Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизмы и законы межличностного восприятияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Восприятие и понимание людьми друг друга, процесс формирования образа человека как личности подчиняются определенным законам. В этой сфере, определяя специфику как самого восприятия, так и складывающегося в ходе его образа, действуют определенные механизмы. Рассмотрим их. Один из механизмов восприятия и понимания людьми друг друга получил название «имплицитная теория личности». Она включает в себя представление человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и поведение. Предполагается, что у каждого человека имеется не только твердое представление о том, что все эти особенности человека определенным образом друг с другом связаны, но и вполне конкретные идеи, касающиеся характера имеющихся между ними связей. У каждого человека существует своя имплицитная теория личности, которой он руководствуется, воспринимая и оценивая других людей. Имплицитная теория личности складывается в течение жизни в индивидуальном опыте общения человека с разными людьми и со временем становится достаточно устойчивой структурой, определяющей многое в восприятии и понимании данным человеком других людей. Пользуясь ею, человек, например, на основе внешнего облика другого судит о его психологических свойствах, вероятных поступках, о которых пока еще ничего не знает, и заранее настраивается на определенные формы поведения по отношению к данному человеку. Имплицитная теория личности формирует априорную установку человека по отношению к людям, имеющим определенные особенности внешности. Она же позволяет на основе ограниченной информации о другом человеке судить о том, что ему присуще как личности. Например, если в структуру имплицитной теории личности входит знание о том, что смелость как черта характера обычно сочетается с порядочностью, то индивид, обладающий соответствующим знанием, будет автоматически считать порядочными всех смелых людей (на самом деле связь между этими чертами личности может оказаться случайной). Механизм формирования имплицитной теории личности примерно таков. Встретившись с другим человеком, мы в первую очередь обращаем внимание на его внешность. Затем, в процессе общения с этим человеком, мы продолжаем наблюдать за его поведением, строить и проверять гипотезы о его личности. В конечном счете, когда мы расстаемся с данным человеком, в нашей памяти от общения с ним остается своеобразное тройственное впечатление, включающее в себя сведения о внешности этого человека, знания о его поведении и представление о его психологии. Все это связывается, ассоциируется друг с другом в нашей памяти. Далее мы встречаемся со многими другими людьми и в итоге общения с ними получаем аналогичные впечатления, включающие в себя те же три составляющие: внешние данные, поведение и психологические свойства. Впечатления, полученные от разных людей, накладываются друг на друга, и то, что в них оказывается одинаковым (имеются в виду составляющие образа человека и связи между ними), закрепляется в памяти, а остальное со временем забывается. В итоге в бессознательной памяти формируются обобщенные образы разных людей, включающие в себя типичные особенности их внешности, типичные для них формы поведения и типичные психологические свойства в их взаимосвязи друг с другом. Если имплицитная теория личности правильная — а в ее основе могут лежать некоторые действительно существующие связи между психологией, поведением и внешностью человека — то она может способствовать быстрому формированию точного образа другого человека, причем даже в отсутствие достаточно полной информации о нем. В этом состоит положительная социально-психологическая роль данного явления. Однако если имплицитная теория личности неверна (а такое также случается нередко), то это может привести к построению ошибочного образа другого человека, породить неправильное отношение к нему и, как следствие, отрицательную ответную реакцию с его стороны. Поскольку все это обычно происходит на подсознательном уровне, то между людьми могут помимо их желания и воли возникнуть неконтролируемые и неуправляемые взаимные антипатии (неприязнь). Именно искаженная имплицитная теория личности часто является причиной разного рода расовых, национальных, социальных, религиозных и других предубеждений и предрассудков, которые обсуждались нами в предыдущей главе. Конкретный механизм влияния имплицитной теории личности на восприятие и оценку людьми друг друга является следующим. Встречая незнакомого человека, мы невольно обращаем внимание на его внешность и сравниваем его с теми людьми, с которыми раньше нам уже приходилось общаться (образы которых запечатлены в имплицитной теории личности). Обнаружив внешнее сходство незнакомого человека с кем-либо из знакомых людей, мы переносим на данного человека обобщенный образ, извлеченный из нашей собственной памяти. Другими словами, применяя к данному индивиду нашу имплицитную теорию личности, мы приписываем ему те психологические свойства, которые уже вошли в нашу имплицитную теорию личности, и соответственно ожидаем от этого человека того же самого поведения, которое уже запечатлено в обобщенном образе личности, хранящемся в имплицитной теории личности. Влияние имплицитной теории личности на правильность восприятия и понимания людьми друг друга, а также на их взаимоотношения двойственное. Если имплицитная теория личности верна, то обладающий ею человек имеет возможность