Методы психологической коррекции стиля общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы психологической коррекции стиля общения



Методы установления доверия

Самым важным в процессе психокоррекции является доверительное общение психолога с клиентом. Психолог при этом использует разные методы, исходя из индивидуальных особенностей клиента. Однако независимо от характера и содержания общения психолога с клиентом неизменной остается сама суть процесса изменения: психолог осознанно использует доверие как главный инструмент воздействия. Благодаря этому сложному и несколько загадочному явлению возникает не только взаимное понимание, но и главные изменения личности клиента.

Доверие - ключевой момент в работе психолога, как, впрочем, и специалиста любой профессии, сущность которой связана с влиянием на людей. Нельзя понять и по-настоящему помочь клиент если не доверять друг другу. Благодаря доверию происходит отождествление психических состояний: психолог и клиент временно «сливаются», образуя единое целое.

Осознанно используя инструмент доверия, психолог учит клиента замечать мельчайшие изменения в себе (в теле, поведении, взаимодействии) и оценивать их позитивно: поощрять себя за конструктивные мысли, переживания и поступки, а негативные (напряжение в теле раздражение в высказывании и т. п.) принимать как данность, осознавать и ценить их позитивные намерения. А осознав и раскаявшись, простив себя за очередной промах, снова двигаться в нужном направлении.

В то же время психолог осознанно использует инструменты рефлексии и ответственности. Он ведет задушевный разговор о семейной истории клиента, собирает и анализирует факты, раскрывающие суть проблемы, по ходу шутит, рассказывает притчи, наполненные метафорическим смыслом, и клиент забывает о своей боли, восходя таким образом над своей «тупиковои» ситуацией.

Конечная цель психолога - научить клиента самостоятельном осознанию дискомфорта, анализу его причин и достижению внутреннего равновесия, т.е. осознанной дифференциации и интеграции отношения с самим собой и другими, и совершенствованию стиля общения. Внутренняя согласованность позволяет человеку самостоятельно принимать и отстаивать свои решения, учитывая мнение окружающих, давая возможность поочередно «выходить на сцену» обеим сторонам своей личности: индивидуальному началу и социальной сущности.

Таинство гармонии себя и других может постичь только сам клиент. Психолог лишь показывает возможные пути освобождения. Клиент сам освобождается от деструктивных эмоции и установок, открывая для себя источники и ресурсы своего собственного совершенства. При этом он, познавая главные способы и правила процесса психологической коррекции, постепенно осознает и изменя­ет степень своей активности, сначала больше полагаясь на психо­лога, затем сохраняя баланс самостоятельного продвижения к ре­сурсам с усилиями помогающей стороны (психолога, членов тренинговой группы, друзей, коллег), становясь постепенно все более активным и самостоятельным.

Инструмент доверия используется как средство объединения индивидуальных пространств психолога и клиента в совместное «поле общения», а инструменты рефлексии и ответственности слу­жат средством разделения пространств. В этом процессе, как будет показано ниже, сложно переплетаются главные критерии продук­тивного стиля общения - доверие, рефлексия, ответственность.

Итак, как же все происходит?

Пер вый шаг. Установление доверия С клиентом в совместном пространстве общения.

Клиент приходит к психологу погруженный в свои тяжелые про­блемы, отношения и ситуации, которые кажутся ему непреодоли­мыми, тупиковыми. Психолог призван помочь клиенту выйти из тупика, встать «над ситуацией общения», изменить свои представ­ления проанализировать истоки и причины своего затруднитель­ного положения и отыскать скрытые от сознания возможности раз­решения безвыходной ситуации. Однако, прежде чем перейти к ана­лизу проблемы, необходимо «присоединиться» к клиенту. Именно с этой целью психолог совершает свой первый важный шаг: уста­навливает доверие с клиентом.

В западной психотерапии существует специальное понятие­ «раппорт», которое в переводе с французского означает отноше­ния гармонии, согласованности, единства и симпатии. Французскому слову «раппорт» вполне соответствует русское слово «дове­рие».

Устанавливая доверие, психолог объединяет индивидуальные про­странства своего и клиента в общее совместное пространство об­щения. Попутно выделяет вербальные и невербальные проявления дисгармонии в отношениях, обращая особое внимание на ресурсы продуктивного стиля общения.

