Раздел 1. Орфоэпические и акцентологические нормы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Орфоэпические и акцентологические нормы



Раздел 2. Морфологические нормы

Образование форм имени существительного

ЗАДАНИЕ № 1. Исправьте речевые ошибки в предложениях. Объясните причины их появления.

Я бы хотел иметь какого-нибудь животного, чтобы ухажи­вать за ним. Авторитетная жюри признала работу этого актё­ра самой яркой. Лёня рос круглой сиротой. Окна и двери ре­бята выкрасили импортным белилом. Герои-шофёры возили по Ладоге хлеб и доставляли солдатам на фронты. Только один листок виднеется на кусту орешника. Инженера везде требу­ются. Старый армян выдал свою дочь замуж и очень тосковал по вей. Жестокий юноша не слушал мольб своей старой мате­ри. Я напою тебя отличным кофем. Зимой белка вытащит боровика из дупла в съест его. Когда мальчик перелезал через забор, одна валенка свалилась с его ноги. Катя научила меня танцевать старинный танго. У меня кончилось чернило, и я не могу больше писать. Мы с подру­гой приехали с дач в один и тот же день. Она теперь у меня в долге. В Историческом музее я видел старинные ружьи. Все собаки были со своими хозяинами. В одной клетке мы увиде­ли какого-то непонятного зверёнка. На Кавказе много глубо­ких ущельев.

ЗАДАНИЕ № 2. Исправьте речевые ошибки в предложениях. Объясните причины их появления.

 

В вашем дворе дети обожают играть в казаков-разбойни­ков. Больной мозоль не давал мне покоя весь день. Старик стал несчастным жертвой этих обстоятельств. Обрежь лиш­ние нитки ножницей. Врач Носкова принимает больных только по записям. Часовой всю ночь простоял на посте. Недры на­шей земли богаты полезными ископаемыми. Ребята из дет­ского сада были в зоопарке и видели там маленьких верблюжонков. Врачи говорят правду только родным, поэтому нуж­но, чтобы пришёл кто-то родной. Дай мне поиграть твоей машиной, а ты возьми мои куклы. Окно занавешено красивой белой тюлью. Моя сестра — спорт­смен-разрядник. Профессия милиционера нравится мне тем, что в ней много опасностей и разных рисков. Небо затянуто сплошным серым облаком. В смертельном бое Мцыри побе­дил барса. В этом кафе можно купить разнообразные торта. Мы долго наблюдали за ярким пламем костра.

ЗАДАНИЕ № 3. Исправьте речевые ошибки в предложениях. Объясните причины их появления.

 

Хозяева запрягали в одни сани два медведя и сажали туда гостей. У моей собачки смешной хохолок как у свиристеля. На этой иллюстрации изображена одна из главных героев по­вести. Прежде чем отправиться в поход, надо запастись продоводьствиями. В книге хорошо написано про окрестность города Петербурга. Налейте мне, пожалуйста, чайка и насыпь­те сахарка. Новых сапогов у него, конечно, нет и никогда не было. Не знаете ли вы, сколько сейчас время? Мама постелила на кровать новую покрывалу. Море мож­но раскрасить синим гуашем. Во время войны моя бабушка была миномётчиком. Им приказали сдать все оружия. Вода используется также и для хозяйственной цели. Сейчас хлебу у нас вдоволь. Подумать только, сколько платий висит у неё в шкафу, а она всё требует новые. Мама проводит со мной больше время, чем папа.

 

ЗАДАНИЕ № 4. От слов, обозначающих название профессии, образуйте форму женского рода там, где это возможно.

 

Артист, врач, директор, корректор, инженер, лётчик, па­рикмахер, певец, писатель, продавец, редактор, ткач, техник, тракторист, токарь, санитар, слесарь, секретарь, спортсмен, учи­тель.

 

ЗАДАНИЕ № 5. Определите род существительных. Напишите словосочетания, подбирая к каждому слову прилагательное.

 

Боа, гороно, депо, Дели, довесок, иваси, какао, колибри, Капри, картофель, кашне, меню, мозоль, МГУ, НАТО, ста­тус-кво, Сухуми, тюль, такси, Чили, цеце, шимпанзе, Янцзы, шампунь, кофе.

 

ЗАДАНИЕ № 6. Прочтите предложения, используя правильную форму собственных имен.

