Механизмы и законы межличностного восприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизмы и законы межличностного восприятия



 

Восприятие и понимание людьми друг друга, процесс формирования образа человека как личности подчиняются определенным законам. В этой сфере, определяя специфику как самого восприятия, так и скла­дывающегося в ходе его образа, действуют определенные механизмы. Рассмотрим их.

Один из механизмов восприятия и понимания людьми друг друга по­лучил название «имплицитная теория личности». Она включает в себя представление человека о том, как в людях взаимосвязаны черты ха­рактера, внешний облик и поведение. Предполагается, что у каждого человека имеется не только твердое представление о том, что все эти особенности человека определенным образом друг с другом связаны, но и вполне конкретные идеи, касающиеся характера имеющихся меж­ду ними связей. У каждого человека существует своя имплицитная теория личности, которой он руководствуется, воспринимая и оцени­вая других людей. Имплицитная теория личности складывается в те­чение жизни в индивидуальном опыте общения человека с разными людьми и со временем становится достаточно устойчивой структурой, определяющей многое в восприятии и понимании данным человеком других людей. Пользуясь ею, человек, например, на основе внешнего облика другого судит о его психологических свойствах, вероятных поступках, о которых пока еще ничего не знает, и заранее настраива­ется на определенные формы поведения по отношению к данному че­ловеку.

Имплицитная теория личности формирует априорную установку человека по отношению к людям, имеющим определенные особеннос­ти внешности. Она же позволяет на основе ограниченной информа­ции о другом человеке судить о том, что ему присуще как личности. Например, если в структуру имплицитной теории личности входит знание о том, что смелость как черта характера обычно сочетается с порядочностью, то индивид, обладающий соответствующим знани­ем, будет автоматически считать порядочными всех смелых людей (на самом деле связь между этими чертами личности может оказать­ся случайной).

Механизм формирования имплицитной теории личности пример­но таков. Встретившись с другим человеком, мы в первую очередь об­ращаем внимание на его внешность. Затем, в процессе общения с этим человеком, мы продолжаем наблюдать за его поведением, строить и про­верять гипотезы о его личности. В конечном счете, когда мы расстаемся с данным человеком, в нашей памяти от общения с ним остается своеоб­разное тройственное впечатление, включающее в себя сведения о внеш­ности этого человека, знания о его поведении и представление о его пси­хологии. Все это связывается, ассоциируется друг с другом в нашей памяти. Далее мы встречаемся со многими другими людьми и в итоге общения с ними получаем аналогичные впечатления, включающие в се­бя те же три составляющие: внешние данные, поведение и психологи­ческие свойства. Впечатления, полученные от разных людей, наклады­ваются друг на друга, и то, что в них оказывается одинаковым (имеются в виду составляющие образа человека и связи между ними), закрепля­ется в памяти, а остальное со временем забывается. В итоге в бессо­знательной памяти формируются обобщенные образы разных людей, включающие в себя типичные особенности их внешности, типичные для них формы поведения и типичные психологические свойства в их взаимосвязи друг с другом.

Если имплицитная теория личности правильная — а в ее основе могут лежать некоторые действительно существующие связи между психоло­гией, поведением и внешностью человека — то она может способство­вать быстрому формированию точного образа другого человека, при­чем даже в отсутствие достаточно полной информации о нем. В этом состоит положительная социально-психологическая роль данного яв­ления. Однако если имплицитная теория личности неверна (а такое также случается нередко), то это может привести к построению оши­бочного образа другого человека, породить неправильное отношение к нему и, как следствие, отрицательную ответную реакцию с его сторо­ны. Поскольку все это обычно происходит на подсознательном уровне, то между людьми могут помимо их желания и воли возникнуть неконт­ролируемые и неуправляемые взаимные антипатии (неприязнь). Имен­но искаженная имплицитная теория личности часто является причи­ной разного рода расовых, национальных, социальных, религиозных и других предубеждений и предрассудков, которые обсуждались нами в предыдущей главе.

