Практическое занятие 19. Практикум 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие 19. Практикум



Искусство отвечать на вопросы.

Цель: совершенствование умения формулировать вопросы и отвечать на них.

Вопросы для обсуждения:

1. Классификация вопросов.

2. Виды ответов.

3. Нечестные приемы.

Задания:

1) разделиться на группы и подготовить вопросы разных видов по одной из тем: «Платное образование: плюсы и минусы», «Выбор современной женщины: семья или карьера», «Моя будущая профессия»;

2) оценить правильность постановки вопроса, точность и аргументированность ответа, быстроту реакции студентов, отвечавших на поставленные вопросы.

Литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 2000.

2. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996.

3. Поварнин С.И. О теории и практике спора. СПб., 1996.

4. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997.

 

5.4. Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:

Содержание обязательной самостоятельной работы студентов по темам:

 

Тема дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Продукты деятельности
1. Общая культура человека и речевая культура. Русский национальный язык. Понятие литературного языка. Нормированность как одно из основных свойств литературного языка. Подготовка сообщений для «круглого стола» Сообщение
2. Акцентологические нормы современного русского языка. Работа с орфоэпичес-кими словарями Подборка примеров акцентологических вариантов и их характеристика
3. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка Работа с орфоэпичес-кими словарями Подборка примеров, иллюстрирующих историческую изменчивость литературной нормы
4. Лексические нормы современного русского литературного языка Подготовка мини-докладов для учебно-теоретической конференции Мини-доклад
5. Словообразовательные нормы современного русского литературного языка.     Подбор языкового материала по заданным критериям     Подборка дидактических материалов
6. Языковая норма и вариативность в употреблении форм имен существительных
7. Трудные случаи употребления имени прилагательного и местоимения
8. Трудные случаи употребления имени числительного
9. Образование и употребление форм русского глагола неспрягаемых глагольных форм (причастия и деепричастия)
10. Синтаксические нормы словосочетания и предложения
11. Стилистические нормы. Стилевые черты и языковые особенности научного стиля     Конспектирование литературы по теме     Конспект
12. Закономерности официально-делового стиля
13. Особенности публицистичес-кого стиля. Специфика разговорного стиля.  
14. Общение. Коммуникативные качества речи. Речевой этикет   Подготовка докладов к семинару   Доклад
15. Основы построения публичного выступления Конспектирование литературы по теме   Подготовка докладов Конспект     Доклад
16. Мастерство ораторского выступления. Критерии оценивания. Обобщающее занятие. Подготовка рефератов   Подготовка речей разных типов Реферат   Речь
17. Правила ведения полемики. Анализ поведения участников спора (на материале телепередач, текстов художественной литературы)   Продумывание и подготовка логических и психологических аргументов по одной из тем: «Не в деньгах счастье», «Книга, которую должен прочитать каждый», «Берегите здоровье. Занимайтесь спортом».     Сообщение   Перечень аргументов по одной из предложенных тем и классификация приведенных доводов  
18. Искусство отвечать на вопросы. Подготовка вопросов разных видов по одной из тем: «Платное образование: плюсы и минусы», «Выбор современной женщины: семья или карьера», «Моя будущая профессия» Перечень вопросов по одной из предложенных тем и их классификация

 

 

