Конфликт ценностей, конфликт интересов, конфликт средств достижения цели, конфликт потенциалов, конфликт правил взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конфликт ценностей, конфликт интересов, конфликт средств достижения цели, конфликт потенциалов, конфликт правил взаимодействия



Все многообразие конфликтных ситуаций может быть вызвано как особенностями личности ее участников, так и характеристиками ситуации. Так, в качестве оснований классификации конфликтных ситуаций Н.В. Гришина предлагает рассматривать следующие основные характеристики любой ситуации взаимодействия:

- ценности взаимодействия, понимаемые как некоторое содержание, которое люди вкладывают в то, что они называют для себя смыслом;

- интересы участников взаимодействия, к которым можно отнести как цели участников взаимодействия, так и их привычки, любые занятия и т.д.;

- средства (способы, пути) реализации целей, которые затрагивают процессуальную сторону взаимодействия, - «как это делается»;

- потенциал участников взаимодействия, включающий уровень компетентности, сумму знаний, навыки, физические возможности, необходимые для осуществления взаимодействия;

- правила взаимодействия, как предполагаемый вклад каждого участника в общее взаимодействие, их ролевые обязанности, степень возможного участия в принятии общих решений, правила поведения по отношению друг к другу.

Так как по каждому из этих параметров могут возникать конфликтные ситуации, то можно выделить следующие основные типы конфликтов.

Конфликт ценностей. Разногласия в таком конфликте затрагивают смысловые аспекты взаимодействия. Например, его участники могут по-разному понимать смысл и цели деятельности и существования организации: в финансовом успехе, в интересной работе, в свободе и возможности никому не починяться и т.д. Если они возглавят общее дело, то между ними, скорее всего, возникнут проблемы, связанные с целями деятельности. Направляемые разными доминирующими ценностями модели поведения участников взаимодействия могут выступить в противоречие друг с другом. В случае различия в ценностях конфликт возникает тогда, когда эти различия влияют на взаимодействия людей или же люди начинают посягать на ценности друг друга. В то время как разные ценности совсем необязательно приводят к конфликтам.

Конфликт интересов. Данный тип конфликта подразделяется на ресурсный конфликт и собственно конфликт интересов. Ресурсный конфликт возникает тогда, когда цели участников конфликтной ситуации совпадают: они претендуют на какие-либо ограниченные ресурсы- территорию, финансы, должность, материальные предметы и т.д. В этом случае каждая из сторон заинтересована в одном и том же ресурсе. Однако в силу ограниченности или единичности ресурсов их интересы противоречат друг другу. Конфликт интересов возникает тогда, когда у сторон взаимодействия разные интересы, и они противоречат друг другу.

Конфликт средств достижения цели. У участников конфликта могут быть общие ценности и общие цели, но различные представления о способах их достижения. Главным основанием для возникновения такого конфликта является то, что избранные человеком пути, средства достижения своих целей наносят ущерб общему взаимодействию или другому участнику.

Конфликт потенциалов. Этот тип конфликтов может принимать разные формы. Конфликт несоответствия имеет место, когда кто-либо из участников взаимодействия в силу некомпетентности или физической неспособности не может вносить соответствующий его положению вклад в общее дело. Например, человек не справляется со своими обязанностями, что постепенно может перерасти в конфликтную ситуацию. Конфликт разных потенциалов имеет место тогда, когда индивидуальные усилия разных сторон, определяющие общий результат деятельности, неодинаковы, что ухудшает результат, либо становится помехой в каких-либо действиях.

Конфликт правил взаимодействия. Такой конфликт связан с нарушением кем-либо из участников установленных правил, норм и наносит урон нормальному взаимодействию.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте характеристику внутриличностному конфликту, межличностному конфликту.

2. Раскройте уровни развития межличностного конфликта.

3. Раскройте суть конфликта ценностей, конфликта интересов, конфликта средств достижения цели, конфликта потенциалов, конфликта правил взаимодействия.

