Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рывках. Какие специфические черты научного стиля изложения вы заметили?

Поиск

 

Простейшими и, можно сказать, основными фигурами в пространстве являются точки, прямые и плоскости. Наряду с этими фигурами мы будем рассматривать так называемые геометрические тела и их поверхности. Представление о гео­метрических телах дают окружающие нас предметы. Так, например, кристаллы имеют форму геометрических тел, по­верхности которых составлены из многоугольников. Такие поверхности называются многогранниками. Одним из простей­ших многогранников является куб. Капли жидкости в неве­сомости принимают форму геометрического тела, называемо­го шаром. Такую же форму имеет футбольный мяч. Консерв­ная банка имеет форму геометрического тела, называемого цилиндром.

Языковые средства, формирующие научный стиль речи. Средства связи в научном тексте

Языковые средства, формирующие научный стиль речи:

1) глагольно-именные словосочетания вместо соответствующих глаголов (дать оценку, провести измерения);

2) сложносоставные существительные (альфа-частица, государ­ство -участник);

3) номинативные конструкции (отглагольные существительные, цепочки родительных падежей, цепочки предложно-падежных конструкций);

4) причастные и деепричастные обороты;

5) вводные слова и вводные конструкции (вероятно, возможно, таким образом и др.);

6) определенно-личные, неопределенно-личные, безличные пред­ложения;

7) страдательные конструкции;

8) сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины, а также с определительными придаточными;

9) сложные предлоги (в течение, в результате, в соответствии с..., в отличие от..., в связи с... и др.) и сложные союзы (ввиду того что, вследствие того что, после того как, несмотря на то что, как так и др.);

10) бессоюзные сложные предложения.

Задание № 9. Прочитайте текст тезисов. Подчеркните языковые средства, ха­рактерные для научного стиля.

Управление переходным процессом генератора кратковременного действия

Рассматривается переходный процесс синхронного генератора кратковременного действия, сопровождающийся существенным падением угловой скорости. Генера­тор включен на активно-индуктивную нагрузку и работает за счет кинетической энергии предварительно раскрученного маховика, механически связанного с ро­тором. Определен закон изменения напряжения возбуждения, обеспечивающий заданное изменение мощности в течение рабочего процесса, за исключением ма­лого интервала времени после включения генератора на нагрузку.

Показано, что для получения постоянной мощности на нагрузке необходимо вре­менное снижение напряжения в начале рабочего процесса вплоть до его ревер­сирования и лишь затем постепенное его увеличение.

Задание № 10. Прочитайте текст. 1. Определите, к какому стилю речи относится текст. Найдите языковые средства, характерные для этого стиля. 2. Найдите и подчеркните языковые средства, нехарактерные для этого стиля. Является ли их употребление стилистической ошибкой? Аргументируйте свое мнение.

Боязнь разочарования

Когда читатель нашего времени покупает и открывает новую книгу по истории или этнографии, он неуверен, что прочтет ее даже до середины. Книга может по­казаться ему скучной, бессмысленной или просто не отвечающей его вкусу. Но читателю-то еще хорошо: он просто потерял два-три рубля, а каково автору? Сбо­ры сведений. Постановка задачи. Десятилетия поисков решения. Годы за пись­менным столом. Объяснения с рецензентами. Борьба с редактором. И вдруг все впустую — книга неинтересна! Она лежит в библиотеках... и ее никто не берет. Значит, жизнь прошла даром.

Это так страшно, что необходимо принять все меры для избежания такого резуль­тата. Но какие? За время обучения в университете и в аспирантуре будущему ав­тору нередко внушается мысль, что его задача — выписать как можно больше ци­тат из источников, сложить их в каком-либо порядке и сделать вывод: в древности были рабовладельцы и рабы. Рабовладельцы были плохие, но им было хорошо; рабы были хорошие, но им было плохо. А крестьянам жилось хуже. Все это, конечно, правильно, но вот беда — читать про это никто не хочет, даже сам автор. Во-первых, потому, что это и так известно, а во-вторых, потому, что это не объясняет, например, почему одни армии одерживали победы, а другие терпели поражения и отчего одни страны усиливались, а другие слабели. И наконец, почему возникали могучие этносы и куда они пропадали, хотя полного вымира­ния их членов заведомо не было.

