аппарата на решение новых информационных задач. Сотрудники внешнеполитических ведомств, независимо от того, будут ли они работниками посольств, консульств, иных загранпредставительств либо просто экспертами в области мировой политики обязаны всеми силами и средствами собирать информацию о стране пребывания, о регионе и мире в целом. Но эта работа подчинена нескольким квалификационным принципам и критериям. Дипломатов не интересует и не должна интересовать информация вообще. В поле их зрения повседневно должны находиться сведения о: — внутренней и внешней политике государства пребывания; — социально- экономической жизни общества; — научной и культурно-просветительной среде; — количественных и качественных изменениях в политическом истэблишменте; — состоянии и перспективах отношений страны пребывания с Россией и странами СНГ; — других проблемах, которые затрагивают интересы российского государства и его граждан.
Требования к дипломатической информации
Дипломат должен стремиться к тому, чтобы получаемая им информация была актуальной, т.е. она должна отвечать тем политическим задачам, которые стоят в повестке дня деятельности Президента страны и Правительства Российской Федерации или которыми интересуется общественное мнение. Важнейшее отличительное качество дипломатической информации — ее актуальность. Ценность информации состоит не только в ее истинности, но и в том, насколько она соответствует требованиям данного исторического момента, сегодняшним заботам государства и российского общества. Есть темы, которые находятся постоянно в перекрестии общественного прицела, такие как безопасность государства, стабильность его экономической и социальной систем; интересы за пределами государственных границ. Но и в рамках постоянных тем внимание переносится с одного участка на другой. Актуальность информации состоит в том, что она не только помогает сориентироваться в ситуации и разобраться в проблеме в данный конкретный момент, но становится важнейшим фактором принятия обоснованного решения, которые требует в данное время жизнь. Вполне естественно, что встречи глав государств и правительств, крупные международные совещания вызывают всплеск информационной активности. В посольствах, в аппарате МИД, других информационных ведомствах готовятся всякого рода аналитические записки, характеристики политических деятелей, другие материалы, необходимые для формирования позиции страны на предстоящих переговорах. В конечном итоге все полученные и наработанные информационные материалы могут быть сконцентрированы в итоговом документе, называемом «Тезисы для бесед». «Тезисы» находятся в папке у главы государства, председателя правительства или министра прямо на столе переговоров. «Тезисы» по своему содержанию и структуре представляют собой небольшой по объему информационно-справочный методический материал, помогающий переговорщикам в выборе наиболее актуальных и острых проблем обсуждения, в поиске взаимоприемлемых подходов их решения. Он содержит емкое изложение всех компонентов вопроса, вынесенного на обсуждение на высоком или высшем уровне, после каждой констатирующей части (обычно это один развернутый абзац) следует наиболее важная часть, содержащая то, что следует сказать за столом переговоров. В «Тезисах для беседы» могут содержаться наиболее вероятные аргументы или сообщения (предложения) партнерской стороны. В этом случае должны быть предусмотрены варианты наших ответов и предложений. В случае постановки совершенно неожиданных вопросов как правило предусматривается формула-обещание рассмотреть поставленный вопрос и дать после его изучения ответ по установленным каналам. Актуальность информации ни в коем случае нельзя понимать только как злободневность, сиюминутность. В актуальности может и вовсе отсутствовать временной компонент. Категория актуальности информации носит скорее политический характер. Например, в течение более полувека в польско-советских отношениях сохранялся острый раздражитель в виде так называемого «катынского дела». Хотя сам факт расстрела польских пленных офицеров весной 1940 г. под Смоленском все дальше и дальше отдалялся во времени, сохранявшаяся неясность относительно обстоятельств этой трагедии висела черной тенью над отношениями между Польшей и СССР. И только в 1992 г., когда были преданы гласности секретные решения Политбюро ЦК КПСС о расстреле польских офицеров, все встало на свои места. Более полувека тема Катыни продолжала оставаться актуальной. Приведенный случай не исключение. По сей день остаются актуальными такие темы как, скажем, убийство президента США Джона Кеннеди в 1963 г., события в России в 1991 г. (история ГКЧП и Беловежского соглашения) и многие другие. Здесь важно не столько временное измерение, сколько практическая политическая, экономическая или социальная значимость для государства данной информации, ее реальная или потенциальная действенность. С точки зрения актуальности наибольшую ценность имеет та дипломатическая информация, которая носит упреждающий характер, т.е. информация, предвосхищающая события. А значит, помогающая обеспечить грамотное и высокоэффективное решение не только ситуационных сиюминутных и текущих задач, но и проблем стратегического характера. Например, летом 1973 г., уступая просьбам чилийского президента С.