Первый шаг считается удачно завершенным, если клиент доверяет психологу.

Второй шаг. Усиление доверия, отождествление психолога с клиентом в и пространстве клиента.

Установив доверие, психолог с клиентом анализируют пробле­му, ищут болезненные точки общения. Психолог попутно выделяет вербальные и невербальные про явления дисгармонии общения, об­ращая особое внимание на ресурсы продуктивного стиля общения.

Психолог чувствует эмоциональное и физическое состояние кли­ента как свое собственное. Копируя его движения, дыхание, мими­ку, жесты, он использует понимающую, принимающую, поддерживающую модели партнерской стратегии контакта и, таким образом, усиливает доверие клиента к себе.

Третий шаг. Овладение тупиковой ситуацией общения, осознание возможности изменения видения ситуации в совместном пространстве общения.

Нащупав болезненную точку, психолог выходит из пространства клиента «вытягивает» и его в общее пространство общения, переключая егo с негативных эмоций на нейтральное состояние, используя свой позитивный эмоциональный заряд. Поддерживая клиента, в его стремлении понять истоки эмоционально – рефлексивного закрепощения и освободиться от внутреннего конфликта, психолог помогает ему осознать, что настоящие трудности общения есть результат деструктивных эмоциональных установок и моделей социума, усвоенных в прошлом. При этом психолог вселяет в клиента надежду и веру в то, что его ситуация, кажущаяся безвыходной, может быть разрешена при изменении ее видения.

Клиент не в силах противостоять притяжению психолога, доверяет его более благоприятному ментальному, эмоциональному и физическому состоянию. Постепенно усиливая веру клиента:; возможность изменений, психолог ставит его перед выбором: оставить все как есть или изменить видение ситуации. Такой шаг побуждает клиента взять на себя ответственность за свое исцеление. Этот шаг очень важен: психолог не «выносит клиента на своих собственных руках», а предлагает ему идти самостоятельно. Однако эта первая «искорка» ответственности появляется из «костра» доверия. Клиент пока еще не верит себе самому, но доверяет психологу. Общение при этом происходит в совместном пространстве. Клиент может еще не раз вернуться в свой тупик, однако то тепло, которое он почувствовал в общении с психологом, рано или поздно поманит его сделать решительный шаг. Именно эта свобод: ты можешь остаться в своем миражном тупике или научишься по новому воспринимать мир и себя в нем - позволяет клиенту совершить первый самостоятельный и поэтому ответственный шаг к истинному освобождению.

Освобождение от негативных эмоций, разрешение внутреннего конфликта и изменение деструктивных установок тоже сопряжен, с переживанием боли. Психолог не избегает этого ключевого момента процесса психологической коррекции, а намеренно усиливает переживания клиента, помогая ему осознать необходимость сломать старые стереотипы и барьеры, которые переходят из прошлого через настоящее в будущее. При этом разводятся осознанны действия и подсознательные установки и намечается линия их изменения. И если клиент доверяет психологу и имеет настойчиво стремление достичь совершенства, он сам ищет пути освобождения от переживаемой боли. На ключевой вопрос: «Что делать?» - ответ может найти только сам клиент. Психолог лишь усиливает его желание, показывает общие пути и индивидуальные возможности поддерживает в стремлении освободиться.

Четвертый шаг. Усиление доверия в пространстве психолога. Психолог - фигура в данном общении более авторитетная чем его подопечный, - берет на себя ответственность и помогает клиен­ту осознать, что, как и почему привело клиента в его «замутненное» деструктивными эмоциональными установками пространство. За­тем совместными усилиями разрабатывается и осуществляется про­грамма разрешения конфликта и достижения внутреннего согласия.

Используя разные методы воздействия, психолог оказывает вли­яние на бессознательную и сознательную сферу клиента. Теперь пси­холог использует новое состояние клиента: доверие специалисту и соб­ственное желание измениться, поэтому не просто вселяет надежду на благоприятный исход, вразумляет его, изменяя старые, неконструк­тивные эмоциональные и поведенческие установки, но и побуждает его к совместному поиску пути исцеления. Клиент воспринимает и усваивает новые представления, сначала как бы проглатывая их, - ра­ботает доверие. Этому способствует и авторитет психолога - сильной компетентной личности, способной оказывать влияние, и атмосфера доверия, и позитивная оценка психологом любых реакций клиента.