Все перечисленные вопросы целиком относятся к избранной нами теме — вне­запному усилению того или иного народа и последующему его исчезновению. Яркий пример тому — монголы XII—XVII вв., но и другие народы подчинялись той же закономерности. Покойный академик Б. Я. Владимирцов четко сформулиро­вал проблему — «Я хочу понять, как и почему все это произошло?», но ответа не дал, как и другие исследователи. Но мы снова и снова возвращаемся к этому сю­жету, твердо веруя, что читатель не закроет книгу на второй странице.

Совершенно ясно, что для решения поставленной задачи мы должны прежде все­го исследовать саму методику исследования. В противном случае эта задача была бы уже давно решена, потому что количество фактов столь многочисленно, что речь идет не об их пополнении, а об отборе тех, которые имеют отношение к делу. Даже современники-летописцы тонули в море информации, что не прибли­жало их к пониманию проблемы. За последние века много сведений добыли ар­хеологи, летописи собраны, изданы и сопровождены комментариями, а востоко­веды еще увеличили запас знаний, кодифицируя различные источники: китайские, персидские, латинские, греческие, армянские и арабские. Количество сведений росло, но в новое качество не переходило. По-прежнему оставалось неясным, каким образом маленькое племя иногда оказывалось гегемоном полу­мира, затем увеличивалось в числе, а потом исчезало.

Автор данной книги поставил вопрос о степени нашего знания, а точнее — не­знания предмета, которому исследование посвящено. То, что на первый взгляд просто и легко, при попытке овладеть сюжетами, интересующими читателя, превращается в загадку. Поэтому обстоятельную книгу писать надо. К сожале­нию, мы не можем сразу предложить точные дефиниции (которые, вообще го­воря, весьма облегчают исследование), но, по крайней мере, мы имеем возмож­ность сделать первичные обобщения. Пусть даже они не исчерпают всей сложности проблемы, но в первом приближении позволят получить результаты, вполне пригодные для интерпретации этнической истории, которую еще пред­стоит написать.

(Л. Н. Гумилев. Этногенез и биосфера Земли)

Задание № 11. Прочитайте список типичных языковых конструкций, используе­мых при написании заявлений. Составьте и запишите предложе­ния с каждой из предложенных конструкций.

 

Типичные языковые конструкции заявления

 

Конструкция Пример употребления
Ввиду(чего) Ввиду срочного отъезда из города
В силу(чего) В силу отсутствия средств
Вследствие (чего) Вследствие изменения расписания
За неимением (чего) За неимением средств на покупку аппаратуры
По причине (чего) По причине болезни
Согласно (чему) Согласно утвержденному плану
В связи с(чем) В связи с отсутствием
Благодаря(чему) Благодаря помощи коллег
За недостатком (чего) За недостатком средств

Задание № 12. Найдите 6 ошибок в данном заявлении. Отредактируйте текст.

 

Декану экономического факультета Технологического университета

проф. С. С. Инину

от Иванцова Н. Ю.

 

Заявление.

В связи с тем что я устроился на работу в филиал фирмы «Стронг», прошу перевести меня на вечернее отделение, так как я не могу учиться в дневное время.

С уважением

 

_________________Н.Ю. Иванов

11 сентября 2003 г.

Задание № 13. Найдите ошибки в данных заявлениях (по 6 ошибок в каждом). Отредактируйте данные тексты.

А

Директору завода «Энергия» г-ну Ю. И. Селину

от инспектора отдела кадров Губиной С. С.

 

Заявление

Так как я находилась в больнице в течение последних двух месяцев, прошу дать мне внеочередной отпуск из-за состояния здоровья. Справка есть.

 

 

________________________С. С. Губина

 

04.05.2003 г.

 

Б

 

Директору фирмы «Мир» госп-ну Ю. П. Афанасьеву

от Иванова С.А.

 

 

Настоятельно прошу дать мне отгул на завтра в связи с причинами глубоко личного характера.

 

 

10 марта 2003

 

___________С. А. Иванов

Задание № 14. Напишите заявления с просьбой: 1) оказать вам материальную помощь; 2) перевести вас с одного факультета на другой; 3) про­длить вам экзаменационную сессию; 4) изменить расписание занятий; 5) принять на работу на должность менеджера фирмы.