Содержание самостоятельной работы по дисциплине на выбор студента:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Продукты деятельности
1. Общая культура человека и речевая культура. Русский национальный язык. Понятие литературного языка. Нормированность как одно из основных свойств литературного языка. Подготовка конспектов Конспект
2. Акцентологические нормы русского литературного языка.   Выполнение письменных заданий, работа с орфоэпическими словарями     Выполнение домашней контрольной работы       Выполненные письменно упражнения   Контрольная работа
3. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
4. Лексические нормы современного русского литературного языка.
5. Словообразовательные нормы современного русского литературного языка.
6. Языковая норма и вариативность в употреблении форм имен существительных.
7. Трудные случаи употребления имени прилагательного и местоимения.     Поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по проблеме     Подготовка презентации   Аннотированный каталог     Презентация
8. Трудные случаи употребления имени числительного.
9. Образование и употребление форм русского глагола неспрягаемых глагольных форм (причастия и деепричастия).
10. Синтаксические нормы словосочетания и предложения.
11. Стилистические нормы. Стилевые черты и языковые особенности научного стиля.   Конспектирование литературы   Подготовка презентации   Конспект   Презентация
12. Закономерности официально-делового стиля.
13. Особенности публицистичес-кого стиля. Специфика разговорного стиля.
14. Общение. Коммуникативные качества речи. Речевой этикет. Реферативный обзор дополнительного материала по теме Реферат
15. Основы построения публичного выступления   Подготовка рефератов   Подготовка речей разных типов   Реферат     Речь
16. Мастерство ораторского выступления. Критерии оценивания. Обобщающее занятие.
17. Правила ведения полемики. Изучение и конспектирование раздела «Основы полемического мастерства» по учебнику: Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 2000 .     Конспект  
18. Искусство отвечать на вопросы.    

 

6. Система оценки качества сформированных компетенций по итогам освоения дисциплины

 

Формы текущего контроля:

Устный опрос (групповой или индивидуальный)

1.1. Критерии оценки устных ответов на практических занятиях:

1 балл – отдельные замечания и краткие ответы на вопросы;

2 балла – правильный неразвёрнутый ответ на один из вопросов или активное участие в дискуссии;

3 балла – полный, аргументированный, структурированный ответ на один из вопросов, участие в дискуссии;

4 балла – аргументированный ответ на вопросы (не менее двух), умение обосновывать свои выводы, использование своих примеров; участие в дискуссии;

5 баллов – полные, аргументированные ответы на все вопросы, использование примеров, комментарии и оценка ответов других студентов.

 

 

Проверка выполнения письменных домашних заданий

2.1. Критерии оценкивыполнения письменных домашних заданий:

1 балл – 25 % заданий выполнено верно;

2 балла – 50 % заданий выполнено правильно;

3 балла – 75 % заданий выполнено верно;

4 балла – все задания выполнены верно.

 

Коллоквиум.

3.1. Тема «Лексические нормы современного русского литературного языка»

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о лексике. Слово как основная единица языка. Однозначные и многозначные слова в русском языке. Основные типы лексических значений слова. Прямые и переносные значения. Способы переноса значений: метафора, метонимия, синекдоха.

2. Разграничение омонимии и полисемии в русском языке. Понятие об омонимах. Функционально-стилистическая роль омонимии. Омонимы как средство создания каламбура, средство актуализации и др.

3. Сущность понятия паронимии. Использование паронимов в речи. Причины смешения слов-паронимов. Стилистические функции паронимов.

4. Синонимы общеязыковые и контекстуальные. Функционально-стилистическая роль лексических синонимов. Смыслоразличительная (идеографическая, оттеночно-смысловая, уточнительная) и стилистическая функции синонимов.

5. Языковые и контекстуальные (речевые, индивидуально-авторские, окказиональные) антонимы. Стилистические функции антонимов. Антонимы как средство создания антитезы и оксюморона.

6. Виды лексических ошибок. Ошибки, связанные с использованием синонимов, антонимов, паронимов.

7. Употребление заимствованных слов.

8. Лексическая сочетаемость слов. Ненормативная сочетаемость (плеоназм, тавтология) и языковая игра.

9. Фразеологизмы разных типов как средство выразительности. Прецедентные тексты в современной речи, их роль в тексте.

10. Словари русского языка как инструменты совершенствования речевой культуры.

3.3. Критерии оценки работы студентов на коллоквиуме:

1 балл – отдельные добавления к ответу на один из вопросов коллоквиума;

2 балла – студент при ответе на один из вопросов коллоквиума обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя;

3 балла – студент отвечает на один из вопросов коллоквиума без особых затруднений, нё допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя;

4 балла – полный, аргументированный и структурированный ответ на один из вопросов коллоквиума;

5 баллов – полный, аргументированный и структурированный ответ на вопросы коллоквиума (два и более), участие в дискуссии.

