Причины проявления конформизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины проявления конформизма



Человек может проявлять конформизм для того, чтобы быть принятым в группу, а не отвергнутым ею; либо потому, что он стремится получить некую информацию, быть правым. Мортон Дойч и Харольд Джерард назвали эти причины соответственно нормативным и информационным влиянием.

Нормативный конформизм подразумевает необходимость «следовать за толпой», чтобы не быть отвергнутым, сохранить с людьми хорошие отношения или заслужить одобрение. Иногда лишь высокая цена, которую приходится платить человеку, отвергнутому своей группой, заставляет людей поддерживать то, во что они не верят. Нормативное влияние обычно приводит к уступчивости. Особенно это верно для людей, стремящихся забраться наверх по лестнице социальной иерархии.

Информационное влияние вызывает у людей одобрительный конформизм. Когда реальность двусмысленна, мнения окружающих могут оказаться ценным источником информации.

Итак, забота о социальном имидже продуцирует нормативное влияние. Желание быть точным порождает влияние информационное. В реальных условиях нормативное и информационное влияния часто встречаются одновременно. Я не хотел быть единственным аплодирующим человеком в аудитории (нормативное влияние), и все-таки поведение окружающих одновременно указало мне на способ проявления своего одобрения (информационное влияние).

Психологи исследовали РЯД ФАКТОРОВ, определяющих уровень конформизма того или иного человека: таковыми являются тендер, личность и культура.(те, кто проявляет конформизм)

ТЕНДЕР(социопол; термин, обозначающий половую принадлежность) - Считается, что женщины больше подвержены конформности, так как они более эмпатичны и социально восприимчивы, чуть более гибки, проявляют больше ответственности и открытости по отношению к социальным обстоятельствам, больше заботятся о межличностных отношениях.

Различия между мужчинами и женщинами могут представлять собой не только тендерные, но также статусные различия. В повседневной жизни мужчины стремятся достичь положения с высоким статусом и широкими полномочиями, поэтому мы часто видим, что мужчины оказывают влияние, а женщины поддаются ему. Этим объясняется то, почему в реальной жизни складывается впечатление о гораздо большем различии в степени повседневного конформизма полов, нежели выявляют научные эксперименты, в которых мужчинам и женщинам отводятся одинаковые роли.

ЛИЧНОСТЬ - Групповое единомыслие, противостоящее разногласиям, сильнее влияет на конформизм, чем отдельная личность. Эффект проявления индивидуальных черт более заметен, когда мы наблюдаем разную реакцию на одну и ту же ситуацию: например, когда один человек с ужасом, а другой с наслаждением реагирует на катание на американских горках. По контрасту с легко выявляемой значимостью социальных факторов личностные характеристики очень плохо прогнозировали поведение индивида. В 1980-е годы идея о том, что личностная ориентация не имеет большого значения, вынудила исследователей более тщательно искать обстоятельства, при которых личные качества все-таки позволят предсказывать поведение человека. Они пришли к выводу, что знание внутренних факторов (установки) редко позволяет в точности спрогнозировать поведение в специфических ситуациях, оно дает возможность удачно предсказывать усредненное поведение человека в совокупности ситуаций.

КУЛЬТУРА - Конформизм и подчинение — феномены универсальные, и все же степень их выраженности изменяется от культуры к культуре. Европейская и американская культуры поощряют индивидуализм(будь верен себе, удовлетворяй свои собственные нужды, уважай других). Азиатские культуры и культуры стран третьего мира более склонны учить коллективизму(Будь верен традициям. Уважай старших и начальство. Стремись к гармонии и не критикуй другого публично). По сравнению с людьми в индивидуалистских странах коллективисты более восприимчивы к влиянию других.

СОПРОТИВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОМУ ДАВЛЕНИЮ

РЕАКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ

Люди ценят чувство свободы и самостоятельности. Поэтому, когда социальное давление становится таким сильным, что ущемляет их чувство свободы, они зачастую восстают. Теория психологического «реактивного сопротивления», основанная на том факте, что люди действительно стремятся оградить от посягательств ощущение свободы, подтверждается экспериментами, показывающими, что попытки ущемить личную свободу зачастую приводят к «эффекту бумеранга». Реактивное сопротивление может разрастаться вплоть до социальных восстаний.

БОРЬБА ЗА СВОЮ УНИКАЛЬНОСТЬ

Эксперименты С. Р. Слайдера и Говарда Фромкина показали, что людям нравится ощущать себя неповторимыми. Более того, своим поведением люди отстаивают свою индивидуальность. Мы стремимся подчеркнуть свою неповторимость. Не желая сильно выделяться, большинство из нас проявляют свою индивидуальность с помощью одежды и стиля. Но, как показывают эксперименты по самоуважению (глава 3), нам не все равно, в чем именно заключается наша особенность, мы хотим отличаться от других в правильном направлении — не просто отличаться от среднего, но быть лучше среднего.

 

22, ПСИХОЛОГИЯ УБЕЖДЕНИЯ. СОПРОТИВЛЕНИЕ УБЕЖДЕНИЮ. КОНТРАРГУМЕНТАЦИЯ.

Тем, кто стремится влиять на поведение других людей, следует воздействовать на их установки. Оценка сообщения как «хорошего» или «плохого» соотносится обычно лишь с его содержанием. Если это содержание не нравится нам, мы называем данное сообщение «пропагандой», если нравится — «просвещением».

