Влияние каузальной атрибуции как механизма социальной перцепции для партнеров по общению. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние каузальной атрибуции как механизма социальной перцепции для партнеров по общению.



Изучая процесс каузальной атрибуции, психологи установили различные закономерности. Причину успеха люди обычно приписывают себе, а неудачи – обстоятельствам.

Характер и вид приписывания будет зависеть также и от того, какую роль выполнял человек, каково его личное участие в обсуждаемом событии. Если мы наблюдаем за тем, как любимая команда проигрывает очередной матч, то обычно ищем причины в самих игроках или тренере. Но если нам самим приходится выйти на площадку в составе этой команды, то мы находим совсем другие объяснения своего проигрыша. Эта закономерность касается и других обстоятельств: оценка события будет различна в случаях, если человек был участником (соучастником) или наблюдателем. Причем общая тенденция состоит в том, что чем более значимо для нас событие, тем скорее мы склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной.

Американский психолог Томас Петтигру утверждает, что ошибки атрибуции приводят к предубеждениям при объяснении поведения членов группы. Эти ошибки позволяют оправдывать членов своей собственной группы: «Она принесла себя в жертву, потому что у нее доброе сердце», Он ответил отказом, потому что его вынудили обстоятельства». При объяснении действий членов других групп люди чаще предполагают самое худшее: «Она принесла себя в жертву, чтобы получить покровительство; она ответила отказом, потому что он – эгоистка». Точно так же родители воспринимают шалости своих детей. Если толкается собственный ребенок, то любящие родители воспринимают это как желание разрядиться, размяться, а когда то же самое делает чужой, то это воспринимается как агрессия и насилие.

Положительное поведение членов «чужой» группы чаще всего не замечается. Оно может рассматриваться как «редкий случай»; как удачное стечение обстоятельств; как требуемое ситуацией или как результат приложения сверх усилий.

Предубеждения и неверное приписывание групповых причин поведения постепенно начинает отражаться в нашем языке, искажая его. Группа итальянских ученых под руководством Энн Маасс обнаружила, что позитивное поведение, демонстрируемое членам «чужой» группы, часто описывается как случайность.

5. Роль атрибуции для педагога в образовательном процессе.

Атрибуция приводит к особенно печальным последствиям в педагогической работе. Неверно приписывая школьнику или студенту мотивы поведения, преподаватель считает лентяя трудолюбивым человеком, а труженика- бездельником и, естественно, не может установить нормальный деловой контакт с ними. Чем грамотнее и опытнее педагог, тем менее он склонен к атрибуции, тем более дифференцированно и точно он оценивать воспитанников.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскрыть понятие атрибуции, каузальной атрибуции.

2. Каким образом осуществляется процесс каузальной атрибуции.

3. Приведите примеры личностной, обстоятельственной, внутренней и внешней атрибуции.

4. Какую роль играет атрибуции в образовательном процессе.

5. Какое влияние имеет каузальная атрибуция как механизма социальной перцепции для партнеров по общению.

6. Какие признаки наиболее информативны для понимания и оценки другого человека?

7. Что значит культура контакта?

8. Естественность и маскировка, «быть или казаться»?

9. Надо ли стараться быть «понятным»?

10. Назовите особенности психологических позиций в общении.
11. Эмпатией можно назвать:

а) способ понимания другого человека;

б) эмоциональное вчувствование в проблемы другого человека;

в) сопереживание другому;

г) все ответы верны.

12. Социальное окружение

а) позволяет лучше узнать личность;

б) дарит подарки;

в) приносит неожиданные огорчения.

13. Эффект ореола — это:

а) свечение над головой у святых;

б) приписывание другому человеку определенных качеств;

в) галлюцинации;

г) все ответы неверны.

Практическая работа №12 «Исследование перцептивной стороны общения» (1 час).

Цели: - учиться определять уровень развития перцептивной стороны общения;

- учиться совершенствовать перцептивную сторону общения

Оборудование:

1.Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2002. с 171

Ход работы

Задание 1. Определите уровень эмпатии

Опросник содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям. В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя 6 вариантов ответов: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Каждому варианту ответа соответствует числовое значение: 0,1,2,3,4,5.

