Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности общения подростка со взрослыми

Поиск

Общение со взрослыми. Это общение насыщено пробле­мами. Первый источник этих проблем - непонимание взрос­лыми внутреннего мира подростка, их ложные представле­ния о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях и т.п. Взрослые явно недооценивают значение сферы общения со сверстниками для подростка. Исследование показало, что чем старше становится подрос­ток, тем меньшее понимание он находит у окружающих его взрослых. Если их представления о переживаниях учащихся 4-5 классов в той или иной степени соответствуют действи­тельности, то представления взрослых о переживаниях уча­щихся 7-8 классов весьма от нее далеки. Причем специаль­ный анализ свидетельствует о том, что эти представления родителей и учителей о субъективном мире подростка, ста­новясь все более непохожими на реальности этого мира, сближаются у учителей и родителей. Иными словами, роди­тели перестают видеть своих детей, а учителя - своих учеников, а место этих конкретных и разных подростков начинает замещать некоторая абстрактная и искаженная их версия, почерпнутая из газет, из разговоров взрослых между собой, но только не из реального и живого видения ребенка.

Второе - и родители, и учителя подростков в большинстве своем не умеют ни увидеть, ни тем более учесть в практике воспитания того быстрого, интенсивного процесса взросле­ния, который протекает на протяжении подросткового воз­раста, всеми силами пытаются сохранить «детские» формы контроля (гиперопека, постановка целей в форме жесткого императива).

Тот факт, что, по сути дела, на протяжении всего подросткового возраста потребность подростков в том, чтобы взрослые, особенно родители, признали их равноправными партнерами в общении, оказывается фрустрированной, порожда­ет многочисленные и разнообразные конфликты подростка с родителями и учителями.

Психологи отмечают еще одну чрезвычайно важную с психологической точки зрения характеристику конфликтов

подростков со взрослыми, а точнее, субъективного отношения конфликтующих сторон к конфликту. Эта картина вер на для всех подростковых классов. Виновником конфликта всегда признается подросток - так считают родители, так считают учителя, так считают и сами подростки. Подобную самообвиняющую, интропунитивную позицию подростков некоторые авторы называют «психологическим смирением», связывая ее с принятием навязываемых им формальных от ношений «послушания», ломка позиции «психологического смирения» чаще всего приводит к «психологическому бунтарству».

И наконец, видя взросление подростка, чаще всего заме чают в этом процессе только его негативные стороны: под росток стал «непослушным», «скрытным» и т. д. и т. п. - и совершенно не замечают ростков позитивного, нового. Одним из таких ростков является развитие в подростковом возраст способности подростка к эмпатии по отношению к взрослым стремления помочь им, поддержать, разделить их горе или радость. Взрослые в лучшем случае готовы сами проявить со чувствие и сопереживание по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять подобное отношение с его стороны. Понятно, почему это происходит - для того чтобы принять это отношение подростка, как раз и необходимо быть с ним «на равных». Многие современные проблемы, связанны с воспитанием подростков, проистекают оттого, что взрослые стараются только что-то давать подростку, не желая, да и не умея, ничего взять. Но ведь только через реальные про явления доброты, сочувствия, сопереживания эти важные и столь дефицитные сегодня личностные качества могут развиваться.

Если сравнивать между собой сферы общения подростком с родителями, с одной стороны, и с учителями - с другой, то при всей напряженности первой, все же значительно более «запущенной», малопродуктивной с точки зрения личностного развития оказывается вторая. Исследования показали, что, во-первых, переживания, связанные у подростков с их общением с учителями, занимают одно из последних мест (напомним, что сами учителя весьма неадекватно отводят этим переживаниям подростков первое по значимости место), а во-вторых, с учителями у подростков связаны одни только отрицательные переживания. К тому же учебная деятельность перестает быть ведущей в этом возрасте.

Более детальный анализ свидетельствует о том, что харак­тер общения с учителями и субъективного отношения к нему изменяется на протяжении подросткового возраста. Если ве­дущим мотивом общения младших подростков является стремление получить поддержку, поощрение учителя за уче­ние, поведение и школьный труд, то в более старшем возрас­те - стремление к личностному общению с ним. Начиная с 6 класса, подростков все больше волнуют профессиональные и личностные качества педагогов. Причем если профессио­нальные качества педагогов подростков в целом устраивают, то личностные - нет. Эта неудовлетворенность личностными качествами педагогов воспринимается подростками чаще всего как проблема «справедливости» учителя. Однако, не­смотря на неудовлетворенность подростков личностными ка­чествами учителей, они все равно стремятся к общению с ними, чего учителя чаще всего не замечают. Они, как прави­ло, полагают, что подростки удовлетворены общением с ни­ми, равно как и их личностными качествами. Таким образом, с возрастом складывается ситуация нарастания у подростков потребности в личностном общении с педагогами и - невоз­можности ее удовлетворения. Соответственно расширяется и зона конфликтов - внешних и внутренних.

