Динамика процесса психологической коррекции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика процесса психологической коррекции



Динамика процесса психологической коррекции состоит в чередовании его этапов, ступеней и шагов. На первом этапе эмоционально-рефлексивного освобождения основные усилия направлены на рождение намерения изменить свой стиль общения: осознать свои настоящие потери и проблемы, преодолеть сопротивление (защиты) и почувствовать возможность обособления от тупиковой ситуации общения. Здесь клиент осознает возможность, ценность и преимущества отношений доверия и принимает решение изменить свой стиль общения с другими, воспользовавшись при этом про­фессиональной помощью психолога.

На втором этапе осуществляется психологическая коррекция физической и психической активности клиента. При этом осозна­ются: склонность к поклонению «сильным авторитетам» и его ги­перответственность за развитие других, принесенная личностью из прошлой жизни в настоящую реальность; сущность и преимуще­ства сбалансированной ответственности за себя и других; деструк­тивные последствия негативных эмоций, пережитых на разных ста­диях онтогенеза и усвоенных в результате идентификации с эмоциональными моделями семьи и социума.

Психолог помогает клиенту освободиться от негативных эмо­ций и обрести способность позитивного отношения к себе и другим. Здесь же осознается ценность обретенного доверия самому себе и другим, а также ответственности за саморазрушение и самораз­витие, позволяющей адекватно оценивать ситуацию и субъектов общения, реально существующие проблемы, оптимально исполь­зуя при этом возможности настоящего момента и потенциалы сво­ей собственной личности.

На третьем этапе осуществляется психологическая коррекция социальной активности личности. Психолог помогает клиенту об­рести способность доверять другим право нести ответственность за их собственное существование, развитие; овладеть конструктив­ными позициями общения. Важная точка приложения усилий - по­строение стратегии самоподдержки и самопомощи с акцентом на осознавании преимуществ позитивного восприятия ситуации обще­ния и конструктивных форм воздействия на другого. Остановимся на подробном описании этапов психологической коррекции.

l-й этап. Доверие.

На этом этапе психолог, создавая обстановку безусловного при­нятия и поддержки, постепенно усиливает доверие клиента к само­му себе, готовя его к встрече с непродуктивными моделями отно­шения к себе и другим. Вместе с тем уже на этом этапе осознается ценность рефлексии. Наконец, с самого начала встает задача раз­вития инициативы и самостоятельности, которые составляют ос­нову ответственности за успех своего общения с другими.

Таким образом, уже на l-м этапе клиент осознает ценности реф­лексии, доверия и ответственности. Однако центральным мотивом l-го этапа является доверие, поскольку без доверия невозможен даже контакт с психологом.

Продуктивный стиль общения - это максимально естественный «незамаскированный» стиль. На l-м этапе психолог помогает клиенту осознать преимущества естественного, не отягощенного стра­хом стиля. Модель такого стиля общения демонстрирует сам пси­холог, доверяющий себе и другим, отвечающий за себя и разделяю­щий ответственность за успех работы с клиентом, компетентно обу­чающий обратившегося за помощью продуктивному взаимодей­ствию с другими.

Первый этап психокоррекционной работы можно считать завершенным, если у клиента появляется готовность исследовать трудности своего настоящего и прошлого общения и намерение строить новые отношения внутри себя самого и с другими людьми.

2-й этап. Ответственность. Название этапа подчеркивает, что изменяется не только цель психологической коррекции, но и стратегия обращения психолога с клиентом. В этотпериод психологической коррекции, проживая на осознанном уровне все детские конфликты (между доверием недоверием, инициативой и зависимостью, самостоятельностью эмоциями страха, стыда, вины), клиент «взрослеет» и учится доверять себе и другим и нести ответственность за продуктивное использование своих возможностей.

Центральный тезис 2-го этапа - «Я имею право иначе взглянуть на себя и свое взаимодействие с другими и беру на себя ответственность за успех своего общения с другими в настоящем и будущем». Такой сознательный ответственный выбор уже сам по себе мобилизует внутренние ресурсы клиента и улучшает его межличностные контакты.

