Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственная должность дипломатической службы и порядок ее замещенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Штатный состав внешнеполитического ведомства России отличается достаточно сложной должностной структурой. Он структурирован в полном соответствии с требованиями федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», указов Президента Российской Федерации «О государственных должностях Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 32 и «О перечне государственных должностей федеральной государственной службы» от 3 сентября 1997 г. № 981 с соответствующими поправками 1998—2001 гг. Конкретно формирование штатов было проведено по общепринятым технологиям работы с персоналом государственной службы в соответствии с нормами и требованиями положений о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденного Президентом Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 271, о посольстве Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 г. № 1497, о консульском учреждении Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 1330. Учитываются также нормативы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации «О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти» от 5 ноября 1995 г. № 1094: количество ведущих должностей государственных служащих не должно превышать 10 %, старших — 40 % общей численности работников аппарата министерства и его загранучреждений. Учтено также и то, что штатная численность департамента не должна быть меньше 35 единиц, управления — менее 20 единиц, отдела — менее 10 единиц, отдела в составе департамента — менее 5 единиц[116]. Президентом Российской Федерации утвержден также специальный реестр должностей, которым установлены государственные должности дипломатической службы. В действие он введен Указом «О внесении дополнений в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32, и об утверждении перечня государственных должностей федеральной государственной службы категории «В» в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации» от 20 декабря 1996 г. № 1748[117]. Как известно, понятие «государственная должность» получило законодательное закрепление в п. 1 ст. 1 федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». Но следует признать, что оно не совсем удачное. Поэтому в научной литературе мы находим более полное толкование этого понятия, фиксирующее не только то, что это должности в органах государственных власти с денежным содержанием из средств государственного бюджета, но и то, что это государственное установление, определяющее статус и содержание должности. Должность обеспечивает единство прав, обязанностей, гарантий и ответственности работника, его социальное и правовое положение, границы компетенции. С учетом, конечно, определенных ограничений, которые предполагает государственная, в нашем случае, дипломатическая служба. Государственная должность дипломатической службы представляет собой юридически и организационно оформленную структурную единицу системы разделения труда в МИДе, определяющую статус, место и функции дипломатического работника, границы и содержание его деятельности по исполнению и профессиональному обеспечению исполнения полномочий внешнеполитического ведомства Российской Федерации. В определенном смысле это «часть власти», которую государство делегирует служащему, занятому в системе дипломатической службы и содержит за счет государственного бюджета. В должности аккумулируются властные и профессиональные возможности должностного лица, определяются границы и конкретное содержание его полномочий, реальные возможности и объем участия в реализации компетенции МИД. От этих возможностей и объемов в конечном итоге зависит эффективность российской дипломатии в целом. Должности Министра иностранных дел Российской Федерации, Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации (в иностранном государстве), Постоянного представителя (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве) относятся к государственным должностям категории «А». Это политические должности, их исполнение собственно государственной службой не является. Государственные должности дипломатической службы отнесены к государственным должностям федеральной государственной службы категорий «Б» и «В». Для этих должностей установлен свой порядок замещения, определена своя система классификации и квалификационно-должностных требований, свой порядок денежного содержания. Они определяют социальный, правовой, властно-административный и политический статус дипломатического работника, содержание, пределы и возможности его влияния на дипломатический процесс и международные отношения, принадлежность к той или иной группе работников аппарата внешнеполитического ведомства. Государственная должность дипломатической службы создается государством. Причем на постоянной основе и в целях решения конкретного круга государственно-дипломатических задач, т.е. создается не под человека, а под функцию государственного дипломатического аппарата. Поэтому учреждение, реорганизация, упразднение государственных должностей дипломатической службы регулируются федеральным законодательством, соответствующими федеральными нормативно-правовыми актами. Президент страны определяет политический, правовой, и финансовый статус государственной должности, Министерство иностранных дел устанавливает объем полномочий по должности, ее место в структуре аппарата, формы и методы реализации полномочий по данной должности. С момента назначения на должность человек становится материальным носителем государственно-властных полномочий, официально получает реальные права по реализации соответствующих государственных функций. В соответствии со ст. 6 федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» и Перечнем государственных должностей федеральных государственных служащих должности дипломатической службы подразделяются на пять групп: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности государственной службы. Должностная структура, таким образом, становится своего рода несущей конструкцией живого организма дипломатической службы. Должностная структура формирует и удерживает в определенных границах служебно-личностные отношения внутри аппарата и вне его. Служащие же, которые занимают эти должности, придают процессу прохождения дипломатической службы свой особый смысл, превращают его в гибкий, постоянно развивающийся механизм. Высшая должность дипломатической службы (5-я группа государственных должностей дипломатической службы)
Эти должности учреждаются только в Министерстве иностранных дел, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации. Их занимают первый заместитель министра, заместитель министра, посол по особым поручениям, директор департамента. Это должности руководящей, условно говоря, директивно-управленческой инстанции.
