Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные характеристики оптимального стиля служебной деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Априори определить уровень оптимальности стиля практически невозможно. Ответ зависит от многих факторов и условий. Но однозначно одно: без соответствующих профессиональных качеств, деловитости и организованности, личного авторитета руководителя и других работников аппарата трудно говорить об оптимальности стиля служебных отношений. Многое зависит от руководителя, его умения точно определить цели и задачи коллектива, предложить эффективные способы их решения, рационально расставить кадры и организовать их работу, справедливо оценить результаты деятельности каждого. Короче говоря, умение «организовать эффективную профессиональную и морально-деловую среду». Задача же это не просто аппаратно-служебная, здесь методом проб и ошибок многого не добьешься. Не случайно стилевые аспекты служебных отношений занимают ведущее место в различных программах реформирования государственной службы и укрепления российской государственности, в планах обновления законодательства о дипломатической службе. Вряд ли кому-то пойдет на пользу игнорирование таких элементов, как: — необходимость добиваться того, чтобы все государственные служащие и аппаратные структуры работали без сбоев, не занимались «шумовыми эффектами», действовали четко и согласованно, опираясь на точно выверенные юридические нормы и четко сформулированные политические интересы страны и ее граждан; — недопустимость формализма (когда главным является не то, как лучше сделать, а как привлекательнее выглядеть в глазах руководителя), достижение такой системы труда, при которой единство слова и дела было бы неразрывным; — сведение к минимуму бюрократических проявлений, прежде всего таких, как бумаготворчество, безответственность, чванство. Не случайно Президент России В.В.Путин важнейшими принципами служебного поведения считает строгое соблюдение норм профессиональной этики; корректность и внимательность в общении с гражданами и представителями организации; терпимость и уважение к обычаям и народным традициям; недопустимость поведения, угрожающего возникновением конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации и авторитету государственного органа[147]. Именно поэтому сдержанность и твердость дипломатического служащего вовсе не отменяют, а скорее предполагают его отзывчивость, коммуникабельность, умеренность во всем: бумагах, речах, документах, на приемах и в быту; — приверженность стилю, основанному на трех «Д» — доступность, доброжелательность и добропорядочность[148]. Дипломат должен быть почтительным с влиятельными особами, любезным и уважительным с равными, приветливым со статусно находящимися ниже; Оптимизация стиля управленческой деятельности в системе дипломатической службы — это и утверждение правды и искренней заинтересованности в достижении лучшего результата, овладение навыками познания истинных интересов тех или иных государств, мотивов и целей, которыми руководствуются партнеры. А это уже не что иное, как стиль честного служения государству, стиль принципиальности, профессионализма и конструктивно-критической оценки своей деятельности. Прямые, открытые, принципиально-деловые отношения — вот самый практичный стиль, именно он вызывает симпатии у сослуживцев, доверие у тех, с кем приходится работать в качестве сотрудника дипломатического ведомства. Честность и деловитость — это признак силы и профессионализма, лицемерие и ложь — признак слабости и малодушия. Это необходимо знать и всегда помнить, ведь хорошо известно, что партнеры по международным делам «не приемлют абстрактной дипломатии», все «их дипломатические шаги подчинены достижению конкретного результата» [149]. Но в дипломатии личная честность, принципиальность, умение отстоять позицию своего государства — условие необходимое, но все-таки не достаточное: стиль детерминирован не только личными качествами и личным пониманием той или иной ситуации. В решающей степени он задается честной политикой государства и правительства, твердыми и честными принципами дипломатической службы. Ориентируясь именно на такие принципы, можно рассчитывать на формирование справедливого демократического миропорядка, в котором России принадлежало бы достойное, авторитетное место. А здесь одной лишь честности и профессионализма дипломатов недостаточно, они не смогут существенно ничего изменить, если само государство и его политика будут профессионально и нравственно ущербны, если государство не выступает в качестве предсказуемого, надежного и принципиального международного партнера. Проблема соотношения дисциплины и служебного долга, т.