Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стилевые черты и языковые особенности научного и официально-делового стилей. Стилистические ошибки.

Поиск

Цель: формировать умения пользоваться специальной лексикой соответствующей предметной области, основными приемами эффективного общения в области научной и официально-деловой сфер коммуникации; познакомить со структурой оформления, особенностью языка основных официально-деловых документов.

Вопросы для обсуждения:

1. Сфера использования текстов научного стиля.

2. Основные жанры научного стиля.

3. Особенности языка текстов научного стиля (стилевые черты, языковые особенности на уровне лексики, морфологии, синтаксиса).

4. Собственно-научный, научно-учебный и научно-популярный стиль изложения.

5. Терминология предметной области. Словарь специалиста и словарь образованного человека.

6. Способы толкования понятий (логическое определение, подбор синонимов, описательный способ, этимология слов). Основные требования при определении понятий.

7. Правила оформления реферата.

8. Основные цели текстов официально-делового стиля, сфера их использования.

9. Жанры деловой речи.

10. Стилевые черты и языковые особенности официально-делового стиля.

11. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов.

12. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.

13. Язык и стиль распорядительных документов.

14. Язык и стиль деловой корреспонденции.

15. Язык и стиль инструктивно-методических документов.

16. Речевой этикет в документе.

17. Правила оформления документов. Заявление, объяснительная записка, резюме.

18. Реклама в деловой речи.

Задания:

1) анализ текстов научного стиля с целью выявления их языковых особенностей;

2) оформление ссылок на источник цитирования научного текста, составление списка литературы к той или иной теме;

3) создание научного текста в жанре аннотации, реферата, конспекта или рецензии на основе какой-либо научной статьи или книги в рамках специальности, по которой обучаются студенты;

4) подготовка сообщения по статье О.В.Дунаевской «Несколько слов о современном термине» (Русская речь. 1998. № 1);

5) составление словарика специалиста;

6) анализ текстов официально-делового стиля с целью выявления их языковых особенностей;

7) составление краткого текста автобиографии;

8) нахождение в отрывке из рассказа И.Ильфа и Е. Петрова «Счастливый отец» и в тексте стихотворения М.Исаковского «В полузабытой стороне» канцеляризмов, установление их стилистической роли;

9) составление образцов официально-деловых документов;

10) сокращение указанных слов, принятых в деловом стиле;

11) составление словарика делового человека.

Литература

1. Андреев В.И. Деловая риторика. М., 1995.

2. Веселов П.В. Служебный телефонный разговор // Русская речь. 1990. № 5.

3.Дегтярева Т.А. Культура письменной речи. Стилистика слова. М., 1960.

4. Дмитриева О.Л. Как сокращать слова // Русская речь. 1991. № 2.

5. Ковтунова М.В. Какой тип речи преобладает в деловом общении? // Русская речь. 1996. № 6.

6. Львов М.Р. Школа творческого мышления. М., 1993.

7. Основы культуры речи: Хрестоматия / Сост. Л.И. Скворцов. М., 1984.

8. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка: Учеб. пособие для студентов педвузов по специальности «Русский язык и литература». М., 1989.

9. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М., 1999.

10. Русский язык делового общения / Под ред. И.А.Стернина. Воронеж, 1995.

11. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. М., 1980.

12. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности: Практикум по культуре речи. СПб., 1997.

13. Сулименко Н.Е. Стилистические ошибки и пути их устранения. М., Л., 1966.

Практическое занятие 12. Семинар.

Общение. Коммуникативные качества речи.

Цель: формировать навыки эффективного речевого общения в процессе выступления, ведения беседы, спора, дискуссии в различных коммуникативных сферах: социально-бытовой, научно-практической, официально-деловой, профессиональной.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о ситуации общения. Компоненты ситуации общения.

2. Функции общения.

3. Условия оптимального общения.

4. Качества грамотной речи:

1) логичность;

2) точность;

3) уместность;

4) доступность;

5) правильность;

6) чистота;

7) богатство и выразительность речи.