Главная должность дипломатической службы (4-я группа государственных должностей дипломатической службы)
В Министерстве иностранных дел, дипломатических представительствах и консульских учреждениях это: начальник управления, первый заместитель Постоянного представителя Российской Федерации при ООН; заместитель директора департамента, руководитель миссии Российской Федерации, поверенный в делах Российской Федерации, советник-посланник, Генеральный консул Российской Федерации, заместитель Постоянного представителя Российской Федерации при международной организации; В представительствах Российской Федерации и представительствах МИД за рубежом это: торговый представитель Российской Федерации и Уполномоченный Российской Федерации; В территориальных органах МИД это: Представитель Министерства иностранных дел; С точки зрения науки управления — это должности координационно-контрольной инстанции.
Ведущая должность дипломатической службы (3-я группа государственных должностей дипломатической службы)
В Министерстве иностранных дел, дипломатических представительствах и консульских учреждениях это: заместитель начальника управления, главный советник, консул Российской Федерации, начальник отдела, начальник отдела департамента (управления), заместитель начальника отдела, заместитель начальника отдела департамента (управления), старший советник, консультант, советник, консул-советник, первый секретарь, консул, торговый советник. В органах Министерстве иностранных дел это: первый секретарь; В представительствах Российской Федерации и представительствах МИДа за рубежом это: руководитель представительства федерального органа власти, заместителя торгового представителя Российской Федерации, заместитель руководителя, начальник отделения, начальник отдела, старший эксперт представительства федерального органа исполнительной власти за рубежом. В территориальных органах МИДа это: заместитель Представителя Министерства иностранных дел РФ, советник, первый секретарь; Это должности решающей инстанции, их реализация обеспечивает стабильность и прочность системы дипломатической службы. Старшая должность дипломатической службы (2-я группа государственных должностей дипломатической службы)
В Министерстве иностранных дел, дипломатических представительствах и консульских учреждениях это: второй секретарь, главный специалист, вице-консул, консульский агент, третий секретарь, ведущий специалист, атташе, специалист I категории, старший референт, специалист II категории, референт, специалист; В органах Министерства иностранных дел это: второй секретарь, третий секретарь, атташе; В представительствах Российской Федерации и представительствах МИДа за рубежом это: эксперт, главный специалист, ведущий специалист. В территориальных органах МИДа это: второй секретарь, третий секретарь, атташе; Это должности консультативно-распорядительной инстанции, обеспечивают решение оперативных вопросов дипломатической и консульской службы.
Младшая должность дипломатической службы (1-я группа государственных должностей дипломатической службы)
В Министерстве иностранных дел, дипломатических представительствах и консульских учреждениях это: дипломатический курьер I категории, дипломатический курьер II категории, ведущий инспектор-делопроизводитель, дипломатический курьер IIIкатегории, старший инспектор-делопроизводитель, дипломатический курьер IV категории, инспектор-делопроизводитель; В органах Министерстве иностранных дел это: старший референт, референт; В представительствах Российской Федерации и представительствах МИДа за рубежом это: старший референт, старший инокорреспондент, специалист I категории, референт, инокорреспондент, специалист II категории, специалист; В территориальных органах МИДа это: старший референт, референт. Работники, замещающие младшие должности не совершают юридически значимых действий, действуют в порядке исполнения конкретных поручений руководителей. Распределение работников системы МИД по указанным категориям и группам государственных должностей по состоянию на 1 января 2002 г. можно представить следующей таблицей:
Как видим, в высшем управленческом звене, определяющем основные направления деятельности внешнеполитического ведомства и характер прохождения дипломатической службы, занято чуть больше 70 человек (менее 3% всего кадрового состава дипломатической службы) работников. Подавляющее же большинство — это служащие, занимающие ведущие и старшие должности (89%). На ведущих должностях работает каждый третий ответственный работник ведомства — заместители начальников управлений, главные советники, консулы, начальники отделов, консультанты, специалисты-эксперты. На старших должностях еще больше — более половины дипломатических работников. Это главные и ведущие специалисты, вторые и третье секретари посольств, атташе, т.