Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формальные: (г.ф. – группа формальная)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
вид малой группы, положение и поведение отдельных членов к-рой строго регламентируется официальными правилами организации и соц. ин-тами такой тип организации соц. отношений, к-рые характеризуется разделением функций, безличностью и договорностью отношений, одной, стгу. определенной, целью сотрудничества, крайней рационализацией функций (как общегрупповых так и индивидуальных), низкой зависимостью от традиций и т. д. Г.ф. - объективное соц. образование, элемент соц. структуры об-ва (напр., семья) или элемент его структурных подсистем (производственная бригада, науч. кафедра, воинское подразделение, экипаж космического корабля и др.). Г.ф. создается для выполнения функций, строго определенных системой более высокого уровня. Так, производственное предприятие определяет основную функцию производственной бригады, внутри бригады происходит дифференциация этой функции в зависимости от индивидуальной позиции каждого члена бригады. Структура Г.ф. и тип ее поведения определяются группой большего масштаба или об-ва в целом. По отношению к индивидам, ее составляющим, Г.ф. выступает чем-то внешним, не зависящим от их воли, желаний, эмоций; предписывает каждому члену определенную функцию; предлагает определенный и безотносительный к его личным особенностям режим исполнения этой функции; предусматривает соответствующие нормы отношений с др. членами группы, а также формы и критерии оценки его деятельности, вознаграждения и стимулирования. Межличностные отношения в Г.ф. складываются внутри установленных официальных рамок. Авторитет определяется должностью, а не личными качествами. Неформальная: вид малой группы, положение и поведение отдельных членов к-рой строго регламентируется официаль ными правилами организации и соц. ин-тами такой тип организации соц. отношений, к-рые характеризуется разделением функций, безличностью и договорностью отношений, одной, стгу. определенной, целью сотрудничества, крайней рационализацией функций (как общегрупповых так и индивидуальных), низкой зависимостью от традиций и т. д. Г.ф. - объективное соц. образование, элемент соц. структуры об-ва (напр., семья) или элемент его структурных подсистем (производственная бригада, науч. кафедра, воинское подразделение, экипаж космического корабля и др.). Г.ф. создается для выполнения функций, строго определенных системой более высокого уровня. Так, производственное предприятие определяет основную функцию производственной бригады, внутри бригады происходит дифференциация этой функции в зависимости от индивидуальной позиции каждого члена бригады. Структура Г.ф. и тип ее поведения определяются группой большего масштаба или об-ва в целом. По отношению к индивидам, ее составляющим, Г.ф. выступает чем-то внешним, не зависящим от их воли, желаний, эмоций; предписывает каждому члену определенную функцию; предлагает определенный и безотносительный к его личным особенностям режим исполнения этой функции; предусматривает соответствующие нормы отношений с др. членами группы, а также формы и критерии оценки его деятельности, вознаграждения и стимулирования. Межличностные отношения в Г.ф. складываются внутри установленных официальных рамок. Авторитет определяется должностью, а не личными качествами. Динамические процессы в малой группе. Уровни развития группы. Термин «групповая динамика» может быть употреблен (и действительно употребляется) в трех различных значениях. Прежде всего данным термином обозначается определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, т.е. школа К. Левина. Естественно, что при этом имеется в виду не только набор изучаемых в этой школе проблем, но и весь свойственный ей концептуальный строй, т.е. определенная форма решения этих проблем. Второе значение термина связано с обозначением определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп и которые преимущественно были разработаны в школе Левина. Однако эти методики в дальнейшем часто используются и в других теоретических схемах, поэтому второе значение термина не обязательно привязано к школе Левина, а скорее к специфическим видам лабораторного эксперимента, в ходе которого выявляются различные характеристики групп. «Групповая динамика» в данном случае — особый вид лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых процессов. Но может быть и третье употребление понятия,когда термином «групповая динамика» обозначается в отличие от статики группы совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие. Важнейшими из таких процессов являются