Задание № 15. Прочитайте образец доверенности. Определите, из каких эле­ментов (реквизитов) состоит текст доверенности. Надпишите названия реквизитов.

Доверенность

Я, Гошин Павел Михайлович, студент механического факультета Технического инсти­тута, доверяю Ивановой Анне Сергеевне, проживающей по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Озерная, д.6, кв. 9, паспорт: серия 4009 № 145676, выдан 34-м отделением милиции г. Санкт-Петербурга 10 марта 2000 г., получить мою стипендию за июнь 2000 г. в сумме 150 (сто пятьдесят) рублей.

 

________П. М. Гошин

25.05.2000 г.

 

Подпись П. М. Гошина удостоверяю,

декан механического факультета

Г. Г. Сонин 26.05.2000 г.

Печать

Задание № 16. Найдите 5 ошибок в приведенной ниже доверенности. Исправь­те их. Отредактированный вариант запишите.

 

Я, Васильева Ольга Владимировна, доверяю получить мою стипендию студентке инже­нерно-строительного факультета Симоновой Алле, паспорт 40 02 173511, выдан 70 отде­лом милиции, получить мою стипендию за январь в связи с моей поездкой в Финляндию.

 

Васильева

 

Задание № 17. Напишите доверенность: а) на получение 10 000 рублей с ваше­го вклада в банке каким-либо лицом, б) на покупку автомобиля на ваше имя, в) на получение посылки на почте, г) на получение заработной платы в кассе организации.

Задание № 18. Прочитайте образец объяснительной записки. Определите, из каких элементов (реквизитов) состоит ее текст. Надпишите на­звания реквизитов.

Заведующему кафедрой русского языка

Н. В. Петрову

Смирновой А. Н.,

студентки группы № 1125 гуманитарного факультета

Объяснительная записка

Я, Смирнова Анна Николаевна, отсутствовала на занятиях по русскому языку и культуре речи с 14.03.03 по 18.04.03 в связи с вынужденным отъездом к заболевшей матери в го­род Новгород. Справку о болезни матери из районной поликлиники № 4 Новгорода при­лагаю.

 

 

__________А. Н. Смирнова

15 апреля 2003 г.

Задание № 19. Напишите объяснительную записку, необходимую в следующих ситуациях: а) вы не явились на экзамен, б) вы опоздали на работу,в) вы не выполнили распоряжение руководства (например, не подготовили офисную технику к презентации).

Задание № 20. Прочитайте образец расписки. Определите, из каких элементов (реквизитов) состоит ее текст. Надпишите названия реквизитов.

 

Расписка

Я, Чернова Светлана Игоревна, начальник технического отдела ЗАО «ЛОТ», получила со склада фирмы 1 (один) цветной телевизор марки «Филипс» для использования в отделе в течение месяца.

 

Чернова

1 ноября 2001 г.

Задание № 21. Напишите расписку в получении: а) мультимедийного проектора для проведения студенческой научной конференции, б) экспо­натов музея (экспозиции) для проведения доклада, в) спортив­ного инвентаря.

Задание № 22. Отредактируйте текст заявления.

Заведующему поликлиники №5 от водителя Петрова Е. Н.

 

Заявление

Уважаемый заведующий поликлиникой! Прошу освободить меня от работы на ближайшие два дня. Я не могу выйти на работу по семейным проблемам.

 

С уважением Е. Н. Петров

10 марта 2002 г.

Задание № 23. Отредактируйте текст доверенности.

 

Доверенность

Я Андреева С. А., доверяю моему мужу Андрееву И. Г. получить мою зарплату за но­ябрь 2002 г. В связи с тем, что я нахожусь в больнице.

 

2 декабря 2002 г. С. А. Андреева

 

Задание № 24. Прочитайте доверенность, написанную К. И. Чуковским в юмо­ристическом ключе. Напишите доверенность в официально-де­ловом стиле.

 

Доверенность

Пусть Воронину Сергею отдадут мою зарплату. Он, как будто, человек честный и, на­деюсь, денег моих не растратит.

Задание № 25. Познакомьтесь со структурой делового письма.

