Следующая стадия социализации (социальный институт – вуз). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Следующая стадия социализации (социальный институт – вуз).



Проблематика студенчества как особая социальная группа занимает большое значительное место в системе различных общественных наук.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив или его современные разновидности – команда, организация. Специальных исследований этой проблемы нет, некоторые аспекты стиля лидерства или группового принятия решений могли бы иметь значение для анализа институтов социализации и такой поворот этой проблемы помог бы раскрыть причины отрыва личности от трудового коллектива, уход в группы антисоциального характера (на смену института социализации приходит институт «десоциализации» в виде преступных группировок, наркоманов, алкоголиков. Идея референтной группы наполняется нвым содержанием, если рассматривать в контексте институтов социализации, их силы и слабости, их возможности выполнить роль передачи социально-позитивного опыта.

Как и спорный вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах.В качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых являются пенсионеры.

Деятельность выше названных институтов не можеь быть сведена только к функции передачи социального опыта. При анализе больших групп психология фиксирует социально-типическое, в разной степени представленное в психологии отдельных личностей, составляющих группу. Меры представленности в индивидуальной психологии социально-типического должна быть объяснена и прцесс социализации позволяет такому объяснению.

Для личности небезразлично, в условиях какой большой группы осуществляется процесс социализации.. Сам институт социализации, осуществляя свое воздействие на личность, как бы сталкивается с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации. Таким образом, проблема социализации при дальнейшем развитии исследований должна предстать как своеобразное связующее звено в изучении соотносительной роли малых и больших групп в развитии личности.

 

 

Я-концепция

«Я»-концепция – совокупность самовосприятия, самооценки и самопонимания индивида. Это то, каким данный человек видит себя, как он оценивает себя и как истолковывает себе свои действия. Поскольку человек всегда принадлежит к тем или иным социальным категориям и группам, важной составляющей его «Я»-концепции является социальная идентичность, включая этническую самоидентификацию. «Я»-к, будучи компонентом «Я», представляет собой своеобразную психологию и философию собственного «Я». В соответствии со своей «Я»-к. человек осуществляет деятельность. Поэтому собственные действия всегда кажутся ему логичными, хотя могут и восприниматься иначе другими людьми. «Я»-к. любого человека может быть подвержена значительным изменениям на протяжении его жизненного пути, что обуславливается различными биографическими обстоятельствами. Имеется ряд теорий, рассматривающих формирование «Я»-к. Например, теория «зеркального Я» Ч.Кули, теория стадий развития «Я» Э.Эриксона, гуманистический подход А.Маслоу и К.Родерса, подчеркивающий стремление «Я» к личностному росту и самоактуализации.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. На основе Я-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой.

Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает

Когнитивная. Обычно человек считает, что обладает определёнными характеристиками. Эти характеристики нельзя вывести или свести к одному текущему моменту его жизни — если человек считает что он «сильный», это не значит, что он в данный момент поднимает тяжесть. Более того, на самом деле этот человек объективно может и не быть сильным. А может и быть. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая я - концепции. Когнитивная компонента Я-концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов.

Оценочная. Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться что он, к примеру, сильный. Важную роль в формировании этой оценки играют: соотнесение представлений о себе с «Идеальным я»; соотнесение представлений о себе с социальными ожиданиями; оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности.

Поведенческая. Кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, то что ему на самом деле удаётся. Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая Я-концепции.

Что определяет нашу Я -концепцию? Кто вы? Поскольку вы – уникальное и сложное создание, у вас есть много возможностей дописать предложение «Я –…».Взятые вместе, эти ответы и дадут то, что называется вашей Я -концепцией. Элементы вашей Я-концепции – убеждения, с помощью которых вы определяете себя, представляют собой ваши Я-схемы. Схемы – это шаблоны сознания, с помощью которых мы организуем наши миры. Наши Я- схемы – наше восприятие самих себя (как спортивных, слишком толстых, умных или каких-либо ещё) – активно влияют на то, как мы обрабатываем социальную информацию. Они влияют на то, как мы воспринимаем, запоминаем и оцениваем и окружающих, и самих себя.

Рассмотрим, как Я влияет на память (это явлениеЯ влияет на память (это явление

лизации.слоу и К.Родерса, подчеркивающий стремление "изненного пути, что обуславливается различн известно как «эффект ссылки на себя»): информация, релевантная нашим Я-концепциям, быстро обрабатывается и хорошо запоминается. (Возьмем, например, такое слово, как «общительный». Если вас спросят, подходит ли это определение к вам, вы лучше запомните его, чем, если вас спросят, насколько оно подходит к кому-нибудь другому.) Следовательно, воспоминания формируются вокруг наиболее интересного для нас «предмета» – нас самих. Когда мы думаем о чем-то, что имеет к нам прямое отношение, мы лучше это запоминаем. Эффект ссылки на себя иллюстрирует основополагающий факт жизни: в центре нашего мира находится восприятие нашего собственного Я. Поскольку нам свойственно видеть себя главным действующим лицом, мы переоцениваем степень нацеленности на нас поведения окружающих. Нередко мы считаем себя ответственными за события, в которых играли лишь второстепенные роли. Оценивая действия или поведение других людей, мы нередко непроизвольно сравниваем их с собственными действиями и поведением.

Наши Я-концепции включают не только Я -схемы, характеризующие нас в данный момент времени, но и наши возможные Я, т. е. то, какими мы можем стать. Наши возможные Я включают представления о себе таком, каким мы мечтаем стать (богатым, изящным, страстно любимым и любящим Я). В наши Я- концепции входят и те Я, которыми мы боимся стать (безработный Я, нелюбимый Я и Я, не справляющийся с учебной программой). Такие возможные Я подталкивают нас к достижению определенных целей; когда эти цели достигнуты, можно заглянуть в ту жизнь, к которой мы стремимся.

