Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ошибки и впишите свой вывод в данную ниже рамку.

Поиск

 

1. В XVIII—XIX вв. из-за дифференциации наук было накоплено огромное коли­чество сведений, к началу XX в. ставшее необозримым.

2. Характерно, что при трении наблюдаются значительные деформации погра­ничного слоя, сопровождающиеся структурными превращениями, избира­тельной диффузией: учет всех этих процессов затруднен благодаря сильной зависимости от температуры.

3. Постоянная гибкость учебного процесса через активную исследовательскую деятельность преподавателей стала фактором выживаемости вуза.

4. Квант света, проникая внутрь вещества, выбивает электрон, переводя его из связанного состояния (в атоме) в свободное — таким образом, при облучении полупроводников и диэлектриков через фотоэффект внутри кристаллов по­являются свободные носители тока, что существенно изменяет электропро­водность вещества.

5. Экспедиция Басова была началом движения, которое продолжалось до конца XVIII столетия и привело к созданию Российско-Американской компании и присоединению к России Северных островов и Аляски, потерянных только в 1860-х годах благодаря государственной ошибке Александра II и Пещурова.

ЗАДАНИЕ № 9. Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные окончания.

 

1. Большинство практических применений ультразвука основан__ на эффекте кавитации.

2. Пришл__ большинство студентов.

3. Большинство студентов постоянно посеща___ лекции по статистике.

4. Растения обладают определенными музыкальными пристрастиями, особенно цветы. Большинство предпочита__ мелодичные пьесы со спокойными рит­мами, но некоторым — скажем, цикламенам — больше по нраву джаз.

5. У большинства металлов сопротивление увеличивается линейно с ростом тем­пературы. В то же время ряд сплавов име__ отрицательный температурный коэффицент сопротивления.

6. Существу__ ряд веществ, в которых квантовые эффекты межатомных взаи­модействий приводят к появлению специфических магнитных свойств.

7. Ряд ученых предложил__ различные алгоритмы управления полетом лета­тельного аппарата.

8. Трубка сделана из прочного металла, в ней насверлен__ множество мелких отверстий, закрытых полунепроницаемой оболочкой, например из ацетатцел-люлозы.

9. Множество исследователей вслед за академиком П. Л. Капицей утвержда__, что шаровая молния — это объемный колебательный контур.

10. Большинство металлов явля__ся цветн___.

11. Ряд величайших открытий был__ совершен__ случайно, например откры­тие Эрстедом действия электрического тока на магнитную стрелку компаса.

12. Большая часть вторичных электронов облада__ незначительной кинетиче­ской энергией.

Раздел 4. Лексические нормы

ЗАДАНИЕ № 1. Вместо точек вставьте нужное слово или словосочетание; мотиви­руйте свой выбор.

 

l.Ha месте небольшого завода... (возведен, построен, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. 2. В зависимости от конкретных условий установка может быть... (построен, смонтирован, создан, установлен) как на открытой площадке, так и в помещении. 3. Уже в октябре фермер стал... (отгружать, поставлять, отправлять, сдавать) зеленый лук в магазины сто­лицы. 4. Технолог Калинина предложила... (переделать, преобразовать, мо­дернизировать, обновить, изменить) конструкцию двух... (большой, круп­ный, мощный, огромный) горизонтально-расточных станков. 5. На ковровом комбинате в... (прошедшем, минувшем, прошлом) году производство налади­лось. Уже... (выпущен, изготовлен, произведен, сделан) 867 кв. метров... (про­дукция, ковры и дорожки, ковровые изделия). 6. Известно... (любому, всяко­му, каждому), что даже самые... (хорошие, отличные, прекрасные, велико­лепные, превосходные)... условия работы еще не... (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха. 7. В этом произведении автору удалось... (раскрыть, вскрыть, воспеть, изобразить, описать, представить) тра­гические события в жизни... (своего поколения, своих сверстников, своих со­временников). 8. Этот... (недостаток, порок, дефект) в детали можно... (уви­деть, выявить, определить, заметить, отметить) невооруженным глазом. 9. Победителю конкурса... (присуждена, присвоена, выдана, выделена) пре­мия. 10. В новом отеле... (первоочередное, первостепенное, главное, веду­щее, важнейшее) внимание обращают на... (хорошее, прекрасное, безуко­ризненное, оптимальное, внимательное) обслуживание гостей.