Опросник

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота старших.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных передач предпочитаю «Современные ритмы».

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, беспричинно обидчивы.

9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в свой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем пейзажи.

13. Я всегда все родителям прощал, даже если они были не-
правы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей,
то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызывать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой бездомных собак и кошек.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, я хочу угадать, как сложится его жизнь.

25. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем- то помочь.

26. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительных конфликтных ситуаций человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я перевожу разговор на другую тему.

Порядок работы. Испытуемому получает опросник и инструкцию следующего содержания: «Предлагаем оценить несколько утверждений. Ваши ответы не будут расцениваться, как хорошие или плохие, поэтому просим проявить откровенность. Над утверждениями не следует долго раздумывать. Достоверные ответы те, которые первыми пришли в голову. Прочитав в опроснике утверждения, в соответствии с их номером отметьте в ответном листе ваше мнение под одной из шести градаций: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Ни одно из утверждений пропускать нельзя».

Ответный лист

Номер утверждения Ответы
  Не знаю Никогда или нет Иногда Часто Почти всегда Всегда или да
           

Обработку результатов исследования следует начинать с определения достоверности данных. Для этого необходимо подсчитать, сколько ответов определенного типа дано на указанные номера утверждения опросника: «не знаю»: 2,4,16,18,33; «всегда или да»:2,7,11,13,16,18,23. Кроме того, следует выявить, сколько раз ответ типа «всегда или да» получен на оба утверждения в следующих парах: 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36; сколько раз ответ типа «всегда или да» получен для одного из утверждений, а типа «никогда или нет» для другого в следующих парах: 3 и 36, 1 и 3, 17 и 28. После этого суммируются результаты отдельных подсчетов. Если общая сумма — 5 или более, то результат исследования недостоверен; при сумме, равной 4, — результат сомнителен; если же сумма не более 3 — результат исследования может быть признан достоверным.

При недостоверных и сомнительных результатах целесообразно, если это возможно, выяснить причины негативного отношения испытуемого к исследованию. Следует иметь в виду, что недостоверные результаты могут быть обусловлены, помимо нежелания обследоваться или стремления преднамеренно давать противоречивые, неискренние ответы, например, нарушением некоторых психических функций, их развития, а также социальным инфантилизмом.

Ключ-дешифратор

Шкала Номер утверждения
Номер Название
1. 2. 3. 4. 5. 6. Эмпатия с родителями Эмпатия с животными Эмпатия со стариками Эмпатия с детьми Эмпатия с героями художественных произведений Эмпатия с незнакомыми или малознакомыми людьми 10,13,16 19, 22, 25 2,5,8 26, 29, 35 9, 12,15 21, 24, 27

С помощью таблицы А, на основании полученных балльных оценок, диагностируется уровень эмпатии по каждой из составляющих и в целом. (Количественные значения уровней были получены на выборке испытуемых 16—22-летнего возраста, численностью 684 человека.)

Таблица А. Уровни эмпатии

Уровень Количество баллов
По шкалам В целом
Очень высокий   82-90
Высокий 13-14 63-81
Средний 5-12 37-62
Низкий 2-4 12-36
Очень низкий 0-1 5-11

 

Анализ результатов проводят, представив их в виде круговой диаграммы. В круге выделяется шесть равных секторов по числу диагностических шкал, обозначенных римскими цифрами от I до VI соответственно тому порядку, в каком они перечислены в ключе-дешифраторе. В площади круга вычерчивается окружность с таким расчетом, чтобы оси диаграммы (линии, разграничивающие соседние сектора) были разделены на 15 равных отрезков. Каждый отрезок соответствует одному баллу, нулевая точка в центре круга. На этой координатной сетке в каждом секторе наносится выделяющаяся (толщиной линии, цветом) очерковая дуга с радиусом, соответствующим числу баллов, полученных по определенной диагностической шкале в исследовании. Очевидно, что чем ближе очерковые дуги расположены к центру круга, тем ниже уровни составляющих эмпатии. Ступенчатость расположения очерковых дуг - свидетельство неравномерного развития отдельных составляющих эмпатии. В таблице А в качестве примера представлены результаты исследования одного из испытуемых.