е. получения желаемых результатов в соответствии с внешнеполитической доктриной российского государства решается в рамках известной дилеммы: либо достижение поставленных целей всеми доступными средствами, либо деятельность в рамках нравственных норм, но за счет потери части политических результатов. А это означает, что эффективная политика может становиться в чем-то аморальной, деятельность дипломата — морально небезупречной. Если же в политической деятельности руководствоваться только высокими идеалами добра и справедливости, то достичь искомого политического результата очень трудно. Долг остается не исполненным или исполненным лишь частично. Поэтому политик, в том числе дипломат, попадает в состояние нравственно-политического выбора. Для российского государства выбор, конечно, остается за политикой, но за политикой нравственно оправданной, а не политикой любой ценой, не смотря на то, что страна нередко из-за такого выбора несет немалые экономические, материальные и некоторые другие потери. Моральный фактор для нашего государства всегда был одним из ведущих, приоритетным остается он и сегодня. Так было в отношениях СССР со странами социалистического содружества, так было со странами Запада и «третьего мира». Даже вводя войска в Афганистан, руководство СССР вряд ли преследовало какие-то глобальные, как иной раз говорят, захватнические цели. Наша страна в Афганистане больше потеряла, чем выиграла. И по-иному не могло быть в условиях международного несогласия с политикой СССР, хотя это была политика борьбы с терроризмом, политика подавления душманов и маджахедов. Только после событий 11 сентября 2001 г. некоторые западные политики начали переоценивать свои прежние позиции. Мораль придает стилю особый смысл, суживает свободу бесконтрольного действия. Не случайно политик всегда стремится вырваться за пределы нравственных рамок, найти лигитимирующие доводы справедливости и разумности своих действий, оправдание своим отступлениям от норм нравственности. Однако уйти от таких ценностей, как ответственность, справедливость, доверие невозможно и в конечном итоге неразумно, тем более в условиях, когда мы стремимся к духовно-нравственному очищению общества, построению демократического правового социального государства. Отсюда вытекает проблема ответственности. В контексте стиля служебных отношений ответственность рассматривается как важнейший качественный элемент взаимодействия между дипломатическими работниками, между руководителем и подчиненными, между организацией и сторонними структурами и должностными лицами. В этом случае ответственность проявляется как взаимное ожидание сторон, как понимание и осознание ими взаимного долга друг перед другом. Стиль проявляется как в процессе принятия взаимоприемлемых управленческих решений, так и в процессе их реализации, порождая соответствующую ответственность каждой стороны и каждого исполнителя. В качестве конкретного примера возьмем работу представительств Министерства иностранных дел РФ на территории Российской Федерации[150]. Указанные структурные элементы системы МИД достаточно компактны, их штатные расписания предусматривают лишь 20—25 должностей дипломатических работников: представитель МИД, его заместитель, советники, секретари и атташе. Уже это предполагает высокую ответственность и напряженность повседневного труда служащих, прежде всего в части: — оказания экспертной помощи при заключении международных договоров с территориально-административными образованиями иностранных государств (например, в портфеле Представительства МИД России в Хабаровском крае постоянно находится не менее 5—6 проектов такого рода договоров); — оказания консульских услуг (ежемесячно на уровне представительств оформляется от 700 до 1500 приглашений для въезда в Россию иностранных граждан и получения иностранных виз для выезда российских граждан за рубеж); — подготовки информационных сообщений о событиях, происходящих в приграничных государствах и об особенностях реализации подписанных с ними договоров (таких бывает не менее 10 ежемесячно); — выполнения поручений министерства по проведению международных конференций, семинаров, симпозиумов. Немало времени требует участие работников представительств в мероприятиях, проводимых