 

1. В детстве он охотно читал Жюл... Верн... 2. Театр поста­вил новую пьесу Жан...-Пол... Сартр... 3. Сказки Ганс... Хри­стиан... Андерсен... любят дети всего мира. 4. Взгляды фило­софов обратились к Август... Шлегел... 5. Это письмо было написано американской девочкой Самант... Смит... 6. Декла­рация была подписана Роберт... Смит... 7. Заседание состоя­лось на кафедре у профессора Гордейчук... 8. Эти книги при­слали для студентки Гаврилюк... 9. Артист исполнил прекрас­ные сонеты Петрарк... 10. На концерте прозвучали произве­дения Майбород... 11. Эти сказки написали братья Гримм... 12. Новое произведение Генрих... и Томас... Манн... было вы­пущено небольшим тиражом. 13. Франклин и Элеонора Руз­вельт... посетили концерт известного певца. 14. Супруги Клин­тон... прибыли на отдых в Калифорнию. 15. Муж и жена Роб­сон... совершили путешествие на яхте около западного побере­жья.

ЗАДАНИЕ № 7. От данных слов образуйте формы именительно­го падежа множественного числа. Составьте с ними словосочетаниями.

 

Автор, адрес, берег, бухгалтер, вексель, директор, договор, доктор, инструктор, катер, конструктор, инспектор, корректор, лектор, трактор, прожектор, торт, цех.

 

ЗАДАНИЕ № 8. Образуйте форму именительного падежа множе­ственного числа от данных существительных.

 

Корпус... (здания, войсковые соединения) — корпус... (ту­ловища); образ... (иконы) — образ...(художественно-литературные); орден… (знаки отличия) – орден … (рыцарские и монашеские общества); повод… (побуждения).

ЗАДАНИЕ № 9. От приведенных ниже слов образуйте родитель­ный падеж множественного числа.

 

Абрикосы, ананасы, апельсины, баклажаны, бананы, ба­рышни, басни, башни, бланки, гектары, грузины, зразы, иглы, карты, килограммы, мандарины, носки, оладьи, осетины, по­гоны, полотенца, простыни, сапоги, туфли, чулки, чулочки, яблони, ясли.

ЗАДАНИЕ № 10. Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте вы­бранное вами окончание.

 

1. Рядом с торговым центром открыт... кафе-столовая. 2. Плетён... кресло-качалка стоял... на террасе. 3. Театр-сту­дия О. Табакова воспитал... немало талантливых актеров. 4. С приходом нового директора музей-квартира А. Ахматовой по­полнил... новыми экспонатами. 5. Книга-справочник для ав­толюбителей издан... и поступил... в продажу. 6. Архитектор Серова рассказал... корреспондентам о проекте нового жилого комплекса на окраине столицы. 7. Российская творческая ин­теллигенция, в частности киноработники, был... отмечен... на­градами правительства. 8. Все, даже мама, был... сегодня про­тив него. 9. «Фигаро» (журнал) опубликовал... новые сведения о похищении французского бизнесмена. 10. На экзамен пришл... всего 7 человек. 11. Большинство голосовал... за предложен­ный бюджет.

ЗАДАНИЕ № 11. Дополните падежные окончания существитель­ных в данных предложениях.

1. В Абрамцево приехал новый специалист, знающий толк в лес... 2. Этот невзрачный, но очень полезный цветочек рас­тёт в лес..., в самых его глухих местах. 3. Музыканты всех континентов приняли участие в Международном год... Шопе­на. 4. Их места в театре были в третьем ряд...

ЗАДАНИЕ № 12. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения (за справками обращайтесь к словарям).

Вульгарн.. арго, рискован.. антраша, звучащ.. банджо, выдержан.. виски, опасн.. динго, красив.. капри, ярк.. индиго, юн.. кабальеро, больш.. гну, забавн.. гриз­ли, крошечн.. колибри, бескрыл.. киви, остроумн.. конферансье, маленьк..ара, прохладн.. мацони, уважаем.. кюре, сочн.. манго, молод.. марабу, сед.. маэстро, прекрасн.. пери, стар.. рантье, заброшен.. ранчо, матов.. габбро, спра­ведлив.. рефери, маленьк.. цеце, увлекательн.. шоу, установлен.. эмбарго.

ЗАДАНИЕ № 13. Согласуйте в роде и числе определения и сказуемые с выделенны­ми существительными, объясняя их значение и выбор грамматической формы.