5. Связь коммуникативных качеств культурной речи с типами речевой культуры.

6. Эффективность речевой коммуникации.

Задания:

1) название основных качеств, которыми должна обладать публичная речь выступающего; характеристика недостатков публичной речи;

2) оценка вступительного слова учителя из книги Т.А.Ладыженской «Живое слово»; определение критериев речевой культуры, которые были нарушены;

3) подбор примеров, иллюстрирующих соблюдение и нарушение норм культурной речи;

4) нахождение пословиц и поговорок, отражающих содержание того или иного качества грамотной речи;

5) оценка коммуникативных качеств речи персонажей художественных произведений;

6) разыгрывание различных речевых ситуаций, актуальных для данной категории обучаемых;

7) чтение диалога, определение в нем речевых формул приветствия, представления, благодарности, извинения;

8) составление формул выражения привлечения внимания, обращения, приветствия, прощания, просьбы, благодарности, отказа, запрещения, согласия, разрешения, извинения, прощения, сочувствия; способов выражения комплиментов, одобрения, поздравления, пожелания, приглашения, совета, делового предложения; использование для справок книги А.А.Акишиной, Н.И.Формановской «Русский речевой этикет»;

9) определение стратегии речевого поведения при общении с человеком, старше вас по возрасту и / или занимающим более высокое социальное положение; с ровесником и коллегой; с человеком, младшим по возрасту, или с подчиненным;

10) инсценировка знакомства в следующих ситуациях: 1) в вагоне поезда; 2) в очереди в магазине; 3) на научной конференции с коллегой; 4) на центральной площади города во время праздника;

11) инсценировка беседы с незнакомым человеком: поддержание разговора при полном расхождении с точкой зрения собеседника;

12) чтение диалогов с целью определения социально-речевых ролей говорящих и выявления языковых средств, с помощью которых реализованы эти речевые роли;

13) составление рассказа об одной и той же дружеской встрече для сообщения 1) родителям; 2) друзьям; 3) преподавателям.

Литература

1. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. М., 2000.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-н/Д., 2000.

3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие. М., 2003.

4. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. Ростов н/Д., 2001.

5. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. СПб., 2000.

6. Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. Л., 1988.

7. Основы культуры речи: Хрестоматия / Сост. Л.А.Скворцов. М., 1984.

8. Практикум по русскому языку и культуре речи (нормы современного русского литературного языка): Учебное пособие. СПб., 2003.

9. Русская разговорная речь: Тексты / Отв. редактор Е.А.Земская. М., 1978.

10. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, А.Ю.Кожевников и др. Под ред. В.Д.Черняк. М., СПб., 2003.

11. Русский язык и культура речи для технических вузов. Ростов-н/Д., 2002.

2. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности: Практикум по культуре речи. СПб., 1997.

 

Практическое занятие 13. Семинар.

Этический аспект культуры речи.

Цель: углубить знания об этическом аспекте культуры речи; совершенствовать навык варьирования этикетных выражений в соответствии со стилем речи; развить умение учитывать национальную специфику невербальных средств общения.

Вопросы для обсуждения:

1. Речевой этикет. Формулы речевого этикета.

2. Основные этикетные ситуации и их речевая реализация.

3. Проблема выбора обращения к незнакомым лицам в неофициальной обстановке.

4. Культура несловесной речи. Вербальные и невербальные (визуальные и акустические) средства выразительности.

Темы докладов

1) Изменения в русском речевом этикете последних лет.

2) Социально обусловленные формы обращения в русском языке.

3) Употребление местоимений «ты» и «Вы» в современной речи (на материале современной художественной литературы).

Литература

1. Акишина А.К., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М., 1994.

2. Былкова С.В., Махницкая Е.Ю. Русский язык и культура речи: Пособие для вузов. М., 2005.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура общения: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д., 2002.

4. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. М., 2006.

5. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1993.

6. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход.М., 2002.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.42 (0.009 с.)