Для интерпретации данных, полученных при исследовании эмпатии, необходимо располагать хотя бы минимумом сведений об особенностях жизненного пути испытуемого, о его поведении и характере, об условиях воспитания и обучения, о ближайшем социальном окружении. Это дает возможность сделать обоснованное психологическое заключение и составить необходимые рекомендации.

От 82 до 90 баллов. Это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении как барометр тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно оттого, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас свое эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает вас. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Позаботьтесь о своем психическом здоровье.

От 63 до 81 балла. Высокая эмпатийность: вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» В их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, дети тянутся к вам. Окружающие ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликтов и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия.

От 37 до 62 баллов. Нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что ее правильно примут. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

12—36 баллов. Низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы - сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же: случаются моменты, когда чувствуете свою отчужденность; окружающие не слишком жалуют вас своим вниманием. Но это исправимо, если вы раскроете свой панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение своих близких и принимать их потребности как свои.

11 баллов и менее. Очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неуклюжем положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.

 

Задание 2. Оцените свою социально-коммуникативную компетентность

Инструкция: На следующих страницах вы найдете ряд высказываний об особенностях поведения, привычках и взглядах.

Решите, пожалуйста, по каждому высказыванию, согласны вы с ним или нет. Если согласны, то поставьте в клетке регистрационного бланка под номером вопроса цифру «1», а если не согласны, то поставьте в клетке цифру «0». В самом опроснике никаких пометок не делайте. Отвечайте, пожалуйста, по порядку, не пропуская ни одного вопроса и не стараясь произвести «лучшее» впечатление. Здесь нет «правильных» и «неправильных» ответов. Вы облегчите себе работу, если будете давать первый ответ, который приходит вам в голову.

1. Если в разговоре неожиданно возникает большая пауза, мне часто ничего не приходит на ум, чтобы спасти ситуацию.

2. Мне досадно, что другие более удачливы, чем я.

3. Мне приятно, если я должен высказывать свое мнение по какому-то делу, не зная, что другие думают об этом.

4. Я быстро теряю самообладание, но также быстро опять беру себя в руки.

5. Человек с неясным или гнусавым произношением раздражает меня.

6. На вечеринке, в кругу малознакомых людей, я тоже могу внести вклад в то, чтобы вечер удался.

7. Я еще не достиг той должности, которую заслуживаю по результатам моей работы.

8. Я смущаюсь, когда меня представляют известному деятелю, потому что не знаю, что он обо мне подумает.

9. Я могу так рассвирепеть, что, например, бью посуду.

10. Я часто пасую перед трудностями прежде, чем возьмусь за дело.

11. В отпуске я редко знакомлюсь с другими людьми.

12. Я не люблю быть в центре внимания.

13. Если я сам не могу принять решение по важному личному вопросу, то действую по совету пожилого уважаемого человека.

14. Если я прихожу в ярость, то разряжаюсь, выполняя такую физическую работу, как, например, рубка дров.

15. Я придаю большое значение тому, что другие обо мне думают.

16. Мне легче тогда, когда мне говорят, что нужно сделать, чем в том случае, когда я сам должен руководить.

17. Мне трудно подружиться с кем-нибудь.

18. В большинстве случаев я всегда вижу вначале хорошие стороны человека или дела.

19. Принимая решения, я спокойно взвешиваю все «за» и «против».

20. Время от времени я теряю терпение и свирепею.

21. Я с удовольствием берусь за такие задания, при которых другие люди находятся в моем подчинении.

22. Я легко отказываюсь от намерения, если другие об этом невысокого мнения.

23. В обществе я могу непринужденно беседовать с людьми, которых я никогда не видел.

24. У меня нет настоящих друзей.

25. Я часто вижу сначала плохие или слабые стороны человека или дела.

26. Мне было бы приятно, если бы другие восторгались мной.

27. У меня часто бывает плохое настроение.

28. Мне лучше, если я могу присоединиться к мнению других.

29. В целом я спокоен; меня нелегко вывести из себя.

30. У меня редко бывают гости.

31. Я чувствую себя ущемленным, когда других повышают в должности.

32. В решительных ситуациях зачастую внутреннее беспокойство заставляет меня принимать быстрое решение.

33. Я присоединяюсь к мнению моего трудового коллектива, как правило, лишь тогда, когда большинство его одобрит.