1. Мо.. импресарио настаива.., чтобы для концерта привезли нов.. рояль. 2. Своей внешностью она производила впечатление типичн.. инженю. 3. У входа девушка оставила сво.. маленьк.. сабо. 4. С рекламы улыбалась красавица, весь наряд которой составлял.. ярк.. бикини. 5. Густ.. контральто ее звучал.. ровно и уверенно. 6. Загримированный, в костюме, Дима выглядел как истинн.. денди.7. Здешняя молодежь увлекалась не футболом, а весьма популярн.. тогда регби. 8.Взгляды игроков вновь устремились на таинствен.. зеро. 9.Местных жителей мучил.. бери-бери, котор.. казал.. неизлечим.. . 10. Этот выскочка, сделавший головокружительную карьеру, эт.. парвеню, котор.. просочил.. в высшее обще­ство, теперь отворачивал.. от друзей. 11. Бледно-зелеными деревцами тянется над грядами заморск.. кольраби - особый вид капусты. 12. Женщины выдерги­вали жирн.. иваси, застрявш.. в сетях. 13. Не каждый день приходится нам сидеть в обществе молоденьк.. и по-своему миловидн.. шимпанзе. 14. В Багдаде я учил­ся в больш...медресе у знаменитых ученых.

 

Образование форм имени прилагательного

ЗАДАНИЕ № 15. Исправьте речевые недочёты в предложениях. Объясни­те причины их появления.

 

Наш город красивый в любое время года. Он был способ­ный выполнить самую трудную задачу. Наш преподаватель химии кажется более образованнее. Наиболее высочайшие здания в мире находятся в городе Нью-Йорке. Белые соцветия каштана были подобные свечам на празд­ничных елках. Петя способен и его обязательно нужно тренировать. Аргу­менты Шмелёва менее весомее. Этот фильм более интереснее, чем тот, который мы смотрели вчера. Наш интерес к медицине вполне понятный. Женщина была очень полна, так как тяжело болела. Я знаю, что был обязанный это сделать, но у меня не хватило сил. Будет более лучше, если ты выполнишь мою просьбу. Виталий Борисович был очень похожий на своего старше­го брата. Если цветы сразу же не поставить в вазу, они будут ещё вялее. Костя был безумно радый приезду мамы. Самый наибольший вред наносит человеку курение. Дети были готовые к длительному путешествию. Мысли мои становились всё пустее и глупее. Эта чашка гораздо красивше, чем все остальные. Картофель уже совсем готовый к употреблению. Как плохо, когда не можешь по­лучить в библиотеке самую нужнейшую книгу. Клоун Джонни был весёлый на каждом представлении. Дорога в станицу после поворота была кривее, чем до него. Мальчик был тяжело больной ветрянкой. Голос, доносящийся до нас, становился всё глуше и слабже. Моя сестра менее старше твоей.

ЗАДАНИЕ № 16. Укажите стилистические недочеты в употреблении форм степеней сравнения имен прилагательных; назовите другие речевые ошибки. Дайте варианты сти­листической правки предложений.

1. Горнодобывающая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства. 2. В этой нелегкой ситуации нами принимаются меры по отысканию наиболее оптимального варианта.

3.Снаружи «ЛАЗ-698» выигрывает у своих более старших собратьев. 4. Бытовые условия в поселке ока­зались более предпочтительнее, чем в леспромхозе. 5. А сейчас, накануне праз­дника, более лучшие условия для плодотворного труда получают служащие го­сударственных учреждений: в районном центре вступает в строй администра­тивное здание. 6. Есть основания полагать, что в самые ближайшие дни будут даны старты первому этапу зимней спартакиады. 7. В истории фигурного ката­ния эта пара сыграла очень выдающуюся роль. 8. Ленька подскочил к двери и с наивозможнейшим сарказмом спросил: «Свои?» 9. Это наиболее характерней­шие заболевания у детей такого возраста.

ЗАДАНИЕ № 17. Укажите стилистические недочеты; исправьте их.

 

1. Фонды материального поощрения позволяют гибче подходить к группе в целом и к отдельным ее представителям. 2. Вера оказалась в преглупейшем по­ложении. 3. Заказываем мы, к примеру, одно количество брюк и курток, а нам отпускают другое, в два раза меньшее необходимого. 4. Нет ничего более худше­го, чем ложь и грубость, допускаемые взрослыми. 5. Нищету этого зрелища подчеркивают все более ординарнейшие «вставки» в представление. 6. Этот призыв и в настоящее время действен. 7. Метод исследования правилен и соот­ветствен сложности самой проблемы. 8. Результат работы актера становится зрим и ясен лишь после того, как заканчиваются съемки и фильм монтируется. 9. Писа­тель показывает, как человек с хорошими, здоровыми, самыми человеческими задатками теряет их, поддаваясь соблазну стать хозяином жизни, собственником.

