Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Письменные жанры официально-делового стиля↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы 1. Официально-деловой стиль: сфера употребления (административно-правовая деятельность общества), видовое разнообразие (подстили: канцелярский (собственно официально-деловой), юридический, дипломатический). экстралингвистические черты (ясность, точность, логичность, детальность изложения, строгость формулировок, лаконизм выражения мысли, особые формы расположения материала, известная предписуемость характера речи, стандартизированность речевых оборотов, единообразие речевых средств, необходимых для удобства общения, тавтология в официально-деловом стиле не является ошибкой) 2. Лингвистические особенности официально-делового стиля (термины, клише, отглагольные существительные, отыменные предлоги, «расщепленные» сказуемые – не помочь, а оказать помощь, «нанизывание» Р.п., использование причастий и деепричастий, преобладание страдательного залога, возвратные глаголы) 3. Ошибки, возникающие в официально-деловом стиле. 4. Письменные жанры официально-делового стиля. Правила оформления документов Сообщения 1) Правила составления резюме // По материалам газеты «Работа для Вас», порталов «НН», «Superjob» и др. 2) Дмитриева О.Л. Как сокращать слова? // Русская речь, 1991, № 2, с. 24-28 3) Гурьева Н.Ю. Деловое письмо: диалог или монолог? // Русская речь, 2005, № 4, с. 37-40 Литература 1. Боженкова Р.К., Боженкова Н.А. Русский язык и культура речи. М., 2004 (2011) 2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону, 2007 3. Документационное обеспечение государственной службы: Учебно-практическое пособие / Под общей редакцией А.И.Горбачева и Н.Н.Шуваловой. – М.: Статут, 2004 4. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2006 (и последующие издания) 5. Максимов В.И. Русский язык и культура речи. М.: «Гардарики», 2001 6. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М.: высшая школа, 1998 (и последующие издания) 7. Черняк В.Д. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов. М., 2010
Задание 1. Укажите правильный вариант ответа 1) К основным чертам делового стиля не относятся: 1) ясность, точность, детальность изложения; 2) четкость, строгость формулировок; 3) логичность, лаконизм выражения мысли; 4) непринужденность, экспрессивность 2) Дляофициально-делового стиля характерно: 1) широкое использование терминов и профессионализмов, отглагольных существительных, книжной лексики и сложных отыменных предлогов; 2) использование «расщепленных» сказуемых (замена глагола-сказуемого двумя словами – вспомогательным глаголом и существительным, образованным от глагола) 3) употребление эмоционально окрашенных слов и межстилевой (разговорной, просторечной) лексики 4) употребление глаголов в форме 3 лица, возвратных глаголов, кратких причастий 5) употребление неполных и простых неосложненных предложений Задание 2. Выберите из каждого ряда слова, уместные в деловом общении: - надо, необходимо, желательно, полезно, нелишне, невредно, хорошо бы, неплохо бы, целесообразно, нужно, следует - часто, нередко, сплошь и рядом, то и дело - коротенько, сжато, кратко, лаконично - раньше, ранее, прежде - безвозмездно, даром Задание 3. Подберите к данным словам синонимичные словосочетания официально-делового стиля («расщепленные сказуемые») по образцу: помочь – оказать помощь победить – …. Одержать победу осмотреть – …. Провести осмотр отремонтировать – …сделать ремонт распорядиться – … отдать распоряжение
Задание 4. Подчеркните слова, принадлежащие письменной деловой речи. К каким группам лексики они относятся? Десять, тождественный, подлежит изъятию, чуть-чуть, нал, квартиросъемщик, квартирант, безналичный расчет, тетрадь, истец, мешанина, жульничать, текущий период, нынешний, безотлагательно, уведомление, нижеизложенный, немножко. Задание 5. К устаревшим словам, использовавшимся в делопроизводстве, подберите современные синонимы. Ежели, надлежит, понудить, посему, оповещаем, прошение, кои, вышепоименованные, коль скоро. Задание 6. Прочитайте текст. Найдите в нем средства официально-делового стиля. Объясните, с какой целью они употреблены автором. Как допускается порча хорошего настроения Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию плаща., шляпы, ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметанию пола и мойку посуды. По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент права на заслуженный отдых. Однако жена не сделала соответствующих выводов из моего заявления и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности, отразила такой момент, как отсутствие у меня таких качеств, как то: порядочности, совести, стыда и проч., причем как в ходе своего выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании трудящихся. После дачи взаимных заверений по неповторению подобных явлений нами было приступлено к употреблению в пищу ужина, уже имевшего в результате остывания пониженную температуру и утратившего свои вкусовые качества. Вот так у нас порой еще допускается порча хорошего настроения, а также аппетита.
