Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Схема оценки информационной речи

Поиск

Тема и цель

Интересны? Уместны? Актуальны?

Вступление

Интересно ли?

Использован ли прием привлечения внимания?

Не слишком ли длинно?

Главная часть

Продуман ли план?

Весь ли материал относится к делу?

Достаточно ли примеров?

Конкретно ли содержание?

Достигнута ли цель?

Заключение

Ясно? Есть ли обобщение сказанного?

Произношение

Уверен ли говорящий в себе?

Правильна ли поза? Жесты?

Удачен ли темп речи? Монотонно?

Есть ли контакт с аудиторией?

Есть ли речевые ошибки?

Советы выступающему.

III. Памятка

Информационная речь с первого до последнего слова — продукт обдуманного плана. Иначе она не будет ни интересна, ни ясна. Достичь того и другого можно, если она построена с учетом интересов слушателя, на целесообразном сочетании элементов нового и старого, конкретна в частностях и в целом, если она поддерживает ощущение поступательного движения, использует моменты конфликтно-драматического порядка, со­здает в аудитории все нарастающее ожидание, завершаемое развязкой.

Вступление следует подобрать и проработать так, чтобы оно вызвало внимание, приподняло интерес, пояснило намерения оратора. Главная часть речи должна быть развита в соответ­ствии с определенным планом и с учетом тематического зада­ния, состава аудитории и обстановки.

В заключении еще раз поясняется поставленная цель, под­нимается на высшую ступень интерес слушателей, подчерки­вается смысл речи и делается все возможное, чтобы создать у аудитории надлежащее настроение (П. Сопер).


 

Задание № 13. Подготовьте агитационную речь (убеждающую или призывающую к действию) на 5 минут. Выберите тему речи. Уточните ее формулировку. Определите аудиторию, для которой предназначена ваша речь. продумайте систему логических и психологических доводов.

Материалы к заданию

I. План агитационной речи

1. Привлечь внимание, вызвать интерес.

2. Охарактеризовать предмет речи, изложить основной те­зис.

3. Привести аргументы для доказательства тезиса.

4. Сделать вывод. Сформулировать призыв.

II. Примерные темы для агитационной речи

Можно научиться быть счастливым

— Я люблю «русское кино»

— «Вредные» фильмы

— Жизнь — любовь

— Не в деньгах счастье

— Книга, которую каждый должен прочитать

— Позвоните (напишите) родителям

— Не будьте равнодушными (о понятии «чужое горе»)

— Берегите здоровье

— Занимайтесь спортом

— Научитесь зарабатывать деньги

III. Схема оценки агитационной речи

Тема и цель.

Подходят ли они аудитории?

Введение.

Интересно?

Вызывает ли желательную реакцию?

Главная часть.

Интересен ли материал?

Правильны ли доводы? Достаточны ли аргументы?

Целесообразны ли примеры?

Заключение.

Ясно?

Убедителен ли призыв к действию?

5. Произношение.

Произнесена ли речь с убеждением?

Правильна ли поза?

Уместны ли жесты?

Удачен ли темп речи?

Есть ли речевые ошибки?

Советы выступающему.

IV. Памятка

Агитационная речь требует от слушателей большего, чем другие виды речи. Если она не приводит к цели — это самая горькая из всех неудач оратора. Слушатели должны отозвать­ся на призыв тут же, на месте, и от всей души. Их нужно зас­тавить проникнуться доверием к вам и к тому, что вы говори­те, доверием безусловным и идущим от доброй воли. Слуша­тели должны понять вас и преисполниться нетерпением сде­лать все, что вы от них хотите.

Что бы ни было избрано вами во вступительной части речи, к каким бы убедительным планам и методам вы ни прибегали, каковы бы ни были ваши завершающие призывы, — все следу­ет развивать в соответствии с той определенной реакцией ауди­тории, к которой вы стремитесь (П. Сопер).

Задание № 14. Продумайте и запишите систему доводов для доказательства тезиса: «Образованный человек – полезный человек».


Задание № 15. Проведите ролевую игру «Ночное дежурство». Подготовьте убеждающую речь по предлагаемой ситуации.

 

В офисе фирмы «С» вышла из строя сигнализация. В поме­щении офиса находится большое количество материальных ценностей (оргтехника, выставочные экземпляры товара и т.д.). На ремонт сигнализации потребуется неделя. Свободных средств для того, чтобы нанять вооруженную охрану, на счету фирмы нет. Нужно организовать ночное дежурство силами ра­ботников фирмы.