Продуктивный стиль общения становится доступным, если клиент развивает в себе способности: быть естественным, спонтанным; доверять своей природной сущности и выражать ее точными, неискаженными, незамаскированными социальными знаками; внимательно следить при этом за соответствием своих слов и жестов.

Владеющий непродуктивным стилем общения старается исказить свою сущность, поскольку не верит в свое совершенство и старается «спрятаться», «замаскироваться», чтобы добиться любви и признания, выглядеть «хорошим». Стремление спрятать свои естественные проявления вызывает излишнее напряжение в теле. Неконструктивная физическая активность про является в межличностном, взаимодействии, немотивированной агрессии, неискренности, «прилипании», заискивании, неадекватном выражении чувств.

Конфликт между стремлением быть естественным и страхом, что такого - естественного - не признают, не примут окружающие, приводит к гипертрофии идентификации или обособления. Такая внутренняя активность неконструктивна и является источником непродуктивного общения с внешним миром.

Основная стратегия 2-го этапа заключается в том, чтобы признать наличие этого конфликта, позволить себе исследовать непринимаемые аспекты своего Я, найти и открыть их позитивную сущность, признать за собой право на естественное существование любого своего про явления и взять на себя ответственность за продук­тивное использование этого аспекта своей личностной сущности. Такое разрешение расширяет идентификацию со своими внутрен­ними ресурсами и делает человека сильнее и вместе с тем снижает тенденцию к отчуждению от других. При этом важно развести понятия естественности и совершенства. Стремясь к совершенству, к идеалу, эталону, человек уходит от себя естественного, отчуждает­ся от своей сущности. Признавая ценность стремления к совершен­ству, благодаря которому человек идентифицируется с эталонами, нормами, идеалами, растет и развивается, используя богатства со­циума, необходимо поддержать клиента в его праве быть естествен­ным, доверять самому себе, своей собственной мудрости, которая, несомненно, проявится при соответствующих обстоятельствах и в соответствующий момент.

Идентификация С новой гранью себя раздвигает горизонты обще­ния с окружающим миром. Более глубокий контакт с собой, доверие самому себе, расширяет доверительные контакты с другими. Считая право мерным притязание на признание какой-то обособленной части своей естественной сущности, отвергаемой ранее, человек обогаща­ет свои внутренние ресурсы, становится личностью самодостаточной сильной, способной к продуктивному взаимодействию с другими.

Если на 1-м этапе психолог создает обстановку безопасности, гарантируя клиенту безусловное принятие, защиту, поддержку, вы­ращивает его доверие, то на 2-м этапе клиент учится самоприня­тию, самодоверию, берет на себя ответственность за развитие спо­собностей к самозащите и самоподдержке.

Признавая правомерным свое притязание на признание, клиент постепенно приходит к убеждению, что он имеет право быть есте­ственным. И именно это право лежит в основе его ответственности не только за свое поведение, но и за свое саморазвитие и самораз­рушение, а также за конструктивное выражение как позитивных, так и негативных чувств.

В зависимости от того, какое из этих стремлений выражено сла­бо, и строится работа с клиентом. Основная стратегия 2-го этапа - принятие ответственности за свое бытие и развитие естественной сущности среди других людей.

Успехи, поначалу небольшие, помогают человеку преодолеть отчуждение внутри себя и освободить конструктивные потенциа­лы личности, скрываемые под «масками», навязанными социумом.

Атмосфера работы с психологом способствует осознанию и про­явлению у клиента желания положить эти потенциалы в основу про­дуктивного стиля общения, необходимыми составляющими кото­рого являются самодостаточность, чуткость, бережное отношение и принятие окружающих. Освобождаясь от непродуктивных паттер­нов общения, клиент открывает для себя возможность принимать себя и других, спонтанно, открыто и конструктивно выражать свои чув­ства, согласовывать свои действия с партнером по общению.