4. Изучите типологию конфликтных ситуаций, используя учебный текст №, заполните таблицу

 

Тип конфликта Характеристика типа конфликта
   

5. Изучите учебный текст №, заполните таблицу

Представители Причины и формы конфликта
   

6. Изучите учебный текст №, заполните таблицу

Название подхода Представители Характеристика подхода
     

 

Учебный текст №

Типология конфликтных ситуаций

В конфликтной ситуации очень важным является то, как субъекты взаимодействия её себе представляют. Могут быть конфликты, которые не имеют существенного основания, т.е. реальных противоречий между субъектами нет, но сами субъекты полагают, что они есть. Такой конфликт рассматривается как ложный, в отличие от подлинного, при котором реальные противоречия существуют и осознаются обеими сторонами. Кроме того, конфликт может быть смещенным или двойным, когда реальные, наиболее значительные противоречия между субъектами скрываются за внешними, незначительными противоречиями. Иными словами, смешенный конфликт – это явный конфликт, за которым можно обнаружить скрытый, лежащий в основе явного. Это происходит, когда по каким-то причинам (чаще всего из-за социального контроля) индивиды не могут даже себе признаться в причинах и источниках подлинного противоречия.

Среди различных типов конфликтов наиболее сложным можно считать так называемый латентный, т.е. скрытый конфликт. Данный конфликт должен был бы произойти, но не происходит, так как по тем или иным причинам он либо не осознается субъектами взаимодействия, либо скрывается ими за социально приемлемыми формами поведения. Специфика такого типа конфликта заключается в том, что он практически не имеет конструктивных функций и способствует развитию цинизма и лицемерия у его участников. Особенно опасным такой конфликт может быть для детей, которые наблюдают подобные отношения своих родителей и с детства привыкают к так называемому двойному нравственному стандарту.

Конфликты с близкими людьми переживаются наиболее тяжело. Поэтому самыми сложными конфликтами являются личные и производственные. Семья и работа, личная жизнь и профессиональная деятельность – основные сферы жизнедеятельности человека, которые связаны с самоутверждением личности и тем самым определяют её особую уязвимость. Именно в этих сферах он взаимодействует с окружающими максимальное количество времени. Достаточно заметить, что, например, среди причин суицидов на одном из первых мест стоят семейные конфликты. Что касается производственных противоречий, то они могут быть обусловлены не только индивидуальными особенностями субъектов взаимодействия, но также и спецификой профессионального труда.

Учебный текст №

Основные причины и формы проявления внутри личностного конфликта (3. Фрейд, Э. Фромм, А. Адлер и др).

Исследование конфликта на уровне индивида» неиз­менно сопряжено с изучением психологических характе­ристик человека. Основой психологического анализа в современных теориях социального конфликта являются взгляды прежде всего 3. Фрейда, Г. Зиммеля, Э. Фром­ма, К. Г. Юнга и др.

Взгляды 3. Фрейда неоднозначно оценивались как его современниками, так и психологами нашего време­ни. Однако именно он обосновал основные положения классического психоанализа. Именно его выводы лежат в основе ряда современных психологических направле­ний.

Согласно 3. Фрейду, человек конфликтен по самой своей природе. Определяющая роль в поведении чело­века принадлежит инстинктам. Особое значение имеют два инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). Внутриличност­ный конфликт является извечной борьбой между Эросом и Танатосом, более того, эта борьба определяет и развитие всего человечества. 3. Фрейд показал, что в психике человека существуют осознаваемые и неосознаваемые желания, направленные на одни и те же объек­ты. Они часто имеют противоположное содержание, что также объясняет противоречивость человека.

Все человеческие чувства противоречивы, что приво­дит к постоянной борьбе между ними. Амбивалентность

.чувств является как непосредственным результатом, так и следствием противоречивости социального бытия, пос­леднее усиливает амбивалентность де состояния конф­ликта. Неврозы отражают внутриличностный конфликт, который человек не в состоянии самостоятельно преодолеть. 3. Фрейд показал, что одной из весомых причин, возникновения неврозов является конфликт между сек­суальными влечениями, желаниями и морально-волевы­ми ограничениями. Подавление эротических желаний ведет к конфликту. Согласно 3. Фрейду подавление и реализация сексуального инстинкта является основой психической деятельности человека, его характера, мо­тиваций поведения человека.

