Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стратегии поведения, способы предупреждения и разрешения межличностных и межгрупповых конфликтовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Какими бы ни были последствия межличностных или межгрупповых конфликтов — положительными или отрицательными, — наличие немалого количества отрицательных следствий конфликтов вынуждает ученых и практиков искать пути активного предупреждения и успешного разрешения конфликтов. Признается, что конфликты в общем случае нежелательны, так как их отрицательные последствия являются более заметными (весомыми), чем положительные. В связи с этим в научной и практически ориентированной литературе специалистами обсуждаются оптимальные стратегии поведения людей в конфликтных ситуациях, направленные на их предупреждение или разрешение. Под стратегией поведения участников в конфликтной ситуации понимаются способы достижения ими поставленных целей (это могут быть соответственно предупреждение, сохранение, обострение или разрешение конфликта). Выбирая для себя одну из этих целей, участники конфликта соответствующим образом планируют свое поведение, направленное на достижение поставленной цели. Эти планы, реализуемые в конкретных действиях в предконфликтной и конфликтной ситуациях, и носят название «стратегии поведения». Американский психолог К. Томас дает описание пяти различных и типичных стратегий поведения людей в конфликтной ситуации и, кроме того, предлагает специальный социально-психологический тест для их выявления и оценки. К тем пяти стратегиям, которые предлагает автор (избегание, соперничество, приспособление, компромисс и сотрудничество), можно добавить и некоторые другие, и в более полном виде типичные стратегии поведения людей в конфликтной ситуации будут выглядеть следующим образом. 1. Избегание. 2. Игнорирование. 3. Адаптация (приспособление). 4. Сглаживание. 5. Уступка (отступление). 6. Обострение. 7. Соперничество. 8. Компромисс (сотрудничество). Стратегия избегания заключается в том, что стороны всеми способами стараются не допустить или избежать конфликта, не предпринимают никаких действий, которые могли бы его спровоцировать или усилить. Стратегия игнорирования состоит в том, что стороны не предпринимают никаких действий, направленных на предупреждение конфликта, а если он уже возник, то соответственно не предпринимают действий, направленных на его разрешение или обострение. Другими словами, конфликту стороны в этом случае не придают значения, просто игнорируют его. Адаптация (приспособление) как возможная стратегия поведения в конфликтной ситуации заключается в том, что конфликтующие стороны (одна или обе), взвесив все «за» и «против» вмешательства в конфликт, решают для себя, что им лучше примириться с возникшим (или неизбежно возникающим) конфликтом, чем пытаться его предупредить или разрешить. К этой стратегии прибегают чаще всего в тех случаях, когда соответствующий конфликт не приносит сторонам существенного вреда. Стратегия сглаживания состоит в том, что стороны конфликта предпринимают определенные действия, направленные на предупреждение или устранение конфликта, но не доводят их до конца, довольствуясь по тем или иным соображениям уменьшением остроты конфликта и его сохранением в стабильном состоянии, без дальнейшего обострения. Уступка (отступление) как возможная стратегия поведения сторон в конфликтной ситуации проявляется в том, что одна из них отказывается от своих претензий и полностью уступает другой. В результате в выигрыше оказывается только одна из сторон, вовлеченных в конфликт. Обострение — это стратегия поведения, направленная на то, чтобы породить конфликт и сделать его максимально острым, довести до предела, сохранить, сделать трудноразрешимым или вообще неразрешимым. Соперничество представляет собой стратегию поведения в конфликтной ситуации, когда ее участники не ставят перед собой цель обострить конфликт, но и не очень заинтересованы в его разрешении. Их основная забота состоит в том, чтобы отстоять свою позицию, не отступая от нее ни на шаг. При такой стратегии поведения сторон конфликт обычно превращается в постоянно существующий, неразрешимый. Компромиссное разрешение или сотрудничество в конфликтной ситуации представляет собой форму поведения, ориентированную на то, чтобы прийти к соглашению, учесть пожелания противоположной стороны, пойти на компромисс, но в то же время сохранить и максимально удовлетворить собственные интересы. Кроме описанных выше частных стратегий поведения сторон в конфликтной ситуации, можно выделить и две общие стратегии поведения в зависимости от того, соблюдают или не соблюдают участники конфликта во взаимодействии друг с другом определенные нормы морали и этики. Так, например, говорят о «конструктивистах» и «манипуляторах» в конфликтной ситуации. Люди-конструктивисты стараются соблюдать нормы морали и этики в своем поведении в конфликтной ситуации и ведут дело к тому, чтобы разрешить конфликт