Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лексические нормы современного русского литературного языка

Поиск

Цель: дать достаточно полную и разностороннюю характеристику лексических единиц; познакомить с нормами употребления слов и фразеологизмов, особенностями лексической сочетаемости слов, типологией речевых ошибок; сформировать у студентов навыки грамотной профессиональной речи; воспитать вдумчивое отношение к употреблению языковых единиц в речи.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о лексике. Слово как основная единица языка. Однозначные и многозначные слова в русском языке. Основные типы лексических значений слова. Прямые и переносные значения. Способы переноса значений: метафора, метонимия, синекдоха.

2. Разграничение омонимии и полисемии в русском языке. Понятие об омонимах. Функционально-стилистическая роль омонимии. Омонимы как средство создания каламбура, средство актуализации и др.

3. Сущность понятия паронимии. Использование паронимов в речи. Причины смешения слов-паронимов. Стилистические функции паронимов.

4. Синонимы общеязыковые и контекстуальные. Функционально-стилистическая роль лексических синонимов. Смыслоразличительная (идеографическая, оттеночно-смысловая, уточнительная) и стилистическая функции синонимов.

5. Языковые и контекстуальные (речевые, индивидуально-авторские, окказиональные) антонимы. Стилистические функции антонимов. Антонимы как средство создания антитезы и оксюморона.

6. Виды лексических ошибок. Ошибки, связанные с использованием синонимов, антонимов, паронимов.

7. Употребление заимствованных слов.

8. Лексическая сочетаемость слов. Ненормативная сочетаемость (плеоназм, тавтология) и языковая игра.

9. Фразеологизмы разных типов как средство выразительности. Прецедентные тексты в современной речи, их роль в тексте.

10. Словари русского языка как инструменты совершенствования речевой культуры.

Задания:

1) выявление в текстах слов с одним или несколькими значениями, определение этих значений по словарю;

2) нахождение в тексте слов с переносным значением, установление способа переноса значения;

3) определение общеязыкового или индивидуально-авторского характера синонимов и их функций в тексте;

4) анализ функций антонимов в текстах разных стилей;

5) составление предложений со словами-паронимами;

6) нахождение, исправление и классификация лексических ошибок в сочинениях школьников и в СМИ;

7) наблюдение за речью телеведущих с целью выявления речевых ошибок;

8) подготовка сообщений по статьям В.И.Красных «Годовой или годичный?» (Русская речь. 1999. № 5), И.А.Ширшова «Нервы и невры» (Русский язык в школе. 1995. № 6) и М.А. Бобуновой «Не вырубишь топором» (Русская речь. 1992. № 5).

Рекомендуемая литература

1. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.

2. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. СПб., 2000.

3. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, А.Ю.Кожевников и др. Под ред. В.Д.Черняк. М., СПб., 2003. – С. 33 – 105.

4. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. М., 1988.

5. Фомина М.И. Современный русский язык: Лексикология. М., 2001.

6. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М., 1972.

7. Шмелев Д.Н. Современный русский язык: Лексика. М., 2003.

Словари и справочники

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л.А.Чешко. М., 1975.

2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.

3. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1986.

4. Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А.Леканта. М., 1991.

5. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. М., 2000.

6. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2007.

7. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. М., 1990.

8. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / Под ред. Ю.Д.Апресяна. Москва-Вена, 2004.

9. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А.Новикова. М., 1997.

10. Словарь синонимов русского языка: В 2-х т. / Под ред. А.П.Евгеньевой. М., 2001.

11. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия / Под ред. Г.Н.Скляревской. М., 2001.

12. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.В.Дмитриева. М., 2003.

1. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова. М., 1986.

 

 

Практическое занятие 6. Словообразовательные нормы современного русского языка

Цель: формировать у студентов знания в области словообразовательных норм современного языка, навыки грамотной профессиональной речи; научить различать языковое творчество и речевые ошибки; воспитывать стремление к самообразованию в сфере профессиональной коммуникации.