4. Доклад

4.1. Темы (примерные) докладов:

  1. Культура речи в русской и других национальных традициях.
  2. Вариативность нормы по данным словарей.
  3. Влияние речевой ситуации на речевое взаимодействие.
  4. Заимствования и их место в языке.
  5. Кто является современной речевой элитой?
  6. Речевые конфликты в современном обществе и способы их разрешения.
  7. Речевые ошибки в выступлениях публичных политиков.
  8. Собеседование при приеме на работу как речевой жанр.
  9. Способы повышения речевой культуры.
  10. Социально обусловленные формы обращения в русском языке.
  11. Типы речевой культуры.
  12. Языковые нормы и Интернет.

 

4.2. Требования к выполнению и оформлению доклада:

Структура и содержание доклада

Структура доклада включает следующие элементы:

· титульный лист;

· оглавление;

· введение;

· основную часть;

· заключение;

· список использованной литературы;

Титульный лист оформляется по строго определенным правилам и в соответствии с образцом. Он содержит сведения об учебном заведении, в котором выполнена работа, виде научного сочинения и его теме, авторе, месте и времени подготовки доклада.

Содержание доклада представляет собой перечень заголовков разделов доклада с указанием страниц. Заголовки содержания должны точно соответствовать заголовкам в тексте работы. Последнее слово каждого заголовка соединяется отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Во введении дается краткая характеристика темы (проблемы), отраженной в названии доклада, определяются цель, задачи работы и т.д.

Основная часть раскрывает содержание темы.

Заключение. В этой части автор подводит итог работы, делает краткий анализ и формулирует выводы.

В конце работы прилагается список использованной литературы. Литературные источники следует располагать в следующем порядке:

– энциклопедии, справочники;

– книги по теме доклада (фамилия и инициалы автора, название книги без кавычек, место издания, название издательства, год издания);

– газетно-журнальные статьи (название статьи, название журнала, год издания, номер издания, номер страницы);

– электронные ресурсы.

Объем доклада должен составлять не менее 12 страниц.

Критерии оценки доклада

1 балл – текст доклада в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Доклад недостаточно четко структурирован, допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Цель, сформулированная в докладе, не достигнута в полном объеме. Нет четкого представления современного видения проблемы; имеются отдельные фактические неточности.

2 балла – текст доклада в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Доклад структурирован; изложение логичное, последовательное, но недостаточно аргументированное. Цель, сформулированная в докладе, не достигнута в полном объеме. Представлено современное видение проблемы, но имеются фактические неточности. Есть ссылки на современные научные источники (не менее 3).

3 балла – текст доклада соответствует теме; четко структурирован. Изложение логичное, последовательное, но недостаточно аргументированное. Цель, сформулированная в докладе, достигнута. Представлено современное видение проблемы, но имеются отдельные фактические неточности. Есть ссылки на современные научные источники (не менее 5).

4 балла – текст доклада раскрывает тему. Доклад чётко структурирован; изложение логичное, последовательное. Приведено достаточное количество примеров, аргументов. Представлено современное видение проблемы. Есть анализ современных научных источников (не менее 3). Цель, сформулированная в докладе, достигнута. Определены наиболее дискуссионные аспекты проблемы.

5 баллов – текст доклада раскрывает тему. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. Представлено современное видение проблемы. Есть глубокий анализ научных источников (не менее 5). Цель, сформулированная в докладе, достигнута. Определены наиболее спорные аспекты проблемы. Подготовлена презентация.

 

Тестирование

5.1. Примерные задания:

ЗАДАНИЕ № 1. Определите стилистическую принадлежность данного текста.

С чего начать разговор о России? На ее территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая. Вспоминаю, школьный учитель говорил: солнцу и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы.

Может, разговор начать с того, какая Россия разная? Это и безлесная, насквозь промерзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры, и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка.

 

1. Научный стиль.

2. Публицистический стиль.

3. Разговорный стиль.

4. Официально-деловой стиль.

 

ЗАДАНИЕ № 2.

