Основные признаки научного стиля



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные признаки научного стиля



Лекция 1.

Научный стиль

1. Понятие о научном стиле. Основные признаки научного стиля.

2. Функционально-стилевая классификация научного стиля.

3. Жанровые различия произведений научного стиля

4. Структурные особенности научной работы

5. Языковые особенности научного стиля.

6. Образ автора в научном тексте.

1.

Понятие о научном стиле.

Основные признаки научного стиля

Стилистика – раздел лингвистики (языкознания), в котором изучается система стилей языка, описываются нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в различных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни.

В рамках данного курса предметом рассмотрения станут:

· научный стиль;

· официально-деловой стиль;

· публицистический стиль.

 

Нау́чный стиль – функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей:

· предварительное обдумывание высказывания,

· монологический характер,

· строгий отбор языковых средств,

· тяготение к нормированной речи.

Основная цель научного стиля – сообщение объективной информации, доказательство истинности научного знания.

Цель конкретизируется в задачах, которые с учетом ситуации определяют отбор материала, используемого на протяжении всего научного текста.

Доминирующая функция научного стиля – информативная; основная форма речи – письменная; типичный вид речи – монолог.

 

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, статья, доклад, учебник, курсовая работа и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Специфика научного стиля проявляется в следующих особенностях:

· точность – достоверное, объективное описание предмета исследования; в письменной речи проявляется в наличии определений, цитировании, ссылок на источники энциклопедического материала;

· логичность – выявление закономерностей развития изучаемого предмета, установление причинно-следственных связей изучаем го предмета с другими предметами действительности; в письменной речи – наличие смысловых переходов между последовательными единицами (блоками) текста: вводные слова, поясняющие вставные конструкции, заскобочные ссылки;

· последовательность – выводы не непротиворечивы, должны вытекать из содержания; текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному; в письменной речи проявляется в абзацном членении, в рубрикации (наличие плана, выделение глав, параграфов, подзаголовков)

· абстрактность – наличие обобщений, формул, использование понятийного аппарата (специальной терминологической лексики);

· ясность – относительная однородность и замкнутость лексического состава, использование слов в прямом значении;

· краткость – при сохранении насыщенности содержания, отсутствие смысловых повторов; отсутствие эпитетов, изобразительно-выразительных средств; научному стилю присуща специфическая экспрессия;

· объективность– подтверждённость энциклопедическим материалом; в тексте – использование местоимений и глагольных форм 1 лица мн. числа, безличных форм, запрет на использование 1 лица ед. числа.

Яркий признак текстов научного стиля – наличие специализированной лексики, терминологии.

Термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом понятийного аппарата, т.е. входящее в систему терминов.

Термин характеризуется:

· однозначность внутри данной научной системы;

· отсутствие экспрессии.

Принято выделять:

Общенаучные термины – предназначены выражать категории и понятия, продуктивно принимаемые ко всем областям научного знания (система, функция, фактор, универсалии, категория).

Межнаучные, междисциплинарные термины – наименования базовых понятий, общих для определённого комплекса наук (общетехнические, общебиологические) (валентность – химия, лингвистика; адаптация – биология, педагогика; охлаждение – химия, физика

Узкоспециальные термины – именуют специфические для каждой отрасли знания реалии, понятия, категории, рассчитаны на людей, специализирующихся в данной области знания.

В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.); в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 % общей лексики научного стиля.

2.

Функционально-стилевая классификация

Научного стиля

Подстили научного стиля:

1. Собственно-научный подстиль (монография, научная статья, тезисы, реферат, квалификационная работа, диссертация, рецензия, докдлад, научная лекция). Адресат – учёный, специалист. Цель – выявление и описание новых фактов, закономерностей.

2. Учебно-научный подстиль (методические рекомендации, методические и учебные пособия, учебные лекции); научно-популярный (очерк, статья). Адресат – будущие специалисты и учащиеся. Цель – обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, следовательно, факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов.