 

Образование форм имени числительного и местоимений

ЗАДАНИЕ № 18. Исправьте речевые недочёты в предложениях. Объясни­те причины их появления.

 

Учёные описали более пятиста языков бесписьменных народов. Обои девочки были очень хорошенькие.

Неотложная помощь была оказана семиста тридцати пяти пациентам во время эпи­демии. На обеих коленях были царапины. Около полтора часа прошло с тех пор. Свыше пятьсот народно­стей проживают на этом континенте. Среди двадцать одного студентов группы четыре были отличниками. До начала экзаменов осталось всего около полтора учебного ме­сяца. Метель не утихала в течение троих суток. Длинной ве­реницей вытянулись медленно ехавшие двадцать двое саней и три розвальни. Небольшой старинный город расположен по обоим сторонам самой красивейшей реки во Владимирской области.

 

ЗАДАНИЕ № 19. Составьте словосочетания числительных оба, обе со следующими словами в формах именительного и дательного падежей.

 

Образец: Оба сына; обоим сыновьям.

Дерево, дорога, дочь, вещь, постель, ведро, бланк, вакан­сия, директор, подпись, докладная записка, заявление, пред­ложение, лицо.

ЗАДАНИЕ № 20. Прочтите вслух предложения, правильно обра­зуя падежные окончания числительных и согласующихся с ними существительных.

 

1. В диссертации имеется приложение с 65 схем... 2. В биб­лиотеке не хватает 9 книг. 3. В новом поселке в 500 дом... работают печи на природном газе. 4. В Антарктиду доставили самолетом 24 полярник... 5. Техникум выпустил 52 молод... специалист...

ЗАДАНИЕ № 21. Обратите внимание на употребление собирательных и количественных числительных, счетных существительных. Отредактируйте предложения, мотивируя изменения в тексте.

 

1. Четверым молодым работницам присвоен очередной про­фессиональный разряд. 2. Так мы и живем: семь в одной комна­те. 3. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подой­дем поближе к этим троим студентам, послушаем, что они го­ворят. 4. Над этой темой работает пятеро научных сотрудников, о результатах они доложат на совещании. 5. Грамоту вручили А. Ф. Осиповой: ей исполняется восемь десятков. 6. Пару раз мы его высмеяли, и он перестал у нас появляться. 7. Мы сидим в опустевшем доме. Стол, табуретка, пара кроватей. 8. В столи­цу чемпионата въехало столько журналистов, туристов, гостей, что население ее увеличится на пару тысяч. 9. Спортивный клуб уже дюжину лет держится в первых рядах высшей лиги.

ЗАДАНИЕ № 22. Прочтите предложения, обратите внимание на правильное произношение числительных.

 

1. Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна. 2. Более 2500 человек обратились с просьбой улучшить жилищные условия. 3. Прибыл поезд с 287 экскурсантами. 4. Длина окружности равна 422 (санти­метр). 5. Из 596 вычесть 387. 6. Высота Останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 метрам 74 санти­метрам. 7. Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час. 8. К 1778 прибавить 852. 9. От 17464 отнять 11090. 10. Из 1109 важнейших объектов было введено лишь 749. 11. Сметная стоимость второй очереди ка­нала составляет более 455 миллионов.

ЗАДАНИЕ № 23. Просклоняйте и запишите следующие словосочетания.

 

Пятьдесят седьмой образец, двадцатая глава, тридцать первое задание, сорок четвёртые сутки, двадцать шестой элемент, сто тридцать седьмая участница.

ЗАДАНИЕ № 24. Укажите речевые ошибки, связанные с использованием местоимений; исправьте их.

 

Мария Семеновна попросила меня принести свой портфель. Косте понравились свои тапочки. Кирила Петрович устраивал разные забавы, которые были интересны только себе. Я нашёл книгу у меня на столе. В доме раздавались громкие голоса. Они пытались открыть двери изнутри. Когда он был на озере, он увидел там дерево совершенно необычной формы. Я увидел, что на школьном дворе идёт драка: восьмиклассник дерётся с шестиклассником. Этого мальчика я хорошо знал. Дворянство боялось, что они могут лишиться власти. Повесть «Дубровский» оказала большое влияние на развитие литературы. Трудно найти человека, который его не читал. Они – замечательные актёры, от их создается хорошее настроение.

 

Образование форм глагола

 

ЗАДАНИЕ № 25. Исправьте речевые недочеты в предложениях. Укажите причины их появления.

