Практическое занятие 8. Морфологические нормы. Языковая норма в употреблении имен прилагательных и местоимений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие 8. Морфологические нормы. Языковая норма в употреблении имен прилагательных и местоимений.



Цель: сформировать знания в области норм употребления имен прилагательных и местоимений, умения и навыки осознанного использования морфологических норм в практике речевого общения; обучить навыкам анализа устных и письменных речевых произведений, выделения, исправления, объяснения грамматических и речевых ошибок.

Вопросы для обсуждения:

  1. Образование и употребление форм степеней сравнения прилагательных.
  2. Выбор полной и краткой форм прилагательных.
  3. Дублетные формы кратких прилагательных.
  4. Трудные случаи употребления местоимений.

Задания:

1) образование форм степеней сравнения прилагательных, устранение и объяснение грамматических ошибок в образовании степеней сравнения прилагательных в отдельных предложениях;

2) установление семантико-стилистических различий полных и кратких форм прилагательных в текстах;

3) подготовка сообщения по статье Е.С.Павловой «Ты и вы» (Русская речь. 1992. № 2);

4) составление текстов на определенные темы с условием использования в них форм разных степеней сравнения прилагательных, а также кратких и полных форм прилагательных;

5) составление предложений с местоимениями, употребляя их в косвенных падежах, определение разряда местоимений;

6) нахождение просторечных форм местоимений в заданном тексте и замена этих форм на кодифицированные;

7) определение и устранение ошибок в употреблении местоимений, допущенных в конкретных предложениях.

Литература

1. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. М., 2003.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-н/Д., 1995.

3. Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология. М., 1999.

4. Норман Б.Ю. Грамматика говорящего. СПб., 1994.

5. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. М., 1980

6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики: Правила хорошей речи. М., 1996. – С. 124-127.

7. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, А.Ю.Кожевников и др. Под ред. В.Д.Черняк. М., СПб., 2003. – С. 170-175.

Практическое занятие 9. Трудные случаи употребления имени числительного. Образование и употребление форм русского глагола и неспрягаемых глагольных форм

Цель: познакомить с нормами употребления числительных, глаголов и неспрягаемых глагольных форм, особенностями их лексической сочетаемости; сформировать у студентов навыки грамотной профессиональной речи; воспитать вдумчивое отношение к употреблению языковых единиц в речи.

Вопросы для обсуждения:

1. Склонение количественных числительных, тенденции его развития. Особенности сочетания количественных числительных с существительными.

2. Грамматические особенности собирательных числительных и их употребление в речи.

3. Дробные числительные, специфика их склонения.

4. Грамматические свойства порядковых и неопределенно-количественных числительных (тысяча, миллион, миллиард и др.).

5. Трудные случаи образования личных форм глагола.

6. Параллельные формы в образовании личных форм глагола, их семантические и стилистические особенности употребления.

7. Особенности образования формы повелительного наклонения глагола.

8. Нормы образования и употребления причастий.

9. Нормы образования и использования в речи деепричастий.

Задания:

1) склонение числительных разных разрядов;

2) употребление собирательных числительных с указанными преподавателем существительными;

3) постановка числительных и сочетающихся с ними слов в необходимую падежную форму;

4) чтение текста, в котором представлены формы косвенных падежей числительных;

5) нахождение ошибок в образовании и употреблении глагольных форм, замена просторечных форм литературными;

6) образование формы повелительного наклонения глаголов; разграничение книжных, разговорных и просторечных вариантов; выделение глаголов, не имеющих формы повелительного наклонения;

7) образование формы настоящего времени глаголов 1 лица единственного числа;

8) определение значений глаголов типа опостылеть, опротиветь и др. и употребление их в предложениях в формах настоящего или будущего простого времени;

9) образование от глаголов типа пыхать, махать и др. двух форм настоящего времени, определение характера этих форм (книжный, нейтральный, разговорный, просторечный) или установление их семантических различий;

10) нахождение ошибок в образовании причастий и деепричастий в тексте.

Литература

1. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. М., 2000.

2. Былкова С.В., Махницкая Е.Ю. Русский язык и культура речи. М., 2005.

3. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. М., 2003.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура общения: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д., 2002.

5. Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология. М., 1999.

6. Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. ред. Л.К.Граудина, Е.Н.Ширяев. М., 1996.

7. Норман Б.Ю. Грамматика говорящего. СПб., 1994.

8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики: Правила хорошей речи. М., 1996.

Практическое занятие 10. Синтаксические нормы словосочетания и предложения

Цель: сформировать знания в области синтаксических норм современного языка, умения и навыки в осознанном использовании норм предложения в практике речевого общения; обучить навыкам анализа устных и письменных речевых произведений, выделения, исправления, объяснения грамматических и речевых ошибок.

Вопросы для обсуждения:

1. Выбор предложно-падежной формы управляемого существительного. Ошибки в управлении.

2. Согласование главных членов предложения.

3. Порядок слов в предложении.

4. Согласование приложений.

5. Согласование определений, выраженных именами прилагательными и причастиями.

6. Нормы сочетания однородных членов.

7. Оформление деепричастного оборота.

8. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений.

Задания:

1) определение характера нарушения синтаксических норм в предлагаемых предложениях;

2) составление словосочетаний, в которых глаголы двух тематических групп: глаголы, обозначающие стремление к достижению цели, типа ждать, клянчить, требовать, искать, просить, и глаголы с общим значением «брать-давать» (купить, достать, привезти и др.) управляли бы разными падежами;

3) выбор правильной формы глагольного или именного управления из приведенных словосочетаний (отзыв о диссертации – отзыв на диссертацию, памятник Пушкина – памятник Пушкину и др.), указание вариантного управления, примеров особого управления, принятого в профессиональной речи;

4) составление словосочетаний с глаголами, глагольными формами и существительными;

5) выбор предлога в словосочетаниях: отчет (работа), характеристика (студент) и др.;

6) постановка существительного и местоимения в необходимую падежную форму: скучать по (вы) и др.;

7) составление словосочетаний «числительное + прилагательное + существительное»; склонение этих словосочетаний;

8) составление предложений, подлежащими в которых выступают существительные общего рода типа подлиза;

9) составление предложений, в которых подлежащими являются словосочетания типа председатель и его заместитель, масса ошибок, несколько солдат, кое-кто их наших, около тысячи туристов и др.;

10) согласование подлежащего со сказуемым в конкретных предложениях;

11) определение причин появления синтаксических ошибок в предлагаемых примерах; исправление предложений; выявление случаев, когда нарушение порядка слов ведет к появлению ошибочной смысловой связи слов;

12) чтение текста, нахождение и квалифицирование всех допущенных в нем ошибок; замена просторечных форм литературными;

13) выполнение теста по изученной теме.

Литература

1. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-н/Д., 1995.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура общения: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д., 2002.

4. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М., 2000.

5. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 2005.

6. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.

7. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

8. Ицкович В.А. Языковая норма. М., 1968.

9. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. СПб., 1999.

10. Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М., 1980.

Практическое занятие 11. Тренинг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.52 (0.008 с.)