Конкретный механизм влияния имплицитной теории личности на вос­приятие и оценку людьми друг друга является следующим. Встречая незнакомого человека, мы невольно обращаем внимание на его внеш­ность и сравниваем его с теми людьми, с которыми раньше нам уже приходилось общаться (образы которых запечатлены в имплицитной теории личности). Обнаружив внешнее сходство незнакомого человека с кем-либо из знакомых людей, мы переносим на данного человека обоб­щенный образ, извлеченный из нашей собственной памяти. Другими словами, применяя к данному индивиду нашу имплицитную теорию личности, мы приписываем ему те психологические свойства, которые уже вошли в нашу имплицитную теорию личности, и соответственно ожидаем от этого человека того же самого поведения, которое уже за­печатлено в обобщенном образе личности, хранящемся в имплицит­ной теории личности.

Влияние имплицитной теории личности на правильность восприя­тия и понимания людьми друг друга, а также на их взаимоотношения двойственное. Если имплицитная теория личности верна, то обладаю­щий ею человек имеет возможность быстро и правильно оценивать других людей, строить их гипотетически верные образы, причем дела­ет это задолго до того, как об этих людях будет получена полная и до­стоверная информация. Если же имплицитная теория личности невер­на, то человек может совершать серьезные ошибки при восприятии и оценке других людей, приписывая им совсем не те психологические свойства, которые есть у них на самом деле. Это, например, часто бы­вает в тех случаях, когда человек имеет ограниченный и односторон­ний опыт общения с людьми, в результате которого у него складыва­ется неправильная имплицитная теория личности.

Следующим механизмом, который влияет на правильность воспри­ятия и понимания людьми друг друга, является эффект первичности. Суть его состоит в том, что первое впечатление о человеке, первая по порядку информация, полученная о нем воспринимающим лицом, спо­собна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на фор­мирование его образа, чем та информация, которая получена позднее. Если, например, первое впечатление о другом человеке в силу сложив­шихся обстоятельств оказалось положительным, то на его основе в даль­нейшем формируется положительный образ данного человека, который становится своеобразным фильтром, пропускающим в сознание вос­принимающего только ту информацию о воспринимаемом человеке, которая согласуется с первым впечатлением о нем (здесь, по-видимо­му, срабатывают законы когнитивного диссонанса). Если, напротив, первое впечатление о человеке почему-то оказалось отрицательным, то в сознание воспринимающего попадает лишь та информация о нем, которая является по преимуществу отрицательной.

С эффектом первичности в области межличностного восприятия кон­курирует противоположный ему эффект новизны. Он касается преиму­щественного влияния на складывающийся образ человека не первого, а последнего из впечатлений о нем. Согласно данному эффекту информа­ция, которая в памяти отложилась последней по порядку, способна силь­нее влиять на последующие восприятие и оценку человека, чем предыду­щая. Над последними по порядку сведениями о другом человеке индивид может поразмышлять, спокойно обдумать и взвесить их. Они как бы за­меняют, вытесняют на время из памяти то, что раньше было известно об этом человеке, и в текущий момент времени выходят на первый план.

Важную роль в восприятии и понимании людьми друг друга играет еще один механизм, который получил название «эффект ореола». Этот эффект проявляется в том, что уже сложившееся впечатление о чело­веке (уже существующий его образ) оказывает определенное влияние на последующее восприятие и оценку данного человека. Под воздей­ствием эффекта ореола воспринимающий человек видит в основном только то, что соответствует уже сложившемуся образу воспринимае­мого человека, и как бы не замечает того, что ему противоречит. Бла­годаря эффекту ореола в сознание человека попадает односторонняя информация о воспринимаемом человеке, поддерживающая и укреп­ляющая имеющийся образ.

Много внимания в исследованиях восприятия людьми друг друга было уделено выяснению того, каков сам по себе процесс межличност­ного восприятия, на что в первую очередь обращает внимание воспри­нимающий, давая оценку воспринимаемому, в какой последователь­ности он «считывает» информацию о нем.