Значение «Я-концепции» в том, что она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий.

Статус и роли личности

Социальный статус - это показатель положения, занимаемого индивидом в обществе.

Различаются статусы приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные). Приписанный статус получает автоматически - по этническому происхождению, месту рождения, положению семьи - вне зависимости от личных усилий (дочь, бурятка, волжанка, аристократка).

Однако статусы неравны. Положение в обществе предопределяет главный статус, в основе которого, как правило, лежат должность, профессия. Профессия служит наиболее используемым, совокупным, интегративным показателем статусной позиции - вид работы определяет такие "статусные ресурсы" человека, как авторитет, престиж, власть.

В этой связи следует отметить значение реальной стартовой позиции индивида, которая влияет на его оценку общества, дает определенную точку зрения на мир, которая во многом определяет дальнейшее поведение. Выходцы из семей с различными социальными статусами имеют неравные условия социализации, неодинаковые возможности для получения образования. Одни люди имеют большие возможности, а другим пути закрыты с самого рождения.

Важной характеристикой каждого из статусов являются спектр и свобода иных статусов. Всякое индивидуальное решение относительно собственной судьбы заключается в постоянном выборе способов преодоления конкретного социального неравенства и в желании иметь соответствующие условия, обеспечивающие его конкурентоспособность в жизни.

Социальный статус, обеспечивая определенные права и возможности, ко многому обязывает. С помощью статусов упорядочиваются, регламентируются отношения между людьми. Социальные статусы отражаются как во внешнем поведении и облике - одежде, жаргоне, манерах, так и во внутренней позиции личности - установках, ценностных ориентациях, мотивах. Каждый статус требует и дает людям возможность достижения социальных ожиданий людей ил их модификации, если не создает условий реализации данных ожиданий. В этом смысле прав известный польский социолог Ф.Знанецкий (1882-1958), который полагал, что социолог должен брать человеческого индивида не только так, как он "действительно есть" органически и психологически, но как он "сделан" другими и самим собой в их и его собственном опыте социальной жизни.

Роли личности

Роль - это тип поведения личности, обусловленный её статусом. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяется как ролевой набор. Роль объективно задается социальной позицией вне зависимости от индивидуальных особенностей человека, занимающего эту позицию. Исполнение роли связано со стремлением человека соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих.

Освоение ролей происходит в процессе социализации, причем число их постоянно увеличивается. В раннем детстве человек выполняет одну роль - ребенка, которому прививают определенные правила игры. Затем к нему добавляется роль воспитанника детсада и члена первичной социальной группы по совместной игре, времяпрепровождению, отдыху и т.д.

Между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает полного совпадения. Качество исполнения роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям и интересам личности. Не исполняющий роли в соответствии с ожиданием вступает в конфликт с обществом, навлекает на себя общественные и групповые санкции.

Рассматривая свойства роли, Т.Парсонс сформулировал следующие её характеристики и зависимости. Так, часть ролей четко ограничена в пространстве и во времени (школьник, студент), другая - размыта, неопределенна (членство в общественных организациях, в группах по интересам), третья часть длительна по времени действия (роль работника в течение всей трудовой жизни, отцовство, материнство и т.д.).

Выполнение роли связано также с её мотивационной характеристикой: в одном случае роль ориентирует на получение личной выгоды (владелец частной собственности), в другом - на общественные, социальные интересы (член политической партии, член кооператива т.д.)

Межролевые и внутриролевые Конфликты

Глеб – хлеб))))))))))))))))))))

Ролевой конфликт – ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями.

Ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования.

В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые.

К межролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому, что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, либо различные роли предъявляют ему несовместимые требования.

В исследованиях межролевого конфликта следует выделить работу американского социального психолога У. Г. Гуда «Теория ролевой напряженности».

Он называет ролевой напряженностью состояние индивида в ситуации межролевого конфликта и предлагает теорию, суть которой сводится к выявлению способов снятия этой напряженности.

Для этого надо освободиться от ряда ролей, а затрату времени и энергии на выполнение остальных поставить в зависимость от значимости данной роли для индивида, положительных и отрицательных санкций, которые может вызвать невыполнение определенных ролей; реакции окружающих на отказ от определенных ролей.

Когда речь идет о межролевых конфликтах, в качестве примера чаще всего приводится маргинальная личность.

Анализ внутриролевого конфликта выявляет противоречивые требования, предъявляемые к носителям одной роли разными социальными группами.

Классическим в данной области считается исследование М. Комаровской, которое было проведено среди студенток одного из американских колледжей.

Результаты исследования показали противоречивость ожиданий требований, предъявляемых к студенткам колледжа со стороны родителей и студентов колледжа.

Ролевые конфликты являются частым явлением.

Это объясняется сложностью общественных отношений, возрастающей дифференциацией социальной структуры и дальнейшим разделением общественного труда.

Ролевые конфликты, по мнению исследователей, отрицательно влияют на осуществление взаимодействия, поэтому социальные психологи пытаются выработать какие-то общие концепции, обосновывающие пути устранения ролевых конфликтов.

Одна из таких концепций – теория ролевой напряженности У. Гуда.

Сходный подход можно обнаружить и в работах Н. Гросса, У. Мэйсона.

Они выделяют три группы факторов, имеющих отношение к проблеме устранения ролевых конфликтов.

Первая связана с субъективным отношением к роли ее исполнителя.

Вторая группа включает санкции (положительные и отрицательные), которые могут быть применены за исполнение или неисполнение роли.

К третьей группе факторов авторы относят тип ориентации исполнителя роли, среди которых они выделяют две: ориентацию на моральные ценности и прагматическую ориентацию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.029 с.)