Задание 7. Выявите лексические и грамматические ошибки, исправьте их и запишите предложения в отредактированном виде. 1. Показателем, характеризующем квалификацию служащего, является способность адаптироваться к новой ситуации и принимать новые подходы к решению возникающих проблем. 2. Наша цель – создание экономической базы для повышения уровня эксплуатации и ремонта жилищного фонда города. 3. Цены на товары договорные в соответствии с действующим прейскурантом цен. 4. Надеемся на дальнейшее совместное сотрудничество с вашей фирмой. 5. Оптовые торговцы должны создавать хорошие деловые отношения с руководством рынка, чтобы обеспечить успешную работу рынка оптовой торговли. 6. Споры нередко доходили до прямых оскорблений во лжи. 7. На вверенной вам территории необходимо еще возвести баню для жителей села.
Задание 8. Напишите сокращенно данные слова и сочетания слов Город, область, район; Москва, Санкт-Петербург; профессор, доцент, заведующий кафедрой, заместитель декана, исполняющий обязанности заведующего кафедрой, кандидат юридических наук; например, смотри на странице 720; Центральный банк Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью, предприниматель без образования юридического лица, совместное предприятие; 4 миллиона рублей, 620 тысяч рублей.
Задание 9. Перед Вами текст официального документа. Правильно ли подобраны автором языковые средства? Уважаемый Павел Борисович! Прошу Вас посодействовать получить денежный вклад на сумму 50 тысяч рублей пенсионерке, вдове участника Великой Отечественной войны, Абрамовой Лидии Алексеевне, которая живет по адресу: г. Екатеринбург, ул. Советской Армии, 239-23. На иждивении у гражданки Абрамовой есть очень старая мать, которой 87 лет, сама Абрамова Л.А. инвалид с детства. Семья Абрамовой Л.А. на самом деле нуждается в помощи.
Первый заместитель главы администрации города А.В.Борисов Задание 10. Укажите лексические средства, с помощью которых в следующем фрагменте художественного текста имитируется официально-деловой стиль. Чем достигается комический эффект? Какой документ просил Николай Иванович? На месте Наташи оказался Николай Иванович. Он приобрел свой прежний человеческий облик, но был чрезвычайно мрачен и даже, пожалуй, раздражен. <…> - Я очень прошу выдать мне удостоверение, - заговорил, дико оглядываясь, Николай Иванович, но с большим упорством, - о том, где я провел предыдущую ночь. - На какой предмет? – сурово спросил кот. - На предмет представления милиции и супруге, - твердо сказал Николай Иванович. - Удостоверений мы обычно не даем, - ответил кот, насупившись, но для вас, так и быть, сделаем исключение. И не успел Николай Иванович опомниться, как голая Гелла уже сидела за машинкой, а кот диктовал ей: - Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провел упомянутую ночь на балу у сатаны, будучи привлечен туда в качестве перевозочного средства… Поставь, Гелла, скобку! В скобке пиши «боров». Подпись – Бегемот. - А число? – пискнул Николай Иванович. - Чисел не ставим, с числом бумага станет недействительной, - отозвался кот, подмахнув бумагу, откуда-то добыл печать, по всем правилам подышал на нее, оттиснул на бумаге слово «уплочено» и вручил бумагу Николаю Ивановичу. (М.Булгаков. Мастер и Маргарита)
Задание 11. Заполните таблицу
Задание 12. Прочитайте начальную часть заявления. Найдите ошибки, исправьте их и объясните Вашу правку. Начальнику отдела аспирантуры Ивановой В. От аспиранта Валентина Смирнова, обучающегося на кафедре теории и истории журналистики Заявление
