Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 6. Стилевое богатство языка.

Поиск

Задание № 1. Используя материал для справок, определите, какие языковые средства характерны для каждого функционального стиля. За­полните таблицу 14.

Материал для справок: термины, профессионализмы, профессио­нальные жаргонизмы, высокий процент употребления существи­тельных, канцеляризмы, глаголы со значением предписания (дол­женствования), высокий процент употребления инфинитивов, образные сравнения, клише, экспрессивно-окрашенная лексика, фразеологизмы, просторечные слова, высокий процент употребления глаголов в личной форме, высокий процент употребления час­тиц, высокий процент сложноподчиненных предложений, низкий процент сложноподчиненных предложений, короткие предложе­ния, длинные распространенные предложения.

Стилистически окрашенные единицы и единицы, которые становятся стилистически значимыми в определенном тексте

  Научный стиль Официально-деловой стиль Публицистический стиль Разговорный стиль
Лексика        
Морфология        
Синтаксис        

Задание № 2. Заполните таблицу жанров. Используйте материал для справок.

Жанры

 

Стили речи
Научный Официально-деловой Публицистический Разговорный
       
       
       
       
       
       

Материал для справок: монография, доклад, репортаж, рефе­рат, аннотация, патентное описание, словарь, передовая статья, справочник, каталог, очерк, диссертация, записка, отчет о проведе­нии научно-исследовательской работы, автореферат диссертации, беседа на бытовую тему, методическое пособие, спор, частное письмо.

Задание № 3. Заполните таблицу стилеобразующих факторов функциональ­ных стилей. Используйте материал для справок.

Материал для справок.

1. Сфера общения: общественно-политическая, научная, правовая, бытовая.

2. Цель общения: передача информации; убеждение; предписание или указание; соблюдение этикета; эстетическое воздействие.

3. Способ общения: а) массовый, личный; б) контактный, некон­тактный, косвенно контактный.

4. Функция (языка и) речи: коммуникативная, воздействия, эти­кетная, эстетическая.

5. Вид речи: монолог, диалог, полилог.

6. Форма речи: письменная, устная.

7. Способ изложения материала: формально-логический, конста­тация или утверждение, произвольный (прерывистость и непо­следовательность с логической точки зрения), художествен­но-образная конкретизация.

8-13. Объективность, точность, ясность, экспрессивность, стандартизированность, полнота изложения: «есть» (+), «нет» (-).

 

Стилеобразующие факторы

 

  Научный Официаль­но-дело­вой Публици­стический Разговор­ный Художе­ственный  
1. Сфера общения            
2. Основные цели общения            
3. Способ общения            
4. Основная функция (язы­ка и) речи            
5. Типичный вид речи          
6. Основная форма речи          
7. Способ изложения мате­риала          
8. Полнота изложения (смысловая законченность)          
9. Объективность          
10. Точность          
11. Ясность          
12. Экспрессивность          
13. Стандартизированность          

 

Задание № 4. Определите, к какому стилю речи относится каждый из фрагмен­тов текстов. Перечислите основные стилеобразующие факторы, используя материал таблицы 11.

Для иллюстрации идеи неевклидовости пространства полезно привести достаточ­но простой пример. Пусть пространством является поверхность обычной двумер­ной сферы. Отвлечемся прежде всего от привычного образа сферы, вложенной в видимое трехмерное пространство, полагая сферу самостоятельным автономным объектом. Будем полагать, что «прямые» в таком сферическом пространстве — кратчайшие расстояния между двумя заданными точками на сфере, т.е. дуги боль­шого круга. Положим, что бесконечным прямым в евклидовом пространстве соот­ветствуют окружности на сфере. Здесь правильно будет говорить именно о соот­ветствии, а не о тождестве, поскольку окружность на сфере обладает лишь одним свойством евклидовой прямой — отсутствием границ, но не обладает другим ее свойством — бесконечной протяженностью. Окружность на сфере безгранична, но конечна. Нетрудно далее убедиться, что через любую, точку сферы, не находя­щуюся на данном большом круге, нельзя провести большой круг, не пересекающий данный, т. е. «параллельную». Иначе говоря, все «прямые» пересекаются.