С нарастанием доверия клиент чувствует себя все увереннее и за­щищеннее, и психолог постепенно переводит Отношения на третью ступень, усиливая вероятность актуализации клиентом своей соб­ственной ответственности.

Пятый шаг. Усиление ответственности в совместном про­странстве общения.

Психолог побуждает клиента ко все большей ответственности за самого себя, «выращивая» веру клиента в свои собственные силы. Слушая психолога, выполняя его указания, клиент высказывает свою точку зрения по поводу новой информации, принимает или отвергает новые установки.

Психолог намеренно использует разнообразные методы стиму­ляции ответственности клиента: просит прислушаться к своим соб­ственным ощущениям и реакциям, усилить их, осознать, разгадать их смысл. Усиливая действие рефлексии, психолог использует по­зитивные поглаживания, когда клиент высказывает сомнения отвергает готовые решения или директивы.

При этом все усилия психолога направлены на достижение со­стояния уверенности, которое позволяет клиенту самостоятельно переключаться с доверия на ответственность и наоборот.

Именно этим шагом заканчивается любой сеанс психологичес­кои коррекции, независимо от того, первый он или последний. Малая толика уверенности может быть достигнута уже в первой встрече. И она служит завершающей точкой в достижении главной цели психокоррекционного процесса - дифференциации и интегра­ции взаимоотношения в общении.

Таким образом, дифференциация и и:нтеграция доверия и ответственности происходят за счет цепочки переключении: доверие психолога с клиентом в совместном пространстве общения - усиление доверия в пространстве клиента - восхождение над тупиковой ситуацией в совместном пространстве - усиление ответственности в пространстве психолога - усиление ответственности в совместно, пространстве общения.

Способность личности анализировать затруднительные ситуации самостоятельно, управлять известным конфликтом желаний, ограничиваясь собственным потенциалом, является показателе гармонично функционирующих доверия и ответственности и удачно завершенного процесса психологической коррекции.

Преодоление привычных стереотипов поведения. Едва ли не самым сложным моментом всей психокоррекционной работы является преодоление привычных стереотипов поведения, представленных основными моделями агрессивной и инфантильной стратегий общения. При этом необходимо осознать скрытое намерение - привычную выгоду или благо, которое лежит в основе той или иной модели. Осознание помогает преодолеть страх и сопротивление и усилием воли отказаться от привычной модели. Здесь важно поверить в то, что, теряя малое, мы обретаем большее. Изменения произойдут не сразу, но психолог должен убедить клиента довериться процессу и преодолеть временные потери, отнестись к ним как к вкладу, который необходимо сделать, чтобы получить большее.

Процесс психологической коррекции лишь начинается в кабинете психолога. Психолог помогает клиенту встать на путь изменений. Все сделанное в кабинете психолога - это, образно говоря, семя; которое посажено в благодатную почву, и нужно время, каждодневные усилия, чтобы оно проросло и принесло свои благотворные результаты.

После индивидуальной консультации или группового тренинга работа продолжается: клиент, общаясь с внешней cpeдoй, получает обратную связь по поводу уже происшедших изменении; по-новому осмысливает привычные ситуации, снова анализирует свои прожитый опыт мысленно возвращается к открытиям, которые сделаны с помощью психолога, учится осознанию своих ощущений, мыслей, действий, чувств и усилием воли преодолевает привычные стереотипы общения.

На этапе самостоятельного развития обретенных навыков клиент понимает, что с ним происходит, как и почему он попадает в затруднительные ситуации.

При этом постепенно изменяются старые установки, как будто привычные маски отделяются от истинного существа личности. Деструктивные эмоциональные установки и поведенческие модели прошлого навязывают эмоциям несвойственную им функцию - регуляции поведения, как при неправильной осанке мышцы выпол­няют несвойственную им функцию. Постепенное освобождение от негативных эмоций в реальном общении с людьми позволяет вер­нуться к осознанной и в то же время спонтанной регуляции общения.