Задание 13. Прочтите текст. Определите жанр документа. Какие сведения в нем представлены? Я, Кузнецов Игорь Дмитриевич, родился 10 января 1981 года в селе Отрадное Льговского района Курской области. В 1988 году поступил в Отрадненскую начальную школу. С 1992 года, в связи с переездом семьи, продолжал обучение в школе № 4 города Льгова, которую и окончил в 1998 году. Во время обучения в школе исполнял обязанности старосты класса, был членом редколлегии. В 1998 году поступил на экономический факультет Курского государственного университета по специальности «Менеджмент». В настоящее время являюсь студентом 4 курса названного вуза. Отец, Кузнецов Дмитрий Сергеевич, токарь Льговской мебельной фабрики. Мать, Кузнецова Анна Васильевна, занимает должность бухгалтера на заводе «Элекстросталь». Холост. 10 октября 2002 г. Подпись Задание 14. Проанализируйте автобиографию М.А.Булгакова. К какому виду биографии она относится? Докажите свою точку зрения. Автобиография Родился в Киеве в 1891 году. Учился в Киеве и в 1916 году окончил университет по медицинскому факультету, получив звание лекаря с отличием. Судьба сложилась так, что ни званием, ни отличием не пришлось пользоваться долго. Как-то ночью в 1919 году, глухой осенью, едучи в расхлябанном поезде, при свете свечечки, вставленной в бутылку из-под керосина, написал первый маленький рассказ. В городе, в который затащил меня поезд, отнес рассказ в редакцию газеты. Там его напечатали. Потом напечатали несколько фельетонов. В начале 20-го года я бросил звание с отличием и писал. Жил в далекой провинции и поставил на местной сцене три пьесы. Впоследствии в Москве в 1923 году, перечитав их, торопливо уничтожил. Надеюсь, что нигде ни одного экземпляра их не осталось. В конце 21-го года приехал без денег, без вещей в Москву, чтобы остаться в ней навсегда. В Москве долго мучился; чтобы поддерживать существование, служил репортером и фельетонистом в газетах и возненавидел эти звания, лишенные отличий. Заодно возненавидел редакторов, ненавижу их сейчас и буду ненавидеть до конца жизни. В берлинской газете «Накануне» в течение двух лет писал большие сатирические и юмористические фельетоны. Не при свете свечки, а при тусклой электрической лампе сочинил книгу «Записки на манжетах». Эту книгу у меня купило берлинское издательство «Накануне», обещав выпустить в мае 1923 года. И не выпустило вовсе. Вначале меня это очень волновало, а потом я стал равнодушен. Напечатал ряд рассказов в журналах в Москве и Ленинграде. Год писал роман «Белая гвардия». Роман этот я люблю больше всех других моих вещей. Москва, октябрь 1924 г. М.А.Булгаков (подпись)
Задание 15. Напишите 2 вида своей автобиографии: официальную и литературную. Официальную – для устройства на работу, а литературную напишите так, чтобы мы поняли, что вас привлекло в будущей профессии. Будут ли отличаться эти тексты? Чем?
Задание 16. Составьте свое резюме, опираясь на материалы лекции и учебника.
Задание 17. Укажите жанр документа и его характерные особенности.
Ректору МПГУ Романову Р.Р. библиотекаря Жгун К.В.
________________________
Довожу до Вашего сведения, что в связи с аварийным состоянием читальный зал № 3 закрыт с 10 апреля 2012 г. Несмотря на Ваше распоряжение, ремонтные работы в нем до настоящего времени не начались. Ввиду приближения зимней зачетно-экзаменационной сессии сложившаяся ситуация беспокоит работников библиотеки, а также студентов и профессорско-преподавательский состав. Прошу принять меры по ускорению ремонта данного читального зала.
