Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конфликт ценностей, конфликт интересов, конфликт средств достижения цели, конфликт потенциалов, конфликт правил взаимодействияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Все многообразие конфликтных ситуаций может быть вызвано как особенностями личности ее участников, так и характеристиками ситуации. Так, в качестве оснований классификации конфликтных ситуаций Н.В. Гришина предлагает рассматривать следующие основные характеристики любой ситуации взаимодействия: - ценности взаимодействия, понимаемые как некоторое содержание, которое люди вкладывают в то, что они называют для себя смыслом; - интересы участников взаимодействия, к которым можно отнести как цели участников взаимодействия, так и их привычки, любые занятия и т.д.; - средства (способы, пути) реализации целей, которые затрагивают процессуальную сторону взаимодействия, - «как это делается»; - потенциал участников взаимодействия, включающий уровень компетентности, сумму знаний, навыки, физические возможности, необходимые для осуществления взаимодействия; - правила взаимодействия, как предполагаемый вклад каждого участника в общее взаимодействие, их ролевые обязанности, степень возможного участия в принятии общих решений, правила поведения по отношению друг к другу. Так как по каждому из этих параметров могут возникать конфликтные ситуации, то можно выделить следующие основные типы конфликтов. Конфликт ценностей. Разногласия в таком конфликте затрагивают смысловые аспекты взаимодействия. Например, его участники могут по-разному понимать смысл и цели деятельности и существования организации: в финансовом успехе, в интересной работе, в свободе и возможности никому не починяться и т.д. Если они возглавят общее дело, то между ними, скорее всего, возникнут проблемы, связанные с целями деятельности. Направляемые разными доминирующими ценностями модели поведения участников взаимодействия могут выступить в противоречие друг с другом. В случае различия в ценностях конфликт возникает тогда, когда эти различия влияют на взаимодействия людей или же люди начинают посягать на ценности друг друга. В то время как разные ценности совсем необязательно приводят к конфликтам. Конфликт интересов. Данный тип конфликта подразделяется на ресурсный конфликт и собственно конфликт интересов. Ресурсный конфликт возникает тогда, когда цели участников конфликтной ситуации совпадают: они претендуют на какие-либо ограниченные ресурсы- территорию, финансы, должность, материальные предметы и т.д. В этом случае каждая из сторон заинтересована в одном и том же ресурсе. Однако в силу ограниченности или единичности ресурсов их интересы противоречат друг другу. Конфликт интересов возникает тогда, когда у сторон взаимодействия разные интересы, и они противоречат друг другу. Конфликт средств достижения цели. У участников конфликта могут быть общие ценности и общие цели, но различные представления о способах их достижения. Главным основанием для возникновения такого конфликта является то, что избранные человеком пути, средства достижения своих целей наносят ущерб общему взаимодействию или другому участнику. Конфликт потенциалов. Этот тип конфликтов может принимать разные формы. Конфликт несоответствия имеет место, когда кто-либо из участников взаимодействия в силу некомпетентности или физической неспособности не может вносить соответствующий его положению вклад в общее дело. Например, человек не справляется со своими обязанностями, что постепенно может перерасти в конфликтную ситуацию. Конфликт разных потенциалов имеет место тогда, когда индивидуальные усилия разных сторон, определяющие общий результат деятельности, неодинаковы, что ухудшает результат, либо становится помехой в каких-либо действиях. Конфликт правил взаимодействия. Такой конфликт связан с нарушением кем-либо из участников установленных правил, норм и наносит урон нормальному взаимодействию. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Дайте характеристику внутриличностному конфликту, межличностному конфликту. 2. Раскройте уровни развития межличностного конфликта. 3. Раскройте суть конфликта ценностей, конфликта интересов, конфликта средств достижения цели, конфликта потенциалов, конфликта правил взаимодействия. 4. Изучите типологию конфликтных ситуаций, используя учебный текст №, заполните таблицу
5. Изучите учебный текст №, заполните таблицу
6. Изучите учебный текст №, заполните таблицу
