Билет 40. Влияние внешнего облика и невербального поведения на возникновение симпатии к партнеру. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 40. Влияние внешнего облика и невербального поведения на возникновение симпатии к партнеру.



"По одежке встречают, по уму провожают" — гласит старая русская поговорка. Но конечно же, на наше первое впечатление о другом человеке влияют не только его костюм, платье, различ­ные их элементы. Весь внешний облик воспринимаемого челове­ка — мимика, жесты, манера поведения, голос — складывается у нас в определенный образ. Мы делаем умозаключение о наме­рениях и мотивах этого человека, его эмоциях, установках, чер­тах личности.

Роль внешности и поведения при первой встрече с незнако­мым человеком хорошо демонстрирует следующий эксперимент А.А. Бодалева. Группе взрослых испытуемых было предложено письменно охарактеризовать незнакомого человека, который не­сколько раз появлялся перед ними. В первый раз незнакомец лишь приоткрыл дверь в комнату, где находились испытуемые, поискал глазами что-то и, сказав:"Простите", закрыл дверь. В другой раз он вошел туда и молча постоял. В третий раз незна­комец прошелся по комнате, заглянул в записи одного из испы­туемых, погрозил пальцем девушке, которая хотела в этот мо­мент поговорить с соседом, посмотрел в окно и удалился. Вернув­шись в комнату снова, он мастерски начал читать басню. Нако­нец, при последнем появлении незнакомца перед испытуемыми им разрешили задавать ему любые вопросы, кроме тех, которые требовали бы от него прямого ответа о чертах собственной лично­сти. Интервалы перед названными сеансами равнялись трем ми­нутам. Незнакомый человек был в поле зрения испытуемых в первый раз десять секунд, во второй, третий и четвертый разы — по одной минуте, в последний раз — пять минут.

Полученные данные показали, что количество высказываний испытуемых о тех или иных сторонах внешнего облика и поведе­ния человека, бывшего объектом восприятий, оказалось различ­ным на разных стадиях знакомства с ним. На самых первых ста­диях испытуемые воспринимали главным образом черты его внешнего облика. Почти все высказывания испытуемых о чертах личности наблюдаемого человека и впечатлении, которое он на них произвел, приходились на четвертую и пятую стадии. На по­следнюю стадию знакомства с воспринимаемым человеком при­шлось больше всего суждений о его психических свойствах. Свое отношение к этому человеку большая часть испытуемых смогла сформулировать опять-таки на последней стадии встречи с ним.

Итак, было продемонстрировано, что самое первое впечатле­ние обусловлено признаками, которые наилучшим образом выра­жены во внешности воспринимаемого человека. Что же касается интересов, вкусов, кругозора, привязанностей незнакомца, то ис­пытуемые смогли сделать некоторые заключения о них лишь по­сле того, как он прочитал басню и ответил на ряд вопросов. Стоит отметить также, что испытуемые неодинаково оценивали воспринимае­мого ими человека и выражали различное отношение к нему. Так, одни сочли его симпатичным, другие придерживались про­тивоположного мнения. Некоторые никак не выразили своего от­ношения к незнакомцу. Полученные данные свидетельствуют о том, что формирование образа другого человека на основе пер­вого впечатления зависит также от особенностей личности субъ­екта восприятия.

Имеются экспериментальные данные (Бодалев, 1983), показы­вающие, что при формировании у нас мнения о качествах лично­сти человека, которого мы видим впервые, немалое значение имеет общая эстетическая выразительность облика этого челове­ка и, в частности, степень соответствия его физической наружно­сти имеющемуся у нас идеалу красоты.

Однако, как отмечает Бодалев, "эффект красоты" сильно влияет на содержание формирующегося понятия о личности только в момент образования первого впечатления. В дальней­шем оценка данного человека другими людьми все больше начи­нает определяться другими факторами, прежде всего характером межличностного взаимодействия. Имеющиеся данные показыва­ют также, что на первое впечатление о человеке могут влиять и особенности его телосложения, принятая им поза, направление взгляда, характеристики голоса и речи и т.д.

Физиогномическая редукция – феномен социального восприятия, основанный на существовании эталонов для восприятия и оценки внешности другого человека, позволяющих интерпретировать его как определенный тип личности. Физиогномика изучает структуру лица, внешнего вида. В зависимости от нашего внешнего вида, она определяет нашу психологическую природу. Если человек нравится, то мы будем слушать его, даже несмотря на то, что он несет чушь, и наоборот. Главным тут является невербальная коммуникация. Она позволяет определить симпатии и антипатии к человеку.