е. те, кто несет главную нагрузку по решению текущих задач дипломатической службы. На младших должностях занято лишь 3,2% дипломатических работников. Именно на этих должностях наибольшее количество молодых работников в возрасте до 30 лет. Сложившаяся иерархия должностей определяет логику внутреннего должностного продвижения дипломатического служащего, создает благоприятные условия для реализации карьерного потенциала практически каждого специалиста. При такой системе облегчаются подбор персонала и расстановка людей, их оценка и профессиональная подготовка. Упрощается определение норм численности персонала и границ ответственности, планирование работ и распределение обязанностей, ускоряется прохождение информации, повышается четкость контроля исполнения. Перечисленные выше категории и группы должностей в своей органической совокупности придают дипломатической службе организационную определенность, определяют последовательность должностного продвижения служащего. При такой системе становится понятным сложившийся порядок набора персонала, расстановки кадров дипломатической службы, оценки качества их профессиональной деятельности. Понятно и то, что наиболее приемлемой схемой замещения государственных должностей дипломатической службы является: в нижнем звене — молодые специалисты с высшим, неполным высшим и средним специальным образованием; в среднем — выдвиженцы из среды дипломатической службы, работников, занимающих младшие и старшие должности, а также нанятые извне на основе конкурсных испытаний; в высшем — руководящие работника, замещающие главные и высшие должности, воспитанники резерва. Государственные должности дипломатической службы подразделяются не только по группам, но и категориям в зависимости от их специализации. В системе МИДа употребляются словосочетания оперативно-дипломатический состав (ОДС) и административно-технический персонал (АТП). Изначально эти понятия базировались на положениях Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., предусматривающей три категории персонала дипломатических представительств (дипломатический, административно-технический и обслуживающий), которые различались по объему предоставляемых иммунитетов. Поскольку до принятия Конвенции СССР, в отличие от ряда других стран, предоставлял иммунитета обслуживающему персоналу, выделение таких сотрудников в отдельную категорию было признано нецелесообразным и не закрепилось ни в практике деятельности загранучреждений, ни во внутриминистерской кадровой работе[118]. В настоящее время к оперативно-дипломатическому составу в МИД России относят всех сотрудников, выполняющих дипломатические функции, т.е. тех, кто занимает должности от старшего референта до министра, от старшего референта до руководителя загранучреждения. Все остальные сотрудники относятся к административно-техническому персоналу. В соответствии с таким должностным делением работникам загранучреждений выдаются паспорта: сотрудникам ОДС — как правило, дипломатические, сотрудникам АТП — служебные. Исключение составляют впервые выезжающие на загранработу недавние выпускники вузов — оперативно-дипломатические сотрудники младшего звена (старшие референты), которым, несмотря на выполнение обязанностей дипломата, выдаются служебные паспорта[119]. Государственные служащие дипломатической службы подразделяются не только по группам должностей, но и в зависимости от их специализации, их служебной деятельности. Каждая категория дипломатических служащих в соответствии с ее специализацией предусматривает наличие соответствующего образования, знания иностранных языков, правовой и политологической подготовки, соответствующего практического опыта. Здесь действует принцип единства дипломатической должности и личностно-квалификационной характеристики претендента на нее. Чем больше объем и уровень полномочий по должности, тем более квалифицированным, опытным и нравственно зрелым должен быть служащий ее занимающий. Для государственного служащего дипломатической службы, особенно высшего уровня, непременными должны быть стратегическое видение и комплексное восприятие происходящего, способность к комплексному анализу и научной оценке процессов и явлений, высокая правовая культура. В соответствии с федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» к гражданам Российской Федерации, достигшим 18 лет и претендующим на замещение государственных должностей дипломатической службы, предъявляется комплекс специфических требований: к их образовательным, общекультурным, профессиональным и личным качествам. В общем виде это сформулировано как квалификационные требования к государственным служащим, замещающим государственные должности дипломатической службы. В целом они сводятся к следующему: — знанию Конституции Российской Федерации и федерального законодательства применительно к группе и специализации должности, характеру исполняемых должностных обязанностей; — наличию соответствующей специальности и специализации, знаний в области международного права, принципов, приоритетов и особенностей внешней политики России, страноведения, истории и современного состояния международных отношений, а также знаний и практических навыков в области дипломатии и дипломатической службы, в других областях, представляющих практический интерес для соответствующего подразделения центрального аппарата, представительства в субъекте Российской Федерации или загранструктуре; — уровню владения русским языком, а также иностранным языком (иностранными языками) применительно к требованиям должности, региона или страны предполагаемого назначения (рабочим языком