Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представление об этнических группах в социальной психологии. Этнические стереотипы, предрассудки, этноцентризмСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В отличие от психологии классов психологические особенности различных этнических групп и прежде всего наций исследованы значительно лучше. Выделилась специальная ветвь науки на стыке социальной психологии и этнографии — этнопсихология. Некоторые авторы вообще рассматривают этнопсихологию как составную часть социальной психологии. Этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований. Смещение акцентов - в фокусе внимания остаются только нации, но не стоит забывать и о других этнических группах: • Род — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии • Племя — совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов. • Народность — исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой. • Нация — исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания. Производным от понятия «нация» является термин национальность, который употребляется в русском языке как наименование принадлежности к нации. Тем не менее,данный сдвиг породил неточность терминологии, и зачастую вместо словосоетаний «этнический характер», «этническая психология»и др. мы употребляем: «национальные чувства», «национальное самосознание», «национальная психология», хотя нация - это лишь частный случай этнической группы. Данный сдвиг в традиции исследований этнической психологии восходят еще к работам Вундта по «психологии народов». Где под этносом интерпретируется опять же частный случай- народ. Он считал, что методом исследования психологии этнических групп должны быть исследования мифов, обычаев, языка. После Вундта появились и другие подходы, к примеру культурантропологии (ориентированной на школу неофрейдизма. понятие «базовой личности», фиксирующее в каждом индивиде именно те черты, которые роднят его с другими индивидами этой же этнической группы. Анализ базовой личности предполагал анализ способов ее социализации) Этническая психология – важный фактор, поскольку она фиксирует определенные характеристики той микросреды, в которой формируется личность – происходит этническая социализация индивида в соответствии с исторической спецификой, обычаев, традиций, национальной культуры. Способ осознания этнической принадлежности, прежде всего национальной, зависит от конкретных социально-исторических условий существования данной этнической группы. На уровне обыденного сознания можно зафиксировать целый ряд характеристик, которые свойственны именно данной этнической группе. Психический облик этнической группы, прежде всего, нации – один из самых проработанных вопросов. Синонимы «психическому складу»: «национальный характер», «национальной самосознание», национальная психология», хотя в некотрых случаях разграничивают эти близкие понятия. Две стороны психологии этнических общностей: 1) Психический склад – наиболее устойчивая часть (этнический характер, темперамент, а также традиции и обычаи) 2) Эмоциональная сфера (национальные или этнические чувства) I. Национальный характер -самое распространенное понятие для описания психического склада (нац.) группы, но единства в толковании данной характеристики нет. Одни авторы подразумевают темперамент, другие-личностные черты, третьи-ценностные ориентации, отношение к власти и труду и тд.(Стефаненко). Сейчас в качестве синонима этому используют также термин «ментальность». Несмотря на многочисленные противоречия, в большинстве случаев наблюдается единодушие при описании черт нац.характера. Но что касается природы и сущности национальная характера – вызывает массу дискуссионных проблем:
Но в данном случае речь идет не столько о каких-то наборах черт, сколько о степени их выраженности и специфике их проявления. Пример: специфика английского юмора, хотя чувство юмора свойственно и другим народам, итальянская экспансивность, хотя не менее экспансивными являются испанцы и прочее. Особую роль в исследовании нац.характера играет анализ языка, поскольку именно посредством его осуществляется передача нац.характера. В языке скрывается особенность и психология каждой отдельной национальности. В этнических группах иногда фиксируются и такие элементы психического склада, как темперамент и способности. Однако этот вопрос до сих пор не решен в социальной психологии однозначно: некоторые исследователи вообще отрицают правомерность выявления специфики темперамента и способностей для различных этнических групп. Что касается темперамента, то речь должна идти лишь о выявлении специфических сочетаний преобладающих типов темперамента, а не о жестком «привязывании» определенного типа темперамента к определенной этнической группе. Еще сложнее вопрос о способностях. В условиях господства реакционных идеологий вопрос о способностях различных наций обрастает целым рядом политических спекуляций, порожденных различными формами шовинизма и расизма «При равных культурных возможностях для реализации своих потенций средние достижения членов каждой этнической группы приблизительно одинаковы» Поэтому вопрос о способностях как элементе психического склада этнических групп вряд ли правомерен. Тем более, что каждый тест, результаты которого могут применяться в качестве аргумента превосходства должен быть создан с учетом национальных и культурных особенностей каждой группы. Область изучения психологии наций настолько тесно связана с политической проблемой равенства наций, настолько прочно включена в идеологический контекст, что игнорировать эти аспекты и в сугубо профессиональном социально-психологическом анализе никак нельзя. II. Эмоциональная сфера включает в себя идентичность и этническое самосознание. Осознание человеком своей принадлежности к определенной этнической группе., эмоциональное переживание отличия своей группы от других. Этому сопутствует возникновение этнических стереотипов. Психическая общность выражается в формуле: «МЫ-ЧУВСТВА». Образ других групп при этом упрощается. При этом важную роль играет предыдущий опыт общения с той или иной этнической группой. Общее мнение об этнической группе переносится на каждого отдельного представителя. А образ, сложившийся из общения с отдельным представителем этноса автоматически переносится в нашем сознании на весь этнос в общем. Главное – стараться избегать преждевременных выводов. Превращение этнического стереотипа в предубеждение и закрепление этого убеждения – функция пропаганды и идеологии. Этноцентризм- предпочтение своей этнической группы, стремление воспринимать все жизненные явления с ее позиции, сочувственная фиксация черт своей групп. Может быть как негативно настроенным, так и сочетается с терпимым отношением к представителям других групп. В большей степени зависит от национальной политики гос-ва. Относительность психологических различий, которые не могут абсолютизированны и должны рассматриваться как производные от определенных исторических условий, закрепленных на протяжении ряда поколений («культурная трансмиссия»)
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.72 (0.008 с.) |