Таким образом, в начале подросткового периода склады­вается ситуация, чреватая возникновением противоречий, если у взрослого сохраняется отношение к подростку еще как к ребенку. Это отношение, с одной стороны, вступает в про­тиворечие с задачами воспитания и препятствует развитию социальной взрослости подростка, а с другой стороны, оно «ступает в противоречие с представлением подростка о степени собственной взрослости и его претензиями на новые права. Именно это противоречие является источником кон­фликтов и трудностей, которые возникают в отношениях взрослого и подростка из-за расхождения их представлений о характере прав и меры самостоятельности подростка.

Если взрослый не изменяет отношения к подростку, то подросток сам становится инициатором перехода к новому типу отношений. Сопротивление взрослого вызывает у под­ростка ответное сопротивление в виде разных форм непослушания и протеста. Существование этих противоположных тенденций и сопротивление друг другу порождают столкновения, которые при неизменности отношения взрослого становятся систематическими, а негативизм подростка - все более упорным. При сохранении такой ситуации ломка прежних отношений может затянуться на весь подростковый период и иметь форму хронического конфликта. Разными формами неподчинения и протеста подросток ломает прежние «детские» отношения со взрослым и навязывает ему новы!! тип - «взрослых» отношений, которым принадлежит будущее Конфликт может продолжаться до тех пор, пока взрослый не изменит отношение к подростку. Конфликтные отношения благоприятствуют развитию приспособительных форм поведения и эмансипации подростка. Появляется отчужденность, убеждение в несправедливости взрослого, которое питается представлением о том, что взрослый его не понимает и понять не может. На этой основе может возникнуть уже сознательное неприятие требований, оценок, взглядов взрослого, и он вообще может потерять возможность влиять на подростка в ответственный период становления моральных и социальных установок личности. Следствием этого могут стать проявления девиантного и даже делинквентного поведения подростков.

Конфликт является следствием неумения или нежелания взрослого найти подростку новое место рядом с собой. Проблема самостоятельности и равноправия подростка в отношениях со взрослым - самая сложная и острая в их общении и в воспитании подростка вообще. Необходимо найти такую степень самостоятельности, которая соответствовала бы возможностям подростка, общественным требованиям к нему и позволяла взрослому направлять его, влиять на него.

Подросток оценивает родительскую любовь и заботу, суди по тому интересу, который родители проявляют к его жизни, по тому количеству времени, которое они готовы ему уделить, по их готов­ности и желанию быть рядом с ним и при необходимости оказать помощь. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между де­тьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в уче­бе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка может возыметь прямо противоположный эф­фект: низкая самооценка, плохая учеба в школе, импульсив­ные поступки, слабая социальная адаптация, неустойчивое и антиобщественное поведение.

Подростки ждут от родителей внимания и дружеского от­ношения. Особенно они обижаются на отца или мать, если те занимают должность, требующую длительного пребывания на работе или слишком частых и продолжительных отлучек из дому. Многие подростки превращаются в пресловутых «де­тей с ключом на шее»: они вынуждены проводить долгое вре­мя в одиночестве, потому что родителей нет дома.

Некоторые родители, напротив, слишком навязывают де­тям свое общество. Подростки любят проводить время с дру­зьями и вовсе не хотят, чтобы эту роль исполняли их родите­ли. Они нуждаются в искренней заинтересованности и помо­щи взрослых людей, а стремление родителей вести себя, как их сверстники, вызывает у них острый протест.

То внимание, которое родители уделяют детям, в некото­рой степени зависит от разницы в возрасте детей и последо­вательности их появления на свет. Иногда средние дети в се­мье чувствуют себя обделенными родительской заботой и жалуются, что остальные члены семьи их просто третируют. Если у детей маленькая разница в возрасте, то родители отно­сятся к ним более строго: чаще наказывают и меньше под­держивают.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте особенности общения подростка со взрослыми

2. Раскройте особенности общения подростка со сверстниками.

3. Назовите и охарактеризуйте ведущую деятельность подросткового возраста.

4. Разработайте рекомендации родителям по оптимизации общения с детьми подросткового возраста

Практическая работа №18 «Изучение уровня общительности подростка» (2 часа)

Цели: - учиться изучать уровень общительности подростка;

- учиться обрабатывать диагностический материал

Ход работы

1. Разработайте анкету закрытого типа на выявление общительности подростка.

(1 вариант)

2. Разработайте анкету закрытого типа на выявление конфликтности подростка.

(2 вариант)

3. Апробируйте разработанные анкеты с подростками во время прохождения практики.

4. Разработайте рекомендации родителям по предупреждению конфликтности с подростками.

5. Разработайте рекомендации учителям по предупреждению конфликтности с подростками.

6. Предложите 2-3 упражнения на оптимизацию общения подростка с родителями и учителями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.0 (0.01 с.)