 

ЗАДАНИЕ № 2. Укажите слова, употребление которых приводит к нарушению лексической сочетаемости, исправьте речевые ошибки.

 

1. Автор хрестоматии не составил еще аннотации. 2. В заводском клубе прово­дятся многолюдные вечера. 3. Мы пожелали организаторам почаще собирать та­кие вечера. 4. В деревне полными темпами идет уборка урожая. 5. Шевченко от­крыл начало жатвы в прошлом году, работая на косовице хлебов; такую же честь доверили ему и нынче. 6. Повышение белковитости зерна ставит перед исследова­телями большие трудности. 7. Два пернатых в одной берлоге не живут. 8. Книжная ярмарка гостеприимно приглашает издателей и авторов посетить павильоны. 9. Спортсмены «Колоса» установили 32 новых достижения области. 10. В журнале я прочел большую дискуссию о роли отца в воспитании своих детей. 11. Эта поли­тика уже приносит положительные плоды. 12. Большое внимание будет оказано благоустройству города. 13. Этому вопросу мы придаем первоочередное внима­ние. 14. Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти от тонко­рунной овцы. 15 Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме.

 

ЗАДАНИЕ № 3. Укажите речевые ошибки, отредактируйте предложения.

1. Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава. 2. В эти годы наблюдается буй­ный рост нашей кинематографии. 3. Иванов давно работает на этом трудном участке, и неплохо работает. Но в последние два года у него стали появляться отрицательные проблески. 4. Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные любители спортивной статистики. 5. Выпас собак запрещается. 6. Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тарака­нов. 7. Запрещено размещать хозяйственные и промышленные мусорные свал­ки. 8. Продается пожилой дом. 9. Лекция для бездетных родителей переносит­ся на четверг. 10. Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии. 11. В нашей работе ведущее значение прида­ется нравственному и трудовому воспитанию.

 

ЗАДАНИЕ № 4. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонки, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.

 

1. Античный, классический. Мифология, языки.
Врожденный, прирожденный. Талант, ум.
Гостеприимный, радушный, хлебосольный. Прием, хозяин, человек.
Губительный, пагубный. Влияние, действие.
Единый, один. Миг, момент.

Длинный, длительный, долгий, долговре- Воздействие, период, путь, сборы,

менный, продолжительный. кредит.

2. Выдвинуть, высказать, исправить, устранить. Гипотеза, догадка, недостатки, ошибки
Найти, обрести. Опора, поддержка.

Наложить, оставить. Отпечаток, след.

Обнаружить, открыть. Закон, закономерность.

Доказать, обосновать. Теорема, теория.

Предвещать, предсказать. Поражение, успех.

Расширить, увеличить, повысить. Возможности, потенциал.

 

ЗАДАНИЕ № 5. Укажите лексические ошибки в следующих предложениях, при этом особо выделите случаи нарушения семантической и грамматической сочетаемости. От­редактируйте предложения.

 

1. Молодая березовая дубрава зеленели за околицей. 2. Дети произносят сти­хотворение, стоя врассыпную. 3. В кинотеатрах идет фильм «Возвращение черно­го блондина». 4. В автобусе было так тесно, что кто-то предложил: «Станьте плаш­мя, тогда свободнее будет!». 5. Рекорды продолжаются. 6. Вдруг она заметила: по коридору идет кот на цыпочках. 7. Большинство времени проходит бесплодно. 8. Учитель предложил нам написать контрольную работу устно. 9. В зоопарке ма­ленький кенгуру сидел в клетке и чистил перышки. 10. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. 11. Опыт последних лет с неизбежностью показывает правильность этих мрачных прогнозов. 12. Широкое испытание этого витаминного биоактивного крема привели к крайне положительным результатам. 13. Незнако­мец сел на коня и поехал пешком. 14. Трехлетняя парижанка сидит босая в песоч­нице и, копаясь в песке, носит с изяществом и легкостью самое простенькое пере­пачканное платьице. Кто ее научил фации? 15. От усталости мое тело подкашива­лось на ногах. 16. Ресторан наполнился веселым гомоном, надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 17. В нашем городке появилось несколько новых предприятий и общественного транспорта. 18. Стой спокойно и не размахивай глазами (из речи воспитателя в детском саду). 19. Вот как сожму кулаки на руках и ногах! (речь ребенка) 20. Я вчера взял самолет и прилетел в Москву (из речи иностранца).