под руководством полномочных представителей Президента Российской Федерации и глав субъектов Федерации в рамках приграничной политики, миграционных отношений, защиты российских граждан за пределами страны. Без специальной профессиональной подготовки, персональной ответственности качественно решить ни один из этих вопросов невозможно. Многочисленные исследования стиля служебных отношений в госаппарате свидетельствуют, что эффективность управления становится значительно выше, если в коллективе заботятся о здоровом характере взаимоотношений, стремятся к чистоте этих отношений, стараются не создавать предпосылок для возникновения трудовых конфликтов. В значительной степени стиль — продукт воспитания. Не персонифицировать стиль невозможно. Разве можно абстрагироваться от того, что есть люди с высоким уровнем самоутверждения, а есть с низким. Одни стремятся к взаимодействию, дружелюбны, раскованны, другие, наоборот, закрыты, скованны, жестко самоконтролируемы. Для одних более приемлемы отношения высокой динамики, деловитости, организованности, другие предпочитают размеренный образ жизни, осторожность, взвешенность. Вот почему для успешного и социально оправданного выполнения административно-организационных и воспитательных задач руководитель аппарата должен знать, что для сторонников экспрессивных методов важно то, что их слушают, поддерживают и стимулируют. Сторонников делового стиля можно убедить только делом, а не словами и эмоциями. По отношению же к тем, кто исповедует дружелюбный стиль, следует демонстрировать внимание и доброе отношение, поощрять неофициальное сотрудничество. В любом случае руководители должны знать и делать соответствующие выводы, учитывая, что взаимодействие государственных служащих по линии «руководитель — подчиненный» в МИДе, например, подавляющим большинством опрошенных характеризуют в основном как стиль: — добросовестности, хотя и без особого рвения (48,5% экспертов); — трудолюбия и деловой исполнительности (42,5%); — делового сотрудничества (39,7%). Хотя и в этих отношениях проявляются «теневые» стороны: бюрократическая холодность, работа без особого рвения и инициативы, возникающие чаще всего из-за неудовлетворенности руководителя работой подчиненных, особенно если последние не проявляют желания и нужной инициативы в работе, не вникают в существо проблем, не заботятся о своем профессиональном росте. В свою очередь, сам руководитель должен отличаться собранностью, ответственным отношением к делу, многими другими качествами. Важнейшие среди них: склонность к лидерству и организаторской работе; уравновешенность и уверенность в себе; решительность, волевые качества, стремление к достижению поставленной цели; коммуникабельность, способность заражать людей своей энергией и своей убежденностью; способность к стратегическому анализу международной ситуации в органическом сочетании с пониманием сложности и противоречивости текущего момента, скажем, в стране пребывания; умение объективно оценивать подчиненных, выдвигать достойных и освобождаться от слабых личностей; ответственность и надежность в выполнении договоренностей; личное обаяние и здоровье. Разумеется, с таким набором характеристик человек не рождается. Это уникальный сплав природных данных и сложившихся в процессе профессиональной социализации личности качеств. Именно поэтому на вопрос: «Какими качествами с точки зрения стиля личной работы и служебных отношений должен обладать дипслужащий?» Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР Ю.В. Дубинин — один из наиболее опытных и авторитетных дипломатов недавнего прошлого, — отвечает: «Широкий политический кругозор, страноведческий профессионализм, знание языка страны пребывания, организованность, добросовестность, культура и интеллигентность. Сложность состоит и в том, что работать приходится в непростой для россиянина обстановке, в непривычной социально-культурной среде, в атмосфере необычных нравов, обычаев, традиций. К этому следует добавить — периодическую, причем в обязательном порядке смену места службы и должностного статуса». А возьмите распорядок работы советника — руководителя группы внешней политики посольства. Его рабочий день ненормирован, нередко длится по 12—14 часов в сутки: Утро, до выхода на работу: знакомство с радио и теленовостями прежде всего, разумеется, с российскими. 9.00: начало рабочего дня. Ознакомление с информацией по Интернету. Просмотр прессы. Ознакомление с шифртелеграммами и другими поступившими из Центра материалами. Подготовка соображений к совещанию у посла. 