Структура текста Речевые конструкции
1. Обращение Используется стандартное обращение (должность, фамилия, имя, отчество). Возможно использование прилагательных. Если не предполагается конкретное лицо, обращение можно опустить Уважаемый (многоуважаемый, высокоуважаемый (к высокопоставленным чиновникам)) Дорогой (к хорошо знакомому адресату) Уважаемые господин Иванов! господин директор! Фридрих! господа! дамы и господа! коллеги!
2, Вводная часть Излагается повод для письма В связи с... Согласно контракту от 21.01.02 № 15/10... Нами рассмотрены Ваши предложения
3. Основная часть Формулируется главная цель письма: сообщение; предложение; отказ; ответ; запрос; просьба; гарантия; напоминание; приглашение; благодарность; рекламация. Суть дела излагается от первого лица в ед.ч. или мн.ч., а также от третьего лица. Необходимо четкое деление на абзацы (абзац — замкнутая смысловая единица) Рады сообщить Вам... Информируем Вас о том, что... Извещаю, что... Ставлю Вас в известность, что... Сообщаю Вам, что... Имеем честь предложить Вам... К сожалению, мы не можем принять... Компания не может принять Ваши условия... Со своей стороны хотели бы попросить Вас... Просим рассмотреть вопрос/ подтвердить заказ/ сообщить о решении... Прошу ответить... Просим выслать... Направляем Вам... Высылаем Вам... Напоминаем Вам... Подтверждаю, что...
4. Заключение Выражается надежда на ответ, на положительное решение вопроса, выражается признательность, пожелание, чтобы переписка была продолжена и т. п. Надеемся получить ответ в ближайшее время... Просим ответить в двухнедельный срок... Ожидаем Вашего согласия,.. Выражаем надежду (надеемся) на дальнейшее сотрудничество (продолжение нашего сотрудничества)... Заранее благодарны... Искренне Ваш... С уважением...

Задание № 26. Составьте и запишите текст письма-приглашения (например, на выставку-ярмарку, конференцию или семинар).

 

Задание № 27. Составьте и напишите деловому партнеру.

 

1. Письмо-просьбу, используя все реквизиты делового письма. С содержанием данного письма согласуется употребление ключевого глагола «просить». В тек­сте возможна стандартная формула мотивации «В целях ознакомления с...».

2. Письмо-ответ. С содержанием данного письма согласуется употребление клю­чевой формулы «В ответ на Ваше письмо от...». Если вы не можете выполнить просьбу, употребите вводное слово «к сожалению», что является предельной возможностью выражения эмоции в деловой документации.

3. Письмо-приглашение. Текст письма может начинаться так: «Приглашаем Вас принять участие в работе семинара (в выставке)...». Далее следует указать вре­мя и место проведения, программу мероприятия приложить к письму.

4. Письмо-напоминание. Ключевым словом в тексте такого письма будет глагол «напоминать». Текст письма можно начать с фразы «Напоминаем Вам, что до се­минара (выставки, съезда) остается 2 недели (1 месяц, 5 дней). Просим по кана­лам быстрой связи еще раз подтвердить Ваше участие».

5. Письмо-благодарность. Основа такого письма может быть следующей: «Благо­дарим Вас за приглашение участвовать в работе Вашего семинара, а также за присланную Вами программу...»

 

Задание № 28. Прочитайте юмористический рассказ 0. Новожилова «Не Чехов». Определите нарушения требований к официально-деловому стилю в первом и втором письмах. Используя факты, упомянутые в двух письмах, составьте текст делового письма в соответствии с требо­ваниями стиля и структуры этого речевого жанра.

 

Директор механического завода делал третью попытку прочесть официальное письмо, подготовленное его заместителем.

«На Ваш № 475/16 от 16.12.77 г. в настоящем сообщаем, что в силу того, что фактическое наличие запрашиваемых сведений в части частей к редуктору РМ-250 подтвердилось частично, обращаемся с просьбой разрешить пролонги­ровать с целью увеличения наличия существующего сог...» — Директор сломал карандаш, швырнул обломки и поднял телефонную трубку.

— Антон Палыч, зайди, пожалуйста, ко мне...

Через минуту заместитель появился в кабинете.

— Ты, Антон Палыч, деловой человек, опытный работник, но, послушай, когда я отучу тебя от этого бюрократического стиля? Пишешь письмо, причем в мини­стерство, и что ты думаешь, там твои спирали читать будут?