Вопросы для обсуждения:

1. Словообразовательная вариантность.

2. Словообразование и речевые ошибки.

3. Словообразование и речевое творчество говорящего / пишущего.

4. Окказионализмы в устной и письменной речи. Языковое творчество и языковая игра.

Задания:

1) определение характера ошибок, допущенных в предложениях;

2) подбор возможных приставочных образований от глаголов класть, положить, лазить, посадить, сажать;

3) выявление языковых средств, с помощью которых М.Е.Салтыков-Щедрин добивается комического эффекта;

4) установление языковых средств, которые использует П.Синявский в детском стихотворении «Грибная электричка» для создания динамичного, остроумного повествования.

Рекомендуемая литература

1. Былкова С.В., Махницкая Е.Ю. Русский язык и культура речи. М., 2005.

2. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.

3. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. М., 2003.

4. Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. ред. Л.К.Граудина, Е.Н.Ширяев. М., 1999.

5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики: Правила хорошей речи. М., 1996. – С. 122-124.

6. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, А.Ю.Кожевников и др. Под ред. В.Д.Черняк. М., СПб., 2003. –С. 170-175.

7. Смирнова Л.Г. Культура русской речи. М., 2007.

Практическое занятие 7. Морфологические нормы. Языковая норма и вариативность в употреблении форм имен существительных, прилагательных и местоимений

Цель: сформировать знания в области норм употребления имен существительных, умения и навыки в осознанном использовании морфологических норм в практике речевого общения; обучить навыкам анализа устных и письменных речевых произведений, выделения, исправления, объяснения грамматических и речевых ошибок.

Вопросы для обсуждения:

1. Трудные случаи употребления имен существительных. Категория числа. Особенности употребления вещественных, абстрактных и собирательных имен существительных во множественном числе.

2. Род имен существительных. Имена существительные общего рода, их семантические особенности и стилистическая окраска.

3. Род несклоняемых существительных (в том числе аббревиатур, топонимов), сложносоставных существительных.

4. Колебания в роде имен существительных (жираф – жирафа, ставень – ставня и др.), стилистические особенности вариантов.

5. Склонение имен существительных, варианты падежных окончаний, их значение и употребление.

6. Имя собственное и нормы его употребления.

 

Задания:

1) распределение существительных по роду и обоснование такой группировки;

2) определение рода несклоняемых существительных и употребление их с прилагательными;

3) установление рода у слов типа плащ-палатка, диван-кровать;

4) выявление в текстах существительных общего рода и определение закономерностей их сочетания с прилагательными и глаголами;

5) согласование прилагательных и глаголов в форме прошедшего времени с существительными, определение рода которых вызывает трудности;

6) анализ форм существительных, имеющих вариативные окончания; определение семантических и стилистических различий между формами;

7) употребление аббревиатур в контексте;

8) склонение фамилий студентов группы;

9) подготовка сообщений по статьям М.У.Картоева «Почему кофе мужского рода?» (Русский язык в школе. 1991. № 4) и Н.А. Еськовой «Склонение фамилий и личных имен в русском языке» (Русский язык. 1991. № 4).

Литература

  1. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. М., 2003.
  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-н/Д., 1995.
  3. 4. Головин Б.Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи. М., 1988.
  4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. Пособие для учителей. М., 1978.
  5. Горбачевич К.С. Вариантность слова и языковая норма. М., 1978.
  6. Норман Б.Ю. Грамматика говорящего. СПб., 1994.
  7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики: Правила хорошей речи. М., 1996. – С. 124-127.
  8. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, А.Ю.Кожевников и др. Под ред. В.Д.Черняк. М., СПб., 2003. – С. 170-175.

Словари и справочники

1. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. М., 1996.

2. Граудина Л.К. Грамматическая правильность речи. Стилистический словарь вариантов. М., 2004. – С. 318-330.

3. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. М., 1987.

4. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.104 (0.009 с.)