10 октября 2012 г. подпись
Задание 18. Составьте шутливый протокол собрания главных героев м/ф «Зима в Простоквашино». Задание 19. Составьте жалобу (от имени жителя микрорайона), а затем – деловое письмо-ответ на нее (от имени чиновника), используя материал информационной заметки. Вчера в Москве прошел неожиданный снегопад. Улицы были буквально завалены снегом. Уборочных машин при этом на проезжей части не наблюдалось. Прохожие вязли в снегу; кое-где висели оборванные провода, но ремонтных бригад на этом участке не было. Только к утру следующего дня некое подобие порядка было восстановлено. Материал для справок: начало снегопада 8 часов утра; количество выпавших осадков – 30 мм; район Москвы – Ясенево; приняты следующие меры: …..; работа дворников; работа дежурной части…
Задание 20. Составьте деловое письмо-приглашение на ярмарку идей «Государство и дети: проблемы и пути их решения» от имени ее организаторов. Напишите деловое письмо-отказ от участия в ярмарке, используя этикетные формы вежливости.
Семинарское занятие № 10-11 УСТНОЕ ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
Вопросы 1. Законы речевого воздействия (см. лекцию № 2). 2. Типы вопросов и стратегии ответа на них. 3. М а ксимы Грайса. 4. Тактики общения. 5. Жанры устного делового общения: телефонный разговор, собеседование, деловые переговоры, совещание, презентация.
Сообщения 1. Телефонный этикет // Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. М., 2006, с. 229-236; Кузин Ф.А. Культура делового общения // www/i-u.ru; см. книги Формановской 2. Деловая беседа // Кузин Ф.А. Культура делового общения // www/i-u.ru; Эрнст О. Слово предоставлено Вам: Практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров/ Пер. с нем. – М., 1988; Юри У. Преодолевая «нет», или Переговоры с трудными людьми/ Пер. с англ. – М., 1993; Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб., 1999 3. Сообщение по книге Щербининой Ю.В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления: Учеб. пособие. – М.: Флинта, 2006
Литература 1. Боженкова Р.К., Боженкова Н.А. Русский язык и культура речи. М., 2004 (2011) 2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону, 2007 3. Документационное обеспечение государственной службы: Учебно-практическое пособие / Под общей редакцией А.И.Горбачева и Н.Н.Шуваловой. – М.: Статут, 2004 4. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2006 (и последующие издания) 5. Максимов В.И. Русский язык и культура речи. М.: «Гардарики», 2001 6. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М.: высшая школа, 1998 (и последующие издания) 7. Черняк В.Д. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов. М., 2010 8. Акишина А. А, Акишина Т. Е. Этикет русского телефонного разговора. М., 2007
Задания 1. Какие из приведенных ниже приемов относятся к нормативным правилам общения, а какие – к правилам речевого воздействия? Обоснуйте свое мнение: а) здороваться со знакомыми людьми; б) улыбаться собеседнику; в) чаще называть собеседника по имени; г) не перебивать собеседника; д) благодарить за помощь; е) говорить о том, что интересует вашего собеседника; ж) поддерживать идеи собеседника; з) чаще извиняться; и) не повышать голос на собеседника, говорить ровно и спокойно.
2. Прочитайте текст. Подмастерье. Ваша милость, пожалуйте сколько-нибудь подмастерьям, чтоб они выпили за ваше здоровье. Г-н Журден. Как ты меня назвал? Подмастерье. Ваша милость. Г-н Журден. « Ваша милость!» Вот что значит одеться по-господски! А будете ходить в мещанском платье – никто вам не скажет: «ваша милость». (Дает деньги) На, вот тебе за «вашу милость». Подмастерье. Премного довольны, ваше сиятельство. Г-н Журден. «Сиятельство?» Ого! «Сиятельство!» Погоди, дружок. «Сиятельство!» чего-нибудь да стоит, это не простое слово – «сиятельство!» На, вот тебе от его сиятельства! Подмастерье. Ваше сиятельство, мы все как один выпьем за здоровье вашей светлости. Г-н Журден. «Вашей светлости?» О- го –го! Погоди, не уходи. Это мне-то – «ваша светлость!» (В сторону). Если дело дойдет до «высочества», честное слово, ему достанется весь кошелек. (Подмастерью). На, вот тебе за «вашу светлость». Подмастерье. Покорнейше благодарим, ваше сиятельство, за ваши милости. Г-н Журден (в сторону). Вовремя остановился, а то я бы все ему отдал. (Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве») Использования какого правила речевого воздействия помогло подмастерью достичь желаемого результата?