3. Фрейд разработал концепцию либидо. Само поня­тие «либидо» 3. Фрейдом трактуется неоднозначно. На­деляя его как количественными, так' и качественными характеристиками, иногда он рассматривает ее как энергию сексуального влечения или половой голод. Ли­бидо является существенным мотивационным импуль­сом. 3. Фрейд считает, что энергия сексуального влече­ния может сублимировать в разнообразных видах дея­тельности человека, в том числе в его творчестве. Раз­рабатывая данное положение, 3. Фрейд приходит к вы­воду о том, что основой человеческой жизнедеятельно­сти является энергия сексуального влечения и его суб­лимация. Таким образом, внутриличностный конфликт может разрешаться посредством механизмов сублима­ции.

Для выяснения понимания 3. Фрейдом внутрилично­стного конфликта важной является его концепция о трех принципах психической деятельности: принцип по­стоянства, принцип удовольствия, принцип реальности. Данные принципы обладают значительными мотивационными стимулами для деятельности личности. Прин­цип постоянства реализуется в наличии у индивидов способности поддерживать количество психологическо­го возбуждения на относительно постоянном уровне. Принцип удовольствия заключается в стремлении инди­вида к получению удовольствия и в стремлении избежать боли, страдания, т. е. всего того, что лишает его возможности получать удовольствие. «Удовлетворение наших первичных позывов дает нам счастье, но они же являются источником мучительных страданий, когда внешний мир отказывается дать им удовлетворение и обрекает нас на лишения» — пишет 3. Фрейд.

Но реализации принципа удовольствия противосто­ит принцип реальности, который требует от индивида действий в соответствии с условиями внешнего мира. Если принципы удовольствия и постоянства являются врожденными, то принцип реальности приобретается личностью в процессе его жизнедеятельности.

Согласно концепции о трех принципах психической деятельности, внутриличностный конфликт развивается в соответствии с формированием личности и ее слож­ным и противоречивым переходом от доминирования принципа удовольствия в ее деятельности и восприятии к принятию принципа реальности и деятельности соглас­но этим принципам. Борьба принципов удовольствия и реальности обусловливает конфликтную основу чувств, желаний человека. Но рассматривая природу человека, 3. Фрейд обратил внимание на наличие комплексов. Осо­бое значение он придавал комплексу Эдипа. Комплекс Эдипа объясняет содержание и напряжение сексуаль­ных влечений индивида.

Структурная теория личности наиболее отчетливо выражает представления 3. Фрейда о конфликтной при­роде человека Она подчеркивает соответствие структу­ры личности человека и структуры психики. Личность является, единством трех противоречивых начал: «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

«Оно» 3. Фрейд рассматривает как бессознательные импульсы и реакции, имеющие психобиологиче­скую форму проявления и биологическое происхожде­ние. «Оно» является отражением борьбы Эроса и Танатоса. «Оно» проявляется в желаниях и влечениях, в мо­тивациях деятельности и активности личности. «Оно» рассматривается как первичная, прирожденная инстан­ция, изначально иррациональное и подчиненное прин­ципу удовольствия.

«Я» представляет собой рассудительность, разум­ность. Это организованное, рациональное начало лично­сти. Действия «Я» основаны на реализации принципа реальности. Иррациональные, бессознательные импуль­сы «Оно» «Я» приводит в соответствие с требованиями реальной Действительности. «Я» выполняет функции самосохранения организма, избегает угрожающих влия­ний, а также контролирует инстинкты и импульсы, ис­ходящие от «Оно».

«Сверх-Я» является продуктом культуры. В нем реа­лизуются комплексы совести; морали, социальные нор­мы и требования, которые предъявляет общество к че­ловеку. «Сверх-Я» представляет собой результат опыта индивида, влияния общества, других индивидов. Оно выполняет функции контроля и наказания, оценки индивида.

