Контрольная работа по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольная работа по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»



1. Вставьте подходящие по смыслу существительные - сказуемые, поставьте при необходимости тире.

1) Барсук - довольно редкий зверь в нашей области и относится к охраняемым животным.

2) Знание в юности - это мудрость в старости.

3) Общение с книгой - высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека.

4) Пушкин - есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа.

5) Патриотизм - страстное, беспредельное желание блага родине.

2. Спишите, поставьте при необходимости тире.

1) Жить на белом свете - значит бороться и постоянно побеждать.

2) Лишнее говорить только делу вредить.

3) Учить - ум точить.

4) Друга спасти - это высокая честь.

5) Счастье - это жить с природой, видеть её, говорить с ней.

6) Не сознаваться в своих поступках - значит увеличивать их.

 

3. Спишите, поставьте знаки при однородных членах и тире при необходимости.

1) Время, труд, честность, знание, умение владеть собой, физические умственные и нравственные силы человека - единственные творцы всякого богатства.

2) А между тем, ласкать глаз человека, вливать в его душу радость, смягчать его нрав, приносить успокоение - вот одно из побочных назначений всякого растения и, особенно, цветка.

3) Гоголь - великий талант, гениальный поэт и первый писатель современной России.

4) Твёрдость в предприятиях, неутомимость в исполнении есть качества русского народа.

 

4. Спишите, выделите причастные обороты, вставьте при необходимости тире.

1) Дорога, идущая через лес, - самое короткое расстояние до станции.

2) Посёлок, расположившийся у подножия горы, - широко известный курорт.

3) Сосед наш, прошедший войну с первого до последнего дня, - интересный собеседник.

4) Сосновый бор, протянувшийся по левому берегу реки, - это любимое место отдыха горожан.

5) Дорога, проложенная по льду озера, что асфальт.

Входной контроль (тест):

Задание 1. Назовите лингвистические особенности научной речи:

a) логичность;

b) понятийность;

c) безэмоциональность;

d) безобразность.

Задание 2. Как называется текст, цель которого – изложение процесса получения знаний?

a) доказательство;

b) описание;

c) повествование;

d) рассуждение.

Задание 3. Что составляет систему понятий любой науки?

a) грамматика;

b) общенаучная лексика;

c) тезаурус;

d) синтаксис.

Задание 4. В каком тексте обязательно присутствуют тезис, аргументы и вывод?

a) доказательство;

b) описание;

c) повествование;

d) рассуждение.

3. Методические советы по проведению занятия: выполняя предложенные задания, обратитесь к материалам лекции, орфографическим словарям, электронным версиям словарей, учебнику Е.В. Орловой «Русский язык для медицинских вузов» и пособию И.А. Ковынёвой и Е.В. Рубцовой «Культура речевого общения: теория и практика».

4. Ориентировочные основы действий в ходе выполнения практической работы:

1. Найдите логическое продолжение данных предложений. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов».

1. Первое упоминание о кровообращении спинного мозга принадлежит английскому врачу Томасу Виллису.

А) Он указал на наличие передней спинальной артерии, проходящей, по его мнению, по всему длиннику спинного мозга.

Б) На наличие передней спинальной артерии, проходящей, по его мнению, по всему длиннику спинного мозга, указал известный английский врач Томас Виллис.

2. При атеросклерозе чаще поражаются магистальные сосуды спинного мозга в месте отхождения их от ветвей аорты и реже – в межпозвоночковых отверстиях или спинальном канале.

А) Вследствие изменений сосудистой реактивности развиваются спазмы артерий, в том числе питающих спинной мозг, при гипертонической болезни.

Б) При гипертонической болезни вследствие изменений сосудистой реактивности развиваются спазмы артерий, в том числе питающих спинной мозг.

3. Особенностью печёночно-селезёночного кроветворения является наличие относительной независимости эритропоэза от эритропоэтина.

А) Наличием в печени клеток, способных синтезировать эритропоэтин, это может быть объяснено.

Б) Это может быть объяснено наличием в печени клеток, способных синтезировать эритропоэтин.