Освобождаясь от старых, привычных моделей общения в реаль­ной жизни, клиент сталкивается с затруднительными ситуациями и людьми, которые вновь и вновь возвращают его на старый путь, напоминая о пережитом и порой даже усиливая болезненные ощу­щения. Здесь очень важно научиться принимать любую боль с ве­личайшим терпением и смирением, постигая смысл библейской ис­тины: «получив удар по правой щеке, будь готовым подставить ле­вую». Любая затруднительная ситуация при соответствующем к ней отношении (этот опыт учит меня чему-то, а вновь переживаемая боль освобождает и очищает) принесет облегчение, расширение диапазона позитивного восприятия действительности и - как след­ствие - расширение внутриличностного и межличностного про­странств общения.

Клиенту необходимо научиться быть гибким - в мышлении, оцен­ках, поведении. Психолог, готовя клиента к самостоятельному вза­имодействию, не только сам выступает образцом гибкости, но и спе­циально ставит такую задачу перед клиентом, рекомендуя ему систе­му упражнений, которая развивает гибкость, способствует освобож­дению от деструктивных эмоций, установок и моделей общения.

Клиент должен научиться доверять своему телу, разуму и спон­танно протекающему процессу освобождения. При этом помимо осознания постепенно возрастающей самоподдержки полезно в за­труднительных ситуациях обращаться за поддержкой к людям, спо­собным понять и разделить переживания.

Клиент должен знать, что «визитной карточкой» внутреннего конфликта, заявляющего о дисгармонии отношений, является со­мнение, поэтому учится самостоятельному преодолению сомнений.

Сомнения преследуют многих клиентов. Возникая в любых си­туациях по самым разнообразным поводам, сомнения часто явля­ют собой все тот же внутренний конфликт между стремлением к самостоятельности и желанием угодить другому, известное проти­воречие между двумя важными потребностями - в свободе и в при­знании. Усиление конфликта требует возвращения к осознаванию его истоков, ответственного анализа затруднительной ситуации, гибкости. Снова необходимо заглянуть в свое прошлое, осознать связь деструктивных эмоций и установок, доставшихся по наслед­ству, с настоящей ситуацией общения, найти возможность поддер­жать себя в новых намерениях.

Дифференциация возникшего сомнения и сопутствующих ему эмоций может помочь клиенту восстановить равновесие и вернуть­ся к продуктивному стилю общения. Все пережитые ранее эмоции:

страх, обида, печаль, тоска, месть - эти ловушки затягивают века обратно в хаос и конфликт желаний.

Сомнения могут помешать, но вера в свое право быть совершенным и конкретные шаги в этом направлении помогут осознать главные действующие силы внутреннего конфликта, найти решение настойчиво следовать ему. Если клиент уже достаточно продвинул в своем развитии, он способен, полагаясь на свой собственный авторитет, самостоятельно поддержать себя, найти силы и средств, направленные на развитие своего личностного совершенства. При необходимости он может воспользоваться чьей-либо помощью, сделать что-то приятное для себя. Однако если человек сам не в силах, осознать причины сомнения и найти способы его преодоления, то для дальнейшего прояснения он снова обращается к психологу.

Другие методы психологической коррекции. Все методы, обычно используемые для психологической коррекции стиля общения, можно разделить на три группы: методы индивидуального консультирования, методы группового тренинга, методы индивидуального тренинга.

Методы индивидуального консультирования включают в себя, индивидуальную консультацию «Семейная история», направленную на осознание идентификации с деструктивными эмоциональным и поведенческими моделями общения и пробуждение потребности самосовершенствования, освобождение от негативного эмоционального опыта, изменение отношения к себе и другим, в которой пользуются:

построение генограммы;

анализ жизненной истории: и идентификация эмоциональных " поведенческих моделей общения по вербальным паттернам и невербальным социальным знакам;

техники «выращивания» потребности в самосовершенствовании стиля общения;

эмоциональное «проживание» негативного опыта и освобождение от него; изменение отношения к себе и другим.

Представим краткое описание вышеперечисленных методов.

Построение генограммы осуществляется с помощью следующих вопросов.