Директор фирмы (один из студентов группы) проводит со­брание трудового коллектива (остальные студенты), информи­рует сотрудников о создавшейся ситуации и предлагает свой вариант выхода из нее. Цель директора — убедить сотрудни­ков в необходимости организовать ночное дежурство, провести это дежурство по предлагаемой им схеме. Сотрудники высту­пают на собрании, соглашаясь/не соглашаясь с предлагаемым директором вариантом выхода из создавшейся ситуации в со­ответствии с предварительно выбранной позицией речевого по­ведения (конструктивная, соглашательская, демагогическая).

Собрание заканчивается голосованием, в ходе которого выясняется, удалось ли директору убедить сотрудников в пра­вильности предлагаемого им варианта решения проблемы.

 

Задание № 16. Проведите ролевую игру «Финансирование идей». Подготовьте убеждающую речь по предлагаемой ситуа­ции.

 

Вы, директор недавно образованной фирмы, хотите взять беспроцентный кредит в банке. Для того чтобы получить кре­дит, вам нужно победить в конкурсе коммерческих проектов, убедив директора банка (преподавателя), что именно ваша фир­ма достойна кредитования. В речь необходимо включить сле­дующее: название фирмы, вид деятельности, имидж; состоя­ние дел на сегодняшний момент, достижения, планы, перс­пективы; источники финансирования.

Коммерческий проект, набравший максимальное количе­ство баллов (из 10 возможных), получает кредит.

Задание № 17. Проведите ролевую игру «Благотворитель­ность». Подготовьте убеждающую речь по предлагаемой ниже ситуации.

 

Ораторы — представители благотворительных организа­ций — выступают перед аудиторией (бизнесмены, студенты, госслужащие — по выбору выступающего), убеждая пожерт­вовать деньги на какой-либо проект — частная школа, коммер­ческий банк, рок-концерт и др. После выступления каждого оратора слушатели жертвуют определенную сумму денег — 10, 30 или 60 рублей (сумма записывается на листке бумаги). Мож­но жертвовать только эти суммы.

Побеждает набравший больше пожертвований.

Задание № 18. Подготовьте небольшое (2—3 мин.) выступле­ние по одной из приведенных ситуаций. Ваша цель – воодушевить слушателей.

Ситуация 1. Вам необходимо произнести речь на торже­ственном собрании по случаю вручения дипломов. Оценивая значение студенческих лет в вашей жизни, выражая благодар­ность всем преподавателям и сотрудникам вуза, вы хотите со­здать у слушателей настроение радостного оживления, вызвать чувство гордости за результаты общего труда, вдохновить иде­ей духовного и экономического возрождения России.

Ситуация 2. Вы намерены сказать речь на презентации филиала фирмы. Оценив экономический рост фирмы, дости­жения трудового коллектива, вы желаете создать у слушате­лей ощущение уверенности в завтрашнем дне, вдохновить их перспективами развития фирмы, сплотить идеей общего дела и вызвать трудовой энтузиазм.

 

Задание № 19. Подготовьте воодушевляющую речь на одну из предложенных тем:

 

— Все еще только начинается...! (Речь по случаю оконча­ния школы, института).

— Две судьбы — одно счастье (Речь по случаю годовщины свадьбы).

— Мир вашему дому! (Речь по случаю бракосочетания).

— Я верю в будущее России (Предвыборная речь кандидата в депутаты).


 

Задание № 20. Подготовьте приветственную (воодушевляю­щую) речь (3—4 мин.). Выберите событие, которому будет посвя­щена ваша речь (юбилей лица, организации; встреча делегации; вручение награды; открытие памятника, мемориальной доски; начало работы съезда, конференции, симпозиума; памятная дата и т. п.). Определите аудиторию, для которой предназначена ваша речь. Так как главная задача приветственной речи — создать приподнятое, праздничное настроение, вдохновить, воодушевить слушателей, обратите внимание на эмоциональность вашей речи, используйте в ней средства речевой выразительности.

Материалы к заданию

I. Структура приветственной речи

1. Обращение. Слова приветствия.

2. Краткая характеристика события.

3. Успехи и достижения, перспективы.

4. Пожелания.

II. Схема оценки приветственной речи

Тема и цель.

Соответствуют ли событию?

Подходят ли аудитории?

Вступление.

Оригинально?

Создает ли определенный эмоциональный настрой?

Главная часть.

Конкретно ли содержание?

Яркие ли примеры?

Выразительны ли речевые средства?

Достигнута ли цель?