Учебный текст № Типология конфликтных ситуаций В конфликтной ситуации очень важным является то, как субъекты взаимодействия её себе представляют. Могут быть конфликты, которые не имеют существенного основания, т.е. реальных противоречий между субъектами нет, но сами субъекты полагают, что они есть. Такой конфликт рассматривается как ложный, в отличие от подлинного, при котором реальные противоречия существуют и осознаются обеими сторонами. Кроме того, конфликт может быть смещенным или двойным, когда реальные, наиболее значительные противоречия между субъектами скрываются за внешними, незначительными противоречиями. Иными словами, смешенный конфликт – это явный конфликт, за которым можно обнаружить скрытый, лежащий в основе явного. Это происходит, когда по каким-то причинам (чаще всего из-за социального контроля) индивиды не могут даже себе признаться в причинах и источниках подлинного противоречия. Среди различных типов конфликтов наиболее сложным можно считать так называемый латентный, т.е. скрытый конфликт. Данный конфликт должен был бы произойти, но не происходит, так как по тем или иным причинам он либо не осознается субъектами взаимодействия, либо скрывается ими за социально приемлемыми формами поведения. Специфика такого типа конфликта заключается в том, что он практически не имеет конструктивных функций и способствует развитию цинизма и лицемерия у его участников. Особенно опасным такой конфликт может быть для детей, которые наблюдают подобные отношения своих родителей и с детства привыкают к так называемому двойному нравственному стандарту. Конфликты с близкими людьми переживаются наиболее тяжело. Поэтому самыми сложными конфликтами являются личные и производственные. Семья и работа, личная жизнь и профессиональная деятельность – основные сферы жизнедеятельности человека, которые связаны с самоутверждением личности и тем самым определяют её особую уязвимость. Именно в этих сферах он взаимодействует с окружающими максимальное количество времени. Достаточно заметить, что, например, среди причин суицидов на одном из первых мест стоят семейные конфликты. Что касается производственных противоречий, то они могут быть обусловлены не только индивидуальными особенностями субъектов взаимодействия, но также и спецификой профессионального труда. Учебный текст № Основные причины и формы проявления внутри личностного конфликта (3. Фрейд, Э. Фромм, А. Адлер и др). Исследование конфликта на уровне индивида» неизменно сопряжено с изучением психологических характеристик человека. Основой психологического анализа в современных теориях социального конфликта являются взгляды прежде всего 3. Фрейда, Г. Зиммеля, Э. Фромма, К. Г. Юнга и др. Взгляды 3. Фрейда неоднозначно оценивались как его современниками, так и психологами нашего времени. Однако именно он обосновал основные положения классического психоанализа. Именно его выводы лежат в основе ряда современных психологических направлений. Согласно 3. Фрейду, человек конфликтен по самой своей природе. Определяющая роль в поведении человека принадлежит инстинктам. Особое значение имеют два инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). Внутриличностный конфликт является извечной борьбой между Эросом и Танатосом, более того, эта борьба определяет и развитие всего человечества. 3. Фрейд показал, что в психике человека существуют осознаваемые и неосознаваемые желания, направленные на одни и те же объекты. Они часто имеют противоположное содержание, что также объясняет противоречивость человека. Все человеческие чувства противоречивы, что приводит к постоянной борьбе между ними. Амбивалентность .чувств является как непосредственным результатом, так и следствием противоречивости социального бытия, последнее усиливает амбивалентность де состояния конфликта. Неврозы отражают внутриличностный конфликт, который человек не в состоянии самостоятельно преодолеть. 3. Фрейд показал, что одной из весомых причин, возникновения неврозов является конфликт между сексуальными влечениями, желаниями и морально-волевыми ограничениями. Подавление эротических желаний ведет к конфликту. Согласно 3. Фрейду подавление и реализация сексуального инстинкта является основой психической деятельности человека, его характера, мотиваций поведения человека. 3. Фрейд разработал концепцию либидо. Само понятие «либидо» 3. Фрейдом трактуется неоднозначно. Наделяя его как количественными, так' и качественными характеристиками, иногда он рассматривает ее как энергию сексуального влечения или половой голод. Либидо является существенным мотивационным импульсом. 3. Фрейд считает, что энергия сексуального влечения может сублимировать в разнообразных видах деятельности человека, в том числе в его творчестве. Разрабатывая данное положение, 3. Фрейд приходит к выводу о том, что основой человеческой жизнедеятельности является энергия сексуального влечения и его сублимация. Таким образом, внутриличностный конфликт может разрешаться посредством механизмов сублимации. Для выяснения понимания 3. Фрейдом внутриличностного конфликта важной является его концепция о трех принципах психической деятельности: принцип постоянства, принцип удовольствия, принцип реальности. Данные принципы обладают значительными мотивационными стимулами для деятельности личности. Принцип постоянства реализуется в наличии у индивидов способности поддерживать количество психологического возбуждения на относительно постоянном уровне. Принцип удовольствия заключается в стремлении индивида к получению удовольствия и в стремлении избежать боли, страдания, т. е. всего того, что лишает его возможности получать удовольствие. «Удовлетворение наших первичных позывов дает нам счастье, но они же являются источником мучительных