Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лексические нормы современного русского литературного языкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель: дать достаточно полную и разностороннюю характеристику лексических единиц; познакомить с нормами употребления слов и фразеологизмов, особенностями лексической сочетаемости слов, типологией речевых ошибок; сформировать у студентов навыки грамотной профессиональной речи; воспитать вдумчивое отношение к употреблению языковых единиц в речи. Вопросы для обсуждения 1. Понятие о лексике. Слово как основная единица языка. Однозначные и многозначные слова в русском языке. Основные типы лексических значений слова. Прямые и переносные значения. Способы переноса значений: метафора, метонимия, синекдоха. 2. Разграничение омонимии и полисемии в русском языке. Понятие об омонимах. Функционально-стилистическая роль омонимии. Омонимы как средство создания каламбура, средство актуализации и др. 3. Сущность понятия паронимии. Использование паронимов в речи. Причины смешения слов-паронимов. Стилистические функции паронимов. 4. Синонимы общеязыковые и контекстуальные. Функционально-стилистическая роль лексических синонимов. Смыслоразличительная (идеографическая, оттеночно-смысловая, уточнительная) и стилистическая функции синонимов. 5. Языковые и контекстуальные (речевые, индивидуально-авторские, окказиональные) антонимы. Стилистические функции антонимов. Антонимы как средство создания антитезы и оксюморона. 6. Виды лексических ошибок. Ошибки, связанные с использованием синонимов, антонимов, паронимов. 7. Употребление заимствованных слов. 8. Лексическая сочетаемость слов. Ненормативная сочетаемость (плеоназм, тавтология) и языковая игра. 9. Фразеологизмы разных типов как средство выразительности. Прецедентные тексты в современной речи, их роль в тексте. 10. Словари русского языка как инструменты совершенствования речевой культуры. Задания: 1) выявление в текстах слов с одним или несколькими значениями, определение этих значений по словарю; 2) нахождение в тексте слов с переносным значением, установление способа переноса значения; 3) определение общеязыкового или индивидуально-авторского характера синонимов и их функций в тексте; 4) анализ функций антонимов в текстах разных стилей; 5) составление предложений со словами-паронимами; 6) нахождение, исправление и классификация лексических ошибок в сочинениях школьников и в СМИ; 7) наблюдение за речью телеведущих с целью выявления речевых ошибок; 8) подготовка сообщений по статьям В.И.Красных «Годовой или годичный?» (Русская речь. 1999. № 5), И.А.Ширшова «Нервы и невры» (Русский язык в школе. 1995. № 6) и М.А. Бобуновой «Не вырубишь топором» (Русская речь. 1992. № 5). Рекомендуемая литература 1. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990. 2. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. СПб., 2000. 3. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, А.Ю.Кожевников и др. Под ред. В.Д.Черняк. М., СПб., 2003. – С. 33 – 105. 4. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. М., 1988. 5. Фомина М.И. Современный русский язык: Лексикология. М., 2001. 6. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М., 1972. 7. Шмелев Д.Н. Современный русский язык: Лексика. М., 2003. Словари и справочники 1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л.А.Чешко. М., 1975. 2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966. 3. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1986. 4. Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А.Леканта. М., 1991. 5. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. М., 2000. 6. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2007. 7. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. М., 1990. 8. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / Под ред. Ю.Д.Апресяна. Москва-Вена, 2004. 9. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А.Новикова. М., 1997. 10. Словарь синонимов русского языка: В 2-х т. / Под ред. А.П.Евгеньевой. М., 2001. 11. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия / Под ред. Г.Н.Скляревской. М., 2001. 12. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.В.Дмитриева. М., 2003. 1. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова. М., 1986.
Практическое занятие 6. Словообразовательные нормы современного русского языка Цель: формировать у студентов знания в области словообразовательных норм современного языка, навыки грамотной профессиональной речи; научить различать языковое творчество и речевые ошибки; воспитывать стремление к самообразованию в сфере профессиональной коммуникации. Вопросы для обсуждения: 1. Словообразовательная вариантность. 2. Словообразование и речевые ошибки. 3. Словообразование и речевое творчество говорящего / пишущего. 4. Окказионализмы в устной и письменной речи. Языковое творчество и языковая игра. Задания: 1) определение характера ошибок, допущенных в предложениях; 2) подбор возможных приставочных образований от глаголов класть, положить, лазить, посадить, сажать; 3) выявление языковых средств, с помощью которых М.Е.Салтыков-Щедрин добивается комического эффекта; 4) установление языковых средств, которые использует П.Синявский в детском стихотворении «Грибная электричка» для создания динамичного, остроумного повествования. Рекомендуемая литература 1. Былкова С.В., Махницкая Е.Ю. Русский язык и культура речи. М., 2005. 2. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990. 3. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. М., 2003. 4. Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. ред. Л.К.Граудина, Е.Н.Ширяев. М., 1999. 5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики: Правила хорошей речи. М., 1996. – С. 122-124. 6. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, А.Ю.Кожевников и др. Под ред. В.Д.Черняк. М., СПб., 2003. –С. 170-175. 7. Смирнова Л.Г. Культура русской речи. М., 2007. Практическое занятие 7. Морфологические нормы. Языковая норма и вариативность в употреблении форм имен существительных, прилагательных и местоимений Цель: сформировать знания в области норм употребления имен существительных, умения и навыки в осознанном использовании морфологических норм в практике речевого общения; обучить навыкам анализа устных и письменных речевых произведений, выделения, исправления, объяснения грамматических и речевых ошибок. Вопросы для обсуждения: 1. Трудные случаи употребления имен существительных. Категория числа. Особенности употребления вещественных, абстрактных и собирательных имен существительных во множественном числе. 2. Род имен существительных. Имена существительные общего рода, их семантические особенности и стилистическая окраска. 3. Род несклоняемых существительных (в том числе аббревиатур, топонимов), сложносоставных существительных. 4. Колебания в роде имен существительных (жираф – жирафа, ставень – ставня и др.), стилистические особенности вариантов. 5. Склонение имен существительных, варианты падежных окончаний, их значение и употребление. 6. Имя собственное и нормы его употребления.
Задания: 1) распределение существительных по роду и обоснование такой группировки; 2) определение рода несклоняемых существительных и употребление их с прилагательными; 3) установление рода у слов типа плащ-палатка, диван-кровать; 4) выявление в текстах существительных общего рода и определение закономерностей их сочетания с прилагательными и глаголами; 5) согласование прилагательных и глаголов в форме прошедшего времени с существительными, определение рода которых вызывает трудности; 6) анализ форм существительных, имеющих вариативные окончания; определение семантических и стилистических различий между формами; 7) употребление аббревиатур в контексте; 8) склонение фамилий студентов группы; 9) подготовка сообщений по статьям М.У.Картоева «Почему кофе мужского рода?» (Русский язык в школе. 1991. № 4) и Н.А. Еськовой «Склонение фамилий и личных имен в русском языке» (Русский язык. 1991. № 4). Литература
Словари и справочники 1. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. М., 1996. 2. Граудина Л.К. Грамматическая правильность речи. Стилистический словарь вариантов. М., 2004. – С. 318-330. 3. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. М., 1987. 4. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.104 (0.009 с.) |