Заключение.

Ярко?

Вдохновило ли слушателей?

Произнесение.

Произнесена ли речь с воодушевлением?

Правильна ли поза?

Уместны ли жесты, мимика?

Удачен ли темп речи?

Есть ли речевые ошибки?

Советы выступающему.

III. Памятка

Не пытайтесь сесть и приготовить речь за тридцать минут. Нельзя испечь речь по заказу, как пирог. Речь должна вызреть. Выберите тему в начале недели, обдумайте ее в свободное вре­мя, вынашивайте ее, не забывайте о ней ни днем, ни ночью. Обсуждайте ее с друзьями. Делайте ее предметом бесед. Зада­вайте самому себе всевозможные вопросы на данную тему. Записывайте на клочках бумаги все мысли и примеры, кото­рые приходят вам в голову, и продолжайте искать. Идеи, сооб­ражения, примеры будут приходить к вам в самое различное время — когда вы принимаете ванну, едете в центр города, когда вы ждете, чтобы вам подали обед. Таков был метод Линколь­на. Этим методом пользовались почти все ораторы, имевшие успех (Д. Карнеги).

 

Задание № 21. Напишите текст выступления, включив в него одно или несколько из приведенных ниже изречений:

 

1. Старая мудрость гласит: много говорить и много сказать — не одно и то же. 2. Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. 3. У мудрости есть граница, глупость же безгранична (Я. Рай­нис). 4. Смелые мысли играют роль передовых шашек в игре: они гибнут, но обеспечивают победу (Гете). 5. Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали твоими недругами, а недруги стали друзьями (Пифагор). 6. Смех — это солнце: оно прого­няет зиму с лица человека (Гюго). 7. Лень — это ржа ума и тела: ключ, которым часто пользуются, всегда блестит, как новый (Б. Франклин). 8. Когда человек не знает, к какой при­стани он держит путь, для него ни один ветер не будет попут­ным (Сенека). 9. Представьте себе, какая была бы тишина, если бы люди говорили только то, что знают (К. Чапек). 10. Что самое общее для всех? — Надежда, ибо если у кого и ничего нет, то она есть (Фалес). 11. Вступающие в брак должны гля­деть во все глаза до брака и держать их полузакрытыми после (М. Скюдери).


Задание № 22. Подготовьте небольшое выступление (3—4 мин) на одну из тем: «Разрешите представиться», «Человек, который меня поразил (изменил мою жизнь)», «Преподаватель, у которо­го хочется учиться».

 

Напишите заранее главную мысль вашего выступления. Произнесите речь. Попросите слушателей записать главную мысль вашей речи так, как они ее поняли. После окончания речи зачитайте свой вариант и сравните его с записями слуша­телей.

 

Задание № 23. Перечислите, какие вопросы могут рассматриваться в вашем сообщении, если оно называется:

 

1. Что значит сейчас быть хорошим инженером?

2. Преимущества и недостатки использования материалов Интер­нета для написания рефератов.

3. Платное обучение — прогресс или регресс российского образо­вания?

4. Развитие российской металлургии в XX в.

5. Каждому студенту — достойную стипендию!

6. Наша группа­ лучшая в техникуме!

(Впишите любое название на ваш выбор)

 

Задание № 24. Прочитайте тексты и определите способ изложения материала в каждом из текстов (метод аналогии, ступенчатый, исторический, концентрический).

В Средние века в Христианском мире единственным абсолютно авторитетным ис­точником научной информации были две книги: Библия и сочинения Аристоте­ля. Наука сводилась к комментированию цитат, которые нужно было приводить точно, потому что безграмотные ересиархи часто выдумывали якобы цитируемые изречения пророков, Христа и Аристотеля. Отсюда возникла система ссылок на текст, удержавшаяся до нашего времени. Эта ступень науки называлась схола­стикой, и к XV в. она перестала удовлетворять ученых. Тогда был расширен круг источников — привлекались сочинения других древних авторов, тексты которых нуждались в проверке. Так возникла гуманитарная (т. е. человеческая, а не бо­жественная) наука — филология, отличающаяся от схоластики критическим под­ходом к текстам.

