Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о социально-перцептивной стороне общения. Виды социальной перцепции.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
· Термин “социальная перцепция”, или, в более узком смысле слова “межличностная перцепция”, “восприятие другого человека”. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. Феномены межличностного восприятия Обратная связь в общении Л. Д. Столяренко выделяет следующие правила обратной связи: Основные механизмы межличностного восприятия.
№48. Каузальная атрибуция. Обыденные схемы объяснения причин поведения человека в общении. Каузальная атрибуция- как механизм межличностного восприятия занимает особое место, как с точки зрения её важности, так и с точки зрения разработанности в многочисленных теоретических и экспериментальных исследованиях. Каузальная атрибуция означает процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае,когда информация об этих причинах отсутствует. Потребность понять причины поведения партнёра по взаимодействию возникает в связи с желанием интерпретировать его поступки. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда дефицит информации и приходится заменять приписыванием. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом,имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемой в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентефикации). Но так или иначе возникает целая система способов атрибуции. Мера и степень приписывания зависят от двух показателей: 1) от степени уникальности или типичности поступка 2) от степени его социальной «желательности» или «нежелательности».
В первом случае имеется ввиду тот факт, что типичное поведение (например терпеливое поведение преподавателя в случае слабого ответа студента) есть поведение,предписанное ролевыми образцами, и поэтому оно легче поддаётся однозначной интерпретации. Напротив,уникальное поведение (преподаватель не выдерживает и начинает кричать и топать ногами) допускает много различных интерпретаций и, следовательно, даёт простор приписыванию его причин и характеристик.Точно так же и во втором: под «социально» понимается поведение, соответствующее социальным и культурным нормам и тем сравнительно легко и однозначно объясняемое (юноша посторонился и пропустил в дверь пожилого человека). При нарушении таких норм (оттолкнул старика и пролез вперёд- социально «нежелательное» поведение) диапазон возможных объяснений расширяется. Этот вывод близок рассуждению С.Л.Рубинштейна о «свёрнутости» процесса познания другого человека в обычных условиях и его «развёрнутости» в случаях отклонения от принятых образцов. Характер атрибуций также и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. В этих двух случаях выбирается разный тип атрибуции. Г.Келли выделил три таких типа: 1)Личностную атрибуцию –когда причина приписывается лично совершающему поступок. 2)Стимульную атрибуцию -когда причина приписывается тому объекту,на который направлено действие. 3)Обстоятельственную атрибуцию - когда причина совершающегося действия приписывается обстоятельствам. Было выявлено,что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник в большей мере обстоятельственную.Это особенность отчётливо проявляется при приписывании причин успеха и неудачи: участник действия «винит» в неудаче преимущественно обстоятельства, в то время как наблюдатель «винит» прежде всего в неудаче самого исполнителя.В этой связи были выявлены возможные ошибки атрибуции, которые важно учитывать в процессе межличностного восприятия. Особый практический интерес представляет та часть атрибуций, которая анализирует вопрос о приписывании ответственности за какие-либо события,что тоже имеет место при познании человека человеком. На основании многочисленных экспериментальных исследований атрибутивных процессов был сделан вывод о том, что они составляют основное содержание межличностого восприятия. И хотя этот вывод разделяется не всеми исследователями (некоторые полагают,что нельзя полностью отождествлять атрибутивный процесс и процесс межличностного восприятия), важность открытия явления атрибуции очевидна для более углублённого представления о содержании межличностного восприятия. №49. Оценки и самооценки в межличностном познании.
Взаимопонимание между партнерами в процессе общения может быть истолковано по разному: или как понимание целей,мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивок и установок.Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть названа перцептивной стороной общения.»социальная перцепция».-процесс воспиятия социальных объектов, под которыми подразумевались группы,большие социальные общности, люди.Речь пойдет о восприятии человека человеком-межличностное восприятие-это восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.Человек вступает в отношения как личность и воспринимается партнером по общению так же, как личность, на основе внешней стороны поведения(мы как бы читаем другого человека, расшифровываем значение его внешних данных.Впечатления, которые возникают при этом,играют регулятивную роль в общении.Во-первых, познаваядругого,формируется и сам познающий индивид,во-вторых, от меры точнсти прочтения другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самозознания.. С одной стороны,богатство предсталений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек,тем более полным становится и представление о самом себе. Представление о себе через представление о другом формируется обязательно пи условаии, что этот другой дан не абстрактно, а в рамках широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ними.В ходе познания происходит несколько процессов:эмоциональная оценка другого и попытка понять строй его поступков,основанная на этом стратегия изменения его поведения,и построения своего собственного поведения. Происходит анализ осознания себя через другого (т.е. оценка самого себя) и меет две стороны индентификацию и рефлексию,в этот процесс включается каузальная атрибуция. Идентификация -отождествление себя другому(уподобление себя ему)Например поставить себя на место другого человека(т.