— Так ведь я... не Чехов, — привычно буркнул Антон Палыч.

— Возможно, ты не Чехов и не Анатоль Франс, но простое письмо ты написать мо­жешь?

Заместитель сокрушенно молчал. Директор посмотрел на него и смягчился.

— Вот что... Бери это письмо и переделывай. Пиши просто, никаких «увеличения наличия». Небось в личных письмах изъясняешься нормальным языком? Посмот­реть, письмо я уже не смогу: вызывают в Москву на совещание.

Через пять дней, в разгар совещания, заместитель министра прочел «для разряд­ки» официальное письмо, адресованное ему механическим заводом.

«На Ваш № 475/16 от 16.12.77 г.

Здравствуйте!

В первых строках своего письма спешу сообщить, что письмо Ваше мы получили, за что большое Вам спасибо. Все живы-здоровы, чего и Вам желаем. Погода у нас стоит хорошая, правда, вчера выпал снег, но он растаял. Насчет дела, о котором Вы спрашивали, могу сообщить, что эти вахлаки с заво­да запчастей совсем перестали посылать шестерёночки, а когда если и при­шлют, то у них зубешки не сходятся. Так что из запасов, которые были, скоро останется шиш с маслом. Очень прошу, рявкните на них между делом, а то ника­кой нет управы и возможностей в смысле обуздания с нашей стороны.

До свидания. Ждем ответа, как соловей лета. Заместитель директора механического завода А. П. Чечкин».

Задание № 29. «Переведите» на русский литературный язык следующие фразы:

Когда я нарисовался в потрясном прикиде, Петров выпал в осадок.

Всю дорогу со страшной силой хиляя по лесу, Серый волк подклеивался к классной чувихе в потрясной красной шапочке.

Я живу в одной колоссальной хате. У меня есть папахен, мамахен и брудер Димка, между нами говоря, чувак большой марки.

Я решил засветиться, забиваю тебе стрелку в парке, приходи, у нас классная тусовочка.

 

Задание № 30. В данных предложениях зашифрованы известные пословицы и поговорки. «Переведите» с русского на русский.

Пример: Бинарный характер высказываний индивидуума утратившего социальную активность. – Бабушка надвое сказала.

 

Оптимизация динамики работы тяглового средства передвижения, связанная с устранением изначально деструктивной транспортной единицы.

Проблемы транспортировки жидкостей в сосудах с переменной структурой плотности.

Нестандартные методы лечения сколиоза путем отправления ритуальных услуг.

Проблемы повышения мелкодисперсионности оксида двухатомного водорода механическим путем.

Положительное воздействие низкого коэффициента интеллекта на увеличение совокупности задач в процессе осуществления трудовой деятельности.

Солипсизм домашней птицы по отношению к нежвачным млекопитающим отряда парнокопытных.

Характерные внешние приметы как повод для узурпации наиболее благоприятного социального статуса на рынке.

Синдром отказа от легитимизации, опирающийся на отсутствие возможностей быстрой идентификации личности.

Влияние сезонно-погодных условий на процесс бухгалтерского учета пернатых.

Амбивалентная природа нейронных импульсов, испускаемых корой головного мозга.

Закономерности соотношения длины ороговевшего эпидермиса с количеством серого вещества в черепной коробке.

Разновидность юридического акта, превалирующего над валютными средствами.

Антитезисные свойства умственно-неполноценных субъектов в контексте выполнения государственных нормативных актов.

Отсутствие прогресса-регресса в метаболизме организма при изменении соотношения жиров и углеводов в традиционном блюде оседлых народов.

Место насекомовидных в иерархических системах пирамидального типа.

Закономерность возрастания личностной ценности субъекта после получения травматического опыта.

 

Раздел 7. Риторика

Задание № 1. Познакомьтесь с толкованием слова риторика в различных словарях. Какие значения выделяют словари у слова риторика? Какие оттенки имеет первое значение и как они связаны с основным значением? Чем отличается толкование переносного значения в том и другом словаре? Придумайте предложения на все значения слова риторика.

Риторика — 1.Ораторское искусство, теория красноречия / / Учебный предмет, излагающий теорию красноречия // Учеб­ная книга, излагающая основы этой теории. 2. Перен. Эффект­ность, внешняя красивость речи, напыщенность. 3. В стари­ну — название младшего класса духовной семинарии (Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. Т. 12. М.-Л., 1961).

