Понятие о социально-перцептивной стороне общения. Виды социальной перцепции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о социально-перцептивной стороне общения. Виды социальной перцепции.



· Термин “социальная перцепция”, или, в более узком смысле слова “межличностная перцепция”, “восприятие другого человека”. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.
Человек всегда вступает в общение как личность. Он воспринимается другим человеком как личность. На основе внешней стороны поведения, мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы “читаем” другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатление, которое возникает при этом, играет важную регулятивную роль в общении. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется и эмоциональная оценка, и попытка понять строй его поступков. На этом основывается стратегия изменения его поведения и построение стратегии собственного поведения.
Механизмы восприятия человека человеком
В процесс общения включены, как минимум, два человека, каждый из которых является активным субъектом. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Каждый из партнеров уподобляет себя другому. Анализ осознания себя через другого включает в себя две стороны: идентификацию и рефлексию.
Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. Люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на попытке поставить себя на его место.
Экспериментально установлена тесная связь между идентификацией и эмпатией. Г. М. Андреева отмечает, что “механизм эмпатии … сходен с механизмом идентификации: там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения,… Однако… если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой. Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по иному”.
Рефлексия — это еще один механизм понимания другого человека. В психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Феномены межличностного восприятия
Существуют факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Л. Д. Столяренко на основе анализа научной литературы выделяет основные из них:
1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.
2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми, наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории, и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
3. Стремление сделать преждевременное заключение о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют “готовое” суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.
5. Эффект “ореола” проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке — на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.
6. Эффект “проецирования” проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: “Все люди подобны мне” или “Другие противоположны мне”. Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через “розовые очки” и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, что все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.
7. “Эффект первичности” проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии, является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на всё последующее отношение к этому человеку. И даже, если потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию. На восприятие другого человека влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о человеке было полнее и точнее, важно положительно “настроится на него”.
8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.
10. “Эффект последней информации” проявляется в том, что если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.
Большое значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. В обыденной жизни люди, как правило, не зная истинных причин поведения другого человека в условиях дефицита информации, начинают приписывать друг другу причины поведения. Такое приписывание причин поведения другому человеку и называется каузальной атрибуцией. Г.М.Андреева пишет: “Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики”.
Процесс приписывания зависит от двух показателей: от степени типичности поступка и от степени социальной “желательности” или “нежелательности” его. В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение предписано образцами и поэтому легче поддается интерпретации. Уникальное же поведение допускает множество различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик. Так же и во втором случае, социально “желательное” поведение соответствует социальным и культурным нормам и поэтому легко и однозначно объясняется. При нарушении норм (социально “нежелательное” поведение) диапазон возможных объяснений расширяется.
Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:
1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.
2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.
3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.
4. Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные влияния на поведение других людей (влияние внешних ситуаций) и переоценивать диспозиционные влияния (внутренние причины). Поведение других людей мы склонны объяснять их диспозициями, их индивидуальными особенностями личности и характера, а свое поведение склонны объяснять как зависящее от ситуации.
5. Культура также влияет на ошибку атрибуции. Например, западное мировоззрение склонно считать, что люди, а не ситуации являются причиной событий.
В настоящее время проблемами каузальной атрибуции занимается особая отрасль социальной психологии. Исследованиями в этой области занимаются в основном зарубежные психологи: Г. Келли, Э. Джонс, К. Девис, Д. Кенноуз и др.

Обратная связь в общении
Общение, как было показано, не может быть сведено к простой передаче информации. Для того чтобы быть успешным, оно обязательно предполагает обратную связь — получение субъектом информации о результатах взаимодействия. Отдельные черты физического облика человека (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонации выступают как носители информации, которую следует принимать во внимание при общении. Особенно информативным носителем сигналов обратной связи оказывается лицо собеседника или слушателя. Часто достаточно полное представление о восприятии субъекта дают его поступки.
При межличностном общении важно быть открытым и искренним. Без открытого общения не могут существовать теплые и близкие отношения между людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в своих отношениях с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Обратная связь в общении — это еще и сообщение другому человеку, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.