быстро и правильно оценивать других людей, строить их гипотетически верные образы, причем делает это задолго до того, как об этих людях будет получена полная и достоверная информация. Если же имплицитная теория личности неверна, то человек может совершать серьезные ошибки при восприятии и оценке других людей, приписывая им совсем не те психологические свойства, которые есть у них на самом деле. Это, например, часто бывает в тех случаях, когда человек имеет ограниченный и односторонний опыт общения с людьми, в результате которого у него складывается неправильная имплицитная теория личности. Следующим механизмом, который влияет на правильность восприятия и понимания людьми друг друга, является эффект первичности. Суть его состоит в том, что первое впечатление о человеке, первая по порядку информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа, чем та информация, которая получена позднее. Если, например, первое впечатление о другом человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось положительным, то на его основе в дальнейшем формируется положительный образ данного человека, который становится своеобразным фильтром, пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о воспринимаемом человеке, которая согласуется с первым впечатлением о нем (здесь, по-видимому, срабатывают законы когнитивного диссонанса). Если, напротив, первое впечатление о человеке почему-то оказалось отрицательным, то в сознание воспринимающего попадает лишь та информация о нем, которая является по преимуществу отрицательной. С эффектом первичности в области межличностного восприятия конкурирует противоположный ему эффект новизны. Он касается преимущественного влияния на складывающийся образ человека не первого, а последнего из впечатлений о нем. Согласно данному эффекту информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, способна сильнее влиять на последующие восприятие и оценку человека, чем предыдущая. Над последними по порядку сведениями о другом человеке индивид может поразмышлять, спокойно обдумать и взвесить их. Они как бы заменяют, вытесняют на время из памяти то, что раньше было известно об этом человеке, и в текущий момент времени выходят на первый план. Важную роль в восприятии и понимании людьми друг друга играет еще один механизм, который получил название «эффект ореола». Этот эффект проявляется в том, что уже сложившееся впечатление о человеке (уже существующий его образ) оказывает определенное влияние на последующее восприятие и оценку данного человека. Под воздействием эффекта ореола воспринимающий человек видит в основном только то, что соответствует уже сложившемуся образу воспринимаемого человека, и как бы не замечает того, что ему противоречит. Благодаря эффекту ореола в сознание человека попадает односторонняя информация о воспринимаемом человеке, поддерживающая и укрепляющая имеющийся образ. Много внимания в исследованиях восприятия людьми друг друга было уделено выяснению того, каков сам по себе процесс межличностного восприятия, на что в первую очередь обращает внимание воспринимающий, давая оценку воспринимаемому, в какой последовательности он «считывает» информацию о нем. Оказалось, что при восприятии нового для себя человека мы главное внимание обращаем на такие особенности его внешности, которые являются наиболее информативными с точки зрения построения образа воспринимаемого человека. Это — выражение лица и движения рук. В лице человека наше внимание в первую очередь привлекают глаза и губы, а в руках — пальцы. Они, по-видимому, и несут в себе наибольшую информацию о психологии воспринимаемого человека и его состоянии в данный момент времени. Вначале обычно оценивается общее отношение воспринимаемого человека к воспринимающему, затем строится и проверяется гипотеза о личности человека, и если она подтверждается, из долговременной памяти извлекается необходимая информация о том, как целесообразно вести себя по отношению к данному человеку. Психологи, кроме того, пытались выяснить, какие из состояний воспринимаемого человека оцениваются воспринимающим лучше и в какой последовательности. Вот результаты одного из подобных экспериментов1. В нем для определения характера воспринимаемых эмоциональных состояний использовались отрывки из литературных произведений. Они выражали три группы эмоциональных состояний говорящего: положительное, безразличное и отрицательное. Оказалось, что довольно часто, от 30 до 50 % случаев, люди совершают ошибки в точном определении эмоционального состояния говорящего. Правильнее других, как выяснилось, оцениваются положительные, а хуже всех — отрицательные эмоциональные состояния (более 50 % ошибок). Из числа положительных эмоциональных состояний правильнее других воспринимается и оценивается радость, несколько хуже — восхищение. В группе индифферентных (безразличных) эмоциональных состояний точнее других идентифицировалось состояние удивления, несколько хуже — безразличия. Среди отрицательных эмоций одинаково плохо воспринимались обида, тоска и гнев. Были обнаружены также существенные межиндивидуальные различия в правильности определения отдельных видов эмоциональных состояний человека. Эти различия, как выяснилось, связаны с культурой, национальностью, профессией и некоторыми другими факторами. Они также касались возраста и пола человека, его психологического состояния в момент восприятия. ______ 1 Борисова А. А. Восприятие эмоционального состояния человека по интонационному рисунку речи // Вопросы психологии, 1989. — № 1.