Альенде, Советский Союз согласился на условиях кредита поставить крупную партию оружия, включая танки. Однако своевременно полученная точная информация о неизбежности военного переворота под руководством А.Пиночета позволила приостановить отгрузку, спасти репутацию страны, не говоря уже о сохранении для страны огромных материальных ценностей. Третье основополагающее качество информации — ее объективность. В точном следовании правде и достоверности заключается мера профессионализма и гражданской совести лица, составляющего информацию. Великой привилегией свободного человека является его право и способность говорить правду. Достоверность информации — залог успешной работы внешнеполитического ведомства и в конечном счете — основа безопасности Отечества. В канун Великой Отечественной войны политическое руководство страны имело достаточно достоверной информации о неизбежности и даже сроках нападения Германии на СССР, но тем не менее продолжало действовать шаблонно-волюнтаристски. Тем самым оно взяло на себя ответственность за неоправданно великие потери и поражения первого периода войны. Зато — потом оно должным образом оценило информацию о разработке в США атомного оружия, сумело предпринять адекватные и своевременные меры ответного характера. Наиболее важным критерием достоверности информации является ее получение из нескольких независимых друг от друга источников либо ее документальный характер, не вызывающий подозрений относительно фальсификации. Многие промахи во внешней политике объясняются недостоверной информацией, поступавшей политическому руководству страны. Достаточно вспомнить драматическую историю советско-китайских отношений в 60—80-х годов, когда в Советском Союзе шарахались от всенародного распевания песен типа «Русский с китайцем — братья навек...», до кровавых военных столкновений на острове Даманском. Хотя, как сейчас понятно, ни для той, ни для другой стороны никаких сколь-нибудь существенных социальных или идеологических предпосылок для военного столкновения с такими трагическими последствиями не было. Четвертое важнейшее качество дипломатической информации: полнота. В каком бы виде не подавалась информация вышестоящему органу: в форме шифртелеграммы, письменного сообщения или устного доклада — она должна быть максимально полной. Ознакомление с информацией не должно провоцировать желания задавать дополнительные вопросы типа: «Откуда взялись сведения?», «Что это за организация?», «Кто это такой?» и т.д. Информация должна давать максимально полное, исчерпывающее представление о предмете или событии, которого она касается. Хотя понятно, что абсолютно полной информации ни по какому предмету не существует в принципе — истина всегда относительна. Тем не менее, при составлении информации надо уметь: а) в предельно сжатой форме сказать об источнике и генезисе проблемы, б) емко и адекватно оценить ее состояние на текущий момент, в) охарактеризовать основных участников событий, г) обратить внимание на возможные политические последствия данного явления, д) представить прогноз развития событий на ближайшую и отдаленную перспективы, е) обратить внимание на значимость проблемы с позиции интересов России. Если остается ощущение неполноты информации, то вполне допустимо завершить ее фразой: «В дальнейшем будут приняты дополнительные меры к получению уточняющих сведений по данному вопросу». Главное, не забыть выполнить это обещание в самый короткий срок. Полноту информации недопустимо смешивать с многословием. Глубину и действенность формационного сообщения никогда не заменит ее объем в листах. Многословие и многописание, скорее всего, лишь подчеркнет ее пустоту. Непреложное качество информации — новизна. Каждый информационный материал должен содержать какие-то новые, ранее неизвестные факты, политические нюансы, сведения о новых лидерах и т.д. Особенно чутко следует реагировать на малейшие изменения в настроениях политического и общественного мнения страны пребывания в отношении России, а также стран СНГ. Здесь элементы новизны появляются непрерывно в зависимости от смены политических сил, стоящих у государственного руля в стране пребывания, от характера и направленности внутриполитических событий, происходящих в самой Российской Федерации и их восприятия за рубежом, от внешнеполитических шагов российской дипломатии. Поскольку Российская Федерация является частью мирового сообщества и взаимосвязана с ним многочисленными узами, то постоянное информационное отслеживание состояния международной среды является долгом всех загранпредставительств. Далеко не всегда реакция за рубежом на те или иные шаги Президента России, российского Правительства или парламента является положительной. От дипломатических представителей требуется определенное мужество, чтобы честно и адекватно сообщить в Центр об истинном характере этой реакции. Дипломат, дипломатический служащий не просто работает, а служит Отечеству, находится на службе у Родины, а не лично у посла или министра. Он не должен забывать, что в демократическом государстве президенты, правительства, министры, депутаты сменяемы, а Отечество и его интересы постоянны. Ценность информации бывает особенно высокой, если она носит конфиденциальный характер, освещая факты и события, происходящие в так называемой закрытой зоне, обычно оберегаемой от излишнего, не всегда доброжелательного внимания отдельных личностей и средств массовой информации. Конфиденциальность — это система работы с информацией, обеспечивающая отсутствие огласки того, что должно быть известно только строго определенному кругу лиц [181]. В этом смысле речь может идти о положении в правящей элите страны пребывания, характере взаимоотношений между различными центрами влияния, связях между бизнесом и властью, об управлении средствами массовой информации, здоровье глав государств и правительств, «теневых кабинетах» и «коридорах власти». Иными словами обо всем том, что составляет латентную сторону и «главную мудрость управления». Не случайно в дипломатической службе конфиденциальность, а также режим секретности как система установленных норм, правил и технологий, определяющих порядок и условия обеспечения сохранения в тайне сведений, носящих секретный характер, имеют особую значимость. Любые конкретные политические планы, прежде чем лечь на бумагу и получить ограничительные грифы, проходят длительный период обсуждения на уровне идей, предложений, концепций и т.д. В развитых демократических странах к участию в этих обсуждениях привлекаются большие группы специалистов. Уметь поймать на этой стадии лейтмотив будущей государственной политики страны пребывания — задача внешнеполитического работника. Ничто из вышесказанного не является формально и официально секретным, эти темы открыто обсуждаются в деловых беседах или на светских раутах, но редко выходят за рамки определенного круга доверенных лиц. Дипломатический служащий нисколько не отступит и не нарушит российское законодательство и требования Венской конвенции, если будучи одним из участников таких бесед, получит и использует в служебных целях интересные или полезные для российской стороны сведения. В истории российской дипломатии много было примеров, когда нашим послам удавалось установить прочные конфиденциальные отношения с главами государств и правительств, видными политическими и общественными деятелями, от которых поступала важная информация. С первых дней поступления на дипломатическую службу будущий дипломат должен вырабатывать привычку регулярно и в большом количестве поглощать информацию, необходимую для выполнения своих профессиональных обязанностей. Насыщение и насыщенность информацией становится самой сутью жизни дипломатического служащего.
Источники информации
Информацию получают из многочисленных источников, главнейшими из которых являются: Радио и телевидение. Это важнейший источник получения первичной информации о событиях в стране пребывания и в мире в целом. Популярная американская телевизионная компания Си-Эн-Эн ведет свое вещание 24 часа в сутки в режиме мониторингового анализа обстановки в мире. В большинстве стран имеются свои национальные радио- и телекомпании постоянно ведущие новостные блоки. Отсюда рекомендация дипломатическому служащему: утром, до начала рабочего дня, за завтраком или в автомашине, по дороге в офис в обязательном порядке прослушать утренние программы новостей. В погоне за оперативностью, а, нередко, и сенсационностью, теле- и радиокомпании дают первичную, не всегда полную, иногда не совсем проверенную информацию. Но для дипломата такая информация является прежде всего сигналом о необходимости обратиться к другим источникам, а значит, более предметно и всесторонне осмыслить происходящее. Газеты. Газеты выходят чаще всего один раз в день. В них подают материалы о тех или иных событиях более взвешенно и развернуто, с привлечением дополнительных данных. Газетную информацию следует читать максимально внимательно, если нужно дважды для того, чтобы не упустить важные нюансы, особенности и даже намеки. Ее можно вырезать и оставить для накопления сведений. Особого внимания заслуживают редакционные полосы, где помещаются, как правило, наиболее важные комментарии ведущих обозревателей, экспертов, специалистов-профессионалов. Их знания об истинном положении дел, оценки и выводы могут оказаться полезными при выработке собственных взглядов и оценок. Зная политическую ориентацию конкретной газеты, можно легко представить себе и отношение тех или иных политических и общественных сил, стоящих за ней. Журналы. Общественно-политические, а тем более специализированные журналы являются высококачественным источником информации. Журналы издаются один раз в неделю, в месяц или квартал. В отличие от газет, журналы чаще всего публикуют не оперативно-информационные, а информационно-аналитические материалы. Более длительный период подготовки материалов уже само собой предопределяет более высокий уровень аналитичности и глубины оценок, взвешенность и всесторонность подачи информации. Редакция старается дать историческую подоплеку событий, биографические сведения об основных участках, рассмотреть динамику развития событий, пытается предусмотреть их дальнейшую судьбу. Факты, как правило, носят не изолированный, а комплексно-систематизированный характер, выстраиваются в определенной хронологической последовательности, нередко связываются причинно-следственными «стяжками». Авторами журнальных статей часто являются высокопоставленные государственные чиновники, профессора ведущих университетов и научных центров, представители интеллектуальной элиты. На страницах журналов появляются различные варианты геополитических построений, фундаментальные мировоззренческие концепции, новые идеи трансформации международных отношений и т.д. Например, многие государственные деятели США — Г.