Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стилевые черты и языковые особенности научного и официально-делового стилей. Стилистические ошибки.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель: формировать умения пользоваться специальной лексикой соответствующей предметной области, основными приемами эффективного общения в области научной и официально-деловой сфер коммуникации; познакомить со структурой оформления, особенностью языка основных официально-деловых документов. Вопросы для обсуждения: 1. Сфера использования текстов научного стиля. 2. Основные жанры научного стиля. 3. Особенности языка текстов научного стиля (стилевые черты, языковые особенности на уровне лексики, морфологии, синтаксиса). 4. Собственно-научный, научно-учебный и научно-популярный стиль изложения. 5. Терминология предметной области. Словарь специалиста и словарь образованного человека. 6. Способы толкования понятий (логическое определение, подбор синонимов, описательный способ, этимология слов). Основные требования при определении понятий. 7. Правила оформления реферата. 8. Основные цели текстов официально-делового стиля, сфера их использования. 9. Жанры деловой речи. 10. Стилевые черты и языковые особенности официально-делового стиля. 11. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. 12. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. 13. Язык и стиль распорядительных документов. 14. Язык и стиль деловой корреспонденции. 15. Язык и стиль инструктивно-методических документов. 16. Речевой этикет в документе. 17. Правила оформления документов. Заявление, объяснительная записка, резюме. 18. Реклама в деловой речи. Задания: 1) анализ текстов научного стиля с целью выявления их языковых особенностей; 2) оформление ссылок на источник цитирования научного текста, составление списка литературы к той или иной теме; 3) создание научного текста в жанре аннотации, реферата, конспекта или рецензии на основе какой-либо научной статьи или книги в рамках специальности, по которой обучаются студенты; 4) подготовка сообщения по статье О.В.Дунаевской «Несколько слов о современном термине» (Русская речь. 1998. № 1); 5) составление словарика специалиста; 6) анализ текстов официально-делового стиля с целью выявления их языковых особенностей; 7) составление краткого текста автобиографии; 8) нахождение в отрывке из рассказа И.Ильфа и Е. Петрова «Счастливый отец» и в тексте стихотворения М.Исаковского «В полузабытой стороне» канцеляризмов, установление их стилистической роли; 9) составление образцов официально-деловых документов; 10) сокращение указанных слов, принятых в деловом стиле; 11) составление словарика делового человека. Литература 1. Андреев В.И. Деловая риторика. М., 1995. 2. Веселов П.В. Служебный телефонный разговор // Русская речь. 1990. № 5. 3.Дегтярева Т.А. Культура письменной речи. Стилистика слова. М., 1960. 4. Дмитриева О.Л. Как сокращать слова // Русская речь. 1991. № 2. 5. Ковтунова М.В. Какой тип речи преобладает в деловом общении? // Русская речь. 1996. № 6. 6. Львов М.Р. Школа творческого мышления. М., 1993. 7. Основы культуры речи: Хрестоматия / Сост. Л.И. Скворцов. М., 1984. 8. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка: Учеб. пособие для студентов педвузов по специальности «Русский язык и литература». М., 1989. 9. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М., 1999. 10. Русский язык делового общения / Под ред. И.А.Стернина. Воронеж, 1995. 11. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. М., 1980. 12. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности: Практикум по культуре речи. СПб., 1997. 13. Сулименко Н.Е. Стилистические ошибки и пути их устранения. М., Л., 1966. Практическое занятие 12. Семинар. Общение. Коммуникативные качества речи. Цель: формировать навыки эффективного речевого общения в процессе выступления, ведения беседы, спора, дискуссии в различных коммуникативных сферах: социально-бытовой, научно-практической, официально-деловой, профессиональной. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие о ситуации общения. Компоненты ситуации общения. 2. Функции общения. 3. Условия оптимального общения. 4. Качества грамотной речи: 1) логичность; 2) точность; 3) уместность; 4) доступность; 5) правильность; 6) чистота; 7) богатство и выразительность речи. 5. Связь коммуникативных качеств культурной речи с типами речевой культуры. 