Второй этап психокоррекционной работы можно считать завер­шенным, если клиент осознает изменения в самосознании своей лич­ности, которые помогают открывать и использовать конструктив­ные модели общения.

3 - й э т а п. Зрелость. На завершающем этапе клиент учится строить свои отношения с другими, сознательно и компетентно выбирая стратегии продуктивного общения. Название этапа подчеркивает, что в этот период, ощущая поддержку психолога, человек овладевает ценностями зрелой личности, способной к солидарности и творчеству.

Постепенно фокус внимания переносится с собственного права быть естественным и спонтанным на других, обладающих теми же правами. Клиент обретает способность замечать, какую реакцию со стороны других людей вызывают его притязания, потребности желания, как люди реагируют на его слова и действия. При этом он может осознанно выбирать, как ему стоит поступить в каждой конкретной ситуации. Он может использовать неконструктивные модели общения или выбрать более лояльные способы общения. Но поскольку этот выбор совершается осознанно, человек несет за него ответственность. Если его не устраивают полученные результаты, он может изменить стратегию своего общения, так как знает, что он сам вправе выбрать способ поведения, который он считает более продуктивным в сложившихся обстоятельствах. Он сам, а не люди и не обстоятельства, диктует себе, каким быть, как себя вести и что иметь в результате выбранной им самим стратегии общения.

Компетентность и ответственность клиента на этой стадии состоит в том, чтобы быть с партнером «на равных», стараясь «подтянуть его до себя», если это младший, и обрести уверенность и самоуважение в общении со старшими по возрасту и званию; быть внимательным к представлениям партнера по общению, прислу­шиваться искать общие точки восприятия; избегать навязывания своего мнения, своего видения ситуации, объяснений происходящего внимательно наблюдать за ответной реакцией партнера; замечать, какую информацию (вербальную или невербальную) сообщает собеседник, настроен ли он на тональность говорящего, улавливает ли смысл коммуникации; следить за невербальными, сигналами партнера: позой, жестами, тоном, ритмом голоса, громкостью и скоростью речи, учитывая при этом индивидуальные и, культурные особенности языка тела; задаваться вопросом о намерениях человека, пытаясь понять смысл его поведения и помочь; помнить, что в любом действии партнера есть позитивный, иногда подсознательный смысл, неконструктивен лишь способ достижения цели - его и надо корректировать; уважать право каждого, выбирать свой путь и учитывать позитивное намерение каждого: действия и поступка партнера; помнить: то, что человек делает, - это его лучший выбор из всего поведенческого репертуара; это; помогает принять другого человека таким, каков он есть, - в пе­дагогике это положение имеет особый смысл; мыслить позитивно; помнить, что у каждого человека есть ресурсы для изменения' и он способен изменить свой стиль общения; рассматривать неудачу или «провал» не как ошибку, а как обратную связь, как шанс научиться чему-то новому.

Третий этап психокоррекционной работы можно считать завер­шенным, если клиент, освободившись от склонности к гипертро­фии идентификации или обособления, становится компетентным в использовании моделей соучастной стратегии общения, основан­ных на доверии и ответственности, чувствует безопасность, уверен­ность и силу в ситуациях, казавшихся ранее трудными или непреодо­лимыми, гибко ориентируется в проблемах общения, используя по­зитивные потенциалы - свои собственные и партнера по общению.

Три этапа психологической коррекции включают в себя пять

ступеней:

осознание настоящих трудностей общения;

осознание прошлого опыта непродуктивного стиля: общения; осознание реального образа Я;

осуществление эмоционального «прорыва»;

осознание позиций и стратегий продуктивного стиля общения.

Каждая ступень состоит из трех разных по содержанию, но одинаковых по стратегическим задачам шагов: осознание возможно­сти выбора; исследование: что, как и почему?; принятие ответствен­ности за собственные изменения.

Остановимся на кратком описании ступеней и шагов психологической коррекции.

1- я ступень. Осознание настоящих трудностей общения.

