Выпишите из фрагмента научной статьи все модели научного стиля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпишите из фрагмента научной статьи все модели научного стиля.



Одним из основных понятий в антропоцентрической лингвистической парадигме, относящихся к человеку и его взаимоотношениям с миром, является понятие языковой картины мира (ЯКМ). Подязыковой картиной мирав современной лингвистике понимают совокупность представлений о мире и способ концептуализации действительности, которые исторически складываются в обыденном сознании языкового коллектива и отражаются в национальном языке. Е.С. Кубрякова определяет ЯКМ как «…ту часть концептуального мира человека, которая имеет привязку к языку и преломлена через языковые формы» [Кубрякова, 1988; 142]. Языковая картина мира не стоит в одном ряду со специализированными научными картинами, она предшествует им, формирует их, т.к. человек способен воспринимать и изучать мир только благодаря языку, в котором закрепляется общественно-исторический опыт.

Языковая картина мира присуща человеку, говорящему на определенном языке, которого современные исследователи называют «языковой личностью», или homo loquens (человек говорящий), по аналогии с homo sapiens (человек разумный). По словам Ю.Н. Караулова, «нельзя познать сам по себе язык, не выйдя за его пределы, не обратившись к его творцу, носителю, пользователю – к человеку, к конкретной языковой личности», «за каждым текстом стоит языковая личность» [Караулов, 2009: 210]. В современной лингвистике под понятием «языковая личность» понимается «совокупность особенностей вербального поведения человека, использующего язык как средство общения, – личность коммуникативная; а также, человек как носитель языка, взятый со стороны его способности к речевой деятельности, т.е. комплекс психофизических свойств индивида, позволяющий ему производить и воспринимать речевые произведения» [Чакина, 2008: 143]. Таким образом, языковая личность — это человек в его способности воспринимать и порождать речь (дискурс), владеющий системой языка и использующий ее для достижения в процессе коммуникации тех или иных неречевых и речевых целей.

Ю.Н. Караулов полагает, что языковая личность является «продуктом длительного исторического развития и объектом межпоколенной передачи опыта» [Караулов, 1987: 42]. Учитывая неразрывную связь языка и культуры, Т.Г. Попова утверждает, что на всех этапах своего развития в национально-языковой среде языковая личность обладает национально-культурными чертами на всех своих уровнях. Каждый человек индивидуален и является представителем одновременно множества культур, каждой из которых соответствует свой язык или вариант языка [Попова, 2003: 36].

Т.Г. Попова отмечает, что главным признаком языковой личности является наличие языкового сознания и языкового самосознания, которое проявляется в оценках своей и чужой речи, в рефлексии над фактами языка в отношении к языковой норме и ее нарушениям. Она говорит о том, что все изменения, происходящие в обществе, в том числе касающиеся языка, «находят преломление в языковой личности и влияют на процесс ее становления и развития». Деятельность человеческого сознания направлена не только на окружающий мир, но и на самого человека, его бытие в мире. «Как языковая личность, человек обладает индивидуальным когнитивным пространством, т.е. определенным образом структурированной совокупностью знаний и представлений» [Попова, 2003: 38-39].

(Самигуллина А.Д.«Типы языковой личности в сфере профессионального общения»)

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ:

1. Знать особенности научного стиля и его разновидности.

2. Понимать научно-учебные и научно-популярные тексты.

3. Уметь использовать языковые средства научного стиля.

4. Знать научные термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.

5. Различать жанры научного стиля; статья, обзор, реферат и уметь составлять их по заданному тексту.

8. Задание на следующее занятие:

· Подберите текст научного стиля из медицинской литературы. Докажите его принадлежность научному стилю.

· Используя речевые клише и материалы занятия, напишите статью о коммуникативной культуре врача.

Развитие коммуникативной культуры врача на всех уровнях профессионального образования – одна из актуальнейших проблем, поскольку___________________________.

Актуальность данной проблемы объясняется и закономерными процессами, происходящими в последние годы в современной системе российского медицинского образования, а именно: __________________________.

Рассмотрим вопрос о том, что же такое коммуникативная культура врача. По мнению Е.В. Агеевоей, _______________________.