ЗАДАНИЕ № 6. Обратите внимание на речевую недостаточность, отметьте случаи неясности высказывания, искажения его смысла. Исправьте предложения.

 

1. Выставка юных художников в Доме пионеров имела такой успех потому, что Карпенко Н.И. на уроках рисования сумела воспитать прекрасное в своих учениках. 2. Студент Белов занял первое место по английскому языку. 3. Они окончили про­фессионально-техническое училище, но чтобы хорошо работать, нужен непосред­ственный опыт у станка. 4. За ошибки и недостатки председатель совхоза Пашков заслуживает взыскания. 5. Достаточно нескольких часов, чтобы на ручной вязаль­ной машине одеть в теплые варежки всю семью. 6. Касса получает за товары ясель­ного возраста. 7. Переплет сделался неотъемлемой деталью комнатного убранства. 8. Творчество Маяковского волнует читателей на самых различных языках.

ЗАДАНИЕ № 7. Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку. Какие ошибки заметил и устранил редактор? В случае несогласия с редактором дайте свои варианты правки.


1. Если взглянуть на город с птичьего полета, то дома представятся как светлые островки среди зелено-голу­бого моря.

2. Размеры контрольной плоскости должны быть больше подготавливае­мой плоскости.

3. Сравним последние экономичес­кие показатели работников фабрики «Лайма» с предыдущими годами.

4. Объем чистой продукции может и обычно выражается в денежном из­мерении.

5. Три гостиницы возникнут на пе­ресечении с Ленинградским, Ярослав­ским и Каширским шоссе.


1. Если взглянуть на город с высо­ты птичьего полета, то дома покажут­ся светлыми островками среди зеле­но-голубого моря.

2. Контрольная плоскость должна быть больше, чем подготавливаемая.

3. Сравним последние экономичес­кие показатели работы фабрики «Лай­ма» с показателями, которых достига­ло предприятие в предыдущие годы.

4. Объем чистой продукции может быть выражен и обычно выражается в денежном измерении.

5. Три гостиницы будут построены на пересечении кольцевой дороги с Ле­нинградским, Ярославским и Каширс­ким шоссе.


ЗАДАНИЕ № 8. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тав­тология, скрытая тавтология, повторение слов), исправьте предложения.

1. В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годово­го плана предстоящей работы. 2.Продолжительность процесса плавки длится несколько часов. 3. Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится существующая сосновая роща. 4. Свои тре­бования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными толь­ко на предположениях. 5. Здание будут украшать витражи из цветного литого стек­ла. 6. В огне пожара 1812 г. погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения. 7. Быстрое развитие города историки объяс­няют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей. 8. С западной стороны, если смотреть с севера на юг, расположено водохранилище, а с южной, если смотреть с востока на запад, - лес. 9. В текущем году цветение будет про­текать на этих побегах цветов. 10. Парк очистили от мусора, но он так и остался неогороженным, и сейчас он до сих пор служит пастбищем для скота.

ЗАДАНИЕ № 9. Укажите речевые ошибки (повторение слов, тавтология явная и скрытая, плеоназм) в следующих предложениях. Отредактируйте их.