43. Роль предрассудков в возникновении трудностей взаимодействия

Предрассудок — это заведомое осуждение; он внушает нам предубеждение против человека исключительно на основании его идентификации с некой группой.

Предрассудок — это установка, это определенное сочетание чувств, склонности действовать так или иначе и убеждений. Предрассудок — сочетание установок, объединяющее аффект (чувства), поведенческую тенденцию (склонность действовать определенным образом) и знания (убеждения). Предрассудок буквально — мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления. Это иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания — суеверия и предубеждения.

Человеку, находящемуся под влиянием предрассудка, не нравятся те, кто не похожи на него самого; он допускает в своем поведении дискриминацию в отношении этих людей; он убежден в том, что они невежественны и опасны.

Негативные оценки, отличающие предрассудок, могут проистекать из эмоциональных ассоциаций, из потребности оправдывать поведение или из негативных убеждений, называемых стереотипами.

Предрассудок — это негативная установка; дискриминация — негативное поведение. В основе дискриминирующего поведения часто, но не всегда лежат установки предвзятости.

Таким образом, предрассудки часто являются причиной негативного, дискриминирующего поведения.

 

 

44.Социальное восприятие и социальное познание.

Термин «социальная перцепция» («социальное восприятие») был предложен Дж. Брунером в рамках разработанного им «Нового взгляда», и в этом случае так обозначалась социальная детерминация перцептивного процесса. В скором времени в социальной психологии этот термин получил другое значение: им стали обозначать восприятие социальных объектов, причем круг их был строго ограничен. Социальными объектами были названы: другой человек, социальная группа, более широкая социальная общность. Коль скоро мы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных, в определенном смысле угадываем черты его личности, то мы тем самым выходим за пределы строго перцептивного процесса, как минимум включаем в него и процессы мышления. Поэтому достаточно давно именно в области изучения социального восприятия был предложен термин «социальное познание». За этим «познаванием» (в русском языке получил распространение термин «познание») кроется очень многое: не только размышление по поводу визуально воспринятого, не только оценивание его (что включает и эмоции), но и мотивация необходимости дальнейшего взаимодействия с воспринимаемым человеком или отказ от такого взаимодействия. Так же к этому добавилась и потребность понять причины поведения воспринимаемого.

Таким образом, в русле исследований социального восприятия была поставлена проблема понимания социальных объектов. Исследования включают в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к своей группе; другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе; свою собственную группу; «чужую» группу.

Еще сложнее обстоит дело в том случае, когда в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и группа. Тогда к составленному перечню процессов социальной перцепции следует добавить: восприятие группой своего собственного члена; восприятие группой представителя другой группы' восприятие группой самой себя; наконец, восприятие группой в целом другой группы. Во всех восьми обозначенных позициях речь идет не столько о простом восприятии, сколько о познании объекта.

Доказательством того, что исследования социальной перцепции вплотную приближаются к исследованиям социального познания, является огромный массив экспериментальных и эмпирических работ, посвященных отдельным сторонам этого феномена. Сюда прежде всего следует отнести многочисленные исследования таких механизмов межличностного восприятия, как роль социальных установок при формировании первого впечатления, роль стереотипов в перцептивном процессе, в том числе при межгрупповом восприятии, а также тех условий, при которых достигается понимание человека человеком. Из последних особое значение имеют механизмы идентификации и рефлексии.

Идентификация буквально означает отождествление себя с другим, уподобление ему; иногда ее определяют как умение «встать на точку зрения» другого человека.

Еще более очевидно близость процесса социального восприятия к социальному познанию проявляется при анализе рефлексии — осознания индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, воспроизведение внутреннего мира другого человека, в котором присутствует образ» партнера.

процесс социального восприятия требует здесь включения целого ряда операций, свойственных мышлению, и таким образом «обрастает» дополнительными сложностями и тем самым обогащает себя.

Аналогичные рассуждения можно провести относительно так называемых эффектов межличностного восприятия. «Гало-эффект», или «эффект ореола», означает, что при восприятии незнакомого человека образ строится не на основе непосредственно воспринятого, а встраивается в некоторую предшествующую информацию g человеке, окружающую его определенным ореолом (положительным, как правило, но, возможно, и отрицательным).

Самым значительным эффектом является стереотипизация. С одной стороны, она упрощает процесс построения образа другого человека, сокращает необходимое на это время. С другой — при включении этого механизма может произойти сдвиг в сторону какой-либо оценки воспринимаемого человека и тогда это порождает предубеждение или, напротив, переоценку реальных свойств объекта восприятия. Особое значение стереотипы имеют в области межэтнических отношений.