Как вас зовут? Сколько вам лет?

Вы замужем или одиноки? Как зовут вашего супруга? Сколько ему лет?

Когда вы вступили в брак?

Какие у вас отношения с супругом? Есть ли у вас дети?

Как их зовут?

Сколько им лет?

Какие у вас отношения с детьми? Как дети: относятся друг к другу? Как зовут ваших родителей? Сколько им лет?

Чем они занимаются?

Если умерли, то по какой причине?

Какие взаимоотношения между матерью и отцом сейчас? Какими они были, когда вы росли?

Какими были взаимоотношения между вами и вашими братьями и сестрами?

Как ваши родители относились к вам и вашим братьям и сестрам? Что с вашими братьями и сестрами сейчас?

Чем они занимаются?

Какова и:х семейная ситуация?

При анализе ответов на эти вопросы психолог выделяет типич­ные модели общения в семье, обращая особое внимание на типич­ные модели агрессивной и инфантильной стратегий контакта. Кро­ме того, выделяются эмоции, которые сопутствуют моделям и по­служили причиной их возникновения.

Анализ жизненной истории и идентификация эмоциональных и поведенческих моделей общения осуществляются в ходе беседы по вербальным паттернам и невербальным социальным знакам.

Осознание идентификации с эмоциональными установками и мо­делями общения прошлого - особая задача, которая стоит как перед психологом, так и перед клиентом. С этой целью исследуются исто­ки и причины эмоционально-рефлексивного закрепощения лично­сти. При этом в ходе построения и анализа генограммы осознается не только сам факт непродуктивного общения, но и его процесс, и корни. Исследуется временная и Причинная зависимость: искажения структурных звеньев самосознания в прошлом и их настоящих прояв­лении; негативного представления о себе, обретенного раньше, и его влияния на настоящее взаимодействие; негативных эмоций, пережи­тых в прошлых неблагоприятных условиях развития, и их закрепоща­ющего влияния на рефлексивные потенциалы личности в настоящем.

Все эти задачи решаются в беседе. Психолог просит клиента рас­сказать, как долго происходит то, что его волнует, было ли подоб­ное раньше, и предлагает вспомнить какую-либо яркую ситуацию, иллюстрирующую переживаемые трудности.

В воспоминаниях прошлого обычно удается установить отдель­ные негативные установки, которые являются стимуляторами или источниками характерных стратегий, которые в настоящий момент уже неадекватны и непродуктивны и инициируют ИЛИ стимулиру­ют возникновение трудных ситуаций общения.

Психолог внимательно выслушивает клиента, наблюдает за его невербальным поведением, выделяя и анализируя характерные ти­пичные вербальные и невербальные проявления, выделяет некон­структивные паттерны и негативные эмоции, при помощи которых клиент их репродуцирует и организует свое взаимодействие с другими, вызывая конфликты и негативные переживания. При этом задает себе вопрос: «Что, как и почему делает клиент?», обращая внимание на то, как клиент заходит, садится, сидит, как он дышит, говорит, есть ли напряжение в теле, каковы его тон и скорость го­лоса, какие речевые паттерны он употребляет и т. п.

Обычно характерные неконструктивные модели общения про­являются как в реальном поведении клиента (чаще невербальном), так и в его описаниях тупиковых жизненных ситуаций, о которых он рассказывает.

На уровне глубинных, т. е. вначале непроговариваемых, структур обнаруживаются те паттерны, с которыми и необходимо работать. Проговаривание паттерна помогает осознать и признать его, существование.

«Выращивание» потребности в самосовершенствовании стиля общения.

Потребность в изменении возникает, когда клиент осознает не­гативные истоки прошлого развития и их влияние на сегодняшнее взаимодействие с другими. Психолог помогает клиенту осознать и усилить возникающее противоречие между потребностью остаться таким, какой он есть, и возможностью изменить свой стиль обще­ния к лучшему. Обстановка безусловного принятия, которую со­здает психолог на индивидуальной консультации, дает возможность сосредоточить силы не на защите от внешних нападений и отстаи­вании своего права на существование, а на осознавании внутрен­ней тревоги, внутреннего конфликта: «Хочу остаться прежним, так как это привычно, известно и сравнительно безопасно, и хочу из­мениться, реконструировать неконструктивные модели, освободить­ся от негативных эмоций, лежащих в их основе, мешающих мне и закрепощающих мои потенциалы». Обычно анализ связей между прошлым и настоящим приводит к максимальному накалу внутрен­ней борьбы, т. е. когда внутреннее напряжение становится невыно­симым и клиент просит психолога: «Помогите мне, я хочу измениться!».