Риторика [гр. rhetorike] — 1. В античности и в последую­щие времена — теория и искусство красноречия; 2. Перен. На­пыщенная, красивая, но малосодержательная речь (Совре­менный словарь иностранных слов. М., 1999).

Задание № 2. Познакомьтесь с письмом к сыну Ф. Честерфилда, известного английского писателя, государственного деятеля и дипломата. Кого автор называет оратором? Что, по его мнению, является главным в ораторском искусстве? Чему он отдает предпочтение – форме или содержанию? Какие наставления дает писатель молодому человеку? Согласны ли вы с его пониманием ораторского искусства? Если нет, обоснуйте свою позицию.

 

Милый мальчик!

В течение последних сорока лет я, должно быть, не сказал и не написал ни одного слова, не подумав сначала, хорошо оно или плохо и нельзя ли заменить его более удачным. Неблагозвучная или шероховатая фраза режет мне ухо. И я, как и все люди на свете, охотно бы поступился известной долей смысла ради того, чтобы слова моилучше звучали. Должен прямо и откровенно признаться тебе без всякого тщеславия и ложной скромности, что если я и приобрел какое-то имя, как оратор, то я в большей степени обязан этим вниманию, которое я уделяю своему стилю, нежели самому содержанию моих речей, которое в силу обстоятельств ничем не отличается от того, что говорят другие. Когда ты будешь высту­пать в парламенте, репутация твоя как оратора будет гораздо боль­ше зависеть от твоих слов и периодов, нежели от того, о чем ты говоришь. По одному и тому же вопросу каждому здравомысля­щему человеку приходят в голову примерно одни и те же сообра­жения, и лишь та форма, в которую они облечены, вызывает вни­мание и восхищение слушателей.

Я всеми силами стремлюсь, чтобы именно в парламенте ты сде­лался заметной фигурой; я хочу, чтобы ты мог собою гордиться и дал мне основание гордиться тобою. Иными словами, ты должен сделаться там хорошим оратором. Я говорю «должен», потому что знаю, что ты сможешь, если только захочешь. Толпа, которой свой­ственно ошибаться, смотрит на оратора и на комету с одинаковым изумлением и восхищением, считая и то, и другое явлениями сверхъестественными. Эта ошибка часто отбивает у молодых лю­дей охоту испытать свои силы на этом поприще; хорошие же ора­торы нисколько не возражают, если талант их почитают чем-то из ряда вон выходящим и чуть ли не дарованным им господом бо­гом. Но давайте вместе подумаем, что же такое на самом деле хороший оратор, давайте сдерем с него эту наносную мишуру, ко­торой его покрыло собственное тщеславие и невежество окружаю­щих, и мы увидим, что проще всего определить его можно именно так: разумный здравомыслящий человек, умеющий правильно рас­суждать и изящно выразить собственные мысли по поводу того, о чем идет речь. Разумеется, здесь нет никакого волшебства. Ум­ный человек, даже если у него нет поразительных, из ряда вон выходящих дарований, о чем бы он ни говорил, не станет говорить бессмыслицы; если же у него есть хоть малейшая доля вкуса и он способен сделать над собой усилие, не станет и говорить неизящ­но. К чему же в итоге сводится все это могучее и окутанное покровом тайны искусство говорить в парламенте? К тому, что человек, выступающий в палате общин, говорит в стенах парламента, перед четырьмястами людей, высказывая свое мнение по данному пред­мету, то самое, которое он без особого труда высказывал бы перед четырнадцатью гостями любого английского дома, сидя у камина или же за столом; и эти-то четырнадцать человек могут оказаться лучшими судьями и более строгими критиками того, что он гово­рит, нежели любые четырнадцать депутатов палаты общин.

Мне часто случалось говорить в парламенте, причем иногда, когда я кончал речь, раздавались рукоплескания; потому я на осно­вании собственного опыта могу тебя уверить, что это не бог весть что. Больше всего впечатления на слушателей производят изяще­ство стиля и построение периода. Дай им услышать в твоей речи хотя бы один-два стройных и округленных периода, которые они могли запомнить и повторить, — и они возвратятся домой доволь­ные, так как люди возвращаются из оперы, напевая дорогой какой-нибудь особенно поразивший их и легко запоминавшийся мотив. Большинство людей обладает слухом, но лишь очень немногие способны рассуждать; сумей пленить их слух — и ты уловишь в свои сети их разум, какой бы он у них ни был.