 

Вася о чём-то шептает своей соседке. Родители создавают детям хорошие условия для учёбы. Мальчик знал, что стар­шие сестры не хочут брать его с собой. Едьте быстрее — вре­мя позднее. Ураганный ветер сламывал колосья и уносил их неизвестно куда. Садитесь на стул, ложите руку на стол, сжи­майте и разжимайте пальцы. Не надо было ничего людям обещивать. Уберите со стола все лопнутые стаканы и чашки. Мы увидели скакающего во дворе всадника. Я дорожу дру­зьями, сознавающими свои ошибки. Побегим на станцию, может быть встретим её там. Родители ругают меня за то, что я дерзю учителям, но это неправда. В парке срубливали ста­рые деревья. Мой папа копает ямы, чтобы потом можно было пролаживать трубы. На столе стоит букет цветущихся астр.

 

ЗАДАНИЕ № 26. Исправьте речевые недочеты в предложениях. Укажите причины их появления.

 

Он жаждает бурь и приключений. Мама доставает ключи из сумки и открывает дверь. В работах школьников исчезнули пунктуационные ошибки. Ехай спокойно: всё, что нужно, я исполню. Мальчику не разрешали дотрогиваться до портфе­ля отца. Парень казался честным и обещал пожениться, но всё вышло совсем не так. Шёрстка у моей Мурки длинная, лоснящая.Им двигает желание приобрести хорошее образование. Моя сестричка ещё ничего не понимает и только баловается. Я пронзю своего обидчика копьём. Старик посоветовал: «Ехайте по той дороге: она короче и ровнее». Выполнение работы предусмотривает знание правил техники безопасности. Проголо­давшего медведя запирали в дальней комнате.

 

ЗАДАНИЕ № 27. Исправьте речевые недочеты в предложениях. Укажите причины их появления.

 

В уголке дремает соседская кошка. Я сознаваю, что посту­пил плохо. На верёвке сохнуло разное бельё. Слава богу, я от них теперь не зависю. Я знаю, что вы не разрешали мне лис­тать учебник, но я только один разочек листнула. Когда мы подбежали к телеге, то увидели, что один мешок порватый и из него сыплется зерно.Ну что ты ко мне приставаешь? Я не знал, сколько время на это потребовается. Бывает, увлекёшься интересной книгой и забудешь про сон. Женщина оглохнула в раннем детстве. Сначала раскладём эти числа на 3 и 4. У меня к приходу мамы всё бывает уже убрато! Правительство подготовило ноту, срочно направляющуюся в зону конфликта.

ЗАДАНИЕ № 28. Прочитайте предложения. Найдите в них причастия и причаст­ные обороты, а также слово (слова), к которому они относятся.

 

1. Весьма важны такие факторы, как осознание фундаментальной базы сего­дняшних и будущих научных исследований, точная классификация использо­ванных типов фундаментов научных исследований, позволяющие естествен­ным образом создавать новые объекты техники и технологии.

2. Для повышения живучести крупных ГЭС необходим комплекс мероприятий, снижающий вероятность появления техногенных возмущений, вызывающих сильные сотрясения сооружений и оборудования.

3. Предложена аналитическая методика для расчета векторов высших гармоник намагничивающих токов понижающих трансформаторов с несимметричным магнитопроводом, базирующаяся на экспериментально определенных моду­лях гармоник намагничивающих токов типовых трансформаторов и результа­тах совместного решения уравнений магнитных и электрических цепей транс­форматора.

4. В настоящей работе предлагается простая степенная зависимость между без­размерными комплексами, составленными из 9 размерных величин, характе­ризующих движение воды и влекомых насосов в названных руслах, которую и предлагается рассматривать в качестве метода, определяющего гидравличе­ское сопротивление таких русел.

5. Это равновесное состояние определяется равенством развиваемых в газовом уплотнительном слое газодинамических сил газостатистическим силам, обу­словленным большим рабочим давлением в турбомашине.

6. В институте выполнены исследования, доказывающие возможность создания линий электропередачи переменного тока с повышенной натуральной мощ­ностью, управляемых перечисленными устройствами компенсации реактив­ной мощности.

7. Современный этап развития научных исследований в технических универси­тетах характеризуется интеграцией и взаимопроникновением различных ти­пов фундаментов, создающими «фундаментальные сети» для разработки но­вых объектов техники.

ЗАДАНИЕ № 29. Определите, в каких предложениях причастный оборот употреб­лен неправильно. Объясните свой выбор. Исправьте ошибки.