34. Меня редко приглашают в гости.

35. Как правило, я отношусь к людям скептически и недоверчиво.

36. Я с удовольствием хожу на карнавал или другие веселые празднества.

37. Чаще всего я уверенно гляжу в будущее.

38. На производственных совещаниях я охотнее присоединяюсь к мнению начальства.

39. В поездках я почти никогда не беседую с попутчиками.

40. Меня угнетает, если я должен откладывать принятые решения.

41. Я охотно даю указания.

42. Если в моем трудовом коллективе возникают разногласия, я держусь в стороне.

43. Если я здорово рассвирепею, то часто теряю самообладание.

44. Чаще всего я нахожу, что жизнь стоит того, чтобы жить.

45. Я охотно провожу свой досуг с друзьями или в группах по интересам.

46. Меня тревожит то обстоятельство, что я не знаю, что меня ждет в жизни.

47. Если я хорошо подумаю, то я скорее склонен что-то критиковать, чем признавать.

48. Мне нравится, когда другие делают то, что я от них требую.

49. Мне не нравится, когда в книгах или фильмах действиё в конце остается незавершенным или кончается иначе, чем я ожидал.

50. Я - оптимист.

51. Часто у меня проскальзывают замечания, которые я лучше всего проглотил бы.

52. Мне трудно установить контакт с людьми, если они не знают друг друга.

53. Когда я в ярости, то говорю неслыханные вещи.

54. Я скучаю, когда другие веселятся.

55. Чаще всего я нахожу бессмысленным преследовать личные цели: все равно получается иначе.

56. Я избегаю общения с людьми, мнение о которых у меня не сложилось.

57. У меня нет никаких особенных интересов, так как мне ничто по-настоящему не доставляет удовольствия.

58. Часто я не могу совладать со своим раздражением и бешенством.

59. Я — коммуникабельный и открытый человек.

60. Я стремлюсь превосходить других.

61. По отношению к другим я отзывчив и обязателен.

62. Я везде быстро завязываю знакомства.

63. Ежедневные трудности часто лишают меня покоя.

64. Прежде чем высказывать свое мнение, я сначала проверяю, что об этом думают другие.

65. Неожиданный гость часто бывает для меня некстати.

66. На должности, соответствующей моим претензиям, я мог бы по-настоящему развернуться.

67. Я считаю, что лучше никому не доверять.

68. Я могу хорошо настроиться на неожиданный визит.

69. К сожалению, я отношусь к тем, кто часто приходит в бешенство.

70. Я редко бываю в подавленном, плохом настроении.

71. Я легко теряю хладнокровие, когда на меня нападают.

72. Я думаю, что популярность меня бы не тяготила.

73. Я могу во всех сторонах жизни найти что-то хорошее.

74. Часто я сам отказываю себе в исполнении желаний, чтобы избежать разочарований.

75. Я лучше примирюсь с чем-то, чем дам дойти делу до спора.

76. Я редко нахожу нужные слова, когда мне кого-нибудь представляют.

77. Я не люблю еще раз обдумывать решения.

78. Я редко могу по-настоящему радоваться.

79. Мне не трудно внести оживление в общество.

80. Если что-то мне не удается, я думаю: в следующий раз получится лучше.

81. Мне нравится, когда другие просят у меня совета.

82. Я буду лучше сам по себе, тогда мне не придется разочаровываться.

83. Я не люблю дел, решение которых предоставляют будущему и выжидают, как они будут развиваться.

84. При хороших известиях я всегда боюсь, что при ближайшем рассмотрении в деле окажется загвоздка.

85. К новым коллегам я чаще могу привыкнуть спустя лишь длительное время.

86. Часто я высказываю угрозы, к которым не отношусь всерьез.

87. Когда меня несправедливо критикуют, я скорее с этим соглашаюсь, чем защищаюсь.

88. Часто я, не подумав, говорю что-то, а потом раскаиваюсь.

89. Меня беспокоит, что я не знаю точно, что другие обо мне думают.

90. Когда на меня наваливаются события, на которые я не имею влияния, то я люблю сюрпризы.

91. Я чаще всего признаю правоту других, хотя и не разделяю их мнения.