Коммуникативная культура подразумевает наличие коммуникативных знаний, умений, навыков, поскольку_______________________________.

Коммуникативные знания представляют собой ___________________.

Под коммуникативными умениями следует понимать _____________.

Коммуникативные навыки предполагают наличие ________________.

Немаловажным является и тот факт, что врач, владеющий коммуникативной культурой, может _________________________________.

Нельзя не сказать и о таком важнейшем аспекте коммуникативной культуры как толерантность, которая представляет собой _______________.

Подводя итог вышесказанному, во-первых, следует отметить, что____________.

Во-вторых, необходимо добавить, что__________________.

В-третьих, _________________________________________.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ)

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ №9

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

ТЕМА: Официально-деловой стиль речи. Жанры. Элементы общения, деловое общение. Оформление документов, используемых в медицинской практике.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Анализ наиболее часто встречающихся ошибок в деловой коммуника­ции позволяет сделать вывод, что большинство отрицательных результа­тов, непонимание между участниками общения возникает из-за отсутствия или недостаточной развитости речевых навыков и умений в устном и письменном деловом общении. В связи с этим всегда остается актуальным вопрос о необходимости овладения стилистикой официально-делового общения, лексическими и грамматическими навыками построения текстов сообщений, протоколов, договоров, выступлений.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Сформировать систему знаний по языковым признакам официально-делового стиля. Закрепить владение нормами официально-делового стиля.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: анализ речевой ситуации, игровая процедура, лингвистическая игра, развитие лингвистической догадки, речевое моделирование, синтаксическое моделирование.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Сфера функционирования. Жанровое разнообразие.

2. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов.

3. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.

4. Язык и стиль распорядительных документов.

5. Язык и стиль коммерческой корреспонденции.

6. Язык и стиль инструктивно-методических документов.

7. Реклама в деловой речи.

8. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

9. Типичные нарушения норм официально-делового стиля.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов/ Под ред. В.Д.Черняк. –М., 2007.

2. Ковынёва И.А., Рубцова Е.В. Культура речевого общения: теория и практика. - Курск, 2010. (Электр.).

 

Дополнительная

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура

речи. - РАГС, 2010.

2. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 2006.

3. Рубцова Е.В. Пособие по русскому языку и культуре речи для студентов факультета клинической психологии и социальной работы 1 года обучения.- Курск, 2009.

4. Ковынева И.А. Голофразис как потенциальный способ русского словообразования. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2010.

5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М., 2008.

6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка.- М., 2008.

7. Культура речи и эффективность общения / Под ред. Л.К. Прудкина, Е.Н. Ширяева. – М., 2006.

8. Головин Б.Н. Основы хорошей речи.- М., Высшая школа, 2005.

9. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., Высшая

школа, 2003.

10. Русский язык и культура речи: учеб. для студентов учеб. заведений/ под ред. В.И.Максимова. - М.: Гардарика, 2009.

11. Межкультурная коммуникация: вопросы теории и практики / Материалы Международной научно-практической конференции
(6-7 апреля 2011 г.) / В авторской редакции. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Минздравсоцразвития России, 2011. – [Электронное издание].

1. Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение официально-делового стиля.

2. Назовите основные функции официально-делового стиля.

3. каковы стилеобразующие факторы официально-делового стиля речи.

4. Назовите основные виды деловых документов.

5. Какое место занимает речи в системе функциональных стилей русского языка?

 

2. Контроль и коррекция исходного уровня знаний (входной контроль):

1. Распределите виды документов в соответствии с таблицей:

Организационно-распорядительные Информационо-сиравочные Частные деловые бумаги
     

 

Автобиография, план, закон, постановление, акт, резюме, заявление, протокол, справка, приказ, справка, деловое письмо, доверенность, расписка, докладная записка, служебная записка, положение, характеристика, объяснительная записка, устав, рекомендация, отчёт.

 

3. Методические советы по выполнению практических заданий: выполняя предложенные задания, обратитесь к материалам лекции, орфографическим словарям, электронным версиям словарей, учебнику Е.В. Орловой «Русский язык для медицинских вузов» и пособию И.А. Ковынёвой и Е.В. Рубцовой «Культура речевого общения: теория и практика».