Условия, в которых происходит речевое общение, - это речевая (-ое) …

  1. деятельность
  2. ситуация
  3. взаимодействие
  4. событие

ЗАДАНИЕ № 3.

В каком ряду во всех словах ударение падает на четвертый слог слова?

  1. Пломбировать, нефтепровод, предвосхитить
  2. Избаловать, исповедание, усугубить
  3. Премировать, узаконение, новорожденный
  4. Уведомленный, приобретение, обеспечение

ЗАДАНИЯ № 4.

Укажите слова, в которых под ударением произносится звук [О].

 

  1. афера 4. желоб
  2. головешка 5. оседлый
  3. гренадер 6. никчемный

 

ЗАДАНИЕ № 5.

Укажите примеры, в которых допущены лексические ошибки. Сделайте стилистическую правку этих предложений.

 

  1. Главное для пловцов-синхронистов – согласование движений.
  2. В Смоленске был открыт новый мемориальный памятник воинам, павшим во время Великой Отечественной войны.
  3. Каждый работник предприятия понимает: осилить эти рубежи будет непросто.
  4. Дипломату, помимо общей культуры речи, высокого уровня ее развития, нужно знание нескольких иностранных языков.

 

ЗАДАНИЕ № 6.

В каком ряду все слова пишутся с НЕ слитно?

  1. (Не) сложная, но однообразная работа; очень (не) продуктивно; (не) подражаемый по красоте голос;
  2. давно (не) используемые пособия; (не) повторимый в данном случае опыт; (не) известный нам герой;
  3. (не) надолго отлучиться; (не) сведущий в лингвистике человек; (не) видимые проствм глазом звезды;
  4. крайне (не) обдуманное решение; идти (не) торопливо; (не) отправленное мною письмо

 

ЗАДАНИЕ № 7.

Укажите предложение (я), в котором (ых) все знаки препинания расставлены верно.

  1. Старик-помор знает, что если останешься без движения, морозище обоймет, повеет и проникнет насквозь холодным дыханием.
  2. Я окончательно удостоверился в том, что заблудился совершенно, и уже нисколько не стараясь узнавать окрестные места, пошел наугад.
  3. Несмотря на крайнюю усталость я не решался попросить у Владимира остановиться, но чувствовал, что не выдержу – так устал.
  4. Тучи поспешно сбегали с небесного небосвода, унизанного ярко мерцавшими звездами, и северная ночь, прозрачная и холодная, как синие льды, раскинулась над еще не улегшимся после недавней бури морем.

 

ЗАДАНИЕ № 8.

Укажите предложения с морфологическими ошибками. Исправьте отмеченные нарушения литературной нормы.

 

  1. Город находится в полутораста километров от областного центра.
  2. В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать трех учащихся.
  3. Стихи были удачны и по содержанию, и по форме.
  4. Не следует узаконивать хищническую вырубку леса.
  5. Солнце жгет плечи.
  6. Победитель определится на состоящемся в среду матче.

 

ЗАДАНИЕ № 9.

Найдите грамматические ошибки в приведенных примерах. Приведите варианты исправления.

 

  1. Три соседние здания были построены недавно.
  2. Те, кто сдали курсовые работы, будут допущены к сессии.
  3. Кровопролитные бои шли на реке Висла.
  4. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.
  5. Подходя к лесу, мне стало холодно.

ЗАДАНИЕ № 10.

К жанру академического красноречия не относится…

 

1. лекция вузовская, школьная; 4. агитаторское выступление;

2. научное сообщение; 5. научный доклад;

3. научно-популярная лекция; 6. научный обзор;

5.2. Критерии оценки результатов тестирования

0 баллов – тест не выполнен или дано менее четверти правильных ответов на вопросы теста;

1 балл – дано менее половины верных ответов на вопросы теста;

2 балла - даны правильные ответы на половину вопросов теста;

3 балла – даны правильные ответы на большую часть вопросов теста (примерно 3/4);

4 балла – в ответах на вопросы теста имеется не более 2-3 ошибок;

5 баллов – в ответах на вопросы теста имеется не более одной ошибки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.054 с.)