В своих поступках, восприятии человек реализует свое «Оно», «Я». «Сверх-Я», его действия и реакция является результатом взаимоотношений трех структур­ных компонентов. Однако их взаимоотношения далеки от согласия и единства, но находятся в состоянии противоречия и противоборства. Человек имеет защитные механизмы от негативных, разрушительных последствий подобного противоборства. В условиях конфликта такими защитными механизмами являются:

сублимация – процесс преобразования сексуаль­ной энергии в другие виды деятельности;

проекция - неосознанное отождествление, перенесение собственных ощущений, влечений, мыслей другим;

рационализация – рациональное объяснение поступков, мыслей даже когда они изначально иррацио­нальны;

вытеснение – устранение индивидом мыслей, мотивов, чувств из сознания;

регрессия – обращение к примитивным уровням поведения, мышления;

реактивное образование – изменение неприемле­мых для сознания поступков, мотивов, тенденций на бо­сс приемлемые для индивида;

фиксация поведения – стремление сохранить апробированные модели поведения, мышления, стереоти­пы восприятия.

3. Фрейд, рассматривая проблему внутриличностного конфликта, не сводил его к категориям «позитивный», «негативный», но показал, что творчество являет­ся разрешением психологического конфликта. Однако сублимация бессознательного, неудовлетворенного, по давленного могут приобретать достаточно разрушительные формы для самой личности. 3. Фрейд исследовал вопрос о взаимосвязи творчества и невроза. Показал, что творческая деятельность является эффективным средством психотерапии.

Существенное значение в поведении человека имеют «руководящие чувства» — чувство страха и вины. Именно чувства вины и страха привели первобытных людей к установлению табу — норм, запретов в поведении человека и к формированию первых социальных запретов.

Чувство вины 3. Фрейд объясняет деятельностью «Сверх-Я». Работая с неврастениками, он много внимания уделял исследованию проблемы тревожности 3. Фрейд выделил три вида тревожности: вызванная реальностью, активностью бессознательного «Оно» и «Сверх-Я». Главным является освобождение «Я» от давления посредством уже выше перечисленных способов. Проблема состоит в укреплении «Я», придании ему достаточных энергетических сил для самостоятельности. Взаимоотношения между «Я» и «Оно» 3. Фрейд сравнивает с отношением всадника («Я») и лошади («Оно»). В этом реализуется принцип антагонизма биологического и социального.

«Большое функциональное значение «Я» выражается в том, что в нормальных условиях ему предоставлена власть над побуждением к движению. По отношению к «Оно» «Я» подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади, с той только разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами, «Я» же силами заимствованными» - утверждает 3. Фрейд

3. Фрейд показал и исследовал роль глубинных, неосознаваемых мотивов в поведении человека. Проблемы внутриличностного конфликта тесно связаны с анализом бессознательного, и его влиянием на сознание, с наличием противоречий и борьбы между ними. Бессознательное прорывается в различных ошибочных действиях индивида, его оговорках, забывании имен. Все это является результатом действия скрытых мотивов. 3. Фрейд стремился дать рациональный анализ бессознательным, иррациональным побуждениям и таким пу­тем овладеть ими.

Положения, сформулированные и обоснованные З. Фрейдом, получили дальнейшее развитие и интерпре­тацию, либо критику в работах его последователей и критиков, в частности в теориях А. Адлера, К. Юнга, К Хорни, Э. Фромма и др. Являясь вначале сторонни­ком 3. Фрейда, А. Адлер впоследствии отверг концеп­цию своего предшественника. Принцип единства личности он рассматривал как главный принцип при анализе, а социальные факторы считал определяющими в процессе ее формирования. Таким образом, А. Адлер исходил из того, что личность является по своему содер­жанию прежде всего социальной. Он отрицал решающее значение сексуальных инстинктов. С его точки зре­ния, главным фактором при формировании личности яв­ляется воля к власти и потребность компенсации комп­лекса неполноценности. «Социальное чувство», связь индивидов друг с другом он рассматривал как крите­рий психической жизни индивида. Социальные чувства, интересы являются врожденными свойствами человека, имеют социобиологическую природу. Много внимания А. Адлер уделяет анализу комплекса неполноценности, а также принципу компенсации и сверхкомпенсации.