 

1. Направление развития экономики в XX веке и у нас, и на Западе приня­ло ложное направление. 2. Наша передача посвящена творчеству ве­теранов технического творчества. 3. Акт не подписан, а подписана копия, но на том экземпляре, что подписан, написано, что он переписан с подлинника, который не подписан. 4. Он был настолько болезненный, что постоянно простуживался и болел. 5. Мы перед принятием решительных решений. 6. Сложилось странное положение: согласно этому соглашению мы должны добиться таких показателей, кото­рых еще никогда не показывали и показать не сможем. 7. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг. 8. Возвращаясь домой из зарубежного путешествия, круиза, тур­не, каждый стремится привезти на память подарок или памятный сувенир. 9. Дело в том, что раньше в делах добрых нашего отдела, в его починах и начинаниях участвовали все. Теперь совсем другое дело. 10. Цена пребывания в этой больнице не финансируется государством. 11. Правительство в это труд­ное и нелегкое время должно представлять единый монолит. 12. Изысканные и вкусные деликатесы из свежей рыбы могут отведать посетители нашего ресторана. 13. Толпа людей ворвалась в здание.

ЗАДАНИЕ № 10. Укажите разные виды речевой избыточности. Отредактируйте пред­ложения, если плеоназм и тавтологию следует устранить.

 

1. Пассажиры, проезжающие по проездным билетам или документам на право бесплатного проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях. 2. Спортсмены завода не могут похвастаться спортивными достижениями. 3. Игорь демобилизовался из армии и пришел к нам на завод. Слесарное дело он начал постигать с самых начальных азов. 4. В ледяной холод и стужу Павел работает на этой стройке узкоколейки. 5. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и инте­ресных сюрпризов. 6. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они дол­жны взаимно уважать друг друга, быть взаимно внимательными, предупреди­тельными, чуткими. 7. Четко и организованно работали все бригады, исполь­зовались все имеющиеся барабанные сушилки. 8. Она плакала и не спешила вытирать свои слезы. 9. Предполагаемый район лесозаготовки изобило­вал болотами, несметным количеством комаров. 10. Юноша научился уважать труд, честно трудиться, дорожить рабочим временем, любить технику, маши­ну. 11. В прошедшие дни про­шли снегопады, и погодные условия при нынешней гонке создали дополни­тельные трудности при проведении нынешней гонки. 12. Про Блока говорили: «Он умер от смерти». О Высоцком можно сказать: «Он умер от жизни». Он надрывался, жизнь в нем била через края, он перенапрягался... (Евт.)

 

ЗАДАНИЕ № 11. Составьте словосочетания со словами рынок, базар; годичный, годовой, используя слова для справки. Чем обусловлена возможность/невозможность сочетания этих слов с другими словами?

Слова для справки: городской, центральный, крытый, елоч­ный, книжный, мировой, внешний, овощной, птичий; цикл, отпуск, собрание, доход, оценки, запас.

ЗАДАНИЕ № 12. К каждому слову первой группы подберите со­ответствующее одно или несколько слов из второй группы и запишите образованные словосочетания.

 

1. Армада, легион, когорта, плеяда, толпа, сборище, стая, стадо, табун, куча, масса, уйма, множество, скопище, мириады.

2. Корабли, самолеты, танки, цифры, информация, мото­циклы, революционеры, факты, друзья, книги, экстремисты, бумаги, документы, гуси, лошади, коровы, звезды, лжецы, мореплаватели.

ЗАДАНИЕ № 13. Прочитайте текст и скажите, кто из говорящих допустил ошибку? Как надо правильно сказать?

 

Два приятеля собрались в поход на Кавказ. Стали думать о подготовке. Один говорит: «Надо купить туристические карты и туристические куртки». «Прежде разработаем туристский маршрут», — предложил другой.

ЗАДАНИЕ № 14. Напишите, какое из слов (туристский — турис­тический) сочетается со словами: УЖИН, ПРОСПЕКТ, ПУТЕВКА, КО­СТЮМ, ПОХОД, СНАРЯЖЕНИЕ, СПРАВОЧНИК, БЮРО, ОБЕД, СЕЗОН, ПОЕЗД, БАЗА, РЮКЗАК.

