Раздел 2. Морфологические нормы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Морфологические нормы



Образование форм имени существительного

ЗАДАНИЕ № 1. Исправьте речевые ошибки в предложениях. Объясните причины их появления.

Я бы хотел иметь какого-нибудь животного, чтобы ухажи­вать за ним. Авторитетная жюри признала работу этого актё­ра самой яркой. Лёня рос круглой сиротой. Окна и двери ре­бята выкрасили импортным белилом. Герои-шофёры возили по Ладоге хлеб и доставляли солдатам на фронты. Только один листок виднеется на кусту орешника. Инженера везде требу­ются. Старый армян выдал свою дочь замуж и очень тосковал по вей. Жестокий юноша не слушал мольб своей старой мате­ри. Я напою тебя отличным кофем. Зимой белка вытащит боровика из дупла в съест его. Когда мальчик перелезал через забор, одна валенка свалилась с его ноги. Катя научила меня танцевать старинный танго. У меня кончилось чернило, и я не могу больше писать. Мы с подру­гой приехали с дач в один и тот же день. Она теперь у меня в долге. В Историческом музее я видел старинные ружьи. Все собаки были со своими хозяинами. В одной клетке мы увиде­ли какого-то непонятного зверёнка. На Кавказе много глубо­ких ущельев.

ЗАДАНИЕ № 2. Исправьте речевые ошибки в предложениях. Объясните причины их появления.

 

В вашем дворе дети обожают играть в казаков-разбойни­ков. Больной мозоль не давал мне покоя весь день. Старик стал несчастным жертвой этих обстоятельств. Обрежь лиш­ние нитки ножницей. Врач Носкова принимает больных только по записям. Часовой всю ночь простоял на посте. Недры на­шей земли богаты полезными ископаемыми. Ребята из дет­ского сада были в зоопарке и видели там маленьких верблюжонков. Врачи говорят правду только родным, поэтому нуж­но, чтобы пришёл кто-то родной. Дай мне поиграть твоей машиной, а ты возьми мои куклы. Окно занавешено красивой белой тюлью. Моя сестра — спорт­смен-разрядник. Профессия милиционера нравится мне тем, что в ней много опасностей и разных рисков. Небо затянуто сплошным серым облаком. В смертельном бое Мцыри побе­дил барса. В этом кафе можно купить разнообразные торта. Мы долго наблюдали за ярким пламем костра.

ЗАДАНИЕ № 3. Исправьте речевые ошибки в предложениях. Объясните причины их появления.

 

Хозяева запрягали в одни сани два медведя и сажали туда гостей. У моей собачки смешной хохолок как у свиристеля. На этой иллюстрации изображена одна из главных героев по­вести. Прежде чем отправиться в поход, надо запастись продоводьствиями. В книге хорошо написано про окрестность города Петербурга. Налейте мне, пожалуйста, чайка и насыпь­те сахарка. Новых сапогов у него, конечно, нет и никогда не было. Не знаете ли вы, сколько сейчас время? Мама постелила на кровать новую покрывалу. Море мож­но раскрасить синим гуашем. Во время войны моя бабушка была миномётчиком. Им приказали сдать все оружия. Вода используется также и для хозяйственной цели. Сейчас хлебу у нас вдоволь. Подумать только, сколько платий висит у неё в шкафу, а она всё требует новые. Мама проводит со мной больше время, чем папа.

 

ЗАДАНИЕ № 4. От слов, обозначающих название профессии, образуйте форму женского рода там, где это возможно.

 

Артист, врач, директор, корректор, инженер, лётчик, па­рикмахер, певец, писатель, продавец, редактор, ткач, техник, тракторист, токарь, санитар, слесарь, секретарь, спортсмен, учи­тель.

 

ЗАДАНИЕ № 5. Определите род существительных. Напишите словосочетания, подбирая к каждому слову прилагательное.

 

Боа, гороно, депо, Дели, довесок, иваси, какао, колибри, Капри, картофель, кашне, меню, мозоль, МГУ, НАТО, ста­тус-кво, Сухуми, тюль, такси, Чили, цеце, шимпанзе, Янцзы, шампунь, кофе.

 

ЗАДАНИЕ № 6. Прочтите предложения, используя правильную форму собственных имен.

 

1. В детстве он охотно читал Жюл... Верн... 2. Театр поста­вил новую пьесу Жан...-Пол... Сартр... 3. Сказки Ганс... Хри­стиан... Андерсен... любят дети всего мира. 4. Взгляды фило­софов обратились к Август... Шлегел... 5. Это письмо было написано американской девочкой Самант... Смит... 6. Декла­рация была подписана Роберт... Смит... 7. Заседание состоя­лось на кафедре у профессора Гордейчук... 8. Эти книги при­слали для студентки Гаврилюк... 9. Артист исполнил прекрас­ные сонеты Петрарк... 10. На концерте прозвучали произве­дения Майбород... 11. Эти сказки написали братья Гримм... 12. Новое произведение Генрих... и Томас... Манн... было вы­пущено небольшим тиражом. 13. Франклин и Элеонора Руз­вельт... посетили концерт известного певца. 14. Супруги Клин­тон... прибыли на отдых в Калифорнию. 15. Муж и жена Роб­сон... совершили путешествие на яхте около западного побере­жья.