следующие. Прежде всего процесс образования малых групп, причем сюда могут быть отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но и такие психологические механизмы, которые делают группу группой, например феномен группового давления на индивида (который в традиционной социальной психологии к «групповой динамике» не относится – (пример феномен группового давления -экперимент Аша с «подставной группой»). Далее, это традиционно рассматриваемые в «групповой динамике» процессы групповой сплоченности, лидерства и принятия групповых решений с той поправкой, что вся совокупность процессов управления группой и руководства ею не исчерпывается лишь феноменом лидерства и принятием группового решения, а включает в себя еще многие механизмы. Другой аспект динамических процессов представлен явлениями групповой жизни, возникающими при развитии совместной деятельности (феномены, сопутствующие ему, требуют отдельного рассмотрения). В качестве своеобразного итога развития группы может быть рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллектив. Процессы образования коллектива — в социально-психологическом разрезе — могут быть поэтому отнесены также к динамическим процессам, происходящим в группе(рассматривается через уровни развития групп). Группообразование - процесс превращения случайной общности людей в дееспособную малую группу. Для того, чтобы сложилась такая группа, требуется соблюдение определенных условий: -Наличие общей территории; -Непосредственный контакт людей, необходимый для их знакомства, установления официальных и неформальных взаимоотношений. Общение людей между собой - это непременное условие их совместной деятельности. -Время взаимодействия -Численность группы - Совместная деятельность. - Выработка групповых норм - Формирование структуры группы Групповя сплоченность Групповая сплоченность - характеристика прочности, единства и устойчивости межличностных отношений и взаимодействий в группе, что обеспечивает стабильность и преемственность деятельности группы (7). Принадлежность человека к сплоченной группе, как правило, доставляет ему положительные переживания. В сплоченной группе люди ощущают поддержку от других, их заинтересованность. Поведение людей в таких группах отличает большей искренностью, желанием общаться и сотрудничать. Групповая сплоченность проявляется в создании единой социально-психологической общности людей, входящих в группу, и предполагает возникновение системы свойств группы, препятствующих нарушению ее психологической целостности. К таким свойствам обычно относят: А) характер межличностных эмоциональных отношений членов группы (взаимные симпатии, общие интересы. Эмоциональные переживания) Б) характер отношений между членами группы в процессе принятия совместной деятельности (взаимопомощь, поддержка, сотрудничество); В) характер ценностных ориентаций, установок, целей, стереотипов поведения членов группы. Групповые решения Группе, для того чтобы функционировать, обеспечивать взаимодействие с другими группами и людьми во внутренней и внешней среде, необходимо принятие различных решений, реализующихся в ее деятельности. Принятие решений - разработка технологии совместной деятельности с целью достижения конечного результата. Процесс принятия групповых решений может осуществляться в континууме от полного единоличного принятия решения руководителем (лидером) группы и до коллективного обсуждения. групповая дискуссия повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем. Повышению эффективности групповой дискуссии способствуют (5): 1. Формулировка и уточнение сути обсуждаемых вопросов в форме, однозначной для понимания; 2. Высказывание альтернативных идей о путях и способах решения. 3.Обсуждение достоинства и недостатков каждого предложения, 4. Взвешивание «за» и «против» предложений, поступивших на предыдущем этапе. 5.Разработка плана и программы действий на основе наилучшего предложения. Феномены(примеры) Эффект социальной фасилитации - это усиление доминантных реакций в присутствии других Эффект принадлежности группе, так называемая групповая идентификация Эффект подражания - следование общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе Эффект конформизма проявляется в изменении поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы. Уровни развития группы В отечественной психологии существует несколько моделей развития группы, фиксирующих особые стадии или уровни. Одна из наиболее ранних - Макаренко. В его работах наряду с решением педагогических проблем коллектива (он рассматривал коллектив как важное средство развития личности), четко обозначен и социально-психологический аспект исследования.