 

1. Математическая модель включала в себя систему уравнений, описывающая турбулентное течение газа около криволинейной поверхности.

2. Автором был разработан и успешно применен общий подход, позволяющий осуществлять интеллектуальную навигацию объектов, контролируемых ком­пьютерным алгоритмом, подходящим для систем реального времени.

3. Одним из основных требований является возможность управления приложе­ниями, работающих в сети реального времени.

4. Полученные оценки позволили указать две различные методики изменения коэффициентов усиления, приводящих к неограниченному увеличению об­ласти устойчивости за счет уменьшения степени устойчивости.

5. Применение методов глубокоуровневой спектроскопии к приборам, содержа­щих несколько р-n переходов, позволило проследить дефектно-примесную атмосферу как в процессе изготовления, так и на готовых приборах.

6. Общность подхода обеспечивается заложенной в качестве основы разветв­ленной кинематической цепью со связями.

ЗАДАНИЕ № 30. Прочитайте предложения. Определите, в каких предложениях деепричастный оборот употреблён неправильно. Исправьте ошибки

 

1. Учитывая, что в Санкт-Петербурге ежегодно образуется около 5 млн. м3 твер­дых бытовых отходов, потенциальное количество биогаза при разложении та­кого объема ориентировочно составит не менее 300 млн. м3.

2. Сохраняя основные достоинства полустатистического метода, предлагаемый метод имеет более высокую скорость сходимости, а также дополнительные преимущества, связанные с возможностью адаптации набора базисных функ­ций к свойствам интегрального уравнения.

3. На фоне усиливающегося загрязнения окружающей среды промышленными и бытовыми отходами, а также учитывая необходимость вовлечения рекульти­вируемых земель и грунтовых вод в антропогенное использование, сформи­ровались требования общества к качеству почв и грунтовых вод.

4. Далее расчет выполняется по обычным формулам гидродинамики, предпола­гая, что результирующая гидродинамическая сила представляет собой супер­позицию сил, вызванных каждой составляющей вектора скоростного напора.

5. Развивая программу экологического образования (ЭО), следует иметь в виду, что все образование в техническом университете в настоящее время ориенти­руется на развитие наукоемкой промышленности.

ЗАДАНИЕ № 31. Употребите нужную форму причастия, выбирая из тех, что при­ведены в скобках; свой выбор обоснуйте.

 

1. Горький – писатель, с детства (проникшийся, проникнувшийся) сочувстви­ем к своему народу. 2. Раскрылись (набухавшие, набухшие) на деревьях почки. 3. Передо мной сидел человек, слегка утомленный, (привыкнувший, привыкший) ко всеобщему вниманию. 4. Проблема, (обсуждаемая, обсуждающаяся) на страницах газеты, очень не простая. 5. Теперь я вижу, что это автор, бережно (относящийся, отнесшийся) к родному слову.


ЗАДАНИЕ № 32. Укажите ошибки в образовании деепричастий и употреблении их в речи; отредактируйте предложения.

 

1. Меньшой-Додонов строил фразу, пиша фельетоны, с теми же милыми интонациями, с которыми разговаривал в жизни. 2. Узнав о смерти поэта, Вар­вара Александровна так и не смогла оправиться от удара, хотя и прожила еще 10 лет, умерев в возрасте тридцати шести лет. 3. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли. 4. Они очень зорко читают инструкции, беря на заметку все новое, интересное. 5. Собравшись на праздник, не забудьте купить трещотки и бенгальские огни. 6. В Чемпионате мира по шахматам Г. Каспаров, встреча­ясь с А. Карповым, одержал блестящую победу. 7. Мы заняли второе место в районе, вывезя 11.116т удобрений. 8. Высота рабочей плоскости и верхняя линия ноги человека в положении сидя позволяет устраивать выдвижной ящик в средней части стола. 9. Будучи председателем комиссии, мне пришлось принимать экзамены у абитуриентов в течение двух месяцев. 10. Курс лече­ния рассчитан на три месяца ежедневного приема двух таблеток во время еды, запивая их водой.

Раздел 4. Лексические нормы

ЗАДАНИЕ № 1. Вместо точек вставьте нужное слово или словосочетание; мотиви­руйте свой выбор.