6. Эффективность речевой коммуникации. Задания: 1) название основных качеств, которыми должна обладать публичная речь выступающего; характеристика недостатков публичной речи; 2) оценка вступительного слова учителя из книги Т.А.Ладыженской «Живое слово»; определение критериев речевой культуры, которые были нарушены; 3) подбор примеров, иллюстрирующих соблюдение и нарушение норм культурной речи; 4) нахождение пословиц и поговорок, отражающих содержание того или иного качества грамотной речи; 5) оценка коммуникативных качеств речи персонажей художественных произведений; 6) разыгрывание различных речевых ситуаций, актуальных для данной категории обучаемых; 7) чтение диалога, определение в нем речевых формул приветствия, представления, благодарности, извинения; 8) составление формул выражения привлечения внимания, обращения, приветствия, прощания, просьбы, благодарности, отказа, запрещения, согласия, разрешения, извинения, прощения, сочувствия; способов выражения комплиментов, одобрения, поздравления, пожелания, приглашения, совета, делового предложения; использование для справок книги А.А.Акишиной, Н.И.Формановской «Русский речевой этикет»; 9) определение стратегии речевого поведения при общении с человеком, старше вас по возрасту и / или занимающим более высокое социальное положение; с ровесником и коллегой; с человеком, младшим по возрасту, или с подчиненным; 10) инсценировка знакомства в следующих ситуациях: 1) в вагоне поезда; 2) в очереди в магазине; 3) на научной конференции с коллегой; 4) на центральной площади города во время праздника; 11) инсценировка беседы с незнакомым человеком: поддержание разговора при полном расхождении с точкой зрения собеседника; 12) чтение диалогов с целью определения социально-речевых ролей говорящих и выявления языковых средств, с помощью которых реализованы эти речевые роли; 13) составление рассказа об одной и той же дружеской встрече для сообщения 1) родителям; 2) друзьям; 3) преподавателям. Литература 1. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. М., 2000. 2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-н/Д., 2000. 3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие. М., 2003. 4. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. Ростов н/Д., 2001. 5. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. СПб., 2000. 6. Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. Л., 1988. 7. Основы культуры речи: Хрестоматия / Сост. Л.А.Скворцов. М., 1984. 8. Практикум по русскому языку и культуре речи (нормы современного русского литературного языка): Учебное пособие. СПб., 2003. 9. Русская разговорная речь: Тексты / Отв. редактор Е.А.Земская. М., 1978. 10. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, А.Ю.Кожевников и др. Под ред. В.Д.Черняк. М., СПб., 2003. 11. Русский язык и культура речи для технических вузов. Ростов-н/Д., 2002. 2. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности: Практикум по культуре речи. СПб., 1997.
Практическое занятие 13. Семинар. Этический аспект культуры речи. Цель: углубить знания об этическом аспекте культуры речи; совершенствовать навык варьирования этикетных выражений в соответствии со стилем речи; развить умение учитывать национальную специфику невербальных средств общения. Вопросы для обсуждения: 1. Речевой этикет. Формулы речевого этикета. 2. Основные этикетные ситуации и их речевая реализация. 3. Проблема выбора обращения к незнакомым лицам в неофициальной обстановке. 4. Культура несловесной речи. Вербальные и невербальные (визуальные и акустические) средства выразительности. Темы докладов 1) Изменения в русском речевом этикете последних лет. 2) Социально обусловленные формы обращения в русском языке. 3) Употребление местоимений «ты» и «Вы» в современной речи (на материале современной художественной литературы). Литература 1. Акишина А.К., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М., 1994. 2. Былкова С.В., Махницкая Е.Ю. Русский язык и культура речи: Пособие для вузов. М., 2005. 3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура общения: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д., 2002. 4. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. М., 2006. 5. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1993. 6. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход.М., 2002.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.79.253 (0.007 с.) |