3. Проанализируйте диалог. - Почему ты все время отвечаешь на вопрос вопросом? - А почему бы мне не отвечать на вопрос вопросом?
1) Какой коммуникативный закон реализован в данном диалоге? 2) Что отражает подобный ответ собеседника? 3) Как нужно вести себя в подобной ситуации?
4. Какие указания, распоряжения кажутся вам более эффективными? Почему? Обоснуйте свое мнение с точки зрения действия коммуникативных законов. - Убери посуду! - Мне кажется, что нам пора прибраться на кухне!
- Сдайте мне отчет! - Как вы думаете, не пора ли сдать отчет? - Принесите, пожалуйста, отчет, который я просил вас сделать?
- Ждите! - Не могли бы вы подождать несколько минут? - Подождите немного!
5. Какие из известных вам типов вопросов будут наиболее эффективными в следующих ситуациях (подготовьте свои вопросы): А. Опрос общественного мнения о политических лидерах, вызывающих наибольшее доверие. Б. Проведение беседы при приеме на работу с крайне застенчивым претендентом. В. Стремление научного руководителя помочь студенту в составлении индивидуального плана исследовательской (учебной) работы. Г. Желание куратора (старосты) понять действительные причины конфликта в группе.
6. Дополните ряды речевых конструкций, используемых при проведении деловой беседы: Начало беседы: Нам необходимо обсудить следующие вопросы….. Мне хотелось бы начать наш разговор с … Сегодня актуальной, важной является проблема … Прежде всего нужно обсудить …
Выражение сомнения и несогласия: Мне не совсем понятно решение проблемы. Я не согласен с вашей точкой зрения. Я хотел бы пояснить данный вопрос и предложить свое решение проблемы. Мне хотелось бы вернуться к обсуждению этого вопроса (пункта договора) с иных позиций. Мы не удовлетворены предложенными условиями. В принципе мы согласны с большинством условий, но у нас есть замечания. В целом мы согласны с вами, но некоторые пункты требуют дальнейшего рассмотрения. Я ценю ваши усилия, но принять предложение не могу. Мы вынуждены отказаться от вашего предложения. К сожалению, фирма не может принять ваши условия.
Одобрение, согласие: Ваши условия нас устраивают. Это неплохое решение проблемы. Мое мнение полностью совпадает с вашим мнением. Я разделяю вашу точку зрения. Мы ценим вашу позицию. Буду счастлив (рад) работать с вами над новым проектом.
Благодарность: Благодарю вас за внимание. Мы высоко ценим ваши усилия и вклад. Примите, пожалуйста, нашу искреннюю благодарность. Мы благодарны вам.
Завершение беседы: Нам нужно подвести итоги. В заключение беседы хотелось бы … Мне кажется, проблему можно считать решенной. Позвольте от лица фирмы поблагодарить вас и выразить надежду на дальнейшее сотрудничество. Вы будете довольны принятым решением.
7. Переведите в формы делового общения переговоры между Попом и Балдой, героями одноименной сказки А.С.Пушкина. Используйте язык бизнеса: совмещение профессий, система оплаты труда, работодатель, работник, претендент на должность, договор, контракт, условия работы, компромисс, консенсус, виды и содержание деятельности и пр. Эпизод первый: заключение трудового соглашения. «Нужен мне работник:
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 3644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.119 (0.011 с.) |