страданий, когда внешний мир отказывается дать им удовлетворение и обрекает нас на лишения» — пишет 3. Фрейд. Но реализации принципа удовольствия противостоит принцип реальности, который требует от индивида действий в соответствии с условиями внешнего мира. Если принципы удовольствия и постоянства являются врожденными, то принцип реальности приобретается личностью в процессе его жизнедеятельности. Согласно концепции о трех принципах психической деятельности, внутриличностный конфликт развивается в соответствии с формированием личности и ее сложным и противоречивым переходом от доминирования принципа удовольствия в ее деятельности и восприятии к принятию принципа реальности и деятельности согласно этим принципам. Борьба принципов удовольствия и реальности обусловливает конфликтную основу чувств, желаний человека. Но рассматривая природу человека, 3. Фрейд обратил внимание на наличие комплексов. Особое значение он придавал комплексу Эдипа. Комплекс Эдипа объясняет содержание и напряжение сексуальных влечений индивида. Структурная теория личности наиболее отчетливо выражает представления 3. Фрейда о конфликтной природе человека Она подчеркивает соответствие структуры личности человека и структуры психики. Личность является, единством трех противоречивых начал: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» 3. Фрейд рассматривает как бессознательные импульсы и реакции, имеющие психобиологическую форму проявления и биологическое происхождение. «Оно» является отражением борьбы Эроса и Танатоса. «Оно» проявляется в желаниях и влечениях, в мотивациях деятельности и активности личности. «Оно» рассматривается как первичная, прирожденная инстанция, изначально иррациональное и подчиненное принципу удовольствия. «Я» представляет собой рассудительность, разумность. Это организованное, рациональное начало личности. Действия «Я» основаны на реализации принципа реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы «Оно» «Я» приводит в соответствие с требованиями реальной Действительности. «Я» выполняет функции самосохранения организма, избегает угрожающих влияний, а также контролирует инстинкты и импульсы, исходящие от «Оно». «Сверх-Я» является продуктом культуры. В нем реализуются комплексы совести; морали, социальные нормы и требования, которые предъявляет общество к человеку. «Сверх-Я» представляет собой результат опыта индивида, влияния общества, других индивидов. Оно выполняет функции контроля и наказания, оценки индивида. В своих поступках, восприятии человек реализует свое «Оно», «Я». «Сверх-Я», его действия и реакция является результатом взаимоотношений трех структурных компонентов. Однако их взаимоотношения далеки от согласия и единства, но находятся в состоянии противоречия и противоборства. Человек имеет защитные механизмы от негативных, разрушительных последствий подобного противоборства. В условиях конфликта такими защитными механизмами являются: сублимация – процесс преобразования сексуальной энергии в другие виды деятельности; проекция - неосознанное отождествление, перенесение собственных ощущений, влечений, мыслей другим; рационализация – рациональное объяснение поступков, мыслей даже когда они изначально иррациональны; вытеснение – устранение индивидом мыслей, мотивов, чувств из сознания; регрессия – обращение к примитивным уровням поведения, мышления; реактивное образование – изменение неприемлемых для сознания поступков, мотивов, тенденций на босс приемлемые для индивида; фиксация поведения – стремление сохранить апробированные модели поведения, мышления, стереотипы восприятия. 3. Фрейд, рассматривая проблему внутриличностного конфликта, не сводил его к категориям «позитивный», «негативный», но показал, что творчество является разрешением психологического конфликта. Однако сублимация бессознательного, неудовлетворенного, по давленного могут приобретать достаточно разрушительные формы для самой личности. 3. Фрейд исследовал вопрос о взаимосвязи творчества и невроза. Показал, что творческая деятельность является эффективным средством психотерапии. Существенное значение в поведении человека имеют «руководящие чувства» — чувство страха и вины. Именно чувства вины и страха привели первобытных людей к установлению табу — норм, запретов в поведении человека и к формированию первых социальных запретов. Чувство вины 3. Фрейд объясняет деятельностью «Сверх-Я». Работая с неврастениками, он много внимания уделял исследованию проблемы тревожности 3. Фрейд выделил три вида тревожности: вызванная реальностью, активностью бессознательного «Оно» и «Сверх-Я». Главным является освобождение «Я» от давления посредством уже выше перечисленных способов. Проблема состоит в укреплении «Я», придании ему достаточных энергетических сил для самостоятельности. Взаимоотношения между «Я» и «Оно» 3. Фрейд сравнивает с отношением всадника («Я») и лошади («Оно»). В этом реализуется принцип антагонизма биологического и социального. «Большое функциональное значение «Я» выражается в том, что в нормальных условиях ему предоставлена власть над побуждением к движению. По отношению к «Оно» «Я» подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади, с той только разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами, «Я» же силами заимствованными» - утверждает 3. Фрейд 3. Фрейд показал и исследовал роль глубинных, неосознаваемых мотивов в поведении человека. Проблемы внутриличностного конфликта тесно связаны с анализом бессознательного, и его влиянием на сознание, с наличием противоречий и борьбы между ними. Бессознательное прорывается в различных ошибочных действиях индивида, его оговорках, забывании имен. Все это является результатом действия скрытых мотивов. 