Киссинджер, З.Бжезинский, М.Олбрайт — привлекли к себе внимание прежде всего своими журнальными статьями и профессорскими лекциями, а только потом были приглашены на высокие посты в администрации. Изучая журналы дипломат как бы поднимается на уровень осознания и понимания проблем лучшими профессионалами и экспертами страны пребывания. Публикации научно-исследовательских центров. Информационные материалы правительственных органов. В практике работы диппредставительств иногда могут возникнуть трудности с получением информации по каким-то специальным разделам знаний. Для подобных случаев надо иметь под рукой адреса и телефоны основных научно-исследовательских центров, специализированных институтов, фондов и пр., которые ведут исследовательскую работу по интересующему спектру проблем. Как правило, их работы носят открытый характер, публикации можно приобрести за плату, за их качество не придется беспокоиться. В большинстве стран основные правительственные информационные ведомства и организации имеют свои отделы по связям с общественностью, которые готовят и бесплатно распространяют информационные материалы (вплоть до годовых отчетов) о своей работе. Сотруднику дипломатического представительства надо только взять на себя труд поехать в такой отдел и получить имеющиеся у них материалы. Понятно, что самокритикой ведомства не занимаются, поэтому при оценке материалов следует делать соответствующую поправку. Из года в год расширяются технические возможности получения информации, прежде всего по каналам системы Интернет. По мере увеличения количества соответствующего оборудования, роста числа дипломатических работников владеющих современными информационными технологиями, ослабления режимных ограничений Интернет приобретает все большую практическую значимость в информационной поддержке работы диппредставительств. Все упомянутые источники информации (телевидение, радио, газеты, журналы, компьютерные каналы) можно условно отнести к категории пассивных источников, которыми следует пользоваться как данностью, но с которыми нельзя вступить в активный диалоговый контакт. Совершенно иной характер носят посещения всевозможных публичных лекций по внешнеполитической проблематике, участие в пресс-конференциях, брифингах, «круглых столах», митингах и т.д. Участие в подобных мероприятиях может оказаться исключительно полезным с точки зрения получения информации. Перед аудиторией обычно выступает весьма сведущий эксперт по данной проблеме, более того сам характер мероприятия позволяет не ограничиваться заслушиванием текста лекции, а инициативно задавать любые вопросы по затронутой теме. Стоящий на кафедре или трибуне докладчик или выступающий обычно охотно откликается на интерес, проявленный к его информации, его суждениям и выводам. Чем больше вопросов будет поставлено, чем точнее они будут сформулированы, тем больше дополнительной информации можно будет записать себе в актив. Такого рода аудитория, как правило, состоит из заинтересованных людей и представляет собой среду, где можно завести полезные и интересные знакомства. В этих случаях дипломат активно взаимодействует с носителями информации и побуждает их делиться дополнительными массивами данных. Важнейшим каналом получения информации являются так называемые беседы со связями. Можно без колебаний назвать эту форму работы по сбору информации самой важной, наиболее продуктивной и требующей наибольшей подготовки. Ей можно назвать квинтэссенцией работы сотрудника загранпредставительства. Вот почему непременным профессиональным качеством дипломата является умение вступать в контакт и доверительные отношения с иностранцами, давать точную и объективную оценку полезности этого контакта с точки зрения государственных интересов России, развивать установившуюся связь. Связи устанавливаются во время приемов, коктейлей, других протокольных мероприятий, во время посещений официальных учреждений, на выставках, лекциях и пр. Главное состоит в том, чтобы из первичных контактов отобрать наиболее интересные, важные в политическом или профессиональном отношении и полезные для решения задач, стоящих перед диппредставительством. В установлении и закреплении контактов большую роль играют личностные качества дипломата, его эрудированность, такт, знание языка страны пребывания. Углубление контакта может идти по такой цепочке: встреча на приеме — посещение в служебном кабинете — выход в кафе — выход в бар — обед в ресторане — приглашение на домашний обед или совместное участие в пикниках. Каждое новое звено указанной цепочки предполагает более высокий уровень неформальности общения, раскованности и гораздо больший запас времени для проведения целенаправленных бесед. При организации встреч и бесед дипломатический работник располагает свободой инициативы в выборе места и формы встречи, заранее может продумать структуру предстоящего делового разговора, мысленно сформулировать ключевые вопросы, ответы на которые соответствуют информационным потребностям. При необходимости в беседе могут принять участие и третьи лица, чей вклад в развитие и углубление разговора будет сочтен полезным. Чем больше полезных связей сможет завести дипломатический работник и чем выше будет уровен
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 884; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.154.133 (0.015 с.) |