международной организации) или другим иностранным языком, позволяющим полноценно работать в соответствующем загранучреждений, не ниже оперативного уровня по сертификату ВКИЯ; — стажу федеральной государственной (в том числе дипломатической) службы и опыту работы по специальности: высшая государственная должность — стаж государственной службы на главных государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет; главная государственная должность — стаж государственной службы на ведущих государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет; ведущая государственная должность — стаж государственной службы на старших государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет; старшая государственная должность — стаж работы по специальности не менее трех лет; младшая государственная должность — без предъявления требований к стажу. Определенные требования предъявляются и к состоянию здоровья: главное — претендент на должность не должен иметь медицинских противопоказаний для занятия данной должности или выезда в данную страну. Перечень указанных и иных квалификационных требований устанавливается федеральным законодательством, а также соответствующими ведомственными нормативными актами. В каждом конкретном случае они уточняются и детализируются. Поэтому в МИДе разрабатываются соответствующие перечни квалификационных требований по группам государственных должностей, утвержден профиль профессионального образования с конкретизацией квалификационных требований, учитывающих специфику служебной деятельности по департаментам, отделам и конкретным должностям. Наличие таких перечней упорядочивает работу с персоналом, является хорошим ориентиром в деле подбора специалистов в соответствии с требованиями по каждой должности. Процесс отбора и назначения на должность — важнейшая составляющая прохождения дипломатической службы. Это комплекс мероприятий, обеспечивающих укомплектованность дипломатической службы специалистами, которые по своим профессиональным и социально-личностным качествам соответствуют целям, задачам и особенностям конкретного подразделения или учреждения системы МИДа Российской Федерации. Реализация этих мероприятий — довольно сложный процесс. Здесь пока немало слабостей и недостатков. Связаны они с неотработанностью правового поля, регулирующего кадровые процессы в системе государственной службы в целом, сильным влиянием личных предпочтений руководителей, субъективизмом в оценке кадров и отсутствием справедливого материального поощрения качественного труда. Именно с такого рода явлениями большинство аналитиков-экспертов связывают слабости кадровой работы в системе дипломатической службы. Тем не менее, в практику уже прочно вошло то, что замещение многих должностей центрального аппарата и подавляющего большинства должностей в загранучреждениях производится на конкурсной основе. Хотя в отдельных случаях по решению руководства министерства сотрудник может быть представлен к должности или направлен в загранкомандировку вне конкурса. В соответствии со ст. 21 (п. 7) и ст. 22 (п. 4) федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» назначение впервые или вновь поступающих на государственную службу (в том числе и в системе МИДа) осуществляется: — на государственные должности государственной службы категории «Б» — по представлению соответствующих лиц, занимающих должности категории «А». Порядок подбора кандидатур определяется Министерством иностранных дел в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; — на государственные должности государственной службы 1-й группы категории «В» — Министром иностранных дел. Порядок подбора кандидатур определяется соответствующими нормативными правовыми актами. Отбор кандидатов из числа выпускников вузов на замещение вакантных дипломатических должностей в МИД России осуществляет конкурсная комиссия во главе с заместителем Министра. Конкурс регламентируется Положением о порядке приема в МИД России выпускников вузов, впервые поступающих на государственную службу[120]; — на государственные должности государственной службы 2-й группы должностей категории «В» соответствующим должностным лицом на основе конкурса документов; б) на государственные должности государственной службы 3, 4 и 5-й групп должностей категории «В» — по результатам конкурса-испытания. Для гражданина, впервые принятого на государственную должность государственной службы, в случае перевода на должность иной группы или специализации, устанавливается испытательный срок от трех до шести месяцев в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной службе. В срок испытания не засчитывается период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда служащий отсутствовал на службе по уважительным причинам. При неудовлетворительном результате испытания служащий может быть переведен с его согласия на прежнюю или другую государственную должность государственной службы, а при отказе от перевода — уволен. Если срок испытания истек, а государственный служащий дипломатической службы продолжает дипломатическую службу, он считается выдержавшим испытание и последующее увольнение допускается только по основаниям, предусмотренным федеральным законом. Отбор кандидатов