Помните, что туристский — прилагательное к слову ту­рист, а туристический — прилагательное к слову туризм.

ЗАДАНИЕ № 15. Отредактируйте текст.

 

1. На вокзале висит объявление: «Касса для командиро­вочных на втором этаже». 2. Господа командировочные, получите командировочные удостоверения. 3. Студенты перво­го курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. 4. Председатель собрания представил слово доклад­чику. 5. Авторы предоставили издательству рукопись книги. 6. Крысы и мыши на складах, в овощехранилищах много про­дукции уничтожают. 7. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. 8. Он был смешной парень, как нач­нет смеяться, так не остановишь. 9. Можно начинать собра­ние: форум уже есть. 10. Мне некогда заниматься с младшим братом. Я сегодня очень занятый. 11. За нетактическое пове­дение пассажиру сделали замечание. 12. Автор статьи пишет еще об одном требовании Л. Н. Толстого к языку, о требова­нии простоты и ясности, понятливости. 13. Ни один укол, который делает медицинская сестра Наташа, не был больным.

ЗАДАНИЕ № 16. Раскройте скобки, выбирая подходящее слово. Обоснуйте свой выбор. За справками обращайтесь к словарям.

1. (Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу. 2. Качество холодильни­ка улучшено за счет некоторых (конструкторских, конструктив­ных) решений. 3. Такая (планировка, планирование) сроков выполнения работ оказалась преждевременной. 4. От разгорев­шегося (пожарища, пожара) посветлело на улице. 5. Многие наши фильмы получили (большую признательность, большое признание) за рубежом. 6. Ниже своих возможностей (сработа­ли, работали) в декабре строители. 7. С (большой раздражи­тельностью, большим раздражением) встретил критику в свой адрес этот человек. 8. В конце книги был приведен список (ре­комендательной, рекомендованной) литературы. 9. (Решимость, решительность) его поступка удивила всех. 10. На (сборочном, сборном) пункте было много народу, но работы еще не начинались. 11. Он (сыскал, снискал) к себе уважение и добрую славу как новатор, как человек творческой мысли.

ЗАДАНИЕ № 17. Из поставленных в скобки слов выберите нуж­ный вариант. С помощью толкового словаря русского языка и «Словаря иностранных слов» установите смысловое и стилисти­ческое сходство и различие между этими словами.

 

1. Достижение этой гуманной цели (не лимитируется, не ограничивается) ни состоянием науки и техники, ни (ресурса­ми, возможностями, запасами) труда и средств. 2. Отмечен­ные признаки (разнородны, гетерогенны). 3. (Профилактичес­кое, предупреждающее) влияние новых лекарственных средств еще более разительно. 4. Сорта новых культур более (констан­тны, устойчивы), т. е. они лучше (передают, трансформиру­ют) потомству такие свойства, как урожайность, величина пло­да, вкусовые качества. 5. В изображении характера должна быть (преобладающая, доминирующая) черта, которую и должен (ги­постазировать, сделать самодовлеющей) (писатель, автор), ис­ходя из своей собственной (концепции, представления) о (пер­сонажах, героях, образах).

ЗАДАНИЕ № 18. Отредактируйте предложения так, чтобы каж­дое слово было понятным.

 

1. Мой друг недавно купил себе байк. 2. Для художника баки и баксы не были главным в жизни. 3. Иностранец запла­тил за картину пятнадцать чистых американских гринов. 4. Одна из особенностей нерыночной экономики — дефицит товаров и услуг. 5. Задача правительства — сдержать, обуздать инфля­цию. 6. Юбиляру подарили модный кейс. 7. После долгих де­батов на совещании достигли консенсуса. 8. Необходимо при­дать протесту легитимную форму. 9. Когда покупаешь импор­тную вещь, обязательно изучи лэйбл (лейбл). 10. Устроители театральных представлений, всевозможных шоу стремятся получить не только прибыль, но и паблисити.

ЗАДАНИЕ № 19. Определите, какие из приведенных слов соот­ветствуют норме литературной речи, а какие — просторечию.