А. Адлер так же как и 3. Фрейд считал, что форми­рование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека. В детском возрасте личность ис­пытывает влияние различных неблагоприятных факто­ров, в результате этого у нее формируется комплекс не­полноценности. Впоследствии он оказывает существен­ное влияние на поведение, активность, образ мыслей индивида. Это во многом объясняет причину и содержа­ние испытываемого им внутриличностного конфликта.

Личность стремится преодолеть внутриличностный конфликт. Этот конфликт преодолевается посредством «социального чувства». Недостаточный уровень соци­ального чувства проявляется в преступности, алкого­лизме, наркомании, самоубийствах, половых извраще­ниях и т. Д.

А. Адлер, разрабатывая теорию комплекса неполно­ценности, показывает, какими методами, путями разре­шается этот комплекс — путем стимуляции собствен­ных способностей. Стиль жизни он рассматривает как форму компенсации. Успешной компенсацией является достижения индивидом совпадения его устремлений в превосходстве с содержанием социальных интересов; частичная компенсация достигается при одностороннем приспособлении к жизни, при гипертрофированном раз­витии одной способности. Подобная ситуация получила еще название сверхкомпенсации; мнимая компенсация, когда индивид компенсирует свой комплекс мнимой компенсацией, например, болезнью. В таком случае бо­лезнь является оправданием его неудач, неуспеха.

А. Адлер придавал большое значение механизмам компенсации и сверхкомпенсации как мотивам деятель­ности и поведения человека. В ходе работы над пробле­мой комплекса неполноценности и принципа компенса­ции, сверхкомпенсации А. Адлер исследует бессозна­тельное, его содержание и структурные элементы. Осо­бое значение он придает стремлению личности к превосходству над другими. А. Адлер много внимания уде­лял восстановлению психических сил индивида. К. Г. Юнг писал: «В то время как Фрейд являлся исследователем и толкователем, Адлер — главным образом воспитатель. Он не оставляет беспомощным ребенка в болезни с его пенным, правда, пониманием, а пытается сделать его, используя все воспитательные средства, нормально при­способленным человеком».

Активным последователем Фрейда стал и сам К. Г. Юнг. Он изучал проблему комплексов, разработал и ввел в психологическую практику понятие «комплекс Электры», который дополнил понятие «комплекс Эди­па». Это уже касается влечений и переживаний, девочки по отношению к отцу, отсюда неосознанная неприязнь к матери. Однако, так же как и А. Адлер и ряд других сторонников и последователей 3. Фрейда, К. Г. Юнг от­вергал определяющее значение и роль сексуального ин­стинкта в поведении и мышлении человека. Развитие культуры и цивилизации он взял за первооснову актив­ности психических процессов личности, внутриличностных конфликтов. Особое внимание К. Г. Юнг уделял проблеме бессознательного, на индивидуальном и кол­лективном уровне. При рассмотрении проблем конфлик­тов К. Г. Юнг исходит из утверждения о неизменности в историческом процессе содержания, форм развития.

К. Г. Юнг выделил восемь типологических групп: две личностные установки – интроверсию и экстравер­сию, а также четыре типа ориентации или функции – мышление, чувство, ощущение, интуицию. Подобная классификация позволяет эффективно оценивать психо­логическую адаптацию индивида, его доминирующую психологическую направленность. Однако есть и тене­вая сторона личности, с помощью интроспекции лич­ность может осознать ее, но может и противиться ее осознанию. Существует конфликт между Эго и Тенью.

К. Г. Юнг обосновал концепцию структуры лично­сти, которая состоит из четырех базисных элементов: личного сознательного, личного бессознательного, кол­лективного сознательного и бессознательного. Коллек­тивное бессознательное является отражением опыта всех предшествующих поколений в душе индивида. Структура коллективного бессознательного достаточно сложна и включает в себя общечеловеческое, националь­ное, групповое, семейное и т. Д. Бессознательное.