Первый шаг. Осознание возможности выбора.

Сосредоточение на настоящем. Установление доверительного контакта психолога с клиентом. Анализ «тупиковой» ситуации. Осознание возможности обособления от «тупиковой» ситуации. Осознание возможности выбора: оставить все, как есть, и нести от­ветственность за последствия или исследовать причины своей склон­ности попадать в «тупиковые» ситуации.

Второй шаг. Исследование: что, как и почему.

Сосредоточение на связи между прошлым и настоящим. Осоз­нание ключевых образов негативного восприятия ситуации и внут­реннего состояния: беспокойства, гнева, обиды и т. п. Осознание склонности попадать. в «тупиковые» ситуации общения как след­ствия негативного восприятия ситуации, себя и партнера в ней.

Третий шаг. Принятие ответственности за собственные из­менения.

Сосредоточение на связи между прошлым, настоящим и буду­щим. Осознание возможности изменить негативное восприятие си­туации на позитивное. Осознание сопротивлений изменениям. Ре­шение оставить все, как есть, и нести ответственность за последствия или исследовать суть и истоки непродуктивного стиля общения.

2 - я ступень. Осознание прошлого опыта непродуктного сти­ля общения.

Первый шаг. Осознание возможности выбора. Сосредоточение на настоящем. Осознание связи неконструктивных форм общения и негативных эмоций, лежащих в основе негативного восприятия ситуации. Осознание возможности освобождения от негативных эмоций, закрепощающих личностные потенциалы. Осознание возможности выбора: оставить все, как есть, нести ответственность за последствия или исследовать сущность истоки эмоционально-рефлексивного закрепощения.

Второй шаг. Исследование: что, как и почему.

Сосредоточение на связи между прошлым и настоящим. Осознание неконструктивного стиля общения как следствия неконструктивных установок, внушаемых «сильным авторитетом». Осознание недоверия как следствия эмоциональных моделей прошлого: чувств, страхов, стыда, вины и т. п. Осознание блоков в теле как следствия негативных эмоций, пережитых в прошлом.

Третий шаг. Принятие ответственности за собственные изменения..

Сосредоточение на связи между прошлым, настоящим и будущим. Осознание связи между настоящими неконструктивными моделями общения, прошлыми отношениями недоверия и будущими потерями. Осознание ценности доверительных отношении и важности сделанного. Решение изменить свой стиль общения с другими и принятие ответственности за развитие доверительного отношения к себе и другим.

3 - я ступень. Осознание реального образа Я.

Первый шаг. Осознание возможности выбора.

Сосредоточение на настоящем: осознание непродуктивного общения как следствия негативного представления о себе и безответственного отношения к себе самому. Осознание ценности и возможности развития позитивного представления о себе и о других. Осо­знание возможности выбора: оставить все, как есть, и нести ответственность за последствия или освободиться от негативных пред­ставлений о себе, блокирующих конструктивные потенциалы, и обрести истинную ответственность за самого себя.

Второй шаг. Исследование: что, как и почему.

Сосредоточение на связи между прошлым и настоящим; осознание истории развития негативного представления о себе и о дру­гих; исследование генезиса депривации структурных звеньев само­сознания; осознание происхождения негативных чувств, деструк­тивно повлиявших на развитие структурных звеньев самосознания.

Третий шаг. Принятие ответственности за собственные из­менения.

Сосредоточение на связи между прошлым, настоящим и буду­щим: осознание единства долга и права быть ответственным за свое развитие и создание доверительных безопасных отношений с окружающими. Принятие решения освободиться от негативных эмоции, искажающих структурные звенья самосознания и провоцирующих неконструктивную активность личности.

4 - я ступень. Осуществление эмоционального прорыва.

Первый шаг. Осознание возможности выбора.

Сосредоточение на настоящем: осознание страха и других эмоции, лежащих в основе сопротивления и защит, мешающих измене­ниям. Осознание возможности выбора: оставить все, как есть, и нес­ти ответственность за будущее неконструктивное взаимодействие или решиться на «эмоциональный прорыв».