Кроме индивидуальных различий, определяемых названными причинами, существуют типы восприятия и понимания человека человеком. Среди них выделяются следующие. 1. Аналитический. В данном случае каждый информативный элемент внешности человека, например его руки, глаза, форма губ, подбородка, цвет и форма волос и т. п., связывается с наличием определенной личностной черты. О психологических особенностях человека судят на основе предварительного разложения его внешности на элементы (то есть анализа внешнего облика), а далее по этим особенностям судят об отдельных, присущих ему качествах личности. Данный тип восприятия свойствен художникам и врачам, которым по роду своей профессии нередко приходится заниматься изучением внешнего облика человека (художникам для его воссоздания на полотне, а врачам — с целью более точной медицинской диагностики). 2. Эмоциональный. Здесь человеку приписываются те или иные качества личности на основе эмоционального отношения к нему, причем оценка воспринимаемого определяется рассмотренными ранее механизмами эффектов ореола, первичности и новизны. Такой тип межличностного восприятия нередко встречается у детей, особенно у подростков, а также у лиц женского пола, эмоционально возбудимых лиц и у части людей с образным типом памяти и мышления. 3. Перцептивно-ассоциативный. Он характеризуется использованием суждений по аналогии при восприятии человека. Признаки его внешнего облика и поведенческие реакции вызывают в памяти воспринимающего образ другого человека, внешне чем-то похожего на воспринимаемого. Благодаря имплицитной теории личности гипотетически достраивается и формируется образ воспринимаемого и ему приписываются те черты, которые характерны для имплицитной теории личности воспринимающего человека. Этот тип межличностного восприятия нередко можно встретить, например, у людей пожилого возраста, у тех, кто располагает достаточно большим и богатым профессиональным и жизненным опытом общения с разными людьми, или у актеров, которым часто приходится воспроизводить психологию и поведение различных людей. Аналогичным образом, воспринимая и оценивая других людей, действуют те, кому нередко приходится оценивать другого человека как личность в условиях дефицита информации и времени: педагоги, врачи, руководители. 4. Социально-ассоциативный. В этом случае восприятие и оценка осуществляются на основе сложившихся социальных стереотипов, то есть на базе отнесения воспринимаемого лица к определенному социальному типу. В итоге воспринимаемому человеку приписываются качества того типа людей, к которому он был отнесен. Как базовые социальные типы в данном случае могут выступить люди разных профессий, социального положения, мировоззрения и т. п. Этот тип восприятия свойствен, например, руководителям и политикам, философам и социологам. Для того чтобы правильно воспринять и оценить человека, необходимо внимательно наблюдать за его поведением в тех ситуациях, где он более всего и разностороннее всего раскрывает себя как личность. Эти ситуации должны отвечать следующим основным требованиям: • быть такими, в которых поведение человека направлено на достижение целей, соответствующих его наиболее важным жизненным мотивам и потребностям; • быть связанными с преодолением препятствий на пути достижения желаемой цели. Среди этих препятствий должны, помимо прочего, находиться люди, чьи интересы не полностью совпадают с интересами данного человека; • соответствующие ситуации должны включать в себя три основные сферы человеческой деятельности: учение, общение и труд, поскольку в каждой из них проявляются существенные и разные стороны личности; • наблюдения за человеком с целью его оценки как личности должны проводиться по определенному плану. Для того чтобы получить необходимые для обобщения сведения о личности человека, желательно в общении с ним и в процессе наблюдения за ним обратить особое внимание на то, что он говорит, как говорит, каким образом реагирует на действия и поступки других людей; • если это возможно, то нужно воспользоваться суждениями и мнениями других людей о воспринимаемом человеке, так как любое отдельно взятое мнение всегда в той или иной степени субъективно и односторонне. Мы не в состоянии постоянно находиться рядом с другим человеком и непрерывно наблюдать за его поведением. Чаще всего мы встречаемся с человеком эпизодически, наблюдаем его в ограниченном круге социальных ситуаций, например в школе, в семье, в кругу друзей, на отдыхе и т. д. Следовательно, мы в состоянии правильно воспринять и оценить в человеке только те черты, которые в этих условиях раскрываются достаточно полно. Остальное мы можем не знать просто по той причине, что не имели возможности вести наблюдение за данным человеком в иных социальных условиях. Такую возможность могли получить окружающие люди, поэтому их мнение в данном случае может служить хорошим дополнением к нашему собственному восприятию. Есть некоторые факторы, которые, напротив, мешают правильно восринимать и оценивать людей. Основные из них следующие. 