Подтверждаем с благодарностью получение Вашего письма от 28 октября с при­ложенным к нему гарантийным письмом «Барклэйз Бэнк Лимитед» в связи с на­шим контрактом № 25 на продажу Вам 10 000 тонн марганцевой руды.

Мало кто задумывается, кто такой террорист. Еще меньше размышляют об исто­ках терроризма, о его спорах, под которыми в науке понимают микроскопические зачатки растений, служащие для их размножения. Если же усвоить, что терро­ризм — это прежде всего насилие, то смешно думать, будто его зародышей нет ни в США, ни в Западной Европе, ни в России. Зарубежная пресса едва успевает фик­сировать факты — достаточно вспомнить, например, случаи расстрела амери­канскими школьниками своих учителей и одноклассников.

— А чего прокурор-то?

— А то... Пусть, говорит, пока не переживает, пусть всякие мысли выкинет из го­ловы... Мы, дескать, сами тут сделать ничего не можем, потому что не имеем пра­ва. А ты, мол, не теряй время, а садись и езжай в краевые организации. Нам, мол, оттуда прикажут, мы волей-неволей его отпустим. Тада, говорит, нам и перед своими совестно не будет: хотели, мол, осудить, но не могли. Они уж все обдума­ли тут. Мне, говорит, самому его жалко... Но мы, говорит, люди маленькие. Езжай, мол, в краевые организации, там все обскажи подробно... У тебя сколь денег-то было?

— Полторы сотни.

— Батюшки-святы! Нагрели руки...

В дверь заглянул длинный милиционер.

— Кончайте.

— Счас, счас,— заторопилась мать.— Мы уж все обговорили... Счас я, значит, доеду до дому, Мишка Бычков напишет на тебя карахтеристику... Хорошую, гово­рит, напишу.

Задание № 5. Подберите из учебников по вашим основным дисциплинам не­сколько небольших текстов (фрагментов) и найдите в них пере­численные в таблице лексические, морфологические и син­таксические особенности научного стиля.

Задание № 6. Прочитайте текст и подчеркните слова, не соответствующие на­учному стилю.

 

Существует факт, или, если угодно, закон, управляющий всеми явлениями приро­ды, всем, что было известно до сих пор. Название его — сохранение энергии. Он утверждает, что существует определенная величина, называемая энергией, кото­рая не меняется ни при каких превращениях, происходящих в природе. Само это утверждение весьма и весьма отвлеченно; это по существу математический принцип, утверждающий, что существует некоторая численная величина, кото­рая не изменяется ни при каких обстоятельствах. Это отнюдь не описание меха­низма явления или чего-то конкретного, просто-напросто отмечается то стран­ное обстоятельство, что можно подсчитать какое-то число и затем спокойно следить, как природа будет выкидывать любые свои трюки, а потом опять подсчи­тать это число — и оно останется прежним.

(Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. М., 1977)

Задание № 7. Определите, какой из подстилай научного стиля речи ис­пользован в данных отрывках. Какие специфические черты научного стиля изложения вы заметили?

 

Ф. Ницше подвергает критике мораль как форму культу­ры, отождествлённую с христианством. Он приходит к выводу о враждебности морали и губительности её для жизни и твор­чества. Мораль, по Ницше, это путь вырождения человека, унич­тожение воли к жизни. «Решающий признак, устанавливаю­щий, что священник (включая и затаившихся священников-философов) сделался господином не только в пределах опреде­лённой религиозной общины, но и всюду вообще, есть мораль (ducadens), воля к концу, которая ценится как мораль сама по себе и заключается в безусловной ценности, приписываемой началу неэгоистическому и враждебному всякому эгоизму», — пишет Ницше. Спасение, на его взгляд, в возвращении к ми­фологическому тождеству человека с миром, в котором проис­ходит обновление духа человека, проникнутого дионисийством, ибо Ф. Ницше, разделяя шопенгауэровское понятие мира как ищущей и страждущей стихии, считает жизнь человека тра­гичной, процессом бесконечного становления — создания и ликвидации ценностей культуры. Отсюда — необходимый «пе­реизбыток жизни», который не боящийся трагизма бытия Ф. Ницше обозначает дионисийским началом в культуре, обес­печивающим жизнь культуры.

 

Задание № 8. Определите, какой из подстилей научного стиля речи ис­пользован в данных от



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1941; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.151.211 (0.008 с.)