на замещение дипломатических должностей в загранучреждениях МИД проводится прежде всего из числа сотрудников центрального аппарата и загранструктур, подведомственных Министерству учреждений, слушателей Дипломатической академии, выпускников МГИМО(У) и некоторых других ВУЗов страны. К рассмотрению допускаются специалисты, рекомендованные структурными подразделениями центрального аппарата МИДа, загранучреждениями, представительствами и миссиями за рубежом, подведомственными учреждениями и Дипломатической академией, а также выдвинувшие свои кандидатуры по собственной инициативе в форме заявления, направляемого в Департамент кадров. Для проведения отбора кандидатов создаются комиссии во главе с заместителем Министра, курирующими соответствующие структуры и загранучреждения. Предложения о персональном составе комиссий вносятся заместителем Министра, курирующим кадровые процессы. Состав комиссий утверждается Министром или по его поручению одним из его первых заместителей. В состав комиссий включаются руководители (заместители руководителей) курирующих загранучреждения подразделений центрального аппарата и Департамента кадров. На заседания комиссий приглашаются руководители представляющих кандидатов подразделений и профсоюзного комитета. Лица, успешно прошедшие все этапы конкурсного отбора, включаются в планы профессионального обучения, замен и перемещений дипломатических кадров, утверждаемые заместителем Министра иностранных дел, курирующим кадровые вопросы. Должности, остающиеся вакантными после отбора кандидатов, замещаются в рабочем порядке по согласованию между Департаментом кадров, соответствующими подразделениями центрального аппарата и загранучреждениями. Как показывает многолетний опыт, конкурс является одной из самых демократических и социально справедливых форм отбора кадров и способов получения должности в государственном аппарате. Это единственно возможный механизм отбора на службу без внешнего влияния на принятие кадровых решений, обеспечения права равного доступа к федеральной государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой человека. Конкурсный отбор обеспечивает демократический характер принятия кадровых решений, увеличивает приток в систему МИДа профессионалов и дальнейшее повышение престижа дипломатической службы, гарантирует высокую объективность оценки профессиональной пригодности к работе аппарате внешнеполитического ведомства. Свои особенности имеет отбор на дипломатическую службу из числа выпускников ВУЗов. Отбор организуется в соответствии с «Положением о порядке приема в МИД России выпускников высших учебных заведений, впервые поступающих на государственную службу», утвержденным приказом по МИДу от 14 марта 2001 г. № 2467. Конкурс проводится на основании ежегодно издаваемых распоряжений по МИД России, определяющих сроки проведения конкурса и состав конкурсной комиссии. Информация о конкурсе публикуется в «Дипломатическом вестнике», а также размещается на стендах в МИДе, МГИМО(У), Дипломатической академии, МГУ, Институте стран Азии и Африки и других учебных заведений. В нем в обязательном порядке отмечается, что конкурс объявляется на «замещение вакантных младших дипломатических должностей федеральной государственной службы выпускниками высших учебных заведений текущего года», подчеркивается, что конкурс проводится только для лиц, окончивших «аккредитованные в установленном порядке высшие учебные заведения». Для участия в конкурсе допускаются «граждане России», владеющие «не менее чем двумя иностранными языками и обладающие специальными знаниями в области международных отношений, международного права, региональных проблем». Через участие в конкурсе производится замещение вакантных дипломатических должностей референтов, старших референтов, атташе, третьих секретарей. Соискатели должностей должны иметь высшее профессиональное образование по программе «специалист» или «магистр». В отдельных случаях к конкурсу допускаются «бакалавры», владеющие редкими иностранными языками. Преимущественным правом поступления на службу пользуются выпускники, имеющие диплом с отличием, а также те, кто проходил ознакомительную или преддипломную практику в МИДе, а также имеющие практические навыки работы на ПЭВМ и в компьютерных сетях. Все претенденты должны владеть как минимум двумя иностранными языками, (уровень владения которыми подтвержден государственным экзаменом по программе лингвистических вузов); обладать высоким уровнем знаний в сфере международных отношений или других областях, необходимых для выполнения дипломатических функций. У них не должно быть заболеваний, препятствующих исполнению будущих служебных обязанностей. Требования, как видим, довольно серьезные, но это не снижает интерес к такого рода профессиональным испытаниям. Количество участвующих в конкурсе постоянно растет. В 2001 г. конкурс на замещение вакантных должностей успешно выдержало 130 выпускников 13 высших учебных заведений страны, в т.ч. МГИМО(У), Дипакадемии, МГУ им. М.