Л. Д. Столяренко выделяет следующие правила обратной связи:
1. Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.
2. Если говоришь о том, что тебе не нравиться в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он мог бы при желании в себе изменить.
3. Не давай оценок. Помни: обратная связь — это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебе в связи с этим человеком, с тем, как ты воспринимаешь данного человека, что тебе приятно и что тебе неприятно.
Заключение
“Человек — это узел связи”, писал Сент-Экзюпери. Роскошь общения одухотворяет жизнедеятельность человека, обеспечивает его вхождение в социум. В общении происходит психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека и формируются, и проявляются в его общении с другими людьми. Роль общения в жизни человека трудно переоценить.
Основываясь на информации изложенной в данной работе, можно сделать вывод, что общение — это многоплановый, но целостный процесс развития контактов между людьми, который включает в себя три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникативная сторона общения представляет собой обмен информацией между участниками совместной деятельности.
Интерактивная сторона — это взаимодействие общающихся людей — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.
Перцептивная сторона общения — восприятие общающимися людьми друг друга. Очень важно, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни с чем сообщенным ему не разберется.
Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

Основные механизмы межличностного восприятия.
Вопрос о механизмах восприятия человека человеком – это вопрос о том, КАК люди используют постепенно поступающую информацию для формирования представления о другом человеке (о его качествах, свойствах и причинах его поведения и достижений).
В обыденной жизни человек часто не знает истинных свойств личности партнера, причин его поведения или знает их недостаточно. В условиях реального общения люди начинают приписывать (атрибутировать) друг другу как причины поведения, так и какие-то более общие характеристики. Существует целая система способов такого приписывания (атрибуции), исследованием которых занимается особая отрасль социальной психологии.
Атрибуция (от латинского «наделяю, придаю, приписываю»). Это приписывание личных качеств и причин поведению, поступкам партнера по общению. Каузальная (от латинского кауза «причина») атрибуция – это потребность и способность человека понимать и прогнозировать причинно-следственные отношения, интерпретировать причины, мотивы поведения. Разобраться в мотивации значит сделать возможным прогнозирование поведения, что особенно важно в области межличностных отношений.
Понимание причин (мотивов) поведения – очень сложный процесс. Его изучением занимались многие психологи мира ==> не существует единой теории атрибуции.

 

№48. Каузальная атрибуция. Обыденные схемы объяснения причин поведения человека в общении.

Каузальная атрибуция- как механизм межличностного восприятия занимает особое место, как с точки зрения её важности, так и с точки зрения разработанности в многочисленных теоретических и экспериментальных исследованиях. Каузальная атрибуция означает процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае,когда информация об этих причинах отсутствует. Потребность понять причины поведения партнёра по взаимодействию возникает в связи с желанием интерпретировать его поступки. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда дефицит информации и приходится заменять приписыванием. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом,имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемой в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентефикации). Но так или иначе возникает целая система способов атрибуции.

Мера и степень приписывания зависят от двух показателей:

1) от степени уникальности или типичности поступка

2) от степени его социальной «желательности» или «нежелательности».

 

В первом случае имеется ввиду тот факт, что типичное поведение (например терпеливое поведение преподавателя в случае слабого ответа студента) есть поведение,предписанное ролевыми образцами, и поэтому оно легче поддаётся однозначной интерпретации. Напротив,уникальное поведение (преподаватель не выдерживает и начинает кричать и топать ногами) допускает много различных интерпретаций и, следовательно, даёт простор приписыванию его причин и характеристик.Точно так же и во втором: под «социально» понимается поведение, соответствующее социальным и культурным нормам и тем сравнительно легко и однозначно объясняемое (юноша посторонился и пропустил в дверь пожилого человека). При нарушении таких норм (оттолкнул старика и пролез вперёд- социально «нежелательное» поведение) диапазон возможных объяснений расширяется. Этот вывод близок рассуждению С.Л.Рубинштейна о «свёрнутости» процесса познания другого человека в обычных условиях и его «развёрнутости» в случаях отклонения от принятых образцов.