Оказалось, что при восприятии нового для себя человека мы глав­ное внимание обращаем на такие особенности его внешности, которые являются наиболее информативными с точки зрения построения об­раза воспринимаемого человека. Это — выражение лица и движения рук. В лице человека наше внимание в первую очередь привлекают глаза и губы, а в руках — пальцы. Они, по-видимому, и несут в себе наибольшую информацию о психологии воспринимаемого человека и его состоянии в данный момент времени.

Вначале обычно оценивается общее отношение воспринимаемого человека к воспринимающему, затем строится и проверяется гипотеза о личности человека, и если она подтверждается, из долговременной памяти извлекается необходимая информация о том, как целесообраз­но вести себя по отношению к данному человеку.

Психологи, кроме того, пытались выяснить, какие из состояний воспринимаемого человека оцениваются воспринимающим лучше и в какой последовательности. Вот результаты одного из подобных экс­периментов1.

В нем для определения характера воспринимаемых эмоциональных состояний использовались отрывки из литературных произведений. Они выражали три группы эмоциональных состояний говорящего: по­ложительное, безразличное и отрицательное. Оказалось, что довольно часто, от 30 до 50 % случаев, люди совершают ошибки в точном опре­делении эмоционального состояния говорящего. Правильнее других, как выяснилось, оцениваются положительные, а хуже всех — отрица­тельные эмоциональные состояния (более 50 % ошибок). Из числа по­ложительных эмоциональных состояний правильнее других восприни­мается и оценивается радость, несколько хуже — восхищение. В группе индифферентных (безразличных) эмоциональных состояний точнее других идентифицировалось состояние удивления, несколько хуже — безразличия. Среди отрицательных эмоций одинаково плохо воспри­нимались обида, тоска и гнев. Были обнаружены также существенные межиндивидуальные различия в правильности определения отдельных видов эмоциональных состояний человека. Эти различия, как выясни­лось, связаны с культурой, национальностью, профессией и некоторы­ми другими факторами. Они также касались возраста и пола человека, его психологического состояния в момент восприятия.

______

1 Борисова А. А. Восприятие эмоционального состояния человека по интонационно­му рисунку речи // Вопросы психологии, 1989. — № 1.


 

Кроме индивидуальных различий, определяемых названными при­чинами, существуют типы восприятия и понимания человека челове­ком. Среди них выделяются следующие.

1. Аналитический. В данном случае каждый информативный элемент внешности человека, например его руки, глаза, форма губ, подбо­родка, цвет и форма волос и т. п., связывается с наличием опреде­ленной личностной черты. О психологических особенностях чело­века судят на основе предварительного разложения его внешности на элементы (то есть анализа внешнего облика), а далее по этим особенностям судят об отдельных, присущих ему качествах лич­ности. Данный тип восприятия свойствен художникам и врачам, которым по роду своей профессии нередко приходится занимать­ся изучением внешнего облика человека (художникам для его вос­создания на полотне, а врачам — с целью более точной медицин­ской диагностики).

2. Эмоциональный. Здесь человеку приписываются те или иные каче­ства личности на основе эмоционального отношения к нему, при­чем оценка воспринимаемого определяется рассмотренными ранее механизмами эффектов ореола, первичности и новизны. Такой тип межличностного восприятия нередко встречается у детей, осо­бенно у подростков, а также у лиц женского пола, эмоционально воз­будимых лиц и у части людей с образным типом памяти и мышления.

3. Перцептивно-ассоциативный. Он характеризуется использовани­ем суждений по аналогии при восприятии человека. Признаки его внешнего облика и поведенческие реакции вызывают в памяти воспринимающего образ другого человека, внешне чем-то похоже­го на воспринимаемого. Благодаря имплицитной теории личнос­ти гипотетически достраивается и формируется образ восприни­маемого и ему приписываются те черты, которые характерны для имплицитной теории личности воспринимающего человека. Этот тип межличностного восприятия нередко можно встретить, напри­мер, у людей пожилого возраста, у тех, кто располагает достаточно большим и богатым профессиональным и жизненным опытом об­щения с разными людьми, или у актеров, которым часто прихо­дится воспроизводить психологию и поведение различных людей. Аналогичным образом, воспринимая и оценивая других людей, дей­ствуют те, кому нередко приходится оценивать другого человека как личность в условиях дефицита информации и времени: педа­гоги, врачи, руководители.