4. Витамины – сложные органические соединения, содержащиеся в природных продуктах питания в чрезвычайно малых количествах.

А) Для здоровья и нормального протекания обменных процессов абсолютно необходимы витамины, хотя они и не обладают никакой энергетической ценностью.

Б) Витамины не обладают никакой энергетической ценностью, но абсолютно необходимы для здоровья и нормального протекания обменных процессов.

 

2. Напишите вопрос на ответ, соблюдая порядок слов. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов».

1. Что включает в себя врачебная деонтология?

2. Какие методы исследования приобрели чрезвычайно важное значение в последние десятилетия?

3.Что является основной задачей врача? Какова основная задача врача?

4. Что С.П. Боткин считал главной задачей практической медицины?

5. Что такое лепороскопия?

6. Чем может сопровождаться желтуха?

7. При каких условиях возникает хроническая недостаточность и чем она характеризуется?

 

Слова для справок: эндоскопический осмотр брюшной полости с помощью оптического прибора лепороскопа. Лечение больного. Сохранение врачебной тайны; хронические заболевания печени: цирроз, опухолевые поражения и др.; медленное, постепенное развитие. Всестороннее биохимическое исследование крови, мочи и других жидкостей и выделений организма, функциональная диагностика систем дыхания, кровообращения, пищеварения и т.д., рентгеновские лучи и т.п. Предупреждение болезней. Кожный зуд, кожные геморрагические кровотечения из носа и желудочно-кишечного тракта.

 

3. Напишите возможное начало следующих предложений. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов».

1. Рецепторы обладают двумя очень важными свойствами, которые повышают их эффективность… - чувствительность и способность к различению.

2. У кольчатых червей объединение нейронов привело к образованию нервной системы … состоит из одного продольного тяжа, идущего по всей длине тела, - брюшной нервной цепочки.

3. Пальпация широко применяется в повседневной врачебной практике … была известна ещё в древности. О … упоминается в сочинениях Гиппократа.

4. Развитие подкожного жирового слоя может быть нормальным и в различной степени повышенным или пониженным. О толщине … можно судить путём пальпации.

5. Кожные высыпания разнообразны по форме, величине, цвету, стойкости, распространению … имеют большое диагностическое значение при ряде инфекционных заболеваний (корь, краснуха, ветряная оспа, тиф и др.)

6. Эритема – слегка возвышающийся гиперемированный участок, резко ограниченный от нормальных участков кожи … появляется у лиц с повышенной чувствительностью к некоторым пищевым продуктам или после приёма лекарств, после облучения кварцевой лампой, или инфекциях.

 

4. Сократите словосочетания, заменив их синонимами. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов».

Ø Совершить плавание –

Ø Совершить полёт –

Ø Прийти в соприкосновение –

Ø Иметь отличие –

Ø Иметь сходство –

Ø Совершать колебания –

Ø Выпасть в осадок –

Ø Подвергнуться распаду –

Ø Выполнить анализ –

Ø Внести изменения –

Ø Привести доказательства –

Ø Внести коррективы –

Ø Дать опровержение –

Ø Оказывать противодействие –

Ø Подготовить выступление.

5. Напишите вопросный, назывной и тезисный план текста (см. текст Приложения), используя материал таблицы.

Вопросный план Назывной план Тезисный план
1.Как на личность ребёнка влияют занятия по сказкотерапии? 1. Положительное влияние сказкотерапии на личность ребёнка. 1. Сказкотерапия положительно влияет на личность ребёнка.
1. Какие черты характера присущи педиатрам как представителям медицинской специальности? 1. Черты характера, присущие педиатрам как представителям медицинской специальности. 1. Педиатрам как представителям медицинской специальности присущи определённые черты характера.

6. Сравните речевые клише реферата и аннотации и сделайте вывод, чем похожи и отличаются данные произведения научного стиля.