  1. Научно-популярный подстиль (детские познавательные энциклопедии, научно-популярные книги, сообщения СМИ научного характера). Адресат – как правило, не специалист, обычно не имеет специальных знаний. Научно-популярный текст пишется «научно, популярно, художественно, при сохранении характерной для научного текста строгости и чёткости изложения, его особенностью является упрощенный характер изложения и возможное использование эмоционально-экспрессивных средств речи. Цель – ознакомление с научными наблюдениями. Употребление цифр и специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Особенностями стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации.
  2. Научно-технический подстиль. Адресат – специалисты технико-технического профиля. Цель – применение достижений фундаментальной науки на практике.

 

Стиль научных работ определяется содержанием и целями научного сообщения.

3.

Жанровые различия произведений научного стиля

Жанры, использующие научный стиль

Первичные тексты:монография, журнальная научная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт.

Вторичные тексты (составленные на основе уже имеющихся, происходит свёртывание информации в целях сокращения объёма текста): реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация.

Языковые особенности научного стиля

Лекция 1.

Научный стиль

1. Понятие о научном стиле. Основные признаки научного стиля.

2. Функционально-стилевая классификация научного стиля.

3. Жанровые различия произведений научного стиля

4. Структурные особенности научной работы

5. Языковые особенности научного стиля.

6. Образ автора в научном тексте.

1.

Понятие о научном стиле.

Основные признаки научного стиля

Стилистика – раздел лингвистики (языкознания), в котором изучается система стилей языка, описываются нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в различных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни.

В рамках данного курса предметом рассмотрения станут:

· научный стиль;

· официально-деловой стиль;

· публицистический стиль.

 

Нау́чный стиль – функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей:

· предварительное обдумывание высказывания,

· монологический характер,

· строгий отбор языковых средств,

· тяготение к нормированной речи.

Основная цель научного стиля – сообщение объективной информации, доказательство истинности научного знания.

Цель конкретизируется в задачах, которые с учетом ситуации определяют отбор материала, используемого на протяжении всего научного текста.

Доминирующая функция научного стиля – информативная; основная форма речи – письменная; типичный вид речи – монолог.

 

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, статья, доклад, учебник, курсовая работа и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Специфика научного стиля проявляется в следующих особенностях:

· точность – достоверное, объективное описание предмета исследования; в письменной речи проявляется в наличии определений, цитировании, ссылок на источники энциклопедического материала;

· логичность – выявление закономерностей развития изучаемого предмета, установление причинно-следственных связей изучаем го предмета с другими предметами действительности; в письменной речи – наличие смысловых переходов между последовательными единицами (блоками) текста: вводные слова, поясняющие вставные конструкции, заскобочные ссылки;

· последовательность – выводы не непротиворечивы, должны вытекать из содержания; текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному; в письменной речи проявляется в абзацном членении, в рубрикации (наличие плана, выделение глав, параграфов, подзаголовков)

· абстрактность – наличие обобщений, формул, использование понятийного аппарата (специальной терминологической лексики);

· ясность – относительная однородность и замкнутость лексического состава, использование слов в прямом значении;

· краткость – при сохранении насыщенности содержания, отсутствие смысловых повторов; отсутствие эпитетов, изобразительно-выразительных средств; научному стилю присуща специфическая экспрессия;

· объективность– подтверждённость энциклопедическим материалом; в тексте – использование местоимений и глагольных форм 1 лица мн. числа, безличных форм, запрет на использование 1 лица ед. числа.

Яркий признак текстов научного стиля – наличие специализированной лексики, терминологии.

Термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом понятийного аппарата, т.е. входящее в систему терминов.

Термин характеризуется:

· однозначность внутри данной научной системы;

· отсутствие экспрессии.

Принято выделять:

Общенаучные термины – предназначены выражать категории и понятия, продуктивно принимаемые ко всем областям научного знания (система, функция, фактор, универсалии, категория).

Межнаучные, междисциплинарные термины – наименования базовых понятий, общих для определённого комплекса наук (общетехнические, общебиологические) (валентность – химия, лингвистика; адаптация – биология, педагогика; охлаждение – химия, физика

Узкоспециальные термины – именуют специфические для каждой отрасли знания реалии, понятия, категории, рассчитаны на людей, специализирующихся в данной области знания.

В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.); в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 % общей лексики научного стиля.

2.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.011 с.)