4. Ориентировочные основы действий в ходе выполнения практической работы:

1. Расставьте в нужном порядке реквизиты автобиографии.

1. Дата (слева), подпись и расшифровка подписи (справа).

2. Местожительство.

3. Я, ФИО (полностью).

4. Год и место рождения.

5. Семейное положение (сведения о членах семьи: для не имеющего семьи – сведения о родителях, для имеющего свою семью – сведения о муже, жене, детях).

6. Этапы жизненного пути: школа, колледж, училище, вуз, место работы (по порядку).

7. Название вида документа (в центре).

 

2. Найдите соответствия реквизитам и их содержанию.

Реквизиты Содержание реквизитов
1. Персональные данные А. Иностранные языки; конкретные навыки, имеющие отношение к искомой должности; владение компьютером, работа в общественных организациях и т.п.
2. Цель трудоустройства Б. Краткое описание характера работы с указанием дат и занимаемых областей (в хронологической последовательности).
3. Образование В. ФИО, год и место рождения, семейное положение, дата рождения детей (если есть).
4. Опыт работы Г. Какую именно работу или должность хотел бы получить претендент.
5. Дополнительная информация Д. Перечисление идёт в обратной хронологической последовательности, начиная с последнего места учёбы.

 

3. Составьте схему построения резюме, добавив новые реквизиты с опорой на предыдущее задание.

Название документа, гражданство, адрес и телефон, личные качества, рекомендации, дата, подпись и расшифровка подписи.

 

4. Сравните два заявление и исправьте ошибки в неправильном варианте.

Декану лечебного факультета ГБОУ ВПО КГМУ профессору Герасименковой Е.В. студентки группы 2-3леч. Дмитриевой Д.И. заявление. Прошу разрешить мне досрочно сдать экзамены в весеннюю сессию 2010-2011 уч. года в связи с болезнью матери и необходимостью уехать домой в г. Елец. 20 мая 2011 подпись и расшифровка  

 

Декану лечебного факультета Проф. Герасимовой Е.В. От Дмитриевой И.И. Заявление. В связи с тем, что я устроился на работу в филиал фирмы «Оникс», прошу перевести меня на вечернее обучение, так как я не могу учиться в дневное время. 20 мая 2011 подпись и расшифровка  

 

5. Используя типичные языковые конструкции, составьте предложения.

Конструкция Пример употребления
Ввиду (чего?) Ввиду срочного отъезда из города
В силу (чего?) В силу отсутствия средств
Вследствие (чего?) Вследствие изменения расписания
За неимением (чего?) За неимением средств на покупку аппаратуры
По причине (чего?) По причине болезни
Согласно (чего?) Согласно утверждённому плану
В связи (чего?) В связи с отсутствием денежных средств
Благодаря (чего?) Благодаря помощи коллег по работе
За недостатком (чего?) За недостатком средств

 

6. Напишите заявление с просьбой:

ü Оказать вам материальную помощь;

ü Перевести вас с одного факультета на другой;

ü Продлить вам экзаменационную сессию;

ü Изменить расписание занятий.

7. Используя типичные языковые конструкции из предыдущего задания, отредактируйте фрагменты заявлений.

· В силу того что изменилось расписание поездов

· Из-за того что я не имею денег на покупку билетов на самолёт

· Так как я болел в течение целого семестра

· Вследствие того что я опоздал на вокзал

· Поскольку расписание движения поездов было изменено.

8.Назовите реквизиты доверенности.

  Доверенность   Я, Голиков Павел Иванович, студент педиатрического факультета Курского государственного медицинского университета, доверяю Петровой Алине Сергеевне, проживающей по адресу: 305018, г. Курск, ул. Гагарина, д.5, кв.135, паспорт: серия 4009№ 137246, выдан ОМ №2 УВД г. Курска 29 марта 1986 года, получить мою стипендию за июнь 2010 г. в сумме 850 (восемьсот пятьдесят) рублей.   ___________________П.И. Голиков 25.05.2010г. Подпись Голикова П.И. удостоверяю, декан педиатрического факультета И.И. Иванов 26. 05.2010г. Печать

 

9. Найдите 5 ошибок в приведённой ниже доверенности. Исправьте ошибки и запишите правильный вариант.