е. познать и понять его Эмпатия -стремление эмоционально откликнуться на его проблемы и опять поставить себя на его место, но это не значит отождествлять себя с нимЕсли отождествлять себя с кем-то, значит строить свое поведение как и этот другойТ.е можно встать на встать на позицию партнера, можно понять его и приняв в расчет его точку зрения, действовать по своему.. Существует такое понятие рефлексия-это уже не просто знание другого, но знание того,как другой воспринимает меня, удвоенный процесс зеркальных отношений. Например взаимодействие оратора с аудиторией, если оратор имеет неверное представление о себе, о аудитории и о том как его воспринимает аудитория, то взаимопонимание исключено. Каузальная атрибуция- процесс приписывания другому человеку причин его поведения. Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик субъекта и объекта восприятия:оценивание друг друга и и изменение каких-то характеристик друг друга.. Существует эффект первого впечатления(установки),эффект ореола,эффект первичности и новизны,эффект стереотипизации. Эффектустановки:когда двум группам раздали фотографии одного человека.Первой сказали, что он преступник, второй, что они ученый и получили от групп соответствующее описаниею Эффект ореола—тенденция переносить предварительную полученную благопричятную и неблагоприятную информацию о человеке на реальное его восприятие Эффект первичности и новизны-раннее предъявленная информация о человеке рассматривается как первичная, а поздно предъявленная как новая. Стереотипизация-это устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуется как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением.Стремление строить выводы на базе ограниченной информации.(упрщенные отношения,и оценка стереотипизации)Пример этнические стереотипы, где на основе ограниченной информации о представлениях этнических групп строятся предвзятые выводы.Для межличностного восприятия могут помочь тесты,метод экспертных оценок Для повышения перцептивной компетентности используют социально-психологический тренинг-искусство общения в целом.Особый круг проблем межличностного восприятия возникает привключении эмоциональных регуляторов.Аттракция-процесс привлекательности какого-то человека для воспринимающего и продукт этого процесса.Аттракция-особый вид социальной установки. На другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот другой оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффектным оценкам.Выделены различные уровни аттракции:симпантия,дружба,любовь. Существуют две теории любви:пессимиатическая,утверждающая негативное влияние любвина развитие личности и оптимистическая-утверждающая, чтолюбовь способствует снятию тревоги
№50. Особенности трактовки личности в социальной психологии.
Личность – это социальный показатель, который позволяет определить социальный статус или социальную роль, которую человек выполняет в обществе. Первоначально слово "личность" (person) обозначало маску, которую надевал актер античных трагедий, затем самого актера и его роль. Постепенно понятие "личность" наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в какой-то мере специфичны для каждого национального языка. В немецком языке слово person означает лицо, особу и человека. В английском языке слово person означает так же, как и в немецком, лицо, особу и человека. Однако сверх того под этим словом здесь может подразумеваться личность и внешность. В толковом словаре под редакцией проф. Ушакова (М., 1938) личность характеризуется, в частности, как отдельное человеческое "Я" и как человеческая индивидуальность, являющаяся носителем отдельных социальных и субъективных признаков и свойств. языкового значения понятия "личность". Можно выделить три основных подхода к трактовке личности, каждый из которых находится в известном противоречии с двумя другими. Условно эти подходы можно обозначить как 1) антропологический; 2) социологический; 3) персоналистический. Антропологический подход. Личность рассматривается лишь как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого "homo sapiens", и уподобляется понятию индивида. Человек рассматривается как некое биосоматическое начало, которое определенным образом реагирует на стимулы внешней среды. Социологический подход. Личность рассматривается прежде всего как объект и продукт социальных отношений. В соответствии с этим подходом в социальной психологии конца XIX — начала XX века сформировалось целое направление, получившее название социологического. Эволюция самого понятия личности (person) от обозначения маски к актеру и от него к роли последнего дало толчок для развития представлений о личности как системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью социальных ожиданий, экспектаций. Это нашло свое выражение, в частности, в так называемой ролевой теории личности, разрабатываемой американскими психосоциологами Парсонсом, Мидом и др. Персоналистический подход. В качестве противовеса антропологическому и социологическому подходам, рассматривающим личность как функцию биосоматической или социальной программ, существуют попытки понять и объяснить личность как некую абсолютно самостоятельную и индивидуально-неповторимую целостность. Наиболее полное выражение персоналистическая трактовка личности получила в концепции экзистенциализма, усматривающего сущность личности в ее абсолютной духовной самостоятельности и уникальности. Окружающая человека среда — природа и социальные отношения — создают "неподлинность" существования личности, мешают ей уйти в свой неповторимый внутренний мир. Заброшенный в современный индустриальный мир вещей, человек теряет свою индивидуальность, растворяя свое "Я" в массе. По-своему правомерен как антропологический, так и социологический и персоналистический подходы к исследованию рассматриваемой проблемы, но лишь в той мере, в какой они отражают действительное место, значение и роль в личности общечеловеческого, социально-специфического и индивидуально-неповторимого начала. Но одно дело подход, а другое — определение личности. Таким образом, в целом можно предложить следующее определение: личность — это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.38 (0.013 с.) |