Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальная компетенция – СК – 8

Поиск

Знает: основные закономерности функционирования единиц разных уровней в связной речи.

Умеет: применять полученные теоретические знания по русскому литературному языку в практике преподавания русского языка в учреждениях общего образования, в культурно-просветительской работе с различными категориями населения.

Владеет: навыками грамотной, логичной, убедительной, выразительной речи.

 

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы. Всего 148 часов. Аудиторные занятия – 68 часов, в том числе интерактивных занятий – 26 часов. Самостоятельная работа – 80 часов.

 

Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)
Всего Аудиторная работа Самост. раб.
Лекции Практ.зан. Лабор.
  Современная речевая ситуация. Культура речи как научная дисциплина. Основные аспекты культуры речи.          
2. Нормы современного русского литературного языка.          
3. Коммуникативный и этический аспекты культуры речи. Культура речи и культура общения.          
4. Основы мастерства публичного выступления          
Итого часов          
з.е.          

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
I. Современная речевая ситуация. Культура речи как научная дисциплина. Основные аспекты культуры речи. 1. Русский язык и национальная картина мира. Языковая личность. Общая культура человека и речевая культура. Языковой вкус. 2. Современное состояние русского литературного языка. Проблемы экологии языка. 3. Основные понятия «культура речи». Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи. 4. Словари и речевая культура. 5. Формы существования русского национального языка: территориальные диалекты, социальные диалекты (жаргоны и профессиональные слова), просторечия, литературный язык. Признаки литературного языка.
II. Нормы современного русского литературного языка. 1. Понятие нормы в аспекте культуры речи. Общее представление о языковой норме. Языковая норма, ее становление. Устойчивость и подвижность, стабильность и вариативность нормы. Динамика норм русского языка. Нормы кодифицированного литературного языка. Вариант и речевая ошибка. 2. Нормы устной речи. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Основные черты современной произносительной нормы (произношение гласных, согласных и их сочетаний, иноязычных слов, имен собственных). Особенности произношения в спонтанной речи. Отклонения от норм литературного произношения под влиянием просторечий и диалектов. Типичные ошибки в произношении. Акцентология. Особенности русского ударения. Акцентологические нормы современного русского языка. Акцентологические варианты. 3. Нормы устной и письменной речи. 1. Лексические нормы русского литературного языка. Виды лексических ошибок. Синонимы, антонимы, паронимы и речевая культура. Ошибки, связанные с их использованием. Лексическая сочетаемость слов. Ненормативная сочетаемость и языковая игра. Заимствования в современной речи как культурно-речевая проблема. Мотивированное и немотивированное использование заимствований. Заимствования в профессиональной и бытовой сферах. 2. Фразеологические нормы русского литературного языка. Фразеологизмы разных типов как средство выразительности. Типичные ошибки, связанные с использованием фразеологизмов. Словари русского языка как инструменты совершенствования речевой культуры. 