 

Лягу — ляжу, кладу — ложу, лихоражу — лихорадю, на­гражу — наградю, наплещу — наплескаю, налягу — наляжу; ляг — ляж, положи — поклади, мурлычь — мурлыкай, напои — напой; мозоль — мозоля, дуршлаг — друшлаг, противень — протвень, оладья — оладий; туфля — туфель, задолжность — задолженность, междугородный — междугородний, мягонький — мяконький, мурлычущий — мурлыкающий.

ЗАДАНИЕ № 20. Найдите ошибки, связанные с употреблением слов без учёта их семантики. Сделайте стилистическую правку предложений.

 

1. Планирование, просчет вашей кухни, гостиной, спаль­ни, детской комнаты и т. д. происходит бесплатно; 2. В деле повышения производства мы используем новые альтернати­вы. 3. Это слишком трудно и многолико отвечать за всю безо­пасность. 4. Коллектив учителей разрабатывает учебный мате­риал таким образом, чтобы дети быстрее усваивали проходя­щий материал. 5. Имидж — это образ, надуманный для показа другим внешних качеств человека, его образа жизни, его дей­ствий. 6. Партнер — это соучастник какого-либо действия, со­бытия, игры. 7. Я попросил прохожего описать дорогу до вокзала. 8. Учитель изобразил на доске план выполнения работы. 10. Загрязнение воздуха способствует возникновению рака легких и других заболеваний. 11. Трудно определить стандарты загрязнения из-за неполной и спорной технологической и биологической информации. 12. Известно, что Родион, когда появился на сцене, был весьма разбалован­ным ребенком. 13. Некоторые рабочие допускают дефекты в работе станков. 14. Модельеры предложили несколько новых конструкций женского платья. 15. Пейзаж города обогатился новыми зданиями.

ЗАДАНИЕ № 21. Найдите ошибки, вызванные нарушением лекси­ческой сочетаемости слов. Сделайте стилистическую правку предложений.

1. В нашем лицее происходит углубленное изучение про­филирующих предметов. 2. Ставится упор на более глубокое изучение предметов, относящихся к выбранному направлению. 3. Мы используем индивидуальный подход, учитывая интере­сы и способности ребенка. 4. Вы должны туда собственноруч­но сходить. 5. Фирма традиционно изготавливает ювелирные приборы, но может выполнить и другую продукцию. 6. Алек­сей Вавилов, уже второй год обучаясь в университете Сток­гольма, является там признанным лидером. 7. В преддверии холодного сезона вопросом особой важности в городе является подготовка к зиме.

ЗАДАНИЕ № 23. Определите, употребление каких слов стилис­тически неоправданно. Сделайте стилистическую правку.

 

1. На полях животноводческой фермы трудится самая со­временная техника. 2. К концу года рапортуют труженики тор­говой сети столицы. 3. Кара за небрежность в обороне настиг­ла «Зенит» уже на четвертой минуте первого тайма. 4. Строите­ли обещали воздвигнуть здание нового вычислительного цент­ра в сентябре.

 

Раздел 5. Качества речи

Точность как качество речи

«Единственное средство умственного об­щения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно упот­реблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответству­ющие и точные понятия.»

А.Н. Толстой

Задание № 1. Найдите в предложениях речевые ошибки, приводящие к предметной или понятийной неточности.

 

Стихи молодого поэта скоро будут выпущены в журнале. После того, как у него на митинге украли револьвер, носил теперь два, набил карманы пулями. Лес, окутанный тёмным мраком, наводил на нас ужас. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование. Он обратно опоздал на занятия. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золочёном амплуа. Отдельные члены группы не явились на экзамен по мате­матике. Назначение председателя всем показалось удачным. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь. Он не любил работать я вел праздничный образ жизни. Вперед выучи уроки, а потом иди гулять. В кон­курсе «Мисс Осень» эта номинация занимает большое и важ­ное значение. Новая пьеса привлекла внимание критиков ори­гинальным до банальности сюжетом.

Задание № 2. Найдите в предложениях речевые ошибки, приводящие к предметной или понятийной неточности.

