Основные подходы к определению структуры общения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные подходы к определению структуры общения.



общения - совокупность основных элемен­тов, из которых складывается этот процесс. При этом структурная характеристика общения может быть дана при­менительно как к его основным элементам, так, в свою оче­редь, и относительно внутренней структуры каждого из них.

В качестве логического основания для моделирования структуры общения как процесса в целом может быть взята ха­рактеристика его относительно автономных элементов.

— субъекты общения;

— средства общения;

— потребности, мотивация и цели общения;

— способы взаимодействия, взаимовлияние и отражение влияний в процессе общения;

— результаты общения.

Каждый из названных компонентов мо­жет быть предметом структурного и функционального анализа.

Наряду с вычленением и дифференциацией отдельных эле­ментов общения возможен и предельно обобщенный, интеграль­ный подход к его структурированию. Тогда правомерно говорить не об отдельных элементах, а о различных сторонах или пластах процесса общения в целом.

Различные подходы к обобщенной характеристике структу­ры общения. В одних случаях общение рассматривают как комму­никативный процесс, характеризующийся обменом информации между общающимися индивидами. Тогда в центре внимания ока­зываются процессы вербальной или невербальной коммуникации, механизмы лингвистической и семиотической связи, процессы вос­приятия и понимания человека человеком и др.

В других случаях внимание исследователей сосредоточи­вается не на психическом контакте между общающимися, а на способах и механизмах их совместного поведения в процессе взаимодействия. В таком случае рассматриваются вопросы структуры групповой деятельности, различные аспекты диф­ференциации и интеграции совместной деятельности людей в процессе их межличностного общения.

Еще более обобщенно можно говорить о двух сторонах общения: внутренней, перцептуально-коммуникативной, связан­ной с психическим состоянием общающихся, с уровнем адек­ватности или неадекватности их восприятия и взаимопонимания друг друга, и внешней, интеракционной, связанной с поведени­ем и взаимодействием общающихся индивидов.

Аналогичным образом представляется правомерным рас­сматривать и "поведение взаимодействующих индивидов, нахо­дящихся между собой в состоянии определенной связи, как внешнюю очевидную сторону общения.

До настоящего времени было принято различать феноменологию общения со стороны определения ее внутрен­ней структуры как процесса, соединяющего в себе две состав­ляющие — коммуникацию и интеракцию. Нередко указывается и на перцепцию как равновеликий пласт в структурной харак­теристике общения наряду с коммуникацией и интеракцией[1].

Но при данном подходе не меньшие основания для вычле­нения в структуре общения имеют и такие явления, как понима­ние и взаимопонимание партнеров, их эмоциональное отношение друг к другу, сопереживание, интуитивное ощущение друг дру­га и др. Безусловно велика здесь и роль процессов, связанных с формированием впечатления субъектов друг о друге.

А последнее, т. е. впечатление, является результатом не только непосредственного восприятия, но и понимания субъек­тами общения друг друга на основе как своего жизненного опы­та, интуиции, так и под влиянием эффекта имиджа партнера, который может оказаться обманчивым продуктом искусной ма­нипуляции.

Существенное влияние на восприятие и взаимное понима­ние партнерами друг друга способна оказать и та атмосфера, в которой происходит это общение, уровень эмоциональной предрасположенности или, наоборот, эмоциональной предвзя­тости при осуществлении контакта, даже просто ситуативное психическое состояние каждого из них в данный момент.

Восприятие и соответственно этому "перцептивная сто­рона" общения не может, таким образом, рассматриваться как рядоположенная с ее коммуникативной и интерактивной сто­ронами, поскольку она в действительности не сторона всего процесса общения, а лишь одна из его составляющих наряду с другими, хотя и весьма существенная.

Если же говорить о перспективе дополнения современно­го видения и исследования многогранного процесса человечес­кого общения, то в числе этих сторон, на наш взгляд, заслуживают особого внимания в первую очередь те, которые связаны с характеристикой как рефлексии, так и тех отношений, которые складываются в ходе взаимодействия и взаимо­влияния людей друг на друга. Показательно, например, то вни­мание именно к этим сторонам общения, которое мы находим в фундаментальном труде современного американского социаль­ного психолога Дэвида Майерса.

Каждый из рассмотренных выше подходов по-своему правомерен в той степени, в какой он схватывает и описывает какие-то частные параметры структуры социально-психоло­гического общения. Однако в качестве серьезной методологи­ческой предпосылки исследования общения наряду с частным подходом крайне необходима интегральная, обобщенная модель структуры социально-психологического общения.

В таком случае с содержательной, внутренней стороны общение могло бы рассматриваться как коммуникативный про­цесс взаимного выражения психического состояния и обмена информацией, между тем как со стороны формы можно было бы говорить о поведенческом аспекте общения, реализуемом в процессе интеракции, то есть взаимодействия людей, их пове­дения по отношению друг к другу.

Но в свою очередь как коммуникация, так и интеракция могут одновременно каждый в отдельности рассматриваться как со стороны формы, так и со стороны содержания.

Схема 16

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1845; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.59.69 (0.006 с.)