Социально-психологическая структура личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологическая структура личности



Проблема структуры личности от­носится к числу актуальнейших вопросов социально-психоло­гической теории в отличие от распространенной точки зрения на структу­ру личности, говорится не о структуре личности вообще, а о различных подходах к ее построению и соответственно о двух качественно различных моделях структуры личности: стати­ческой и динамической. Здесь же определяется особая роль и место эмоционального фактора в структуре личности, и рас­сматриваются понятие, природа, структура и функции психического настроя в связи с понятием установки.

Под статической струк­турой следует понимать абстрактную модель, характери­зующую основные аспекты, пласты или компоненты психики индивида. Степень обобщенности такой модели может быть весьма различной. Это зависит уже от того, каков инструментальный подход исследователя к статической структуре личности — аналитический или интегральный.

При интегральном, т. е. самом обобщенном подходе, ста­тическая структура личности может рассматриваться как бы состоящей из трех основных пластов: 1) общечеловеческого, биосоциального(пол,возраст,темперамент); 2) социально-специфического(обретенные человеком знания,навыки,умения,привычки); 3) индивидуаль­но-неповторимого(память,эмоции,ощущения).

Модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике инди­вида. Под динамической структурой личности мы и подразу­меваем модель психичес­кого состояния и поведения человека, которая позволяет понять механизмы взаимосвязи и взаимодействия между собой всех ком­понентов и структурных пластов в психике индивида.

 

Таким образом, в характеристике модели социально-пси­хологической структуры личности мы различаем два основных параметра: во-первых, тот, который связан с определением ха­рактера самой модели, могущей быть статической или дина­мической, и, во-вторых, тот, который связан с определением инструментального подхода к исследованию, могущего быть аналитическим или интегральным.

Общечеловеческие психические свойства индивида. Общечеловеческим в психике человека является, во-пер­вых, наличие необходимого комплекса основных психических процессов. (ощущение, восприятие, память, мышление, воля) и состояний, подчиняющихся общим для всех людей психофизио­логическим механизмам, без которых не может быть и речи о психической деятельности личности; во-вторых, факт биосоци­альной детерминированности психического мира и поведения человека (результатом и проявлением последней являются та­кие устойчивые черты и свойства личности, как ее темпера­мент и характер); в-третьих, факт социальности психики человека в отличие от психики животных.

Социально-специфический опыт. Наряду с общечеловечес­ким необходимо различать социально-специфический опыт лич­ности. Здесь имеются в виду все те особенности психики личности, которые связаны с фактом ее принадлежности к той или иной социальной общности или совокупности социальных общностей (этнических, классовых, политических, идеологичес­ких, экономических, профессиональных, национальных и т. д.). Общим для названных элементов социально-специфичес­кого опыта личности является то, что все они выполняют опре­деленные функции, санкционируя, регламентируя, регулируя и направляя поведение индивида.

Для обозначения как раз тех специфических форм отражения социальной действитель­ности человеком, которые носят предельно обобщенный, без­личный характер (роли, нормы, ценности и симво­лы)

Социальные роли. Роли являются исходными и определяю­щими элементами социального опыта, поскольку в них наибо­лее полно программируется тот или иной шаблон социального поведения.Роли — это предписанные обществом в целом, специфи­ческой социальной организацией или конкретной совокупнос­тью групп права и обязанности личности, которые вытекают из ее социального положения.

Каждая из ролей, вытекающих из определенного статуса человека, в свою очередь, представляет собой целый набор прав и обязанностей по отношению к окружающим индивида в кон­кретной ситуации людям. Так, человек, исполняющий роль вра­ча, обязан заботиться о здоровье пациента, своевременно ставить диагноз, применять нужные и эффективные меры лече­ния, быть внимательным, т. д. Вмес­те с тем врач имеет и целый ряд прав. Роли личности весьма многообразны, человек является, как правило, одновременно и отцом семейства, и членом про­изводственного коллектива, и членом приятельской компании и т. д. В результате складывается некий "узел" прав и обязан­ностей личности, которые вытекают из набора ролей и образу­ют ее социальное поле деятельности. Последнее есть целая система норм-шаблонов поведения, вытекающая из ролевой структуры личности.

Социальные нормы. Понятие социальной нормы широко практикуется в социологии и социальной психологии и обозна­чает правила или модели поведения, санкционированные соци­альными группами и ожидаемые в реальном поведении входящих в эти группы лиц

Ценностные ориентации. Любая общественно-экономи­ческая формация характеризуется определенной системой и даже иерархией ценностей, которые надо различать на ценно­сти санкционируемые и культивируемые официально, т. е. с помощью разветвленной системы средств, которыми распо­лагает государство, и ценности, которые функционируют на уровне обыденного сознания, независимо от того, культиви­руются или, наоборот, отвергаются они официально.

Символы. Одним из средств распространения, внедрения и закрепления официально санкционируемой системы ценнос­тей является символика. Символы соединяют в себе рациональ­ный смысл и рационально истолкованное значение той или иной социальной ценности с высоким эмоциональным уровнем и ос­тротой ее восприятия и переживания.

Самосознания личности является самооценка человека, то есть его оценка своих воз­можностей и способностей, соотнесенная определенным обра­зом с его реальным положением и совокупностью выполняемых им обязанностей, функций и ролей. самосознание лично­сти представлено:: 1) родовым самосознанием или фактом осоз­нания человеком своей принадлежности к человеческому роду: 1) родовым самосознанием или фактом осоз­нания человеком своей принадлежности к человеческому роду3) индивидуальным самосознанием или фактом осознания индивидом его индиви­дуально-неповторимых особенностей, черт характера и специ­фических жизненных интересов.

Таким образом, можно говорить о четырех основных мо­дификациях динамической структуры личности: 1) структуре вербального поведения; 2) структуре невербального поведения; 3) структуре внутреннего вербального состояния; 4) структу­ре невербального психического состояния

Значимость психического настроя личности определяется прежде всего многообразием его функций: 1) в качестве акку­мулятора всей текущей информации, воспринимаемой и пере­рабатываемой индивидом в единицу времени; 2) в качестве регулятора и тонизатора активности человека; 3) в качестве установки восприятия информации и деятельности; 4) в каче­стве фактора ценностной ориентации личности.

 

Соответственно в качестве эк­вивалентов различных моделей динамической структуры личности выступают: психический настрой личности и стерео­тип социального поведения. Психический настрой личности представлен, с одной стороны, неосознанным эмоциональным фоном, что соответствует невербальному психическому состо­янию, а с другой — умонастроением, осознанным переживани­ем, системой мотивации и планов поведения, что соответствует вербальному психическому состоянию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.78.149 (0.005 с.)