В. Ломоносова, Московского государственного лингвистического университета[121]. Конкурс проводится в три этапа: I этап — предварительный отбор Департаментом кадров кандидатов в соответствии с предъявляемыми требованиями (апрель — май); II этап — собеседование с ними в подразделениях министерства, где предполагается трудоустройство и согласование отобранных кандидатур с соответствующими подразделениями центрального аппарата (апрель—июнь); III этап — рассмотрение кандидатов на конкурсной комиссии (июнь—июль, август—сентябрь) и окончательное решение вопросов о приеме выпускников Вузов на работу в МИД России. Оценка участников конкурса производится на основании а) документов об образовании, б) рекомендаций вузов, в) отзывов по итогам практики в МИД или других государственных учреждениях и организациях, г) результатов собеседований с руководителями структурных подразделений МИД России и тестирования в Дипакадемии, д) аттестации по иностранным языкам, е) заключения медицинской комиссии. Полученные данные заносятся в конкурсный лист. Каждому участнику конкурса сообщается о результатах конкурса лично. Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения на государственную должность дипломатической службы или для отказа в таком назначении. Принятые на работу распределяются, как правило, по подразделениям центрального аппарата и загранучреждениям в зависимости от того, по какой специальности и какой факультет они закончили, какие иностранные языки изучали. Личные интересы к тому или иному роду дипломатической деятельности также учитываются. С первых дней своей практической деятельности они занимаются современными международными проблемами. Молодой специалист сразу оказывается в гуще основных международных событий, быстро накапливает производственный опыт, со временем у него появляются большие возможности для роста и продвижения по службе. Более «трудное» начало служебной карьеры у тех специалистов, которые распределяются в подразделения, занимающиеся рутинной организационно-технической работой, в отделы, которые курируют малые страны или в посольства и генконсульства стран, не находящиеся в центре мировой политики. Возможность быстро набрать нужный служебный опыт, проявить себя в большом деле в таких коллективах несколько труднее, продвижение по службе идет медленно. Не случайно многие молодые сотрудники высказывают предложения о создании более благоприятных условий для ротации молодых кадров, создании равных условий для успешной служебно-должностной и профессиональной карьеры каждым служащим. Первичное назначение гражданина на государственную должность дипломатической службы в аппарат МИДа Российской Федерации либо направление его для замещения такой должности в загранучреждение Российской Федерации производится одновременно с заключением контракта и оформляется приказом по Министерству иностранных дел[122]. Каких бы то ни было ограничений или преимуществ при поступлении на дипломатическую службу в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к зарегистрированным в установленном порядке общественно-политическим объединениям не допускается. Принцип социального равенства — непременное условие демократически построенной системы прохождения государственной службы, обеспечения широкой социальной базы отбора на службу из максимально возможного числа претендентов. Главные приоритеты — гражданство Российской Федерации, соответствующее образование и профессионализм, гражданская и политическая зрелость, аналитические и организаторские способности, знание иностранных языков, нравственное и физическое здоровье. Но наряду с введением разрешительных норм и социально-правовых гарантий, законодательство оговаривает ситуации, при которых гражданин России не может быть принят на дипломатическую службу и находиться на ней. Сводятся они к следующему: — признание его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; — в случае лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу; — наличие подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей[123]; — отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну; — близкое родство с государственным служащим дипломатической службы, если исполнение должностных обязанностей одного из них связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью другому; — наличие гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями. Сведения, представленные при поступлении гражданина на дипломатическую службу, подлежат проверке в установленном федеральным законом порядке. В случае установления обстоятельств, препятствующих поступлению на дипломатическую службу, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в принятии его на службу. Трудовой договор предусматривает следующие основные обязательства сторон. Государство в лице Министерства иностранных дел обязуется: — обеспечивать защиту прав работника и членов его семьи в период их пребывания за границей на иммунитеты и привилегии, предусмотренные Венской Конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г.; — выплачивать работнику денежное содержание в виде должностного оклада в иностранной валюте, а также надбавки и иные выплаты, предусмотренные действующей системой оплаты труда; — оплачивать стоимость проезда работника и членов его семьи при следовании к месту работы и возврате в Россию; — предоставлять ежегодные оплачиваемые отпуска; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.199 (0.016 с.)