Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегии поведения, способы предупреждения и разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов

Поиск

 

Какими бы ни были последствия межличностных или межгруппо­вых конфликтов — положительными или отрицательными, — нали­чие немалого количества отрицательных следствий конфликтов вы­нуждает ученых и практиков искать пути активного предупреждения и успешного разрешения конфликтов. Признается, что конфликты в общем случае нежелательны, так как их отрицательные последствия являются более заметными (весомыми), чем положительные. В связи с этим в научной и практически ориентированной литературе специа­листами обсуждаются оптимальные стратегии поведения людей в кон­фликтных ситуациях, направленные на их предупреждение или раз­решение.

Под стратегией поведения участников в конфликтной ситуации по­нимаются способы достижения ими поставленных целей (это могут быть соответственно предупреждение, сохранение, обострение или разреше­ние конфликта). Выбирая для себя одну из этих целей, участники кон­фликта соответствующим образом планируют свое поведение, направ­ленное на достижение поставленной цели. Эти планы, реализуемые в конкретных действиях в предконфликтной и конфликтной ситуаци­ях, и носят название «стратегии поведения».

Американский психолог К. Томас дает описание пяти различных и типичных стратегий поведения людей в конфликтной ситуации и, кроме того, предлагает специальный социально-психологический тест для их выявления и оценки. К тем пяти стратегиям, которые пред­лагает автор (избегание, соперничество, приспособление, компромисс и сотрудничество), можно добавить и некоторые другие, и в более пол­ном виде типичные стратегии поведения людей в конфликтной ситуа­ции будут выглядеть следующим образом.

1. Избегание.

2. Игнорирование.

3. Адаптация (приспособление).

4. Сглаживание.

5. Уступка (отступление).

6. Обострение.

7. Соперничество.

8. Компромисс (сотрудничество).

Стратегия избегания заключается в том, что стороны всеми способами стараются не допустить или избежать конфликта, не предпринимают ни­каких действий, которые могли бы его спровоцировать или усилить.

Стратегия игнорирования состоит в том, что стороны не предпри­нимают никаких действий, направленных на предупреждение конф­ликта, а если он уже возник, то соответственно не предпринимают действий, направленных на его разрешение или обострение. Другими словами, конфликту стороны в этом случае не придают значения, про­сто игнорируют его.

Адаптация (приспособление) как возможная стратегия поведения в конфликтной ситуации заключается в том, что конфликтующие сто­роны (одна или обе), взвесив все «за» и «против» вмешательства в кон­фликт, решают для себя, что им лучше примириться с возникшим (или неизбежно возникающим) конфликтом, чем пытаться его предупре­дить или разрешить. К этой стратегии прибегают чаще всего в тех слу­чаях, когда соответствующий конфликт не приносит сторонам суще­ственного вреда.

Стратегия сглаживания состоит в том, что стороны конфликта пред­принимают определенные действия, направленные на предупреждение или устранение конфликта, но не доводят их до конца, довольствуясь по тем или иным соображениям уменьшением остроты конфликта и его сохранением в стабильном состоянии, без дальнейшего обострения.

Уступка (отступление) как возможная стратегия поведения сторон в конфликтной ситуации проявляется в том, что одна из них отказы­вается от своих претензий и полностью уступает другой. В результате в выигрыше оказывается только одна из сторон, вовлеченных в кон­фликт.

Обострение — это стратегия поведения, направленная на то, что­бы породить конфликт и сделать его максимально острым, довести до предела, сохранить, сделать трудноразрешимым или вообще не­разрешимым.

Соперничество представляет собой стратегию поведения в конфликт­ной ситуации, когда ее участники не ставят перед собой цель обострить конфликт, но и не очень заинтересованы в его разрешении. Их основная забота состоит в том, чтобы отстоять свою позицию, не отступая от нее ни на шаг. При такой стратегии поведения сторон конфликт обычно превращается в постоянно существующий, неразрешимый.

Компромиссное разрешение или сотрудничество в конфликтной си­туации представляет собой форму поведения, ориентированную на то, чтобы прийти к соглашению, учесть пожелания противоположной сто­роны, пойти на компромисс, но в то же время сохранить и максималь­но удовлетворить собственные интересы.

Кроме описанных выше частных стратегий поведения сторон в кон­фликтной ситуации, можно выделить и две общие стратегии поведения в зависимости от того, соблюдают или не соблюдают участники кон­фликта во взаимодействии друг с другом определенные нормы морали и этики. Так, например, говорят о «конструктивистах» и «манипулято­рах» в конфликтной ситуации.

Люди-конструктивисты стараются соблюдать нормы морали и эти­ки в своем поведении в конфликтной ситуации и ведут дело к тому, чтобы разрешить конфликт в интересах всех вовлеченных в него сто­рон. Люди-манипуляторы, напротив, беспринципно нарушают нормы морали и этики, ведут себя цинично, полностью игнорируют интере­сы противоположной стороны, заботясь только о том, чтобы получить максимальный выигрыш для себя.