В литературе обсуждается вопрос о том, что собственно имеют в виду, когда говорят о социальном познании. Во-первых, признается факт социального происхождения этого познания: оно возникает и поддерживается социальным взаимодействием, решающую роль в нем играет коммуникация. Во-вторых, познание является социальным, поскольку оно имеет дело с социальными объектами. В-третьих, социальное познание социально разделено, т.е. его результаты являются общими для членов определенного общества или группы, «разделяются» ими.

При познании явлений социального мира всегда дан социальный контекст — реальная социальная ситуация, в которой живет и действует человек. Важнейшее условие адекватного знания — соотношение между содержанием знания, изменениями в нем и изменениями в мире. Доказательством этого являются исследования процесса социализации: знания о социальном мире закладываются с детства и развиваются по мере приобретения ребенком социального опыта, т.е. действия его все в новых и новых социальных ситуациях.

Большое значение при происхождении социального познания имеет конкретная культурная среда. Язык, как инструмент освоения социального мира, выступает также в качестве одного из доказательств социального происхождения социального познания. Следовательно, само взаимодействие осуществляется в контексте общества и потому не непосредственно обусловливает процесс социального познания.

Такое расширение сфер социального познания подводит вплотную к выводу о необходимости исследовать процесс познания социального мира в целом, проанализировать условия и способы построения его образа.

Социальное познание, возникая в ходе взаимодействия, предполагает обязательный коммуникативный процесс, т.е. процесс постоянного обмена информацией.

45. Поведение и установки. Когнитивный диссонанс.

 

Проблема того, определяют ли установки поведение, вызывает к жизни основополагающий вопрос о природе человека: какая существует связь между тем, что у нас на душе, и тем, что мы творим в действительности? Философы, теологи и просветители в течение длительного времени рассуждали о связи между мыслью и действием, характером и поведением, личным миром и общественными делами. В основе большинства учений, советов и методик по детскому воспитанию лежит предпосылка, гласящая, что личные убеждения и чувства определяют наше общественное поведение. Поэтому, если мы хотим переделать образ действия людей, нам следует изменить их душу и образ мышления.

Наши установки зачастую спят, когда мы действуем автоматически, без остановки, не раздумывая. Мы поступаем согласно своему привычному шаблону, не задумываясь над тем, что делаем. Встречая знакомых, мы автоматически говорим «привет!». В ресторане на вопрос «Понравилась ли вам наша кухня?» мы отвечаем «Она просто чудесная!», даже если находим ее отвратительной. Такая бездумная реакция является адаптивной. Она дает возможность нашему уму заниматься другим делом.

В конце концов, мы вырабатываем свои установки таким образом, что иногда они действуют, а иногда – нет. Множество экспериментов, проведенных Расселом Фацио и Марком Занна, показывают следующее: если установки являются результатом опыта, они, скорее всего, будут закреплены и начнут определять поступки.

Наши установки предопределяют наши поступки, если:

· другие влияния уменьшены; установка соответствует действию;

· установка сильна, потому что что-то напоминает нам о ней;

· потому что ситуация активизирует бессознательную установку, которая незаметно направляет наше восприятие событий и реакцию на них, или же потому, что мы поступили именно так, как было необходимо для усиления установки.

Итак, сейчас очевидно, что в зависимости от обстоятельств диапазон силы связи между утверждениями, отражающими установки, и поведением может колебаться от полного ее отсутствия до необычайной прочности. Тем не менее мы можем с облегчением вздохнуть, поскольку установки, в конце концов, всего лишь один из факторов, определяющих наши действия. Возвращаясь к нашему философскому вопросу, можно сказать: связь между тем, что творится у нас в душе, и тем, что мы творим на самом деле, действительно существует, даже если она намного слабее, чем считает большинство из нас.

Исследователи, работающие в области социальной психологии, приводят в качестве возможных ответов три теории. Согласно теории, мы по стратегическим причинам выражаем установки, которые представляют нас как п оследовательных личностей. Согласно теории когнитивного диссонанса, чтобы уменьшить дискомфорт, мы сами находим оправдания своим поступкам. Согласно теории самовосприятия, наши поступки – это саморазоблачение: когда мы не уверены в своих чувствах или убеждениях, то обращаем внимание на свое поведение так же, как это сделали бы другие.

Оправдание самого себя: когнитивный диссонанс - Когнити́вный диссона́нс (от англ. слов: cognitive — «познавательный» и dissonance — «отсутствие гармонии») — состояние индивида, характеризующееся столкновением в его сознании противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления, при котором из существования одного элемента вытекает отрицание другого, и связанное с этим несоответствием ощущение психологического дискомфорта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.016 с.)