3. Понятие о грамматических нормах современного русского языка. Морфологические нормы. Варианты морфологических норм. Языковая норма и вариативность в употреблении форм имен существительных. Категория числа. Род имен существительных (определение рода несклоняемых существительных (в том числе аббревиатур, топонимов), сложносоставных существительных). Склонение имен существительных, варианты падежных форм. Имя собственное и нормы его употребления. Имя прилагательное и нормы его употребления. Образование и использование в речи форм степеней сравнения прилагательных. Выбор полной и краткой форм прилагательных. Дублетные формы кратких прилагательных. Имя числительное и нормы его употребления. Склонение числительных. Особенности употребления числительных в сочетании с существительными. Языковая норма в употреблении местоимения. Трудные случаи использования личных, притяжательных, указательных, определительных, вопросительных и относительных местоимений. Глагол и глагольные формы в аспекте культуры речи. Образование и употребление форм русского глагола. Функционирование глаголов в разных стилях речи. Нормы образования и использования в речи причастий и деепричастий. Словообразовательные нормы. Словообразовательная вариантность. Словообразование и речевые ошибки. Словообразование и речевое творчество говорящего / пишущего. Окказионализмы в устной и письменной речи. Языковое творчество и языковая игра. Понятие синтаксической нормы. Синтаксические варианты. Выбор предложно-падежной формы управляемого существительного. Согласование главных членов предложения. Нормы сочетания однородных членов. Порядок слов в предложении. Оформление деепричастного оборота. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений. 4. Стилистические нормы современного русского литературного языка. Общее представление о функциональных стилях современного языка. Стилистическая окраска языковых единиц. Особенности языка научного стиля (стилевые черты, языковые особенности). Терминология предметной области. Словарь специалиста и словарь образованного человека. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Способы толкования понятий (логическое определение, подбор синонимов, описательный способ, этимология слов). Основные требования при определении понятий. Правила оформления реферата. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Закономерности официально-делового стиля (стилевые, языковые). Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов, деловой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Речевой этикет в документе. Правила оформления документов. Заявление, объяснительная записка. Характеристика публицистического стиля. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Рост личностного начала в устной и письменной формах современной публицистики. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Специфика языка разговорного стиля. Стилистические ошибки.
III Коммуникативный и этический аспекты культуры речи. Культура речи и культура общения. 1. Понятие общения. Основные функции и единицы общения. 2. Качества грамотной речи (логичность, точность, уместность, доступность, правильность, чистота, богатство и выразительность речи). 3. Эффективность речевой коммуникации. 4. Речевой этикет. 5. Культура несловесной речи. Невербальные (визуальные и акустические) средства общения. Вербальные и невербальные средства выразительности.
IV Основы мастерства публичного выступления 1. Основы ораторского искусства. Способы речевого воздействия на аудиторию. Диалогичность современной коммуникации. 2. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Правила и приемы построения устного публичного выступления. Композиция публичного выступления. Подготовка речи: выбор темы, постановка цели речи (инвенция). Начало, завершение и развертывание речи (диспозиция). Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. 3. Аргументированность устной речи. Типология аргументов: логические и психологические аргументы («к человеку», «к аудитории»). Последовательность эффективной аргументации. 4. Способы словесного оформления публичного выступления (элокуация). 5. Логические и интонационно-мелодические закономерности речи (акцио). 6. Критерии оценки устного выступления: правильность, смысловая адекватность, коммуникативная эффективность, выразительность.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи

№ п/п Наименование смежных дисциплин № разделов данной дисциплины
             
1. Иностранный язык     +          
2. История + +   +

5.3. Групповые занятия и образовательные технологии

Тема группового занятия Компе-тенция (и) Образовательные результаты Форма группового занятия Образова-тельные технологии Продукт деятель-ности
1. Современная речевая ситуация. Культура речи как научная дисциплина. Основные аспекты культуры речи.   ОК-3 Знает: актуальные проблемы культуры речи в современном обществе.   лекция развитие критичес-кого мышления конспект
2. Русский язык и национальная картина мира. Языковая личность. Русский национальный язык. ОК-1; ОК-2; ОК-3. Знает: актуальные проблемы культуры речи в современном обществе; способы научного рассуждения (индукция, дедукция); Умеет: работать с текстом – отделять основную информацию от второстепенной, обобщать и систематизировать ее; проникнуть в суть проблемы, выделить спорные моменты. Владеет: навыком построения текстов с разными способами изложения материала (ступенчатый, индуктивный, дедуктивный, концентрический); навыком письменного и словесного выражения собственного мнения по тому или иному вопросу. круглый стол проектное обучение, мозговой штурм. сообще-ние
3. Литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка.   ОК-1 Знает: основные признаки общеязыковой нормы, особенности ее становления, разновидности литературной нормы.   лекция развитие критичес-кого мышления конспект
4. Акцентологические нормы современного русского литературного языка ОПК-3 Знает: особенности русского словесного ударения. Умеет: работать с орфоэпическим словарем; находить и квалифицировать акцентологические варианты. Владеет: навыком осознанного применения акцентологических норм в устной речи. семинар- диалог    
5. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. ОПК-3 Знает: основные нормы современного русского литературного произношения: нормы произношения гласных звуков, согласных звуков, их сочетаний, грамматических форм; нормы произношения заимствованных слов; дать представление об основных тенденциях развития русского произношения. Умеет: работать с орфоэпическим словарем; подбирать языковые факты, иллюстрирующие то или иное произношение; выделять и исправлять ошибки в произношении. Владеет: навыком осознанного применения орфоэпических и акцентологических норм в устной речи. практи-ческое занятие анализ практических ситуаций подборка дидакти-ческих материа-лов по русской орфоэпии  
6. Лексические нормы современного русского языка. ОК-6 ОПК-3 ОПК-5 Знает: нормы употребления слов и фразеологизмов, особенности лексической сочетаемости слов, типологию речевых ошибок. Умеет: работать со словарями (толковыми словарями, словарями иностранных слов, словарями синонимов и т.д.) для решения конкретных коммуникативных задач; анализировать тексты с точки зрения соблюдения лексических норм языка; редактировать тексты. Владеет: навыком грамотной профессиональной речи; навыком подготовки текстов с логичным расположением высказываний, последовательно раскрывающих ту или иную тему. коллок-виум субъект-субъект-ных отношений обзор дополни-тельной литерату-ры по теме
7. Словообразовательные нормы современного русского языка ОПК-5 Знает: словообразовательные нормы современного русского языка. Умеет: дифференцировать словообразовательные варианты; отличать окказионализмы от речевых ошибок. Владеет: навыком осознанного применения словообразовательных норм в устной и письменной профессиональной речи; приемами создания и уместного использования языковой игры в текстах профессионального и социально значимого содержания. практическое занятие ролевая игра подборка дидакти-ческого материа-ла по теме
8. Морфологические нормы. Языковая норма и вариативность в употреблении форм имен существительных, прилагательных и местоимений. ОПК-3 ОПК-5 Знает: нормы употребления форм имен существительных, прилагательных, местоимений; варианты их использования. Умеет: свободно и грамотно употреблять языковые средства в сфере профессиональной коммуникации; пользоваться грамматическими словарями в случае затруднения; варьировать выбор языковых средств в соответствии со стилем речи; осознанно соблюдать морфологические нормы русского языка. Владеет: основным приемом эффективного общения – соблюдение норм русского языка в устной и письменной речи. практическое занятие тренинг подборка дидакти-ческого материа-ла по теме
9. Трудные случаи употребления имени числительного. Образование и употребление форм русского глагола и неспрягаемых глагольных форм. ОПК-3 ОПК-5 Знает: нормы употребления числительных, глаголов и неспрягаемых глагольных форм; варианты их использования в речи. Умеет: работать с грамматическим словарем; варьировать выбор вариантов в соответствии со стилем речи; осознанно соблюдать морфологические нормы русского языка. Владеет: навыками грамотной профессиональной речи. практическое занятие тренинг подборка дидакти-ческого материа-ла по теме
10. Синтаксические нормы словосочетания и предложения. ОПК-3 ОПК-5 Знает: особенности выбора предложно-падежной формы управляемого существительного, нормы сочетания однородных членов, нормы согласования главных членов предложения, определений; типичные ошибки в оформлении деепричастного оборота и в построении сложноподчиненных предложений. Умеет: варьировать выбор синтаксических вариантов в соответствии со стилем речи; осознанно соблюдать нормы русского языка. Владеет: навыками грамотной профессиональной речи. практическое занятие деловая игра -