92. Я радуюсь общению.

93. Для меня обременительно, если мой распорядок дня нарушают непредвиденные события.

94. Я быстро капитулирую, если что-то не удается.

95. Мои будни в целом интересны и занимательны.

96. Непредвиденные события чаще всего приводят меня в замешательство.

97. Когда мне кто-то что-то обещает, я опасаюсь, что это не получится.

98. Мне не нравится, что я по статусу должен выполнять распоряжения людей, которые меньше меня понимают.

99. Неловкую ситуацию, в которую кто-нибудь попадает, я могу обыграть таким образом, что другим это не бросится в глаза.

100. Часто я нервничаю из-за кого-нибудь.

101. Я люблю знать заранее, кто будет на званом вечере, на который я приглашен, и как он будет проходить.

102. Я избегаю критиковать своего начальника, хотя иногда это необходимо.

103. Меня беспокоит, когда у друзей, к которым я приглашен, я встречаю незнакомых людей.

104. Часто я слишком быстро сержусь на других.

105. Когда со мной заговаривает незнакомый человек, я часто не знаю, что я должен сказать.

106. При неудачах я/как правило, боюсь за свой авторитет.

107. Я часто сомневаюсь в своих способностях.

108. Я охотно стал бы знаменитостью.

109. Я часто чувствую себя как пороховая бочка перед взрывом.

110. Мне неприятно, когда мой супруг(а) приглашает гостей без моего ведома.

111. Когда я получаю новое задание, то часто думаю, что я его не осилю.

112. Я охотно беседую с другими людьми, когда предоставляется возможность.

113. Я не утаиваю своего мнения.

114. Я думаю, что другие относятся ко мне предвзято.

115. Я охотно пробую что-то, когда с самого начала неизвестно, какой будет исход.

116. Мне нравится, когда мне дают почувствовать, что без меня нельзя обойтись.

117. Я могу втянуть в разговор незнакомых людей.

118. По сравнению с произведенной мной работой я должен заслуживать большего признания.

119. Мне трудно вести беседу с незнакомым человеком.

120. Мои чувства легко оскорбить.

121. Чаще всего мне трудно сделать выбор из нескольких вещей или возможностей.

122. Со знакомыми, которых я долго не видел, я неохотно заговариваю первым.

123. Я склонен во время спора говорить громче, чем обычно.

124. Чаще всего я придерживаюсь пословицы: «Смелость города берет».

125. Я охотно вошел бы в круг людей, которые принимают важные решения.

126. Я склонен к тому, чтобы или быстро осуждать, или защищать людей.

127. Если бы я мог повторить свое становление, то я бы быстрее достиг того положения, которое сегодня мне еще не дано.

128. Я могу припомнить, что как-то раз был так взбешен, что взял первую попавшуюся мне вещь и разгрыз или разбил ее.

129. Я, как правило, придерживаюсь принципа: сначала подумай, потом сделай.

130. Я должен бы больше делать для того, чтобы найти то признание, которого я заслуживаю.

Ключи к тесту

1. Социально-коммуникативная неуклюжесть:
1+,6-,11+,17+,23-,24+,30+,34+,36-,39+,45-,52+,59-,61-,62-,65+,68-, 76+, 79-, 85+, 92-, 99-, 103+, 105+, 110+, 112-, 117-, 119+, 122+
(29 вопросов)

2. Нетерпимость к неопределенности:

5+, 8+, 13+, 19-, 32+, 40+, 46+, 49+, 56+, 77+, 83+, 89+, 90-, 93+, 96+, 101+, 115-, 121+, 126+, 129- (20вопросов)

 

3. Чрезмерное стремление к конформности:

3-,15+,16+,22+,28+,33+,38+,42+,64+,75+,87+,91+,102+,113-(14 вопросов)

4. Повышенное стремление к статусному росту:

2+,7+, 12-, 21+, 26+, 31+, 41+, 48+, 60+, 66+, 72+, 81+, 98+, 106+, 108+, 116+, 118+, 125+, 127+, 130+(20вопросов)

5. Ориентация на избегание неудач:

10+, 18-, 25+, 27+, 35+, 37-, 44-, 47+, 50-, 54+, 55+, 57+, 67+, 70-, 73-, 74+, 78+, 80-, 82+, 84+, 94+, 95-, 97+, 107+, 111+, 114+', 124- (27 вопросов)

6. Фрустрационная нетолерантность:

4+, 9+, 14+, 20+, 29-, 43+, 51+, 53+, 58+, 63+, 69+, 71+, 86+, 88+, 100+, 104+, 109+, 120+, 123+, 128+ (20вопросов)

Нормативы

Шкала СКН НН К ССР ИН ФН
Среднее 8,04 9,71 5,83 9,13 8,13 8,50

 

Задание 3. Понимаете ли вы друг друга?