10.00: совещание у посла. Обсуждение основных событий в России и ее внешней политике, оценка развития обстановки в стране пребывания и на международной арене. Определение порядка выполнения поступивших из центра поручений и главных задач дня — участие в мероприятиях посла, тематика и основное содержание информационно-аналитических материалов и инициатив, требующих доклада в Центр, план основных деловых контактов. 10.30: организация работы группы. 11.00—13.00: деловые контакты в МИДе и других госучреждениях, с представителями дипкорпуса, ведущими политологами, политобозревателями. 13.00—15.00: деловые завтраки. 15.00—18.00: запись бесед, обобщение полученной информации, составление или редактирование подготовленных сотрудниками группы информационно-аналитических материалов, предназначенных для Центра. Продолжение деловых контактов. 19.00: участие в протокольных мероприятиях (приемах, обедах), выступления перед иностранной аудиторией, посещение культурных мероприятий, театра. В конце дня ознакомление с вечерними новостями, просмотр аналитических программ, дебатов и других телепередач, важных для оценки развития событий в России, в стране пребывания и мире. Речь, конечно, идет о примерном распорядке дня. Ряд из перечисленных занятий повторяется ежедневно. Другие возникают периодически, смещаются по времени. В функции советника могут (чаще всего так и бывает) вклиниваться различного рода оперативные задания, поездки по стране, участие в переговорах разного уровня, а иногда и ведение переговоров под руководством посла. Критерий качества стиля дипломатической службы один — эффективность решения задач, поставленных перед МИД и подведомственными структурами, продуктивность общих усилий и каждого члена коллектива в отдельности, уровень удовлетворенности трудом в аппарате. Результативность — вот основа измерения эффективности стиля. Хотя, конечно, можно назвать и более конкретные показатели и индикаторы этой эффективности: качество подготовленных документов, действенность тех мероприятий, которые готовит аппарат, интенсивность работы на протяжении недели, месяца, в период визита главы государства. Правда, в таком случае опасность подстерегает с другой стороны: много — еще не значит хорошо. Люди работают много, а работа малопродуктивна, стиль — бумажно-бюрократический. В обобщенной форме основные черты эффективно-оптимального стиля служебных отношений можно представить следующим образом: — это стиль добросовестного, высокопрофессионального исполнения служебных обязанностей в целях обеспечения эффективной работы государственного органа; — это стиль объединения усилий служащих на конструктивной повседневной работе, стиль работы «в автоматическом режиме», без призывов и понуканий; — это стиль борьбы с бюрократизмом, бумаготворчеством и заседательской суетой, стиль глубокого понимания каждым работником своей личной ответственности не только за качественное исполнение конкретных должностных обязанностей, но и за судьбы страны в целом; — это стиль принципиальности и откровенности, когда работника оценивают не по обещаниям и красивым словам, а по достигнутым результатам и личному вкладу в общее дело; — это стиль решительного расставания со всем тем, что безнадежно устарело, стиль исключающий действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; — это стиль достижения «меньшими силами больших результатов», стиль стимулирования высокоэффективного труда и гарантии ясных перспектив должностного роста добросовестного работника; — это стиль строгого порядка и персональной ответственности за некачественную и недобросовестную работу. Сейчас развитие стиля в структурах Министерства иностранных дел протекает в рамках утверждения научного стиля государственного управления в целом, в русле динамично развивающихся процессов демократизации и преодоления консерватизма сложившихся на протяжении многих прошлых десятилетий традиций; поддержки деловой, созидающей инициативы и отказа от устаревших технологий дипломатической деятельности. Планируются мероприятия по совершенствованию системы материального поощрения качественного труда, преодолению многописания и бюрократических проволочек, субъективизма в решении кадровых вопросов. Это вселяет уверенность в том, что задача формирования современной эффективной дипломатической службы будет решена.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.227.64 (0.013 с.) |