 

l.Ha месте небольшого завода ... (возведен, построен, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. 2. В зависимости от конкретных условий установка может быть ... (построен, смонтирован, создан, установлен) как на открытой площадке, так и в помещении. 3. Уже в октябре фермер стал ... (отгружать, поставлять, отправлять, сдавать) зеленый лук в магазины сто­лицы. 4. Технолог Калинина предложила ... (переделать, преобразовать, мо­дернизировать, обновить, изменить) конструкцию двух ... (большой, круп­ный, мощный, огромный) горизонтально-расточных станков. 5. На ковровом комбинате в ... (прошедшем, минувшем, прошлом) году производство налади­лось. Уже... (выпущен, изготовлен, произведен, сделан) 867 кв. метров... (про­дукция, ковры и дорожки, ковровые изделия). 6. Известно ... (любому, всяко­му, каждому), что даже самые ... (хорошие, отличные, прекрасные, велико­лепные, превосходные) ... условия работы еще не ... (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха. 7. В этом произведении автору удалось ... (раскрыть, вскрыть, воспеть, изобразить, описать, представить) тра­гические события в жизни ... (своего поколения, своих сверстников, своих со­временников). 8. Этот ... (недостаток, порок, дефект) в детали можно... (уви­деть, выявить, определить, заметить, отметить) невооруженным глазом. 9. Победителю конкурса ... (присуждена, присвоена, выдана, выделена) пре­мия. 10. В новом отеле ... (первоочередное, первостепенное, главное, веду­щее, важнейшее) внимание обращают на ... (хорошее, прекрасное, безуко­ризненное, оптимальное, внимательное) обслуживание гостей.

 

ЗАДАНИЕ № 2. Укажите слова, употребление которых приводит к нарушению лексической сочетаемости, исправьте речевые ошибки.

 

1. Автор хрестоматии не составил еще аннотации. 2. В заводском клубе прово­дятся многолюдные вечера. 3. Мы пожелали организаторам почаще собирать та­кие вечера. 4. В деревне полными темпами идет уборка урожая. 5. Шевченко от­крыл начало жатвы в прошлом году, работая на косовице хлебов; такую же честь доверили ему и нынче. 6. Повышение белковитости зерна ставит перед исследова­телями большие трудности. 7. Два пернатых в одной берлоге не живут. 8. Книжная ярмарка гостеприимно приглашает издателей и авторов посетить павильоны. 9. Спортсмены «Колоса» установили 32 новых достижения области. 10. В журнале я прочел большую дискуссию о роли отца в воспитании своих детей. 11. Эта поли­тика уже приносит положительные плоды. 12. Большое внимание будет оказано благоустройству города. 13. Этому вопросу мы придаем первоочередное внима­ние. 14. Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти от тонко­рунной овцы. 15 Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме.

 

ЗАДАНИЕ № 3. Укажите речевые ошибки, отредактируйте предложения.

1. Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава. 2. В эти годы наблюдается буй­ный рост нашей кинематографии. 3. Иванов давно работает на этом трудном участке, и неплохо работает. Но в последние два года у него стали появляться отрицательные проблески. 4. Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные любители спортивной статистики. 5. Выпас собак запрещается. 6. Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тарака­нов. 7. Запрещено размещать хозяйственные и промышленные мусорные свал­ки. 8. Продается пожилой дом. 9. Лекция для бездетных родителей переносит­ся на четверг. 10. Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии. 11. В нашей работе ведущее значение прида­ется нравственному и трудовому воспитанию.

 

ЗАДАНИЕ № 4. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонки, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.

 

1. Античный, классический. Мифология, языки.
Врожденный, прирожденный. Талант, ум.
Гостеприимный, радушный, хлебосольный. Прием, хозяин, человек.
Губительный, пагубный. Влияние, действие.
Единый, один. Миг, момент.

Длинный, длительный, долгий, долговре- Воздействие, период, путь, сборы,

менный, продолжительный. кредит.

2. Выдвинуть, высказать, исправить, устранить. Гипотеза, догадка, недостатки, ошибки
Найти, обрести. Опора, поддержка.

Наложить, оставить. Отпечаток, след.

Обнаружить, открыть. Закон, закономерность.

Доказать, обосновать. Теорема, теория.

Предвещать, предсказать. Поражение, успех.

Расширить, увеличить, повысить. Возможности, потенциал.

 

ЗАДАНИЕ № 5. Укажите лексические ошибки в следующих предложениях, при этом особо выделите случаи нарушения семантической и грамматической сочетаемости. От­редактируйте предложения.