■ ДВА СПОСОБА УБЕЖДЕНИЯ

Прямой или системный способ убеждения: убеждение, имеющее место, когда заинтересованная аудитория сосредоточивает все внимание на благоприятных аргументах. Типичен для компьютерной рекламы, предполагающий, что аудитория готова к систематическому сравнению предлагаемых цен и характеристик товаров. Убеждение, осуществляемое прямым способом, является более аналитическим и менее поверхностным, кроме того, оно более устойчиво и с большей вероятностью способно повлиять на поведение.

Косвенный способ убеждения: убеждение, имеющее место в том случае, когда на людей влияют случайные признаки (эвристику), напримерпривлекательность оратора. Используется в рекламе безалкогольных напитков, просто связывая товар с представлением о привлекательности, удовольствии и хорошем настроении.

■ СЛАГАЕМЫЕ УБЕЖДЕНИЯ

Социальные психологи выделяют следующие четыре слагаемых: 1) «коммуникатор»; 2) сообщение (информация); 3) канал передачи; 4) аудитория.

ВЛИЯНИЕ «КОММУНИКАТОРА»

Социальные психологи обнаружили, что большое значение имеет то обстоятельство, кто именно делает сообщение. Убедительным коммуникатора делают:

1) Кредитность (убедительность) - «Кредитный» коммуникатор воспринимается как компетентный и надежный.

Эффект спящего: отсроченное влияние сообщения; имеет место, когда мы помним само сообщение, но забываем причину недоверия к нему. То есть эффект кредитности источника (компетентного и одновременно надежного) сохраняется лишь в течение примерно месяца. Если сообщение «кредитного» лица убедительно, его влияние может ослабевать по мере того, как источник забывается или больше не ассоциируется со своим сообщением. Влияние «некредитного» лица может соответственно возрастать со временем (если само сообщение запомнилось лучше, чем причина, по которой оно не было одобрено).

Восприятие компетентности (завоевание доверия) - Высказывать суждения, с которыми аудитория согласна, благодаря чему человек выглядит разумным; представиться в качестве человека, осведомленного в поднимаемом вопросе; говорить уверенно.

Восприятие надежности «коммуникатора» - Воспринимается ли он как заслуживающий доверия зависит от: стиля его речи; уверенности аудитории в том, что ей не манипулируют; уверенности в том, что коммуникатор отстаивает что-либо, нарушая при этом свои личные интересы; готовности оратора пострадать за свои убеждения; неожиданности позиции; от темпа речи, чем быстрее, тем убедительнее, быстрая речь не оставляет слушателю времени сделать благоприятные выводы, она также отсекает любые нежелательные мысли.

2) Привлекательность

Привлекательность имеет несколько аспектов. Один из них — физическое обаяние. Аргументы, особенно эмоциональные, более действенны, когда высказываются красивыми людьми. Еще один аспект — подобие - люди склонны симпатизировать людям, похожим на них.

СОДЕРЖАНИЕ СООБЩЕНИЯ

Приводимые аргументы должны быть и рассудочными и эмоциональными. Но все зависит от аудитории!!! Думающая, заинтересованная аудитория поддается прямому убеждению: она наиболее восприимчива к рассудочным аргументам. Невнимательная аудитория оказывается под воздействием косвенных намеков: больше всего на нее влияет то, нравится ли ей «коммуникатор».

Сообщения также становятся более убедительными, если они ассоциируются с позитивными чувствами. Хорошее настроение повышает убедительность — частично за счет того, что стимулирует позитивное мышление (когда требуется, чтобы аудитория рассуждала), а частично за счет ассоциативной связи, возникающей между хорошим настроением и предлагаемым сообщением. В плохом настроении люди дольше колеблются перед принятием решения и менее восприимчивы к слабым аргументам.

Сообщение может оказаться убедительным, если оно апеллирует к негативным эмоциям, к страху. Чем сильнее страх, тем более выраженной является реакция. (реклама против курения и вождения в пьяном виде). НО обязательно нужно указать аудитории как избежать опасности, иначе сообщение не будет восприниматься. Здесь уместная и выразительная картинка действительно может заменить десятки тысяч слов.

Использование радикальных или более скромных предложений в сообщении. – использование разных предложений в сообщении зависит от источника(коммуникатора). Кредитный источник — тот, который трудно опровергнуть, — будет вызывать значительное изменение позиции в случае, когда защищается мнение, сильно отличающееся от мнения реципиента(радикальные предложения). Влияние больших или малых расхождений зависит от того, заслуживает ли «коммуникатор» доверия. Но, с другой стороны, «коммуникатор» с неприятным сообщением может лишиться доверия. Сознание людей более открыто для выводов, лежащих в приемлемом для них диапазоне. Поэтому не исключено, что чем больше расхождение, тем меньше будет меняться исходная позиция (скромные предложения)

Зависит от того, насколько аудиторию волнует проблема – если человек предубежден в каком-либо вопросе, слегка отличающееся мнение может показаться ему радикальным, поэтому нужно использовать скромные предложения. Если человек не осведомлен о проблеме или она мало его интересует, уместно использовать радикальные предложения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1055; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.81.106 (0.008 с.)