4. Социально-ассоциативный. В этом случае восприятие и оценка осу­ществляются на основе сложившихся социальных стереотипов, то есть на базе отнесения воспринимаемого лица к определенному социальному типу. В итоге воспринимаемому человеку приписы­ваются качества того типа людей, к которому он был отнесен. Как базовые социальные типы в данном случае могут выступить люди разных профессий, социального положения, мировоззрения и т. п. Этот тип восприятия свойствен, например, руководителям и по­литикам, философам и социологам.

Для того чтобы правильно воспринять и оценить человека, необхо­димо внимательно наблюдать за его поведением в тех ситуациях, где он более всего и разностороннее всего раскрывает себя как личность. Эти ситуации должны отвечать следующим основным требованиям:

• быть такими, в которых поведение человека направлено на до­стижение целей, соответствующих его наиболее важным жизнен­ным мотивам и потребностям;

• быть связанными с преодолением препятствий на пути достиже­ния желаемой цели. Среди этих препятствий должны, помимо прочего, находиться люди, чьи интересы не полностью совпада­ют с интересами данного человека;

• соответствующие ситуации должны включать в себя три основ­ные сферы человеческой деятельности: учение, общение и труд, поскольку в каждой из них проявляются существенные и разные стороны личности;

• наблюдения за человеком с целью его оценки как личности долж­ны проводиться по определенному плану. Для того чтобы полу­чить необходимые для обобщения сведения о личности человека, желательно в общении с ним и в процессе наблюдения за ним об­ратить особое внимание на то, что он говорит, как говорит, каким образом реагирует на действия и поступки других людей;

• если это возможно, то нужно воспользоваться суждениями и мне­ниями других людей о воспринимаемом человеке, так как любое отдельно взятое мнение всегда в той или иной степени субъективно и односторонне. Мы не в состоянии постоянно находиться рядом с другим человеком и непрерывно наблюдать за его поведением. Чаще всего мы встречаемся с человеком эпизодически, наблюдаем его в ограниченном круге социальных ситуаций, например в шко­ле, в семье, в кругу друзей, на отдыхе и т. д. Следовательно, мы в состоянии правильно воспринять и оценить в человеке только те черты, которые в этих условиях раскрываются достаточно полно. Остальное мы можем не знать просто по той причине, что не име­ли возможности вести наблюдение за данным человеком в иных социальных условиях. Такую возможность могли получить окру­жающие люди, поэтому их мнение в данном случае может служить хорошим дополнением к нашему собственному восприятию.

Есть некоторые факторы, которые, напротив, мешают правильно восринимать и оценивать людей. Основные из них следующие.

1. Неумение различать ситуации общения по таким признакам, как цели и задачи общения людей в данный момент, их намерения и мотивы, формы поведения, подходящие для достижения постав­ленных целей, состояние дел и самочувствие людей в момент на­блюдения за ними.

2. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался про­цесс восприятия и оценивания им другого человека. Такие уста­новки обычно проявляются в суждениях типа «Что тут смотреть и оценивать? Я и так знаю...».

3. Наличие уже сформированных социальных стереотипов (преду­беждений и предрассудков), в соответствии с которыми наблюдае­мые люди заранее относятся к определенной категории человеком, который их оценивает, и у него формируется установка, направля­ющая внимание на поиск признаков, подтверждающих его стерео­типы (предубеждения, предрассудки).

4. Стремление делать преждевременные заключения о личности оце­ниваемого человека еще до того, как о нем получена исчерпываю­щая и достоверная информация. Некоторые люди, к примеру, по­чти всегда имеют «готовое» суждение о человеке, которое у них формируется сразу же после того, как они в первый раз его по­встречали или увидели.

5. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению дру­гих в оценках других людей как личностей, стремление полагаться только на собственное впечатление о человеке и отстаивать его.

6. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходя­щих со временем. Имеется в виду тот случай, когда однажды вы­сказанные суждения и мнения о человеке уже не меняются, несмот­ря на то что со временем накапливается новая информация о нем.

