Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представление об этнических группах в социальной психологии. Этнические стереотипы, предрассудки, этноцентризм

Поиск

В отличие от психологии классов психологические особенности различных этнических групп и прежде всего наций исследованы значительно лучше. Выделилась специальная ветвь науки на стыке социальной психологии и этнографии — этнопсихология. Некоторые авторы вообще рассматривают этнопсихологию как составную часть социальной психологии.

Этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

Смещение акцентов - в фокусе внимания остаются только нации, но не стоит забывать и о других этнических группах:

• Род — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии

• Племя — совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

• Народность — исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

• Нация — исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания. Производным от понятия «нация» является термин национальность, который употребляется в русском языке как наименование принадлежности к нации.

Тем не менее,данный сдвиг породил неточность терминологии, и зачастую вместо словосоетаний «этнический характер», «этническая психология»и др. мы употребляем: «национальные чувства», «национальное самосознание», «национальная психология», хотя нация - это лишь частный случай этнической группы.

Данный сдвиг в традиции исследований этнической психологии восходят еще к работам Вундта по «психологии народов». Где под этносом интерпретируется опять же частный случай- народ. Он считал, что методом исследования психологии этнических групп должны быть исследования мифов, обычаев, языка. После Вундта появились и другие подходы, к примеру культурантропологии (ориентированной на школу неофрейдизма. понятие «базовой личности», фиксирующее в каждом индивиде именно те черты, которые роднят его с другими индивидами этой же этнической группы. Анализ базовой личности предполагал анализ способов ее социализации)

Этническая психология – важный фактор, поскольку она фиксирует определенные характеристики той микросреды, в которой формируется личность – происходит этническая социализация индивида в соответствии с исторической спецификой, обычаев, традиций, национальной культуры. Способ осознания этнической принадлежности, прежде всего национальной, зависит от конкретных социально-исторических условий существования данной этнической группы. На уровне обыденного сознания можно зафиксировать целый ряд характеристик, которые свойственны именно данной этнической группе.

Психический облик этнической группы, прежде всего, нации – один из самых проработанных вопросов. Синонимы «психическому складу»: «национальный характер», «национальной самосознание», национальная психология», хотя в некотрых случаях разграничивают эти близкие понятия.

Две стороны психологии этнических общностей:

1) Психический склад – наиболее устойчивая часть (этнический характер, темперамент, а также традиции и обычаи)

2) Эмоциональная сфера (национальные или этнические чувства)

I. Национальный характер -самое распространенное понятие для описания психического склада (нац.) группы, но единства в толковании данной характеристики нет. Одни авторы подразумевают темперамент, другие-личностные черты, третьи-ценностные ориентации, отношение к власти и труду и тд.(Стефаненко). Сейчас в качестве синонима этому используют также термин «ментальность». Несмотря на многочисленные противоречия, в большинстве случаев наблюдается единодушие при описании черт нац.характера. Но что касается природы и сущности национальная характера – вызывает массу дискуссионных проблем:

  1. Соотношение черт нац.характера с чертами каждого представителя данного этноса
  2. Могут ли определенные черты характера быть исключительным достоянием одной нац.группы и полностью отсутствовать у другой (какому народу присуще трудолюбие, а какому – гостеприимство и тд)?
  3. Каким образом взаимодействуют черты национального и социального характера?

Но в данном случае речь идет не столько о каких-то наборах черт, сколько о степени их выраженности и специфике их проявления. Пример: специфика английского юмора, хотя чувство юмора свойственно и другим народам, итальянская экспансивность, хотя не менее экспансивными являются испанцы и прочее.

Особую роль в исследовании нац.характера играет анализ языка, поскольку именно посредством его осуществляется передача нац.характера. В языке скрывается особенность и психология каждой отдельной национальности.

В этнических группах иногда фиксируются и такие элементы психического склада, как темперамент и способности. Однако этот вопрос до сих пор не решен в социальной психологии однозначно: некоторые исследователи вообще отрицают правомерность выявления специфики темперамента и способностей для различных этнических групп.

Что касается темперамента, то речь должна идти лишь о выявлении специфических сочетаний преобладающих типов темперамента, а не о жестком «привязывании» определенного типа темперамента к определенной этнической группе.

Еще сложнее вопрос о способностях. В условиях господства реакционных идеологий вопрос о способностях различных наций обрастает целым рядом политических спекуляций, порожденных различными формами шовинизма и расизма

«При равных культурных возможностях для реализации своих потенций средние достижения членов каждой этнической группы приблизительно одинаковы» Поэтому вопрос о способностях как элементе психического склада этнических групп вряд ли правомерен. Тем более, что каждый тест, результаты которого могут применяться в качестве аргумента превосходства должен быть создан с учетом национальных и культурных особенностей каждой группы.

Область изучения психологии наций настолько тесно связана с политической проблемой равенства наций, настолько прочно включена в идеологический контекст, что игнорировать эти аспекты и в сугубо профессиональном социально-психологическом анализе никак нельзя.

II. Эмоциональная сфера включает в себя идентичность и этническое самосознание.

Осознание человеком своей принадлежности к определенной этнической группе., эмоциональное переживание отличия своей группы от других. Этому сопутствует возникновение этнических стереотипов.

Психическая общность выражается в формуле: «МЫ-ЧУВСТВА». Образ других групп при этом упрощается. При этом важную роль играет предыдущий опыт общения с той или иной этнической группой. Общее мнение об этнической группе переносится на каждого отдельного представителя. А образ, сложившийся из общения с отдельным представителем этноса автоматически переносится в нашем сознании на весь этнос в общем. Главное – стараться избегать преждевременных выводов. Превращение этнического стереотипа в предубеждение и закрепление этого убеждения – функция пропаганды и идеологии.

Этноцентризм- предпочтение своей этнической группы, стремление воспринимать все жизненные явления с ее позиции, сочувственная фиксация черт своей групп. Может быть как негативно настроенным, так и сочетается с терпимым отношением к представителям других групп. В большей степени зависит от национальной политики гос-ва.

Относительность психологических различий, которые не могут абсолютизированны и должны рассматриваться как производные от определенных исторических условий, закрепленных на протяжении ряда поколений («культурная трансмиссия»)

Наименование подхода (теории) Его сущность
расово-антропо-логический подход Признает неравенство человеческих рас, культурное превосходство европеоидной ра­сы. Несовершенство расовых признаков — основа культурной отсталости наций и на­родностей
Марксистская теория Провозглашает экономические отношения в качестве главной основы формирования нации. Признает право наций на самоопре­деление вплоть до отделения, идею их пол­ного равноправия, пролетарский интерна­ционализм
Социокультур­ный подход Рассматривает этнические общности как компоненты социальной структуры об­щества, раскрывая их тесную связь с социальными группами и различными со­циальными институтами. Этническая об­щность — важный источник самодвижения и саморазвития
Пассионарная теория этноге­неза1 (происхож­дение, развитие этноса) Создана российским историком и географом Л. Н. Гумилевым (1912—1992). Рассматривает этнос как природное, био­логическое, географическое явление, как результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обита­ния. История человечества — цепь много­численных этногенезов. Источник возник­новения нового этноса — пассионарный толчок. Пассионарность — определенная характеристика поведения и природных свойств человека, обусловленных энергией космоса, солнца и естественной радиоак­тивностью, воздействующими на общество. Пассионарии — особо энергичные, ода­ренные, талантливые люди
     

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.72 (0.008 с.)