3. Фрейд стремился дать рациональный анализ бессознательным, иррациональным побуждениям и таким путем овладеть ими. Положения, сформулированные и обоснованные З. Фрейдом, получили дальнейшее развитие и интерпретацию, либо критику в работах его последователей и критиков, в частности в теориях А. Адлера, К. Юнга, К Хорни, Э. Фромма и др. Являясь вначале сторонником 3. Фрейда, А. Адлер впоследствии отверг концепцию своего предшественника. Принцип единства личности он рассматривал как главный принцип при анализе, а социальные факторы считал определяющими в процессе ее формирования. Таким образом, А. Адлер исходил из того, что личность является по своему содержанию прежде всего социальной. Он отрицал решающее значение сексуальных инстинктов. С его точки зрения, главным фактором при формировании личности является воля к власти и потребность компенсации комплекса неполноценности. «Социальное чувство», связь индивидов друг с другом он рассматривал как критерий психической жизни индивида. Социальные чувства, интересы являются врожденными свойствами человека, имеют социобиологическую природу. Много внимания А. Адлер уделяет анализу комплекса неполноценности, а также принципу компенсации и сверхкомпенсации. А. Адлер так же как и 3. Фрейд считал, что формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека. В детском возрасте личность испытывает влияние различных неблагоприятных факторов, в результате этого у нее формируется комплекс неполноценности. Впоследствии он оказывает существенное влияние на поведение, активность, образ мыслей индивида. Это во многом объясняет причину и содержание испытываемого им внутриличностного конфликта. Личность стремится преодолеть внутриличностный конфликт. Этот конфликт преодолевается посредством «социального чувства». Недостаточный уровень социального чувства проявляется в преступности, алкоголизме, наркомании, самоубийствах, половых извращениях и т. Д. А. Адлер, разрабатывая теорию комплекса неполноценности, показывает, какими методами, путями разрешается этот комплекс — путем стимуляции собственных способностей. Стиль жизни он рассматривает как форму компенсации. Успешной компенсацией является достижения индивидом совпадения его устремлений в превосходстве с содержанием социальных интересов; частичная компенсация достигается при одностороннем приспособлении к жизни, при гипертрофированном развитии одной способности. Подобная ситуация получила еще название сверхкомпенсации; мнимая компенсация, когда индивид компенсирует свой комплекс мнимой компенсацией, например, болезнью. В таком случае болезнь является оправданием его неудач, неуспеха. А. Адлер придавал большое значение механизмам компенсации и сверхкомпенсации как мотивам деятельности и поведения человека. В ходе работы над проблемой комплекса неполноценности и принципа компенсации, сверхкомпенсации А. Адлер исследует бессознательное, его содержание и структурные элементы. Особое значение он придает стремлению личности к превосходству над другими. А. Адлер много внимания уделял восстановлению психических сил индивида. К. Г. Юнг писал: «В то время как Фрейд являлся исследователем и толкователем, Адлер — главным образом воспитатель. Он не оставляет беспомощным ребенка в болезни с его пенным, правда, пониманием, а пытается сделать его, используя все воспитательные средства, нормально приспособленным человеком». Активным последователем Фрейда стал и сам К. Г. Юнг. Он изучал проблему комплексов, разработал и ввел в психологическую практику понятие «комплекс Электры», который дополнил понятие «комплекс Эдипа». Это уже касается влечений и переживаний, девочки по отношению к отцу, отсюда неосознанная неприязнь к матери. Однако, так же как и А. Адлер и ряд других сторонников и последователей 3. Фрейда, К. Г. Юнг отвергал определяющее значение и роль сексуального инстинкта в поведении и мышлении человека. Развитие культуры и цивилизации он взял за первооснову активности психических процессов личности, внутриличностных конфликтов. Особое внимание К. Г. Юнг уделял проблеме бессознательного, на индивидуальном и коллективном уровне. При рассмотрении проблем конфликтов К. Г. Юнг исходит из утверждения о неизменности в историческом процессе содержания, форм развития. К. Г. Юнг выделил восемь типологических групп: две личностные установки – интроверсию и экстраверсию, а также четыре типа ориентации или функции – мышление, чувство, ощущение, интуицию. Подобная классификация позволяет эффективно оценивать психологическую