Эмпатийность как одна из важных характеристик личности. Роль эмпатии в общении между людьми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмпатийность как одна из важных характеристик личности. Роль эмпатии в общении между людьми



Субъект способен понимать смысл переживаний другого потому, что он сам когда-то переживал те же эмоциональные состояния. Однако если человек никогда не испытывал подобных чувств, то ему значительно труднее постигать их смысл. Если индивид никогда не переживал аффекта, депрессии или апатии, то он, скорее всего, не поймет, что переживает другой человек в этом состоянии, хотя и может иметь определенные когнитивные представления о подобных явлениях. Для постижения подлинного смысла чувств другого недостаточно иметь когнитивные представления. Необходим и личный опыт. Поэтому эмпатия как способность понимать эмоциональное состояние другого человека развивается в процессе жизни и у пожилых людей может быть более выражена. Вполне естественно, что у близких людей эмпатия по отношению друг к другу развита сильнее, чем у людей, которые знакомы относительно недавно. Люди, принадлежащие к разным культурам, могут обладать слабой эмпатией по отношению друг к другу. В то же время существуют люди, обладающие особой проницательностью и способные понимать переживания другого человека даже в том случае, если он стремится их тщательно скрыть. Есть некоторые виды профессиональной деятельности, требующие развитой эмпатии, например, врачебная деятельность, педагогическая, театральная. Почти любая профессиональная деятельность в сфере «человек - человек» требует развития данного механизма перцепции.. Эмпатию можно назвать особым способом понимания другого человека, но здесь речь идет об эмоциональном вчувствовании или сопереживании другому, а не о рациональном осмыслении его проблем. Переживание человека не остается незамеченным другими людьми. Это обусловлено тем, что взаимные переживания (взаимопонимание, сопереживание, сочувствование, соучастие) являются одной из важных характеристики личности. Эмпатия является основой содействия, помощи друг другу. Внутренний эмоциональный отклик позволяет нам понять состояние другого. В некоторых случаях эмпатия носит индивидуальный, избирательный характер, когда отклик возникает на переживание не любого человека, а только очень значимого, например, близкого друга, родственника. Люди, не способны к этому, как правило, оказываются в изоляции.

Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Именно благодаря эмпатии мы, читая книгу или смотря фильм, чувствуем то же, что чувствует человек, попавший в различные жизненные обстоятельства: тревогу; огорчение и разочарование студента, не сдавшего экзамен. Поэтому эмпатия будет тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то ж событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих разных точек зрения. Эмпатические способности человека возрастают с ростом жизненного опыта. Пожилые люди, многое поведавшие на своем веку и многое пережившие, лучше понимают, что испытывает человек, попавший в те или иные обстоятельства, чем, скажем подросток.

Механизм эмпатии и этапы.

Очевидно, что механизм эмпатии в какой-то степени сходен с механизмом идентификации: и там и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его позиций. Но взглянуть на вещи чьими-то глазами – не означает полного отождествления себя с этим человеком. Если мы ставим себя на место другого, это значит, что мы ведем себя так же, как обычно ведет себя этот другой. В случае проявления эмпатии мы просто принимаем к сведению особенности его поступков и привычек, относимся к ним с сочувствием, но поступить можно совсем по-иному.

Формы эмпатии: когнитивная, эмоциональная, поведенческая. Значение эмпатии в педагогической сфере.

Формы эмпатии завися от типа и характера межличностных отношений. Так, с когнитивной эмпатией мы встречаемся в тех случаях, когда в процесс общения включены интеллектуальные компоненты, и мы пытаемся сопереживать партнеру, сравнивая его поведение со своим или находя аналогичные ситуации в совей прошлой жизни. Эмоциональная эмпатия основана на подражании чувствам и реакциям собеседника.

Если когнитивная и эмоциональная эмпатия возможна при любых типах отношений, то поведенческая, действенная эмпатия обычно характерна для отношений с близкими людьми. При этом мы не только мыслим (воспринимаем, понимаем), не только чувствум (сопереживаем), но и действуем (помогаем делом).

Действенная форма эмпатии характеризует нравственную сущность человека. Поэтому формирование нравственно развитой личности в своей основе должно опираться на эмпатийные способности человека.

Надо иметь в виду, что дети очень восприимчивы к любым воздействиям взрослых, поэтому крайне важно, чтобы воспитатель, показывая пример. Сам был эмоционально отзывчив на переживания ребенка и окружающих, умел вовремя оказать им эмоционально действенную поддержку.

Значение эмпатии в педагогической сфере.

В состоянии эмпатии педагог чутко воспринимает психическое состояние молодого человека, его тончайшие эмоциональные и смысловые оттенки. Он как бы сам становится учащимся и не со своей, а с его позиции, его чувствами и переживаниями оценивает урок, кружковую работу и себя, преподавателя. Он тонко чувствует колебания настроения учащегося. Чутко улавливает то, что иногда не осознает даже сам школьник или студент. Он умеет «забыть» на время о своем возрасте, специальности, жизненном опыте, чтобы без предубеждений войти во внутренний мир молодого человека и понять, например, что для того желаннее сегодняшняя положительная оценка, чем гарантированные педагогом обширные знания, умения, навыки или даже здоровье в перспективе.

Эмпатийному учителю по невидимым каналам передается страх учащегося перед экзаменом, радость воспитанника от успешного решения задачи, не получавшейся раньше; обида получившего плохую оценку самолюбивого подростка, даже удовлетворенность от удавшегося обмана старшего. Эмпатийный преподаватель время от времени обращается к людям для проверки своих впечатлений. Он понимает, что при безошибочном диагнозе можно сравнительно легко погасить многие фобии и, с другой стороны, настроить молодого человека на более полные и конструктивные переживания.

Эмпатия педагога помогает избежать многие конфликты, например, помогая понять, почему девушка отказывается от поручения помочь соседу по парте подтянуться по химии и биологии, почему школьник-пианист просит не включать его в баскетбольную команду, чем объяснить антипатию учительницы- словесника к точным дисциплинам, хотя она умный, образованный человек и т.п. Для развития эмпатии ничем незаменимое значении имеет психологический климат, царящий в семье и в школе. Без внимания, заботы, доброты, уважения друг к другу матери и отца в семье, учителей в школе не развивается эмпатия у детей.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте понятие эмапатии.

2. Почему эмпатийность можно рассматривать как одну из важных характеристик личности.

3. Раскройте механизм эмпатии и его этапы

4. Какие существуют формы эмпатии?

5. Какова роль эмпатии в общении между людьми.

6. Какое значение имеет эмпатия в педагогической сфере.

 

 

Самостоятельная работа.

Анализ уровня эмпатии и составление рекомендации по развитию эмпатии.

 

 

 

Тема 2.19. Аттракция как механизм социальной перцепции

Студент должен:

знать:

– понятие аттракции;

– значение аттракции;

– причины аттракции.

Содержание учебного материала

Понятие аттракции. Причины возникновения аттракции. Значение аттракции как механизма социальной перцепции в общении между людьми.

 

Понятие аттракции.

Буквально аттракция — привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия «аттракция». Аттракция — это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Эту многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной, стороны общения.

Аттракция – особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и т.д. между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга. По образному выражению представителя гуманистической психологии А. Маслоу, такие чувства позволяют увидеть человека «под знаком вечности», т.е. увидеть и понять самое лучшее и достойное, что в нем есть.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1018; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.009 с.)