 

1. Молодая березовая дубрава зеленели за околицей. 2. Дети произносят сти­хотворение, стоя врассыпную. 3. В кинотеатрах идет фильм «Возвращение черно­го блондина». 4. В автобусе было так тесно, что кто-то предложил: «Станьте плаш­мя, тогда свободнее будет!». 5. Рекорды продолжаются. 6. Вдруг она заметила: по коридору идет кот на цыпочках. 7. Большинство времени проходит бесплодно. 8. Учитель предложил нам написать контрольную работу устно. 9. В зоопарке ма­ленький кенгуру сидел в клетке и чистил перышки. 10. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. 11. Опыт последних лет с неизбежностью показывает правильность этих мрачных прогнозов. 12. Широкое испытание этого витаминного биоактивного крема привели к крайне положительным результатам. 13. Незнако­мец сел на коня и поехал пешком. 14. Трехлетняя парижанка сидит босая в песоч­нице и, копаясь в песке, носит с изяществом и легкостью самое простенькое пере­пачканное платьице. Кто ее научил фации? 15. От усталости мое тело подкашива­лось на ногах. 16. Ресторан наполнился веселым гомоном, надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 17. В нашем городке появилось несколько новых предприятий и общественного транспорта. 18. Стой спокойно и не размахивай глазами (из речи воспитателя в детском саду). 19. Вот как сожму кулаки на руках и ногах! (речь ребенка) 20. Я вчера взял самолет и прилетел в Москву (из речи иностранца).

ЗАДАНИЕ № 6. Обратите внимание на речевую недостаточность, отметьте случаи неясности высказывания, искажения его смысла. Исправьте предложения.

 

1. Выставка юных художников в Доме пионеров имела такой успех потому, что Карпенко Н.И. на уроках рисования сумела воспитать прекрасное в своих учениках. 2. Студент Белов занял первое место по английскому языку. 3. Они окончили про­фессионально-техническое училище, но чтобы хорошо работать, нужен непосред­ственный опыт у станка. 4. За ошибки и недостатки председатель совхоза Пашков заслуживает взыскания. 5. Достаточно нескольких часов, чтобы на ручной вязаль­ной машине одеть в теплые варежки всю семью. 6. Касса получает за товары ясель­ного возраста. 7. Переплет сделался неотъемлемой деталью комнатного убранства. 8. Творчество Маяковского волнует читателей на самых различных языках.

ЗАДАНИЕ № 7. Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку. Какие ошибки заметил и устранил редактор? В случае несогласия с редактором дайте свои варианты правки.


1. Если взглянуть на город с птичьего полета, то дома представятся как светлые островки среди зелено-голу­бого моря.

2. Размеры контрольной плоскости должны быть больше подготавливае­мой плоскости.

3. Сравним последние экономичес­кие показатели работников фабрики «Лайма» с предыдущими годами.

4. Объем чистой продукции может и обычно выражается в денежном из­мерении.

5. Три гостиницы возникнут на пе­ресечении с Ленинградским, Ярослав­ским и Каширским шоссе.


1. Если взглянуть на город с высо­ты птичьего полета, то дома покажут­ся светлыми островками среди зеле­но-голубого моря.

2. Контрольная плоскость должна быть больше, чем подготавливаемая.

3. Сравним последние экономичес­кие показатели работы фабрики «Лай­ма» с показателями, которых достига­ло предприятие в предыдущие годы.

4. Объем чистой продукции может быть выражен и обычно выражается в денежном измерении.

5. Три гостиницы будут построены на пересечении кольцевой дороги с Ле­нинградским, Ярославским и Каширс­ким шоссе.


ЗАДАНИЕ № 8. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тав­тология, скрытая тавтология, повторение слов), исправьте предложения.

1. В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годово­го плана предстоящей работы. 2.Продолжительность процесса плавки длится несколько часов. 3. Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится существующая сосновая роща. 4. Свои тре­бования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными толь­ко на предположениях. 5. Здание будут украшать витражи из цветного литого стек­ла. 6. В огне пожара 1812 г. погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения. 7. Быстрое развитие города историки объяс­няют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей. 8. С западной стороны, если смотреть с севера на юг, расположено водохранилище, а с южной, если смотреть с востока на запад, - лес. 9. В текущем году цветение будет про­текать на этих побегах цветов. 10. Парк очистили от мусора, но он так и остался неогороженным, и сейчас он до сих пор служит пастбищем для скота.

ЗАДАНИЕ № 9. Укажите речевые ошибки (повторение слов, тавтология явная и скрытая, плеоназм) в следующих предложениях. Отредактируйте их.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.124.210 (0.03 с.)