11. Стилистические нормы современного русского литературного языка. ОК-1 ОПК-3 ОПК-5 Знает: дифференциальную специфику функциональных стилей: сферу их применения, стилевые черты, языковые особенности, особенности жанровой реализации. лекция развитие критического мышле-ния конспект
12. Стилевые черты и языковые особенности научного и официально-делового стилей. ОК-2 ОПК-3 ОПК-5 Знает: сферу использования, функции, стилевые черты, подстили, жанровое разнообразие, языковые особенности текстов научного и официально-делового стилей. Умеет: работать с литературой по специальности; использовать различные словари для решения конкретных коммуникативных и познавательных задач; осуществлять метаязыковые операции в соответствии с коммуникативными задачами; осознанно соблюдать основные нормы русского языка; грамотно оформлять официальные документы; соблюдать речевой этикет в научной и деловой сфере. Владеет: приемом анализа языковых явлений; навыком создания и редактирования письменных текстов разных жанров и стилей. тренинг ролевая игра тексты научного и официально-делового стиля
13. Особенности публицистического стиля. Специфика разговорного стиля. Стилистические ошибки. ОК-2 ОПК-3 ОПК-5 Знает: функции, стилевые черты, жанровую дифференциацию, языковые особенности текстов публицистического стиля; особенности разговорной речи; типологию стилистических ошибок. Умеет: свободно и грамотно использовать языковые средства в публичной сфере, варьировать выбор языковых средств в соответствии со стилем речи; прогнозировать последствия своей речи с учетом особенностей жанра речи, ситуации и адресата. Владеет: приемом анализа языковых явлений; навыком создания и редактирования письменных текстов разных жанров и стилей.   практическое занятие развитие критичес-кого мышления тексты публицистическо-го и разговор-ного стиля
14. Коммуникативный и этический аспекты культуры речи. Культура речи и культура общения. ОК-3 ОК-6 ОПК-3 Знает: основные функции и единицы общения, условия оптимального общения; коммуникативные качества речи; формулы речевого этикета, условия использования невербальных средств общения. лекция развитие критического мышления конспект лекции
15. Общение. Коммуникативные качества речи. Речевой этикет. ОК-3 ОК-6 ОК-7 ОК-16 ОПК-3   Знает: основные правила продуцирования убедительной и уместной речи; правила речевого поведения, обеспечивающие эффективное взаимодействие коммуникантов. Умеет: применять правила диалогического общения; выполнять речевые действия, необходимые для установления контакта; организовать и поддерживать неконфликтное общение; гармонично сочетать технику вербального и невербального общения. Владеет: приемами эффективного речевого общения в процессе выступления, ведения беседы, спора, дискуссии в различных коммуникативных сферах: социально-бытовой, научно-практической, официально-деловой, профессиональной. семинар ролевая игра логичная, уместная, убедительная, вырази-тельная речь
16. Основы построения публичного выступления. ОК-1 ОК-2 ОК-6 ОК-16 ОПК-3 ОПК-5 Знает: основные правила продуцирования убедительной и уместной речи; правила речевого поведения, обеспечивающие эффективное взаимодействие коммуникантов; роды и виды публичной речи, ее композицию. Умеет: логически верно выстраивать устную и письменную речь; работать с текстом – отделять основную информацию от второстепенной, обобщать и систематизировать ее. Владеет: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; навыком построения текстов с разными способами изложения материала (ступенчатый, индуктивный, дедуктивный, концентрический); навыком подготовки текстов профессионального и социально значимого содержания. практическое занятие анализ практичес-ких ситуаций тексты речей различ-ных видов
17. Мастерство ораторского выступления. Критерии оценивания. ОК-2 ОК-6 ОК-16 ОПК-3 Знает: критерии оценивания публичного выступления; основные правила продуцирования убедительной и уместной речи; правила речевого поведения, обеспечивающие эффективное взаимодействие коммуникантов; роды и виды публичной речи, ее композицию. Умеет: выполнять речевые действия, необходимые для установления контакта; организовать и поддерживать неконфликтное общение; гармонично сочетать технику вербального и невербального общения; строить публичное выступление с учетом всех принципов эффективного воздействия. Владеет: навыком письменного и словесного выражения собственного мнения по тому или иному вопросу; приемами эффективного речевого общения в процессе выступления, ведения беседы, спора, дискуссии. семинар- диспут ролевая игра рефераты
18. Правила ведения полемики. ОК-2 ОК-6 ОК-16 ОПК-3 Знает: основные правила продуцирования убедительной и уместной речи; правила ведения полемики. Умеет: приводить убедительные доводы в споре; гармонично сочетать технику вербального и невербального общения. Владеет: приемами ведения полемики. моделирующие ситуации развитие критического мышления -
19. Искусство отвечать на вопросы. ОК-2 ОК-6 ОК-16 ОПК-3 Знает: классификацию вопросов, виды ответов. Умеет: использовать различные виды вопросов при обсуждении спорных проблем. Владеет: навыками постановки вопросов разных видов и адекватного ответа на поставленный вопрос. практи-кум анализ практичес-ких ситуаций -