К. Г. Юнг разработал и исследовал понятие «архе­типа», которое представляет собой исторические и уни­версальные формы мышления. В сознании индивида они представлены образами и символами. Архетипы содер­жат в себе программы поведения личности, проявляют­ся в мифах, искусстве, религии, фольклоре, науке, а так­же в сновидениях человека. Примерами архетипов яв­ляются символы и образы – мать, отец, ребенок, прави­тель, старец.

К. Г. Юнг отмечал: «В действительности же содер­жание нашего сознания возникло не только благодаря воздействию индивидуального окружения; на них также влияла и располагала в определенном порядке психиче­ская наследственность, коллективное бессознатель­ное». Особое внимание в своих исследованиях К. Г. Юнг обратил на анализ «души современного человека». Он отмечает, что современный человек всегда одинок, его душа перенесла огромные (исторические) потрясе­ния и поэтому он стал крайне неуверенным, а техниче­ский прогресс постоянно ведет к катастрофам. Душа современного человека находится в непрерывной борьбе противоречий внутреннего и внешнего мира.

 

Учебный текст №

Подходы в исследовании межличностных конфликтов

Исследование межличностных конфликтов осуще­ствляется благодаря следующим подходам: мотивационному, когнитивному, деятельностному и организацион­ному.

Одним из первоначальных исследователей мотивационного подхода является М. Дейч, изучивший мо­дели кооперативного и конкурентного поведения. Коопе­ративное поведение М. Дейч характеризовал как нап­равленное па содействие и заинтересованность в ус­пешном решении проблемы для участвующих сторон. Во взаимоотношениях при таком подходе преобладает дружелюбие, положительные установки, готовность к пониманию. При конкурентном поведении, напротив, устанавливается атмосфера недоверия, подозрительно­сти, отчуждения, а то и враждебности. Формируются негативные установки в отношениях. Г. Макклинток но результатам многочисленных ис­следований выявил следующие виды социальных моти­вов: мотив максимизации общего выигрыша (коопера­ция), мотив максимизации собственного выигрыша (ин­дивидуализм), мотив максимизации относительно выиг­рыша (соперничество), мотив максимизации выигрыша другого (агрессия) и максимизации различий между собственным и чужим выигрышем (равенство) и др.

Когнитивный подход сосредоточился на исследова­нии конфликта в аспекте влияния когнитивного, субъективного мира личности, на ее поведении. Взаимодействие субъектов в социальной ситуации может быть интегрировано с позиции их субъективного отражения, т. е. благодаря анализу их восприятия, осознания рефлексии, оценки и т. д. Анализ межличностных конфликтов с позиций когнитивного содержания позволяет изучить эмоциональную сторону взаимоотношений в конфликте, выявить субъективное восприятие происходящего.

Деятельностный подход к анализу межличностных конфликтов позволяет дать анализ уровня эффективно­сти совместной деятельности индивидов. Исследователи, изучающие активность субъектов в группе отмечают, что если в группе доминируют деловые противоречия, конфликт завершается без разрыва межличностных от­ношений и не переходит в сферу эмоциональных, личностных столкновений и неприязни. Объективные усло­вия оказывают влияние на межличностные отношения. Они во многом опосредуют развитие когнитивных про­цессов, в которых происходит взаимодействие индиви­дов.

Организационный подход достаточно широко приме­няется исследователями при анализе конфликтов, преж­де всего при анализе конфликтов в сфере управленче­ских отношений (между руководителями и подчиненны­ми, между индивидами с равным статусом, служащим и клиентом и т.д.). Организационный подход является плодотворным при изучении производственных конф­ликтов, конфликтов, возникающих в коллективах. Использование данного подхода при анализе межличност­ных конфликтов позволяет осуществлять диагностику развития отношений и профилактику.

Каждый представленный подход эффективен, позволяет определить направление развития конфликта, причины, содержание, последствия. Интерактивная сторона общения характеризует прежде всего взаимодействия людей. В процессе общения индивиды не только обмениваются информацией, устанавливают связи, и также вырабатывают нормы и формы совместных действий, планируют общую деятельность, разрешают возникшие противоречия.

 

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 10276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.065 с.)