Цицерон, понимавший, что достиг высшей ступени в своей про­фессии (а в его времена красноречие было профессией), для того чтобы выделить себя из всех, в своем трактате «De oratore» утвер­ждает, что оратор — это человек, какого в действительности ни­когда не было и не будет. Отправляясь от этого ложного положе­ния, он заявляет, что оратор непременно должен знать все искус­ства и все науки — иначе как же он сможет о них говорить. Но при всем моем уважении к столь большому авторитету, должен, одна­ко, сказать, что в моем представлении оратор — это нечто совер­шенно иное, и я уверен, что в этом смысле я ближе к истине, чем он. Оратором я называю человека, который умеет здраво рассуж­дать и изящно выразить мысль, о каком бы предмете он ни гово­рил. Насколько я знаю, ни геометрические задачи, ни алгебраичес­кие уравнения, ни химические процессы, ни анатомические опыты никогда не были предметами красноречия, поэтому я со всем сми­рением утверждаю, что человек может быть очень хорошим ора­тором, не имея ни малейшего представления о геометрии, алгеб­ре, химии или анатомии. Предметом же парламентских прений являются исключительно вопросы общего характера.

Я пишу здесь все, что приходит в голову и что, мне кажется, может способствовать формированию твоих взглядов или просто оказаться для тебя интересным. Хорошо, если бы мои труды не пропали даром! А они не пропадут, если ты станешь уделять себе хотя бы половину того внимания, которое тебе уделяю я. Прощай.

 

Задание № 3. Познакомьтесь с характеристиками индиви­дуальных речевых типов, предложенными С. Ф. Ивановой в книге «Специфика публичной речи» (М., 1978). К какому типу вы относитесь? Определите, что вам необходимо для совер­шенствования речевых способностей.

Рационально-логический тип. К этой группе относятся люди, эмоциональная сфера которых часто остается скрытой от постороннего взгляда, хотя их сдержанность вовсе не озна­чает отсутствия эмоциональности. Они больше склонны к ана­лизу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыва­нию отличается последовательным отбором и строгой систе­матизацией материалов, обдумыванием и разработкой подроб­ного плана. Этот выношенный план как бы «сидит у них внут­ри», и, как правило, ораторы такого типа во время выступле­ния не пользуются им. Их часто заботит другое: как бы свою речь сделать более яркой, эмоциональной и какие подобрать примеры, иллюстрирующие и аргументирующие основную мысль, чтобы заинтересовать аудиторию. Наблюдения пока­зывают, что чаще всего «логиками» бывают люди сангвиничес­кого темперамента (сангвиник — человек с заметной психичес­кой активностью, быстро отзывающийся на окружающие со­бытия, стремящийся к частой смене впечатлений, сравнитель­но легко переживающий неудачи и неприятности, живой, под­вижный, с выразительной мимикой и движениями).

Эмоционально-интуитивный тип. Люди этого типа гово­рят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами и ка­ламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логичес­кой последовательностью речи и «свести концы с концами». Ораторы этого типа, если не запасутся строгим планом, учи­тывающим жесткие временные рамки, могут «занестись», по­терять мысль и в результате свести на нет эффект своей блис­тательной речи — остается впечатление эмоциональной болтов­ни. План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального типа оратора с холерическим темпераментом (холерик — человек, очень энергичный, способный отдаваться делу с особой страс­тностью, быстрый и норовистый, склонный к бурным эмоцио­нальным вспышкам и резким сменам настроения, со стреми­тельными движениями).

Философский тип. Люди, относящиеся к этой группе, труд­нее всего поддаются описанию, так как бывают более или ме­нее эмоциональны, более или менее склонны к анализу; иног­да бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскапывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаря­ют все найденной идеей. Всех их объединяет, несмотря на част­ные индивидуальные различия, одна общая черта — стремле­ние к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот про­цесс аудиторию. И все же следует подчеркнуть, что в речи ин­дивидуальность «философов» наименее резко выражена, так как в людях этого типа с разной мерой преобладания проявляются и способность к анализу, и внутренняя эмоциональность, и даже лиризм. Чаще всего эту группу составляют люди флегмати­ческого темперамента (флегматик — человек невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со сла­бым внешним выражением душевных состояний).