ЛЕКЦИИ

Лекция 1. Современная речевая ситуация. Культура речи как научная дисциплина. Основные аспекты культуры речи. (2ч.)

Цель: дать целостную характеристику современной речевой ситуации, обозначить основные проблемы для обсуждения на круглом столе, сообщить о специфике, целях и задачах изучения дисциплины «Культура речи», сформировать положительную мотивацию студентов к ее изучению.

План лекции

1. Русский язык и национальная картина мира.

2. Языковая личность. Общая культура человека и речевая культура. Языковой вкус.

3. Современное состояние русского литературного языка. Проблемы экологии языка. Словари и речевая культура

4. Основные понятия культуры речи. История возникновения и развития понятия «культура речи».

5. Три аспекта культуры речи.

 

Лекция 2. Формы существования национального языка. Литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка. (2ч.)

Цель: сформировать представление о социально-функциональной стратификации национального языка и его основных социальных разновидностях (стратах): территориальных диалектах; просторечии; жаргонах, сформировать представление о литературном языке как о высшей форме национального языка.

План лекции

1. Русский национальный язык Происхождение русского языка.

2. Формы существования русского национального языка: территориальные диалекты, социальные диалекты (жаргоны и профессиональные слова), просторечия, литературный язык.

3. Литературный язык – высшая форма национального языка. Наддиалектный характер русского литературного языка. Признаки литературного языка.

4. Взаимодействие литературного языка и других социальных разновидностей национального языка.

 

Лекция 3. Нормативный аспект культуры речи: общая характеристика (2ч.)

Цель: дать понятие о языковой норме, ее свойствах и видах; дать представление о литературных вариантах.

План лекции

1. Понятие литературной нормы, ее свойства.

2. Виды языковых норм:

а) нормы императивные и диспозитивные;

б) нормы устной речи; нормы письменной речи; нормы устной и письменной речи.

3. Историческая изменчивость литературной нормы.

4. Литературные варианты, их виды.

5. Нормативный аспект культуры речи.

 

Лекция 4. Стилистические нормы русского литературного языка. Система функциональных стилей русского литературного языка (2ч.)

Цель: сформировать представление о системе функциональных стилей русского литературного языка, критериях их выделения, подстилях и жанрах.

План лекции

  1. Понятие функционального стиля. Критерии выделения функциональных стилей русского литературного языка.
  2. Система функциональных стилей русского литературного языка.
  3. Подстили и жанры.
  4. Взаимодействие стилей.

 

Лекции 5-7. Общая характеристика функциональных стилей русского литературного языка (6ч.)

Цель: дать достаточно полную и разностороннюю характеристику функциональным стилям современного русского языка, сформировать представление об особенностях использования языковых средств в каждом из них.

План лекции

  1. Функциональная характеристика научного стиля. Языковые (лексические, морфологические, синтаксические) особенности научного стиля.
  2. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Способы толкования понятий (логическое определение, подбор синонимов, описательный способ, этимология слов). Основные требования при определении понятий. Правила оформления реферата.
  3. Общая характеристика официально-делового стиля. Языковые особенности официально-делового стиля.
  4. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов.
  5. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов, деловой корреспонденции.
  6. Речевой этикет в документе. Правила оформления документов.
  7. Общая характеристика публицистического стиля. Языковые особенности публицистического стиля.
  8. Художественно-беллетристический стиль, его отличительные черты.
  9. Специфика разговорного стиля.

 

 

Лекция 8.Коммуникативный аспект культуры речи. Основные качества хорошей речи. (2ч.)

Цель: сформировать знания в сфере коммуникативных норм русского языка, дать представление о приемах эффективного общения; воспитать внимательное отношение к выбираемым языковым средствам в построении собственных речевых отрезков.

План лекции:

1. Понятие речевого общения.

2. Основные функции и единицы общения.

3. Условия эффективного речевого общения.

4. Коммуникативные качества речи (правильность, точность, логичность, уместность, чистота, богатство, выразительность речи).

 

 

Лекция 9. Этический аспект культуры речи (2ч.)

Цель: углубить знания об этикетных формулах русского литературного языка; акцентировать внимание на необходимости варьировать выбор этикетных выражений в соответствии со стилем речи; познакомить с национальной спецификой невербальных средств общения.

 

План лекции

1. Этические нормы.

2. Формулы речевого этикета.

3. Проблема общеупотребительного обращения в неофициальной обстановке.

4. Невербальные средства общения.

5. Национальная специфика жестов.