Оцените уровень понимания своего самого близкого друга, ответив на следующие вопросы.

1. Есть ли у вас чувство, что необходимо серьезное выяснение отношений? а) да — 1 очко; б) нет, такой необходимости в выяснении отношений нет — 0; в) такое выяснение
отношений бесполезно — 2.

2. Когда вы хотите задать какой-то деликатный вопрос, можете ли вы сделать это прямо, без обиняков? а) да — 0 очков; б) да, но мне потребуется для этого благоприятная обстановка — 1; в) об этом не может идти речи — 2.

3. Считаете ли вы, что ваш партнер многое умалчивает из того, что его тяготит? а) да — 1 очко; б) не имею представления — 2; в) я в курсе всех его проблем — 0.

4. Можете ли вы разговаривать со своим партнером о серьезных вещах в любое время? а) да — 0 очков; б) не всегда, нужно выждать подходящий момент — 1; в) в большинстве случаев нет, потому что он не имеет времени, — 2.

5. Когда вы разговариваете друг с другом, то следите за тем, чтобы ваши формулировки были точными? а) да, я обдумываю, взвешиваю свои слова — 1 очко; б) нет, мы говорим
прямо то, что думаем, — 2; в) высказываю свое мнение, но прислушиваюсь и к чужому — 0.

6. Когда вы делитесь с партнером своими проблемами, нет ли у вас такого чувства, что вы тем самым обременяете его? а) да, так часто бывает — 2 очка; б) он просто не вникает
в мои проблемы — 1; в) он всегда проявляет участие — 0.

7. Принимает ли кто-то из вас важное решение, которое касается его самого, не советуясь с другими? а) случается и так - 2 очка; б) мы вместе обсуждаем это, но последнее слово каждый оставляет за собой — 1; в) мы решаем и обсуждаем все вместе — 0.

8. Не задумывались ли вы над тем, что предпочитаете чаще поделиться с другими, чем с самым близким другом? а)иногда это случается — 1 очко; б) нет, свои проблемы я
обсуждаю со своим другом — 0; в) другие меня лучше понимают — 2.

9. Не бывает ли так, что, когда партнер разговаривает с вами, вы думаете о чем-то другом? а) бывает и так — 2 очка; б) нет, я слушаю внимательно — 0; в) если чувствую, что рассеян(а), то стремлюсь сосредоточить свое внимание — 1.

10. В разговоре вы пытаетесь прежде всего высказаться сами? а) непременно - - 2 очка; б) обычно даю возможность партнеру высказать все, что его волнует, — 0; в) считаю, что
мы оба должны делиться своими проблемами, — 1.

А теперь оба друга должны подсчитать и сложить вместе те очки, которые у них набраны. Итак...

От 0 до 10 очков. У вас принято рассказывать о своих проблемах. Каждый из вас делится тем, что его тяготит, и партнер его внимательно выслушивает. У вас нет потребности делиться с кем-то другим: друг вас понимает лучше.

От 11 до 29 очков. Нельзя сказать, что вы совершенно не делитесь друг с другом своими проблемами. Но есть ряд вещей, о которых вам нужно и можно было бы говорить. Но вот этого не происходит. Существуют вопросы, о которых вы не говорите, и вы оба не решаетесь обсуждать их. А это ведет к отчуждению, потому что каждый чувствует необходимость иметь рядом человека, который бы его понимал. И такого человека ищут...