Важнейший признак коллектива по Макаренко - это социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества. Им были обоснованы особенности управления детским коллективом с учетом стадий его развития: 1. На начальном этапе руководитель (педагог) предъявляет требования ко всем членам коллектива. 2. По мере образования актива коллектива, педагог предъявляет требования уже к данной активной группе, которая, в свою очередь, транслирует эти требования ко всему коллективу. 3. На следующем этапе развития происходит становление самоуправления в коллективе. А.С. Макаренко выделял и другие признаки коллектива: - перспективные линии трех типов: ближайшие, средние, и дальние сегодня социальная психология использует понятие «групповая цель»); - упорядоченность предъявляемых требований (сегодня это называют нормами); -условия для развития личности в коллективе - включение в социально полезную деятельность, доверие и т.д. (данные условия не потеряли своей значимости сегодня). В подходе Л.И.Уманского к классификации стадий в качестве критерий взяты: · общность целей совместной деятельности, · четкость структуры группы; · динамика групповых интересов Им представлены следующие стадии: 1) Конгломерат - группа ранее непосредственно не знакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член преследует индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует. (небольшая толпа, очередь, пассажиры вагона поезда, автобуса). Группа легко распадается, когда каждый пассажир решил свою проблему. 1) номинальная группа - группа собравшихся вместе и получившая название, начинается целенаправленное общение. Как правило такие группы начинают развиваться и переходят на другую стадию. 2) ассоциация - группа людей, объединенных совместной деятельностью. Начинает формироваться групповая структура., развивается групповая динамика. Появляются общие интересы, начинается процесс выработки требований к элементарным нормам поведения. Появляются проявления лидерства. Начинает проявляться консолидация. Формируются групповые состояния- готовность к совместной деятельности. 3) кооперация - группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности. Происходит принятие, интериоризация каждым членом группы общей цели с учетом собственных целей и интересов. Характерными являются процессы лидерства и конкуренции. Лидерство идет успешно и эффективно. Четко обозначается структура. Каждый член группы занимает свою статусную позицию. Пример кооперации - сотрудники подразделений организаций, которые добиваются общей цели) 4) автономия - это целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат, но и удовлетворение от участия в ней. В процессе совместной деятельности здесь практически полностью удовлетворяются социальные потребности и интересы членов группы. Кроме того, индивидуальные цели каждого участника взаимодействия достигаются только в результате его участия в совместной групповой деятельности. Автономия, как группа по Уманскому группу характеризует следующими особенностями: · Обособленность, закрытость от других групп. Члены группы действуют в соответствии с правилом «сор из избы не выносить»,
· внутренняя спаянность, слитность, совместимость членов группы, их лояльность друг другу. · внуригрупповая мораль, требующая от каждого члена группы строгого следования принятым нормам. · это группа соратников, в которое целое доминирует над каждым, в какой-то степени подавляя индивидуальное 5) Корпорация - (сообщество, объединение) - группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других. Она начинает противопоставлять себя другим группам, удовлетворять свои потребности и интересы любой ценой: и за счет интересов членов своей группы, и за счет интересов других групп. Члены группы вынуждены полностью подчиняться жестокой групповой морали, отказавшись от собственных индивидуальных интересов. Преобладают эффекты группового эгоизма и фаворитизма.. Если группа-корпорация начинает удовлетворять свои интересы за счет общественных, она превращается в преступную организации. 6) Коллектив - группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов, и ценностей. На этом уровне в процессе коллективного принятия решения достигается групповое состояние интегративности, ростки которого появляются на каждом из низших уровней. Однако коллективом можно назвать только ту группу, которая своей деятельностью способствует удовлетворению всех интересов: индивидуальных, групповых и общественных.
Таблица. Основные признаки уровней развития группы
Уровень Признак Конгломерат Ситуативное общение Номинальная группа Целенаправленное общение Ассоциация Начало совместной деятельности Кооперация Достижение результата деятельности Автономия Удовлетворение индивидуальных интересов посредством участия в групповой деятельности Корпорация Удовлетворение групповых интересов за чужой счет (членов группы, других групп, общества) Коллектив Гармонизация индивидуальных, групповых и общественных интересов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.73.167 (0.009 с.) |