Лирический, или художественно-образный тип. Натуры художественные мыслят более образами, чем логическими ка­тегориями, хотя это вовсе не означает, что логика в их рас­суждениях отсутствует. Глубокая эмоциональность, своеоб­разный лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлитель­ность, проникновенность — вот черты, характерные для лю­дей этого типа, хотя в частных проявлениях ораторы этого рода могут довольно сильно отличаться друг от друга. Чаще всего этот тип имеет в своей основе характер меланхоличес­кий, утонченный (меланхолик — человек впечатлительный, с глубокими переживаниями, легко ранимый, но внешне слабо реагирующий на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенностью речи).

 

Задание № 4. Познакомьтесь с характеристиками разных ви­дов ораторской речи в зависимости от общей целевой установки, данными П. Сопером в книге «Основы искусства речи». В чем специфика каждого вида речи?

 

Общая цель может заключаться в том, чтобы развлечь, информировать, воодушевить, убедить, призвать к действию. В известной мере мыслимо и сочетание этих целей. Например, речь развлекательного порядка иной раз не обойдется без ин­формации и даже без элементов воздействия. Речь, склоняю­щая к действию, не будет иметь успеха, если она не занимательна, не поучительна, не вдохновляет и не убеждает. Но ора­тор должен ясно представлять себе, какая же из общих устано­вок является преобладающей, и в соответствии с этим строить свою речь.

Развлекательная речь

Такая речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. Можно было бы сказать, что ее цель просто под­держать внимание и интерес слушателя, но здесь имеется в виду занимательность — интерес как самоцель. Ее часто слы­шишь на банкете и в иной обстановке, где люди встречаются, чтобы в приятном общении провести время.

Информационная речь

Задача информационной речи не только побудить любозна­тельность, но и дать новое представление о предмете. Она мо­жет быть повествованием, описанием, объяснением. Повество­вание — это движение; описание расчленяет предмет, показы­вает его частности и придает им наглядный вид, как на карти­не; объяснение показывает, каков предмет в действии и каково его устройство. Во всех информационных речах преобладает какая-либо одна из этих характерных черт.

Информационная речь должна отвечать следующим тре­бованиям:

а) В ней не должно быть ничего спорного.

б) Она должна вызывать пытливость.

в) Она должна удовлетворять запросы слушателя.

г) Сообщение должно быть актуально.

3. Воодушевляющая речь

Агитационные речи в общем можно разбить на три груп­пы: речи с целью воодушевить, речи с целью убедить и речи с целью вызвать активную реакцию. На деле эти три вида общих целевых установок нередко перекрывают частично друг друга. Большинство речей с целью убедить вызывают действенные порывы, как и речи, склоняющие к действию. Сплошь и рядом бывает трудно сказать, где кончается ясное постижение вопроса и возникают изменившееся убеждение и потребность дей­ствия.

Тем не менее многие речи лучше всего определить как речи с целью внести ясность в вопрос, подчеркнуть его значение и воодушевить слушателя, так как их главная цель не в том, что­бы представить новые данные, переубедить или вызвать дей­ствие. Большинство речей на политических или спортивных собраниях и выступлений с приветствиями, с оценкой заслуг и в ознаменование событий и явлений, а также беседы по вопро­су о значении моральных и общественных ценностей, пропове­ди, по сути, представляют собой воодушевляющие речи.

Убеждающая речь

Убедить — значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это чисто логическая за­дача. На практике эти речи рассматривают как агитационные, в которых любыми методами — логическими или иными — ора­тор убеждает соглашаться с ним в спорном вопросе. Но хотя такая речь стремится определить образ мышления и поведе­ния, она не представляет собой призыва к непосредственному действию.

Призывающая к действию

Слушателя призвали к действию: к новому, к продолже­нию или прекращению прежнего. Следовательно, его убедили. Призыв к действию бывает прямым и косвенным; действие может наступить когда-нибудь или немедленно. Но имеются в виду действия самих слушателей, а не отсутствующих.

Агитационной речи свойственны отличительные черты д



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 2089; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.137.175 (0.021 с.)