Большое значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет широко исследованное в социальной психологии явление каузальной атрибуции. Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, ко­торые оказывают влияние на понимание людьми друг друга.

1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблю­даемое явление, предшествуя ему или проявляясь с ним одновре­менно, обычно рассматриваются как его возможные причины.

2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-либо уникальное событие, то мы склонны именно это событие считать основной причиной совершенного по­ступка.

3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятных возможностей для их ин­терпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен вы­бирать устраивающий лично его вариант. На практике такой вы­бор нередко определяется отношением оценивающего человека к тому, чей поступок подлежит объяснению.

В заключение рассмотрим некоторые законы межличностного воспри­ятия. Под ним мы будем понимать такие законы, в соответствии с кото­рыми обычно строится образ человека как личности. Основные законы восприятия, понимания и оценки людьми друг друга следующие.

1. Зависимость образа человека от особенностей ситуации, в кото­рой происходит его восприятие.

2. Зависимость образа человека от психологических особенностей воспринимающего лица.

3. Зависимость образа человека от его собственного психологиче­ского состояния в момент восприятия.

В зависимости от того, какова социальная установка на человека, этот человек также воспринимается и оценивается по-разному. Это особенно характерно для рассогласованных социальных установок — таких, отдельные компоненты которых не соответствуют друг другу. Типичные варианты рассогласованной социальной установки следу­ющие.

1. Между собой расходятся эмоциональный и когнитивный компо­ненты социальной установки.

2. Не соответствуют друг другу эмоциональный и поведенческий ком­поненты социальной установки.

3. Имеются противоречия между когнитивным и поведенческим ком­понентами социальной установки.

В каждом из этих случаев существующая социальная установка бу­дет по-разному влиять на восприятие человека человеком.

В первом случае человек под влиянием определенного эмоциональ­ного отношения к другому человеку, скорее всего, будет игнорировать информацию, которая этому отношению не соответствует, и в его меж­личностном поведении эмоции будут преобладать над разумом.

Во втором случае человек будет переживать конфликт между сво­им эмоциональным отношением и реальным поведением. Внешне этот конфликт может проявляться в том, что поведение этого человека и отношение его к другому человеку будут непоследовательными: в одних случаях положительными, в других — отрицательными, не­редко — рассогласованными.

Третья ситуация никакого особого конфликта, скорее всего, не вы­зовет. Поведение человека в этом случае будет определяться его зна­ниями и эмоциональным отношением к воспринимаемому человеку и, соответственно, будет меняться по мере изменения знаний и харак­тера эмоциональных отношений к данному человеку.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое социальная перцепция?

2. Чем социальная перцепция отличается от восприятия, изучаемого в об­щей психологии?

3. Что понимают под восприятием человека человеком?

4. Какое влияние на межличностное восприятие оказывает встречная ак­тивность человека по отношению к воспринимающему его другому че­ловеку?

5. В чем проявляется взаимозависимость процессов восприятия и пони­мания людьми друг друга?

6. Почему процессы межличностного восприятия лучше описывать и объяс­нять с помощью понятия «общение», а не с помощью понятия «предмет­ная деятельность»?

7. Каким образом зависит восприятие и оценка человека человеком от то­го, как его воспринимает и оценивает другой человек?

8. Как влияет активность человека, воспринимающего и оценивающего другого, на образ, складывающийся в процессе межличностного воспри­ятия?

9. В чем проявляется субъективность межличностного восприятия?

10. Чем отличаются законы, действующие в сфере социальной перцепции и межличностного восприятия, от законов, которыми определяется вос­приятие человеком неодушевленных объектов.

11. Что представляют собой частные процессы, включенные в межличност­ное восприятие: идентификация, сравнение и рефлексия?

12. Какое значение имеет правильное восприятие и понимание людьми друг друга?

13. Что включает в себя правильное восприятие человека человеком?

14. Каковы основные трудности, связанные с восприятием и пониманием людьми друг друга?

15. Как зависят взаимоотношения людей от правильного восприятия и по­нимания ими друг друга?