1. Неумение различать ситуации общения по таким признакам, как цели и задачи общения людей в данный момент, их намерения и мотивы, формы поведения, подходящие для достижения поставленных целей, состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними. 2. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания им другого человека. Такие установки обычно проявляются в суждениях типа «Что тут смотреть и оценивать? Я и так знаю...». 3. Наличие уже сформированных социальных стереотипов (предубеждений и предрассудков), в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории человеком, который их оценивает, и у него формируется установка, направляющая внимание на поиск признаков, подтверждающих его стереотипы (предубеждения, предрассудки). 4. Стремление делать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека еще до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, к примеру, почти всегда имеют «готовое» суждение о человеке, которое у них формируется сразу же после того, как они в первый раз его повстречали или увидели. 5. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других в оценках других людей как личностей, стремление полагаться только на собственное впечатление о человеке и отстаивать его. 6. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнения о человеке уже не меняются, несмотря на то что со временем накапливается новая информация о нем. Большое значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет широко исследованное в социальной психологии явление каузальной атрибуции. Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга. 1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему или проявляясь с ним одновременно, обычно рассматриваются как его возможные причины. 2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-либо уникальное событие, то мы склонны именно это событие считать основной причиной совершенного поступка. 3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий лично его вариант. На практике такой выбор нередко определяется отношением оценивающего человека к тому, чей поступок подлежит объяснению. В заключение рассмотрим некоторые законы межличностного восприятия. Под ним мы будем понимать такие законы, в соответствии с которыми обычно строится образ человека как личности. Основные законы восприятия, понимания и оценки людьми друг друга следующие. 1. Зависимость образа человека от особенностей ситуации, в которой происходит его восприятие. 2. Зависимость образа человека от психологических особенностей воспринимающего лица. 3. Зависимость образа человека от его собственного психологического состояния в момент восприятия. В зависимости от того, какова социальная установка на человека, этот человек также воспринимается и оценивается по-разному. Это особенно характерно для рассогласованных социальных установок — таких, отдельные компоненты которых не соответствуют друг другу. Типичные варианты рассогласованной социальной установки следующие. 1. Между собой расходятся эмоциональный и когнитивный компоненты социальной установки. 2. Не соответствуют друг другу эмоциональный и поведенческий компоненты социальной установки. 3. Имеются противоречия между когнитивным и поведенческим компонентами социальной установки. В каждом из этих случаев существующая социальная установка будет по-разному влиять на восприятие человека человеком. В первом случае человек под влиянием определенного эмоционального отношения к другому человеку, скорее всего, будет игнорировать информацию, которая этому отношению не соответствует, и в его межличностном поведении эмоции будут преобладать над разумом. Во втором случае человек будет переживать конфликт между своим эмоциональным отношением и реальным поведением. Внешне этот конфликт может проявляться в том, что поведение этого человека и отношение его к другому человеку будут непоследовательными: в одних случаях положительными, в других — отрицательными, нередко — рассогласованными. Третья ситуация никакого особого конфликта, скорее всего, не вызовет. Поведение человека в этом случае будет определяться его знаниями и эмоциональным отношением к воспринимаемому человеку и, соответственно, будет меняться по мере изменения знаний и характера эмоциональных отношений к данному человеку.