№п/п Реферат Аннотация
  Это письменное изложение содержания научной работы. Краткая характеристика содержания оригинала, перечень основных вопросов, целевого назначения издания.
  1. Вступление; 2. Описание авторского текста (тема, композиция, изложение содержания); 3. Вывод; 4. Согласие или несогласие с позицией автора.   1.Вступление, или заголовочная часть; 2.Описание, или собственно описательная часть; 3. Заключительная часть.  
  Вступление: 1) Статья озаглавлена, носит название, называется; 2) Автором статьи является, статья написана (кем?); 3) Статья помещена, напечатана, издана, опубликована… Вступление: Даётся характеристика исходных данных статьи: автор, источник; название, тема статьи. 1. Фамилия, имя, отчество автора (социально-профессиональная принадлежность, учёная степень, звание и др.; для переводной зарубежной литературы указывается страна). 2. Название произведения. 3. Место издания, издательство, год, страницы.  
  Описание авторского текста: 1) Автор ставит (затрагивает, освещает, поднимает) вопросы, проблемы; статья посвящена исследованию (чего?); в статье затрагивается проблема (чего?), статья посвящена проблеме (чего?). 2) Композиционно текст делится на …части; текст делится на …частей; первая часть посвящена (чему?), во второй говорится о (чём?), третья описывает (что?). 3) Автор рассматривает вопрос…, автор приходит к мысли, автор считает, что…, автор приводит к мысли о…,особое внимание автор уделяет вопросу о…, в центре внимания оказывается вопрос…, в статье на первый план выдвигается вопрос, центральным вопросом (проблемой, задачей) работы является… Основная часть курсовой работы 1. Указание на композицию исходного текста, краткое перечисление основных вопросов и проблем, затронутых в статье, результаты исследований, справочную часть, в которой указывается количество иллюстраций, таблиц, библиография. 2. Перечень основных положений текста-источника. 3. Вопросы, освещённые в заключении и выводах. 4. Иллюстрации: количество рисунков, таблиц. 1).Данная работа (исследование) посвящена одной из актуальнейших проблем современной медицины…; 2).Работа посвящена исследованию чего? (анализу чего?, обзору чего? обобщению чего?, описанию чего?), рассматривается процесс чего?, в центре внимания оказывается вопрос о чём? (проблема чего?). 3).Особое внимание автор уделяет вопросу о…, в центре внимания оказывается вопрос…, в статье на первый план выдвигается вопрос, центральным вопросом (проблемой, задачей) работы является… 4). Автор приходит к мысли, автор считает, что…, автор приводит к мысли о…, авторы заключают…; в итоге делается вывод о том, что… данный, рассматриваемый, предлагаемый, назревший, существенный, важный вопрос; актуальная проблема…
  Формулировка вывода: Автор приходит к выводу, заключению, сущность вышеизложенного сводится к тому, что…, обобщая сказанное, в итоге можно прийти к выводу: «». Заключение. 1. Значение статьи. 2. Характер статьи (публицистический, научный, проблемный, описательный и т.д.). 3. Читательское назначение: специализация читателя, которому адресуется книга (статья), или широкий круг читателя. Статья (книга, работа) имеет научное (практическое, теоретическое) значение, вносит определенный вклад в науку (практику, методику) и т.п. Статья (книга, работа) носит научно-популярный (публицистический, научный, научно-исследовательский, методический, проблемный, практический) характер. Статья (книга, работа) рассчитана на специалистов в области…, широкий круг читателей.
  Согласие или несогласие с позицией автора: 1. Автор убедительно доказывает, придерживается точки зрения, отстаивает точку зрения, убеждён, уверен, полагает, признаёт достоинства; 2.отмечает недостатки, расходится во взглядах, критикует, возражает, автор не раскрывает содержания, противоречит, ставит невыполнимую задачу, критически относится. 3. Нельзя не согласиться с мнением автора, нельзя согласиться с мнением автора о …, работа имеет большое значение для…  
  Вопросы, на которые надо дать ответ: Какой проблеме посвящена статья? О чём она? Как автор рассматривает данную проблему? На каких вопросах заостряет внимание? Что, с вашей точки зрения, представляет наибольший интерес? Какие положения статьи вызывают у вас сомнения или возражения? Кому может быть полезна статья? В чём её новизна, нестандартность?  