Почему южный конец магнитной стрелки красный, а северный — черный? Не ис­ключено, что здесь мы следуем древнекитайской традиции. Китайцы всегда ок­рашивали южный конец стрелки в красный цвет. А может быть, красный цвет юж­ного конца стрелки — дань древней ассирийской традиции? В древнем ассирийском календаре времен Александра Македонского север называется черной страной, юг — красной, восток — зеленой и запад — белой. Городские ворота в Китае окрашивались также в соответствии с этим правилом: в красный, черный, зеленый и белый цвет. Вероятно, что такое обозначение стран света (красным, черным, зеленым и белым) было в то время общепринятым и отголо­ском этого являются названия Черного и Красного морей, лежащих на юг и север от центрального — Средиземного.

По внешнему виду, а также по физическим и химическим свойствам калий похож на натрий, но обладает еще большей активностью. Подобно натрию, он имеет се­ребристо-белый цвет, быстро окисляется на воздухе и бурно реагирует с водой с выделением водорода. Соли калия очень сходны с солями натрия, но обычно выделяются из растворов без кристаллизации воды.

Ростовщичество как основа для рождения банков появилось в VIII—VII вв. до н. э. Первые ссуды давались натурой (зерном, скотом) и возвращались в большем коли­честве. Ссуды давались обычно под залог (имущество, земля) или под доверие лич­ности. Интересно, что авторитеты древности (Платон, Сенека, Цицерон, Аристотель) осуждали ростовщичество.

Первый банк как кредитное учреждение появился в Венеции в XII веке. Его функ­циями были прием вкладов на хранение и производство трансфертов и переводов. Потом появились банки в Барселоне, Генуе, Амстердаме, Гамбурге. Первые банки с учетом их функций называли депозитными. Стокгольмский банк (1657) первым стал заниматься выдачей ссуд под залог ценностей или имущества. Английский банк в Лондоне (1694) первым стал выпускать банковские билеты.

Задание № 25. Прочитайте текст и впишите в таблицу пропущенные пункты плана.

Брось сигарету!

Принято говорить, что капля никотина убивает лошадь. Недаром издавна на Руси табак называли сатанинским или антихристовым зельем. Царь Михаил Федоро­вич наказывал курильщиков плетьми и батогами. Сын же его, Алексей Михайло­вич, запретил курение законодательно.

Японские ученые установили, что экстракт смолы хвойных деревьев с добавкой 0,1% определенного германийорганического соединения и витаминов вызывает отвращение к никотину.

Как сообщил в 1985 году журнал «Clinical Farmacology and Therapy», специалисты из Лос-Анджелеса обнаружили, что аналогичный эффект проявляет 3 %-ный рас­твор... самого никотина. Через полтора часа после нанесения малого количества такого раствора на кожу заядлых курильщиков концентрация никотина в крови возрастала более чем в полтора раза. Это в свою очередь притупляло желание выкурить очередную сигарету. Когда же ее наконец закуривали, первые затяжки оказывали существенно более слабое действие, чем обычно. Прав был Парацельс: все есть лекарство, и все есть яд — все дело в дозе! Ученые из Мичиганского университета (США) установили, что никотин содержат некото­рые овощи, в частности картофель, томаты, баклажаны. Так, 1г. баклажанов со­держит такое же количество никотина, какое получает некурящий, проведя 20 минут в прокуренной комнате.

 

Назывной план Вопросный план Тезисный план Цитатный план
1. Отношение к нико­тину как к яду 1. Как обычно относятся к никотину? 1. 1....Издавна на Руси табак называли са­танинским или анти­христовым зельем
2. Вещества, вызываю­щие отвращение к никотину 2. 2. 2.
3. Присутствие нико­тина в привычных пищевых продуктах 3. Всегда ли ни­котин являет­ся ядом? 3. Никотин не всегда является ядом 3.

Задание № 26. Определите цель каждого из перечисленных в таблице прие­мов начала выступления и заполните таблицу.

Приемы начала выступления

Во вступлении (после обращения) можно использовать следующие приемы Цель Нельзя
Перейти сразу к изложению дела   Прямо выразить свои чувства по поводу из­лагаемого вопроса     Задать вопрос слушателям   Сделать замечание, затрагивающее интере­сы слушателей   Сделать комплимент слушателям   Рассказать историю, сообщить потрясаю­щий факт Рассказать случай из своей жизни   Процитировать яркое высказывание знаме­нитого человека, пословицу и т. п.   Показать какую-либо вещь   Начать образом, символом, аллегорией Сэкономить время Извиняться и говорить, что вы недостаточно подготовились   Начинать с шутки или анекдота, если аудито­рия вам плохо знакома или вы не очень увере­ны в себе

Задание № 27. Прочитайте начала речей некоторых известных людей и опреде­лите, какой прием они использовали. С какой целью?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.37.43 (0.009 с.)