Эмоциональное проживание негативного опыта и освобождение от него.

Этот процесс осуществляется посредством повторного прожи­вания негативных эмоций в экспериментальной психокоррекцион­ной ситуации, в которой клиент позволяет себе пережить те чув­ства, проговорить мысли, совершить действия, заблокировавшие его потенциальные возможности на той или иной стадии онтогене­тического развития, исказившие структуру самосознания и держа­щие его в ловушке неконструктивных моделей общения.

Эксперимент имеет своей целью помочь клиенту выделить при­сущие ему паттерны и осознать их деструктивную роль в межлич­ностном взаимодействии. Показывая клиенту ограничивающую, блокирующую роль этих паттернов, психолог пробуждает у него желание усовершенствовать стиль своего общения, открыть для себя другие, более здоровые и продуктивные стратегии.

Форма эксперимента зависит от конкретной ситуации и от ин­дивидуальных особенностей клиента, а также от компетентности и индивидуальных особенностей психолога. Это может быть игра, специфическое упражнение, псих одрам а или домашнее задание. Главное условие эксперимента - обнажить в максимально очевид­ной для клиента форме действующие неконструктивные паттерны, добиться так называемого ага - эффекта, который побуждает клиен­та признать: «Да, действительно, так. Это мой паттерн, и он мешает мне, ограничивает мои возможности, вызывает неприятные переживания, несет боль мне самому и окружающим».

Результатом эксперимента выступает осознание неконструктивных моделей общения и признание их закрепощающей функции межличностном взаимодействии.

Изменение отношения к себе и другим. В основе проблем клиента лежат его установки, ценностные ориентации, влияющие на внешнее поведение человека, которое проявляется в его индивидуальном стиле общения. Работа психолога клиента направлена на изменение именно этой базовой внутренне активности. Акцент переносится на то,что клиент может и должен нести ответственность за собственное поведение, а не за ситуацию и других людей.

В работе с педагогами и родителями очень важно осознать: где, кончается ответственность взрослого и начинается ответственность самого ребенка. При этом психолог имеет в виду, что клиент (особенно учитель) весьма компетентно и изощренно владеет своими привычными моделями общения. Тревога, беспокойство, страх, вина, стыд и другие негативные эмоции стали необходимой составляющей его жизненного существования, и он, с одной стороны, готов с ними расстаться, ощущая потребность в изменении, а с другой - дорожит этими привычными, ставшими дорогими состояниями.

Компетентность психолога состоит в том, что он помогает клиенту осознать: само наличие этого дискомфорта; его последствия и причины; возможности изменить ситуацию. Каждый шаг работы с клиентом строится на стратегии ответственности, исходный и тезис которой постоянно внушается клиенту: каждый человек сам несет ответственность за свое взаимодействие с окружающей средой, за качество и содержание взаимоотношений с людьми. Психолог помогает клиенту осознать, что у него есть выбор: оставить все, как, есть, и взять на себя ответственность за последующие негативные результаты (в частности, за саморазрушение или разрушение взаимоотношений) или встать на путь изменений и стать компетентным; в достижении: позитивных результатов в будущем. Психолог помогает клиенту осознать, что у него есть выбор, и поддерживает его в решении рискнуть - выйти из тупика и начать путь изменений и саморазвития. При этом психолог уважает сопротивление клиента и В том случае, если он по какой-то причине не готов начать путь изменений сегодня, выразить признательность за сделанный выбор (так как сам по себе выбор, если он осознается клиентом, уже тре­нировка ответственности).

Главное, чтобы клиент осознал, что у него есть и другая альтер­натива: посмотреть на свое поведение компетентным взглядом и осознать, что он делает, взаимодействуя с другими, как он это де­лает и к каким результатам это может привести в будущем.