в интересах всех вовлеченных в него сторон. Люди-манипуляторы, напротив, беспринципно нарушают нормы морали и этики, ведут себя цинично, полностью игнорируют интересы противоположной стороны, заботясь только о том, чтобы получить максимальный выигрыш для себя. Индивиды конструктивного типа обычно искренни, честны, доброжелательны. Они хорошо понимают позицию противоположной стороны, готовы ее, в принципе, принять, открыто заявляют свое мнение и доверяют партнеру. Индивиды-манипуляторы ведут себя в конфликтной ситуации по-иному. Они неискренни, циничны, играют определенную роль, не доверяют партнерам, вводят их в заблуждение, способны слышать и понимать лишь самих себя, не заботятся об интересах партнера, стремятся обмануть, обвести его вокруг пальца. Контрольные вопросы
1. Что общего в разных определениях конфликта и чем они отличаются? 2. Какие определения конфликта называют узкими и широкими? 3. По какой причине проблематика конфликтов выделилась в отдельную, междисциплинарную область знаний? 4. Какую роль в разработке конфликтологической проблематики играют социология и психология? 5. Почему конфликтологическая проблематика широко представлена в психологических науках? 6. Какова специфика подхода к рассмотрению конфликтов в разных областях психологии? 7. Каким образом обсуждается проблематика конфликтов в социальной психологии? 8. Что такое межличностный конфликт? 9. Что представляет собой межгрупповой конфликт? 10. Что общего в межличностном и межгрупповом конфликтах и чем они отличаются? 11. Какой вид конфликтов занимает промежуточное положение между межличностным и групповым? 12. По каким основаниям могут классифицироваться межличностные и межгрупповые конфликты? 13. Каким образом конфликты подразделяются по их предмету? 14. Что представляет собой деление конфликтов по числу участников? 15. Как разделяются конфликты по позициям, занимаемым их участниками? 16. Какие виды конфликтов выделяются по степени их остроты? 17. Что представляет собой деление конфликтов на группы по их последствиям? 18. Какова типология конфликтов, предложенная К. Левином? 19. Что такое структура конфликта? 20. Чем объясняется наличие множества причин межличностных и межгрупповых конфликтов? 21. Каким образом выделяемые и обсуждаемые в литературе причины конфликтов связаны с конкретными научными теориями? 22. Как понимаются конфликты в школе групповой динамики? 23. Что представляет собой социометрическая интерпретация конфликтов? 24. Каким_ образом представлены и изучаются конфликты в бихевиористском направлении? 25. В чем специфика гуманистического подхода к пониманию и исследованию конфликтов? 26.Какова когнитивно-психологическая трактовка конфликтов? 27. Что представляет собой «глубинное» понимание причин конфликтов? 28. Каким образом конфликтогенность человека связывается с акцентуациями характера? 29. Что такое функции конфликтов? 30. Какими могут быть функции межличностных и межгрупповых конфликтов? 31. Что представляют собой положительные следствия межличностных конфликтов? 32. Каковы вероятные отрицательные следствия межличностных конфликтов? 33. К каким положительным следствиям могут привести межгрупповые конфликты? 34. Каковы возможные отрицательные последствия межгрупповых конфликтов? 35. Что называют стратегией поведения в конфликтной ситуации? 36. Какие виды стратегий поведения в конфликтной ситуации выделяет К. Томас? 37. Что представляет собой избегание как стратегия поведения в конфликтной ситуации? 38. В чем заключается игнорирование как форма поведения людей в ситуации конфликта? 39. Что такое адаптация (приспособление) как стратегия поведения в конфликте? 40. Что представляет собой сглаживание как способ действий в конфликте? 41. Каким образом определяется уступка (отступление) как стратегическое действие в конфликтной ситуации? 42. В чем заключается обострение как стратегия поведения в конфликте? 43. Как определяется соперничество в качестве стратегии поведения в конфликте? 44. Что представляет собой компромиссное решение проблемы конфликта? 45. Кого называют конструктивистом, характеризуя его поведение в конфликтной ситуации? 46.Каким образом ведет себя в конфликтной ситуации человек, которого обозначают как манипулятора?
Литература
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М„ 2002. — С. 137-201, 223-313. 2. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2003. 3. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М., 1999. — С. 23-85. 4. Леонов Н. И. Конфликтология. — М.; Воронеж, 2002. 5. МайерсД. Социальная психология. — СПб., 1997. — С. 631-673. 6. Психология конфликта. Хрестоматия. — СПб., 2001. — С. 67-76,113-164, 173-202, 366-429. 7. Скотт Дж. Способы разрешения конфликтов. — М., 2001. 8. Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2002. - С. 243-310. 9. Шапиро Д. Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов. — Кишинев, 1997. Глава 10
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.20.66 (0.007 с.) |