Характер атрибуций также и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. В этих двух случаях выбирается разный тип атрибуции. Г.Келли выделил три таких типа:

1)Личностную атрибуцию –когда причина приписывается лично совершающему поступок.

2)Стимульную атрибуцию -когда причина приписывается тому объекту,на который направлено действие.

3)Обстоятельственную атрибуцию - когда причина совершающегося действия приписывается обстоятельствам.

Было выявлено,что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник в большей мере обстоятельственную.Это особенность отчётливо проявляется при приписывании причин успеха и неудачи: участник действия «винит» в неудаче преимущественно обстоятельства, в то время как наблюдатель «винит» прежде всего в неудаче самого исполнителя.В этой связи были выявлены возможные ошибки атрибуции, которые важно учитывать в процессе межличностного восприятия.

Особый практический интерес представляет та часть атрибуций, которая анализирует вопрос о приписывании ответственности за какие-либо события,что тоже имеет место при познании человека человеком. На основании многочисленных экспериментальных исследований атрибутивных процессов был сделан вывод о том, что они составляют основное содержание межличностого восприятия. И хотя этот вывод разделяется не всеми исследователями (некоторые полагают,что нельзя полностью отождествлять атрибутивный процесс и процесс межличностного восприятия), важность открытия явления атрибуции очевидна для более углублённого представления о содержании межличностного восприятия.

№49. Оценки и самооценки в межличностном познании.

 

Взаимопонимание между партнерами в процессе общения может быть истолковано по разному: или как понимание целей,мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивок и установок.Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть названа перцептивной стороной общения.»социальная перцепция».-процесс воспиятия социальных объектов, под которыми подразумевались группы,большие социальные общности, люди.Речь пойдет о восприятии человека человеком-межличностное восприятие-это восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.Человек вступает в отношения как личность и воспринимается партнером по общению так же, как личность, на основе внешней стороны поведения(мы как бы читаем другого человека, расшифровываем значение его внешних данных.Впечатления, которые возникают при этом,играют регулятивную роль в общении.Во-первых, познаваядругого,формируется и сам познающий индивид,во-вторых, от меры точнсти прочтения другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самозознания..

С одной стороны,богатство предсталений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек,тем более полным становится и представление о самом себе.

Представление о себе через представление о другом формируется обязательно пи условаии, что этот другой дан не абстрактно, а в рамках широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ними.В ходе познания происходит несколько процессов:эмоциональная оценка другого и попытка понять строй его поступков,основанная на этом стратегия изменения его поведения,и построения своего собственного поведения.

Происходит анализ осознания себя через другого (т.е. оценка самого себя) и меет две стороны индентификацию и рефлексию,в этот процесс включается каузальная атрибуция.

Идентификация -отождествление себя другому(уподобление себя ему)Например поставить себя на место другого человека(т.е. познать и понять его

Эмпатия -стремление эмоционально откликнуться на его проблемы и опять поставить себя на его место, но это не значит отождествлять себя с нимЕсли отождествлять себя с кем-то, значит строить свое поведение как и этот другойТ.е можно встать на встать на позицию партнера, можно понять его и приняв в расчет его точку зрения, действовать по своему..

Существует такое понятие рефлексия-это уже не просто знание другого, но знание того,как другой воспринимает меня, удвоенный процесс зеркальных отношений.

Например взаимодействие оратора с аудиторией, если оратор имеет неверное представление о себе, о аудитории и о том как его воспринимает аудитория, то взаимопонимание исключено.

Каузальная атрибуция- процесс приписывания другому человеку причин его поведения.

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик субъекта и объекта восприятия:оценивание друг друга и и изменение каких-то характеристик друг друга..

Существует эффект первого впечатления(установки),эффект ореола,эффект первичности и новизны,эффект стереотипизации.

Эффектустановки:когда двум группам раздали фотографии одного человека.Первой сказали, что он преступник, второй, что они ученый и получили от групп соответствующее описаниею

Эффект ореола—тенденция переносить предварительную полученную благопричятную и неблагоприятную информацию о человеке на реальное его восприятие

Эффект первичности и новизны-раннее предъявленная информация о человеке рассматривается как первичная, а поздно предъявленная как новая.