адаптацию индивида, его доминирующую психологическую направленность. Однако есть и теневая сторона личности, с помощью интроспекции личность может осознать ее, но может и противиться ее осознанию. Существует конфликт между Эго и Тенью. К. Г. Юнг обосновал концепцию структуры личности, которая состоит из четырех базисных элементов: личного сознательного, личного бессознательного, коллективного сознательного и бессознательного. Коллективное бессознательное является отражением опыта всех предшествующих поколений в душе индивида. Структура коллективного бессознательного достаточно сложна и включает в себя общечеловеческое, национальное, групповое, семейное и т. Д. Бессознательное. К. Г. Юнг разработал и исследовал понятие «архетипа», которое представляет собой исторические и универсальные формы мышления. В сознании индивида они представлены образами и символами. Архетипы содержат в себе программы поведения личности, проявляются в мифах, искусстве, религии, фольклоре, науке, а также в сновидениях человека. Примерами архетипов являются символы и образы – мать, отец, ребенок, правитель, старец. К. Г. Юнг отмечал: «В действительности же содержание нашего сознания возникло не только благодаря воздействию индивидуального окружения; на них также влияла и располагала в определенном порядке психическая наследственность, коллективное бессознательное». Особое внимание в своих исследованиях К. Г. Юнг обратил на анализ «души современного человека». Он отмечает, что современный человек всегда одинок, его душа перенесла огромные (исторические) потрясения и поэтому он стал крайне неуверенным, а технический прогресс постоянно ведет к катастрофам. Душа современного человека находится в непрерывной борьбе противоречий внутреннего и внешнего мира.
Учебный текст № Подходы в исследовании межличностных конфликтов Исследование межличностных конфликтов осуществляется благодаря следующим подходам: мотивационному, когнитивному, деятельностному и организационному. Одним из первоначальных исследователей мотивационного подхода является М. Дейч, изучивший модели кооперативного и конкурентного поведения. Кооперативное поведение М. Дейч характеризовал как направленное па содействие и заинтересованность в успешном решении проблемы для участвующих сторон. Во взаимоотношениях при таком подходе преобладает дружелюбие, положительные установки, готовность к пониманию. При конкурентном поведении, напротив, устанавливается атмосфера недоверия, подозрительности, отчуждения, а то и враждебности. Формируются негативные установки в отношениях. Г. Макклинток но результатам многочисленных исследований выявил следующие виды социальных мотивов: мотив максимизации общего выигрыша (кооперация), мотив максимизации собственного выигрыша (индивидуализм), мотив максимизации относительно выигрыша (соперничество), мотив максимизации выигрыша другого (агрессия) и максимизации различий между собственным и чужим выигрышем (равенство) и др. Когнитивный подход сосредоточился на исследовании конфликта в аспекте влияния когнитивного, субъективного мира личности, на ее поведении. Взаимодействие субъектов в социальной ситуации может быть интегрировано с позиции их субъективного отражения, т. е. благодаря анализу их восприятия, осознания рефлексии, оценки и т. д. Анализ межличностных конфликтов с позиций когнитивного содержания позволяет изучить эмоциональную сторону взаимоотношений в конфликте, выявить субъективное восприятие происходящего. Деятельностный подход к анализу межличностных конфликтов позволяет дать анализ уровня эффективности совместной деятельности индивидов. Исследователи, изучающие активность субъектов в группе отмечают, что если в группе доминируют деловые противоречия, конфликт завершается без разрыва межличностных отношений и не переходит в сферу эмоциональных, личностных столкновений и неприязни. Объективные условия оказывают влияние на межличностные отношения. Они во многом опосредуют развитие когнитивных процессов, в которых происходит взаимодействие индивидов. Организационный подход достаточно широко применяется исследователями при анализе конфликтов, прежде всего при анализе конфликтов в сфере управленческих отношений (между руководителями и подчиненными, между индивидами с равным статусом, служащим и клиентом и т.д.). Организационный подход является плодотворным при изучении производственных конфликтов, конфликтов, возникающих в коллективах. Использование данного подхода при анализе межличностных конфликтов позволяет осуществлять диагностику развития отношений и профилактику. Каждый представленный подход эффективен, позволяет определить направление развития конфликта, причины, содержание, последствия. Интерактивная сторона общения характеризует прежде всего взаимодействия людей. В процессе общения индивиды не только обмениваются информацией, устанавливают связи, и также вырабатывают нормы и формы совместных действий, планируют общую деятельность, разрешают возникшие противоречия.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 10500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.124 (0.014 с.) |