 

Задание 3. Развиваем навыки общения

Упражнение 1. Понял — не понял

Упражнение выполняется двумя участниками. Первый действует с воображаемыми предметами, не рассказывая, что он делает (действие должно быть достаточно сложным, чтобы не сразу можно было догадаться о содержании). Партнер должен определить, чем занят его товарищ, и, сказав «Понял!», должен подойти и продолжить действие с того же движения. Если он правильно разгадал действие первого участника, то они оба продолжают единое действие. В данное упражнение попарно включаются все члены группы, затем организуется анализ работ.

Упражнение 2. Каузальная атрибуция

Упражнение направлено на формирование установки на всесторонний анализ ситуации, широту мышления.

Ведущий описывает некоторое событие, например: «Один человек вдруг неожиданно грубо ответил на вопрос другого» или «Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута». Надо как можно быстрее назвать побольше причин этого факта, возможных его объяснений. Причины могут быть банальными («забыл закрыть дверь», «залезли воры»), но не стоит отбрасывать и маловероятные («прилет марсиан»).

Для тренировки в компании друзей, где идет легкая беседа ради развлечения, выключитесь из суеты, молча послушайте других и постарайтесь понять: почему, зачем тот или иной из присутствующих говорит или делает это. Он действительно так весел или только прикидывается? Она молчит — интересничает? Она изображает шута — зачем?

В ходе группового обсуждения можно пользоваться заданным ведущим (или созданным совместно в группе) алгоритмом причин, исходить из того, что причины события могут находиться в субъекте действия, его объекте и в ситуации. Эта классификация сразу же задает поиск причин в трех различных направлениях. Кроме того, в каждом из этих случаев причины могут быть преднамеренными и непреднамеренными, постоянными или временными, ближайшими или отдаленными и т. д. Следует рассмотреть все возможные пересечения этих различных классификаций и привести хотя бы по одной причине каждого вида (если это возможно). Вначале алгоритм может быть задан на карточке (в виде таблицы с обозначенными строками и столбцами, но с пустыми клеточками или в виде классификационного дерева); постепенно он станет надежно работающим внутренним приемом при анализе любого явления, с которым знакомится учащийся.

Упражнение 3. Тренировка наблюдательности

Для проведения занятия потребуются фотографии или репродукции картин.

Определите эмоциональное состояние пожилого чёловека по снимкам (на фотографии изображены различные эмоциональные состояния — удовольствие, смущение при затруднении, состояние эмоционального конфликта, возбуждения, неудачи, хитрости, розыгрыша и т. п.).

Определите эмоциональное состояние ребенка с помощью фотографий и специального меняющегося текста, прилагаемого к снимкам.

Определите эмоциональное состояние группы взрослых, эмоциональное состояние класса во время урока, эмоциональное состояние отдельных лиц в группе.

Упражнение 4. На чужом месте

Один из участников получает от ведущего или от своего соседа задание превратиться в определенную вещь. Он должен " вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник дает задание следующему по кругу и т. д.

Игру желательно проводить в затемненном помещении, в удобных креслах - это обеспечит ее участникам большую раскованность и психологический комфорт. Постепенно вещи заменяются одушевленными существами, «перевоплощения» становятся все более глубокими и участники переходят от поверхностных, чисто внешних описаний к выражению настроений, чувств и т. д.

Упражнение 5. Зеркало

Ведущий предлагает выполнить несколько несложных заданий, точнее — сымитировать их выполнение; их всего пять. Задания следующие:

- делаем маникюр;

- собираемся в поход;

- готовим обед;

- занимаемся спортом;

- строим дом.

Особенность этих заданий в том, что каждое из них следует выполнять попарно, причем напарники становятся друг против друга и один из них выполняет на время роль зеркала, т. е. копирует все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями.

Остальные участники группы — зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют партнеру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, таким образом перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Группа оценивает актеров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе. Затем оценки всех участников суммируются и каждый узнает об успешности своей работы в роли зеркала.

Упражнение 6. Монолог с двойником

Кто-то из участников группы вступает в центр круга и произносит монолог. Говорить нужно о своих мыслях, чувствах, переживаниях. Желательно не «произносить речь», а спонтанно излагать вслух свои мысли. При этом можно свободно двигаться по комнате, представив, что в ней никого нет.

Через несколько минут другой член группы по своей инициативе подходит и встает позади произносящего монолог, принимая его позу и повторяя его мимику, жесты, движен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1090; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.18 с.)