Я, Васильева Вера Ивановна, доверяю получить мою стипендию студентке факультета клинической психологии Коровиной Анне, паспорт 4038 123456, выдан 40 отделом милиции, получить мою стипендию за январь в связи с моей поездкой в Финляндию.

 

10. Напишите доверенность:

§ на получение 20 000 рублей с вашего вклада в банке каким-либо юридическим лицом;

§ на покупку автомобиля на ваше имя.

11. Проанализируйте реквизиты расписки, сравните с реквизитами заявления и доверенности, найдите сходства и отличия, сделайте вывод.

v Наименование документа;

v ФИО, должность лица, дающего расписку;

v Точное наименование полученного с указанием количества или суммы (цифрами, а затем прописью);

v Подпись получателя (справа);

v Дата составления расписки (слева).

1) Прочитайте образец расписки, найдите необходимые реквизиты.

Расписка Я, Черненко Галина Николаевна, заведующая кафедрой педиатрии, получила со склада фирмы «Кентавр» 1 (один) чёрно-белый принтер марки «Самсунг» для использования на кафедре. Черненко 1 февраля 2012г.

2) Напишите расписку в получении мультимедийного проектора:

1. для проведения научной конференции аспирантов и молодых учёных;

2. экспонатов из музея КГМУ для проведения научной конференции.

 

3) Изучите структуру рекламного текста. Прочитайте примеры рекламы, найдите в каждой них слоган, зачин, информационный блок, справочные сведения и ответьте на вопрос: «Соответствует ли реклама предъявляемым требованиям?» Задание из учебника под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий. – СПб.: Питер, 2010. – 336с.: ил.»

Структура рекламного текста:

1. Рекламный лозунг (слоган). Цель – служить «»визитной карточкой товара, слоган должен быть нестандартным и запоминаемым.

2. Зачин (вступление). Цель – привлечь внимание, заставить прочитать весь текст, зачин должен быть неожиданным, захватывающим, притягивающим внимание.

3. Основная часть – информационный знак. Цель – проинформировать читателя о достоинствах, преимуществах предлагаемого товара.

4. Заключение – справочные сведения (адрес, телефон, время работы фирмы).

 

«Бастион» покоряется только хозяину! «Бастион» - замок повышенной секретности! ü 20 тысяч неповторяющихся комбинаций. ü Мощная сталь, противостоящая любому натиску. ü Предохранитель для рассеянных хозяев. ü Возможность установки в любую дверь. Замки «Бастион» можно купить в магазинах «Дом и быт» по адресам:… Часы работы магазинов:…

5. Самостоятельная работа студентов на занятии:

Задание 1. Составьте заявление о приеме на работу.

Задание 2. Напишите доверенность на получение стипендии.

Задание 3. Заполните образец резюме.

 

Резюме врача-стоматолога

Дата

ФИО
  Дата рождения: Электронная почта: Телефоны: моб. Предпочтительный способ связи: Город:
Пожелания к будущей работе
  Должность: Отрасль: Зарплата (минимум): График работы:
Опыт работы 1-3 года
  Московский государственный медико-стоматологический университет cентябрь 2006 — май 2007 Должность: Должностные обязанности: · Самостоятельный прием пациентов. · Все виды эндодонтических работ. · Эстетическая реставрация зубов. Достижения:  
Образование
  Университет Факультет Специальность: Квалификация: Повышение квалификации: Квалификация:
Профессиональные навыки
  Современная обработка каналов Пломбирование каналов Инструментальная обработка при помощи ультразвуковых аппаратов Piezon-Master 400, Air flow. Эстетическое восстановление всех групп зубов Работа в четыре руки. Аппаратные способы профессиональной гигиены полости рта. Проведение и анализ снимков на визиографе и рентген-аппарате. Владение компьютерными программами Инфодент, 3D Master Vitapan, Easyshade.
Иностранные языки
  Английский:
Дополнительные сведения
  Семейное положение: Дети: Личный автомобиль: Возможность командировок: Обучалась в художественной школе в течение 5 лет, отлично рисую

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.243.45 (0.069 с.)