Контрольные вопросы
1. Что такое социальная перцепция? 2. Чем социальная перцепция отличается от восприятия, изучаемого в общей психологии? 3. Что понимают под восприятием человека человеком? 4. Какое влияние на межличностное восприятие оказывает встречная активность человека по отношению к воспринимающему его другому человеку? 5. В чем проявляется взаимозависимость процессов восприятия и понимания людьми друг друга? 6. Почему процессы межличностного восприятия лучше описывать и объяснять с помощью понятия «общение», а не с помощью понятия «предметная деятельность»? 7. Каким образом зависит восприятие и оценка человека человеком от того, как его воспринимает и оценивает другой человек? 8. Как влияет активность человека, воспринимающего и оценивающего другого, на образ, складывающийся в процессе межличностного восприятия? 9. В чем проявляется субъективность межличностного восприятия? 10. Чем отличаются законы, действующие в сфере социальной перцепции и межличностного восприятия, от законов, которыми определяется восприятие человеком неодушевленных объектов. 11. Что представляют собой частные процессы, включенные в межличностное восприятие: идентификация, сравнение и рефлексия? 12. Какое значение имеет правильное восприятие и понимание людьми друг друга? 13. Что включает в себя правильное восприятие человека человеком? 14. Каковы основные трудности, связанные с восприятием и пониманием людьми друг друга? 15. Как зависят взаимоотношения людей от правильного восприятия и понимания ими друг друга? 16. В чем проявляется двухсторонняя зависимость между восприятием людьми друг друга и их поведением? 17. Что представляет собой процесс формирования образа человека как личности? 18. По каким признакам мы воспринимаем и оцениваем человека как личность? 19. Какие факторы воздействуют на процесс восприятия и понимания людьми друг друга? 20. Какие факторы положительно влияют на восприятие и понимание людей? 21. Какие факторы отрицательно воздействуют на восприятие и понимание человека человеком? 22. Каким образом зависит правильность восприятия и оценки человека человеком от психологического настроя того, кто воспринимает, и того, кого воспринимают? 23. Как зависит правильность восприятия и понимания людей от индивидуальных особенностей тех, кого воспринимают и оценивают? 24. Каким образом на правильность межличностного восприятия влияет ситуация, в которой оно происходит? 25. Какие личностные свойства воспринимаются и оцениваются лучше, чем другие? 26. Что представляет собой статистический подход к пониманию межличностного восприятия? 27. Каковы основные положения теории межличностного восприятия С. Аша? 28. В чем суть интерактивного подхода к пониманию и объяснению межличностного восприятия? 29. Что утверждается в трансактной теории межличностного восприятия? 30. Что такое имплицитная теория личности? 31. Каким образом действует имплицитная теория личности на восприятие и понимание людьми друг друга? 32. Как формируется и изменяется имплицитная теория личности? 33. В чем заключается положительное и отрицательное влияние имплицитной теории личности на восприятие и понимание людьми друг друга? 34. Что такое эффект первичности и как он воздействует на образ другого человека? 35. Что представляет собой эффект новизны? 36. Что называют эффектом ореола, как он воздействует на восприятие и понимание людьми друг друга? 37. Какова последовательность восприятия и оценки другого человека? 38. На какие признаки в первую очередь обращает внимание человек, оценивающий другого человека как личность? 39. Какие психологические состояния людей воспринимаются и оцениваются лучше или хуже, чем другие? 40. Что такое тип межличностного восприятия? 41. Что представляет собой аналитический тип восприятия человека человеком? 42. В чем суть эмоционального типа межличностного восприятия? 43. На чем основан перцептивно-ассоциативный тип межличностного восприятия? 44. Что представляет собой социально-ассоциативный тип межличностного восприятия? 45. Какими должны быть ситуации, обеспечивающие правильное восприятие и оценку людей? 46. При каких условиях восприятие и понимание людей может быть правильным? 47. Какие факторы и условия мешают правильно воспринимать и оценивать людей? 48. Какое значение имеет каузальная атрибуция для правильного восприятия и понимания людей? 49. Что представляют собой основные законы межличностного восприятия? 50. Каким образом влияют социальные установки на восприятие и оценку людьми друг друга?
Литература
1. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. — М.: МГУ, 1983. — С. 52-64. 2. Андреева Г. М. Психология социального познания. — М, 2000. — С. 41-99. 3. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2006. — С. 116-136. 4. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. — СПб., 2004. — С. 79-149. 5. Битянова Н. Р. Социальная психология. — М., 2001. — С. 131-170. 6. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982. 7. ГлейтманГ., ФридлундA., F'айсбергД. Основы психологии.— СПб., 2001.- С. 503-556. 8. Жуков Ю. М. Проблемы измерения точности межличностного восприятия // Вестник Московского университета. Психология, — 1987. — № 1. 9. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. — Самара, 2000. — С. 89-165. 10. Келли Г. Процесс социальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. — М., 1984. 11. Кукосян О. Г. Профессия и познание людей. — Ростов-на-Дону, 1981. 12. Лабунская В. А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. — М., 2001. 13. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов-на-Дону, 1999. - С. 9-107. 14. Соловьева О. В. Обратная связь в межличностном общении. — М., 1992. 15. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. — СПб., 1999. — С. 15-53. Глава 14
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 845; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.122.69 (0.015 с.) |