ЗАДАНИЕ № 7. От данных слов образуйте формы именительно­го падежа множественного числа. Составьте с ними словосочетаниями.

 

Автор, адрес, берег, бухгалтер, вексель, директор, договор, доктор, инструктор, катер, конструктор, инспектор, корректор, лектор, трактор, прожектор, торт, цех.

 

ЗАДАНИЕ № 8. Образуйте форму именительного падежа множе­ственного числа от данных существительных.

 

Корпус... (здания, войсковые соединения) — корпус... (ту­ловища); образ... (иконы) — образ...(художественно-литературные); орден… (знаки отличия) – орден … (рыцарские и монашеские общества); повод… (побуждения).

ЗАДАНИЕ № 9. От приведенных ниже слов образуйте родитель­ный падеж множественного числа.

 

Абрикосы, ананасы, апельсины, баклажаны, бананы, ба­рышни, басни, башни, бланки, гектары, грузины, зразы, иглы, карты, килограммы, мандарины, носки, оладьи, осетины, по­гоны, полотенца, простыни, сапоги, туфли, чулки, чулочки, яблони, ясли.

ЗАДАНИЕ № 10. Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте вы­бранное вами окончание.

 

1. Рядом с торговым центром открыт... кафе-столовая. 2. Плетён... кресло-качалка стоял... на террасе. 3. Театр-сту­дия О. Табакова воспитал... немало талантливых актеров. 4. С приходом нового директора музей-квартира А. Ахматовой по­полнил... новыми экспонатами. 5. Книга-справочник для ав­толюбителей издан... и поступил... в продажу. 6. Архитектор Серова рассказал... корреспондентам о проекте нового жилого комплекса на окраине столицы. 7. Российская творческая ин­теллигенция, в частности киноработники, был... отмечен... на­градами правительства. 8. Все, даже мама, был... сегодня про­тив него. 9. «Фигаро» (журнал) опубликовал... новые сведения о похищении французского бизнесмена. 10. На экзамен пришл... всего 7 человек. 11. Большинство голосовал... за предложен­ный бюджет.

ЗАДАНИЕ № 11. Дополните падежные окончания существитель­ных в данных предложениях.

1. В Абрамцево приехал новый специалист, знающий толк в лес... 2. Этот невзрачный, но очень полезный цветочек рас­тёт в лес..., в самых его глухих местах. 3. Музыканты всех континентов приняли участие в Международном год... Шопе­на. 4. Их места в театре были в третьем ряд...

ЗАДАНИЕ № 12. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения (за справками обращайтесь к словарям).

Вульгарн.. арго, рискован.. антраша, звучащ.. банджо, выдержан.. виски, опасн.. динго, красив.. капри, ярк.. индиго, юн.. кабальеро, больш.. гну, забавн.. гриз­ли, крошечн.. колибри, бескрыл.. киви, остроумн.. конферансье, маленьк..ара, прохладн.. мацони, уважаем.. кюре, сочн.. манго, молод.. марабу, сед.. маэстро, прекрасн.. пери, стар.. рантье, заброшен.. ранчо, матов.. габбро, спра­ведлив.. рефери, маленьк.. цеце, увлекательн.. шоу, установлен.. эмбарго.

ЗАДАНИЕ № 13. Согласуйте в роде и числе определения и сказуемые с выделенны­ми существительными, объясняя их значение и выбор грамматической формы.

1. Мо.. импресарио настаива.., чтобы для концерта привезли нов.. рояль. 2. Своей внешностью она производила впечатление типичн.. инженю. 3. У входа девушка оставила сво.. маленьк.. сабо. 4. С рекламы улыбалась красавица, весь наряд которой составлял.. ярк.. бикини. 5. Густ.. контральто ее звучал.. ровно и уверенно. 6. Загримированный, в костюме, Дима выглядел как истинн.. денди. 7. Здешняя молодежь увлекалась не футболом, а весьма популярн.. тогда регби. 8.Взгляды игроков вновь устремились на таинствен.. зеро. 9.Местных жителей мучил.. бери-бери, котор.. казал.. неизлечим... 10. Этот выскочка, сделавший головокружительную карьеру, эт.. парвеню, котор.. просочил.. в высшее обще­ство, теперь отворачивал.. от друзей. 11. Бледно-зелеными деревцами тянется над грядами заморск.. кольраби - особый вид капусты. 12. Женщины выдерги­вали жирн.. иваси, застрявш.. в сетях. 13. Не каждый день приходится нам сидеть в обществе молоденьк.. и по-своему миловидн.. шимпанзе. 14. В Багдаде я учил­ся в больш...медресе у знаменитых ученых.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.03 с.)