Второй шаг. Исследование: что, как и почему.

Сосредоточение на связи между прошлым и настоящим. Повтор­ное проживание негативных эмоций и освобождение от эмоциональ­ных установок, блокирующих развитие позитивных представлений о своем теле, имени, половой сущности. Освобождение от негатив­ного представления о себе и осознание возможности идентификации со своими внутренними ресурсами, связанными с удовлетворением потребности в признании. Освобождение от мышечных зажимов и блоков в теле и осознание ответственности за саморазрушение.

Третий шаг. Принятие ответственности за собственные из­менения.

Сосредоточение на связи между прошлым, настоящим и буду­щем: осознание позитивных последствий «эмоционального проры­ва» и принятие решения «выращивать» новое положительное отно­шение к себе и окружающим.

Принятие ответственности за саморазрушение и саморазвитие.

5 - я ступень. Осознание стратегий продуктивного стиля общения.

Первый шаг. Осознание возможности выбора.

Сосредоточение на настоящем: осознание своих возможностей владеть конструктивными формами общения. Осознание продук­тивного стиля общения как возможности быть естественным и до­биваться позитивных результатов. Осознание возможности выбо­ра: остановиться на достигнутом и нести ответственность за послед­ствия или построить стратегию самоподдержки и самопомощи.

Второй шаг. Исследование: что, как и почему.

Сосредоточение на связи между прошлым и настоящим: осозна­ние возможности разрешения конфликта: «идти своим путем» и «быть признанным другими». Осознание преимуществ тела, освобожденного от блоков. Осознание преимуществ позитивного представления о себе. Осознание преимуществ позитивного образа своей половой сущности. Осознание прав: на помощь окружающих, на ошибки, на нега­тивные проявления и принятие себя при этом, на использование не­конструктивных паттернов общения и на доброжелательные отно­шения? окружающими. Овладение умением превращать свои ошибки в достижения.

Третий шаг. Принятие ответственности за собственные изменения.

Сосредоточение на связи между прошлым, настоящим и будущим. Осознание преимуществ разработанной про граммы.

Осознание стратегий и способов дальнейшего развития своей компетентности во взаимодействии.

Овладение умениями анализировать и оценивать продуктивность стиля общения, исходя из его критериев.

Осознание единства права и долга совершенствовать свой стиль общения с другими:

Завершая описание этапов, ступеней и шагов, следует указать, что они не имеют линейной последовательности. Восхождение по, ним не похоже на поступательное развитие. Напротив, оно предполагает возврат, повторное прохождение некоторых, особенно сложных для данной личности ступеней и шагов. Психокоррекционный курс может проходить по сплошной или прерывистой схеме. Сплошная линия встреч прерывается, когда клиент чувствует себя способным самостоятельно жить и работать. Связь с психологом восстанавливается вновь, когда клиент осознает потребность прояснить свои жизненные ситуации, получить помощь для перехода на новую ступень или завершения очередного шага.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите цели и задачи процесса психологической коррекции.

2. Раскройте элементы и структура процесса психологической коррекции.

3. Проведите коррекционную работу стиля общения (на базе практики), воспользовавшись методами психологической коррекции стиля общения.

4. Раскройте динамику процесса психологической коррекции.

 

 

Литература

Айви А. Е. Лицом к лицу. - Новосибирск, 1995.

Атватер И. Я Вас слушаю... - М., 1988.

Бахтин М.М, Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1979.

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М., 1991.

Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1995.

Брудный А.А. Понимание и общение. - М., 1989.

Брушлинский А. В., Поликаров В. А. Мышление и общение. - Минск, 1990.

Буева Л.П. Человек: деятельность и общение.-М., 1978.

Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 1987.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 1996.

Каган М.С. Мир общения. - М., 1988.

Кан-Калик В.А. Индивидуально-творческая подготовка учителя // Совет­ская педагогика. - 1989. -№ 1.