Индивиды конструктивного типа обычно искренни, честны, добро­желательны. Они хорошо понимают позицию противоположной сто­роны, готовы ее, в принципе, принять, открыто заявляют свое мнение и доверяют партнеру. Индивиды-манипуляторы ведут себя в конф­ликтной ситуации по-иному. Они неискренни, циничны, играют опре­деленную роль, не доверяют партнерам, вводят их в заблуждение, спо­собны слышать и понимать лишь самих себя, не заботятся об интересах партнера, стремятся обмануть, обвести его вокруг пальца.

Контрольные вопросы

 

1. Что общего в разных определениях конфликта и чем они отличаются?

2. Какие определения конфликта называют узкими и широкими?

3. По какой причине проблематика конфликтов выделилась в отдельную, междисциплинарную область знаний?

4. Какую роль в разработке конфликтологической проблематики играют социология и психология?

5. Почему конфликтологическая проблематика широко представлена в пси­хологических науках?

6. Какова специфика подхода к рассмотрению конфликтов в разных обла­стях психологии?

7. Каким образом обсуждается проблематика конфликтов в социальной психологии?

8. Что такое межличностный конфликт?

9. Что представляет собой межгрупповой конфликт?

10. Что общего в межличностном и межгрупповом конфликтах и чем они отличаются?

11. Какой вид конфликтов занимает промежуточное положение между меж­личностным и групповым?

12. По каким основаниям могут классифицироваться межличностные и меж­групповые конфликты?

13. Каким образом конфликты подразделяются по их предмету?

14. Что представляет собой деление конфликтов по числу участников?

15. Как разделяются конфликты по позициям, занимаемым их участниками?

16. Какие виды конфликтов выделяются по степени их остроты?

17. Что представляет собой деление конфликтов на группы по их послед­ствиям?

18. Какова типология конфликтов, предложенная К. Левином?

19. Что такое структура конфликта?

20. Чем объясняется наличие множества причин межличностных и меж­групповых конфликтов?

21. Каким образом выделяемые и обсуждаемые в литературе причины кон­фликтов связаны с конкретными научными теориями?

22. Как понимаются конфликты в школе групповой динамики?

23. Что представляет собой социометрическая интерпретация конфликтов?

24. Каким_ образом представлены и изучаются конфликты в бихевиорист­ском направлении?

25. В чем специфика гуманистического подхода к пониманию и исследова­нию конфликтов?

26.Какова когнитивно-психологическая трактовка конфликтов?

27. Что представляет собой «глубинное» понимание причин конфликтов?

28. Каким образом конфликтогенность человека связывается с акцентуаци­ями характера?

29. Что такое функции конфликтов?

30. Какими могут быть функции межличностных и межгрупповых кон­фликтов?

31. Что представляют собой положительные следствия межличностных кон­фликтов?

32. Каковы вероятные отрицательные следствия межличностных конфлик­тов?

33. К каким положительным следствиям могут привести межгрупповые кон­фликты?

34. Каковы возможные отрицательные последствия межгрупповых кон­фликтов?

35. Что называют стратегией поведения в конфликтной ситуации?

36. Какие виды стратегий поведения в конфликтной ситуации выделяет К. Томас?

37. Что представляет собой избегание как стратегия поведения в конфликт­ной ситуации?

38. В чем заключается игнорирование как форма поведения людей в ситуа­ции конфликта?

39. Что такое адаптация (приспособление) как стратегия поведения в кон­фликте?

40. Что представляет собой сглаживание как способ действий в конфликте?

41. Каким образом определяется уступка (отступление) как стратегическое действие в конфликтной ситуации?

42. В чем заключается обострение как стратегия поведения в конфликте?

43. Как определяется соперничество в качестве стратегии поведения в кон­фликте?

44. Что представляет собой компромиссное решение проблемы конфликта?

45. Кого называют конструктивистом, характеризуя его поведение в кон­фликтной ситуации?

46.Каким образом ведет себя в конфликтной ситуации человек, которого обозначают как манипулятора?

 

Литература

 

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М„ 2002. — С. 137-201, 223-313.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2003.

3. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М., 1999. — С. 23-85.

4. Леонов Н. И. Конфликтология. — М.; Воронеж, 2002.

5. МайерсД. Социальная психология. — СПб., 1997. — С. 631-673.

6. Психология конфликта. Хрестоматия. — СПб., 2001. — С. 67-76,113-164, 173-202, 366-429.

7. Скотт Дж. Способы разрешения конфликтов. — М., 2001.

8. Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2002. - С. 243-310.

9. Шапиро Д. Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулиро­вания конфликтов. — Кишинев, 1997.


Глава 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.20.66 (0.007 с.)