 

Лекция 10. Основы ораторского искусства (2ч.)

Цель: познакомить с основными понятиями риторики, дать представление о видах и родах красноречия, типологии речей.

План лекции

1. Понятие об ораторском искусстве.

2. Виды и роды красноречия.

3. Разделы классической риторики (инвенция, диспозиция, элокуция, мемориа, акцио).

4. Классификация речей в зависимости от общей цели выступления

 

Лекции 11-12. Композиция публичного выступления (4ч.)

Цель: познакомить студентов с правилами продуцирования эффективной речи; дать представление о структуре выступления, гармоничном сочетании вербального и невербального общения.

План лекции

1. Композиция и план речи.

2. Этапы работы над планом.

3. Особенности вступления речи.

4. Специфика заключения ораторского выступления.

5. Главная часть выступления. Методы преподнесения материала.

6. Убедительность речи. Логические и психологические доводы.

7. Ораторские приемы поддержания внимания у слушателей.

8. Типичные недостатки в композиции публичного выступления.

 

Лекция 13. Ведение полемики (2ч.)

Цель: познакомить студентов с правилами ведения беседы, спора, дискуссии в различных коммуникативных сферах: социально-бытовой, научно-практической, официально-деловой, профессиональной.

План лекции:

  1. Полемика как один из видов спора.
  2. Стратегии и тактики ведения полемики.
  3. Логические уловки в споре.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Практическое занятие 1. Круглый стол

Русский язык и национальная картина мира. Языковая личность.Русский национальный язык

Цель: обсудить актуальные проблемы русского языка и культуры речи в современном обществе; проанализировать особенности употребления разных форм русского национального языка; определить роль и функции русского языка в современном мире.

Вопросы для обсуждения.

1. Современное состояние русского литературного языка. Проблемы экологии языка.

2. Общая культура человека и речевая культура. Языковой вкус.

3. Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Роль и функции русского языка как средства межнационального общения в СНГ. Русский язык как один из мировых языков.

Задания:

1) составление картотеки, иллюстрирующей употребление диалектной, профессиональной, жаргонной лексики в СМИ (в газетных и журнальных статьях, в речи дикторов радио, ведущих ТВ-программ), в художественной литературе. Оценка уместности / неуместности использования слов ограниченной сферы употребления в СМИ;

2) выделение в тексте языковых единиц, находящихся за пределами литературного языка, определение их функциональной нагрузки;

3) анализ текста с целью нахождения языковых единиц, соответствующих современным литературным нормам, и устаревших, не употребляемых в настоящее время форм слов и синтаксических конструкций;

4) обсуждение самостоятельно отобранных материалов прессы, посвященных проблеме статуса русского языка как одного из мировых языков и как средства межнационального общения в СНГ;

5) обсуждение содержания высказываний ведущих лингвистов о русском языке.

Обязательная литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-н/Д., 1995.

2. Граудина Л.К., Дмитриева О.Л., Новикова Н.В., Ширяев Е.Н. Мы сохраним тебя, русская речь! М., 1995.

3. Григорьев В.П. Культура языка и языковая политика // Русская речь. 1990. № 1.

4. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. СПб., 1999.

5. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, А.Ю.Кожевников и др. Под ред. В.Д.Черняк. М., СПб., 2003.

Дополнительная литература

1. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. М., 2003.

2. Граудина Л.К. Мы, мода и язык // Русская речь. 1992. № 1.

3. Граудина Л.К. На перекрестке мнений // Русская речь. 1993. № 1.

4. Григорьев В.П. Культура языка и языковая политика // Русская речь. 1990. № 1.

5. Григорян Э.А. Динамика современной языковой ситуации // Русская речь. 1996. № 2.

6. Денисова М.А. Литературная норма и практика разговорной речи // Русский язык в школе. 1996. № 1.

7. Колесов В.В. Праздное слово // Русская словесность. 1993. № 3.

8. Крысин Л.П. Русский литературный язык на рубеже веков // Русская речь. 2000. № 1.

9. Скворцов Л.И. Язык общения и культура (экология и язык) // Русский язык в школе. 1994. № 1.

10. Ширяев Е.Н. Что такое культура речи? // Русская речь. 1991. № 4-5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.3 (0.016 с.)