16. В чем проявляется двухсторонняя зависимость между восприятием людь­ми друг друга и их поведением?

17. Что представляет собой процесс формирования образа человека как лич­ности?

18. По каким признакам мы воспринимаем и оцениваем человека как лич­ность?

19. Какие факторы воздействуют на процесс восприятия и понимания людь­ми друг друга?

20. Какие факторы положительно влияют на восприятие и понимание лю­дей?

21. Какие факторы отрицательно воздействуют на восприятие и понимание человека человеком?

22. Каким образом зависит правильность восприятия и оценки человека че­ловеком от психологического настроя того, кто воспринимает, и того, кого воспринимают?

23. Как зависит правильность восприятия и понимания людей от индиви­дуальных особенностей тех, кого воспринимают и оценивают?

24. Каким образом на правильность межличностного восприятия влияет си­туация, в которой оно происходит?

25. Какие личностные свойства воспринимаются и оцениваются лучше, чем другие?

26. Что представляет собой статистический подход к пониманию межлич­ностного восприятия?

27. Каковы основные положения теории межличностного восприятия С. Аша?

28. В чем суть интерактивного подхода к пониманию и объяснению меж­личностного восприятия?

29. Что утверждается в трансактной теории межличностного восприятия?

30. Что такое имплицитная теория личности?

31. Каким образом действует имплицитная теория личности на восприятие и понимание людьми друг друга?

32. Как формируется и изменяется имплицитная теория личности?

33. В чем заключается положительное и отрицательное влияние имплицит­ной теории личности на восприятие и понимание людьми друг друга?

34. Что такое эффект первичности и как он воздействует на образ другого человека?

35. Что представляет собой эффект новизны?

36. Что называют эффектом ореола, как он воздействует на восприятие и по­нимание людьми друг друга?

37. Какова последовательность восприятия и оценки другого человека?

38. На какие признаки в первую очередь обращает внимание человек, оце­нивающий другого человека как личность?

39. Какие психологические состояния людей воспринимаются и оценива­ются лучше или хуже, чем другие?

40. Что такое тип межличностного восприятия?

41. Что представляет собой аналитический тип восприятия человека чело­веком?

42. В чем суть эмоционального типа межличностного восприятия?

43. На чем основан перцептивно-ассоциативный тип межличностного вос­приятия?

44. Что представляет собой социально-ассоциативный тип межличностно­го восприятия?

45. Какими должны быть ситуации, обеспечивающие правильное восприя­тие и оценку людей?

46. При каких условиях восприятие и понимание людей может быть пра­вильным?

47. Какие факторы и условия мешают правильно воспринимать и оцени­вать людей?

48. Какое значение имеет каузальная атрибуция для правильного восприя­тия и понимания людей?

49. Что представляют собой основные законы межличностного восприятия?

50. Каким образом влияют социальные установки на восприятие и оценку людьми друг друга?

 

Литература

 

1. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. — М.: МГУ, 1983. — С. 52-64.

2. Андреева Г. М. Психология социального познания. — М, 2000. — С. 41-99.

3. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2006. — С. 116-136.

4. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. — СПб., 2004. — С. 79-149.

5. Битянова Н. Р. Социальная психология. — М., 2001. — С. 131-170.

6. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982.

7. ГлейтманГ., ФридлундA., F'айсбергД. Основы психологии.— СПб., 2001.- С. 503-556.

8. Жуков Ю. М. Проблемы измерения точности межличностного восприя­тия // Вестник Московского университета. Психология, — 1987. — № 1.

9. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. — Самара, 2000. — С. 89-165.

10. Келли Г. Процесс социальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. — М., 1984.

11. Кукосян О. Г. Профессия и познание людей. — Ростов-на-Дону, 1981.

12. Лабунская В. А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. — М., 2001.

13. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное позна­ние. - Ростов-на-Дону, 1999. - С. 9-107.

14. Соловьева О. В. Обратная связь в межличностном общении. — М., 1992.

15. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. — СПб., 1999. — С. 15-53.


Глава 14



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.227.191.136 (0.102 с.)