 

Характеристика Ильина не соответствовала действитель­ности. Мы перешли работать в отсталую бригаду. Вагонные слесари постукивают молотками по чугунным колесам. Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты. Кто крайний за билетами? В своих произведениях Маяковский использует традиционный сатирический приём, основанный на преувеличении, — аллегорию. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждо­му. Взревел мотор, и самолет бросился ввысь. Совместный отдых, как и труд, спаивает людей. Герой Булгакова — яв­ный прототип христианского Иисуса Христа. Коренные жи­тели Северной Америки — индийцы — значительно ущемле­ны в своих правах. Радостное известие привело его в минор­ное настроение — он готов был запрыгать от счастья.

Задание № 3. Найдите в предложениях речевые ошибки, приводящие к предметной или понятийной неточности.

 

В основании романа лежит история типичной дворянской семьи. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля. Ученики пристально слушали рассказ учителя. Этот человек, произвел на меня большое воздействие. Наши успехи в эко­номике привели к заметному регрессу и в других областях. В столице Индии нас встречала правительственная делегация, члены которой были в традиционных индейских одеждах — сари. В первое время, по приезду в Москву он чувствовал себя очень плохо. Маяковский стоял у источников новой поэзии. В искусстве он совершенный невежа. Эта традиция возроди­лась вновь в нашей стране. Ларина сама била придворных, если они не могли ей угодить. При виде подарка глаза ма­ленькой проказницы засверкали, выражение лица стало вос­торженным и меланхоличным. К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем.

 

Задание № 4. Прочитайте отрывки из статей В.Г. Бе­линского. Скажите, что он понимал под точностью речи?

 

1. Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Ви­дишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определенно, рельефно выражает у него мысль, и тщетно бы хотели вы придумать другое слово или другую фразу для выражения этой мыс­ли (Литературный разговор, подслушанный в книжной лавке).

2. Какая точность и определенность в каждом слове, как на месте и как не заменимо другим каж­дое слово! Какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность! Читая строки, читаешь и меж­ду строками; понимая ясно все сказанное автором, понимаешь еще и то, чего он не хотел говорить, опа­саясь быть многоречивым. Как образны и оригиналь­ны его фразы: каждая из них годится быть эпигра­фом к большому сочинению («Герой нашего време­ни», сочинение М. Лермонтова).

3. Каждое слово в поэтическом произведении должно до того исчерпывать все значение требуемо­го мыслию целого произведения, чтоб видно было, что нет в языке другого слова, которое тут могло бы за­менить его. Пушкин и в этом отношении величай­ший образец: во всех томах его произведений едва ли можно найти хоть одно сколько-нибудь неточное или изысканное выражение, даже слово... (Стихо­творения М.Ю. Лермонтова).

Задание № 5. Прочитайте предложения. Скажите, ка­кие два смысла имеет каждое из них. Исправьте пред­ложения так, чтобы они не были двусмысленными.

 

1. Играя, он забывал об очках. 2. Мальчика по­слали за гранатами. 3. Через час после поступления дела ко мне позвонил Степанов. 4. Сегодня утром разбитую вазу склеят. 5. Нами выполнены обяза­тельства по производству птичьего мяса и молока. 6. Районные руководители подобного рода уступки объясняют зачастую просто. 7. После ухода мастера в цех принесли пакет. 8. Бабушка хранила деньги в банке.

 

Задание № 6. Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений.

 

1. Мы приехали в Волгоград 9 мая на экскурсию. Нас сразу же повели к памятнику «Победа». Наше внимание особенно привлек обелиск, который назы­вается «Стоять насмерть». Этот обелиск — фигура солдата, сжимающего в руке автомат.

2. В Самаре на одной из улиц находится двух­этажный дом с мансардой. На фронтоне этого двух­этажного здания висит мемориальная доска. На дос­ке сделана надпись: «Здесь жил великий пролетарс­кий писатель A.M. Горький в 1895 г.».

3. Ученый-исследователь внес большую лепту в развитие спелеологической науки.