Кан-Калик В. А, Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. - М., 1987.

Кроль Л. Н., Михайлова Л.А. Человек-оркестр: микроструктура общения. - М., 1993.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1979.

Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 1997.

Литвак М.Е. Психологическое айкидо. - Ростов н/Д, 1992.

Ломов Б. Ф. Общение и психические процессы // Методологические про­блемы социальной психологии. - М., 1975.

Мудрик А.В. Общение школьников. - М., 1987.

Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. - М., 1971.

Петровский В. А., Виноградова А. М., КларинаЛ.М. и др. Учимся общаться с ребенком. - М., 1993.

Платонов К.К., Голубев Г. Г. Психология, - М., 1977.

Проблема общения в психологии. - М., 1981.

Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993.

Симонов П.В. Что такое эмоция? - М., 1966.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие. - М., 1997.

Сопер П. Основы искусства речи. - М., 1992.

Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособ. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: ВЛАДОС, 1995.

Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. - Минск, 1992.

Битянова М. Социальная психология в образовании: Учеб. пособ. 2-е изд. перераб. – СПб.: Питер, 2008.

Немов Р.С. Социальная психология в образовании: Учеб. пособ. – СПб.: Питер, 2008.

Список литературы:
1 Головин Б.Н, Основы культуры речи. М. Высшая школа, 1980.
2. Розенталь д.Э. А как лучше сказать? М. Просвещение, 1979.
3. Соколова ВВ. Культура речи. Культура общения. М., 1995.
4.
Пустовалов ПС. Пособие по развитшо речи. М., 1987.
5. Успенский Л.В. Культура речи. М. Знание, 1976.
6. В.Гольдин. Речь и этикет. М. Просвещение, 1983.

Литература

2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди... Люди, которые играют в игры. - Л., 1992,

4. Гришина И.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению //Психические состояния. - Л., 1981.

5. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.,

Литература

7. Абульханова-Славская К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности. - М., 1982.

8. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. - М., 1993.

9. Бехтерев В.М. Роль внушения в общественной жизни. - СПб., 1898.

10. Бобнееа ММ. Социальные нормы регуляции поведения. - М., 1978.

11. Васильев В.Л. Юридическая психология. - М., 1991.

12. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М., 1991.

13. Вичев В. Мораль и социальная психика. - М., 1978.

14. Дубинин И.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. - М., 1989.

15. Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология: Краткий энциклопедический словарь. - М., 1997.

16. Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина. - М., 1995.

17. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994.

18. Психологические проблемы социальной регуляции. - М., 1976.

19. Психология человеческих проблем: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченко. - Минск, 1998.

20. Радугин А. А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. - М., 1995.

21. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. - М., 1983.

22. Социология: наука об обществе / Под ред. В.П.Андрущенко, Н. И. Горлача. - Харьков, 1996.

23. Харчев А. Г. Социология воспитания. - М., 1990.

24. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969.

25. Шопенгауэр А. Две проблемы этики. - Минск, 1997.

26. Литература

27. Атватер И.Я Вас слушаю... - М., 1988.

28. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 1994.

29. Брудный А.А. К теории коммуникативного воздействия // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М., 1977.

30. Брудиый А.А. Понимание и общение. - М., 1989.

31. Брушлинский А.В., Поликаров В, А. Мышление и общение. - Минск, 1990.

32. Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. - Воронеж, 1993.

33. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М., 1995.

34. Кондратенко В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. - Минск, 1997.

35. Крижанская Ю.С., Третьяков В. Л. Грамматика общения. - М., 1990.

36. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы: Психологические возможности улучшения общения. - М., 1986.

37. Оллпорт Г. Личность в психологии. - М., 1998.

38. Павлов И. П. Избранные произведения. - М., 1949.

39. Социология преступности: Современные буржуазные теории. - М., 1966.

40. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. - М., 1983.

41. Чапдини Р. Психология влияния. - СПб., 1999.

42. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. - М., 1973.

43.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.094 с.)