Помогая клиенту осознать причины своего «тупикового» пове­дения и существование альтернативной возможности, психолог роняет в душу обратившегося за помощью зерно сомнения. И даже если человек решает остаться при своем мнении (пусть непродук­тивном с точки зрения психолога), это зерно вероятнее всего про­растет в желании «хотя бы одним глазком взглянуть» на то, что же может быть при альтернативном варианте.

Поскольку взаимодействие человека с другими зависит от его представлений о себе и о других, психолог может помочь клиенту изменить отношение к себе и другим, если он сделает такой выбор. И основная помощь при этом состоит в том, чтобы научить клиен­та осознавать свои чувства и систему ценностей. Предоставляя кли­енту право сделать выбор в пользу или против изменений, мы по­могаем ему взять ответственность за свое собственное развитие на себя.

Тенденция клиента оставаться при своем старом отношении к миру, сохранять неконструктивные модели контакта рассматрива­ется и осознается как про явление эмоционально-рефлексивного за­крепощения, как уход от реальной настоящей ситуации развития, отказ от своих собственных нераскрытых потенциальных возмож­ностей, но ни в коем случае не осуждается. Напротив, такой выбор признается абсолютно правомерным. Психолог выражает призна­ние клиенту за сделанный выбор, помогая ему осознать ответствен­ность как за сделанный шаг, так и за его последствия.

Психолог использует «умственные инсайты», которые являются следствием рефлексивного анализа рассказа о ситуации, имевшей место в прошлой жизни клиента; непосредственного проживания ре­альной ситуации, возникающей спонтанно во взаимодействии «пси­холог-клиент» или организуемой специально в виде эксперимента.

Интеллектуальные инсайты «Ага, я понял!» -. предшественники настоящих изменений; они помогают клиенту сделать выбор в пользу открытия новых возможностей, при этом в центре внима­ния стоят вопросы: «Что я делаю для того, чтобы мой стиль обще­ния был непродуктивным?», «Как я "встаю над другими", "остаюсь один", "становлюсь беспомощным" (и т. п.)?», «Для чего я это де­лаю?», «Какую выгоду я при этом имею?»

Поскольку многим людям (особенно с невротическими прояв­лениями) трудно воспринять и признать очевидные вещи, целесо­образнее анализировать не прошлую ситуацию на основе рассказа, а реальное поведение, специально организованное во время психо­коррекционного сеанса: взаимодействие с людьми в специально заданной, игровой или спонтанно возникающей ситуации.

Если мы хотим изменить стиль общения и сохранить эти новше­ства на длительный период, то недостаточно скорректировать лишь его внешние проявления, реконструкции подлежат и установки, и эмоции, которые часто выполняют роль побудительной силы, которая актуализирует и поддерживает непродуктивный стиль общения. Если происходят изменения, то это значит, что существующее отношение к миру опровергается новым опытом. Во время психокоррекционного сеанса иногда бывает достаточно одного экспериментального упражнения, чтобы старая установка была опровергнута. Если такое происходит, то во многом благодаря эффекту неожиданности.

Индивидуальный или групповой тренинг «Возрождение доверия» помогает клиенту разрешить конфликт установок «я могу» - «я не могу», обрести внутреннюю целостность и уверенность в себе.

В тренинге используется оригинальная авторская система, включающая в себя:

«Уроки доверия» - упражнения и техники, восстанавливающие и развивающие доверие се е и другим:

«Беседы об истине», построенные на библейских сюжетах; «Стратегии гармонии» - специальные приемы и техники дифференциации и интеграции эмоциональных состоянии, а также модели и техники развития партнерской стратегии общения.

Кроме того, используются апробированные автором техники и приемы психогенетики, гештальттерапии, нейролингвистического программирования, биоэнергетического психоанализа.

Индивидуальная и/или групповая консультации, направленные на осознание способностей использовать продуктивный стиль общения, на практике включают в себя техники и приемы, адекватные потребностям, задачам и индивидуальным особенностям клиента, направленные на дальнейшее развитие способности взаимодействовать на равных, доверять себе и другим, нести ответственность за защиту своих собственных взглядов, идеи, реализацию решений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 835; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.07 с.)