Стереотипизация-это устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуется как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением.Стремление строить выводы на базе ограниченной информации.(упрщенные отношения,и оценка стереотипизации)Пример этнические стереотипы, где на основе ограниченной информации о представлениях этнических групп строятся предвзятые выводы.Для межличностного восприятия могут помочь тесты,метод экспертных оценок Для повышения перцептивной компетентности используют социально-психологический тренинг-искусство общения в целом.Особый круг проблем межличностного восприятия возникает привключении эмоциональных регуляторов.Аттракция-процесс привлекательности какого-то человека для воспринимающего и продукт этого процесса.Аттракция-особый вид социальной установки. На другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот другой оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффектным оценкам.Выделены различные уровни аттракции:симпантия,дружба,любовь. Существуют две теории любви:пессимиатическая,утверждающая негативное влияние любвина развитие личности и оптимистическая-утверждающая, чтолюбовь способствует снятию тревоги

 

№50. Особенности трактовки личности в социальной психологии.

 

Личность – это социальный показатель, который позволяет определить социальный статус или социальную роль, которую человек выполняет в обществе. Первоначально слово "личность" (person) обозначало мас­ку, которую надевал актер античных трагедий, затем самого актера и его роль. Постепенно понятие "личность" наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в какой-то мере специфичны для каждого на­ционального языка.

В немецком языке слово person означает лицо, особу и человека.

В английском языке слово person означает так же, как и в немецком, лицо, особу и человека. Однако сверх того под этим словом здесь может подразумеваться личность и внешность. В толковом словаре под редакцией проф. Ушакова (М., 1938) личность характеризуется, в частности, как отдельное человеческое "Я" и как человеческая индивидуальность, явля­ющаяся носителем отдельных социальных и субъективных при­знаков и свойств. языкового значения понятия "лич­ность".

Можно выделить три основных подхода к трактовке лич­ности, каждый из которых находится в известном противоре­чии с двумя другими. Условно эти подходы можно обозначить как 1) антропологический; 2) социологический; 3) персоналистический.

Антропологический подход. Личность рассматривается лишь как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого "homo sapiens", и уподобляется понятию индивида. Человек рассматривается как некое биосоматическое начало, которое определенным образом реагирует на стимулы внешней среды.

Социологический подход. Личность рассматривается прежде всего как объект и про­дукт социальных отношений. В соответствии с этим подходом в социальной психологии конца XIX — начала XX века сформировалось целое направление, получившее название социологи­ческого. Эволюция самого понятия личности (person) от обозначе­ния маски к актеру и от него к роли последнего дало толчок для развития представлений о личности как системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью социальных ожида­ний, экспектаций. Это нашло свое выражение, в частности, в так называемой ролевой теории личности, разрабатываемой американскими психосоциологами Парсонсом, Мидом и др.

Персоналистический подход. В качестве противовеса антропологическому и социологическому подхо­дам, рассматривающим личность как функцию биосоматичес­кой или социальной программ, существуют попытки понять и объяснить личность как некую абсолютно самостоятельную и индивидуально-неповторимую целостность. Наиболее полное выражение персоналистическая трактов­ка личности получила в концепции экзистенциализма, усмат­ривающего сущность личности в ее абсолютной духовной самостоятельности и уникальности. Окружающая человека сре­да — природа и социальные отношения — создают "неподлин­ность" существования личности, мешают ей уйти в свой неповторимый внутренний мир. Заброшенный в современный индустриальный мир вещей, человек теряет свою индивидуаль­ность, растворяя свое "Я" в массе. По-своему правомерен как антропологический, так и со­циологический и персоналистический подходы к исследованию рассматриваемой проблемы, но лишь в той мере, в какой они отражают действительное место, значение и роль в личности общечеловеческого, социально-специфического и индивидуаль­но-неповторимого начала. Но одно дело подход, а другое — определение личности.

Таким образом, в целом можно предложить следующее оп­ределение: личность — это интегральное понятие, характери­зующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социаль­но-специфическое и индивидуально-неповторимое.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1060; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.032 с.)