 

Задание № 7. Прочитайте текст и скажите, кто из гово­рящих допустил ошибку? (Сак надо правильно сказать?

 

Два приятеля собрались в поход на Кавказ. Ста­ли думать о подготовке. Один говорит: «Надо купить туристические карты и туристические куртки». «Прежде разработаем туристский маршрут», — предложил другой.

 

Задание № 8. Напишите, какое из слов (туристс­кий — туристический) сочетается со словами:

 

Ужин, проспект, путевка, костюм, поход, снаряже­ние, справочник, бюро, обед, сезон, поезд, база, рюкзак.

Помните, что туристский — прилагательное к слову турист, а туристический — прилагательное к слову туризм.

Задание № 9. Составьте словосочетания со следую­щими паронимами:

 

Удачный — удачливый, понятный — понятли­вый, соседский — соседний, хозяйский — хозяй­ственный, обидный — обидчивый, тяготится — тя­готеет, бережный — бережливый.

 

Задание № 10. Отредактируйте текст.

 

1. На вокзале висит объявление: «Касса для ко­мандировочных на втором этаже». 2. Господа ко­мандировочные, получите командировочные удосто­верения. 3. Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. 4. Пред­седатель собрания представил слово докладчику. 5. Авторы предоставили издательству рукопись кни­ги. 6. Крысы и мыши на складах, в овощехранилищах много продукции уничтожают. 7. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. 8. Он был смешной парень; как начнет смеяться, так не остановишь. 9. Можно начинать собрание: форум уже есть. 10. Мне некогда заниматься с младшим братом. Я сегодня очень занятый. 11. За нетактичес­кое поведение пассажиру сделали замечание. 12. Ав­тор статьи пишет еще об одном требовании Л.Н. Тол­стого к языку — о требовании простоты и ясности, понятливости. 13. Ни один укол, который делает ме­дицинская сестра Наташа, не бывает больным.

 

Задание № 11. Из слов, заключенных в скобках, выберите нуж­ное.

 

1. Никогда не забудет наш народ (геройские — героичес­кие) дни Ленинградской блокады. 2. Сюжетом повести ста­ла (драматичная — драматическая) ситуация, сложившаяся в семье писателя. 5. Регистрация (командированных — ко­мандировочных) производится в вестибюле. 4. В кузове гру­зовика могут (поместиться — разместиться) четыре «Моск­вича». 5. Чтобы добиться успеха, надо (принять — предпри­нять) (эффективные — эффектные) меры.

 

Задание № 12. Раскройте скобки, выбирая подходящее слово. Обоснуйте свой выбор. За справками обращайтесь к словарям.

 

1. (Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу. 2. Качество холодильни­ка улучшено за счет некоторых (конструкторских, конструктив­ных) решений. 3. Такая (планировка, планирование) сроков выполнения работ оказалась преждевременной. 4. От разгорев­шегося (пожарища, пожара) посветлело на улице. 5. Многие наши фильмы получили (большую признательность, большое признание) за рубежом. 6. Ниже своих возможностей (сработа­ли, работали) в декабре строители. 7. С (большой раздражи­тельностью, большим раздражением) встретил критику в свой адрес этот человек. 8. В конце книги был приведен список (ре­комендательной, рекомендованной) литературы. 9. (Решимость, решительность) его поступка удивила всех. 10. На (сборочном, сборном) пункте было много народу, но работы еще не начинались. 11. Он (сыскал, снискал) к себе уважение и добрую славу как новатор, как человек творческой мысли.

 

 

Задание № 13. Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор. (Слова, которые использовал автор, см. в конце упраж­нения.)

 

Человек... (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для все­го, что обнаружено им... (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он... (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он... (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь... (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения,... (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он... (запечатлел, отразил, со­хранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни,... (движе­нию, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может... (выде­лить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и распо­лагает средствами для... (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.

(По С. Маршаку)

Примечание: нашел, во вселенной, назвал, определил, отражает, происходящие, запечатлел, развитию, назвать, выражения.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 3047; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.198.150 (0.014 с.)