 

5. Самостоятельная работа студентов:

Определите стиль текста. Докажите принадлежность данному стилю.

Гроза - атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды - молнии - сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом, и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность (Энциклопедический словарь).

Стилистический анализ

1. Фонетико-стилистическая характеристика.

1. Нейтральный стиль (повествовательные невосклицательные предложения, лексико-фразеологический состав нейтральный, книжный).

2. Произносительные варианты соответствуют литературной норме произношения. Паузы, средняя длина синтагм (ритмика текста) в целом отвечают научному стилю (тесная связь между отдельными предложениями, логическая композиционная последовательность изложения, законченность смысловая и структурная).

2. Лексико-семантический анализ:

1. Большинство слов в тексте однозначные, преобладают слова и словосочетания терминологического характера.

Все слова употреблены в прямом значении, что свойственно научному стилю.

В тексте нет синонимических рядов (лаконизм и точность научного стиля).

3. Словарный состав текста

§ Вся лексика текста активного состава.

§ Основной пласт составляют слова общеупотребительные (облака, предметы, осадки, град, ветер, погода), но в тексте значительное количество лексики ограниченного употребления – атмосферные термины, что характерно для научной статьи.

§ Основной объем текста составляет межстилевая лексика, но включаются и книжные элементы (термины), эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика отсутствует ("сухость" изложения в научном стиле), представлена также нейтральная лексика.

§ Кроме исконных слов, в тексте есть и заимствования: град (церк.слав.), ветер (греч.), пар (церк.слав.), молния (ст. слав.), шквал (англ.), масса (от лат из греч.), облако (церк.слав), теплый (ст.-слав.), что является характерной чертой научного стиля.

§ В тексте употреблены фразеологизмы научно-терминологического характера – устойчивые словосочетания: водяной пар, воздушные массы, электрические разряды. Это тоже характерно для научного стиля.

Изобразительно-выразительных средств и стилистических фигур в тексте нет.

4. Словообразовательный анализ:

В тексте есть производные слова, образованные морфологическим суффиксальным способом с использованием продуктивных суффиксов (-ск-, -ян-, -н-).

Субъективных суффиксов и контекстуальных образований нет (научный стиль).

5. Морфологический анализ:

1. В тексте преобладают имена (существительные) над глаголом. Это специфика научного стиля. Употреблены существительные в сочетании с прилагательными в функции определения (в том числе устойчивые сочетания), что объясняется краткостью и большой информативностью научного стиля.

2. Прилагательные в тексте в основном относительные, преобладают прилагательные, образующие устойчивые терминологические сочетания с существительными (воздушные массы, водяной пар и т.д). Составные термины – признак научной речи.

3. Отсутствует повествование от первого лица и обращение ко второму лицу. Используется стилистически нейтральный монолог от третьего лица, т.к. внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения.

4. Употреблены формы настоящего времени глагола действительного залога (разряды сопровождаются, гроза наблюдается). Они служат для выражения постоянного свойства предмета.

5. Много употреблено форм причастий (заключающееся, называемыми, находящимися, перегретой, движущихся), что типично для научного стиля.

6. Представлены союзы, составные предлоги (а также, в виде). Эмоциональных частиц и междометий нет.

6. Синтаксический анализ:

1. Текст представляет собой сложное синтаксическое целое с последовательной цепной связью, объединенное темой и идеей.

В тексте 3 предложения: все простые, осложненные причастными оборотами и однородными членами.

2. В статье простые двусоставные предложения, повествовательные с нейтральной лексикой, логически правильным порядком слов. Прямой порядок слов типичен для логического, последовательного и четкого научного стиля.

7. Общий вывод:

Уровни текста, и лексический в первую очередь, способствуют формированию научного функционального стиля, особенности которого проявляются на всех уровнях. Отсутствие экспрессивных средств на всех уровнях также отличает научный функциональный стиль.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.039 с.)